Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

117
Существуют разные преграды — преграды внутри и преграды снаружи, преграды между людьми, преграды, мешающие творить добро, преграды вашего собственного ума и ваших собственных сомнений. Есть преграды, существующие из-за вашей личной ограниченности.
Радость ломает все преграды.
118
Вы задаетесь вопросом: «Как мне быть счастливым, если я несчастлив?» Действительно, чувствам не прикажешь, но мыслям, словам и делам можно и приказать. Сделайте что-то простое, дайте волю хорошим мыслям, говорите добрые слова, держитесь так, будто вы счастливы, даже если внутреннего ощущения счастья у вас нет.
Постепенно внутренняя радость души победит, пробьется наружу.
119
Вы обнаружили, что угнетены, поняв все свои недостатки. Представьте себе, что нашли врача, который объяснил вам все ваши многолетние страдания и выдал рецепт — пропуск, который выведет вас на путь к выздоровлению. Разве вы не ощутите большую радость, не почувствуете облегчения?
120
Часто депрессия происходит от высокомерия. Поняв, кем являетесь на самом деле, вы не будете так разочаровываться в себе.
121
Следует всегда думать о чем-то хорошем. Пус¬той ум — вакуум, поджидающий разрушительных мыслей.
Где ваши мысли, там и вы сами. Постарайтесь всегда быть в хорошем месте.
122
Если вы весь день размышляете о самом себе, депрессия вам гарантирована. Хотя бы один час в день подумайте о том, чем помочь кому-нибудь другому.
Самодовольство порождает тревогу. Чтобы ощутить себя здоровым, следует остро чувствовать окружающее, пытаться понимать тех, кто рядом, принести больше света.
123
Отчаяние — дешевое оправдание для тех, кто устраняется от своего предназначения. Сознавая свою цель, легче всего избежать отчаяния.
124
Молодому человеку, написавшему, что он слишколх робок в общении с людьми.
Больше общайтесь и работайте с другими, и скоро вы поймете, что у вас все получается не хуже, чем у них. Тогда внутренняя сила вашей души заблестит.
125
Все, что происходит, идет от Него, а Он — это только добро. Но если вы и ваш мир не готовы получить такое добро, оно может представиться вам злом. Потрудитесь над тем, чтобы разглядеть добро, думайте в позитивном направлении — и добро откроется вам.
126
Естественное состояние человека, как задумал, создавая его, Бjг, — быть счастливым. Посмотрите на детей, и вы убедитесь в этом.
127
Все следует делать с радостью. Даже каяться можно радостно.
Люди представляют себе место Божества как нечто серьезное, внушающее благоговение и робость. На самом же деле там, где Бог, царит радость.
Вот почему каждое мгновение — это мгновение празднества, наполненного счастьем. Ибо каждое мгновение мы выполняем свою миссию привнесе-
имя и мир Божестпенносги. Это касается не только таких очевидно радостных дел, как размышление, учение, молитва, но и постоянной мирской деятельности, зарабатывания денег и повседневной жизни — все это пути познания и привнесения Его в наш мир.
И где есть Бог, там сила и радость.
128
Человек счастлив, когда знает, что обладает чем-то ценным. Особенно счастлив тот, кто чувствует, что мал, но владеет чем-то очень большим.
Мы полные владельцы бесконечного.
129
Хасидский учитель, рабби Меер из Премишлы, который жил у подножия крутого холма, ежедневно в любую погоду, в снег и гололед, взбирался на вершину холма, чтобы очистить свое тело, погрузившись в ручей на другой стороне холма. Люди находили происходящее весьма чудесным, ведь они могли только обойти холм, никто не решался взбираться по льду.
Наконец несколько молодых людей решили покончить с этим суеверием и смело последовали за рабби Меером, когда тот без труда стал взбираться на холм.
Все они попадали и расшиблись.
В чем же был секрет рабби Меера?
«Надо быть связанным с Верхом, — пояснил он, — и ты никогда не упадешь вниз».
130
Друзья, которым я впервые показал этУ книгу, подвергли критике часто повторяемую концепцию «службы 'БОгу». В современном мире, утверждали они, после происшедшие в нем коренных демократически^ перемен, рабство больше не в чести.
Но я оставил терминологию такой, какой она была.
В конце концов, это книга о мыслях не моих друзей и даже не моих, лично. Это книга о мыслях Ребе, а он использовал именно эту терминологию.
Служение, рабство подразумевает подчинение своей жизни другому, т.е. подавление своего потенциала самовыражения, данного нам. 'Если же мы рассуждаем о подчинении, служении самому источнику нашего существования, самоподчинение приобретает совершенно противоположное значение.
'В своем источнике мы бесконечны. 'Как беско¬нечен наш Создатель. Служить своему Создателю значит достичь высшего самовыражения, соеди¬ниться с бесконечностью, с Самим Создателем.
Задача каждого человеческого создания — служить Творцу и делать это с великой радостью:
«Я, крошечное смертное и, безусловно, ограниченное существо, своими поступками и делами служу Бесконечному Творцу Всех Миров! Я от рождения связан с Источником Жизни, и все бурные волны нашего мира не в силах разорвать эту связь. Даже иногда падая, я могу всегда вернуться и тотчас же восстановить эту связь».
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

КАМЕННЫЕ СТЕНЫ
'Во дворе дома, в котором жил будущий Ребе росло большое, дерево. Мать Ребе рассказывала, что в пять лет он забрался на вертушку этого дерева. Она спросила его: «!Мендл, почему все дети, пытаясь сделать то же, падают вниз, а ты вот добрался до самого верха?» Мальчик ответил: «Они смотрят вниз, пугаются и падают, я же смотрю только наверх а если смотришь наверх не упадешь».
Не здесь ли кроется причина того, что великие учители движутся вперед и вверх и с такой непоколебимой уверенностью? "Не потому ли это, что они не боятся никого и ничего, что горы тают под натиском их слов?
Конечпо, в этом ясность их видения. Мы, спящие бодрствуя и бодрствующие во сне, верящие, но не верующие, знающие, но не понимающие, — мы никогда не позволим себе идти прямо в свет, потому что никогда не уверены, что это не тьма. Шагнув вперед, мы оглядываемся, поднимаясь, смотрим вниз.
Но праведник видит остро и ясно. Слова его тверды, а убежденность уничтожает гору. Он видит на пути не препятствия, а лишь свет, притягивающий его.
131
Существует еврейская традиция в святой день Рош га-Шана отправляться к пруду или реке и произнести там несколько молитв.
В Бруклине найти источник -живой воды не так уж просто. В первые годы руководства Тебе многие хасиды во главе с ним настоящим парадом шли к пруду в Бруклинском ботаническом саду.
В один из таки?с дней лил сильный непрекращающийся дождь, и многие решили, что похрд не состоится. Но в словаре Ребе не было слова «отменяется». 'Весть о том, что Ребе отправился к Ботаническому саду, мгновенно распространилась, и хасиды поспешили к нему присоединиться. (Дойдя до сада, они, к своему разочарованию, нашли ворота запертыми, а поблизости не было никого из служащих, кто мог бы их открыть. Ребе посмотрел на стену вокруг сада и тихо спросил своего секретаря: «Вам кажется, что эта стена высока?» Тот не успел и ответить, как Ребе принялся перелезать через забор. Окружающие бросились ему помогать, он же посмотрел на них с забора и, усмехнувшись, сказал: «'Если вы не будете мне помогать, я, кажется, справлюсь лучше».
(В тот день стены Бруклинского ботанического сада были взяты сотнями хасидов, которые увидели, как Ребе выполняет собственные призывы.
Буквально

Рабби Шмуэл, пятый Любавичский Ребе, известный как Ребе Маараш, любил повторять: «Многие умные люди говорят: "Если ты не можешь пройти под, иди над".
Я же говорю: "Сразу иди над"».
Имеется в виду, что вместо того, чтобы пробовать решить проблему на ее условиях, а уже если не получится, собравшись силами и мужеством, перешагнуть ее..., начни с того, чтобы перешагнуть, будто никаких препятствий и нет.
В сущности, препятствия для того и созданы, чтобы через них перешагивать.
132
На пути из Египта к горе Синай еврейский народ встретил в качестве препятствия Красное море.Евреи разделились на четыре партии. Одни приготовились сражаться. Другие предложили сдаться и вернуться.Третьи — всем покончить собой.
Четвертые принялись молиться.
Бог сказал, обращаясь к Моше: «Что вы плачете, взывая ко Мне? Я ведь сказал вам идти вперед, продолжайте свой путь, и вы увидите, что никаких препятствий нет!»
Евреи продолжили идти, и, действительно, препятствие обернулось чудом.
133
Люди думают, что Бог сначала сотворил мир, а потом дал указания, которым нужно следовать, чтобы ничего не перепутать. Истина же в том, что мир был спланирован как средство выполнения уже существующих указаний.
Поэтому предположение, будто что-нибудь в мире может помешать исполнить волю Творца, абсурдно. Не может быть помех исполнению цели Творения — возможны только многозначительные вопросы.
134
Житейские трудности — это способ, с помощью которого материальный мир призывает нас: «Помоги мне очиститься, возвыситься!» Трудности являются вам, будучи уверенными, что в ваших силах противостоять им. Таким образом исполняется их предназначение.
135
Жизненные перипетии изомеричны для души, они заставляют проявиться ее внутренние силы.
136
Не следует принимать мир и его тьму слишком всерьез — они не столь реальны, как пытаются казаться. Это всего лишь творение и может быть сотворено снова из абсолютного ничто в любой миг. Единственное, что существует в них реально, это то, ради чего они были сотворены. — чтобы вы
очистили их.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

137
Этот мир действует, оперируя хуцпой, агрессивной наглостью. Ведь это хуцпа назваться миром, заявить о независимости от своего Создателя, отрицать какое бы то ни было отношение к силе, которая каждый миг приводит его в движение.
Мы будем бороться с хуцпой ею же, хуцпой.
138
На иврите «мир» — «олам», а «сокрытие» — «элем». Слова эти родственные. Мир существует только потому, что скрыта его истинная сущность. Претендуя на то, чтобы быть вашим препятствием, он на самом деле на вашей стороне.

Он знает, что его глубочайшие сокровища могут быть обнаружены только с помощью глубинных сил вашей души, и провоцирует эти силы, вызывая вас на бой.
139
Не существует такого понятия, как поражение. Всегда остается шанс. Поверить в поражение значит поверить, что есть нечто, не исходящее Свыше.
Следует знать, что Бог не совершает ошибки. Когда кажется, что дела начинают идти плохо, это лишь часть того, чтобы они были лучше. Мы лишь приседаем, чтобы прыгнуть выше.
140
Адам был непосредственным творением рук Всевышнего. Никакое другое человеческое существо никогда не будет столь великолепным. Однако он не смог устоять перед единственным искушением.
Из этого следует уяснить себе, что величайшие искушения в жизни — это те, которые ближе всего касаются вашей задачи. А если вы хотите знать основное предназначение своей жизни, надо только понять, какое искушение самое сильное.
141
Ваша душа пребывает в плену, если вы знаете, как надо, но позволяете миру остановить вас.
Например, вы являетесь главой государства. Решаете, как поступать, и начинаете действовать. Газеты, конечно, осыпают вас проклятиями. Народ уверяет вас, что вы совершили ошибку. Вас называют порочным, аморальным, сравнивают с величайшими злодеями истории. ООН выражает единодушный протест против ваших действий. Президент Соединенных Штатов призывает вас прекратить, угрожая отменой финансовой и военной помощи.
Но вы знаете, что поступаете правильно. Сдавшись, вы и помещаете свою душу в плен.
142
Плен начинается с веры в то, что вы малы, а мир велик.
Поверив в это однажды, вы способны поверить, что он вас раздавит, и начинаете бояться этого.
Вы готовы повиноваться ему, следовать за ним и становитесь его рабом, жаждущим воды для души, но не способным даже вспомнить, где источник.
Бояться мира значит отрицать Единственность его Создателя.
143
Когда посланные Моше разведчики вернулись из страны Кнаанской, которую им было поручено обследовать, они включили в свой доклад такие слова:
«Мы чувствовали себя перед ними муравьями и были такими в их глазах».
Именно потому, что они казались себе муравьями, те тоже видели в них муравьев.
144
Тот, кто по-настоящему озабочен чем-то, не удовлетворяется тем, что есть хорошее оправдание.
Если цель не достигнута, — она не достигнута, сколько ни оправдывайся.
145
Иногда кажется, что в мире есть места, где, по всей видимости, Божественность не может присутствовать.
Что-то мешает вам совершить благодеяние. Друг, который мог бы помочь, недостижим, окружающие кажутся бессмысленными.
В такой ситуации следует действовать, отбросив все расчеты, просто действовать. Не ваше дело взвешивать все если и где. Ваше дело определить как. Действуйте и увидите чудеса.
146
'Тому, кто влез В огромные долги, рассчитывая на чудеса.
Преодолевать препятствия вовсе не значит прыгать в воздух, не зная, где приземлишься.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

В духовном мире Ребе нет чуждых источнику Жизни. Это не место, которое обнаруживаешь или куда приходишь как турист. 'Есть только Возвращение. зобновление контакта.
Душа начинается с близкого сущностного союза с 'Первоисточником 'Всего. Даже предавшаяся полностью материальному миру, человеческой форме, она сохраняет эту первичную связь глубоко внутри. Именно этот союз постоянно побуждает душу вернуться, как магнит, притягивая ее к потерянной второй половине. 'Все искания человека, все его духовные стремления только выражают это притягивание, эту жажду возвращения.
Стремление вернуться — врожденное, но оно должно пробудиться. Прежде всего душа должна понять, что она удалилась. Когда далеко ушедшая от своего истинного «я», пробудившаяся душа обнаруживает, что потеряна, жажда возвращения пробуждается в ней во всей своей силе и мощи.
Стремление вернуться — это еще и сети Бога, ибо, пытаясь воссоединиться с Ним, душа находит Его во всех аспектах этого мира. И таким образом они втягиваются. И чем глубже поиски, тем драгоценнее сокровища.
147
Наш мир — это мир возможной радуги.
Сначала этот мир только получал и возвращал без прибыли. Его обитатели ничем не владели. Они жили по Божьей милости, делали то, что делали, не нуждаясь в оправданиях, и умирали, когда умирали. Так это было.
После Потопа мир был создан заново. Земля освободилась от грязи, атмосфера очистилась. Мир стал местом, которое могло принимать солнечный свет, проникающий сверху, и многоцветно отражать его.
Он стал местом, где сотворенное смогло родиться, обрести душу, тело, долю в этом мире и все пропитание, которое Творение даст ему, использовать это, а затем вернуть со словами: «Смотри, что я сделал с тем, что Ты мне дал!»
И Б-г поклялся никогда больше не уничтожать мир. Если его обитатели пойдут в неверном направлении, они всегда смогут вернуться и исправить свои ошибки.

148
Обработанный древний Мидраш повествует:
Адам медленно шел мимо врат Эдема, опустив голову, отягощенный болью и укорами совести.
Вдруг он остановился, пораженный мыслью.
Он обернулся, посмотрел наверх и прокричал: «Подожди минуту! Ты ведь все это запланировал! Ты взрастил этот плод, зная, что я его вкушу! Это заговор! И я могу это доказать. В Твоей Торе, которую Ты сочинил еще до того, как мир был создан, Ты написал: "Вот что следует сделать с человеком, когда он умрет..." Значит, Ты запланировал, что смерть будет в этом мире! Ты только хотел, чтобы она пришла из-за меня!»
В Мидраше не говорится, получил ли Адам ответ на свой вопль. Только тишина.
Бог видел, что душа Человека очень велика, и задался вопросом: «Как реализовать это величие?» Он дал Человеку свободу выбора — свои победы или собственные ошибки.
Не падая, человек никогда не постигнет глубин своей души. Только после падения он сможет вер¬нуться и подняться бесконечно высоко. За Эдем.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

149
Наибольший успех — это когда душа, отдалившая сама себя, возвращается. Это и есть выражение ее незакостенелости и ее глубины: как бы далеко она ни отошла, в конце концов она не может оторваться полностью.
Качели с ребенком, оттолкнувшись, возвращаются. Чем сильнее их толкаешь, тем выше они возвращаются.
150
Возвращение — крайняя степень самовыражения. Никто не возвращается из-за того, что ему приказывают так сделать. Способность вернуться исходит от вас самих.
И это само по себе свидетельствует о том, что вы никогда не были по-настоящему оторваны — покровы души могут загрубеть, но ядро всегда остается тесно связанным со своим Источником. И оттуда приходит призыв вернуться.
151
Тот, кто возвращается из мрака, должен принести его с собой, обратив в свет. Надо использовать свой опыт для того, чтобы подняться выше с великой силой.
Поэтому тот, кто возвращается издалека, выше того, кто был всегда вблизи. Существенно не то, где вы стоите, а куда и с какой силой двигаетесь.
Мы пришли сюда, чтобы испытать возвращение. Это самое последнее испытание.
152
Создавая все сущее, Бог сотворил силы, представляющие Его, и силы, противостоящие Ему, — Он создал свет, и Он создал тьму. Тот, кто делает добро, привносит больше света, тот, кто пал, питает тьму.
Но тот, кто пал, а потом вернулся, минует весь этот план. Он достигает непосредственно Творца всего сущего. За светом и за тьмой.
Так его тьма превращается в свет.
Когда свет отталкивает тьму, вскоре приходит' другая тьма.
Если тьма сама превращается в свет, это свет, перед которым никакая тьма не устоит.
153
Возвращение длится лишь миг. Один миг, и создание, которое находится на максимальном удалении от Бога и от своего истинного «я», вдруг оказывается в полном единстве с ними. Сила вернуться — вне времени.
Он сделал все, чтобы мы не могли найти дорогу домой. И мы полетели вдаль — утолить свою жажду в чужих водах.
Сейчас мы вернулись, неся с собой Божественные искры, которые обнаружили в наших странствиях.
Мы — Его ручные голуби.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

ИСЦЕЛЕНИЕ
Ребе ежедневно получал сотни писем, в которых люди просили у него совета и благословения в вопросах медицины. происходили несомненные чудеса. 'Если собрать в какой-либо точке мира 10 евреев, кто-нибудь из них. обязательно расскажет о чуде, сотворенном Ребе с другом или родственником рассказчика, а то и с ним самим.
'Но РНебе не стремился делать из исцеления культ. Почти всегда он давал практические советы, вселяя в людей надежду, укрепляя их духовно.
Приведем несколько типичных советов.
154
Иногда люди неважно себя чувствуют и считают, что следует пожертвовать всем ради заботы о своем физическом состоянии. На самом деле верно иное: нельзя отделить исцеление тела от исцеления души. Проявляя заботу о теле, необходимо увеличить заботу о душе. Врачам это известно, но им следовало бы больше учитывать этот факт.
155
Чтобы служить Богу, надо иметь не только здоровую душу, но и здоровое тело. Как можно мыслить, молиться или учиться, пренебрегая здоровым состоянием тела? Заботьтесь о своем теле, чтобы душа могла преуспевать в служении Богу.
156
Не возмущайтесь так миром. Гнев против мира — это гнев против Бога. К тому же это плохо сказывается на кровяном давлении.
157
Советуйтесь с врачом, который является вашим другом. Друг он вам или нет — большая разница.
158
Если у врачей возникают разногласия, доверьтесь мнению большинства экспертов. Но если нет уверенности в необходимости операции, лучше воздержаться от нее и довериться Исцелителю Всей Плоти, который вылечит и укрепит вас.
159
Твердая вера в Бога совершает чудеса исцеления. Тем не менее вам надо слушаться советов врача. Это не значит, что излечивает врач или его лекарства. Излечивает Исцелитель Всей Плоти. Но врач и лекарства создают естественный канал для исцеления, а Бг предпочитает совершать чудеса именно так — естественным путем.
Четыре совета для излечения:
1. Найдите хорошего врача и следуйте его указаниям.
2. Отбросьте все мысли о болезни. Думайте только о хорошем.
3. Укрепите свою веру в Исцелителя Всей Плоти, и Он излечит вас способом, который найдет подходящим.
4. Усильте изучение внутреннего света Торы.
160
Врачу Свыше доверено лечить, а не предсказывать. Игнорируйте предсказания, думайте только о хорошем.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

ВЫРВАВШИСЬ НА СВОБОДУ

В течение семидесяти лет жизнь хасидов в России была сплошным страданием. Проживая свою жизнь так, как, по-вашему, следовало, вы знали, что это значит испытывать на себе всю тяжесть 'Кремля и КГБ, ощущать постоянную угрозу ареста, пыток, ссылки в Сибирь. Каждую неделю придумывать, как избежать работы в Субботу, как учить детей в подвалах ,подвергаться презрению и насмешкам за то, что ты такой, как есть.
Оказавшись в Америке, они не могли найти там врага. Это проблема не одних хасидов, а всех евреев, которые эмигрировали в новый мир и не могли найти связи между тем, что позади, и тем, что здесь. Это же относится к любому стилю жизни — как передать следующему поколению то, что даже для вас самих не представляется уместным в новом контексте?
Внести привычное в новое, совершенно незнакомое место и время — задача, где человеческий разум встречается с огромными трудностями. Нас, беспомощных, тащит течение Времени, безжалостно оторвав от прошлого, от мира отцов, насильно поставив перед будущим, к которому мы не были
подготовлены. Мы — робкие жертвы, рабы и пленники Времени, склоняющиеся под давлением момента.
Но есть души, которые всегда остаются вне царства времени и места. Они смотрят на Время, подобно тем, кто наблюдает с высочайшей горы, как снег внизу становится ручьем, затем рекой, морем. Для них нет ни диссонанса, ни конфликта — только звуки величественной симфонии.
В наше время вошел Ребе.
Те, кто мог видеть не дальше своих телесных глаз, увидели в Ребе реликт прошлого. Но для незатуманенного взора очевидно, что для Ребе нет прошлого.
Для иных жизнь в еврейском местечке Европы не имеет никакого отношения к новой жизни в Америке, хасидизм — любопытная милая штука для прошлых веков, но не для современности. Ребе видел сущность жизни, а сущность не переменилась.
Для других, с. окончанием времени страданий началась эпоха свободы и довольства. Для Тебе -это просто новый и даже больший пролет лестницы, преодолевающей нашу ограниченность.

161
^Последняя запись Фебе перед поразившим его ин-сулыпом сосредоточилась на следующей мысли, ко¬пии которой Фебе лично направлял своим рейдам. Это, наверное, вывод — кто мы есть и что должны делать.
Самопожертвование в свободной стране проникает до мозга костей.
Я знал мужчин и женщин, которые жертвовали всем, чтобы противостоять религиозным преследованиям большевистского режима. Они приехали в страну свободы и комфорта — и где же их величие?
Человек, воспитанный в условиях свободы и комфорта, чтит их, идет за ними— но внутри он духовно опустошен. Это не дает ему покоя, искра внутри него вопиет: «Это не то, чего я хотел на самом деле! Я не хочу этого мира! Не хочу никаких миров! Я хочу только Его одного!»
Это означает раздавить маслину ради ее масла. Масло растекается и проникает в каждую клеточку существа. Цадик зажег его, и теперь все в человеке начинает пылать. И сияет источник света, который нельзя ни погасить, ни затемнить.
Это свет Мошиаха.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

162
Думают, что отказаться от себя значит заявить:
«У меня нет мыслей. Нет души. Я только верю и следую, ибо я — ничто».
Это не отказ от себя, это отрицание истины. Подразумевается, что есть место, где Божественности не может быть, а именно: ваш ум и ваша душа.
Бог не для того дал вам мозг, чтобы вы им пренебрегали, и личность, чтобы вы ее игнорировали. Это материалы, из которых вы можете выстроить святилище для Него, чтобы дать Божественному Присутствию физическое царство.
Не бегите от самих себя, от того, что Бог вам доверил. Соедините все свое существо с Источником Бытия. Озарите каждую клеточку светом самоотдачи.
163
От нашего поколения не требуется великих свершений. Предыдущие поколения все для нас сделали.
Нам нужно совершить только самую малость — но в более трудное время.
Для нас самопожертвование означает лишь простую смену привычек.
164
Самоотдача не означает для нас требования прыгнуть с моста. Самоотдача — значит отказаться от себя. Отстраниться от «Я хочу», «Мне нужно», «Я думаю то-то и то-то». Даже от «Я есть».
Самоотдача — это почти беспредельный порыв, превосходящий все добрые дела. Но поскольку мир становится все более материалистичным и все больше искушений в нем появляется, отказ от себя уже не может оставаться таким — почти беспредельным.
165
Уверенность в себе свойственна скорее всего истинно смиренным людям.
Моисей был самым смиренным человеком. Тем не менее у него хватило уверенности в себе, чтобы стоять перед могущественнейшим из земных владык, излагать ему свои требования. Он был достаточно уверенным в себе, чтобы предстать перед Б-гом и слушать Его, не теряя самообладания, даже спорить с Ним, когда в этом возникала необходимость.
Однако он считал себя ничтожным человеком.
Уверенность Моисея в себе не была самоуверенностью, он осознавал себя лишь орудием Господа. А власть Господа безгранична.
Самоуверенность ограниченна. Но если вы ве¬рите в Единого, пославшего вас сюда, и делаете то, что должны делать, — уверенность в себе не знает пределов.
166
Смирение должно быть реальным. Реальное смирение означает преодоление себя.
Моисей, как уже сказано, был самым смиренным человеком. Он, очевидно, понимал, кто он есть. Понимал, что из всех он избран, чтобы осуществить важнейшее событие истории — вывести це¬лый народ из рабства и повести его к величайшему откровению. Он был выше всех пророков, ибо говорил с Богом непосредственно, когда хотел. Все это Моисей знал и оставался смиренным. Он говорил самому себе: «Это не моя заслуга. Это то, что я сделал с помощью силы, которую дал мне Бог. Возможно, если бы другому была дана такая же сила, он сделал бы и лучше».
167
Человек — игла Бога, которой лоскутья Творения сшиваются в единый наряд для славы Господа.
Один конец иглы должен быть твердым и ост¬рым, чтобы проникать сквозь испытания. Но другому концу нужна дыра, ничто, через которое идет нить.
Для мира мы тверды и остры. Но внутри себя мы знаем, что перед Вечностью не представляем собой ничего.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

168
Истинное счастье — это высшая форма самопожертвования. В этом положении не ощущаешь себя счастливым. Истинное счастье — это нечто «вне знания». Вне «себя».
Тем более, когда приносишь счастье другим.
Ощущая себя, не почувствуете радости.
169
Чувство своей ничтожности не означает, что вы должны позволить себя топтать. В сущности, совсем наоборот. Ощущение ничтожности — это врата к безграничной власти.
В Зогаре написано:
Учитель школы в Саду Эдема сказал, что тот, кто мал, велик, но кто велик, тот мал.
Сделай себя маленьким и станешь больше.
Не забывай, что ты — ничто, и станешь бесконечным.
Не важничай и перед самым ничтожным.
И в результате всего этого окажешься гораздо ближе к истине.
170
Все мы пленники. Но мы сидим на ключах.
Ограниченность — наша камера. Вселенная — наша тюрьма. Наш тюремщик — Акт Бытия.
Ключи к освобождению крепко зажаты в кулаках наших собственных эго.
171
Первоначальной ошибкой было открытие себя.
Первые мужчина и женщина в Саду Эдема ели с Древа Познания и поняли, что они существуют. С тех пор самосознание стало причиной всех несчастий.
Каждое «я», каждое ощущение бытия — это отрицание единства Творца и творения. Это заявление о том, что есть еще нечто, именно «я», и я автономное, независимое от всего этого.
Цель человечества — достичь положения более высокого, чем у Адама и Евы в Саду, положения, в котором эго в любом смысле не имело бы значения. Эдем находится за Садом, это место — сердцевина бытия, оттуда проистекают все наслаждения... «И река из Эдема течет, чтобы увлажнить Сад».
И теперь вы понимаете, почему они отведали плод, чтобы начать.
172
Библейское рабство в Египте представляет собой порабощение своего собственного «я».
Каждый день, каждый миг должен быть Исходом из своего «я». Если вы не уходите из Египта, вы уже вернулись туда.
173
Древние философы делили мир на четыре царства, причем каждое превосходило предшествующее:
Неодушевленное — земля, камни, вода и т. д. — никаким образом не может выйти за свои границы.
Флора выходит за свои границы благодаря росту.
Фауна выходит за свои границы, передвигаясь с места на место.
А человек? Как он выходит за свои границы? Человек выходит за свои пределы с помощью слов. Посредством диалога.
Лишь человек способен слышать свое «я» ушами другого. Лишь человек способен по-настоящему выйти за границы своего «я».
Неодушевленное — это звуки. Флора — чувства. Фауна — интеллект. Человек — диалог.
174
Сделайте частью своей жизни акт, который выводит вас за границы — помогайте людям, которые не являются вашими родственниками или друзья¬ми, делайте что-нибудь, не соответствующее самоопределению.
Бегите от самого себя.
175
Вы когда-нибудь слышали о «святом в шубе» ?
Он сидит в своем доме у печи, полной дров. Но огня не зажигает. Все, кто находятся в доме, дрожат от холода. Кроме него: он в шубе, ему тепло.
Его спрашивают:
— Почему ты греешь лишь самого себя? Почему бы тебе не разжечь огонь в печи и не согреть всех остальных?
— Дело же не в одном доме, — отвечает он. — Весь мир страдает от злого холодного ветра. Вы хотите, чтобы я согрел весь мир?
Ему говорят, что он не должен согревать весь мир. Может быть, одного человека или двух? Может быть, согреет маленький уголок мира?
— Такой особе, как я,— возражает он,— неприлично согревать только один уголок.
Так он сидит в своем холодном темном доме, ему в шубе тепло и уютно.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

176
Бог сказал Ною, что мир будет уничтожен. Ной спросил, что он должен делать.
Бог велел ему построить ковчег, чтобы он мог спасти свою семью и животных всех видов.
После потопа Ной посмотрел на разрушенный, пустой мир и разрыдался.
— Милостивый Творец — спрашивал он, продолжая рыдать, — как Ты мог так поступить со Своим твореньем?
— Теперь ты плачешь? — спросил его Бог. — Теперь ты жалуешься? Глупый пастух! Где были твои жалобы, когда Я впервые заговорил с тобой об этом? Сказал бы ты тогда, и мы спасли бы мир.
Ной, праведный человек, был «цадиком в шубе».

177
Авраам был цадиком другого типа. Когда Бог сказал ему, что хочет уничтожить Содом и Гоморру, города развращенные и прогнившие насквозь, он возразил:
— Может быть, там есть праведники! Неужели Судья всей земли будет несправедлив?
Авраам чувствовал себя ответственным за мир, в котором жил. Если происходит что-то неправильное, нужно это изменить. Даже если это декрет, выражающий волю Бога.
178
Моисей считал себя в ответе за тьму, как и за свет. Он требовал справедливости для праведных, но и для грешных тоже.
Когда через сорок дней после Явления Абсолютного Единого на горе Синай люди прогневали Бога золотым тельцом, Моисею пришлось признать, что они не правы. При этом он не только просил за них, но и поставил себя в один ряд с ними.
— Прости их! — требовал он. — А если не простишь, вычеркни и меня из книги, которую Ты написал!
179
Ребе плакал, когда произносил эти слова:
Вся жизнь Моисея заключалась в Торе, которую он принес своему народу. Тора была больше, чем учение. Она была им самим, означала, что с ним его Бог.
Однако, когда настал час выбирать между Торой и своим народом, он выбрал народ. И готов был разделить с ним его судьбу.
Все существо его было Торой, но в глубине своего естества, в самой его сердцевине было единство со своим народом.
180
Делать добро — не то же самое, что быть любезным.
Можно весь день быть любезным со множеством людей, но это будет просто услугой самому себе. Пищей для вашего эго.
Бог создал мир, где люди нуждаются друг в друге, не для того, чтобы вы были любезны, но чтобы дать вам возможность выйти за границы собственного «я».
В Торе сказано: «Если ты видишь, что осел твоего врага изнемогает под тяжелым грузом, а тебе не хотелось бы вмешиваться, ты должен помочь ему».
Когда вы помогаете тем, кто выражает благодарность, когда протягиваете руку тем, кто на вашей стороне, вы — в границах собственного эго и самого себя.
Помогайте тому, кому вам не хочется помогать. Помогайте ему и научитесь хотеть оказывать ему помощь только потому, что это правильно.
Вы не сразу почувствуете особое облегчение. Но вам удалось вырваться на свободу.
181
У всех нас есть ограничения — в конце концов, разве мы не из плоти и крови? Однако приходит время, когда мы должны выйти за свои границы. Вы должны делать больше, чем можете. Правда в том, что у вас душа не только животная, но и Божья, а Божественное не знает границ.
182
Есть люди, полагающие, что творят добро, пожирая эго других. Тех, кому не могут помочь, и тех, кто не может помочь им самим, и потому нетерпимы. Они не могут работать с другими, ибо их эго не оставляет больше места. И могут работать только для «продолжений» их собственных раздутых личностей, которые показывают, что нуждаются в них, или нужны им.
Вы любите своего ближнего не ради прославления собственного эго. Приходя на помощь своему брату или сестре, оставьте собственное «я» позади себя. Любите самоотверженно.
183
Когда вы легко идете по избранному пути, трудно понять, искренни ли ваши мотивы.
Когда же вы наталкиваетесь на путь, где делают добро, и видите, что этот путь возмущает каждую частицу вашей плоти и каждую клеточку вашего мозга, когда вам хочется одного — убежать, спрятаться от этого пути, тогда идите по нему.
Тогда вы узнаете, что ваши мотивы искренни.
184
По правде говоря, мир, сам по себе, это место изгнания и плена.
Даже если человек стоит во весь рост на высочайшей вершине, видит все, что можно видеть, по¬нимает все, что можно понять, достигает Крайнего Единства и Пустота остается позади — в конечном счете он по-прежнему стоит на почве, куда его по¬ставили ноги; глаза его не видят дальше своих зрач¬ков, мозг понимает лишь то, что может понять, и достигает лишь достигаемого — человек остается в пределах своего «я».
И, как доказательство, — он остается в состоя¬нии, при котором Б-г находится наверху, земля — внизу, и оба не могут сойтись.
Единственное освобождение человека, единственное освобождение мира происходит, когда Единственный Наверху обращается вниз, указывая нам:
— Делайте это. Делая, вы соединяетесь со Мной.
И тогда нет ни низа, ни верха. Есть только Единственный.
Post Reply