Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

60
Почему мы празднуем день рождения? Во чреве матери было тепло, уютно, о нас заботились. Наши мудрецы утверждают, что ангел учил нас там Торе.
Потом, выйдя оттуда, вы испытываете мучения, тревогу. Мир оказался холодным, жестоким. Сам акт жизни стал борьбой. Вы заплакали.
И все же каждый год вы празднуете день рождения.
Потому что это день, когда вы обрели свое существо.
Вы больше не часть кого-то, вы — активная сила в мире.
Поэтому празднуйте день рождения и найдите в этот день время задуматься: что я дал миру такого, чего мир не дал мне. Действительно ли я рожден?

61
Лазерный луч.
Люди неправильно представляют себе ограничение. По их мнению, если ограничить себя в еде, исключив что-то из своего рациона, ограничить свое время длительностью работы, размышлений или молитв, ограничить себя в том, что мы носим и куда идем, — все эти ограничения могут задушить ка¬кое-либо проявление вдохновения.
Правда же в том, что без каких-либо ограничений вдохновение очень быстро рассеется. Сфокусируйте свой свет, как лазер концентрирует энергию в мощном луче, и желаемое будет достигнуто. Вдохновение будет сохраняться.
62
Электричество — это скрытая сила в Творении. Оно не постижимо ни одним из пяти чувств, мы узнаем о нем лишь по его эффектам и следствиям. Но именно от него мы получаем мощный свет и силу.
Электричество — чудесная аналогия к мистическим хасидским идеям.
63
Астрономы обнаружили, что не все звезды сия¬ют. Существуют звезды чудовищной плотности, ко¬торые не излучают света, а вбирают его в себя. Их называют черными дырами.
Во вселенной уже достаточно черных дыр. Если в тебе есть свет, освети окружающий мир.

64
Тело дано не для того, чтобы приходить от него в ужас и отвергать его. Напротив, тело — это све¬тозащитные очки души. Без тела душа способна ви¬деть Б-жественность лишь в абстрактном, эфирном образе. Тело же позволяет душе смотреть прямо в лицо Божественности в осязаемой, конкретной форме.
Странно. (Мы сравниваем (Высшее. Существо с властелином, приводим притчи о принца?^ бриллианта?с птицам коня?(... но какое отношение все это имеет к абстрактным предметам, которые они призваны представлять? (Ребе объясняет:
— Мы и все, что мы видим вокруг себя, есть лишь отражение того, что наверху. Земной властелин отражает идею высшего Царства. Сладость плода отражает сладость Высшей Мудрости. Форма человеческого тела есть отражение внутренней структуры космоса, так что каждый член и орган тела соответствуют какой-либо Бжественной силе.
Каждый из этих аспектов исходит из Бжественного источника в материальный мир, чтобы принять материальную форму, с единственной це¬лью: дать нам осознать Бжественные идеи, из которых он происходит. Даже изобретения, возникшие только в наше время, ждали, чтобы их открыли и с помощью этого познали Божественный источник и значение каждого из них.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

СТРОИТЬ ЖИЗНЬ
В 75 лет, после серьезного сердечного приступа, Ребе, как и следовало ожидать от праведника, вернулся из «бездны» к своим ученикам с новыми, сверкающими алмазами учения. Удивительно, что это были алмазы не из непосредственного мира Ребе — мира размышлений, учебы и молитвы, а из мира, в котором человек, выжимая из него деньги, борется за то, чтобы сохранить духовность.

65
Когда мощные воды покрывают вас с головой, гася пламя, горящее внутри...
Когда ревущие потоки смятения тащат вас за собой, отрывая от Жизни...
Смотрите глубже, дальше души.
Сама душа, как и пламя в ней, коренится в тонком Мире Божьего Излучения, мире спокойствия и высшей гармонии.
А волнения нашего мира коренятся даже еще дальше, происходя из Мира Беспорядка, из света неукрощенного и неограниченного, существующего до упорядоченного излучения.
«...земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною...»
Вот и нужно копать глубже этих корней, чтобы найти угли, из которых поднялось пламя, и кремень, от удара о который вышла искра. Глубже, пока не достигнешь первичной сущности души, глубже Излучения, глубже Света, даже глубже ничем не ограниченного света «претворения». Где нет ничего, кроме семени — мысли, вызвавшей все, что было, есть и будет.
Что же это за мысль? Мысль о вас, здесь и сейчас, о вашей борьбе с этим миром и чудесном вкусе победы.
И поскольку у этой мысли нет ни прошлого, ни будущего, вы в ней уже победили.
Осталось только осуществить это.
Те, кто просил у Ребе совета, касающегося карьеры, осознали, что Ребе жил Вместе с ними, с их борьбой. Но почему Ребе готов был жить, пусть даже косвенно, в мире лжи и откровенного материализма?
Потому что при сотворении мира самые яркие искры света падали в низменнейшие места, и в крайне разобщенном мире, мире денег и борьбы за существование, Ребе не наводил никакой двойственности, ничего отделенного от Бога — существует лишь великая цель, залежи алмазов, никем не обнаруженные которые следует найти.
66
В священной книге «Зогар» написано, что те, кто в данный момент не испытывает нужды и беспокоится о будущем, вовсе не практичны, их мысли направлены в неверном направлении.
Каждый день Всевышний кормит вас из щедрой раскрытой руки. Все, что делаете вы на пути к это¬му: бухгалтерия, счета, реклама, — лишь облачко между Его дающей рукой и вашей душой, нечто связующее, не имеющее реальной сущности, интерфейс, изгибаемый Им по прихоти.
Коль скоро это так, если Он снабжает вас всем необходимым и даже сверх того постоянно, стоит ли волноваться о том, будете ли вы обеспечены зав¬тра? Неужели что-то может стать на Его пути? Или Его возможности могут истощиться?
Не следует концентрировать свое внимание на ограниченных каналах своего благосостояния, устремите свой взор на бесконечный Источник Даров, у которого множество каналов.
67
Мы зарабатываем деньги именно для того, чтобы заново связать все разделенные фрагменты с их Творцом. И залог успеха — в отношении к этому.
Если вы считаете себя жертвой обстоятельств, конкуренции, рынков сбыта, моды, полагаете, что судьба вашего пропитания в руках других смертных...ваш мир по-прежнему остается в чем-то отделенным от вашего Бога.
Когда же вы уверены, что Он всегда с вами во всем, что бы вы ни делали, что ваша судьба в ваших руках, в ваших добрых поступках...ваша земля связана с небесами, где есть все, и все это будет в вашем мире.
68
Общий взгляд на то, что следует делать для процветания, неверен. Люди думают, что карьера — это создание жизни. Но карьера ничего не создает. Все, что мы получаем, зарождено наверху, в духов¬ном мире. Наше дело — создать канал, по которому это попадет в материальный мир.
69
Любое дело похоже на работу портного — ши¬тье одежды для благословения, адресованного нам.
Невозможно изменить размер благословений, изготавливая одежду попросторнее, — они могут в ней просто улетучиться. Но одежда не должна быть и слишком малой. В этом и заключен замысел: чудеса и благословения не могут явиться миру наги¬ми, они должны быть одеты, как это принято в материальном мире. Мы — лишь портные.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

70
Находясь в египетском плену, Иосиф знал, что оказался там не случайно и придет час, когда он будет освобожден. Это со временем и произошло.
Когда Иосиф истолковал как благоприятный сон начальника виночерпиев царя египетского и предсказал ему возвращение через три дня на его высокую должность, он просил виночерпия о милости — рассказать о нем, Иосифе, фараону.
Сон виночерпия действительно сбылся, он вскоре был выпущен из тюрьмы, где томился вместе с Иосифом, но вспомнил о нем только через два года, когда потребовалось истолковать вещие сны самого фараона.
Мудрецы считают, что надейся Иосиф не на египтянина, а только на Бога, он был бы освобожден на два года раньше.
Нет никого, ничего, никакого плана, который влияет на вашу судьбу. Есть лишь поток благословений Свыше.
Конечно, этот поток одет в осязаемую форму — хорошо оплачиваемую, престижную работу, удачную клиентуру, новые рынки, хорошие связи, но надо помнить, что все это лишь каналы, а не источник. Если положиться только на них, они рассыплются в ваших руках.
Положитесь на Источник Жизни.
71
Будьте праведны, и «Господь благословит вас во всем, что вы делаете». Сказано, что вы должны делать.
Подразумевается, что мы должны работать в материальном мире. Благодаря этому мир освещается и духовное входит в повседневность. Достигается это только посредством того, что духовные люди работают с повседневным миром.
72
Зарабатывать на жизнь — добро. Богу угодно, чтобы мы были вовлечены в материальный мир с целью сделать его духовным.
А вот что не добро — это быть встревоженным материальными заботами.
Не дайте своему внутреннему «я» оказаться вовлеченным в материальные заботы, сберегите его для выполнения вашего предназначения в жизни. Накопление капитала не есть ваше предназначение.
73
В море свирепствует буря; чудовищные волны, бьющиеся о берег, уносят с собой все, оставляя после себя опустошение.
Море — это мир, где «строят жизнь». Волны — стресс и тревога нерешительности, незнание, куда повернуть, на что рассчитывать, рывки вверх и вниз, в холод и в жар, вперед и назад.
Поступите подобно Ноаху — постройте себе ковчег. Ковчег, по-еврейски «тейва», что означает также «слово». Вашим ковчегом должны стать слова Торы и молитвы. Войдите в свой ковчег и дайте водам поднять вас, не допустите, чтобы они затянули вас на дно вместе со всем, что вам принадлежит.
74
Каждое слово Торы — это рассказ о вашей жизни во всех ее моментах.
Сначала Ноаху было указано войти в ковчег, затем выйти из него, вступить в новый мир.
Вам следует сделать то же самое: войти в свой ковчег, потом покинуть его и вступить в новый мир. Если ковчег настоящий, мир, в который вы вступите, будет уже не тем, который вы покинули.
75
Река, по которой вы плывете, в определенной мере неуправляема. Это неизбежное свойство всякой реки, по которой человеку суждено плыть.
Перед каждым из нас стоит выбор, как рассматривать эту неуправляемость. Можно тревожиться по поводу того, где нам предстоит оказаться, на кого там можно будет опереться, как с нами будут себя вести и как будем вести себя мы...
Можно стать выше этого, как поступал великий талмудист из Рогачева. Праведник однажды при¬знался, что для него суббота — труднейший день недели. В будни, когда тысячи теорий одной-единственной страницы Талмуда будоражат его мозг, он может укротить их, взяв в руки перо. В Субботу же писать не станешь.
У каждого своя неуправляемость. Решите, в каком мире будет ваша.
76
Водам не дано потопить душу. Они могут лишь поднять ее над собой — на самом деле они для этого и созданы.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

77
"Размышление для тех, кто оказался в трудном положении.
Мир создан Добром. Высшее добро для Человека — не чувствовать себя пристыженным, чувствовать себя партнером Бога в выполнении Божественного Плана. Дармовой хлеб для нас — хлеб позора, так устроен Человек.
Именно поэтому без труда ничего хорошего не получается. И по количеству вложенного труда можно определить, каким окажется урожай, который мы рассчитываем получить...
78
Депрессия, тревога, пессимизм вредят каналам благословения Свыше.
В Зогаре сказано: «Существует нижний мир — наш мир, и есть мир высший. Нижний мир постоянно принимает от высшего, но принимает он точно в соответствии со своим положением. Если нижний мир преисполнен яркой радости, ему дается просветление и сверху. Погруженный в депрессию, тревогу, он подвергается строгому осуждению. Поэтому "служите Богу в радости", и радость Человека приводит другую радость — свыше».

79
Следует не тревожиться, а решать, как действовать. Если у вас нет соответствующего опыта, спросите совета у тех, кто его имеет: у отца, учителя, другого знающего человека — кого-то надежного, кому не безразличен ваш духовный путь.
Решив, что делать, действуйте и доверьтесь Богу ~ если вы убеждены, что делаете правильно, Он непременно позаботится о том, чтобы все у вас шло хорошо.
80
Если что-то у вас не получается, не тревожьтесь, положитесь на Бога. Даже в случае неудачи вследствие вашей ошибки положитесь на Него, верьте, что все к лучшему, сохраняйте спокойствие.
При виде того, как вы Ему доверяете, Он обязательно исправит дело.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

81
В своих беседах Ребе часто возвращался к двум чудесным историям из Вавилонского Талмуда.
Рабби Акива, отправляясь в путешествие, брал с собой ослика, который нес его поклажу, петуха, будившего его на рассвете, и светильник, чтобы учиться по ночам. (Ребе отвлекался в этот момент от истории и замечал, что сейчас принято брать с собой кредитную карточку и зубную щетку.
Великий мудрец, Рабби Акива, всегда утверждал, что все, совершаемое Милосердным, — к лучшему.
Однажды по Его милости Рабби Акива прибыл к городским воротам слишком поздно, они уже были закрыты. Решив, как обычно, что все к луч¬шему, он отправился на ночлег в ближайший лес.
Ночь была полна неприятностей. Когда Рабби Акива хотел приняться за учебу, свечу, которую он зажег, задуло порывом ветра. «Ну, все к лучшему», — сказал он себе и собрался спать. Заняться учебой можно ведь и на рассвете, при первых лу¬чах солнца, когда петух разбудит его.
Но лисица напала на петуха и утащила его в своих зубах. «Каким-то образом' и это к лучшему», — подумал Рабби Акива и заснул.
Посреди ночи ослик стал добычей льва. Разбуженный Рабби Акива очень пожалел ослика, но тут же успокоился: что ни делается, все для его же, Рабби, добра. С этой мыслью он снова заснул.
А утром ему открылась страшная картина. Город был разграблен и сожжен дотла. Рабби Акива в очередной раз убедился: «Что ни делается, все к лучшему. Спал бы я в городе, не потухла бы свеча, прокукарекал бы петух, прокричал бы ослик, быть бы мне добычей разбойников, побывавших в городе!»
Рабби Акива полагал, что все сложилось к лучшему для него, в результате своих несчастий он был спасен от более страшного, хотя в самих сво¬их неприятностях он не видел ничего хорошего.
Одним из учителей рабби Акивы был Нохум из Гамзу, из местечка Гамзу. Но слово «гамзу» означает также «и это». Нохум любил повторять: «И это хорошо».
Нохума как честнейшего человека избрали послом в Рим вручить Цезарю от евреев шкатулку с драгоценностями. На всем своем пути Нохум охранял свою шкатулку, но в самом конце поездки хитрому хозяину постоялого двора, где он останавливался, удалось выкрасть драгоценности из шкатулки и засыпать в нее песок. Было уже поздно возвращаться, когда Нохум обнаружил пропажу. И тогда он оптимистично провозгласил: «И это хорошо! Я выполню свой долг посла, а остальное пусть делает Бог».
— Ваше Величество! Я привез подарок от евреев, — объявил Нохум, представ перед троном Цезаря.
Особого восхищения не последовало, когда Нохум открыл ящик с песком. Цезарь бросил посла в темницу «за издевательство», а он не переставал сомневаться в том, что «и это хорошо».
Тут-то и произошло чудо. Один из советников Цезаря (переодетый пророк Илья) высказал предположение, что этот песок обладает магической силой.
— У евреев существует предание, — объяснил он, — будто их праотец Авраам победил четырех цареи и их воинства с помощью такого песка, который, когда его бросаешь, превращается в стрелы.
Цезарь решил проверить предложенную версию. У римлян всегда хватало для этого войн. Песок послали римским легионам, сражавшимся в Гауле, и через некоторое время пришла весть о чудесной, великой победе. Нохума не только выпустили из темницы, но еще и щедро наградили. Он, конечно, был очень рад, но совсем не удивлен, а только подумал: «В конце концов все хорошо! Принес бы я алмазы, Цезарь вполне мог швырнуть их мне в лицо. Но песок...»
Кстати, и хозяин постоялого двора получил по заслугам. Услышав эту историю, несчастный глупец потащил в Рим повозку со своим «чудесным» песком для римских легионов...
Существуют два пути. Один: все к лучшему. Мо¬жет быть, не сразу, но постепенно из всего выйдет добро. Второй: все хорошо — ведь нет ничего, кроме Него, а Он — есть Добро.
Не надо торопиться с выводами, смотреть на фантомы нашего ограниченного видения, обращать вни¬мание на «бумажного тигра», называемого миром. И со временем наше сердце сможет понимать и глаза видеть. И добро в нашем мире станет очевидным.
Нохум был способен видеть внутреннее добро во всех явлениях жизни, ту скрытую истину, что все в мире по-настоящему хорошо. Поэтому для него так оно и было.

82
В каждой трудности следует найти искру добра и сосредоточить все свое сознание на ней. Если же не удается ее найти, можно радоваться, что нам выпало чудо вне нашего понимания.
Стоит только обнажить и освободить искру добра, она преодолеет тьму и даже превратит саму тьму в свет.
83
Доверять Единственному Всевышнему не значит жить в ожидании чудес.
Это значит быть уверенным в том, что делаешь в данный момент, потому что ведь это Он наставил тебя на верный путь, и все, что ты делаешь, будет наполнено Им Божественной энергией и благословением Свыше.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

84
О том, что Бог присутствует во всем в этом мире, можно прочесть в философской книге или узнать из реальной жизни, из своих дел.
Если смотреть внимательно, объективно, обязательно придет понимание того, что в процессе построения жизни чудеса совершаются постоянно, и каждое грандиознее расступления вод Красного моря. Оттого что мы их не замечаем; они не перестают быть чудесами. Наоборот, их величие оказывается выше нашего восприятия.
85
Принесет ли что-то материальную выгоду, легче всего определить, проверив, правильно ли вы действуете в духовном отношении. Ведение дел, при ко¬тором страдают ваши моральные принципы, непременно принесет и материальный ущерб.
Иногда кажется, что этические нормы встают на пути нашего успеха — но это лишь иллюзия. Духовное и материальное вступают в конфликт только в нашем субъективном представлении. На самом деле они работают гармонично, как единое целое.

86
В ряде случаев мы видим, что дела как бы вы¬ходят из-под нашего контроля и продолжают свой путь сверхъестественным порядком. Тогда остается только делать то, что следует, и не мешать Богу.
87
Подобно тому как мы добиваемся материально¬го процветания, надо добиваться и духовного роста. Если для материального процветания нужно пахать, сеять и ждать дождя, то для духовного роста важно вызвать дождь, иначе говоря, от нас зависит наполнение его жизнью.

88
Парадоксально, что величайшие откровения происходят не в размышлениях, учении или молитве, а в материальном мире, но только если вы предпочли бы размышлять, учиться или молиться.
89
Однажды торговец древесиной, хасид по имени Биньёмин Клоцкер, подводя в конце дня баланс, в графе «Итого» написал: «Нет никого, кроме Бга одного». На вопрос, почему, занимаясь коммерцией, он предается религиозным размышлениям, хасид ответил вопросом же: «Но ведь во время религиозных размышлений я иногда думаю о коммерции, почему же во время коммерческих занятий не предаться мне религиозным размышлениям?»
90
В прежние времена люди не стремились делать карьеру, накапливать богатства. Они работали, чтобы прокормить семью каждый день и припасти немного для Субботы. Сейчас мы — рабы домов, автомобилей, разного ряда излишеств, которыми непременно должны обладать...
91 Пятый Любавичский Ребе, наблюдая, как один из его хасидов, торговец обувью, погружен в тревоги о своем деле, сказал: «Ноги в калошах я видел, но голову в калошах — не приводилось».
'Когда стали модными ковры во весь пол и все бросились брать банковские займы, чтобы их при¬обрести, Ребе вспомнил о своем торговце обувью и добавил: «Калоши-то хоть над полом. а голову в ковер?!..»
92
По сути, имеется два возможных канала полу¬чения средств к существованию в зависимости от того, к чему мы стремимся.
Можно позволить себе стать просто элементом природы, беспорядочно гоняться за своим хлебом, бороться за существование.
Можно даже преуспеть в этом — на короткий срок. Однако на финише окажется, что душа не получила своего пропитания, да и тело оказалось неудовлетворенным.
Но можно поставить целью жизни максимально тесную связь с Источником Жизни, так, будто все, чем вы живете, — манна небесная, переданная вам лично любящей рукой вашего Б-га, партнера во всех ваших делах.
Тогда вам надо будет в основном держать кор¬зину, в которую, сверкая чистотой, будет падать манна, заботиться о том, чтобы в результате ваших действий никому не был нанесен вред и никто не оказался обманутым. А еще — тратить подаренные деньги на распространение в мире добра.
Есть вероятность, что таким образом вы станете богачом, а может быть, и нет, но всегда будете удовлетворены.

93
Возьмите Б-га к себе в партнеры, предложите Ему 10% чистой прибыли — Он не откажется.
94
Матери, просившей совета, стать ли ей маши¬нисткой, чтобы прокормить семью:
— Не становитесь машинисткой. Вы - мать. Печатайте, если вам нужно поддержать вашу семью, но не становитесь машинисткой.
Last edited by Weissberg on Thu Nov 12, 2009 1:13 pm, edited 1 time in total.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

БОРЬБА
Одно из оригинальных открытий хасидской мысли:
Даже если вы не сумеете, полностью побороть тьму, если вы все еще катаетесь в грязи с врагом — Бог все равно Сам участвует в борьбе.
Это просто еще один вывод из основополагающей идеи: нет места, где бы не было Его.

95
Ангелы завидуют тому, кто борется во тьме. У них есть свет, а он касается сущности.
96
На каждого приходится своя доля «нехорошего». Не бывает физических существ, лишенных недостатков. Суть не в том, чтобы бежать от них, прятаться. И не в том, чтобы примириться с ними. А в том, чтобы, не отрицая факта присутствия недостатков, систематически их изгонять.
Важно понять, кто вы есть, и постепенно очищать свои поступки — это может быть совсем неприятно, но это — путь к Б-гу.
97
Не следует обвинять себя и наказывать за то, что чувствуешь. Но можно познать истинную радость в борьбе за контроль над этими чувствами и их возвышение. Каждая маленькая победа в себе — это огромный триумф над мглой материального мира. В сущности, именно поэтому мгла помещена внутри нас, чтобы мы могли трансформировать ее в великий свет.

98
Бывает, что самые разрушительные внутренние импульсы появляются в молитвенном облачении.
Когда следует ликовать, некто внутри тебя говорит: «Чему ты радуешься? Тебе ли с твоими грехами веселиться?»
Когда же наступает время для покаяния, он заявляет: «Чем ты лучше других? Почему ты должен сокрушаться ?»
Кто-то нуждается в вашей помощи сейчас, а вы полагаете, что следует подумать.
Наступает время размышлений, а вы вдруг решаете, что пора спасать мир.
Когда вы поняли нечто глубокое, помолились с настоящим чувством или без огласки совершили добрый поступок, — внутренний голос вам шепчет: «Ну, ты молодец!»
Только одного внутренний голос не скажет вам никогда, только этому он будет противиться всеми силами. Никогда он не посоветует: «Освободись от меня, разбей эти цепи, переменись»
99
Мир вовсе не логичен, не разумен. Борись с ним его же оружием: делая что-то доброе, делай это без особых причин.
Вот как тьма выходит из нас наружу:
Сначала она соглашается со всем добрым, что мы делаем. Когда нам приходит в голову задуматься, она говорит: «Да, поразмышляй. Именно так ты превратишься в великого мудреца!»
Когда мы собираемся совершить добрый поступок, она нашептывает: «Отлично, это очень выгод¬но. Тебе потом отплатят тем же».
Постепенно, малыми шажками она убеждает нас, что все доброе, совершаемое нами, нуждается в ее одобрении. Так мы попадаем в ее сети.
Чтобы избежать этого, делайте добро без причин.
.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

100
Насмешка — лучшее оружие темных импульсов в человеке. Первое препятствие на пути вперед, вверх — это мысль, что люди могут сказать: «Отчего это ты переменился? Что изменилось сегодня по сравнению со вчерашним? Ты не был достаточно хорош вчера? Ты сегодня действительно стал вдруг хорошим ?»
Самый сильный насмешник заключен внутри нас. Принимаясь за какое-то дело, уверенный, что оно хорошо и правильно, вы слышите дающий о себе знать внутренний голос: «Постой! Кто ты такой, чтобы идти по такому возвышенному пути? Лицемер! Ты забыл, что делал совсем недавно?»
Помните, не имеет значения, чем вы занимались минуту назад. Важно, что вы намерены делать сейчас.
Любой голос, препятствующий пути вперед, как бы ни был он разумен и убедителен, — это голос разрушения, а не роста и жизни.
101
Всегда есть надежда. Даже если вами все испорчено, вы не выходите из-под Его надзора. Пыль уляжется, и вы окажетесь в том месте, где Он, создавая этот мир, наметил вам быть.
Итак, всегда остается надежда.
102
Каждое мгновение, каждое человеческое движение — есть возможность связаться с Бесконечностью. Каждый поступок может явиться полетом души. Только ваша воля способна этому помешать. Но стоит вам захотеть, и связь немедленно установится.
103
Пост, изнурение плоти — не для нашего поколения. Не только потому, что мы слишком хрупки, чтобы еще ослаблять свое тело, и не только потому, что слабость от голода помешает совершать добро, а главное, потому, что настало время вести духовную жизнь вместе с телом, а не против него.
104
Помните, что вы — не тело.
И не животное, которое мечется в плоти, руководствуясь во всем лишь ее позывами. Вы — Божественная душа.
Не путайте боль и борьбу тела с чистотой и радостью Божественной души.
105
Совет тому, кто гневается.
Обдумайте эту мысль. Когда почувствуете, что гнев овладевает вами, вспомните ее:
Все, что с нами происходит, коренится в единственном источнике. Нет ничего, кроме Единственного, только Его и можно обвинять за все, свершающееся во Вселенной. Нет ничего другого, кроме Него.
И хотя тот, кто обидел вас, причинил вам боль или нанес вред вашему имуществу, имел свободу выбора и отвечает за свои поступки, — это его проблема. А то, что это случилось с вами, — проблема ваша.
Все вокруг — Бог, который говорит с вами. Слушайте внимательно.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

106
Бывает, что все вокруг вас, весь мир со всей своей хуцпой, агрессивной наглостью, оспаривает правду, которую вы чувствуете.
Бывает, что следует уподобиться льву, оленю, орлу, дереву, но сейчас вам необходимо превратить¬ся в скалу.
Сейчас вам надо не уклоняться, даже если вы уверены, что могучие волны обрушатся на вас, стремясь стереть в порошок и унести с собой в открытое море.
Вы должны оставаться твердой, неподвижной скалой, которая пребывает в глубине вашей души, в голосе, звучащем вне нашей эфемерной реальности, вне времени и пространства: «Они — ничто. Нет ничего, кроме Него».
Это начинается с вас, затем произойдет и с вашим миром. Внешний край фасада начнет рушиться, обнажая сущность. Буря рассеется, будто ее и не было, и все окружающее заявит: «Я — ничто. В сущности, нет ничего, кроме Него».
107
В этом мире сокрыты искры света. Некоторые из них можно обнаружить и освободить, «познавая Бога во всех Его путях» — находя" Его во всем, что бы мы ни делали, эти искры бросятся к вам, и их свет высвободится.
Но есть искры столь мощные, что их потребовалось сокрыть в глубочайших недрах материально¬го мира, замкнув в плотной тьме. Такие искры не могут быть высвобождены обыкновенным поиском: ваш интеллект, ваши поступки не в состоянии копать настолько глубоко, не в состоянии даже приблизиться к ним. Вы были бы ослеплены их сиянием и глубиной окружающей тьмы.
Единственный способ освободить эти искры состоит в том, что превосходит ваш интеллект и ваши чувства, во внутренних силах, приходящих в момент испытания веры.
Вот почему наша вера так часто подвергается испытаниям в этом поколении: мы освобождаем последние искры света.
108
Не в этом ли смысл жизни в нашем мире — сделать выбор между соединением с материальным миром, полагая, что жизнь порождается его многочисленными силами, и истинной жизнью в вере, что все наши нужды и заботы сконцентрированы в Единственном Боге Жизни?
109
Многим женщинам, обращавшимся к Ребе с просъбой помочь им выбрать еврейское имя, он советовал:
— Возьмите имя Малка (Властительница) и начните управлять самой собой.
Вы хозяева над зверями внутри себя, хозяева, не рабы. То, что внутри вас пылает, словно раскаленный горн, не означает, что вы должны повиноваться.
110
Пророк Элиягу спрашивал свой народ:
— Как долго вы еще будете ходить по обеим сторонам забора? Решите, вы за идола Ваала или за Одного Живого Бога!
Не думал ли он при этом: «А что, если они изберут первое? Не моя ли в этом будет вина?»
Нет, он так не думал. Он слишком хорошо знал свой народ. Знал, если этих людей припереть к стенке, поставить ультиматум «или — или», они сделают правильный выбор.
Почему же мы готовы ухватиться за лживые постулаты в жизни? Потому что обманываем себя, желая и надеясь получить все. Всю тьму и весь свет в одном мешке.
А это невозможно.
111
Когда Исайя сообщил царю Хизкии, что на Небесах принято решение, по которому он должен умереть, царь сказал:
— Я воспользуюсь заветом моего предка Давида: «Даже если меч завис над твоей головой, проси помощи Свыше».
Существует надежда и существует вера в Бога — это разные вещи.
Надежда остается до тех пор, пока есть хотя бы искорка шанса. Как говорится, утопающий хватается за соломинку.
А вера в Бога сохраняется даже тогда, когда надеяться больше не на что. Когда приказ уже подписан. Меч занесен. И по законам природы выхода нет.
Но Тот, кто поставил весь спектакль, не нужда¬ется в подпорках.
112
Если вы действительно верите в то, что Бог вам поможет, отчего же на вашем лице отпечатаны несчастье и тревога? Если вы на самом деле в это верите, радуйтесь!
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ребе Менахем - Мендл Шнеерсон "Из размышлений"

Post by Weissberg »

ОТ ОТЧАЯНИЯ К РАДОСТИ

Описывать радость Ребе аналогично тому, что жителю прерии описывать величие скалистых гор. В нашем представлении счастье — это улыбающееся лицо и удовлетворенный взгляд веселого человека. 'Но у Ребе радость была глубоко внутренней — как ослепительный свет внутри лампы. Свет продолжающийся, постоянный. "Не сгорающая, а сдерживаемая радость бесконечного оптимизма, силы и жизни, ждущая момента, чтобы выплеснуться, как нежданный цунами, сметая все на своем пути.
Даже сейчас, входя в кабинет Ребе, можно почувствовать эту живительную радость, наполняющую атмосферу и любой предмет, которого он касался.
По собственному признанию, Ребе был мрачным, подверженным глубокому самоанализу человеком, и ему стоило большого труда наполнить свой характер радостью.
113
Те, кто писал Ребе о своем отчаянии, получали примерно такой ответ:
— Отчаяние прямо противоположно тому, во что мы верим; иначе говоря, — это отрицание реальности. Отрицание того, что есть Бог, который управляет всеми Своими созданиями, наблюдая за каждым и помогая каждому во всем, что тот должен совершить...
114
Депрессия не есть преступление, но она спо¬собна повергнуть человека в пропасть, в какую да¬же преступление не может его погрузить.
Депрессия — это заговор самоубийственных элементов внутри нас. Человек, впавший в депрессию, ни на что больше не годен.
Боритесь с депрессией, как с кровавым, смертельным врагом. Бегите от нее, как бежали бы от самой смерти.
Некоторым же Ребе советовал обратиться и к врачу.
115
Отчаяние — крайняя форма самообожествления. Отчаявшийся убежден, что в состоянии все перевернуть, отнять судьбу мира из рук Создателя, сорвать Его планы.
Знайте, что мир постоянно поднимается вверх, в направлении к единству. Трепет каждого листка, каждый легкий ветерок, мельчайшее движение каждой частицы вселенной — шаги в том же направлении. Даже события, кажущиеся шагами вниз, на самом деле лишь часть того же восхождения — так атлет перед прыжком приседает, так пружина, прежде чем высвободить свою энергию, сокращает¬ся.
Ничто не может сдержать это движение хотя бы на миг. Конечно, следует взять на себя ответственность и работать упорно, очень упорно, чтобы исправить то, что вы натворили. Пыль уляжется, и вы окажетесь в том самом месте, где вам следует быть — на один шаг впереди.
116
Между хладнокровием и безбожием очень тонкая граница.
Человек должен служить с горячим сердцем.
Post Reply