Владимир Вайсберг Уроки Пурима (часть вторая)

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Владимир Вайсберг Уроки Пурима (часть вторая)

Post by Weissberg »

Владимир Вайсберг

Уроки Пурима
(часть вторая)

Первая часть статьи была написана в 2002 году и опубликована в мартовском – седьмом номере «Заметок по еврейской истории». В ней подчёркивалось, что мудрецы Талмуда серьёзно предупреждают о том, что опасность бросания жребия для определения конкретного срока уничтожения нашего народа существует постоянно и будет существовать, пока евреи находятся в галуте, в рассеянии. Пурим времен Эстер и Мордехая - всего лишь отсрочка беды, а не ее полное устранение.
В Пурим евреи были спасены от физического уничтожения, но они, как и прежде, остались рабами Ахашвероша.
Коренная причина этогов нарушении, несоблюдении Заповедей Торы, полный возврат к которой сделает нашу жизнь свободной, счастливой, безопасной и спокойной. Это и есть главный урок Пурима!

Данный вывод следует также и из следующего. Еврейские мудрецы, обсуждая события Пурима много веков спустя (примерно в 5 веке нашей эры) писали:
«Почему нависла угроза над евреями в дни Амана? Разделились во мнениях рабби Шимон Бар-Йохай и остальные мудрецы. Мудрецы говорят: "Из-за того, что поклонялись изображению Навуходоносора" (т.е. за десятки лет до событий Пурима). Рабби Шимон Бар-Йохай говорит: "Из-за того, что ели еду, приготовленную неевреями" (на пиру у царя Ахашвероша). Сказали мудрецы рабби Шимону: "Но ведь в этом были повинны только те, кто жил в городе Шушане? Почему же нависла опасность над всем народом?". Отвечает им рабби Шимон: "Все евреи ответственны друг за друга».(Сборник Шир ха – Ширим рабба»)

Евреи, где бы они ни жили, даже находясь в благоприятных условиях, обязаны всегда помнить:
«Да, это может случиться здесь, равно как и в любом другом месте, точно так же, как это случалось в прошлом».
Этическая восприимчивость и уважение к человеку, столь благодатно запечатленные в еврейском характере во времена его египетских испытаний и укрепившиеся благодаря проповедям пророков, не должны мешать евреям видеть жестокую реальность.

В «Свитке Эстер» сказано:
«И перебили Иудеи всех врагов своих ударом меча, убивая и истребляя, и поступая с недругами своими по воле своей. И в крепости Шушан погубили Иудеи, убив, пятьсот человек.
И Паршандату, и Далфона, и Аспату,
и Порату, и Адалью, и Аридату,
и Пармашту, и Арисая, и Аридая, и Вайзату —
десятерых сыновей Амана, сына Аммдаты, врага Иудеев,
и убили они, а на грабеж не простерли руки своей. В тот же день донесли царю о числе убитых в крепости Шушан. И сказал царь царице Эстер: в крепости Шушан погубили Иудеи, убив, пятьсот человек и десятерых сыновей Амана; что же сделали они в ос¬тальных областях царских!.. (Скажи,) что же за желание у тебя? И будет оно исполнено. И о чем еще просишь ты? И будет это выполнено. И сказала Эстер: если угодно царю, то пусть бы и завтра разрешено было Иудеям, которые в Шушане, действовать по указу нынешнего дня; а десятерых сыновей Амана пусть бы повесили на дереве. И сказал царь, чтобы так и было сделано, и дан был указ в Шушане, и повесили десятерых сыновей Амана» (Эстер 9, 5 – 14).
Комментаторы обращают внимание на то, что просьба Эстер представляется несколько странной. Ведь непостредственно перед этим было сказано, что десять сыновей Амана уже были убиты. Можно было бы объяснить это противоречие тем, что Эстер просит повесить тела уже мёртвых врагов в устрашение всем тем, кто в будущем захочет поднять руку на евреев. Но еврейские мудрецы дают, однако, другое объяснение: Эстер обладала пророческим даром и знала, что в будущем будут возникать подобные ситуации. И она просила не персидского царя, а Царя царей, чтобы ни одно преступление против евреев не осталось без возмездия.
Мудрецы говорили: "Деяния отцов - путеводный знак для детей". Способность к противостоянию, которой так славились наши предки, как воздух необходима нам сегодня. Этот урок Пурима особенно актуален в настоящее время. И хочется верить, что он научит нас встать во весь рост перед враждебным натиском извне и перед губительными тенденциями к саморазрушению, которые так заметны в современном еврейском обшестве в самом Израиле и во всех, без исключения, странах диаспоры.

События Пурима учат нас тому, что отход евреев от соблюдения заповедей Торы и стремление к ассимиляции способствуют усилению ненависти к ним, что не раз приводило еврейский народ к трагедиям. Антисемитизм, таким образом, является, наказанием евреев за отход от своих корней, отход от Веры отцов.
Весь наш народ в целом и каждого из нас в отдельности Всевышний наградил (именно - наградил) уникальной миссией в этом мире. Он приложил к ней все необходимые таланты, способности и умения для её выполнения. Череда событий в нашей жизни совсем не случайна, она идеально подобрана Творцом для того, чтобы дать нам возможность раскрыть и проявить все наши таланты. С другой стороны, если человек не придаёт особого значения своим жизненным выборам, оставаясь уверенным в том, что все жизненные возможности будут посланы нам ещё и ещё, то рано или поздно он почувствует неудовлетворённость от жизни. Каждый пропущенный момент – уникальная возможность в данный момент немного возвыситься и хотя бы на шаг приблизиться к выполнению нашей специальной миссии, к реализации заповеданной нам функции, к выполнению задач, поставленных пред нами Всевышним.
Итак, один из уроков Пурима состоит в том, что все жизненные ситуации – не цепь случайностей. Каждую возможность в каждый момент времени надо не упустить, а крепко схватить. И, если нам становится слишком тяжело применять эту идею на практике, у нас всегда есть образец для подражания. Это – еврейская женщина и имя её – Эстер!
Раввин Берл Лазар пишет:
«История Пурима не раз повторялась в жизни нашего народа в разных странах, в разное время.. Практически в каждом поколении на нас восстает новый Аман - новый враг, ненавидящий Бога и народ Его. И урок Пурима состоит в том, что мы не только должны всеми силами бороться с врагами, замышляющими нас погубить, но в первую очередь связать свою судьбу с Создателем и святой Торой. Когда мы с Богом - Он с нами, а когда Он с нами - мы непобедимы».
В Свитке Эстер говорится не только о том, чтобы «дни эти были памятны», но и особо подчеркивается важность того, «чтобы память о них не исчезла в потомстве». Если наши дети будут так же учить Тору и любить Бога, как это делали дети евреев во времена Мордехая и Эстер - свет Торы пойдет из поколения в поколение, и евреи выполнят ту высокую миссию, которая на нас возложена Создателем всего живого.
И еще один важный урок дает нам Пурим. В этот день заповедано нам не только веселиться, но и «посылать подарки друг другу». О чем это говорит? О том, что настоящая радость праздника - в том, что мы делим ее со всеми своими братьями. Обычай «мишлоах манот» - «посылания подарков» - укрепляет наши родственные и национальные связи, заставляет каждого еврея подумать о ближнем, постараться сделать ему приятное. Подарки, которые мы посылаем, предназначены для того, чтобы вы могли поделиться ими с другими евреями, привлечь новых членов в свою общину, сделать так, чтобы радость Пурима осветила сердце каждого еврея».
Обычаи праздника Пурим.

Чтение книги Эстер. В обоих Талмудах особый трактат посвящен Пуриму, и назван он по первой из заповедей - мицвот этого праздника: «Мегила» (свиток, книга). И вот что пишет Рамбам: «Чтение Мегилы (т. е. свитка Эстер] в положен¬ное время вечером и утром — это мицва, ко¬торой обязали нас мудрецы, но установили ее пророки. Читать или слушать ее обязаны все: мужчины, и женщины, и пришельцы, и освобо¬жденные рабы. И детей малых учат читать ее».
Пир и празднество. Обычай праздновать Пурим в веселье и в пиршестве, упомянутый еще в книге Эстер, так сформулировал аморай Рава:
«Обязан человек напиться в Пурим до такой степени, чтобы не мог он отличить проклятие Гаману от благословения Мордехаю».
Еще в эпоху Талмуда ввели мудрецы обычай прово¬дить разные игры во время трапезы, чтобы развлечь детей.
Мишлоах манот - рассылка подарков (кушаний) знакомым и близким. Этот обычай указан в книге Эстер, и пишет о нем Рамбам:
«Каждый обязан послать две порции мяса или два других кушанья ближнему».
Подарки бедным. Рамбам пишет:
«И дол¬жно подавать бедным в день праздника Пурим, не меньше, чем двум беднякам. Каждому подают не менее одного подарка, или деньги, или ку¬шанья».
Пурим — это не только воспоминание о чудесном спасении нашего народа, это напоминание, что в единстве наша сила.
«Кто закрывает двери своего дома, кто ест и пьет со своею семьей и не приглашает бедных, превращает эти трапезы не в исполнение заповеди, а в веселье ради живота своего. Такое веселье позорно!» — пишет Рамбам.
Матанот Мишлоах манот – посылать угощение друзьям
Матанот ле-Эвйоним – подарки бедным
У этих двух заповедей есть нечто общее, а именно: они собирают людей вместе, усиливают социальные связи, любовь человека к ближнему и желание сделать ближнего счастливее.
Между этими двумя заповедями есть существенная разница, и это проявляется в нескольких моментах:
Мишлоах Манот: угощениями обычно обмениваются люди, знакомые друг с другом. Матанот ле-эвйоним: подарки обычно вручаются тем, с кем даритель не знаком.
Мишлоах Манот: подарки – только съедобные (должны быть хотя бы два различных вида еды).
Матанот ле-эвйоним: подарок обычно денежный.
Мишлоах Манот: угощения обычно посылаются из дома в дом.
Матанот ле-эвйоним: подарки обычно делаются на улице Мишлоах Манот: в таком сложном мире, как наш, понятие дружбы иногда разрушается в течение года, когда повседневность определяется нашей работой. Заповедь Мишлоах Манот предоставляет возможность восстанавливать дружбу.
Матанот ле-эвйоним: эта заповедь временно улучшает социальный статус бедняка и позволяет всем быть равными в праздник. Конечно, желательно, чтобы такое социальное улучшение происходило не только раз в году: ведь заповедь Цдака (милостыня) доступна и обязательна для выполнения круглый год. Общее в этих двух заповедях очевидно: дарение и желание сделать другого счастливым
Чтение Торы. Чтение главы «И пришел Амалек...» (Шмот 17, 8) предписано Мишной. В этот день читают также краткую молитву с описанием чуда спасения евреев от рук Амана.

Обычаи Пурима, передававшиеся из поколения в поколение, описывает раввин С.Асаф:
«Праздник Пурим отмечался предками нашими во все времена с великим весельем. К празд¬нику этому готовились с начала месяца Адар («с приходом Адар умножают веселье»). Пред¬ки наши не работали в этот день, чтобы празд¬нество было полным. Этот обычай соблюдали и женщины. И сказали мудрецы: «Всякий, кто работает в Пурим, не увидит благословения в труде своем». Все домочадцы заняты «посыл¬ками - мишлоах манот».
Дети готовят всевозможные трещотки - их пускают в ход, когда произносят имя ненави¬стного Амана. Перед чтением книги Эстер каждый дает на благотворительные цели поло¬вину шекеля . Еще в эпоху Талмуда и Мишны принято было собирать деньги в «Фонд Пурима», из которого оплачивались трапезы бедня¬ков, и запрещено было использовать эти сред¬ства на другие цели.
В честь праздника облачались в субботние одежды, а во время трапезы зажигали свечи. На трапезу Пурима, которая затягивалась до глубо¬кой ночи, приглашали родных и близких. И хо¬тя веселье было велико, оно никогда не пере¬ходило границ дозволенного.
К числу специальных праздничных блюд от¬носятся треугольные пирожки, начиненные ма¬ком («уши Гамана») и «креплех» — треуголь¬ные пельмени.»,

В книге посланий (Сборнике писем последнегоЛюбавического Ребе Менахема – Мендла Шнеерсона ) содержится письмо Ребе, в котором сказано:
«Каждый еврей и каждая еврейка должны выполнять заповеди дней Пурима по закону и обычаю, заботиться о человеке, которого вызовут для чтения мегилат Эстер в синагоге, приготовить подарки для исполнения заповеди раздачи подарков беднякам, выполнить заповедь праздничного застолья. В известной мере заповедь раздачи подарков беднякам важнее заповеди проведения застолья, и мы должны постараться строго ее исполнять. Во время прочтения мегилат Эстер, включающего заповедь соблюдения праздника, мы должны помнить о том, что это прочтение выходит за рамки только исторического описания чуда в далеком прошлом, но составляет часть нашей вечной Торы, и в таком своем качестве эти события часто повторяются в любом месте и в любое время для каждого еврея и каждой еврейки».
Далее Ребе пишет:
«Так же, как в прошлом, так и ныне и в будущем - не задремлет и не заснет Страж Израиля - Царь Царей мира, и для евреев да будет свет, радость, веселье и почет».
Ребе просит выполнять повеление Бога:
«С приходом месяца Адар возрастает радость».

И в заключение история о том, как многие были введены в заблуждение одним православным священником, который опубликовал книгу, где как ему казалось, он раскрыл правду. Правду о том, как Днем 8 марта - прикрыли еврейский праздник Пурим. Вот, что пишет об этой книге журналист Валерий Каджая в своей статье: «Берегитесь Кураева или как еврейский праздник Пурим стал Международным женским днем»:
«...О том, как еврейка Клара Цеткин по заданию еврейского руководства Интернационала внедрила в революционное движение еврейский праздник Пурим под видом Международного женского дня, Кураев посвятил целую книгу под броским названием «Как делают антисемитом». В демократической прессе она получила единодушную оценку как откровенно юдофобская. Приведу всего одну лишь цитату из Кураева и сразу станет ясно, «ху есть диакон»:
«Что-то личное ассоциируется у творцов этого праздника с этой датой… Раз мотивы были личными – значит надо присмотреться к личностям. Роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство… Клара Цеткин – еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа… Понимаю, что тут не уйти от вопроса – а с чего я взял, что Клара Цеткин помнила Пурим? Ведь она, скорее всего, не была практикующей иудейкой. Но дело совсем не в том, ходила ли Клара Цеткин в синагогу в пору своей революционной деятельности. Дело в том, что в ее памяти не могли не остаться детские воспоминания об этом празднике. Для Клары Цеткин Пурим не был просто книжным воспоминанием. Это то, что с детства входит в сознание иудея. А потому даже для того еврея, который порвал связь со своей национальной религиозной традицией, детское воспоминание о Пуриме очень живо. Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?»
Тут диакон мог бы в восторге от самого себя запрыгать и воскликнуть: «Ай да Кураев, ай да сукин сын!». Так размахнуться, - это каким же надо быть способным человеком! На все способным. Потому, что сочинять подобным образом может только человек или с очень пониженным уровнем совести, или с очень повышенной температурой мозга»

Всё в книге Кураева – ложь. Но книга его свидетельствует о том, что Аманы живы в каждом поколении.
И об этом нам всем следует помнить....
Но и Аманам следует не забывать, что как мы говорим в Пурим в молитве «18 Благословений» :
«В дни Мордехая и Эстер в столичном городе Шушан, когда выступил против них злодей Аман, который хотел уничтожить, убить, истребить всех Иудеев, молодых и старых младенцев и женщин, в один день, тринадцатый день двенадцатого месяца, месяца Адара, а имущество их разграбить, - Ты, по великой милости Своей разрушил его козни, и расстроил его замыслы, и обратил их против него самого. И повесили его вместе с сыновьями на деревянном столбе».
mark fux
активный участник
Posts: 86
Joined: Fri Oct 31, 2008 2:19 am

Re: Владимир Вайсберг Уроки Пурима (часть вторая)

Post by mark fux »

"Уроки Пурима" являются особенно актуальными сейчас, в наши дни, отмеченные всплеском антиизраилизма=антисимитизма. Арсенал врагов наших включает и откровенную ложь, и фальсификацию с подтасовкой на всех уровнях: от ООН и до диакона РПЦ.
Приведу цитату в подтверждение сказанного:
"Стройность этой схемы разрушает одно: Клара Цеткин еврейкой и сама не была, и в роду ее не было ни одного еврея, если, конечно, не считать Адама и Еву, которые всем нам прародители. Более того, отец Клары Готфрид Эйснер служил преподавателем в приходской средней школе, где учил детей чтению, письму, счету и... закону Божьему. Еще он играл в местной кирхе на органе, а маленькая Клара ему помогала. И когда на склоне лет она посетила родную деревню, то попросила открыть ей кирху и более часа просидела у органа в полном одиночестве. Вот такие были у нее детские воспоминания...
Фамилия же, с которой Клара вошла в историю, принадлежит ее мужу, Осипу Цеткину, народовольцу из России, бежавшему в Германию от преследований царской охранки. В Берлине в студенческом кружке он познакомился с Кларой."
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=675
Марк Фукс
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Владимир Вайсберг Уроки Пурима (часть вторая)

Post by Weissberg »

Михаель Кара – Иванов
Опыт противостояния как один из уроков Пурима

История – один из важнейших каналов общения народа Израиля с Богом. Есть уроки истории, которые мы не можем отвергнуть или не заметить. Примерно две с половиной тысячи лет назад, в дни персидского царя Ахашвероша, над нашим народом нависла смертельная опасность. Благодаря вмешательству Всевышнего и самоотверженному поведению Эстер и Мордехая (сегодня многие именуют это «счастливым стечением обстоятельств») жизнь всего еврейского народа, висевшая на волоске, была спасена.
Надо отметить, что жизнь нормальных народов, заселяющих большие территории, имеющих армии и прочие механизмы государственного устройства, очень редко «повисает на волоске». Этого нельзя сказать о евреях, которые были рассеяны по всему миру на протяжении тысячелетий. Впрочем, само по себе наличие армии и государства не гарантирует прочного существования. Не менее важен дух народа, его способность противостоять надвигающейся опасности. «Не воинством и не силою, но духом Моим, - сказал Господь», – написано у пророка Захарии (4:6).
Божественный дух, то есть воля Всевышнего (именно так трактует этот стих Захарии классический комментарий «Мецудат-Цион») облекается в волю народа – в волю к преодолению трудностей на пути к завещанной цели: возвращению в Сион и воздвижению Храма. Это не исключает важности материальных предпосылок, не отрицает значения армии, но предполагает их действенность только в том случае, когда они движимы духом.

Угроза, нависшая над еврейским народом в дни Ахашвероша, должна рассматриваться как катастрофа вселенского масштаба. Само появление такой угрозы обязывает нас задуматься над причинами произошедшего, даже если, в конце концов, опасность благополучно миновала, и былые страхи облеклись в маскарад веселого праздника. Именно эту задачу ставили перед собой мудрецы, обсуждая события Пурима много веков спустя. Следы одной из таких дискуссий доносит до нас сборник «Шир а-Ширим Раба», датируемый V веком н.э.:

«Почему нависла угроза над евреями в дни Амана? Разделились во мнениях рабби Шимон Бар-Йохай и остальные мудрецы. Мудрецы говорят: «Из-за того, что поклонялись изображению Навуходоносора» (т.е. за десятки лет до событий Пурима). Рабби Шимон Бар-Йохай говорит: «Из-за того, что ели еду, приготовленную неевреями» (на пиру у царя Ахашвероша). Сказали мудрецы рабби Шимону: «Но ведь в этом были повинны только те, кто жил в городе Шушане? Почему же нависла опасность над всем народом?». Отвечает им рабби Шимон: «Все евреи ответственны друг за друга».
Итак, мы видим, что мудрецы связывали замыслы Амана с событиями, которые имели место несколькими десятилетиями раньше. Общая канва этих событий изложена в первых главах библейской книги Даниэля. Там рассказывается, что три выдающихся представителя еврейского народа – Хананья, Мишаэль и Азарья – проявили мужество и, рискуя жизнью, отказались поклониться изображению царя Навуходоносора.

Вот как это произошло. Навуходоносор воздвиг величественную статую, символизировавшую его могущество. Из каждого народа, подвластного царю, было выбрано по три депутата. Перед представителями евреев – Хананьей, Мишаэлем и Азарьей – встал непростой выбор между национальным и человеческим достоинством, с одной стороны, и личной безопасностью, с другой. По мнению рабби Шимона, поклонение статуе Навуходоносора не являлось идолопоклонством. Если бы оно считалось таковым, то еврею, несомненно, предписывалось бы пожертвовать своей жизнью, но не нарушить соответствующий запрет Торы. Именно двусмысленность сложившейся ситуации породила проблему, которая встала перед Хананьей, Мишаэлем и Азарьей.
Наряду со многими другими авторитетами, рабби Шимон полагает, что статуя Навуходоносора была всего лишь символом могущества и славы Вавилонской империи. Таким образом, отказ поклониться статуе не являлся прямой религиозной обязанностью еврея. По всей видимости, такого же мнения придерживается мидраш в «Шир а-Ширим Раба». Он повествует о том, как, встав перед выбором, Хананья, Мишаэль и Азарья отправились к пророку Даниэлю, но тот не дал им определенного совета. Уклончивая позиция Даниэля, как и его загадочное отсутствие во время публичного сожжения Хананьи, Мишаэля и Азарьи, не ускользнули от внимания мудрецов.

Вероятно, поэтому Талмуд (трактат Сангедрин, 93А) сообщает, что в момент критического испытания Даниэль был отправлен Вавилонским царем в Египет с целью… выкрасть свиноматку, которая требовалась Навуходоносору для разведения свиней в Вавилоне (какими только делами не приходилось заниматься евреям, состоявшим на службе у венценосных правителей!). Возвращаясь к разговору Даниэля с Хананьей, Мишаэлем и Азарьей, отметим, что Даниэль посоветовал им обратиться к величайшему из пророков Израиля – Йехезкелю. Но и тот не ответил им однозначно. В ответ на заданный ему вопрос Йехезкель процитировал стих из книги своего учителя пророка Йешаягу: «...Спрячься лишь на мгновение, пока не пройдет гнев». Хананья, Мишаэль и Азарья попытались получить от Йехезкеля более определенный ответ: «Ты что же, хочешь, чтобы люди сказали: этому истукану поклоняются все народы?!»
Под давлением таких аргументов Йехезкель попросил отсрочки, чтобы вопросить Господа. Он обратился к Всевышнему со словами: «Владыка мира! Хананья, Мишаэль и Азарья хотят пожертвовать собой ради святости Имени Твоего. Защитишь ли Ты их?!» Увы! Пророку открылось, что Господь не обещает этим людям Своей защиты. С плачем передал Йехезкель Хананье, Мишаэлю и Азарье полученный им ответ: нет никакой гарантии, что они не погибнут в результате публичного противостояния Навуходоносору. И лишь после этого трое приняли окончательное решение отказаться от поклонения истукану. Дальнейшие подробности известны нам из третьей главы книги Даниэля: Хананья, Мишаэль и Азарья воспротивились указу Навуходоносора, были брошены в печь и чудесным образом спасены.
Согласно приведенному мидрашу, евреи были готовы подчиниться царскому указу, из-за чего над всем народом нависла смертельная опасность несколько десятилетий спустя, в дни Ахашвероша. Но нашлись тогда три человека, обратившихся к мудрости (в лице Даниэля), к пророчеству (в лице Йехезкеля) и, наконец, к самому Б-гу. Ни одна из этих «инстанций» не дала Хананье, Мишаэлю и Азарье гарантий безопасности, если они воспротивятся Навуходоносору.
В терминологии еврейских мудрецов подобные ситуации характеризуются как «хэстер Паним», то есть сокрытие Божественного Лица (название свитка, читаемого нами в Пурим, «Мегилат Эстер», может быть истолковано как «открытие сокрытого»). В таких ситуациях традиционные еврейские средства - обращение к Торе (мудрости), пророчеству и непосредственно к Всевышнему - не приносят результатов. Лишь над-рациональная способность к противостоянию силам зла и к самопожертвованию может оказаться сильнее «сокрытия».

Не исключено, что именно с этим связано необычное для еврейского закона предписание, согласно которому в Пурим следует выпить столько вина, чтобы не различать между «проклятым Аманом» и «благословенным Мордехаем». В этом может содержаться символическое указание на возможность прорыва в над-рациональную сферу еврейского существования, означающего связь с Б-гом более непосредственную, чем даже изучение Торы и пророческое откровение.
Умение выстоять в критические минуты, не отступая от своих принципов, прослеживается во всей еврейской истории. Тамар, невестка Йегуды, предпочитает сгореть в огне, но не опозорить своего тестя (Берешит, 38). Мордехай «не становился на колени и не падал ниц» перед Аманом (Эстер 3:2). Еврейская коллективная память об этих событиях связана ассоциативно со стихом из Песни Песней 7:8: «Вот стан твой, пальме финиковой подобен» (обратите внимание на общую для русского языка и иврита игру слов: стан – стояние). Не сгибаясь под натиском испытаний, стоят лучшие представители еврейского народа во всех поколениях. Сам факт нашего сегодняшнего существования показывает, что эта способность к противостоянию превратилась в одно из главных свойств еврейского национального характера.
Мудрецы говорили: «Деяния отцов – путеводный знак для детей». Способность к противостоянию, которой так славились наши предки, сегодня как воздух необходима нам здесь, в Израиле. Именно этот урок Пурима для нас особенно актуален в настоящее время. И хочется верить, что он научит нас встать во весь рост перед враждебным натиском извне и перед губительными тенденциями к саморазрушению, которые так заметны в современном израильском обществе.
Post Reply