Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Пт май 24, 2019 9:54 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 227 ]  На страницу Пред.  1 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Чт май 10, 2012 10:54 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Беар», 5772.
ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ ЖИЗНИ


«Землю не продавай навсегда,
Так как Моя Земля, а вы пришельцы
И жители при Мне»
Ва-йикра 25:29


Обычное видение юбилея – пятидесятого года, как освобождения все возвращающегося «на круги своя», можно углубить, увидев в Земле землю. Наше существование «йамей шней хаим - дни лет жизни», по выражению мудрецов, семьдесят лет. Если учесть, объясняет автор «Драгоценного сосуда - Кли Якар», что до двадцати человек неподсуден, с точки зрения Небес, то пятьдесят лет – это и есть время хозяйничания человека в нашем бренном мире: «Так как Моя Земля» (Шмот 9:29).
Если вспомнить тему «Сценарий жизни», то можно охарактеризовать возраст после семидесяти, как возвращение «активов» Хозяину и освобождение от созидательной работы в этом мире ради главного – соединения фактов собственной биографии в шедевр Его Замысла: «Жители при Мне». Не случайно год юбилея связан с Днем Искупления и звуком шофара - Дарования Торы, освобождая от земного: профессия «пришельцы» дает возможность в полной мере ощутить Любовь Создателя.


р.М-М.Гитик


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Ср май 16, 2012 11:53 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Бехукотай», 5772.

ИСПРАВЛЕНИЕ…ПОРЧЕЙ


«Но при всем том, исправление их
В стране врагов их не презрю их
И не погнушаюсь ими, уничтожив их»
Ва-йикра 26:44


Завершая книгу «Ва-йикра», обуславливает Всевышний свои отношения с Израилем, с их поведением. Сорок девять брахот (браха – изобилие, удача) и сорок девять клалот (клала - порча) ожидают Израиль в начале их исторического Пути. (Во временном смысле мудрецы соотносят первые три книги Пятикнижия с периодом до разрушения Первого Храма.)
Очевидно, что наша недельная глава постулирует условия прохождения Израилем экзаменов этого Мира. И главный вопрос: а что будет в случае провала (не дай Б-г)? Обещание «совсем их не уничтожу» вселяет весьма малую дозу оптимизма, ведь мы не относимся к «отряду» абсолютных праведников, увы.
Наличие двух возможностей, браха и клала, позволяет сделать вывод об общей цели их применения – достижения Цели. И хотя вариант брахи однозначно приятнее, но и страдания, конечно, очищают: «Лучше получить приговор и страдания и оказаться достойным следующего мира» (сказано об Элише бен Абуйя, Трактат Хагига 15:2).
Все галуты Израиля, объясняет рав Моше Шапира, привели к духовному подъему Израиля и к выходу из частных галутов. Не так будет с последним (Эдомским) галутом. Постепенное ухудшение условий, усиление галута, исполнение клалот, само в конце оборачивается Геулой. И главная задача Израиля в этом самом страшном галуте – не отчаяться, не раствориться и увидеть Свет, который скрывается за обступившей нас тьмой. Как пишет РаМХаЛь: «и это вера Израиля во Всевышнего… хотя и длится галут, и некоторые вещи видятся обратными Истине, но вера в Единственность стоящего за всем, от нее зависит истинное избавление» («138 врат мудрости» - врата 31).

р.М-М.Гитик


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Пт июн 01, 2012 8:12 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Насо», 5772.

«Венец отстраненности - благодарность»

«Все время назорейства,
всего что сделано из винограда…не ест.
Все дни обета назорейства его бритва не
коснется головы его…Все дни
отстраненности (чуждости) его ради
Всевышнего к мертвому не приблизится он»
Бе-мидбар 6:4,5,6




Три добровольных запрета, которыми венчает (отчуждает) себя назир, работают в трех плоскостях человеческого бытия. Подробно о соответствии запретов на виноград, стрижку волос и соседство с трупом категориям эмоции, разума и поступка можно прочитать в комментарии «Отрешенность высоты» из «Путешествия по недельным главам книги «Бе-мидбар»[1]. Мы же попробуем увидеть связь этих «повышенных социалистических обязательств» перед Всевышним с приближением «тода-благодарность».
РаШИ в недельной главе «Цав» (комментарий к сказанному в «Ва-йикра» 7:12) объясняет, что обычный еврей (не коен) благодарит в случае произошедшего с ним чудесного спасения – от морской стихии, от безводной пустыни, от дома узников и от прикованности болезнью к постели.
Если мы вспомним, что обычно принимают назорейство чаще всего на месяц, в связи с особо опасным испытанием – путешествием, то обнаружим следующую связь на уровне символов – мидраша.
Самое опасное из путешествий нашей души – жизнь! Длиннейший недуг, от которого в конце умирают все без исключения (кроме десяти, не нуждавшихся в шоке смерти), чреват тремя основными духовными (душевными) опасностями. Разум колеблем буйными ветрами (руах сеaра) глупости, стихиями этого мира, подобными «спуску в море – йордей hгаям» по выражению РаШИ и мудрецов.
Еще одна опасность – пустыня материального мира (отсутствие реальных ценностей) может показаться (сила желаний) привлекательнейшим миражем. Страсти способны быть губительными.
Последняя (нижняя) из опасностей нашего мира – неспособность вырваться из пут земного притяжения. Недаром говорят мудрецы о нашем мире как о тюрьме души. Все мы в этом мире «узники олам[2]».
Но возможность благодарности – корбан тода – предусмотрена для тех немногих, кто, защитившись от соблазнов материального мира, получает исцеление от страшнейшей болезни – эгоцентризма, приковывающей нас к постели этого мира на всю жизнь (не дай Б-г).

"Душевно благодарен"

"Если в благодарность приблизятся ]принесут[, и приблизит ]принесёт[ на жертву благодарственную халы мацот, пропитанные маслом".
Ва-йикра, 7:12


Мидраш выделяет благодарственное приношение, говоря:
"Все корбанот (приближения-жертвы) отменятся в будущем, а корбан тода (благодарственная) – нет" (Мидраш Теhилим, 56).
Рав Хаим Зоненфельд своё объяснение этому мидрашу начинает с вопроса: отчего Пятикнижие не перечислило "корбан тода" со всеми остальными приближениями, а отодвинуло его до середины второй главы книги?
РаШИ, объясняя законы этого приближения, говорит об обязанностях четырёх групп евреев его приносить: морские путешественники, освободившиеся узники, выздоровевшие смертельно больные и пересёкшие пустыню. Чудо, ими пережитое, лежит в основе их обязанности: "Возблагодарят Всевышнего, доброту Его и чудеса Его для людей и принесут жертвы благодарения" (Теhилим, 107).
Но кроме четырёх вышеперечисленных категорий существует пятая – коhены. Они в силу своей профессии находились в атмосфере постоянно непрекращающегося чуда, и потому могли приносить "корбан тода" всякий раз, когда желала этого их душа!
Пятикнижие, поместив определение благодарственного приближения в главу, прямо обращённую к коhенам ("Прикажи" – "Цав"), подчёркивает превалирование ежечасных чудес над одноразовыми. (На уровне hалахи этот принцип следует из следующего закона: пропустивший в Хануку или Пурим вставку "о чудесах" не повторяет молитвы, но забывший 18-ое благословение "о чудесах каждодневных" считается не произнёсшим молитву "амида".) Из-за этого "пятого пункта" списка "благодарителей" и отдвинула Тора "корбан тода" в главу "Цав"!
Объяснение мидраша, которым мы начали наш комментарий, связано также с именем нашей прамамы Леи. Её слова на рождение четвёртого сына, Йеhуды: "На этот раз возблагодарю Всевышнего", оцениваются мудрецами: "Сказал раби Йоханан от имени раби Шимона бар Йохая: "Со дня сотворения Создателем этого мира не было человека, благодарившего Всевышнего, пока не пришла Леа…"(Брахот, 7:2).
Конечно же, речь не идёт об обычном благословении за чудо (вспомните хотя бы Ноаха и его всеобъемлющую благодарность – жертвоприношение). Особенность признательности "Леи – геулы" в способности видеть в обыкновенном – чудо, и благодарить за него.
В будущем, когда повседневность окажется наблюдаемым чудом, исчезнет возможность благодарить в любой форме, кроме той, что была у коhенов – во всякий час, когда этого попросит душа!
Мораль: молитва сердца – та, что не требует ничего, кроме желания обратиться к Творцу, должна искать в обыденной повседневности причину "лишний раз" вспомнить о Создателе.

P.S. В качестве домашнего задания попробуйте соотнести морских путешественников с уровнем понимания, узников эмоции, а выздоровевших с уровнем действия. Тогда перешедшие пустыню жизни окажутся привязанными к Творцу, в коhены связаны с уровнем кэтер!

[2] Игра слов: «асир олам» - означает «пожизненно заключенный», а также «узник мира».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Чт июн 07, 2012 9:42 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Бе-hаалотха», 5772.
«Б-жественный свет Израиля»

«К середине Меноры
будут светить семь свечей»
«Бе-мидбар», 8:2


Как мы с вами учили, каждая из 613 мицвот Торы имеет свои, совершенно характерные уникальные черты.
В чем особенность Меноры, о зажигании свечей которой идет речь в нашей недельной главе? Общий ответ, что это тот самый Б-жественный свет. Б-жественный свет – это не только Менора. Все мицвот Торы – Б-жественный свет. И это не уникальность. Так в чем уникальность? И почему Менора и семь ее и 22 чаши, и каждый элемент, и наши мудрецы из себя выходят и объясняют, и объясняют, и объясняют. А hалаха говорит, что малейшее отсутствие любого из элементов, не только стержней, но и одной из 22 чашечек, и уже - не Менора. Эта удивительной сложности конструкция, которая, как и полагается, работает только при наличии всех элементов.
Но не в этом исключительность Меноры. Удивительная особенность Меноры, мицвы с нею связанной, заключается в том, что во всех мицвот Торы, мы, Израиль, обязаны делать, а результат делает Вс-вышний. В этой мицве, сказано в нашей главе Бе-hаалотха, «ве яиру шив-ат каней hа менора», - «и светить будут 7 ветвей Меноры». Т.е. нет мицвы зажигать, есть мицва светить, как мы всегда учим. А это уже, как говорят в Одессе, принципиальная разница. Что значит: «Светить»? И вот здесь я и собираюсь задаться вопросом, который будет главным.
Простите, но как может Израиль, при всем уважении к Израилю, отвечать за результат? Ведь если мы делаем результат, если мы отвечаем за результат, так мы - во-первых, а Вс-вышний - во-вторых, не дай Б-г. Это же - Вавилонская башня.
Несомненно, хотели мудрецы через мидраш об Антиохе и его советников[1] передать важнейшую идею, что именно свет Меноры является свидетельством связи, что шхина находится среди Израиля. Но разве только Менора? И ответ был – конечно же. Потому что, когда еврей «Ваше сиятельство», когда он, слава Б-гу, сияет, то уже «не нужно никаких доказательств». Вот вам живое доказательство присутствия Б-га в этом мире – Израиль. Или, как сказал по этому поводу знаменитый антисемит и не менее знаменитый христианский философ Николай Бердяев. В ответ на вопрос «считаете ли вы себя верующим человеком?» он ответил – да, потому что существует еврейский народ. Но мы сейчас говорим не об исторической судьбе Израиля. Мы сейчас говорим о свете. Мы же не можем быть источником! Так как это понять?
Ответ будет фарисейский, чтоб вы не сомневались, т.е. по-настоящему тонкий. Рав Шломо Эфраим Лунчиц, автор комментария «Кли якар» - «Драгоценный сосуд», говорит вещь, на первый взгляд не очень масштабную. Он говорит следующее: «Интересно отметить, что так же, как Менора была сделана сама собой, так и огонь Меноры поднимался сам собой
А теперь начинается самое интересное. Как мы помним, «ки нер нешмат адам»,- пишет мудрейший из людей в книге Мишлей «Свеча, душа человеческая». Мудрецы, комментируя, объясняют, что мицвот, то, что делает человек - это свеча. А вот Тора - это свет. «Ки нер мицва ве Тора ор», т.е. мицва - это средство, это свеча. А уже сам свет, само свечение… свет в вакууме не виден. По многим разным причинам. Но одна из них – нет наблюдателя. По-другому. Нечего освещать. Для того чтобы был свет, говорит кабала, должен быть сосуд. Для того чтобы был свет, нужно что-то освещать. Свет не существует сам по себе. И кабала специально подчеркивает, что нельзя говорить о Б-жественном свете без желания получить, без сосуда, без того, что свет влияет.
Вся идея сияния, причиной которого являются евреи, в том, что они являются сопричиной. Сказано, что свет от зажженного масла Меноры, был, как можно это увидеть в наших ханукальных светильниках, невелик. Когда мы зажигаем свечи ханукии, появляется свет. Но свет, он в начале маленький. Понемногу, видимо, впитывая масло (простите за незнакомство с этими процессами), разгорается и начинает светить больше и больше, и доходит до максимума. И это маленькое начало, по сути, то, что есть наше во всем мироздании.
Наша маленькая душа, в которую мы вкладываем совсем чуть-чуть, минимум, только, что не гаснет, совсем крошечный огонек. Он, подпитываясь маслом, начинает самовозгораться. Я не имею в виду никаких физических явлений. Я имею в виду совершенно духовную вещь.
«Где присутствует Вс-вышний?»- Спросил как-то раби Менделе и ответил – «там, куда его впускает человек». Говорит рав Лунчиц, понимаете, душа, та самая, которая символизируется огоньком Меноры, она рвется вверх, она рвется к Источнику. Кто не пускает? Авонот, наши с вами преступления. Так вот, если бы от них избавиться, так она бы сама рванула вверх.
И мы снова возвращаемся к нашей классической теме. Вся задача человека – не творить добро, а высвобождать его из зла. Наша задача отделять зло от добра. И этим отделением мы высвобождаем добро и становимся его сопричиной. Понятно, что мы его не творим. Но, освободив его от сдерживающего зла, мы высвобождаем его живительную силу, которая и устремляется естественным образом, подобно огню, высоко ионизированному газу, вверх к источнику.
Таким образом, то новое, что мы открыли с помощью рава Лунчица - это ответ на вопрос, который на первый взгляд кажется очень сложным. Как же, так мы утверждаем, что это единственная мицва Торы, где мы отвечаем за результат – «светить». И это хорошо, потому что все остальные мицвот подпадают под нашу важнейшую картинку, где двухлетний малыш, в цигейковой шубке, смешно перепоясанный солдатским ремнем, тянет за собой тяжело груженые санки. Но как мы всегда учим, если посмотреть на жизнь ширше, то обнаруживается сзади идущий Родитель, который и толкает тяжелогруженые санки. А все соучастие малыша в том, как он смешно надувает щеки.
Но вот нам мицва, в которой мы, наконец-то, отвечаем за результат, за цель. Ведь смысл сказанного Антиоху его советниками, смысл идеи, которую хотят донести до нас мудрецы – пока мы, евреи, связаны с целью, Антиоху Епифанычу не светит. Пока мы светим – ему не светит! Но как же мы можем светить? Мы вторичны, при любом раскладе. И ответ – там, где мы вкладываем свою душу. И высшая духовная мера наказания, карет, отрезание души, это как раз, не дай Б-г, те самые усилия, которые прилагаются евреями, заталкивающими душу в непотребство. Результат – эти евреи остаются бездушными.
Так вот, избегая этого страшного, мы можем утверждать, что душа идет только в добро, только в хорошее. И вот здесь решается это противоречие. Так кто, во-первых? Ответ – силы, свет, энергию дает Вс-вышний. И даже этот естественный подъем, увеличение света, тоже делает Вс-вышний. Наше дело – тонюсенькая искорка, о которой говорит раби Менахем Мендел Шнеерсон из Любавичей. Вот эта точечка в сердце, которой мы не дали погаснуть.
Точечка тоже не наша. Что наше? Мы ее сохранили, мы не дали ей погаснуть. Это то, что в любых испытаниях у нас никому не отнять. А если мы ее сохранили и если мы зажгли и она капельку светится, это даже нельзя заметить, что она светится. Но остальное, что называется, дело техники Вс-вышнего. И так же, как Менора была сделана сама собой, вот так же и свет Меноры делается сам собой. Вот это и есть красивейшая идея рава Шломо Эфраима Лунчица. Он удивительнейшим образом показывает, что и свет Меноры, и сама она - сами собой. И вот это «сами собой» и есть ответ на вопрос, как мы можем быть сопричиной. Нам нужно надувать щеки, нам нужно делать сосуд. Нам нужно не отчаиваться, не гасить искру, имплантированную Вс-вышним в вашем сердце.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Чт июн 21, 2012 12:06 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Шлах», 5772.

Вина отцов.
«И открыла
земля рот свой, и
поглотила их, и их
дома, и всех людей,
принадлежащих [к
общине] Кораха, и все имущество»
Бе-мидбар16:32


Ответив на вопросы первого плана , мы получаем возможность объяснить менее крупные, но никак не менее важные вещи. В Трактате «Шабат» (32:2), опираясь на нашу главу, утверждают раби Йегуда и раби Меир, что причина гибели маленьких детей – неисполнение мицвы цицит, а, по мнению раби Меира – неисполнение мицвы о мезузе. Как и всегда, в мидрашах мудрецов, разные мнения, это разные аспекты общей причины.
Мы уже объясняли суть претензий, выраженных мидрашами о «цицит ше кула тхелет – цицит голубая нуждается в голубой нити?!» и «дом полный книг [Торы] нуждается в мезузе?!» И сейчас нам будет интересно увидеть сходство мицвот цицит и мезузы по неожиданному параметру. Обе эти мицвы, говорит рав Лунчиц, связаны с памятью. Мезуза напоминает о Вс-вышнем на входе и при выходе, а цицит – постоянное напоминание о мицвот Создателя.
Об удивительной связи между памятью отцов и жизнью детей говорит пророк Гошеа(4:6) «Если забудешь ты Тору Источника всех сил твоих, то я позабуду о детях твоих».
Прекращение традиции евреем – вещь казалось бы не смертельная. Но отсутствие памяти, духовная ассимиляция приводит к исчезновению ветви, идущей от еврея. Его дети, его продолжение – не еврейское, не его.
Отделив внешнее от внутреннего, отделив себя от общины, Корах «восообщники» отрезали свою ветвь от Древа Жизни и осудили своих детей, так же, как женящийся на гойке – осуждает собственных потомков.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Ср июн 27, 2012 10:53 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Хукат», 5772.

Вопрос воспитания.
«И поднял Моше
руку свою и ударил
посохом своим дважды
по скале и вышло
много воды»
Бе-мидбар 20:11


Двойной удар детонирует вопрос: а одного удара было мало? Очевидно, что Тора хочет преподать нам урок. И мудрецы в мидраше (Йалкут Шимони 763) объясняют, что этот урок – урок воспитания: «И говорите к скале», - сказано, а не «ударьте». «Когда юноша мал, его учитель, поучая, бьет его, когда же вырастает – увещевает его словами».
Если вспомнить незабвенного Райкина и рассуждения его героев (слова Жванецкого) о методах воспитания (от «Сидоров старший драл меня, Сидорова младшего, как сидорову козу» и до «пыть, курыть и говорыть я научился одновремённо»), то придется прийти к выводу, что вопрос, затронутый Торой, вечен, т.е. всегда актуален.
Рав Лунчиц объясняет, что выбор «умеренного физического давления» на ученика чреват.
Двойное «ударение» (простите за каламбур) подразумевает идею «короткого-длинного пути». С одной стороны, «удары» привлекут внимание слушателя, но в том-то и состоит длинность пути (два удара), что, в конце концов, все равно придется использовать слова. Иначе духовное восхождение не состоится!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Ср июл 18, 2012 9:10 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Матот – Масей.

Клятва перед Вс-вышним, но моя.
«И говорил Моше
к главам посохов (ветвей)
детей Израиля, говоря:
это та вещь, которую
повелел Вс-вышний.
Человек, который примет
обет перед Вс-вышним»
Бе-мидбар 30:1-3


Как связать воедино обращение Моше к главам вервей, с „той вещью” и с законами о клятвах (обетах)? Рав Лунчиц предлагает мидраш наших мудрецов в качестве связующего звена, но, как и полагается мидрашу, он, на первый взгляд, кажется еще одним элементом загадки, а никак не разгадкой:
«Дающий обет подобен строящему «баму» (возвышение) {для корбана – приближения}, а исполняющий клятву подобен приносящему на возвышении (баме) корбан (жертву-приближение)». Трактат «Недарим» (22:1).
Отрицательное отношение мудрецов к клятвам прямо следует из запрета приближать корбанот помимо жертвенника в Йерушалаимском Храме, но это практически единственное, что понятно в мидраше. Рав Лунчиц предлагает начать соединение частей воедино с … разделения клятв на два вида.
Человек, поклявшийся в состоянии аффекта, придя в себя, естественно, раскается и обратится за разрешением обета к … главе ветви. Именно «эту вещь» передает Моше от Создателя главам посохов. Они обладают достаточными знаниями и авторитетом для разрешения данной под влиянием минуты клятвы. (Сегодняшний вариант – три обычных еврея могут разрешать обеты).
Но в случае обдуманного желания исполнить взятое на себя «сверх Торы» ограничение, явно просматривается… гордыня. Я смогу, «я клятвы не нарушу, своим дыханьем землю обогрею» - диагноз однозначен. И принесение корбана на запрещенной баме есть очевидное самовыпячивание, вознесение своего Я.
И обращение Вс-сильного (через Моше) к главам ветвей вызвано пониманием последними тривиальной истины: чем ближе к Создателю, тем меньше человек в своих глазах. А тот, кто невелик в собственных очах, сможет помочь тому, кто по недомыслию непобежденного эгоцентризма наивно полагает «моя сила и мощь руки моей сделали это!» (Дварим 8:17)
Таким образом, все три элемента: «главы посохов (твердый вариант ветви)», «эта вещь» – особенность, обособленность, и «клятва» - становятся связанными благодаря мидрашу мудрецов, объясняющему пагубность «наложения на себя обетов» - приближения корбана (ради Вс-вышнего, но там, где Я решил) на запрещенном возвышении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Чт авг 02, 2012 9:21 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Ваэтханан, 5772.

Моральное старение.

«Так как родишь сыновей
и сыновей сыновей и
устареете вы в стране,
и вы развратитесь»
Дварим 4:25



Этой строкой начинается отрывок из нашей недельной главы, читаемый на Девятое Ава, и потому, очевидно, принципиальный для понимания причин несчастий, обрушивающихся на всех нас. Но каким образом рождение детей и внуков в стране Израиля, ведет к «разврату» (духовному по контексту)?! А так же, что значит «устареете – веношантмем»?
Рав Мойше Шапиро свой ответ на эти вопросы начинает с определения особенности Страны Израиля, данной в главе «Экев»: «Так как страна Израиля, в которую ты входишь унаследовать ее, не подобна стране Мицраим, из которой вы вышли, где сеял ты свои семена и поливал их ногами своими.… А страна, в которую ты проходишь унаследовать ее – страна гор и долин из полива небесного будет пить воду» (11:10-11).
Противопоставление нижнего «полива ногами» и верхнего «полива небесного» имеет в оригинале дополнительный смысл. Слово нога – регель означает так же привычку. И мы снова сталкиваемся с удивительной особенностью Дома Вс-вышнего, ставшей причиной плача Израиля в первое Девятое Ава: «эрец охелет йошвеґа ґи – страна, поедающая сидящих в ней» (Бе-мидбар 13:32).
Задача страны Израиля – реализация Торы, и любая попытка остановиться, не добавлять к уже имеющемуся, вызывает резкую реакцию. Успокоенность, привычность нетерпимы для страны Творца, и вызывают духотрясение. В нашей Стране все с Неба и отсутствие нового (сосуда) чревато крутым поворотом жизненного сюжета.
Собственно, все вышесказанное, заложено в корень слова «ношантем – устареете». Яшан – устаревший и ёшен – спящий (одно слово на иврите) связываются в одно понятие через духовное состояние человека, живущего по инерции, верящего оттого, что верил вчера, и исполняющего мицвот по привычке (регель – нога – Мицраим – инстинкты).
Нетерпимость нашей Страны к стабильности (иллюзия достижения) выражена словами «сыновей и сыновей сыновей», три поколения, как и полагается числу три, намекают на состояние устойчивости, которое в Стране Израиль является причиной духовного изгнания – галута.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Ср авг 15, 2012 10:58 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Рээ 5772.

География свободы.
«И дать браху на горе
Гризим, а проклятие
на горе Эйваль…
за дорогой, приводящей
к Солнцу… против Гильгаля,
подле Алоней Море»
Дварим 11:29,30


Рав Йонатан Айбешец усматривает в благословениях и проклятиях, обнародованных на горах Гризим и Эйваль, принципиальное возражение восточным верованиям об Аримане и Ормузде, Ине и Яне, короче, различным формам дуализма. Как жестко оговаривается в вышеприведенном отрывке – источник хорошего и плохого Один.
Но акцент мы, с помощью раби Айбешеца, сделаем на географических знаках, данных Пятикнижием. Что объединяет находящееся за Солнцем с Гильгалем и Алоней Море? Ответ рава Йонатана… брит мила (обрезание). Именно оно выводит Авраґама из-под действия рамок судьбы, ему предначертанной, как говорит Трактат «Шабат» (156:1). Брит, сделанный поколением, вступившим в Страну, сделан у… Гильгаля (книга Йеґошуа 5:9). Алоней Море, намек на Алоней Мамре и брит нашего праотца Авраґама. Солнце – символ заданности, предопределенности – судьбы. Таким образом, находящееся вне (за) системой Солнца – это выходящее за рамки мазаля-кармы! А общий вывод – лишь жизнь в рамках союза Авраґама, несмотря на суровость проклятий, дает близость к Создателю и выводит за рамки предначертанности.
Все, подобно автору этих строк, прошедшие операцию обрезания в зрелом возрасте, могут свидетельствовать – ощущение обретенной внутренней свободы, свободы от судьбы, дается вхождением в брит Авраґама. И потому управление своей судьбой, переданное Исраэлю через благословения и проклятия гор Гризим и Эйваль, «увязано географически» со знаками освобождения от Судьбы, знаками обрезания.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Чт авг 23, 2012 2:24 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Шофтим», 5772.

Лицо страны.

«Не извращай Суд, не лицеприятствуй и не бери взятки, так как взятка ослепляет глаза мудрецов и искривляет слова праведников. Справедливость, справедливость преследуй»

Дварим 16:19


Наверное, не многие из законов Торы прокомментированы столь обильно. Но мы вслед за автором «Драгоценного сосуда» попробуем посмотреть в корень слова «взятка - шохад», а также обратим внимание на синтаксис и буквальное значение слов. Начнем с соединительного союза «вав»: «не лицеприятствуй и не бери взятки»
Союз «вав – и» указывает, по мнению рава Лунчица, на причинно-следственную связь. Именно лицеприятствование ведёт к необъективности. Но давайте пристальней посмотрим на слова «ло такир паним», которые христиане достаточно невнятно перевели как: «лицеприятствовать». В оригинале буквально «не узнавай лица».
Рав Лунчиц отправляет нас к РаШИ на Бе-рейшит (41:56): «и голод был на всём лице страны» - «лицо страны – это богачи». Прежде, чем мы используем сказанное РаШИ в нашем комментарии, заметим, что всякий наделенный богатством, наделен способностью влиять на многих людей. И мудрецы констатируют, что если речь идет о еврее, то у него есть способность и духовного влияния на многих.
Ивритская идиома – «ло такир паним – не узнавай лица» говорит о единственной возможности сохранить объективность в случае, когда вы сталкиваетесь (не обязательно в суде) с богатым человеком – его следует не узнавать в лицо, не связывать богатство с конкретным «носителем», перед вами находящимся. Иначе вы заметите у себя мысли типа «а ведь совсем не чинится, обыкновенный человек». Короче обнаружите, что вы при всей вашей неподкупности, уже получили взятку!
А теперь объясним корень слова «взятка – шохад» - слово «хад». Его значение «единство» (эхад) и «острый». В первом случае мы говорим о взятке, как соединение (общий интерес) дающего и берущего мзду. Во втором – прослеживается нетривиальная связь с желанием получившего взятку поспешно «разрулить» (разрезать) ситуацию.
Заинтересованному судье всё предельно ясно и его внутренний мотив – желание отрезать – разрубить гордиев узел. Именно поэтому обязанность судей избегать поспешности решений, несмотря на остроту, отточенность доводов. А предупреждение (дважды усиленное) «справедливость, справедливость преследуй» означает единственное исключение из неторопливости судопроизводства. В случае оправдания подсудимого нельзя тянуть и невиновность должна быть объявлена немедленно, без малейшего промедления.
Удвоение «справедливость, справедливость», говорит рав Лунчиц – это указание судьям, в случае обвинительного приговора, ни в коем случае не «преследовать справедливость», а подождать. Быть может, вскроются новые обстоятельства и «преступник» окажется невиновным.


р. М.М.Гитик


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 227 ]  На страницу Пред.  1 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB