Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Пейсах

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Пейсах

Post by Weissberg »

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг

Пейсах

В этом году мы начинаем праздновать Пейсах вечером 29 марта. Как и все другие еврейские праздники, Пейсах несет не только воспоминания о прошлом, но и уроки, актуальные сегодня
Пейсах — это праздник освобождения из египетского рабства. «Пасхальная Агада» говорит: «И Он нас избавил». Она говорит об этом как п свершившемся факте в прошедшем времени. И, действительно, мы сами распоряжаемся своим временем и кнут надсмотрщика не хлещет по нашим спинам. Однако, своболны ли мы до конца?
Cвобода есть способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необхожимости. Свобода есть также отсутствие политического и экономического гнёта, отсутствие стеснений в общественно – политической жизни и деятельности. Свобода предполагает право и возможность личности распоряжаться своим временем. Мы были рабами в Египте, Исход принёс нам свободу.
И в противоположность свободе рабство есть положение, когда человек лишён средств производства и является собственностью своего господина и полностью ему принадлежит.
Cмысл праздника Пейсах в том, чтобы каждый человек в этот вечер чувствовал себя так, словно это он сам только что вышел из Египта. Каждый из нас должен чтить память своих предков и ощущать ответственность за собственные дела, благодарить Бога за то, что он ежедневно и ежечасно нас направляет. Эта мысль всегда актуальна, и ее должны очень хорошо понимать люди всех поколений. .
Выход на свободу, преодоление внутренних и внешних ограничений – процесс постоянный и непрерывный. Задача каждого из нас – ежедневно и ежечасно становиться более свободными.
Пасхальная Агада, которую мы читаем на трапезе в начале Пейсаха, требует от нас не только самим ощутить выход из рабства на свободу, но и рассказать о нем нашим детям, чтобы каждый ребенок понял, откуда он пришел, откуда его предки, чем он обязан нашему Б-гу. И еще – для того, чтобы сын, который сам никогда не был в рабстве, понял, чем это было, и чтобы он делал все, чтобы не попасть в рабство самому. Сегодня это значит, что мы должны неустанно объяснять нашим детям, чем была вторая мировая война, почему для россиян она навсегда останется «Великой Отечественной», рассказывать о бессмертном подвиге наших дедов и прадедов; учить тому, как распознавать Зло, чтобы не дать ему вновь поднять голову и обречь нас и все человечество на немыслимые страдания. Если хотите, увековечить подвиг наших ветеранов в преддверии 60-летия Победы – это тоже одна из заповедей праздника Пейсах.
Кем является человек, «вышедший на свободу»? Во-первых, он больше не раб, не узник, не пленник. Во-вторых – он свободный человек. «Разве это не одно и то же?» – спросите вы. Вовсе нет. Для того, чтобы стать свободным, рабу вовсе не достаточно освободиться от хозяина. Он должен еще стать хозяином самому себе. Только тогда он знает, что ему делать с обретенной свободой.
Свобода это не беззаконие. Наоборот, беззаконие – это рабство, потому что все отдано на волю «хозяина», над которым нет суда и нет судьи. Человек может быть формально свободным, при этом оставаясь рабом своих дурных мыслей, рабом денег, рабом наркотиков. Только став хозяином самому себе, взяв себе Закон от Бога, а не от своеволия, человек может отвечать за себя, за свои поступки, за свое будущее и будущее своих детей.
Евреи после исхода из Египта вначале то и дело злоупотребляли обретенной свободой: то тельцу начнут поклоняться, то вдруг захотят вернуться в Египет… Еврейскому народу понадобилось 40 лет, чтобы войти в Землю Обетованную. Сегодня мы способны учиться не только на собственных ошибках, но и на ошибках предыдущих поколений.
Всем нам знакомы моменты, когда сталкиваешься с ограничениями и разочарованиями. Мы не определяем это состояние термином «рабство». Мы к этому привыкли и принимаем это за должное, называем это объективной необходимостью. Мы осознаем, что окружающий нас мир властвует над нами. Рабство бывает не только тотальное, при котором человек находится под контролем диктатора. Встречаются ситуации, из которых человеку не найти выход — он чувствует себя «под властью» сложившейся ситуации, он «порабощен» миром вокруг него. Бывает, когда рушатся планы, мечты, все старания идут впустую, кажется, что рушится сама жизнь.
Мы понимаем, что «Он нас избавил» требует объяснения. Мир полон страданий, унижений, несправедливости. Как все это соотнести с оптимистическими словами «Пасхальной Агады?»
Мы вышли из Египта, мы вышли из египетского плена. Освобождение — это не одно – моментное событие: это процесс, начавшийся три с лишним тысячи лет тому назад и продолжающийся в настоящее время. В каждый момент своей жизни каждый из нас должен выходить из Египта. Что это означает? В своей памяти мы выходим вместе с нашими предками из страны, где фараон поработил нас.
Египет — символ нашей непреодоленной (но вполне преодолимой) ограниченности. Пока мы продолжаем оставаться рабами предрассудков и поведенческих стереотипов — мы рабы Египта. Пока ситуация, в которой мы находимся, контролирует нас вместо того, чтобы находиться под нашем контролем, — мы порабощены ею. Пока мы мешаем раскрыться своему творческому потенциалу, пока мы говорим себе, что не можем стать выше, глубже, лучше, что неспособны сделать больше, — мы рабы Египта.
Пейсах — праздник исхода из Египта, из «дома рабства». В этот день мы едим горькие травы как воспоминание о горечи неволи, едим мацу — хлеб бедности и одновременно хлеб свободы, выпиваем четыре бокала вина.
Еврейская традиция воспринимает Египет как символ зла, которое находится как вне, так и внутри нас, и которое мы стараемся преодолеть и выйти на свободу. Делая один, хотя бы очень маленький и робкий, шаг в этом направлении, мы приближаем Избавление и еврейского народа, и всего человечества. В конечном счете ход всемирной истории зависит от каждого из нас!
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Пейсах

Post by Weissberg »

Пейсах – Псалом 78
Воспоминание о Божьих чудесах

Необходимость рассказывать во время пасхального Седера историю Исхода из Египта является заповедью Торы (номер 157 по списку Маймонида):
«И скажи сыну твоему в этот день так: это ради того, что сделал со мною Господь при выходе моём из Египта» (Шмот 13, 8).

Псалом 78 указывает на обязанность повествовать о чудесах Божьих и обосновывает необходимость этого задания:
«То, что слышали мы и знаем, что отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их – грядущего поколения, - рассказывая о славе Бога, о могуществе Его, о дивных делах Его, которые Он совершал. Он поставил свидетельства в Яакове, Закон положил в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их. Чтобы знало грядущее поколение, сыны, которые родятся, чтобы они в свою очередь рассказали своим детям. Чтобы они возлагали надежду свою на Всесильного, не забывали деяний Всесильного и заповеди Его соблюдали» (Тегилим, 78, 3 – 7).

Этот второй по объёму псалом констатирует как различные Божьи Откровения, так и заблуждения израелитов, устанавливая связь между ними:
«Не хранили они союза со Всесильным и Закону Его отказались следовать. Забыли они деяния Его и чудеса, которые Он им явил» (Тегилим 78, 10 – 11).
Раввин Гирш пишет в комментарии к нашему псалму:
«Все заблуждения и все несчастья, что постигли нас в результате этого, коренятся в ослаблении нашей исторической памяти, в ослаблении памяти о нашем прошлом».
А. Хахам предполагает, что псалом 78, возможно, был создан для чтения в Иерусалимском Храме в Пейсах. Примечательно, что наша Пасхальная Агада упоминает строфу 49 рассматриваемого псалма:
«Наслал Он на них пламя гнева Своего, негодование, ярость и бедствие, посольства ангелов зла».
За столом пасхального Седера мы узнаём, что Рабби Элиэзер и Рабби Акива интерпретировали эту строфу по - разному.

Псалом 78

/1/ Благоразумное (наставление) Асафа. Прислушайся, народ мой, к наставлению моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. /2/ Открою уста мои в притче, буду говорить загадками из древности. /3/ То, что слышали мы и знаем, что отцы наши рассказали нам, /4/ не скроем от детей их - от грядущего поколения, - рассказывая о славе Бога, о могуществе Его, о дивных делах Его, которые Он совершал. /5/ Он поставил свидетельства в Яакове, Закон положил в Израиле, который заповедал отцам нашим воз¬вещать детям их. /6/ Чтобы знало грядущее поколение, сыны, которые родятся, чтобы они в свою очередь рассказали своим детям. /7/ Чтобы они возлагали надежду свою на Всесильного, не забывали деяний Всесильного и заповеди Его соблюдали. /8/ Чтобы не были они подобны отцам своим, поколению неверному и мятежному, поколению, которое не настроило сердце свое и осталось неверным Всесильному духом своим. /9/ Сыны Эфраима, вооруженные, стрелки из лука, обратились (в бегство) в день сражения. /10/ Не хранили они союза со Всесильным и За¬кону Его отказались следовать. /11/ Забыли они деяния Его и чудеса, которые Он им явил. /12/ Пред глазами отцов их явил Он чудеса в Стране Египетской, в поле Цоан. /13/ Рассек Он море и провел их, воды поставил холмом.
/14/ Днем Он вел их облаком, а целую ночь - в свете огня. /15/ Скалы Он рассек в пустыне и напоил (их), словно из великой бездны. /16/ Из скалы Он извел потоки, воды по¬текли рекою. /17/ Но они продолжали грешить пред Ним, прекословить Всевышнему в пустыне. /18/ Искушали Всесильного в сердце своем, требуя пищи, которую жаждала душа их. /19/ Они говорили против Всесильного, сказав: «А сможет ли Всесильный накрыть стол в пустыне? /20/ Вот, Он ударил по скале, и воды полились, реки потекли. Сможет ли Он дать также хлеб, мясо приготовить народу Своему?». /21/ Итак, Бог услышал и воспылал гневом, огонь возгорелся в Яакове, гнев обрушился на Израиль. /22/ За то, что не верили во Всесильного и не полагались на то, что Он пошлет спасение. /23/ (Ведь) Он приказал облакам свыше, двери небес растворил. /24/ Пролил на них ман дождем, чтобы есть, хлеб небесный дал им. /25/ Хлеб ангельский ел человек, послал Он им пищу досыта. /26/ Дви¬нул по небу восточный ветер, и южный повел Он в могуществе Своем. /27/ Словно прахом, осыпал их мясом, слов¬но песком морским - птицами пернатыми. /28/ Поверг их среди стана их, вокруг жилищ их. /29/ Ели они и пресыщались, вожделение их Он удовлетворил. /30/ Еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, /31/ как гнев Все¬сильного обрушился на них, убил тучных из них, избран¬ных Израиля низложил. /32/ И все же продолжали они гре¬шить, не верили в чудеса Его. /33/ И погубил дни их в су¬ете, лета их - в смятении. /34/ Если (когда) Он казнил их, они допытывались бы Его, обращались бы, ища Всесильного, /35/ и вспоминали бы, что Всесильный - их твер¬дыня, что Всесильный (Бог) Всевышний - избавитель их! /36/ Но они уговаривали Его устами своими, а языком сво¬им лгали пред Ним. /37/ Сердце же их не было настроено на Него, не были они верны союзу с Ним. /38/ А Он, милостивый, прощает грех и не истребляет, многократно отвращает гнев Свой и не возбуждает всей ярости Своей. /39/ Он помнил, что они плоть, дух, который уходит и не возвращается. /40/ Сколько раз они прекословили Ему в пустыне, гневили Его в стране необитаемой! /41/ И снова испытывали Всесильного, от святого (Бога) Израиля иска¬ли знамения. /42/ Не вспомнили руки Его, дня, когда Он избавил их от притеснителя. /43/ Когда сотворил Он в Егип¬те знамения Свои, чудеса Свои - в поле Цоан. /44/ Когда в кровь превратил Он реки их, потоки их, чтобы не могли пить (воду) из них. /45/ Наслал на них смешение [диких зверей], которые пожирали их, жаб, которые губили их. /46/ От¬дал Он гусеницам урожай их, труд их - саранче. /47/ Вино¬град их побил Он градом, сикоморы - ледяными камнями. /48/ Скот их Он предал граду, стада их - пламени. /49/ Наслал Он на них пламя гнева Своего, негодование, ярость и бедствие, посольство ангелов зла. /50/ Проложил Он путь гневу Своему, не сохранил от смерти души их, животных их предал чуме. /51/ Казнил всякого первенца в Египте, начатки сил - в шатрах Хама1. /52/ Народ Свой повел Он, как овец, вел их, как стадо, по пустыне. /53/ Вел их в без¬опасности, и они не страшились, а врагов их море покры¬ло. /54/ Привел Он их в предел святой Свой, к горе этой, которую приобрела десница Его. /55/ Изгнал Он от лица их народы, землю которых разделил в наследие им, колена Израиля поселил в шатрах их. /56/ Но испытывали они и не слушались Всесильного (Бога) Всевышнего, свидетельств Его не хранили. /57/ Отступали, изменяли, как и отцы их, обращались назад, как неверный лук1. /58/ Гневи¬ли Его капищами своими, идолами своими возбуждали ревность Его. /59/ Услышал Всесильный - воспламенился гневом, стал сильно гнушаться Израилем. /60/ Отринул обитель в Шило, шатер, в котором обитал среди людей. /61/ Отдал в плен крепость Свою, великолепие Свое в ру¬ки врага2. /62/ Предал Он мечу народ Свой, прогневался на наследие Свое, /63/ юношей его поедал огонь, девушкам его не пели брачных песен3, /64/ священнослужители его падали от меча, а вдовы его не плакали4. /65/ Но воспрял, словно ото сна, Господь, словно исполин, пробужденный от вина. 1661 Поразил Он врагов Своих в тыл, вечному позору предал их. /67/ Отверг Он шатер Йосефа, колена Эфраима не избрал. /68/ Но избрал колено Йегуды, гору Си¬он, которую возлюбил. /69/ И устроил, как небеса, святилище Свое, как землю, утвердил его навек. /70/ Давида избрал, раба Своего, взял его от загонов овечьих, /71/ и от дойных (овец и коз) привел его пасти Яакова, народ Его, Израиль, наследие Его. /72/ И пас он их в непорочности сердца своего, руками мудрыми вел их.


Пейсах – Псалом 105
Наказания, имевшие большие последствия

В Агаде, которую мы читаем во время пасхального Седера, мы перечисляем десять наказаний, которым Всевышний подверг египтян, так называемые «Десять казней Египетских». Об этих казнях идёт также речь в псалме 105, который А. Хахам считал ранней версией Пасхальной Агады:
«Наслал Он мрак и сделалось темно – не противились (казни) слову Его. Обратил Он воду их в кровь, рыбу их умертвил. Закишела земля их жабами (которые вошли) в покои царей их. Он повелел – и нахлынуло смешение, мошкара - во всём краю их. Вместо дождя послал на них град, огонь разгорающийся – на землю их. Побил виноград и смоковницы их, поломал деревья в краю их. Повелел – и нахлынула саранча, акриды без числа. Пожрали всю траву в стране их, сожрали плоды земли их. И поразил каждого первенца в стране их, начатки сил всех их» (Тегилим 105, 28 – 36).

Примечательно, что псалмопевец упоминает лишь восемь казней из десяти. Раввин Ш. Р. Гирш в этой связи поясняет:
«Пропущены были чума и проказа, симптомы и проявления которых не лежат вне рамок естественного порядка вещей. Они в большей мере свидетельствуют о том, что Всевышний руководит не только чудесами, но и естественным ходом событий, в данном случае, – эпидемией, которая еврейский народ по Его воле не затронула».
А. Хадаш видит отсутствующие в псалме казни в выражении «слова знамений Его»:
«Послал Он Моше, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они представили им слова знамений Его, чудеса в стране Хама» (строфы 26 – 27).

Слова эти должны были подвигнуть египтян пойти на уступки и привести евреев к признанию Бога.
В Письменной Торе об этом сказано:
«И узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израелевых из среды их» (Шмот 7,5).
«И чтобы ты рассказывал в слух сына твоего и сына сына твоего о том, как издевался Я над Египтянами, и о знамениях Моих, которые Я совершил в среде их, и будете знать, что Я Господь» (Шмот 10, 2).
Псалмопевец подчёркивает, что Исходу радовались не только евреи:
«Радовался Египет Исходу их, ибо страх пред ними объял его» (строфа 38).
Раввин Гирш замечает, что население Египта уже давно не одобряло упрямство своего руководства.

Псалом 105.

/I/ Благодарите Бога, призывайте имя Его, возвещайте среди народов деяния Его! /2/ Пойте Ему, играйте Ему, рассказывайте о всех чудесах Его. /3/ Восхваляйтесь именем Его святым, да веселится сердце ищущих Бога. /4/ Вопрошайте Бога и могущество Его, ищите лик Его постоянно. /5/ Помните о чудесах Его, которые Он сотворил, о знамениях Его и правосудии уст Его, /6/ (вы), потомки Аврагама, раба Его, сыны Яакова, избранники Его. /7/ Он - Бог, Всесильный наш, - на всей земле правосудие Его. /8/ Помнит Он вовек союз Свой - слово, завещанное на тысячу поколений, - /9/ который заключил Он с Авраамом, - клятву Свою Ицхаку, /10/ установил его для Яакова законом, для Израиля - вечным союзом, /11/ говоря: «Тебе отдам Я Страну Кнаан, удел наследия вашего». /12/ Когда они еще были малочисленны, едва пришельцами в (стране той), /13/ и переходили от народа к народу, из (одного) цар¬ства к иному племени, /14/ Он никому не позволял притеснять их, наказывал за них царей1: /15/ «Не трогайте помазанников Моих, пророкам Моим не делайте зла!». /16/ Голод призвал Он на землю, всякую хлебную опору сокрушил. /17/ Послал перед ними человека: в рабство был продан Йосеф. /18/ Цепями сковали ноги его, в железо вошла душа его, /19/ до тех пор, пока не исполнилось слово Его, речь Бога испытала его. /20/ Послал царь, его расковали, повелитель народов кандалы с него снял. /21/ По¬ставил его господином над домом своим, правителем над всем имуществом своим, /22/ чтобы вельможи его были привязаны к душе его3, старцы его учились мудрости у не¬го. /23/ Тогда пришел Израиль в Египет, Яаков был пришельцем в стране Хама. /24/ И весьма размножил Он на¬род Свой, сделал его сильнее врагов его. /25/ Обратил их сердце ненавидеть народ Его, строить козни против рабов Своих. /26/ Послал Он Моше, раба Своего, Агарона, ко¬торого избрал. /27/ Они представили им слова знамений Его, чудеса в стране Хама. /28/ Наслал Он мрак и сделалось темно - не противились (казни) слову Его. /29/ Об¬ратил Он воды их в кровь, рыбу их умертвил. /30/ Заки¬шела земля их жабами, [которые вошли] в покои царей их. /31/ Он повелел - и нахлынуло смешение, мошкара - во всем краю их. /32/ Вместо дождя послал на них град, огонь разгорающийся - на землю их. /33/ Побил виноград и смоковницы их, поломал деревья в краю их. /34/ Повелел - и нахлынула саранча, акриды - без числа. /35/ Пожрали всю траву в стране их, сожрали плоды земли их. /36/ И поразил каждого первенца в стране их, начатки сил всех их. /37/ И вывел (сынов Израиля) с серебром и золотом, не было среди колен их падшего. /38/ Радовался Египет исходу их, ибо страх пред ними объял его. /39/ Простер Он облако завесой, огонь - чтобы светить ночью. /40/ Просил (Израиль) - Он привел перепелов, хлебом с неба насытил их. /41/ Разверз Он скалу - потекли воды, потекли рекою по местам иссохшим, /42/ ибо помнил Он слово святое Свое Аврааму, рабу Своему. /43/ И вывел народ Свой в ликовании, в песнопении - избранников Своих. /44/ Отдал Он им земли народов, добро племен унаследовали, /45/ - чтобы соблюдали уставы Его, учения Его хранили. Славьте Бога


Седьмой день Пейсаха – Псалом 18
Бог управляет нашими судьбами

В седьмой день Пейсаха мы вспоминаем чудо у Тростникового моря. Талмуд в разделе Мегилла 31а предписывает необходимость чтения в этот праздничный день разделов 13, 17 – 15, 26 Книги Шмот Письменной Торы и в качестве второй Гафтары - разделы 22, 1- 51 Книги пророка Самуэля Раши объясняет связь между двумя данными текстами следующим образом:
«Здесь и там речь идёт о Песне (на иврите: Шира). Кроме этого, Исход из Египта, о котором говорится в Книге Шмот, упоминается также и в некоторых строфах Песни Давида».
Псалом 18, который по мнению Виленского Гаона следует читать в седьмой день праздника Пейсах, почти идентичен Гафтаре. Небольшие различия нам не следует принимать во внимание. В связи с этим. вышеупомянутый комментарий Раши может служить обоснованием выбора данного псалма. Раввин Ш. Р. Гирш разъясняет термин «Шира»:
«Песнь, видящая в событиях Бога»
Как «Песня у Тростникового моря», так и Песня Давида констатируют и разъясняют, что Бог руководит всеми историческими событиями. В обоих текстах воспевается процесс спасения Всевышним еврейского народа.
Псалмопевец подчёркивает, что управление Богом его судьбой проиcходит не произвольно:
«Вознаградит меня Бог по правде моей, по чистоте рук моих воздаст Он мне» (строфа 21).
Необходимо соблюдать определённые правила:
«С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым –по лукавству его (строфы 26 – 27).

Из того, что Всевышний управляет нашими судьбами вовсе не следует, что мы можем понять смысл и причину всего происходящего. Так, раввин Ицхак Гуфнер разъяснял, что мы не имеем никакого права интепретировать Холокост как наказание за специфические грехи. Правильно ответить на вопрос о причине страшных событий смог бы только пророк.

Псалом 18

/7/ Руководителю музыкантов. Песнь раба Бога, Давида, который говорил слова песни этой Богу, когда Бог изба- вил его от руки всех врагов его и от руки Шауля. /2/И ска¬зал он: «Люблю тебя, о Бог, сила моя! /3/ Бог - скала моя и крепость моя, убежище мое. Бог мой - твердыня моя, на Него я уповаю, щит мой, спасение мое, опора моя. /4/ Ко¬гда воззову Бога в славословии - от врагов моих спасусь. /5/ Объяли меня муки смертные, потоки бедствий пугают меня. /6/ Окружили меня адские муки, впереди меня смертельная ловушка. /7/ В беде моей взывал я к Богу, ко Всесильному моему кричал. И Он из чертога Своего слы¬шит голос мой, вопль мой пред Ним доходит до ушей Его. /8/ Земля сотряслась и загудела, основания гор содрогнулись, сотряслись, ибо разгневался Он. /9/ Поднялся дым от ноздрей Его, из уст Его огонь поедающий, горящие угли от Него. /10/ Наклонил Он небеса и сошел - и мгла в подножии у Него. /11/ И воссел Он на вихрь, и полетел, и парил на крыльях ветра. /12/ Тьму сделал укрытием Своим, сенью вокруг Себя - водную тьму, тучи неба. /13/ От сияния пред Ним тучи Его прошли, град и угли огненные. /14/ Возгремел на них Бог в небесах, Всевышний подал голос Свой, град и угли огненные. /15/ Стрелы Свои направил и рассеял их, молнии направил - привел их в смятение. /16/ И явились мощные воды, основы вселенной обнажились - от грозного голоса Твоего, о Бог, от дуновения духа ноздрей Твоих. /17/ С высоты Он направил (спасение Свое), взял меня и извлек меня из вод многих. /18/ Избавил Он меня от врага моего могучего и от недругов моих, что сильнее меня. /19/ Они опередили меня в день несчастья моего, но Бог был мне опорой. /20/ Он вывел меня на про¬стор и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне. /21/ Воз¬наградит меня Бог по правде моей, по чистоте рук моих воздаст Он мне, /22/ ибо хранил я пути Бога и злодеяний не совершал пред Всесильным моим, /23/ ибо все правосудие Его предо мною, от уставов Его не отступал я. /24/ Я был непорочен пред Ним и остерегался греха; /25/ воздал мне Бог по правде моей, по чистоте рук моих пред глазами Его. /26/ С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, /27/ с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его, /28/ ибо Ты народ смиренный спасаешь, а глаза надменные унижаешь. /29/ Ты возжигаешь светильник мой, Бог; Всесильный мой озаряет тьму мою. /30/ С Тобой я нападаю на полк, со Всесильным моим я перехожу через стену. /31/ Бог - непорочен путь Его, слово Бога чисто; щит Он для всех, кто уповает на Него. /32/ Ибо кто есть бог, кроме Бога, кто есть твердыня, кро¬ме Всесильного нашего? /33/ Бог, Который опоясал меня мощью, дал мне путь непорочный. /34/ Он делает ноги мои, как у ланей, на высоты мои ставит меня. /35/ Руки мои Он брани обучает; мышцы мои сокрушают медный лук. /36/ Ты дал мне щит спасения Твоего, десница Твоя поддерживает меня, снисходительность Твоя меня возвышает. /37/ Ты расширяешь шаг мой подо мною, не споткнутся ноги мои. /38/ Я буду преследовать врагов моих и настигну их, не возвращусь, пока не будут они истреблены. /39/ Поражу их, не смогут они встать, попадут под ноги мои, /40/(ибо) Ты опоясал меня мощью для войны, под ноги мои низложил восставших на меня. /41/ Тыл врагов моих ко мне Ты обратил, истреблю недругов моих. /42/ Они взывают - но нет спасающего - к Богу, но Он не ответил им. /43/ Разотру их, словно прах пред ветром, как грязь уличную растопчу их. /44/ Ты избавил меня от войн наро¬дов, поставил меня главой иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; /45/ по слухам обо (мне) они пови¬нуются мне, сыны чужеземцев заискивают предо мною; /46/ сыны чужеземцев тощают, хромают они в оковах сво¬их. /47/ Жив Бог, благословен оплот мой! Да будет превоз¬несен Всесильный спасения моего, /48/ Бог, мстящий за меня, покорил народы мне. /49/ Ты избавил меня от врагов моих, а также вознес меня над восстающими против меня, от насильника избавил Ты меня. /50/ За то буду славить Тебя, о Бог, среди народов и имя Твое воспевать. /51/ Великое спасение посылает Он царю Своему и проявляет милосердие к помазаннику Своему, Давиду, и потомству его вовеки».


Восьмой день Пейсаха – Псалом 136
Милосердие Бога – навеки

Среди ряда псалмов, собранных нашими мудрецами в Агаду, которую следует читать во время пасхального Седера, находится также и псалом 136 .По мнению Виленского Гаона данный псалом следует читать также и в восьмой день Пейсаха, который, как известно, празднуется только евреями диаспоры.
Первая строфа псалма 136 гласит:
«Благодарите Бога, ибо Он добр, ибо навеки милосердие Его».
Формула «ибо навеки милосердие Его» встречается в каждой из следующих 25 строф.
Ниже приведены лишь те пассажи, которые непосредственно предопределили включение данного псалма в Гафтару и обусловили необходимость его чтения в восьмой день Пейсаха:
«Того, Кто поразил египтян первенцами их, ибо навеки милосердие Его. И вывел Израель из среды их, ибо навеки милосердие Его. Рукой сильной и мышцей простёртой, ибо навеки милосердие Его. Того, Кто Красное море рассёк на части, ибо навеки милость Его. И провёл Израель посреди него, ибо навеки милость Его. Фараона и войско его в Красное море поверг, ибо навеки милость Его» (строфы 10 - 15).

Псалмопевец подчёркивает основополагающую мысль о необходимости извлечения из событий у Красного моря важного урока: Всевышний освобождает угнетаемых и наказывает их преследователей. Во время утренней молитвы мы ежедневно произносим следующие предложения:
«И избавил Господь в день тот Израеля от руки египтян. И увидел Израель египтян мёртвыми на берегу моря. И увидел Израель силу великую, которую явил Господь над египтянами, и благоговел народ пред Господом, и поверили в Господа и в Моше, раба Его»
(Шмот 14, 30 – 31).
И затем следует Песня, которую на берегу Тростникового моря пели Моше и дети Израеля. Псалмопевец полностью перенял из неё следующую строку:
«Колесницы фараона и войско его вверг Он в море, и избранные военачальники его потонули в Ям Суфе» (Шмот 15, 4).

Псалом 136

/1/ Благодарите Бога, ибо Он добр, ибо навеки милосердие Его. /2/ Благодарите Владыку владык, ибо навеки милосердие Его. /3/ Благодарите Господа господ, ибо навеки милосердие Его. /4/ Того, Кто творит чудеса великие один, ибо навеки милосердие Его. /5/ Небеса сотворил Он мудро, ибо навеки милосердие Его. /6/ Того, Кто землю простирает над водою, ибо навеки милосердие Его. /7/ Того, Кто сотворил большие светила, ибо навеки милосердие Его, /8/ солнце - для правления днем, ибо навеки милосердие Его, /91 луну и звезды - для правления ночью, ибо навеки милосердие Его. /10/ Того, Кто египтян поразил первенцами их, ибо навеки милосердие Его. /11/ И вывел Израиль из среды их, ибо навеки милосердие Его. /12/ Рукой сильной и мышцей простертой, ибо навеки милосердие Его. /13/ Того, Кто Красное море рассек на части, ибо навеки милосердие Его. /14/ И провел Израиль посреди него, ибо навеки милосердие Его. /15/ Фараона и войско его в Красное море поверг, ибо навеки милосердие Его. /16/ Того, Кто народ Свой вел по пустыне, ибо навеки милосердие Его. /17/ Того, Кто царей великих поразил, ибо навеки милосердие Его. /18/ И царей могучих казнил, ибо навеки милосердие Его. /19/ Сихона, царя эморийского, ибо на¬веки милосердие Его. /20/ И Ога, царя Башана, ибо навеки милосердие Его. /21/ И землю их в наследие отдал, ибо навеки милосердие Его. /22/ В наследие Израилю, рабу Его, ибо навеки милосердие Его. /23/ Того, Кто в унижении на¬шем вспомнил нас, ибо навеки милосердие Его. /24/ И вызволил нас от неприятелей наших, ибо навеки милосердие Его. /25/ Он дает хлеб всякой плоти, ибо навеки милосердие Его. /26/ Благодарите Всесильного (Бога) небес, ибо навеки милосердие Его.
Post Reply