Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вт авг 20, 2019 6:55 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: КАК ЛИШИЛИ ЕВРЕЕВ СИНАГОГАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
СообщениеДобавлено: Пт май 13, 2011 7:57 am 
участник форума

Зарегистрирован: Пн янв 24, 2011 3:09 pm
Сообщения: 45
Как лишили евреев синагогальной музыки
Нынешнее поколение нашей семьи знает и старается соблюдать традиции иудаизма, в частности, посещать синагогу на каждый еврейский праздник и читать сидур на иврите, языке, изученном в довоенной Латвийской республике.Ну а на Кол – Нидрей – само собой разумеется. Одной осенью, после встречи Рош – Хашана в стране проживания (принципиально отвергаю применяемый термин «вторая родина»), мы были в семье сына в Лондоне. Приближался Йом – Кипур и о пропуске Кол – Нидрей не могло быть и речи. Сын отвел нас в синагогу, примыкающую к Союзу прогрессивного иудаизма.Отсутствие м е х и ц ы – мужчины и женщины сидели вместе – не вызвало эйфории. Но исполнение Кол – Нидрей оставило глубокое впечатление на всю жизнь. Кантор стоит перед а р о н к о д е ш о м лицом к молящимся. Еще Рамбам говорил, что говорящий должен обращать сердце к небу, а лицо к людям. Но главное – это музыкальное сопровождение молитвы. Многоголосое звучание мужских голосов завораживало и создавало настоящее музыкальное потрясение. И это при отсутствии в данной синагоге органа. Но крупнейший современный израильский литургический хормейстер Семен Коган разъясняет, что хор в нужных местах держит аккорд – как бы имитируя орган – и кантор вышивает на этом фоне узор своей сольной партии. Это все способствует более глубокому проникновению в молитву, своеобразный «порыв сердца» («авода ше – ба лев» как всей общины, так и каждого молящегося отдельно. Признано, что музыка – кратчайший путь достижения нужного эмационального настроя.
Не секрет, что еврейские общины Германии нуждаются в пополнении. Главный раввин Мюнхенской синагоги говорит, что подавляющее большинство членов общины не имеют опыта богослужения, но, в то же время, мелодии западноевропейской еврейской литургической музыки им близки. И уже одно это может донести до их души смысл молитвы. Красивое хоровое пение может явиться побуждающим мотивом, способным вернуть евреев к соблюдению религиозных обрядов.
Герман Вук в своей книге «Это Б-г мой» (одной из нескольких книг по иудаизму, находящихся у меня всегда под рукой – раби Йосефа Телушкина, Хаима Донина) отметил: «С отказа от субботы начинается обычно разрыв с традицией. И, наоборот, через ее соблюдение чаще всего возвращаются в иудаизм.
Многие синагоги мира за последние столетия восстановили музыкальную литургию. Именно восстановили, ибо начиная с библейских времен в Храме хоровое пение с музыкальным сопровождением левитов являлось неотъемлемой частью богослужения коэнов. Хор левитов под инструментальное сопровождение ежедневно исполнял псалмы, связанные с определенными днями недели – каждый из семи дней недели параллелен семи дням творения, включая шаббат. В Талмуде сравнивалась ценность хорового и инструментального сопровождения службы. Характерные для Талмуда дискуссии относятся и к этому вопросу - разные законоучители высказывали отличающиеся мнения.
Синагоги как дома молитвы возникли еще до разрушения Второго Храма. Однако с потерей Храма их роль и значение возросли: синагоги стали центрами всей духовной жизни евреев, очагами культуры, воспитательной и общественной деятельности каждой еврейской общины, включая и синагогальную музыку. Но в отличие от храмовой, синагогальная музыка стала исключительно вокальной и осталась вне музыкальной традиции – может быть потому, что синагога собирала евреев в основном по субботам и в праздники, дни, когда игра на музыкальных инструментах запрещена. Синагогальная музыка оставалась такой на протяжении последующих столетий.
Но у евреев назревала потребность обогащения музыкального сопровождения молитвы. Возможно тут сыграли свою роль историческая память о богослужениях в Храме и коэнская генетика. Касаясь последней, то британские генетики конца 20-го столетия исследуя генетические коды евреев Израиля, Англии и Северной Америки обнаружили у потомков Аарона – коэнов специфические метки на их Y – хромосоме. Свое уникальное открытие они опубликовали в 1997 году в престижном британском научном журнале «Nature».
Возвращаясь к потребности обогащения молитв, то, вначале кантор получил в качестве аккомпанимента своему распеву двух мужчин с высоким и низким голосами, Затем одним из помощников стали назначать мальчиков с красивыми голосами. Не раз предпринимались попытки ввести хоровое пение, но это не было широким явлением.
Начиная с учреждения первого профессионального хора в синагоге Венеции и включая начало в 19-м веке создания хоральных синагог в Одессе, Москве, Санкт – Петербурге, Риге, Двинске Берлине, Штутгарте, хоровое сопровождение молитв украсило жизнь еврейских общин.
С развитием Прогрессивного течения в иудаизме, изменения в Еврейской литургии стали приобретать масштабное явление, включая введение органа в музыкальное сопровождение кантора и хора. Родилась музыка, которую знают и используют во многих синагогах мира.
Опасения отдельных ортодоксов, что введения органа напомнит христианский храм и резко увеличит число крестившихся по крайней мере на примере довоенного Штутгарта не подтвердилось.
Рассматривая современный период, то общегерманская «Еврейская Газета» в феврале 2008 года писала, что традиции синагогального пения после Второй мировой войны были в Германии полностью утрачены. Эту потерю без всяких натяжек можно считать жертвой Холокоста. Но в этой же статье появились и оптимистические данные о возрождении Мюнхенского синагогального хора, сопровождающего богослужение. Следом другое СМИ сообщило о встрече ряда синагогальных хоров северных общин Германии в Ганновере.
Процесс возрождения общинных хоров пошел, но ряд из них остается светскими, делающими очень доброе дело приобщения членов общин к еврейской культуре. Но, увы, поставленный в заголовке вопрос они не решают.
Касаясь советского периода, то направление синагогального хорового пения практически не существовало. Но наступает 1989 год. Выпускник хорового училища им. Свешникова и Института им. Гнесиных Михаил Турецкий был направлен для организации хора при Московской хоральной синагоге. Турецкий собрал группу единомышленников с музыкальным образованием, желавших заняться восстановлением в СССР еврейской духовной музыки. Коллектив был создан и приступил к выполнению своих непосредственных обязанностей. Потом начались триумфальные гастроли по всему свету с концертами в залах и участием в синагогальных литургиях. Триумфально прошло выступление в Иерусалимской синагоге, когда было признано, что звучание хора Турецкого было лучше, чем у кантора и хора синагоги. В 1993 году Михаил Турецкий был награжден американской «Ассоциацией музыкального искусства» за вклад в канторское искусство «Золотой короной канторов мира», которой награждены всего 8 человек в мире. Но вскоре Хору Турецкого стало тесно в синагоге и он стал муниципальным, сохраняя еще название «Московский еврейский хор». Теперь – это Арт – группа «Хор Турецкого. Когда поют мужчины». За совокупность заслуг с сентября 2010 года Михаил Турецкий - народный артист России.
На примере Турецкого прихожанину представляется различие в восприятии исполнения той же литургической музыки в концертном исполнении и при аккомпанементе кантору в реальной молитве. Праздник конечно услышать «Осе шалом бимромав» на очередном концерте в Штутгарте или в Кремлевском концертном зале в 2011 году. Но восприятие этого в синагоге создает музыкальное потрясение другого уровня.
Так что, раввины, канторы и руководители еврейских общин не затягивайте создание синагогальных хоров, призванных украсить шаббаты и праздники для остатков сегодняшних прихожан и, главное, для пополнения рядов еврейских общин.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: КАК ЛИШИЛИ ЕВРЕЕВ СИНАГОГАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
СообщениеДобавлено: Вт май 17, 2011 9:32 am 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пн авг 17, 2009 8:17 pm
Сообщения: 510
Да, Лев, согласен. Синагогальные хоры и инструментальне сопровождение ( последнее,возможно, только в либеральных общинах) усилили бы эмоциональное наполнение молитвы. Спасибо за интересный материал.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB