Недельная глава Торы от рава Зильбера

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

Недельная глава «Бешалах» («Когда отпустил»)
Уважаемые читатели! Напоминаем, что вы можете ежедневно читать анонсы самых интересных статей сайта Толдот.Ру на наших страничках в ВКонтакте и Facebook.
Глава рассказывает о событиях с момента, «когда фараон отпустил народ»: евреи чудом переходят Красное море, поют хвалебную песнь Всевышнему, получают небесную пищу — ман.

Глава сообщает также о первом проявлении евреями недовольства условиями жизни в пустыне и о нападении на них Амалека.

Б-г и евреи: история неразрывной связи
Рав Бен-Цион Зильбер

Одним из ключевых моментов нашей недельной главы является погоня египтян за евреями. Рабы, которые обрели долгожданную свободу и опасались войск фараона, воочию увидели, как Всевышний утопил казавшиеся непобедимыми колесницы и их грозных всадников.

О корнях отношения Б-га к еврейскому народу пишет рабби Йосеф-Дов Соловейчик в книге «Бейт а-Леви». Он обращает внимание на следующие слова в главе «Ваигаш», которые Творец произнес, обращаясь к Яакову: «Не страшись спуститься в Египет, ибо народом великим сделаю тебя там. Я спущусь с тобой в Египет и Я возведу тебя, также возведу» (Ваигаш 46:3).

Чего именно опасался Яаков? Он ведь знал, что евреям уготовано изгнание, а потому нет смысла бояться неизбежного. Наш праотец боялся не изгнания, а его результатов: Египет был страной идолопоклонников и колдунов. Присутствующие там силы духовной нечистоты могли нанести потомкам Авраама невосполнимый ущерб. Поэтому Яаков предпочитал, чтобы изгнание проходило в другой, менее испорченной стране.

Всевышний обнадежил его — «Я Сам спущусь с еврейским народом в Египет. Твои опасения небеспочвенны — там сыны Израиля могут пасть духовно до такой степени, что еще миг, и выводить будет некого. И поэтому Я выведу их оттуда преждевременно, если в этом будет необходимость». На это намекают повторяющиеся слова «возведу тебя, также возведу».

Так оно и случилось. Вместо положенных 400 лет рабство длилось 210 лет. Этот 400-летний период можно было отсчитывать буквально, с момента прихода евреев в Египет. Но Всевышний начал отсчет с момента рождения Ицхака. Когда Творец увидел, что евреи находятся на низком духовном уровне и что если оставить их в Египте и дальше, не будет кого выводить, Он освободил их от пут фараона преждевременно.

Обещание спуститься в Египет вместе с народом Израиля Б-г дал не частному человеку, а целому народу. Всевышний незримой цепочкой соединил Свою славу и Свой статус со статусом евреев. В Иерусалимском Талмуде в трактате «Таанит» приводится следующая аналогия — человек боялся потерять ключ, и чтобы этого не произошло, привязал к нему цепочку. Так и здесь, когда евреи находятся на высоком уровне, они удостаиваются близости Всевышнего, и Его величие проявляется через чудеса, которые Он делает с нашим народом. Но когда евреи унижены, почет Б-га не проявляется столь открыто. Связав Свой почет и славу с положением еврейского народа, Б-г обеспечил евреям вечное существование.

Когда евреи расположились у Пи а-Хирот, Всевышний предупредил Моше о том, что произойдет в дальнейшем: «И крепким сделаю Я сердце фараона, чтобы он преследовал их, и Я Мою славу явлю через фараона и через все его войско, и узнают египтяне, что Я Г-сподь» (Бешалах 14:4). Фараон заранее подготовил армию для погони, сделал все нужные приготовления и позаботился об организационной части. Но после череды сокрушительных египетских казней фараон колебался, выйти ли ему на войну или нет. И тогда Творец ожесточил его сердце.

Как известно, Б-г наказывает грешников по принципу «мера за меру». Египтяне топили в водах Нила еврейских младенцев, поэтому и им самим была уготована аналогичная участь. Всевышний мог наказать преступников конвенциональным образом — при помощи гигантского наводнения, подобно тем, которые имели место в Таиланде и Пакистане. Однако Творец избрал иной путь для того, чтобы освятить Свое Имя и тем самым повысить духовный уровень народа Израиля.

Наши мудрецы отмечают, что чудеса, которые сделал Всевышний у Красного моря, превышали по своей значимости все египетские казни вместе взятые. В частности, море разошлось, и евреи благополучно прошли по суше. Конница фараона бросилась следом за ними и утонула. После разгрома египетского войска евреи получили в подарок невиданный по своей мощности пророческий дар. Мидраш рассказывает, что простая рабыня, которая находилась у вод Красного моря, увидела больше, чем Йехезкель, один из величайших еврейских пророков. «И узрел Израиль великое деяние, которое совершил Г-сподь над Египтом, и устрашился народ Г-спода, и поверили они в Г-спода и в Моше, Его раба» (Бешалах 14:31).
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

Недельная глава «Итро»

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что произошло в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше, и внуками — детьми Моше.

Глава рассказывает о величайшем событии в истории евреев и всего человечества — получении Торы у горы Синай.

Жизнь с Торой, жизнь по Торе
Рав Бен-Цион Зильбер

Центральным событием нашей главы является дарование Торы и ее заповедей. Б-жественные постановления охватывают все сферы нашей жизни, с восхода солнца до заката, с пробуждения до отхода ко сну. Для сравнения, еврейский народ обязан исполнять 613 Б-жественных повелений, а народы мира — 7.

Несмотря на то, что после разрушения Храма определенная часть заповедей временно потеряла актуальность, у нас по-прежнему много обязанностей перед Небесами. Знание о них и готовность их исполнять — это ключевой момент в жизни каждого.

В талмудическом трактате «Йевамот» сказано, что религиозный суд обязан ознакомить человека, заинтересованного в переходе в иудаизм, с несколькими легкими и несколькими тяжелыми в плане ответственности заповедями. Если потенциального гера не испугала такая «дотошность» еврейского образа жизни, процесс его подготовки к переходу в иудаизм будет продолжаться. Комментатор Талмуда рабби Менахем бен-Шломо, известный как а-Меири, задается вопросом: почему бы не ограничиться ознакомлением кандидата в евреи только лишь с тяжелыми заповедями? Их вполне хватило бы для того, чтобы отпугнуть слабых духом и укрепить тех, кто тверд и решителен в избранном пути.

Во многих других религиях существуют несколько запретов, нарушение которых карается смертной казнью. Но кроме этого, поведение верующего ничем не регламентировано. По принципу «что не запрещено, то разрешено». То же самое, леавдиль, касается и семи заповедей, данных народам мира (сыновьям Ноаха): они представляют собой запреты идолопоклонства, разврата, убийства, Б-гохульства и так далее.

У евреев имеет место принципиально иная ситуация. С одной стороны, существуют заповеди, за нарушение которых Тора грозит суровым наказанием — нарушение шаббата, осквернение Имени Всевышнего, запрещенные интимные отношения. Но есть и другие заповеди, которые касаются нашей повседневной жизни. Утром еврей должен одеть тфиллин и помолиться. После возвращения из синагоги он хочет перекусить? Следует знать, какие продукты разрешены в пищу, а какие запрещены. Пришло время идти на работу, а наш герой занимается сельским хозяйством? Существует целый ряд заповедей, касающихся полевых работ. То же самое касается создания семьи и других аспектов.

Согласно а-Меири, если бы потенциальному геру сообщили о наличии тяжелых заповедей, он бы подумал, что в остальном его поведение ничем не ограничено. Что он — вольная птица. А ведь это не так. Тора направляет человека во всех сферах жизни, включая максимально бытовые, и определяет рамки его деятельности. Это происходит потому, что евреи являются слугами Всевышнего. Мы подчинены указам Б-га и связаны с Ним ежеминутно, во всех сферах и областях.

Всевышний, который даровал Тору, создал человека, природа которого соответствует этой Торе. Поэтому требования, предъявляемые Торой к людям, отражают естественное положение вещей. В исламе употребление вина находится под тотальным запретом. В христианстве монахи принимают на себя обет безбрачия. В иудаизме нет ничего подобного. Тора не запрещает естественные желания людей, она лишь устанавливает разрешенные границы их проявления. Евреи освящают субботу при помощи церемонии «кидуш», которая производится над вином, но при этом, разумеется, Тора не поощряет пьянство. У евреев есть заповедь создать семью и иметь детей, но есть ситуации, при которых близость между мужем и женой запрещена. Мы должны зарабатывать на пропитание, за исключением шаббата и праздников, в которые работать нельзя.

В этом и заключается уникальность наших отношений с Творцом. Данные Им заповеди охватывают все сферы жизни, привносят в них духовный потенциал и возвышают их. Исполняя обязанности, возложенные на нас Торой, мы превращаем будничное в духовное.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

Недельная глава «Мишпатим» («Законы»)

«Мишпатим» — шестая глава книги «Шмот». В ней Всевышний сообщает Моше законы, которые Моше должен пересказать евреям: «И вот законы, которые ты предложишь им…»(21:1). Сразу за этой фразой начинается изложение законов и продолжается до конца главы. В основном эти законы касаются отношений между людьми, главным образом финансовых и имущественных.

В предыдущей главе, как мы помним, речь идет о получении Торы у горы Синай. «Примыкание» двух этих тем показывает, что Тора придает отношениям между людьми исключительно большое значение.

Глава содержит 53 заповеди из 613, данных нам Торой. Среди перечисленных в главе заповедей — предписание соблюдать субботу.

В конце главы Моше по приказу Всевышнего поднимается на гору Синай. Он находится там сорок дней и сорок ночей.

Эта суббота — последняя перед наступлением месяца адар, с началом которого во времена Храма начинался сбор взносов на покупку животных для общественных жертвоприношений. Тора обязывает каждого взрослого мужчину-еврея один раз в год, до наступления месяца нисан, внести в сокровищницу Храма половину шекеля — серебряную монету весом без малого двести зерен ячменя. В связи с этим в дополнение к недельной главе в нынешнюю субботу в синагогах читают отрывок «Шкалим» из главы «Ки тиса» («Когда будешь исчислять»), девятой главы книги «Шмот».

Оплот справедливости
Рав Бен-Цион Зильбер

Центральной темой «Мишпатим» является еврейский суд. То обстоятельство, что эта недельная глава идет сразу после дарования Торы, символически указывает на важность, которую придает Всевышний справедливому и честному суду.

Давайте остановимся подробнее на законах сторожей — людей, которым был передан на хранение тот или иной предмет. Согласно Торе, есть три вида сторожей: тот, кто получает плату за свою работу, бесплатный сторож, и человек, который одолжил вещь у другого.

Бесплатный сторож понесет ответственность в случае проявленной при хранении халатности. Под ней подразумевается хранение предмета не так, как это принято в конкретном месте, в конкретное время. Например, в талмудическую эпоху было принято закапывать серебряные монеты в землю. Человек, который вместо этого спрятал деньги у себя дома, сделал оплошность.

Платный сторож несет ответственность за кражу и пропажу предмета. Одалживающий вещь же должен будет компенсировать ущерб даже при несчастном случае. Например, человек одолжил у соседа корову, и животное умерло не по его вине. В этом случае он выплатит хозяину стоимость живой коровы. Повторимся: его вины в смерти животного нет — он платит не потому, что виноват, а потому что объект, полученный в бесплатную аренду, считается его собственным. Дело обстоит, как будто бы его собственная корова умерла, и поэтому он должен оплатить ее стоимость.

Исключением из этого правила является несчастный случай или поломка, связанные с нормальной эксплуатацией арендованного объекта. Например, молоток сломался, когда им вбивали гвоздь, или бык умер во время вспахивания поля. Одолживший быка имеет полное право сказать хозяину: «Я же не одолжил быка для того, чтобы он стоял у меня в сарае!»

Интересно, что хозяин вещи и сторож могут отдельно договориться об условиях хранения. Например, о том, что вещь будет передана на хранение бесплатно, но сторож будет нести ответственность даже при несчастном случае. В общем и в целом, обе стороны могут договориться о принятии сторожем дополнительных обязанностей или наоборот, об освобождении от них. Такой принцип указан в Торе, поскольку люди обладают полномочиями прощать друг другу деньги.

Разные мнения по денежным вопросам — это вполне нормальное явление. Возникшие конфликты надо решать в еврейском религиозном суде, который опирается на законы Торы. Такой суд лишен изъянов, характерных для творений рук человеческих, и его указания гарантируют всем нам мир и справедливость.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

Недельная глава «Трума» («Приношение»)

Сорок дней и сорок ночей Моше находится на горе Синай, где Всевышний объясняет ему законы и правила, которым отныне должны следовать евреи.

Глава «Трума» излагает указание Всевышнего построить обиталище, где будет пребывать Шхина (Б-жественное Присутствие). Планировка, размеры и оснащение Мишкана — переносного Храма — строго оговорены.

Глава описывает форму и размеры предметов, которые должны там находиться, и материалы, из которых они должны быть изготовлены. Для строительства Мишкана евреям предписано принести дары.

ДАТЬ И ВЗЯТЬ — КАК ЭТО СВЯЗАНО?
Рав Бен-Цион Зильбер

Предписание принести дары для строительства переносного Храма сформулировано в начальных стихах главы: «Говори сынам Израиля: пусть возьмут Мне возношение» (Шмот, 25:2) Формулировка вызывает естественный вопрос: почему «возьмут», если речь идет о «дадут»? Разумеется, странность этой формулировки была отмечена мудрецами. Существует несколько ответов на этот вопрос. Рассмотрим два из них.

Первый принадлежит известному комментатору Торы «Бейт а-Леви». «Бейт а‑Леви» говорит, что человек, приносящий свой дар на доброе дело: на строительство Храма, в наше время — на изучение Торы, в помощь беднякам, на обеспечение сирот и т.д. — получает больше, чем дает. Заслуги, которые он этим приобретает, намного превосходят по ценности отданные им деньги. Таким образом, «взять» в таком даянии всегда преобладает над «дать», и поэтому Тора использует слово «возьмут».

В талмудическом трактате «Бава Батра» (11а) приведена история о царе Мунбазе, который принял иудаизм. Царь унаследовал от предков огромные и надежно упрятанные сокровища, да и сам собрал и хранил немало богатств. Но вот однажды в голодный год он раздал все свои богатства бедным. Пришли к нему братья и упрекнули: отцы умножали и укрывали, а ты раскрыл и расточил.

«Отцы, — отвечал царь Мунбаз, — укрывали внизу, а я укрыл наверху. Отцы прятали там, где властвует рука, а я — там, где у руки нет власти. Отцы, прятали там, где это не дает плодов, а я — там, где это плодоносит. Отцы укрывали клады денег, а я — клады душ (которые я спас от голода — Б. З.)». Спасенные им люди будут делать много добра в будущем. У них будут дети, которые тоже сделают много хорошего. Мунбаз сказал: «Отцы прятали для других, а я — для себя». Его слова — иллюстрация к тому, почему Тора использует слово «взять».

Другую точку зрения мы находим у рава Залмана Сороцкина. Он говорит: чтобы дать, надо где-то взять. Где? У кого? У себя. Чтобы дать, надо убедить себя дать, надо воздействовать на себя и у себя взять.

Проиллюстрируем эту точку зрения совершенно реальной историей. В второй половине 19-го века, т.е. не так далеко от нас по времени, жили в Минске два праведных и зажиточных еврея, реб Барух Зелдович и реб Дов Пинес. Их связывали родство (они были женаты на сестрах) и совместный бизнес. Свояки щедро давали цдаку (пожертвования) и много помогали ешивам.

Как-то знаменитая ешива в Воложине, одним из руководителей которой был рав Хаим Соловейчик, попала в долги. Рав Соловейчик поехал в Минск, пришел к реб Баруху Зелдовичу и попросил о помощи. Сбор денег среди жертвователей требует времени, и рав Хаим поселился у реб Баруха и сел в отдаленной комнате за книги.

Через какое-то время рав Соловейчик спросил у Зелдовича, как идут дела и сколько уже удалось собрать. Половина есть, — сказал реб Барух. Спустя месяц реб Барух сообщил, что имеется уже вся необходимая сумма. Рав Соловейчик вернулся в ешиву.

Спустя какое-то время в Воложин к раву Соловейчику на дин Тора (на суд Торы, т.е. с просьбой, чтобы знаток Торы рассудил их) приехали оба свояка. Реб Дов Пинес обвинял реб Баруха Зелдовича в том, что тот в одиночку, только из собственных средств, дал ешиве все необходимые деньги, тогда как прежде они всегда давали пожертвования вместе и поровну. Реб Барух оправдывался тем, что в те дни реб Дов отсутствовал в городе и реб Барух не мог спросить у него согласия.

Интересный спор, не правда ли? Он много говорит о духовном уровне этих людей, для которых так важно было иметь возможность давать, и именно на эту ешиву. Но в свете нашей темы еще интереснее для нас вопрос, который удивленный рав Соловейчик задал Зелдовичу, и ответ, который тот ему дал.

— Зачем же я сидел у тебя целый месяц, оставил ешиву, не давал уроков, если ты не собирал деньги, а вынул их из своего кармана? — спросил рав Соловейчик.

— А мне на это месяц и понадобился, — отвечал реб Барух. — Ты что думаешь, легко расстаться с такими деньгами? Сперва я уговорил себя на половину суммы, а спустя какое-то время — на всю сумму.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

Недельная глава «Тецаве» («Повели»)
Одна из заповедей Пурима — «матанот ле-эвьоним», помощь бедным. Исполнить эту заповедь можно на нашем сайте, пожертвовав деньги на благородное дело, помощь двадцати пяти малообеспеченным семьям. Подробнее
Глава продолжает изложение указаний об устройстве Мишкана («И ты [Моше] повели сынам Израиля…») и объясняет, как должны быть одеты коэны (священнослужители) во время служения в Храме и какое посвящение в сан они должны пройти.

Нынешняя суббота предшествует празднику Пурим, поэтому после чтения недельной главы Торы в синагогах читают отрывок «Захор» из «Дварим», пятой книги Пятикнижия: «Помни (захор), что сделал тебе Амалек…» Слушание отрывка заповедано Торой.

ЯВНОЕ И СКРЫТОЕ
Рав Бен-Цион Зильбер

Мы читаем перед Пуримом отрывок из Торы об Амалеке, потому что спустя сотни лет после нападения Амалека на евреев в пустыне именно потомок Амалека Аман вознамерился уничтожить все еврейское население огромной многонациональной Персидской (ранее — Вавилонской) империи. Израиль и Амалек — два противостоящие в мире начала. Израиль несет в мир идею Творца и Б-жественного управления миром, Амалек — идею безбожия, случайности и произвольности всего происходящего.

В сам праздник Пурим нам заповедано слушать чтение Свитка Эстер. Он описывает исторические события, которым посвящен праздник Пурим.

Для того чтобы понять глубинный смысл этого праздника, надо, разумеется, знать хотя бы сюжет повествования.

Царь Персидской империи Ахашверош на третьем году царствования устроил для всех своих подданных многодневный пир. В разгар пира царь потребовал, чтобы его жена, царица Вашти, сама родом из царского дома, явилась перед гостями обнаженной — он хотел похвастаться ее красотой. Вашти отказалась. Ее казнили. Начался поиск новой жены для Ахашвероша. Из всех представленных ему девушек Ахашверош выбрал Эстер, двоюродную сестру еврейского мудреца Мордехая, которую взяли во дворец против ее воли.

Среди министров Ахашвероша был некий Аман, который ненавидел евреев. Аман сделал блестящую карьеру при дворе и возвышался все более и более. Он убедил царя издать указ, по которому в день, определенный жребием, — 13 адара, на территории империи все евреи, от мала до велика, должны быть уничтожены. Указ был разослан во все уголки Персидского царства. Но и в этом Аман не нашел удовлетворения, потому что его безумно раздражал не кланявшийся ему Мордехай, постоянно сидевший у стен царского дворца, чтобы Эстер всегда могла обратиться к нему в случае необходимости.

Евреи, знающие о страшном указе, постятся и молятся. Эстер готовится к разговору с царем. Она приглашает его к себе на пир вместе с Аманом. На этом пире царь говорит, что готов выполнить любое ее желание. Эстер желает, чтобы царь с Аманом пришли к ней на пир и завтра.

По совету родных Аман ночью строит высокую виселицу, а утром отправляется к царю с просьбой повесить на ней Мордехая. По удивительному совпадению, царю ночью не спится и чтец читает ему хронику событий его царствования. Там речь идет о заговоре против царя, который раскрыл Мордехай. Ахашверош решает воздать Мордехаю должные почести. В этот момент является Аман. Царь советуется с ним по поводу формы чествования, не говоря, о ком идет речь. Аман полагает, что речь идет о нем, и придумывает самую торжественную церемонию. Царь приказывает ему лично сделать это для Мордехая.

На втором пире Эстер объявляет царю, что она еврейка, и просит защиты от Амана. Амана вешают на виселице, приготовленной им для Мордехая. По империи рассылается новый указ, разрешающий евреям уничтожить своих врагов в день запланированного погрома.

* * *

Дважды в году мы празднуем счастливое избавление евреев: от рабства — в Песах и от гибели — в Пурим. Между событиями, приведшими евреев к избавлению в этих исторических обстоятельствах, заметна существенная разница. Всевышний спас евреев из Египта чудесами, явным и очевидным для всех изменением естественных законов природы. А что помогло евреям спастись от руки Амана? Удивительное стечение обстоятельств? Пребывание на престоле царицы-еврейки?

Спасение евреев Персии, говорят наши мудрецы, тоже было результатом чудесного вмешательства Б-га. Но — скрытого. Ход пуримских событий кажется совершенно естественным. Царь устроил пир? Бывает. Царь обращается с просьбой к жене? Дело обыкновенное. Жена не слушает мужа? Что ж, и это бывает. Муж сердится и наказывает? На то он и царь. И так далее.

Однако если мы внимательно вглядимся в происходящее, глубже его проанализируем, то увидим за всем руку Всевышнего, управляющего событиями «из-за занавеса». Какие-то детали, сочетания событий кажутся не совсем понятными. Какие-то противоречия между ними заставляют предположить вмешательство Свыше.

Подумаем хотя бы о такой странной вещи, как умолчание Эстер о своем происхождении. Проводится конкурс на титул царицы. Естественно, у всех девушек берут «анкетные данные». Эстер спрашивают: из какой ты семьи? Она не отвечает. Ее спрашивают: из какого ты народа? Молчит. Да тут не то что царь, у которого и без того достаточный выбор, который был женат прежде на девушке самого знатного происхождения, — от такого «кота в мешке» и рядовой жених отказался бы!

Далее Мегила (Свиток) рассказывает, что на показ царю собрали еще девушек, и упоминает: «а Эстер не рассказывает». Что это значит? Что Ахашверош продолжал расспросы, по-прежнему интересовался этой темой, а Эстер упорно молчала. И все-таки он на ней женился!

Ахашверош женился на Эстер на седьмом году своего царствования. История с Аманом и пир у Эстер происходят на двенадцатом году его царствования. На первом пире Ахашверош спрашивает у царицы Эстер: чего ты хочешь? Проси хоть полцарства! А Эстер просит придти на пир и завтра и обещает на втором пире сделать то, что «царь просил». Раши объясняет: Эстер обещает сообщить на втором пире, из какого она народа. Значит, все эти пять лет Ахашверош задавал Эстер этот вопрос и не получал ответа! Невероятно.

В конце Мегилат Эстер (9:1) мы встречаем выражение: «ве-наафох у» — «и обернулось (буквально — перевернулось) оно…». Аман не сумел осуществить свои намерения, планы его рухнули. Бывает. Но рухнули они как-то странно — «перевернулись» с точностью до наоборот. А вот это уже необычно. Все, что Аман задумывает и готовит, служит буквально орудием против него же.

Аман назначает день уничтожения евреев — именно в этот день евреи уничтожают антисемитов.

Имея в виду себя, Аман указывает царю, какие почести надо воздать человеку, которого царь желает возвысить. Именно эти почести он вынужден воздать Мордехаю, которого ненавидит, из-за намерения повесить которого он и оказался-то в этот неподходящий момент у царя.

Аман строит виселицу для Мордехая — на ней вешают его самого. А ведь не будь готовой виселицы, царь мог бы еще и передумать!

С момента разрушения Храма в нашей истории больше не было открытых чудес. Но это не значит, что над нами нет Небесного Провидения. Только с этого момента спасение приходит к евреям через скрытые чудеса, в виде «естественных» событий. Именно по этой причине в Мегилат Эстер ни разу не упоминается Имя Б-га. Оно присутствует, но в скрытой форме.

В Пурим принято надевать карнавальные костюмы и маски. Почему? По аналогии с событиями Пурим, в которых Б-г действует «под маской». Наблюдательный человек всегда узнает под карнавальной маской знакомого. Вдумчивый человек способен увидеть за скрытым чудом Пурим Б-га. «Естественные» события — маска Б-га.

С пуримских событий началась эпоха скрытого Б-жественного управления миром. Продолжается она до сих пор. Иногда вмешательство Всевышнего более заметно для нас, иногда — менее. Но оно всегда присутствует. В «Бехукотай», последней главе книги «Ваикра», где речь идет о наказаниях, которым Б-г подвергнет евреев в случае отступничества, сказано: «Но и при всем этом… не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить Мой завет с ними; ибо Я Г-сподь, Б-г их» (Ваикра, 26:44). Объясняет гемара «Мегила»: каждое из этих выражений («не презрю», «не возгнушаюсь») относится к какому-то определенному периоду истории евреев. Одно из них касается Пурима.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

Дорогие читатели! Поздравляем вас с одним из самых радостных дней еврейской жизни — праздником Пурим. Верим, что Творец спасет наш народ от всех врагов и ненавистников подобно тому, как это произошло в эпоху Мордехая и Эстер. Хаг самеах!

Рисковать или не рисковать?
Рав Бенцион Зильбер

Среди событий, о которых говорится в Свитке Эстер, есть и такое: Мордехай велит Эстер пойти к царю, чтобы просить его за еврейский народ. На что Эстер отвечает: «Все служители царя и народ областей царских знают, что для каждого мужчины или женщины, которые придут незваными во внутренний двор к царю, один закон для них — смертная кара; только тот, кому протянет царь свой золотой скипетр, тот останется в живых. А я не звана была к царю вот уже тридцать дней» (4:11).

Давайте перескажем своими словами ответ Эстер: «Это почти верная смерть, и даже царю помиловать царицу будет непросто, потому что все знают об этом законе. Кроме того, меня не звали к царю уже тридцать дней. Одно из двух: либо царь меня разлюбил, и тогда мои слова совершенно бесполезны. Либо, раз он меня не звал так долго, значит, позовет через пару дней, и тогда я его попрошу о том, что надо». Кажется, очень логично.

Что отвечает ей Мордехай? «Не полагай в душе своей, что спасешься в доме царском (одна) из всех иудеев. Ибо если ты промолчишь в такое время, (то) спасение и избавление придут к иудеям из иного места, а ты и дом отца твоего погибнете; и кто знает, в это время будешь ли ты у царства» (там же, 13–14).

Интересно, что Мордехай не оспаривает аргументов Эстер, а просто приказывает ей пойти. А ее аргументы логичны. И Эстер его слушает. Почему? Почему Мордехай ей так велит?

Читая дальше, мы поймём, что отменить приказ в Персидском государстве, «государстве закона», было совсем не просто. Как Ахашверош говорит: «…того, что написано именем царя и скреплено перстнем царским, нельзя отменить» (8:8). Отменить изданный указ было практически невозможно.

Мордехай понимал, что «между прочим» и в обычной форме этот указ отменен не будет. Представим себе, используя современные реалии: Ахашверош зовет Эстер. «Как ты себя чувствуешь, дорогая царица?» — «Я тяжело переживаю, ведь хотят уничтожить еврейский народ, а я еврейка». А он: «Ты же царица. Мы не сообщим, что ты еврейка. А насчет остальных евреев — мы создадим комиссию, которая будет серьезно работать, чтобы разрешить тяжелую создавшуюся ситуацию». Надеюсь, вы знаете, дорогие читатели, что выходит из таких комиссий. Поэтому Мордехай видел единственный путь решить вопрос — идти напролом.

Когда любимая царица входит во дворец, идя на верную смерть, — это пробуждает интерес. Ахашверош спрашивает о причине такого поступка: «Что у тебя, царица Эстер, и в чем просьба твоя? Хоть полцарства (проси), — и (оно) тебе будет дано» (5: 3). В ответ царица Эстер просит его прийти с Аманом на пир. На пиру царь снова спрашивает ее, в чем ее просьба, опять обещая полцарства. Царица вновь не отвечает, но приглашает его с Аманом и завтра на пир.

Царь не мог спокойно спать. Эстер, Аман — что-то тут не гладко. Эстер, как известно, пробудила ревность царя к Аману. И царь не спал: что-то тут подозрительное, может быть, готовят против него заговор.

Когда на втором пиру Эстер говорит царю о плане Амана уничтожить евреев, царь облегченно вздыхает: «Пусть слетит голова с плеч Амана, лишь бы моя голова оставалась на плечах».

Мордехай видел, что необходимо идти напролом. Он подозревал Эстер: ты чувствуешь себя в безопасности, когда евреи в опасности. Ты в той же лодке. Как раз наоборот: еврейскому народу Б-г гарантировал вечность. Отдельному человеку ничего не гарантировано. Поэтому ты обязана отставить личные расчеты и подвергнуть себя опасности ради спасения народа. Он не придал значения аргументам Эстер, т. к. знал, как часто личная заинтересованность и желания принимают форму убедительных аргументов.

Эстер послушала своего учителя. Что привело к спасению.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

Недельная глава «Ваякель» («И собрал»)
Недельная глава «Пкудей» («Исчисления»)


На этой неделе мы читаем две главы, последние главы «Шмот», второй книги Пятикнижия: «Ваякель» («И собрал») и «Пкудей» («Исчисления»).

Глава «Ваякель» («И собрал») рассказывает, что, спустившись в Йом-Кипур с горы Синай, где он молил Всевышнего простить евреям грех золотого тельца и добился прощения, назавтра «собрал Моше всю общину сынов Израиля»(Шмот, 35:1) и передал им заповедь о субботе, а затем — предписание принести для строительства Мишкана (Переносного Храма) и для его внутреннего оборудования кто что пожелает: драгоценности, шерсть, кожи, оливковое масло и т.п. Глава подробно описывает детали Мишкана и работы, которые предстоит выполнить при его строительстве.

Глава «Пкудей» («Исчисления») представляет отчет Моше-рабейну народу о том, сколько золота, серебра, меди поступило от евреев на строительство и оборудование Храма и как они были использованы, а затем рассказывает об изготовлении одеяний, которые первосвященник и рядовые коэны должны надевать во время служения в Храме. Все изготовленное было продемонстрировано Моше. Оно в точности соответствовало предписаниям Всевышнего.

Откуда что берется?
Рав Бен-Цион Зильбер

Какого рода трудовой деятельностью занимались евреи в Египте? Месили глину, добавляли в нее солому и лепили из этой смеси кирпичи. А еще что они делали? Выполняли черную работу для любого египтянина, который этого потребует. Мы нигде не находим ни слова о том, что они владели какими-то более сложными ремеслами или учились им у кого-то. Но вот в пустыне Всевышний велит им изготовить великолепные ткани, опорные столбы, оборудование и утварь для Храма сложнейшей, изысканной работы, и они с этим справляются. Как это получилось? Откуда взялось все это мастерство и все эти специалисты? Таким вопросом задаются наши мудрецы и, в частности, Рамбан в комментарии на Хумаш (Пятикнижие).

Сказано в «Ваякель»: «И пришли они — каждый, кого влекло сердце, и каждый, кого побудил его дух, принесли приношение Г-споду для устройства соборного шатра и для всякого служения в нем, и для священных одежд» (35:21). И далее: «…каждая женщина, мудрая сердцем, пряла своими руками… все женщины, побужденные мудрым сердцем, пряли козью [шерсть]» (35:25, 26). Об исполнителях главных, самых тонких работ Бецалеле и Аалиаве и их помощниках сказано: «…Бецалель и Аалиав и все мудрые сердцем, которых одарил Г-сподь мудростью и разумением, чтобы уметь сделать дело священной работы, будут делать… И призвал Моше Бецалеля и Аалиава и каждого, мудрого сердцем, в сердце которого Г-сподь вложил мудрость, всякого, кого влекло сердце приступить к работе» (36:1-2).

Рамбан в комментарии на стих 35:21 говорит: здесь нет речи о том, как евреи учились этому ремеслу. Стих говорит о влечении сердца, побуждении духа. Почему? По-видимому, он хочет сосредоточить наше внимание на том, что считает основным для успеха дела. Не само обучение, а то, что делает возможным достижение вершин мастерства. Что же это такое? Это — «дух» и «влечение».

Дух «побуждает» — подсказывает человеку, что он способен служить Всевышнему в такой или иной форме. Присутствие такого духа в человеке — большая сила. Надо понимать, что, говоря о «побуждении духа», Тора имеет в виду не мечты, какими бы пылкими они ни были, а ситуацию, когда человек прилагает к делу все силы и надеется при этом на помощь Б-га. Человек, обладающий «побуждением духа» и «влечением сердца», — не мечтатель, вершащий в воображении великие дела. Влечение сердца — это стремление реально действовать. Говорят мудрецы: Б-г ведет человека по пути, который он выбирает, на который он уже вступил. Каких высот он достигнет, до какого уровня дойдет — этого никто не знает. Чем уровень его достижений обусловлен реально и практически? Тем, сколько сил и энергии человек в это вложит и от каких других своих желаний он готов отказаться для достижения цели. Когда чел овек отдает избранному делу все, что в его возможностях, Б-г дает ему все новые и новые силы.

А как понимать слова о том, что в сердце каждого, мудрого сердцем, Б-г вложил мудрость? Зачем ее вкладывать туда, где она уже имеется?

Объясняет рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника: под мудрым сердцем здесь подразумевается не то, которое обладает мудростью, а то, которое жаждет мудрости. Ему Б-г и дает мудрость. Мы знаем, что еврейский царь Шломо (Соломон), автор известных у всех (или почти у всех) народов и во всех культурах «Притч Соломоновых» (Мишлей), был мудрейшим из людей, когда-либо живших на земле. А как Шломо приобрел эту мудрость?

В известном эпизоде из Книги царей Всевышний в Гивоне является царю Шломо и предлагает ему: «…проси, что мне дать тебе?.. И сказал Шломо… Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить Твой народ, чтобы различать между добром и злом… И хорошо было в глазах Г-спода, что Шломо просил [именно] этого. И сказал ему Б-г: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе души твоих врагов, но просил себе разума… Вот, Я сделал по слову твоему. Вот, Я дал тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было до тебя и после тебя не встанет подобный тебе» (Мелахим I, 3:5-6, 9-12).

Мудрость была для Шломо важнее всего, и только о мудрости он просил Б-га. За это он ее и получил. (Мы обычно обуреваемы множеством желаний. Но пока мы не сумеем понять, что для нас главное, и что-то сделать ради него, его исполнение не приблизится.)

В «Поучениях отцов» сказано: «Кто мудр? Тот, кто учится у любого человека» (Пиркей авот, 4:1). Так кто же мудр? Тот, кто любит мудрость, знание и ценит их превыше всего. Тому, кто весь устремлен к мудрости и всегда и во всем ищет только ее, Б-г и дарит мудрость.

Мудрость — награда за стремление к мудрости, которое не останавливают трудности и лишения. Эта награда приходит к человеку, для которого это стремление — главное в жизни. Такова мысль рава Шмулевича.

Пример такого человека рав Шмулевич видит в преемнике Моше Иеошуа бин-Нуне. Какое качество Иеошуа сделало его способным возглавить еврейский народ после Моше? Стремление к знанию Торы, настолько сильное, что Иеошуа не отходил от Моше ни на шаг, чтобы не упустить ни слова из того, что Всевышний через Моше передавал евреям. Иеошуа провожал Моше, когда тот поднялся на гору Синай, до крайнего предела, и ждал его там все сорок дней и ночей, чтобы и на обратном пути, каким бы недолгим этот путь ни был, слушать учителя. Иеошуа даже не подумал о том, чем же он будет питаться все это время ожидания. В награду за это Всевышний совершил для него особое чудо: так же, как Он давал ман всему еврейскому народу, Он давал ман отдельно Иеошуа у склонов Синая.

А теперь собственно о ремесле. Среди евреев нашелся один человек — мастер работы с драгоценными металлами. Он обладал и побуждением духа, и влечением сердца, и Б-г каким-то особым образом открыл ему все тайны ремесла: «призвал по имени Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Иеуды» (35:30). А Бецалель обучал им других евреев. Почему именно его Всевышний удостоил такого дара? В награду за заслуги его деда Хура (недаром здесь указано, чей он потомок). Уходя на гору, Моше оставил руководителями Аарона, своего брата, и Хура. Об этом мы читаем в Торе. А потом уже нигде Тора не упоминает о Хуре как о действующем лице. Почему? Когда евреи собрались изготовить золотого тельца, Хур воспротивился, и его убили…

Таким образом, Рамбан указывает нам, что человеку, который стремится (т.е. приступает, а не мечтает) сделать какое-то большое Б-гоугодное дело, Б-г открывает в нем самом такие новые силы и возможности, о которых человек и не знал до той поры. А у рава Шмулевича мы учимся тому, что Б-г дарит мудрость такому человеку, вся жизнь которого проникнута желанием (внутренним) и стремлением (практическим действием) ее приобрести.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «Ваикра» («И призвал»)


«Ваикра» — первая недельная глава третьей книги Пятикнижия «Ваикра». «И
призвал Моше Г-сподь» и повелел ему передать народу законы
жертвоприношений, которые являются частью служения Всевышнему в Храме,
который евреи уже построили.Глава называет пять видов «частных»
жертвоприношений, от отдельного человека: ола, минха, шламим, хатат, ашам —
и один вид «общественного» жертвоприношения (хатат), приносимого от имени
всей общины.

ПРЕДПИСАНИЕ — ДЕЙСТВОВАТЬ ДОБРОВОЛЬНО
Рав Бен-Цион Зильбер


Среди жертвоприношений, законы которых излагает глава, три вида: ола, минха
и шламим — приносят не во искупление какого-то нарушения и греха, но просто
по желанию, в подарок Всевышнему и в знак благодарности Ему. Возникает
вопрос: каков смысл добровольных мицвот (таких в Торе немного, но они есть
и помимо этих жертвоприношений)? Если Б-г хочет, чтобы мы совершали эти
действия, то почему Он нам их не предписал, как все другие? А если не
хочет, зачем их совершать?Среди заповедей, предписанных нам Торой, есть
заповеди, связанные с действием, и есть заповеди, связанные с сердцем,
например, такие, как любовь к Б-гу, страх перед Небесами, запрет ненавидеть
другого еврея и т.д.Понятно, что выполнение заповеди, проявляющееся в
определенном действии, вполне в нашей власти: мы способны управлять своими
действиями. Но способны ли мы управлять сердцем, т.е. своими чувствами,
своим восприятием мира? Находятся ли они в нашей власти?Этот вопрос задает
в своей книге «Биркат Перец» рав Яаков-Исроэль Каневский. Отвечает он на
него так.В трудах Рамбама и в книге рабейну Бехаей «Ховот а-левавот» мы
находим рассуждения о том, какими путями человек может приблизиться к Б-гу.
Рамбам говорит: к Б-гу нас может привести созерцание мира и природы вокруг
нас. Внимательный наблюдатель не может не заметить удивительную гармонию,
царящую в природе, согласованность взаимодействия между животным и
растительным миром, сложность устройства органов животных и их
поразительное соответствие среде обитания и т.д. Размышления об увиденном
не могут не привести человека к мысли о Творце. А в «Ховот а‑левавот»
говорится, что к Б-гу приводит чувство благодарности, которое не может не
испытывать человек, по-настоящему задумавшийся над тем, какие блага
физического существования ему даны. Умеющий думать будет благодарен за все
положительные стороны своей жизни, за то, что он дышит, что он ест и пьет,
и просто — за то, что он жив.А теперь предположим, что человек размышляет,
как советуют ему мудрецы, и — не получается! Ничего с ним не происходит.
Сердце его закрыто, чувства не пробуждаются.В «Месилат йешарим» рав
Моше-Хаим Луцатто утверждает: как чувство, внутреннее горение, приводит к
действию, так практическое действие приводит к зарождению чувства. И
особенно активно развивается чувство, когда человек делает что-то, чего он
делать не обязан. Каждый знает: с куда большей радостью мы тратим деньги на
подарок любимому другу, чем отдаем их, возвращая долг.Давая нам т.наз.
добровольные заповеди, Тора открывает нам один из путей пробудить в себе
чувство к Б-гу. Мы совершаем действия, приятные Б-гу, а от нас требующие
определенных усилий, иногда довольно значительных, знаем при этом, что
ничто нас к ним не обязывает, — и в нашем сердце растет любовь к Творцу.
Интересное наблюдение: человек, впервые начинающий соблюдать заповеди, в
начале своего пути выполняет их с особым энтузиазмом — в этом ему помогает
субъективное ощущение, что он делает это по собственному желанию, ведь
раньше он никогда этого не делал!Этот аспект недельной главы кратко
рассматривается в «Беседах о Торе» рава Ицхака Зильбера, моего отца,
благословенна его память. Там сказано: «Один еврей склонен делать добро
людям, другому свойственна особая сосредоточенность в молитве, третий
посвящает каждую минуту изучению Торы. Благодаря своим склонностям каждый
порой делает больше того, что обязан. Так в них пробуждается любовь к
Б-гу».Таким образом, в форме добровольных мицвот мы получаем еще один
инструмент, средство работы над собой, приближающее нас к Всевышнему.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

Недельная глава «Цав» («Прикажи»)

Глава продолжает изложение законов принесения жертв в Храме, начатое в главе «Ваикра». Ее заповеди обращены в основном к священнослужителям-коэнам:: «Прикажи Аарону и его сыновьям…» (Как известно, брату Моше Аарону и потомкам Аарона по мужской линии Всевышний поручил служение в Храме, именно они были назначены священнослужителями.)

Глава завершается описанием обряда, который Аарон и его сыновья проходят перед тем, как приступить к служению в Храме (Мишкане).

На следующей неделе, 15 нисана начинается Песах, праздник, посвященный исходу евреев из Египта. Суббота, предшествующая этому празднику, т.е. нынешняя суббота, носит название Шабат а-гадоль (Великая суббота). Этому названию есть несколько объяснений. Одно из них состоит в том, что в год исхода из Египта день 10 нисана, когда Всевышний предписал евреям приобрести ягненка для пасхальной жертвы и совершил для Израиля связанные с этим приказом великие чудеса, пришелся на субботу.

Знакомо ли вам чувство благодарности?
Рав Бен-Цион Зильбер

Несколько лет тому назад в связи с главой «Цав» мы говорили об одном из видов храмовых жертвоприношений — шламим , т.наз. мирной жертве, и ее разновидности — тода, благодарственной жертве, о различиях в правилах этих жертвоприношений и о смысле этих различий. Как указано в Торе, шламим приносит человек, который доволен своей жизнью и хочет выразить эту свою удовлетворенность, а тода — человек, благополучно избежавший опасности. Рассмотрим сегодня еще один аспект жертвы тода.

В комментарии на стих, где говорится о благодарственной жертве (Ваикра, 7:12), Раши объясняет: возвратившиеся из морского путешествия, совершившие переход в пустыне, вышедшие на свободу из темницы, исцелившиеся от тяжелой болезни — всем им надлежит благодарить Всевышнего.

Мудрецы задаются вопросом: следует ли понимать «надлежит» как обязанность? Тем более что в самой Письменной Торе никаких указаний на обязательность этого жертвоприношения нет. Это с одной стороны. А с другой стороны, как понимать «им надлежит», если не как «они должны»?

Что такое тода? Благодарственная жертва. А благодарность по самой своей природе не может быть принудительной. Вынужденная благодарность — это уже не благодарность, в ней нет никакого содержания.

На иврите слово «тода» происходит от корня «знать» и имеет два значения: признание и благодарность. «Тода» — это еще и просто «спасибо». Кстати, в русском языке у слова «благодарность» есть синоним, тоже производный от корня «знать»: «признательность».

Что объединяет эти два понятия? Что должен признать человек для того, чтобы испытывать благодарность? Человек должен осознать и признать, что кто-то сделал для него что-то хорошее.

К чему все эти рассуждения? Если кто-то оказал нам услугу, помощь, сказал в трудную минуту доброе умное слово, разве это так уж трудно заметить, понять? А поняв, почувствовать благодарность? Ведь Б-г так нас и устроил: осознание сделанного нам добра непременно вызывает у нас благодарность. У нас нет возможности признать, что нам сделали добро, и не испытать благодарности.

Зато у нас есть другая возможность — не признавать этого добра. На языке Талмуда неблагодарный человек так и называется: отрицающий добро другого, т.е. сделанное ему другим. А зачем нам это нужно? Затем, что мы не любим быть в долгу и не любим обязательств. Наш ум живо подсказывает нам объяснения, избавляющие нас от долга признательности: либо «этот человек не сделал мне ничего хорошего», либо «он сделал это для собственного удовольствия», либо «вмешался — и только напортил». И так далее. Именно поэтому иногда случается, что за добро платят злом.

«Надлежит благодарить» прежде всего значит «надлежит понимать и признавать». Благодарность — чувство, которое можно и нужно в себе развивать. И не в последнюю очередь потому, говорят мудрецы, что тот, кто отрицает добро, сделанное ему ближним, в конце концов приходит к неблагодарности по отношению к Б-гу. Человек либо умеет, либо не умеет быть благодарным. Это чувство имеет в душе единый источник. Так не бывает, чтобы мы прекрасно осознавали ситуацию, когда нам делают добро брюнеты, и были совершенно слепы к доброте блондинов, или наоборот. Выборочной благодарности не бывает. Если мы не умеем чувствовать благодарность по отношению к человеку, мы не почувствуем ее и по отношению к Б-гу. Мы либо способны испытывать это чувство, либо нет. И Тора обязывает нас научиться его испытывать.

* * *

Праздник, который начнется для нас на следующей неделе, прямо связан с темой благодарности. Основное содержание Песах — признательность Всевышнему за освобождение из египетского рабства.

Тора предписывает нам помнить об исходе из Египта «все дни жизни», т.е. дни и ночи нашей жизни (как мы уже объясняли год назад, на это указывает слово «все»: когда Тора имеет в виду именно дни, она словом «все» не пользуется). Однако первую ночь Песах, ночь пасхального Седера, мы выделяем особо. В чем же ее отличие от других «ночей нашей жизни»?

В эту ночь нам предписано чувствовать себя так, будто мы сами сейчас выходим из рабства на свободу. Мы должны живо ощутить, что такое рабство, кто такой раб. Раб — это человек, который не владеет ничем: он сам не принадлежит себе, не принадлежат ему ни его дети, ни его жена. У него нет ни семьи, ни собственных желаний, ни собственного достоинства. Ничего. И в таком положении евреи находились в Египте несколько сот лет. Больше того. Чтобы пресечь умножение численности евреев, вообще свести его на нет, египтяне разлучили мужей и жен и отправили мужчин на каторжные работы. В сущности, в таких условиях народ должен был исчезнуть. Но не исчез.

Все детали Седера, все блюда, которые входят в его обряд: харосет, напоминающий нам о глине, из которой наши предки лепили кирпичи, марор — горькая зелень, которая напоминает нам о горькой жизни в рабстве, особая поза, в которой мы сидим за праздничным столом Седера: облокотясь на спинку стула, полулежа на подушках, — поза не раба, а свободного человека — все это помогает нам в первую ночь Песах пережить события исхода, а не просто вспомнить о них.

В конце девятнадцатого — в первой половине двадцатого века в городе Двинске жили два великих человека: рав Меир-Симха а-Коэн (Ор самеах) и рав Иосеф Розин, Рогачевский гаон. Рогачевский гаон мог пересказать по памяти любой вопрос из Талмуда, о чем в народе ходили просто легенды. Рав Меир-Симха однажды шутя заметил: да какая там уникальная память — он ведь это только что учил! (Надо сказать, Рогачевский гаон имел обыкновение по многу раз повторять Талмуд.)

Так и с нашей памятью об исходе. Воспоминание — это то, чем мы занимаемся весь год: мы вспоминаем о факте исхода, о том, что было когда-то. Но в ночь Песах исход как будто происходит для нас сию минуту. Мы заново переживаем рабство, заново переживаем десять египетских казней и заново выходим на свободу. Заново осознаем, что сделал для нас Всевышний, и заново испытываем к Нему благодарность.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

Как приблизить к нам Творца?
Рав Бен-Цион Зильбер
В первую субботу Песаха в Эрец-Исраэль читают «Шир а-ширим» («Песню песней»). За границей то же самое делают в последний, восьмой день праздника. В этом эмоционально насыщенном произведении красочно демонстрируется связь между Всевышним и народом Израиля. Вот что по этому поводу писал мой отец, рав Ицхак Зильбер, благословенной памяти:

В «Песне песней» отношение между Б-гом и еврейским народом образно представлено в виде чистой дружбы юноши и девушки, которые даже в разлуке остаются верными друг другу. Девушка — это еврейский народ, а ее избранный — Творец и Правитель мира. Многие уговаривают девушку: зачем ты ждешь своего любимого, он тебя давно бросил и забыл. «Чем твой друг лучше других?» (Песнь Песней 5:9). «Куда ушел твой друг, красивейшая из женщин?» (6:2).
Многие уговаривают евреев: забудьте про Единого Б-га, оставьте ваши законы, ведите себя как все остальные. У вас так много талантов, а принадлежность к еврейской вере лишь мешает вам. Ответ народа: «Заклинаю вас… когда найдете моего друга, скажите ему, что больна я любовью» (5:8). «Я принадлежу моему другу, а мои друг мне» (6:3).

В ТАНАХе отношения Всевышнего и евреев сравниваются то с отношениями между отцом и сыном, то с отношениями между женихом и невестой. Главное отличие последней модели — прямая зависимость между теплотой отношений девушки к парню и ответной реакцией. Чем больший интерес проявляет жених к невесте, тем большую теплоту она испытывает по отношению к жениху.

Между Б-гом и евреями испокон веков существовала непрерывная связь. Однако тот факт, что она ведется согласно модели «жених и невеста», подчеркивает взаимность. Отношение Всевышнего к нам напрямую зависит от нашего отношения к Творцу. Когда мы верны Всевышнему во всех ситуациях, как радостных так и грустных, аналогичную верность проявляет и Он к нам.

В «Песне песней» приводятся два варианта наблюдения Б-га за народом Израиля, более и менее тщательный: «(Он) заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку» (Песнь песней 2:9). Близость Всевышнего к нам — величина непостоянная. Во времена Храма близость проявлялась сильнее, в изгнании — слабее. Но следует помнить, что пристальное слежение Всевышнего за происходящим с еврейским народом, его тяготами и проблемами — непосредственный результат нашего отношения к Нему.

Именно в наших силах сделать так, чтобы Творец наблюдал за народом Израиля более пристально. Именно мы, следуя Его повелениям и желаниям, можем усилить Его близость к нам.
Post Reply