Право евреев на землю Израиля

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Право евреев на землю Израиля

Post by Борис Дынин »

Б-г Творения и земля Израиля

Рабби Дж. Сакс


Перевод Бориса Дынина

Случается так, что некий древний текст скорее обращен к нам, к нашему времени, чем к тем, в чьи времена он был написан. Трудно найти более яркое подтверждение этому, чем в случае знаменитого комментария Раши к первым словам Торы: «В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ НЕБА И ЗЕМЛИ». Прочтем его полностью:

«Сказал раби Ицхак: Надлежало бы начать Тору со (стиха): "МЕСЯЦ ЭТОТ ДЛЯ ВАС - НАЧАЛО МЕСЯЦЕВ, ПЕРВЫЙ ОН У ВАС ИЗ МЕСЯЦЕВ ГОДА» [Шмот 12, 2], который является первой заповедью, данной (сынам) Исраэля. Почему же (она) начинается с сотворения мира? Потому что: «ВЕЛИЧИЕ ДЕЛ СВОИХ ЯВИЛ ОН СВОЕМУ НАРОДУ, ПЕРЕДАВ ИМ ЗЕМЛИ НАРОДОВ». [Тегилим 111, 6]. Ибо если скажут народы мира Израилю: "Разбойники вы, захватившие земли семи народов", то (сыны Израиля) скажут им: "Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».

Раши, как кажется, обращается прямо к нам в 5771/2010 году, во времена антисионизма, бойкотов и санкций против Израиля, и даже распространяющихся сомнений в самом праве государства Израиля на существование.

Раши (1040-1105) жил в Труа, городе на севере Франции, в период, когда положение евреев в христианском мире начало серьезно ухудшаться. Он пережил самые ужасные дни того времени - массовый погром еврейских общин Лотарингии в начале Первого Крестового похода в 1096 г. Евреи преследовались, были бессильны и при этом не имели никакой реальной надежды на возвращение на свою землю в будущем.

Логика интерпретации, данной рабби Ицхаком, может показаться ущербной. Почему Тора начинается словами о Творении? Потому что это фундамент веры евреев. Рабби Ицхак, как кажется, утверждает, что поскольку Тора есть по преимуществу книга установлений, она должна начинаться с первой заповеди, по крайней мере, с первой из данных Израилю как народу. Но, очевидно, Тора не есть только набор установлений. Большая часть ее есть нарратив. Поэтому вопрос рабби Ицхака представляется странным.

Таким представляется и его ответ. Почему следует связывать Творение и право израильтян на землю Израиля? Ведь если интерес рабби Ицхака лежит в сфере Галахи, то почему не дать очевидный галахический ответ: «О Творении сказано с целью утвердить заповедь соблюдения Субботы?» Все это очень озадачивает.

Но, в действительности, рабби Ицхак выдвигает очень убедительный аргумент. Несколько лет назад нерелигиозный мыслитель David Clines издал книгу The Theme of the Pentateuch («Основная тема Пятикнижия»), где он доказывает, что общей темой всех пяти книг является обещание земли. Несомненно, это так. Конечно, книги говорят и другом, но обещание земли доминирует все их содержание. В книге Брейшит семь раз Б-г обещает землю Аврааму, один раз Ицхаку, трижды Яакову. От начала Исхода, когда Моисей услышал о «земле, текущей молоком и медом”, до конца Дварим, когда он видит ее издалека, книги Моисея говорят о земле Израиле как предназначении и цели Исхода.

Вспомним известное правило построения литературного произведения. Чехов сказал: «Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить», или оно не должно быть на сцене. Если центральная тема книг Моисея - обещание земли, то их начало должно быть связано с этим. Отсюда и исходит интерпретация рабби Ицхака. Творение должно быть связано с землей Израиля. В чем смысл такого начала, если не в указании на то, что обещание, в силу которого евреи обладают правом на землю Израиля, исходит от наивысшего, которое только можно представить, авторитета, творца и держателя вселенной, Творца всего.

Но коль скоро мы сказали это, возникает очевидный вопрос. Почему религия должна быть связана с какой-то землей? Это кажется абсурдным, особенно в контексте единобожия. Ведь Б-гу всего можно служить везде. И здесь рабби Ицхак указывает нам правильное направление. Он напоминает нам о первой заповеди, данной израильтянам как народу перед исходом из Египта.

Иудаизм, по существу, не есть религия личного спасения, отношения между индивидом и Б-гом во внутренних тайниках души. Это, прежде всего, религия коллективного освобождения и создания общества, противоположного Египту, где сильный порабощает слабого. Тора – это архитектоника общества, где моя свобода не куплена за счет вашей, где правит правосудие и каждый индивид признается носителем образа Б-га. Это об истинах, которые стали для Томаса Джефферсона самоочевидными: «Все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами». Это о том, что подразумевал Джон Кеннеди, когда сказал: «Права даруются человеку не щедротами государства, но Божьей дланью».

Мы - общественные животные. Поэтому мы находим Б-га в обществе. Именно это мы обнаруживаем, когда размышляем над основной структурой законодательства Торы. Оно включает законы отправления правосудия, ведения войн, собственности на землю, отношений между предпринимателями и рабочими, благосостояния бедных, периодической отмены долгов, - короче говоря, все законодательство направлено на создание того, что рав Аарон Лихтенштейн назвал «социальным благословением».

Законы формируют общество, и общество нуждается в пространстве. Священное общество нуждается в священном пространстве, священном месте, в Святой Земле. И потому евреи и иудаизм нуждаются в собственной земле.

В течение четырех тысяч лет, большую часть которых евреи жили в изгнании, народ Завета был рассеян по лицу земли. Нет такого места, где никогда не жили евреи. Но на протяжении всего это времени была только одна земля, где они могли создать то, что почти все другие народы принимают за само собой разумеющееся: создать свое собственное общество в соответствии со своими убеждениями.

Предпосылкой Торы является убеждение, что Б-г должен открываться в конкретном месте и особенным образом, если он может быть открыт везде и в общих откровениях. Подобно тому, как в нарративе Творения Суббота открывается как святое время, так Тора в целом утверждает Израиль как святую землю. Поэтому в иудаизме религия связана с землей, и земля связана с религией.

Но теперь мы подходим к самой озадачивающей части комментария рабби Ицхака. Вспомним сказанное им: если кто-либо поставит под сомнение право евреев на землю Израиля, они могут ответить: «Б-г создал вселенную. Он разделил землю на многие страны, языки и пейзажи. Но одну маленькую землю Он дал еврейскому народу. В этом наше право на нее». Но как рабби Ицхак мог думать, что он дал убедительный ответ? Почти неизбежно найдутся те, кто бросит вызов праву евреев на землю Израиля, потому что они не верят в Б-га Израиля. Каким же образом ссылка на Б-га Израиля оправдывает право Израиля?

Как ни странно, мы знаем ответ на тот вопрос. Сегодня подавляющее большинство тех, кто бросает вызов праву на существование Израиля, верит в Б-га Израиля, то есть в Б-га Авраама. Они принадлежат большой семье религий, известных как авраами́ческие монотеизмы. Мы должны почтительно сказать им: когда речь идет о политическом конфликте, позвольте нам вместе искать политическое решение. Позвольте нам сотрудничать в политике мира. Но когда речь идет о религии, позвольте нам не забывать, что без иудаизма не было бы христианства и ислама. В отличие от христианства и ислама иудаизм никогда не стремился обратить к себе мир и никогда не создал империи. Все, что он искал, было одной крошечной землей, обещанной детям Израиля Творцом вселенной, в которого и евреи, и христиане, и мусульмане верят.

К сожалению, рабби Ицхак был прав, и Раши имел основание процитировать его в самом начале своих комментарий к Торе. Праву евреев на землю Израиля бросают вызов те, кто утверждает, что верят в единого Б-га, призывающего всех нас сегодня признать достоинство человеческой личности, святость человеческой жизни и императив мира. Но этот Б-г говорит нам, что в мире восьмидесяти двух христианских наций и пятидесяти шести мусульманских есть место для одного маленького еврейского государства.

Если право евреев на землю Израиля не дано им Богом Творения, то какое они имеют право на нее? По праву мучений, перенесенных от рук других народов? Но такое право не может быть основано на чувстве вины перед евреями у народов (да и то далеко не у всех). По праву истории? Но история также не есть основа права (как и бесправия). Поэтому и для секулярных евреев право на землю Израиля (если они считают себя вправе владеть ею) может основываться только на Торе. Без связи с землей Израиля, в том числе и в диаспоре и даже без веры в Б-га Израиля, нет еврея. Можно уехать из Израиля и с большой вероятностью преуспеть в иных землях (какими бы ни были "обыкновенными" людьми евреи, история показывает, что они необыкновенно не только страдали, но и преуспевали). Можно изменить фамилии, сделать пластическую операцию с носом и пр. и зажить без связи с землей Израиля, - стать гоем. Не только иудаизм связан с землей Израиля, и эта земля связана с иудаизмом, но и каждый еврей, верующий или нет, связан с ней, что так трудно понять неевреям (да и некоторым евреям), ибо именно через землю Израиля все мы связаны с Б-гом Творения, с Торой.
Post Reply