Дж. Сакс, Глава Толдот (Тора и клонирование)

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Дж. Сакс, Глава Толдот (Тора и клонирование)

Post by Борис Дынин »

Рабби Джонатан Сакс

Толдот
Родство и различие
4 кислев 5770 (21 ноября 2009)

Перевод Бориса Дынина

Вокруг пробелов, умолчаний и видимых повторений библейского текста Мидраш ткет свои интерпретации, обогащая письменное слово устным раздумьем, позволяя смыслу текста резонировать новыми обертонами. Часто, для нетренированного уха, мидраш звучит причудливо, далеким от простого смысла стиха. Но как только мы освоили язык и настроенность мидраша, мы начинаем осознавать глубину его духовных и моральных прозрений.

Замечательный пример к сказанному содержится в первом стихе сегодняшней главы Торы:
«ВОТ РОДОСЛОВИЕ ИЦХАКА, СЫНА АВРААМА: АВРААМ РОДИЛ ИЦХАКА».
Проблема очевидна. Первая половина стиха говорит нам, что Ицхак был сыном Авраама. Но почему текст повторяет: "Авраам родил Ицхака"? Прислушиваясь к очевидной избыточности текста в контексте нарратива об Аврааме и Ицхаке, мудрецы предложили следующую интерпретацию:
«Поскольку в стихе написано "Ицхаком, сыном Авраама", (Писание) должно сказать: "Авраам породил Ицхака", потому что насмешники того поколения говорили: "От Авимелеха зачала Сара, ведь столько лет прожила она с Авраамом зачала от него. Что же сделал Святой, благословен Он? Придал лицу Ицхака (разительное) сходство с (лицом) Авраама, (так что) все подтверждали: "Авраам породил Ицхака". И потому здесь написано: "Ицхаком, сыном Авраама", так как есть доказательство, что Авраам породил Ицхака» [Раши к Брейшит 25:1 на основе Баба Меция 87а)].

Это – удивительное прочтение текста. Начало Брейшит 21 говорит о рождении Ицхака Сарой. Немедленно перед этим, в Брейшит 20, мы читаем о том, как Сара была взята в гарем Авимелеха, царя Грара. Следовательно, рассуждали мудрецы, сплетники могут злословить, что Авраам был бездетным, и что Авимелех был отцом Ицхака. Отсюда двойной акцент мидраша: не только Авраам фактически был отцом Ицхака, но также это было видно каждому, потому что сын был точная копия отца.

Но здесь же обнаруживается и другой важная мысль мудрецов. Чтобы ее понять, мы должны обратиться к еще одному мидрашу, на сей раз относящемуся к вводному стиху Брейшит 24:
«АВРААМ БЫЛ СТАР, ПРИШЕЛ В ЛЕТА, А БОГ БЛАГОСЛОВИЛ АВРААМА ВСЕМ».

Мы сталкиваемся снова с «очевидно лишней фразой». Если Авраам был стар, почему стих должен добавить, что он был в летах? Но мудрецы раскрывают смысл этого: Авраам (и Сара) - первые люди в Торе, о которых сказано как о старых людях, несмотря на то, что многие из ранее упомянутых Библией характеров дожили до гораздо более преклонного возраста. Соединение этих двух фактов с традиционным убеждением, что Ицхак был «копией» отца Авраама, привело мудрецов Торы к открытию здесь следующего смысла:

«До Авраама люди не старели. Однако [потому что Авраам и Ицхак были похожи друг на друга] люди, которые встречали Авраама говорили : "Это Ицхак», а люди, которые встречали Ицхака говорили: «Это Авраам». И Авраам стал молиться о старении, и именно в этом смысл [фразы] "Авраам был стар»."» (Синедрион 103b).

Близкое физическое подобие между Авраамом и Ицхаком создало неожиданные трудности. Отец и сын потеряли индивидуальность. Это – не чистая спекуляция. Прочитывая Брейшит внимательно, мы замечаем, что Ицхак наименее индивидуализирован из патриархов. Его жизнь прочитывается как повторение жизни его отца. И его голод вынудил пойти в землю филистимлян. Он тоже сталкивается с Авимелехом. Он также чувствует себя вынужденным назвать свою жену сестрой (Брейшит 26). Он повторно роет колодцы, которые вырыл его Авраам. Ицхак, как кажется, не совершил много такого, что отличило бы его от отца.

Внимательно читая Брейшит, мудрецы передали нам чрезвычайно глубокую психологическую мысль. Родители – не их дети. Дети - не точные копии своих родителей. Каждый из нас уникален и имеет уникальную цель. Именно поэтому Авраам умоляет Б-га отличить себя ясно и узнаваемо от своего сына

Имеет ли это значение для нас сегодня? Я думаю, имеет: при вопросе об использовании новой медицинской технологии, евгенического или репродуктивного клонирования. Клонирование методом пересадки ядер соматических клеток, разработанным д-ром Яном Вилмутом и позволившим создать овце Долли в 1997 г., поднимает глубокие проблемы медицинской этики, особенно относительно людей.

Не ясно, произойдет ли когда-нибудь клонирование людей. Эксперименты на животных показали, что в этом есть высокая степень риска, возможно, непреодолимая. Клонирование, очевидно, нарушает нормальный процесс "геномного импринтинга", при котором гены на хромосомах от одного из родителей «включаются» или «выключаются». Многие ученые убеждены, что клонирование млекопитающих есть непреодолимо дефектный процесс, слишком опасный для клонирования человека.

Однако клонирование - это не просто одна из технологий. Оно поднимает вопрос, неизвестный другим технологиям типа искусственного осеменения или оплодотворения в пробирке. Клонирование есть форма асексуальной репродукции. Мы не знаем, почему большие долго живущие существа воспроизводятся сексуально. С эволюционной точки зрения асексуальное воспроизводство было бы намного проще. И все-таки ни одно из развитых млекопитающих не воспроизводит себя асексуально. Потому ли это, что только непредсказуемая комбинация генетических фондов родителей и предшествующих поколений может порождать разнообразие, необходимое для выживания? История человечества на земле отмечена чрезвычайным снижением разнообразия в биосфере. Рисковать нашим собственным генетическим будущим было бы безответственно до предела.

Есть и другой аргумент против клонирования, а именно, угроза для личности детей, родившихся клонами. Безусловно, генетически идентичные люди существуют в случае идентичных близнецов. Однако случающееся естественным путем – это одно, а преднамеренное воспроизводство клонов – это нечто совершенно иное. Идентичные близнецы не возникают так, чтобы один из них мог служить заменой другому. Клонирование представляет собой этическую опасность, не присущую естественно возникающим явлениям. Оно превращает человека в «средство» и препятствует ему быть «целью» своего существования. Здесь заключен риск сведения человека к «товару». Это не может не изменить некоторые из самых основных характеристик нашей человеческой сущности.

Каждый ребенок, рожденный смешением родительских ген, непредсказуем, подобен тем, кто дал уму жизнь, но и отличен от них. Эта смесь родства и различия - существенная особенность человеческих отношений. И здесь заключена одна из - основ иудаизма, для которого каждый человек уникален, не замещаем, незаменим. В известной мишне (Сангедрин, 4:5) мудрецы учат: «Если человек отчеканит много монет из одного металла, то все они будут одинаковы, но Царь царей, Всевышний, создал каждого человека по образу Адама, но никто не похож на другого".

Величие творения заключается в том, что единство на небесах создает разнообразие на земле. Б-г хочет, чтобы каждая человеческая жизнь была уникальна. Как сказал гарвардский философ Хилари Патнэм: "Каждый ребенок имеет право быть полным удивлением для своих родителей", что означает право не быть ничьим клоном. Что случится с любовью, если мы будем знать, что при потере любимого, мы найдем его точную копию? Что случится с нашим самосознанием, если мы обнаружим, что были изготовлены по заказу?

Мидраш об Аврааме и Ицхаке прямо не касается клонирования. Даже если бы это было так, все равно было бы проблематично вывести галаху из агады, юридические заключения из не юридического источника. И все же этот мидраш имеет этический смысл. В начале Ицхак выглядел как клон своего отца. Но, в конечном счете, Авраам должен был молить Б-га избавить их от такого подобия.

Если есть тайна в основе человеческого существования - это различие (otherness – уникальность): различие между мужчиной и женщиной, родителя и ребенка. Место, которое мы отводим в своем существовании для «другого» (other), позволяет любви отличаться от нарциссизма, и деторождению быть чем-то большим, чем самовоспроизведением. Это – то, что дает каждому ребенку право быть собой, знать, что он не репродукция кого-то другого, созданная по запланированному генетическому шаблону. Без этого, будет ли детство выносимым? Выживет ли любовь? Будет ли мир клонов человеческим миром? Каждый из нас – подобие Б-га, никого другого.
Post Reply