Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вт мар 31, 2020 7:13 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: В Шавуот мы признаемся в любви к Торе и к свитку
СообщениеДобавлено: Пт май 23, 2008 6:56 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
В Шавуот мы признаемся в любви к Торе и к свитку
Эдмон Родман


ЛОС-АНДЖЕЛЕС (JTA) – Почему евреи просвещенного мира, где правят книги, страницы и цифровая память, так привязаны к свитку?
По мере приближения Шавуот, праздника принятия Торы, я должен спросить: не может ли быть такого, что где-то в наших головах любовь к Торе сплелась с любовью к свитку?
Нас восхищает такая книга, которая, когда мы открываем ее все шире и шире, разворачиваем и раскручиваем, меняет форму на наших глазах. Свиток – это форма, способная также расширять наши умы.
Хотя свиток используется в других культурах и религиях, он остается характерной еврейской формой, отличающей его в особенности от христианских учений, которые использовали более новую форму – Библию, или книгу для записи своих учений. Нашу рукотворную форму, а не продукт массового производства, мы передаем из поколения в поколение, ее мы читаем, изучаем и чтим.
Вид слов Торы, выписанных ровными колонками, заставляет нас думать о книге. Но по мере того, как пергамент разворачивается, и мы не можем видеть ни его начала, ни конца, мы думаем о том, что путешествуем. В книге ты находишь нужное место, переворачивая страницы и ориентируясь по номерам. А с Торой ты разворачиваешь и разворачиваешь свиток, и будто путешествуешь во времени и пространстве.
Возьмись за деревянные штыри, к которым прикреплена Тора – эцай хаим. По мере того, как движутся твои руки, ты тоже движешься через время, места, имена и законы. Переходя Красное море, ты переходишь и море контекста. Когда ты закручиваешь свиток и читаешь главу, эти физические действия вносят тебя внутрь истории: море расступается, ты спешишь пройти через него, -- и ты спасен, ты готов петь, достигнув другого берега.
Подумайте: ведь в Торе Десять заповедей написаны на табличках. С точки зрения книжного дизайна, таблички – это две страницы, разворот. Идеальная форма – внимание приковано исключительно к этим двум табличкам, не нужно больше ничего.
И все же Тора не пишется на серии табличек или страниц, она на свитке. Так на что же направлено наше внимание?
Раскройте Тору на один столбец, и только его вы увидите. Откройте свиток на два, три, четыре столбца – и вашему вниманию неожиданно открывается вся прекрасная каллиграфическая панорама.
Со временем свиток менялся, осовременивался. Будучи информационной системой, свиток – предтеча многих наших нынешних информационных систем, которые также работают как вращающиеся механизмы: жесткие компьютерные диски и DVD-плееры. Мы неохотно прокручиваем содержимое компьютера, надеясь найти все необходимое на открывающемся экране. Но в отличие от монитора, свиток Торы своей формой побуждает нас раскручивать его дальше – продолжать чтение, отчетливо представляя себе прочитанное – и из недели в неделю совершать путешествие до самого конца.
Наш мозг настроен преимущественно на визуальное восприятие. Его визуальная система готова к большему. Двигаясь по свитку, мимо проходят имена и различные места, а наш мозг устанавливает связи между ними. Свиток побуждает к особой форме еврейских занятий, которые предполагают скольжение от абзаца к абзацу, от книги к книге. (Так добавьте веб-поиск к прочим еврейским изобретениям). Форма помогает памяти удерживать вместе как единое слово абзацы и главы всей Торы.
Для тех, кто должен отыскивать нужное место в Торе для своих общин, свиток превращается в криволинейный календарь – место чтения у них ассоциируется с временем года или конкретной датой. Многие из нас знают, что когда левая часть свитка мала, значит, приближается конец еврейского года, и пришло время писать поздравительные открытки с Рош а-Шана.
Даже то, что пришло время читать главы на Шавуот, напоминает нам о кругообразности свитка. В этот праздник многие читают литургический стих Акдамут, который в поэтической форме говорит о бесконечности Торы. Каждая строка заканчивается ивритскими буквами тав-алеф – последней и первой буквами ивритского алфавита, напоминая нам, что когда мы дойдем до конца, свиток начнется снова.
Наша культура высоко ценит единство созданного пространства. В ресторанах, гостиницах, театрах и домах мы окружаем себя музыкой, светом, цветом и искусством. Мы восхищаемся бесшовным и искусным кружевом.
Свиток, Тора – это тоже врата в единое пространство. Оно раскручивается самым разным образом, и когда это происходит, мы оказываемся запеленатыми в его слова и структуру, -- и понимаем, что в нем действительно есть все.
Сказано, что в первую ночь Шавуот, в полночь открываются небеса. В этом году попробуйте представить себе, что они раскручиваются.

(Эдмон Родман, дизайнер книг и игрушек)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB