КАК ЛИШИЛИ ЕВРЕЕВ СИНАГОГАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Лев Алекс Гавартин
участник форума
Posts: 45
Joined: Mon Jan 24, 2011 3:09 pm

КАК ЛИШИЛИ ЕВРЕЕВ СИНАГОГАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Post by Лев Алекс Гавартин »

Как лишили евреев синагогальной музыки
Нынешнее поколение нашей семьи знает и старается соблюдать традиции иудаизма, в частности, посещать синагогу на каждый еврейский праздник и читать сидур на иврите, языке, изученном в довоенной Латвийской республике.Ну а на Кол – Нидрей – само собой разумеется. Одной осенью, после встречи Рош – Хашана в стране проживания (принципиально отвергаю применяемый термин «вторая родина»), мы были в семье сына в Лондоне. Приближался Йом – Кипур и о пропуске Кол – Нидрей не могло быть и речи. Сын отвел нас в синагогу, примыкающую к Союзу прогрессивного иудаизма.Отсутствие м е х и ц ы – мужчины и женщины сидели вместе – не вызвало эйфории. Но исполнение Кол – Нидрей оставило глубокое впечатление на всю жизнь. Кантор стоит перед а р о н к о д е ш о м лицом к молящимся. Еще Рамбам говорил, что говорящий должен обращать сердце к небу, а лицо к людям. Но главное – это музыкальное сопровождение молитвы. Многоголосое звучание мужских голосов завораживало и создавало настоящее музыкальное потрясение. И это при отсутствии в данной синагоге органа. Но крупнейший современный израильский литургический хормейстер Семен Коган разъясняет, что хор в нужных местах держит аккорд – как бы имитируя орган – и кантор вышивает на этом фоне узор своей сольной партии. Это все способствует более глубокому проникновению в молитву, своеобразный «порыв сердца» («авода ше – ба лев» как всей общины, так и каждого молящегося отдельно. Признано, что музыка – кратчайший путь достижения нужного эмационального настроя.
Не секрет, что еврейские общины Германии нуждаются в пополнении. Главный раввин Мюнхенской синагоги говорит, что подавляющее большинство членов общины не имеют опыта богослужения, но, в то же время, мелодии западноевропейской еврейской литургической музыки им близки. И уже одно это может донести до их души смысл молитвы. Красивое хоровое пение может явиться побуждающим мотивом, способным вернуть евреев к соблюдению религиозных обрядов.
Герман Вук в своей книге «Это Б-г мой» (одной из нескольких книг по иудаизму, находящихся у меня всегда под рукой – раби Йосефа Телушкина, Хаима Донина) отметил: «С отказа от субботы начинается обычно разрыв с традицией. И, наоборот, через ее соблюдение чаще всего возвращаются в иудаизм.
Многие синагоги мира за последние столетия восстановили музыкальную литургию. Именно восстановили, ибо начиная с библейских времен в Храме хоровое пение с музыкальным сопровождением левитов являлось неотъемлемой частью богослужения коэнов. Хор левитов под инструментальное сопровождение ежедневно исполнял псалмы, связанные с определенными днями недели – каждый из семи дней недели параллелен семи дням творения, включая шаббат. В Талмуде сравнивалась ценность хорового и инструментального сопровождения службы. Характерные для Талмуда дискуссии относятся и к этому вопросу - разные законоучители высказывали отличающиеся мнения.
Синагоги как дома молитвы возникли еще до разрушения Второго Храма. Однако с потерей Храма их роль и значение возросли: синагоги стали центрами всей духовной жизни евреев, очагами культуры, воспитательной и общественной деятельности каждой еврейской общины, включая и синагогальную музыку. Но в отличие от храмовой, синагогальная музыка стала исключительно вокальной и осталась вне музыкальной традиции – может быть потому, что синагога собирала евреев в основном по субботам и в праздники, дни, когда игра на музыкальных инструментах запрещена. Синагогальная музыка оставалась такой на протяжении последующих столетий.
Но у евреев назревала потребность обогащения музыкального сопровождения молитвы. Возможно тут сыграли свою роль историческая память о богослужениях в Храме и коэнская генетика. Касаясь последней, то британские генетики конца 20-го столетия исследуя генетические коды евреев Израиля, Англии и Северной Америки обнаружили у потомков Аарона – коэнов специфические метки на их Y – хромосоме. Свое уникальное открытие они опубликовали в 1997 году в престижном британском научном журнале «Nature».
Возвращаясь к потребности обогащения молитв, то, вначале кантор получил в качестве аккомпанимента своему распеву двух мужчин с высоким и низким голосами, Затем одним из помощников стали назначать мальчиков с красивыми голосами. Не раз предпринимались попытки ввести хоровое пение, но это не было широким явлением.
Начиная с учреждения первого профессионального хора в синагоге Венеции и включая начало в 19-м веке создания хоральных синагог в Одессе, Москве, Санкт – Петербурге, Риге, Двинске Берлине, Штутгарте, хоровое сопровождение молитв украсило жизнь еврейских общин.
С развитием Прогрессивного течения в иудаизме, изменения в Еврейской литургии стали приобретать масштабное явление, включая введение органа в музыкальное сопровождение кантора и хора. Родилась музыка, которую знают и используют во многих синагогах мира.
Опасения отдельных ортодоксов, что введения органа напомнит христианский храм и резко увеличит число крестившихся по крайней мере на примере довоенного Штутгарта не подтвердилось.
Рассматривая современный период, то общегерманская «Еврейская Газета» в феврале 2008 года писала, что традиции синагогального пения после Второй мировой войны были в Германии полностью утрачены. Эту потерю без всяких натяжек можно считать жертвой Холокоста. Но в этой же статье появились и оптимистические данные о возрождении Мюнхенского синагогального хора, сопровождающего богослужение. Следом другое СМИ сообщило о встрече ряда синагогальных хоров северных общин Германии в Ганновере.
Процесс возрождения общинных хоров пошел, но ряд из них остается светскими, делающими очень доброе дело приобщения членов общин к еврейской культуре. Но, увы, поставленный в заголовке вопрос они не решают.
Касаясь советского периода, то направление синагогального хорового пения практически не существовало. Но наступает 1989 год. Выпускник хорового училища им. Свешникова и Института им. Гнесиных Михаил Турецкий был направлен для организации хора при Московской хоральной синагоге. Турецкий собрал группу единомышленников с музыкальным образованием, желавших заняться восстановлением в СССР еврейской духовной музыки. Коллектив был создан и приступил к выполнению своих непосредственных обязанностей. Потом начались триумфальные гастроли по всему свету с концертами в залах и участием в синагогальных литургиях. Триумфально прошло выступление в Иерусалимской синагоге, когда было признано, что звучание хора Турецкого было лучше, чем у кантора и хора синагоги. В 1993 году Михаил Турецкий был награжден американской «Ассоциацией музыкального искусства» за вклад в канторское искусство «Золотой короной канторов мира», которой награждены всего 8 человек в мире. Но вскоре Хору Турецкого стало тесно в синагоге и он стал муниципальным, сохраняя еще название «Московский еврейский хор». Теперь – это Арт – группа «Хор Турецкого. Когда поют мужчины». За совокупность заслуг с сентября 2010 года Михаил Турецкий - народный артист России.
На примере Турецкого прихожанину представляется различие в восприятии исполнения той же литургической музыки в концертном исполнении и при аккомпанементе кантору в реальной молитве. Праздник конечно услышать «Осе шалом бимромав» на очередном концерте в Штутгарте или в Кремлевском концертном зале в 2011 году. Но восприятие этого в синагоге создает музыкальное потрясение другого уровня.
Так что, раввины, канторы и руководители еврейских общин не затягивайте создание синагогальных хоров, призванных украсить шаббаты и праздники для остатков сегодняшних прихожан и, главное, для пополнения рядов еврейских общин.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: КАК ЛИШИЛИ ЕВРЕЕВ СИНАГОГАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Post by Лев Мадорский »

Да, Лев, согласен. Синагогальные хоры и инструментальне сопровождение ( последнее,возможно, только в либеральных общинах) усилили бы эмоциональное наполнение молитвы. Спасибо за интересный материал.
Post Reply