Page 13 of 15

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Posted: Wed Apr 18, 2012 6:33 am
by Архивариус
Недельная глава «Тазриа» («Зачнет»)
Недельная глава «Мецора» («Прокаженный»)

Глава «Тазриа» содержит законы, определяющие состояние ритуальной нечистоты у людей и вещей. Глава «Мецора» говорит о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых.
Чистота речи и наш мир
Рав Бен-Цион Зильбер

Одной из основных тем наших двух недельных глав является «негаим», что принято переводить на русский как «проказа». Вавилонский Талмуд в трактате «Арахин» (ст. 16а) приводит семь причин, по которым Всевышний наводит проказу на человека. Основной же причиной является злословие. О важности контроля за произносимыми словами можно узнать из Теиллим: «Человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро! Стереги язык свой от зла и уста свои — от лживых слов, уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему» (Теиллим 34:13–15). Почему царь Давид поставил на первое место отдаление от злословия?

Само строение нашего мира является ответом на этот вопрос. Несмотря на то, что мы живем в физической реальности, ее основы — исключительно духовные. Подтверждением этому служит мишна, приведенная в трактате «Пиркей-авот»: «Мир стоит на трех основаниях — на Торе, на служении и на добрых делах».

Итак, мир существует благодаря огромной силе Торы. В Иерусалимском Талмуде в начале трактата «Пеа» указано, что заслуга при изучении Торы приравнивается к заслугам при исполнении всех остальных заповедей, а нарушение запрета на злословие подобно нарушению всех остальных запретов, которые дал нам Всевышний.

Каждому из нас важно, чтобы его слова Торы и его молитва, которая может исправить и улучшить окружающую реальность, были по достоинству приняты на Небесах, на самом высоком уровне. Вот что по этому поводу говорят мудрецы Талмуда, которые знали истинное значение всего, что находится в этом мире. В трактате «Шаббат» (лист 119б) задается вопрос: на чем в данную минуту держится этот мир? Другими словами, какой духовный фундамент есть у физической реальности? Ответ, который приводится в Талмуде, крайне нетривиален. Основой нашего мира является… пар изо рта маленьких детей, которые учат Тору и молятся.

Рав Папа и Абайе были величайшими мудрецами своего поколения. Рав Папа спросил у Абайе: «А что же с нами?» То есть, почему при поддержании жизнедеятельности не учитывается пар взрослых мудрецов? Абайе ответил: «Пар, который исходит изо рта, который согрешил, не похож на пар изо рта, который не грешил». Праведный Абайе предполагал, что в прошлом он и рав Папа могли каким-то образом оговориться — разумеется, применительно к собственному высокому уровню — и таким образом считаться согрешившими людьми. Огромная же сила, которой обладает пар, исходящий изо рта маленький детей, возникает благодаря чистоте их уст.

Когда мы преступаем запрет злословия, Тора, которую мы изучаем, уже не обладает тем потенциалом, как раньше, а молитвы не принимаются на Небесах на должном уровне. Поэтому мы должны, как повелел царь Давид, стеречь язык свой и следить за духовной чистотой уст. Хафец-Хаим пишет, что наши уста можно сравнить с рабочими инструментами. Поскольку заржавевшим резцом нельзя сделать огранку на бриллианте, давайте все вместе заботиться о надлежащем состоянии нашей речи, являющейся мощным духовным инструментом.

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Posted: Wed May 02, 2012 7:07 am
by Архивариус
«Эмор» («Скажи»)

Глава продолжает тему служения в Храме (см. «Ахарей мот»). Через Моше Всевышний сообщает законы святости коаним: «Скажи священнослужителям…» — а также законы святости служения в Храме. Глава подробно излагает законы праздников Песах, Шавуот, Рош-аШана, Суккот, Шмини Ацерет и поста Йом-Кипур.

Ступени, ведущие вверх
Рав Бен-Цион Зильбер

Говоря о празднике Песах, Тора предписывает евреям, находящимся в стране Израиля, назавтра после первого дня праздника Песах приносить в Храм омер (определенную меру зерна) от нового урожая ячменя и в этот же день начинать отсчет пятидесяти дней, которые приводят нас к празднику Шавуот, празднику дарования Торы: «И сочтите себе от другого дня после покоя, со дня принесения вами омера проведения, семь недель; полными будут они» (Ваикра, 23:15). На пятидесятый день, в праздник Шавуот, нам предписано принести еще одно хлебное приношение, но уже от нового урожая пшеницы: «До следующего дня после седьмой недели сочтите — пятьдесят дней; и принесите новое хлебное приношение Г-споду» (23:16).

Сейчас мы находимся как раз в периоде счета омера — так называется счет дней между праздниками Песах и Шавуот. В чем его смысл? Сефер а-хинух объясняет: цель исхода из Египта (который мы празднуем в Песах) — получение Торы (которое мы празднуем в Шавуот). Именно это сказал Всевышний Моше в Египте: когда выведешь евреев, будете служить Б-гу у этой горы. Вот мы и считаем дни до достижения этой цели.

Что ж, понятно. Но почему мы считаем именно так: день прошел, два дня прошло, три дня прошло и т.д., а не наоборот, как обычно считают люди, которые ждут наступления какого-то события. Привычнее было бы именно так, как мы видим, скажем, на предвыборных плакатах, да будут разделены эти вещи: до выборов осталось двадцать дней, до выборов осталось десять дней…

На этот вопрос рав Пинкус отвечает: потому что это — время духовной подготовки. Когда человек строит десятиэтажный дом, он не говорит: осталось три этажа, осталось два этажа… Он говорит: я построил уже пять этажей, построил шесть этажей… К получению Торы надо прийти в определенном состоянии, поэтому мы считаем, сколько нами уже «построено», по крайней мере — сколько должно быть построено.

И, наконец, что представляет собой эта подготовка? Подготовка к получению Торы — это работа над своими душевными качествами, ибо, как известно, «дерех эрец кадма ле-Тора» — «достойное поведение предшествует Торе». Не случайно в эти пятьдесят дней мы занимаемся изучением Пиркей авот — Поучений отцов. Основная мысль этих мишнает — моральное совершенствование человека.

Правда, говорит Сефер а-хинух, если это так, то почему мы не приступаем к счету немедленно, в первый же день Песах? Мы приступаем к счету, т.е. к подготовке, только во второй день, потому что в первый полностью сосредотачиваемся на воспоминании об Исходе и всякая другая мысль будет нас отвлекать.

Для того чтобы связать заповедь счета с чем-то определенным, нам предписано во второй день праздника выполнить приношение омера, т.е. принести в Храм меру ячменя нового урожая. Как известно, ячмень — пища для животных, и это символизирует наш духовный уровень в начале подготовки. Спустя семь недель мы приносим в Храм два хлеба из пшеницы нового урожая, и это — символ нашего духовного восхождения по ступеням сорока девяти дней счета омера.

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Posted: Tue May 08, 2012 11:55 pm
by Архивариус
Недельная глава «Беар» («На горе»)

В главе «Беар» даны законы, которые выделяют особенное время и указывают на его святость. Это каждый седьмой год семилетнего цикла (шмита — «освобождение»), когда земля оставалась под паром и отдыхала, будучи безраздельной собственностью Творца, и каждый пятидесятый год (йовель – «юбилей»), когда свободу получали рабы-евреи, а наследные наделы (за исключением домов в городах, обнесенных стеной) возвращались своим хозяевам (по Своей воле Всевышний раздал уделы сынам Израиля, и никто другой не имел права их присвоить).
Проценты — жизнь без Творца?
Рав Бен-Цион Зильбер

В недельной главе «Беар» упоминается запрет взимать проценты с евреев: «Не бери у него лихвы и роста, и бойся Б-га твоего» (Беар 25:35). Самое простое объяснение — евреи являются братьями друг другу, а помощь брату следует оказывать безвозмездно. Интересно отметить, что запрет распространяется на тех, кто дает, и на тех кто берет деньги под проценты.



Рабби Шломо-Эфраим Луншиц, известный как «Кли якар» по названию своего фундаментального комментария к Торе, приводит дополнительную причину, по которой Творец запретил такую, казалось бы, тривиальную финансовую операцию. Когда человек занимается бизнесом, он всегда рискует. Кто сказал, что на приобретенные за большие деньги товары будет спрос? Кто сказал, что сумма, вложенная в строительство многоквартирного дома окупится? Исключение составляет заем денег под проценты: заимодавец практически со стопроцентной вероятностью знает, что по истечении определенного срока его деньги будут не только возвращены — они увеличатся в размере.

Такое положение вещей противоречит постоянной связи еврея со Всевышнимим. Ведь именно от Б-га зависит наше материальное положение, именно Он решает, удачной ли будет та или иная торговая сделка. Полагающийся исключительно на собственные силы и действия как бы удаляет Творца из своей системы координат.

В Талмуде сказано, что тот, кто одалживает деньги под проценты, не воскреснет после прихода Машиаха. Следующая история, иллюстрирующая этот принцип, произошла в городе Познань, раввином которого был рабби Акива Эйгер, один из крупнейших духовных лидеров еврейства. Местный богач скончался, и его сыновья обратились в похоронное братство «Хевра кадиша». К их удивлению, сумма, которую запросили за погребальные услуги, оказалась необыкновенно высокой.

Дети покойного обратились в судебные инстанции и даже выше. Бургомистр Познани вызвал к себе раввина Эйгера и строго спросил: «В чем дело? С какой стати похороны этого человека должны проводиться по завышенной цене?!" Рабби Акива Эйгер улыбнулся: «Ваша светлость, этот богач не только был скупердяем, который не давал бедным ни гроша, но всю свою жизнь он одалживал деньги под проценты».

«Обычно когда еврей умирает, „Хевра кадиша“ требует с его близких весьма скромную сумму. Пребывание покойника в могиле временное. Это своего рода аренда помещения. Придет Машиах, и еврей, как и другие его собратья, воскреснет. С богачом-процентщиком дело обстоит иначе. Он не воскреснет никогда. Поэтому арендная плата, которую должны внести его сыновья, логичным образом высока».

***

Как же, несмотря на запрет, функционируют израильские банки, которые выдают ссуды на приобретение квартир, учитывая, что среди их клиентов немало религиозных евреев? В таких случаях клиенты полагаются на «этер-иска», по которому работает банк.

Суть «этер иска» состоит в следующем. Допустим, один человек дает другому 100 тысяч на бизнес. Из них 50 тысяч он ему одалживает, а 50 остаются деньгами дающего, и дающий получает прибыль от своей половины денег. Т. е., он получает прибыль не за те деньги, которые он одолжил, а прибыль от той части денег, которые он оставил себе. То же самое, когда человек берёт ипотеку в банке: покупка квартиры может тоже быть «бизнесом», ведь очень часто квартиры поднимаются в цене; и человек делает банк участником своих предполагаемых прибылей.

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Posted: Wed May 16, 2012 6:52 am
by Архивариус
Недельная глава «Бехукотай» («По законам Моим»)

Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
История по спирали
Рав Бен-Цион Зильбер

Еврейский народ уникален своей многовековой историей. Несмотря на изгнание и бесчисленные беды, потомки Авраама, Ицхака и Яакова оказываются удивительно стойкими. Всевышний хранит их и дарует вечность, вопреки наказаниям. Такая иррациональная живучесть требует отдельного рассмотрения.

Рабби Меир-Симха а-коэн из Двинска, раввин, который жил на рубеже 19–20 веков, подробно пишет об этом в книге «Мешех хохма»: «С того момента, как евреи оказались среди других народов, все живущие на Земле не могли осознать их чудесное существование. Такое не в силах понять образованному человеку, который знает историю и наслышан о волнах бедствий, в течение многих тысяч лет падавших на этот маленький, слабый и изможденный народ».

История народа Израиля развивается по спирали, эпоха процветания сменяется очередным изгнанием. Рабби Меир-Симха пишет: «Спокойствие длится 100–200 лет, затем начинается ветер, и беспощадные волны разрушают и сносят всё с пути. Евреи рассеиваются по Земле, бегут в дальние места. Там они объединяется заново, становятся великим народом, учат Тору и славятся мудростью, пока еврей не начинает думать, что чужбина — это и есть его родина. Когда он прекращает надежду на духовное спасение, посланное Творцом в нужное время, возникает гораздо более сильная буря. Она как бы напоминает во всеуслышание: «Ты еврей! Беги в чужую, неизвестную тебе страну».

Итак, вся еврейская история — это непрерывная смена эпох. Из-за чего народ, который познал изгнание, забывает заветы отцов и тем самым обрекает себя на наказание? Автор книги «Мешех хохма» поясняет: «Когда евреи попадают в чужую страну, поначалу их духовный уровень невелик. Затем в них пробуждается Б-жественный дух, и они возвращаются к истокам. Евреи изучают Тору и распространяют знание. Уровень Торы достигает вершины. Новое поколение ощущает, что оно не в силах прибавить к этим достижениям что-либо новое (…) Поэтому сыновья начинают критиковать отцов (…)»

Рабби Меир-Симха а-коэн скончался в 1926 году. Задолго до прихода к власти нацистов и принятия антиеврейских законов он предвидел происходящее. В списке поступков, характерных для поколения детей-бунтовщиков он упоминает тех, кто по ошибке думает, цитируем, «…что Берлин — это Иерусалим».

Эпоха сменяет эпоху. Процветание сменяется разрухой, а разруха — процветанием. Несмотря на беды и страдание, Всевышний хранит Его народ, как сказано в нашей недельной главе: «Но при всем том, в их пребывание на земле их врагов Я ими не пренебрег и их не отверг, чтобы их истребить, нарушая завет Мой с ними; ибо Я Г-сподь, Б-г их» (Бехукотай 26:44).

Залогом процветания служит соблюдение законов, данных Всевышним. Наверное, стоит еще раз перечитать нынешнюю недельную главу и сделать однозначный выбор в пользу положительного варианта развития еврейской истории: «Если в законах Моих ходить будете и заповеди Мои соблюдать и исполнять их, Я дам ваши дожди в свое время, и даст земля свой урожай, и дерево полевое даст плоды свои. И достигнет у вас молотьба сбора винограда, а сбор винограда достигнет сева. И будете есть хлеб ваш досыта, и будете жить спокойно на вашей земле».

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Posted: Tue May 22, 2012 10:47 pm
by Архивариус
Недельная глава «Бемидбар» («В пустыне»)

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо.
Единство и разделение
Рав Бен-Цион Зильбер

До сих пор Тора, говоря о происхождении наших праотцев, тщательно прослеживала их родословную, но не подчеркивала их принадлежности к тому или иному колену, хотя, согласно мидрашам, и при выносе тела Яакова из Египта, и при переходе Красного моря колонны евреев двигались по коленам. Впервые принципиальная важность деления народа на колена показана в главе «Бемидбар».

Что касается численности евреев, то это второй ее подсчет. Первый подсчет был произведен при строительстве Мишкана, когда каждый мужчина в возрасте от двадцати до шестидесяти лет внес по полушекелю на Мишкан и количество монет указало на количество людей (книга «Шмот», гл. «Ки тиса»). Тогда речи о делении на колена не было.

До получения Торы у горы Синай и завершения строительства Мишкана, переносного Храма, в пустыне Тора не рассматривала деление евреев на колена как отдельную тему. Только когда евреи «родились» у горы Синай как единый народ, служащий Всевышнему, и обрели центр Б-гослужения в виде Мишкана, Всевышний предписал им произвести счет, строго придерживаясь деления на колена. Это деление следовало соблюдать и в походе, и на местах стоянок. Центром, относительно которого строилось расположение колен, был Мишкан. Вокруг Мишкана располагалось колено Леви, причем с восточной стороны, напротив входа в Храм, находились коэны, особая часть левитов.

Тора подробно указывает численность всех колен, место их расположения: с внешней (относительно Храма) стороны от левитов, на запад и восток, на юг и на север, — дважды называет имена глав колен и говорит, что каждое колено идет под своим флагом.

В чем смысл такого деления? Каким содержанием оно наполнено?

Одно из значений такого деления, говорят наши мудрецы, — уважение к порядку. Тора подчеркивает важность упорядоченности во всех действиях и состояниях человека. Но мы рассмотрим другой его смысл — значение индивидуального начала. У каждого из колен есть свое лицо, своя «натура», свои особенности восприятия мира, своя судьба и свое будущее. В Талмуде, например, рассматривается эпизод, когда по тому, что человек говорит (как он смотрит на вещи, как воспринимает природу), определяли, к какому колену он принадлежит: этот — из Звулуна, а этот — из Дана…

Мы знаем, что потомки Иссахара — знатоки Торы, а потомки Звулуна, удел которого располагался у моря, были торговцы и мореплаватели, что цари Израиля происходят из колена Иеуды и т.д. А для того, чтобы заниматься тем или иным делом и занимать то или иное место в обществе, надо обладать соответствующими данными и способностями. Тора подчеркивает, как важно каждому развиваться в собственном направлении, реализовать свою данность.

Если это так важно, почему же тогда Тора рассматривает эту тему только в четвертой книге Хумаша? Потому что начало «Бемидбар» — этап, когда евреи уже обладают Торой и Храмом, когда у них есть общие задачи и эти задачи — главное в их жизни. Когда в жизни народа есть общий, единый смысл, в ней (в жизни) появляется место развитию индивидуального. Иначе все разбредутся по своим тропинкам и будет уже неважно, похожи все или разные. Разнообразие обогащает тогда, когда оно образует что-то целое. Своеобразие колен — общее достояние народа Израиля.

Сегодня вокруг Торы стоят самые разные еврейские общины: польские и литовские, иракские и марокканские и многие другие. Это не колена, все мы сегодня — потомки Иеуды и Биньямина. Но сгладьте разнообразие обычаев и мелодий — и насколько беднее мы станем!

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Posted: Tue Jun 05, 2012 10:58 pm
by Архивариус
Недельная глава «Беаалотха» («Когда возжигаешь»)

Глава разъясняет правила зажигания храмового светильника-семисвечника, говорит о некоторых обязанностях коэнов и о подготовке левитов к работе в Храме.

Глава излагает законы праздника Песах, рассказывает о недовольстве в стане евреев и о том, как Всевышний наказал евреев, удовлетворив их пожелания.

Глава завершается рассказом о прегрешении Мирьям, сестры Моше и Аарона, и о полученном ею наказании.

Контроль над своей речью — неисчерпаемая тема
Рав Бен-Цион Зильбер

Праведница и пророчица Мирьям в конфиденциальном, как теперь выражаются, разговоре с братом (с Аароном) сказала, что она обеспокоена поведением другого их брата, Моше, который прекратил супружеские отношения с женой.

Перед получением Торы у горы Синай евреям на три дня были запрещены интимные отношения, чтобы они могли услышать Десять заповедей непосредственно от Всевышнего. Таковы законы пророческого состояния. Потом евреям было разрешено вернуться к обычной жизни. Но Мирьям не знала, что от Моше Всевышний потребовал постоянно быть готовым к общению с Ним, т.е. запретил ему интимные отношения с женой. Ее смущало, что, по-видимому, Моше считает себя выше других еврейских пророков, с которыми Г-сподь тоже говорит время от времени.

Этот разговор Всевышний расценил как злословие — лашон а-ра. Мирьям могла высказать свои сомнения Моше, и это не было бы злословием. Но с другим человеком, пусть даже с родным братом, говорить на эту тему ей не следовало. И она, рассказывается в конце нашей главы, была сурово за это наказана.

Как мне кажется, мы уже не впервые касаемся запрета злословия. Но тема эта поистине неисчерпаема.

Мы не всегда понимаем, какие последствия может иметь наше даже самое объективное и сдержанное критическое замечание. Чтобы избежать этих последствий (даже если мы не представляем их себе ясно и определенно), надо избегать критических замечаний. В подтверждение чему приведу следующий рассказ рава Якова Каменецкого о Хафец Хаиме. Напомню только: автор широко известного алахического труда о злоречии тщательно избегал в своей жизни этого греха.

Как-то Хафец Хаим вместе с одним польским раввином поехал куда-то, чтобы выполнить мицву — совершить Б-гоугодное дело. В пути они остановились на постоялом дворе, известном строгой кашерностью кухни. Узнав в своих гостях уважаемых раввинов, хозяйка приняла их особенно заботливо и предложила им самую вкусную еду.

После ужина хозяйка спросила, понравилось ли постояльцам угощение, и Хафец Хаим ответил, что все было прекрасно. Его спутник с ним согласился, но добавил, что соли, пожалуй, могло бы быть и побольше.

Когда хозяйка вышла, Хафец Хаим сказал:

–Я всегда уходил из ситуаций, где можно было услышать лашон а-ра. А тут вдруг услышал. Это вызывает у меня сомнения в достаточной чистоте нашей поездки и в ее цели.

– Что случилось? — спросил его спутник.

– Ну как же, — отвечал Хафец Хаим. — Ведь хозяйка не сама готовит еду. У нее работает повариха. Ясно, что повариха эта — женщина бедная, может быть, вдова. Хозяйка сделает ей замечание. Повариха начнет оправдываться, утверждать, что положила в еду достаточно соли. Хозяйка вспылит: «Что же получается? Ты хочешь сказать, что раввины лгут? Сама ты лжешь!» Повариха возразит что-нибудь. Слово за слово, и кончится тем, что хозяйка повариху уволит.

– Вы преувеличиваете, — не согласился польский раввин.

– А вот пойдемте на кухню, и Вы убедитесь.

Ситуация на кухне, увы, соответствовала предположениям Хафец Хаима. Его спутник очень огорчился. Он просил забыть об этом случае, убеждал хозяйку оставить повариху на службе, даже предложил ей ради этого денег.

К счастью, все кончилось благополучно. Хозяйка сказала, что она очень дорожит своей действительно отличной поварихой, и хотела только предупредить ее, чтобы она была внимательней.

А если бы раввины не вмешались? Если бы сочли эпизод делом заурядным, мелким, не заслуживающим внимания?

Без необходимости, которая также четко определяется законами Торы, мы не должны заниматься критикой других людей, даже самой сдержанной и немногословной

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Posted: Tue Jun 12, 2012 10:34 pm
by Архивариус
Недельная глава «Шлах» («Отправь»)

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне.

Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.

Кара за недоверие
Рав Бен-Цион Зильбер

Афтарой (напомню: афтара — отрывок из пророков, который читают в субботу в синагоге после чтения недельной главы) к главе «Шлах» является отрывок из Книги Иеошуа (2:1-24). Если в главе рассказывается о том, как евреи загодя отправили разведчиков в Эрец-Исраэль, чтобы выяснить, какова страна, куда они должны войти, то отрывок из Книги Иеошуа, который возглавил еврейский народ после смерти Моше, говорит об отправке разведчиков в Эрец-Исраэль спустя сорок лет, когда евреи подошли к границам Израиля. Первая разведка привела к тому, что евреям пришлось сорок лет странствовать в пустыне, после второй разведки евреи, как известно, вошли в страну.

Возникает вопрос. Неужели евреи не извлекли никаких уроков после первой истории с разведчиками? Почему Иеошуа, который, кстати, был в составе первой группы разведчиков, повторил это действие, несмотря на трагедию, последовавшую за первой разведкой? Умные люди на ошибках учатся, на собственных — тем более. В уме Иеошуа сомневаться не приходится. В чем же дело?

Отвечая на этот вопрос, Мальбим говорит, что отправка разведчиков Моше и отправка разведчиков Иеошуа — совершенно разные действия, имевшие разную форму и разные цели. Мальбим указывает на пять различий между ними.

Рассмотрим обстоятельства первой разведки.

Когда была предпринята первая разведка? Когда от Эрец-Исраэль евреев еще отделяло значительное пространство и речь еще не шла о практическом вступлении в страну.

Какова была цель первой разведки? Выяснить, хороша или нет обещанная евреям земля, что там растет, окружены ли стеной города в этой стране, сильны ли ее жители. В подтексте этой задачи явно читается: стоит ли эта страна усилий? Имеет ли смысл с риском для жизни ее завоевывать? Подход расчетливый, строго деловой.

Кто был включен в группу разведчиков, или, можно сказать, экспертов? Двенадцать человек — по одному представителю от каждого колена. Никто не хотел полагаться на мнение другого, все евреи хотели как бы получить личное представление о «товаре», почему и полагались только на «своих».

Кто считал разведку необходимой? Все. Отряд был отправлен по приказу Моше, но по воле и требованию всего народа.

Кому разведчики доложили о результатах разведки? Общему собранию. Их отправил весь народ, и перед всем народом они отчитались.

Кончилось все это плохо.

Попробуем понять почему. В чувстве, которое побудило евреев отправить разведку в Эрец-Исраэль, таилась опасность сомнения и в ценности страны, которую им навеки даровал Б-г, и в возможности одержать победу над ее могучим населением. Мы говорим, «таилась опасность сомнения». Стало быть, сознательного сомнения не было? А если так, то что плохого в лишней проверке? Допустим, человек в общих чертах представляет себе, что все более или менее в порядке. Однако почему бы не быть точным и предусмотрительным до конца? Действительно, быть точным и предусмотрительным очень неплохо. А вот рассматривать в лупу гарантии от лица, которому есть все основания доверять, не очень хорошо. Ненужная проверка выдает, что в душе человек сомневается в фактах, в которых сомневаться нечего, т.е. попросту не хочет делать то, чего они требуют.

Разведка, предпринятая евреями во времена Моше, выражала их недоверие и к тому, что Всевышний говорил об Эрец-Исраэль как о самой прекрасной в мире стране, и к тому, что надо войти в нее и захватить ее.

О разведке во времена Иеошуа сказано: «И послал Иеошуа, сын Нуна, из Шитим двух соглядатаев тайно, говоря: “Пойдите, осмотрите землю и Иерихо” (2:1).

Во-первых, евреи стояли уже на границе страны, а значит — во-вторых — разведкой решался практический вопрос: не “что это за страна?”, а “как удобнее и надежнее в нее войти?” Не “что”, а “как”. В-третьих, разведчиков послал сам Иеошуа, без участия “общественного мнения”, послал только двоих, и отчитались они только перед ним. Представим себе, что первые двенадцать разведчиков передали свое донесение только Моше и Аарону. Каким бы негативным оно ни было, Моше и Аарон, конечно, сказали бы: так или иначе, а идти надо. Отчет перед вождем исключил опасность брожения и колебаний.

Задавшись вопросом, почему евреи повторили свою ошибку, мы не только выясняем, что повторения ошибки не было, но и глубже осознаем, в чем состояла ошибка первой разведки. Уникальная способность евреев безоговорочно довериться Всевышнему, которую евреи проявили у горы Синай, на этот раз им изменила. И хотя уже на следующее утро они опомнились, Всевышний на сорок лет задержал их вступление в Эрец-Исраэль.

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Posted: Tue Jun 19, 2012 10:54 pm
by Архивариус
Недельная глава «Корах»

Глава рассказывает о мятеже против Моше и Аарона, поднятом Корахом. Корах — один из самых богатых людей в истории, еврей знатного происхождения, двоюродный брат Моше, знаток Торы — недовольный скромным положением, которое он занял в общине, обвинил Моше в узурпации власти и заявил, что все евреи равно святы и потому не только коэны, но все сыны Израиля имеют право на служение в Храме. К «борцу за справедливость» присоединились двести пятьдесят человек.

Моше предложил, чтобы Корах и его сторонники вознесли перед Всевышним курения, каждый — на своем совке, и чтобы то же сделал Аарон, а Б-г укажет, кто из них делает это по праву. Всевышний разгневался и хотел уничтожить всю общину, но благодаря мольбам Моше и Аарона наказание пало только на мятежников и их семьи

Заслуги мудрых женщин
Рав Бен-Цион Зильбер

Герой, точнее, антигерой нашей недельной главы, — бунтовщик Корах. У него было немало достоинств. Умный, богатый и знатный человек, которому доверили нести Ковчег, двоюродный брат самого Моше рабейну, предок мудрого и бескорыстного пророка Шмуэля — таким был Корах. При этом он обладал единственным недостатком. Корах стремился стать лидером и буквально жаждал власти. Моше и Аарон были его полнейшей противоположностью: они изначально не были заинтересованы в лидерских полномочиях, и Сам Всевышний «подтолкнул» их к исполнению аналогичных обязанностей.

В Притчах царя Соломона сказано: «Мудрая жена строит дом свой, а глупая разрушает его своими руками» (Мишлей 14:1). В мидраше приводится пример того, как этот принцип был реализован в дни бунта. Жена Кораха постоянно настраивала мужа против Моше и Аарона, обвиняла их в узурпации власти, в неравноправии и других мнимых грехах. Неудивительно, что ее слова упали на благодатную почву.

Среди бунтовщиков был человек по имени Он, сын Пелета. Ему, слава Б-гу, досталась мудрая супруга. Когда Он вернулся домой и сообщил о намерениях Кораха, жена тотчас воспротивилась: «Что тебе с того, кто будет лидером, Моше или Корах? Ты все равно останешься на вторых ролях». Ее аргументация не подействовала. Он бен-Пелет пояснил, что он дал клятву присоединиться к заговорщикам, и скоро они придут за ним.

Тогда женщина пошла на хитрость. Она напоила мужа вином, и он вскоре заснул. Раши объясняет, что супруга Она прекратила спорить и пошла на этот шаг по очень простой причине. Данная ее мужем клятва была действительна только в том случае, если он услышит голоса бунтовщиков. А какой спрос с нетрезвого спящего человека? Докричаться до него — задача невыполнимая.

Убедившись, что муж спит, жена Она вымыла голову и села с распущенными волосами возле двери. Вскоре возле дома появились сообщники Кораха. Они начали вопить: «Он бен-Пелет! Он бен-Пелет!», но тщетно. Наш герой спал сном младенца. Тогда бунтовщики распахнули дверь, увидели жену Она с непокрытой головой и смущенно удалились. Так мудрая женщина спасла своего супруга.

Каждую пятницу мы исполняем песню «Эшет хаиль», гимн добродетельной жене, составленный царем Соломоном. Из списка эпитетов и праведных поступков выбивается следующий стих: «Муж ее известен в городских воротах; он заседает со старейшинами страны» (Мишлей 31:23). Автор не просто так сообщает, чем занимается муж добродетельной жены. Он указывает на то, что своим общественным положением мужчина напрямую обязан своей супруге.

Есть немало историй о том, как жены крупных раввинов делали всё возможное для того, чтобы их мужья учили Тору без помех, а дети воспитывались в традиционном духе. Когда рабби Элиягу-Цви Кройзера спрашивали, как ему удалось вырастить таких талантливых и Б-гобоязненных детей, он с улыбкой отвечал: «В этом виновата моя жена».

Пока дети были маленькими, жена раввина Хаима Каневского не покидала пределы Бней-Брака, чтобы навестить родителей. Она не оставляла детей на мужа, зная, что это помешает ему углубленно заниматься Торой.

Как-то раз жена раввина Йосефа-Шалома Эльяшива подала мужу еду на кухне, а не в гостиной, как это было принято. Ее отец раввин Арье Левин, который при этом присутствовал, удивился, но ничего не сказал. Впоследствии выяснилось, что у детей, которые находятся в гостиной, высокая температура. С одной стороны, жена р. Эльяшива хотела, чтобы муж за них помолился, с другой — не желала отвлекать его от изучения Торы.

Жена р. Эльяшива успешно вырастила десятерых детей в скромной двухкомнатной квартире. Когда одному из ее сыновей понадобилось сделать операцию, раббанит пошла советоваться с мужем. Дойдя до бейт-мидраша и услышав голос супруга, сосредоточенно изучавшего Талмуд, женщина решила его не беспокоить. Операция, о которой р. Эльяшив так и не узнал, прошла благополучно.

Современная поговорка гласит: «За каждым успешным мужчиной стоит умная женщина». Пожелаем же, чтобы праведные еврейские жены помогали своим мужьям достичь необходимых вершин в духовном самоусовершенствовании.

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Posted: Wed Jun 20, 2012 8:10 am
by Soplemennik
"...Жена р. Эльяшива успешно вырастила десятерых детей в скромной двухкомнатной квартире. Когда одному из ее сыновей понадобилось сделать операцию, раббанит пошла советоваться с мужем. Дойдя до бейт-мидраша и услышав голос супруга, сосредоточенно изучавшего Талмуд, женщина решила его не беспокоить. Операция, о которой р. Эльяшив так и не узнал, прошла благополучно..."
============================
Непостижимо!
А если бы неблагополучно?

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Posted: Wed Jun 27, 2012 11:03 pm
by Архивариус
Недельная глава «Хукат» («Закон»)

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Этот год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо.

Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты — закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.

Зачем делать непонятное?
Рав Бен-Цион Зильбер
Какие действия предписывает нам заповедь о красной корове?


Прежде всего необходимо найти абсолютно рыжую корову без единого изъяна. Эту корову надо привести к коэну. В присутствии коэна корову зарежут. Коэн покропит кровью коровы в направлении входа в Храм. В его присутствии корову сожгут — полностью: «кожу ее, и мясо ее, и кровь ее с нечистотами ее» (Бемидбар, 19:5). На место сожжения коровы коэн должен бросить ветку кедра, траву эзов и шерстяную нить, окрашенную в красный цвет. Пепел от коровы следует собрать и хранить для приготовления очистительной воды. Человек, на которого этой водой брызнут, очистится этим от ритуальной нечистоты. Всех принимавших участие в приготовлении пепла: человека, сжигавшего корову, человека, собиравшего ее пепел, человека, бросавшего ветку, — это занятие сделает нечистыми, и они должны будут очиститься.

Среди заповедей, которые дает нам Тора, есть мишпатим — законы, смысл которых мы воспринимаем как понятный (для нас, в общем-то, очевидно, что красть, грабить, обижать, убивать — нехорошо), и «хуким» — законы, смысл которых нам неясен (например, запрет носить одежду из ткани, в которой присутствуют и шерсть, и лен одновременно, запрет есть мясо определенных животных, запрет есть вместе мясные и молочные продукты и т.д.). Заповедь о красной корове, можно сказать, наиболее непонятная из непонятных. Кроме всего прочего, она содержит в себе и явное для человеческой логики противоречие: почему то, что предназначено для очищения, делает нечистыми тех, кто «очищающий материал» изготовляет? Это в хукат а-пара — заповеди о красной корове — самое непонятное.

Мы знаем, что заповеди занимают важное место в структуре мироздания, и их выполнение (и, не дай Б-г, нарушение) оказывает влияние и на духовные, и на материальные миры. Но какого рода это влияние — от нас скрыто. И скрыто потому, что обычный человеческий разум не в состоянии вместить в себя эту информацию.

Мудрейший из людей — царь Шломо — говорит: «Все это я испытал мудростью; подумал я: “стану мудрым”; но мудрость далека от меня» (Коэлет, 7:23). Мидраш объясняет: во всех законах Торы Шломо-а-мелех дошел до их глубинной сути, но глубины заповеди о красной корове ему не открылись. И тот же мидраш говорит, что нашему учителю Моше они были открыты. Всевышний сказал Моше: тебе Я сообщаю, а от других это скрыто.

Возникает вопрос: если это знание действительно непостижимо для человека, то как же Небеса открыли его Моше? А если передача этого знания возможна, то почему его не открыли царю Шломо?

Наша глава начинается словами: «…Вот закон Торы (хукат а-Тора), который заповедал Г-сподь» (Бемидбар, 19:2). Далее излагается заповедь о красной корове. Почему «хукат а-Тора», а не «хукат а-пара»? Т.е. — почему сказано «закон Торы», а не прямо — «закон о красной корове»? Потому что, как объясняет Ор а-Хаим, один из крупнейших комментаторов Торы, выполняя заповедь, причин которой человек не понимает, он как бы выполняет все заповеди Торы в целом: в полноте доверия к Б-гу, которое человек выражает этим действием, проявляется его стремление сделать все, что Б-г от него требует.

Рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника, указывал, что в выполнении заповеди-хука («хукат», «хуким» — производное от «хок») есть особая значительность. Выполнение хука — это полнота служения Всевышнему. Когда человек выполняет заповедь, смысл которой ему ясен, не всегда можно различить, где он действует от себя, т.е. служит себе, а где — по приказу Свыше, т.е. служит Б-гу. Так что выполнение заповеди-хука — большое благо для человека. Что касается царя Шломо, то я слышал такое высказывание: Шломо а‑мелех, конечно, был мудрейший из людей, но и ему надо было дать возможность хотя бы что-то одно выполнять как хок, без объяснений.

И снова вопрос: а как же Моше в таком случае? Ему что, такая возможность не нужна?

Всем, наверно, известна забавная история о бедном портном из нищего местечка, который, болтая о том о сем с соседями, размечтался вслух: «Если бы я был Ротшильд, я бы был еще чуть богаче Ротшильда, потому что я бы еще немножко шил». Так вот, как подработка шитьем не может сделать Ротшильда еще богаче, так выполнение заповеди «хок» не могло повлиять на духовный уровень Моше, потому что он и так достиг абсолютной полноты служения Б-гу. Он был безупречный «эвед Ашем», букв. — «раб Б-га».

В прошлом, говоря о главе «Тецаве» («Повели») книги «Шмот» («Имена»), мы остановились на теме: «Приказ и инициатива». И в качестве примера рассматривали историю царя Хизкияу, который не хотел иметь детей. Эта история имеет отношение и к нашей сегодняшней теме.

Мы говорили, что Талмуд (Брахот, 10), анализируя вопрос об отношении к выполнению заповедей, рассматривает следующий эпизод (привожу выдержку из ранее публиковавшейся статьи). Пророк Ишаяу передал царю от Имени Б-га: «Ты умрешь и не будешь жить» (это… предсказание физической смерти и посмертной гибели души…). Пророк объяснил царю, что… наказание следует ему за невыполнение заповеди плодиться и размножаться. Хизкияу возразил, что сделал это не без оснований: ему пророческим путем дано было знать, что его потомки будут дурными людьми, и он не стал заводить детей. «Не твое дело тайны мира», — отвечал ему пророк.

Преднамеренное невыполнение заповеди плодиться и размножаться, несомненно, грех. Но трудно ожидать, что за него следует такое суровое наказание. Действительно, дело не в том, что Хизкияу не выполнил заповеди, а в том, почему не выполнил… Мотивы, по которым он ее не выполнил, хуже невыполнения. Никакие собственные соображения и расчеты не должны мешать человеку выполнить действия, которые предписаны ему Всевышним прямо и четко.

Когда человек при наличии прямого приказа Свыше руководствуется собственными соображениями, он уходит от служения, в сущности — делает то, что хочется, следует прихоти, какими бы разумными доводами он ее ни обосновывал.

Противостояние собственным чувствам и соображениям было главным в испытании Авраама жертвоприношением Ицхака. Выполняя совершенно определенный приказ Всевышнего принести в жертву сына, он не только лишался любимого сына, но и открыто опровергал утверждения, которые сам же распространял среди людей.

Авраам, пропагандируя веру в Единого Б-га, в своих доводах и выступлениях против идолопоклонства, несомненно, говорил, что Б-г милостив, что Ему противны человеческие жертвоприношения, что нельзя приносить в жертву идолам детей, как это было принято у народов, среди которых он жил, и слова Авраама влияли на многих. Тора сообщает нам, что благодаря Аврааму многие люди обратились к вере в Единого Б-га. Представим себе, что почувствовал Авраам, получив приказ принести в жертву собственного сына. Потерять сына, оказаться в глазах людей лицемером и — больше того! — оттолкнуть их от единственно правильного понимания мира! Что я скажу людям, думал Авраам, как я это объясню? Что с ними произойдет, когда они узнают? Это будет величайшее осквернение Имени Всевышнего! Может случиться, что многие отойдут от веры. Как я могу такое сделать?..

В нашей жизни прямых индивидуальных приказов, как у Авраама, нет. У нас нет пророков, и Б-г с нами лично не говорит. Но общие приказы — приказы Торы — в нашей жизни есть. Как у Хизкияу. И соображения, исходящие из «разумности», «полезности», «учитывания обстоятельств», их нарушения не оправдывают.

Лет пятьдесят-шестьдесят назад представители т. наз. консервативного иудаизма убрали в синагогах завесу между мужским и женским залами. Они сделали это ради привлечения молодежи, для которой такое разделение окажется непонятным и отталкивающим. (Это, увы, известное явление, когда ради привлечения людей к Торе идут на нарушение ее заповедей, чтобы сделать Тору более «удобоваримой».) Звучит вполне логично. Но за этим отходом от Торы последовали и другие. В итоге, к сожалению, «консервативные» общины отошли от многих заповедей Торы. Так что если они кого-то и «приближают», то спрашивается — к чему?

Верно, что последствия правильных действий, скажем, в том же деле «приближения», могут, с нашей точки зрения, показаться плохими. Но это не наша забота. Наша забота — твердо знать, что цель не оправдывает средств.

Б-г, Который создал мир и Которому известно все, что произойдет, и все последствия того, что произойдет, изначально дал нам Свои указания. Если мы будем следовать им и идти путем Торы, именно это приведет к хорошим последствиям.