Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"
http://www.berkovich-zametki.com/Forum2/

Владимир Вайсберг Яаков и Эйсав сегодня
http://www.berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=2&t=1045
Страница 1 из 3

Автор:  Weissberg [ Ср авг 26, 2009 3:19 pm ]
Заголовок сообщения:  Владимир Вайсберг Яаков и Эйсав сегодня

Владимир Вайсберг
Яаков и Эйсав сегодня

Наши мудрецы давно заметили, что в жизни еврейского народа вновь и вновь происходят события, повторяющие обстоятельства жизненного пути наших праотцев. Попытаемся проследить эту связь на основе рассмотрения жизни Яакова в контексте его взаимоотношений с братом - близнецом Эйсавом. Мы не будем полностью пересказывать биографии братьев, ибо они известны читателю. Рассмотрим лишь отдельные определяющие моменты их жизни. И начнём с момента легкомысленной продажи Эйсавом своего первородства. В этой связи Пятикнижие (5, 6) пишет:
«Сказал Яаков; «Продай же мне теперь своё первородство». И сказал Эйсав: «Ведь я хожу на смерть. На что же мне первородство?» (Брейшит 25, 31 - 32).
Необходимо подчеркнуть, что Яаков стремится к первородству не из материальных побуждений, а из соображений высокой духовности. Яаков умеет и любит заботиться о своём и своих родных благополучии. Он не оторван от мира сего, но он глубоко верит в Бога и во всём видит руку Божью.

Раши (1) замечает:
«Первородство есть нечто неустойчивое, зыбкое, потому что не всегда жертвоприношения (будут совершаться) первенцами, ибо колено Леви возьмет (на себя эту миссию) . И еще: Эйсав спросил: "В чем сущность этого служения?" Сказал ему (Йааков): «Много предостережений и наказаний и смертных (кар) связано с ним, как мы учили [ Санёдрин 226]: «Эти (наказуемы) смертью: опьяненные вином и с непокрытыми головами (совершающие служение)». Сказал (Эйсав): "Это может меня погубить, (я могу умереть из-за этого), а если так, зачем мне это нужно?»

По мнению раввина Герца (2) мировоззрение Эйсава предопределяется его убеждённостью в том, что духовные ценности не заслуживают внимания,ибо человек смертен и нет никакого продолжения жизни у души человека и она никогда не воскресает к новой жизни. Отсюда следует, что материальные блага, как средство получения сиюминутного удовольствия, самое важное для человека.
Тем не менее, Эйсав, узнав, что Ицхак благословил в качестве перворождённого Яакова, просит благословить и его (5, 6).
«Отвечал Ицхак, отец его и сказал ему: «Вот место, в котором будешь ты жить, будет тучнейшим местом земли, орошаемым росой небесной свыше, и мечом твоим будешь жить» (Брейшит 27, 39 - 40).
Раввин Герц (2) считает, что Ицхак предсказал, что, несмотря на обилие природных богатств мест обитания потомков Эйсава, они будут жить войной, которая будет занимать в их жизни важнейшее место. Она является для них не только способом разрешения споров и приобретения имущества. Умение вести войну рассматривается как достоинство отдельного человека и всего народа в целом. С этого момента растёт и крепнет ненависть Эйсава и Яакову.
Итак, вывод первый: Эйсав ненавидит Яакова, и ненависть эта со временем растёт и крепнет.

По прошествии множества лет и событий, Яаков со всеми его домочадцами возвращается на родину. Боясь своего брата Эйсава, Яаков отправляет ему послание, в котором пишет: «...У Лавана жил я». Раввин Герц (2) замечает, что чрезвычайно важное значение имеет применение слов «жил я» (на иврите: гарти), числовое значение букв которого составляет 613, что соответствует количеству Заповедей Торы.. «Яков хотел сказать Эйсаву: «С Лаваном я жил, но 613 Заповедей соблюдал». А Эйсав хорошо помнит, что он может достичь превосходства над братом только тогда, когда духовный уровень Яакова будет потрачен».
Вывод второй: Потеря духовного уровня Яаковом способствует превосходству (физическому и духовному) Эйсава.

«Пусть же пойдёт господин впереди раба своего. А я буду двигаться медленно....доколе дойду до господина моего, до Сеира» (Брейшит 33, 14) (5, 6). Наши мудрецы считают, что Яаков имел в виду времена Машиаха, когда потомки Яакова придут на гору Эйсава, чтобы рассчитаться с его потомками за всё то зло, которое они причинили еврейскому народу: «и взойдут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Эйсава, и будет Господу царство» (Овадия 1, 21). (7)
Вывод третий: Во времена Машиаха поражение Эйсава станет окончательным. До этого времени евреям следует быть настороже

«И сказал Эйсав: «Есть у меня премного» ...Яаков сказал: «...Бог даровал мне, и есть у меня всё» (Брейшит 33, 9 – 11) (5, 6).
В своих комментариях Раши (1) обращает внимание на разную оценку братьями имеющегося имущества, богатства. Яаков благодарит Всевышнего и говорит, что у него есть всё, в чём он нуждается. Эйсав же заносчиво хвастается, что у него премного – значительно больше, чем ему нужно для существования.
Вывод четвёртый: Эйсав придаёт определяющее значение материальным благам.
В своей книге «Евреи, иудаизм, Израиль» Соломон Динкевич пишет: «В трактате «Шабат», 89, читаем: «В то время, когда получили евреи Тору на горе Синай, снизошла на гоев ненависть к Израилю». Эта ненависть Эйсава к Яакову и есть изначальный антисемитизм, «тень еврейского народа» (А.Эйнштейн).
Ощущая свою незащищённость перед окружавшим их миром, видя во всём руку Творца и осознавая Его силу и могущество, язычники отказали Ему в праве проявлять эту силу в сотворённом Им мире. Именно поэтому отказались потомки Эйсава принять Божественные заповеди, принять Тору. «Эйсав (сын Ицхака, брат Яакова, прародитель Рима) ненавидит Яакова — так устроен мир», — утверждает великий рабби Шимон бар Йохай, автор важнейшей книги по Каббале «Зохар». Борьба Эйсава с Яаковом началась ещё в утробе их матери».
Вывод пятый: ненависть Эйсава к Яакову – есть изначальный антисемитизм. Причина ненависти - духовное превосходство Яакова.
Рамбам в «Йеменском послании» писал: «Всегда, со времён Откровения, каждый тиран и раб, достигший власти... ставил своей первой целью и своим последним намерением разрушение нашего Закона и извращение нашей религии с помощью меча, насилия или грубой силы — такие, как Амалек, Сисера, Сеннахераб, Навуходоносор, Тит, Адриан. Это — один из двух типов людей, которые пытались обойти Божью волю. Второй тип состоит из самых разумных и образованных среди народов, таких, как сирийцы, персы, греки. Они тоже стараются отвергнуть наш Закон и лишить его силы с помощью аргументов, которые они изобретают, и через посредство диспутов, которые они навязывают».
Мир Эйсава старается любым способом лишить евреев духовности. «И боролся (вайявек) человек с ним до восхода зари» (Брейшит 32, 25). Раши (1) считает, что слово «вайявек» произошло от арамейского корня «эвек» и переводит его как «обнимался». Авраам Ибн Эзра (3) видит в слове корень «авак» - пыль. Так, или иначе, Тора говорит о двух подходах врагов еврейского народа к их главной задаче - к полному уничтожению евреев. «Авак» -уничтожить физически, превратить в пыль. «Эвек» - любым способом добиться ассимиляции, растворения, исчезновения евреев, как таковых.
Вывод шестой: Яакову необходимо постоянно остерегаться и противостоять обоим поползновениям потомков Эйсава.
Любавичский Ребе, Рабби Менахем Мендель Шнеерсон в статье «Два испытания» писал: «На протяжении веков вера евреев подвергалась испытаниям. Они подразделяются на две категории: испытания нищетой и угнетением и испытания богатством и процветанием. Египет и Ассирия символизируют эти испытания. В Египте евреи были рабами. Ассирийский же царь Саннахераб переселил 10 колен Израиля в Ассирию, в страну Ашшура — в страну богатств и удовольствия. Он хотел, чтобы они забыли своего Бога. Пророк Исайя называет уведенных Саннахерабом евреев «пропавшими», а евреев Египта он называет «заброшенными». Ассирийское изгнание было гораздо более опасным, попавшие туда евреи исчезали».
Вывод седьмой: Особенно опасны для Яакова испытания богатством.
Рав Биньямин Зеэв Кахане написал слова, над которыми следует серьёзно задуматься задуматься:
«Враги наши всегда стремились нас уничтожить. Были такие, которые поднимались открыто и пытались уничтожить нас физически, такие как Аман и Гитлер, а были и такие, которые пытались уничтожить нас духовно с помощью ассимиляции, подобно греческим эллинистам. Рамбам в «Игерет Тейман» даёт длинное описание способов, которыми народы пытались нас уничтожить. В любом случае, железное правило о том, что Эйсав ненавидит Яакова, остаётся верным в каждом поколении».
«Проблема в том, — продолжает рав Кахане, — что в каждом поколении находятся евреи, которые думают, что именно их поколение является исключением, что правило «Эйсав ненавидит Яакова» на них не распространяется. Такие евреи соглашаются, что в предыдущих поколениях они пытались уничтожить нас, даже сохраняя фальшивую улыбку на устах. Но теперь эти евреи не желают внять урокам истории и не хотят понять, что сегодняшние улыбки народов идентичны улыбкам предыдущих поколений. Они предпочитают жить в удобной иллюзии, что неевреи наших дней «прогрессивные» и «просвещённые», и Катастрофа не может произойти....»
Вывод восьмой: В каждом поколении потомков Яакова есть люди, которые считают, что их поколение является исключением из общего правила о ненависти Эйсава к Яакову.
В 1821 году Парижская Академия изящных искусств объявила конкурс на лучшую работу по исследованию гражданского, литературного и коммерческого положения евреев Франции, Испании и Италии. Победителем его в 1833 году был назван Шарль Депнинг, написавший книгу «История евреев в средние века». В 1848 году труд этот был переведен на русский язык и издан в Санкт – Петербурге.

Проследим на основе этого труда, как представляет себе взаимоотношения евреев и потомков Эйсава характерный представитель западно - европейской культуры. Итак, по Депнингу Европа относилась к евреям следующим образом.

Первые латинские писатели относились к евреям с презрением. На них смотрели, как на народ, презирающий всё священное у других народов, и разрешающий себе всё непозволительное, народ, любящий только своих, дышащий ненавистью ко всему остальному миру, преданный разврату, любящий размножение своего племени, пренебрегающий смертью, исповедующий Единого Бога, не допускающий образов в городах и храмах, не воздающий чести царям и цесарю. «Тацит, вполне изображая эту нацию в верных чертах, не укоряет евреев в корыстолюбии».

Калигула не любил иудеев. Клавдий приказал запереть их храмы и выслал их из Рима. Нерон вернул им право Богослужения и позволил им расселиться по всей Империи. Они стали столь значительны, что сам Сенека жалуется на их влияние.
При Веспасиане был осаждён Иерусалим, который был взят после отчаянной обороны. Храм – главная надежда евреев, был разрушен. С этого времени иудеи перестали быть национальным телом и рассеялись по всему миру.
В Риме Домициан обременил их налогами и унижением. Корыстолюбивый император Север, будто - бы подкупленный евреями, снял с них налоги и сравнял в правах с остальными гражданами Империи.. Законы разрешают им опеку, их допускают к высшим должностям, позволяют отказываться от тягостной службы. Евреев уважают во всё время господства язычества. Тогдашние христиане подобных привилегий не имели.
Константин Великий решился защитить христианство от нетерпимости и неистовства евреев. Сперва он запретил им преследовать новообращённых, наказывая за это сожжением на костре, затем он запретил им обрезывать слуг, запретил входить в состав городского Совета Рима - запретил занимать должность декуриона. Сын его Константин обошёлся с евреями суровее. Он запретил им вход в Иерусалим, запретил под страхом смерти вступать в брак с христианами, запретил брать христиан в услужение, приказал лишать имущества христиан, вернувшихся к иудаизму. На евреев были наложены огромные подати. Положение евреев несколько улучшилось при Юлиане, не миловавшего христиан....
Можно с полным правом констатировать, что прямые потомки Эйсава питали ненависть к потомкам Яакова равно как в дохристианское – языческое время, так и во времена христианские.
Дух Эйсава жив и в душе автора «Истории евреев».

Йеуда Векслер в статье «Корни антисемитизма согласно Торе» пишет:
«Но почему, говоря о преследованиях евреев в Европе, мы вспоминаем Эйсава? Какая связь между ним и европейским антисемитизмом?
"Туки земли" в благословении, полученном Эйсавом от Ицхака, это (как говорит Раши от имени мидраша Брейшит Раба)... Италия. Как же Эйсав (или его потомки) попали в Италию?
Пишет Рамбан (4) в своем комментарии к Торе (Брейшит, 49:30-31), ссылаясь на "Йосипон" и некоторые другие "книги древних", что во время похорон Яакова Цфо, сын Элифаза и внук Эйсава, начал бой с сыновьями Яакова, оспаривая право последнего быть похороненным в Меарат-г'амахпела, однако был побежден, взят в плен вместе со своими отборными воинами и заключен в темницу в Египте, где находился до смерти Йосефа; затем ему удалось бежать, и в конце концов он добрался до области Кампания в Италии, начал отстраивать Рим, воцарился над ним, а затем – над всей Италией. Таким образом, Рим – наследник Эйсава, и духом Эйсава пропитана вся римская культура. Так что с этой точки зрения разрушение Иерусалима – отнюдь не антиеврейская акция, но эпизод войны Эйсава против Яакова, а еще точнее – против Бога Яакова».

Вся европейская культура – наследие Рима. Латынь легла в основу ряда европейских языков и оказала сильнейшее влияние на другие, система римского права стала основой европейской юрисдикции, римская поэзия признана высочайшим образцом этого вида литературы, биографии великих римлян определили понятия нравственности... Следовательно, Европа – это мир Эйсава, и после признания этого факта уже не столь удивительно то, что именно там преследования евреев достигли размаха, небывалого не только во все предшествующие периоды истории народа Израиля.

Вывод девятый: В настоящее время весь западный мир – прямые потомки Эйсава со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Иногда потомки Эйсава не преследуют евреев. Они делают это вовсе не из любви к потомкам Яакова, а в собственных интересах. Евреи не могут строить своё будущее на временном спокойствии, ибо ненависть к ним может разразиться в любую минуту. И ненависть Эйсава обусловлена не грехами и дурными поступками Яакова, а всем тем хорошим, что в нём есть.
Рамбан (4) в своих комментариях к книге «Дварим» пишет:
«Они делают нам так много зла из – за своей ненависти к Всесвятому, благословен Он. Они ненавидят евреев не за то, что некоторые из них стали, подобно им, поклоняться небесным светилам, а за то, что они служат Всевышнему, исполняют Его Заповеди, не роднятся с язычниками, не вкушают их жертвоприношений и презирают идолов... Ведь сказано: «Из – за Тебя всегда нас убивают» (Тегилим 44, 23) (9). Следовательно, из – за ненависти ко Всевышнему они делают всё зло».
Как поступить и что делать Яакову, осознавая всё это?
Евреям следует выполнять свою главную функцию. Следует повсеместно распространять монотеизм и его мораль, нравственность и этику. Но это вовсе не означает приведение всего человечества к иудаизму. Достаточно выполнения основных семи заповедей неевреев и, как пишут Д.Прейгер и Д. Телушкин (7), «...соблюдение универсального морального закона.
Сказанное, по существу, означает, что евреи должны внедрить в сознание окружающих два основных принципа: этика требует Бога, а главное требование Бога - это этика.»

Вывод десятый: спасение Яакова - Израеля в выполнении задачи, возложенной на него Всевышним.


Список литературы

1. Комментарии к Пятикнижию Рабену Шломо Ицхаки (Раши).
Перевод Фримы Гурфинкель. Иерусалим, 1982.
2. Комментарий раввина Й. Герца к Пятикнижию «Сончино».
Издательство «Мосты культуры». Москва, 2001
3. Авраам ибн Эзра «Суждение о рождённом». Иерусалим , 2006
4. Комментарии к Пятикнижию Раби Моше Нахмана (Рамбан).
Издательство «Пардес», Иерусалим, 2007
5. Пятикнижие и Гафтарот. Иэдательство «Мосты культуры», Москва, 2001
6. Пять книг Торы. Мосад Арав Кук, Иерусалим, 1978
7.. Денис Прейгер, Джозеф Телушкин «Почему евреи?». Санкт – Петербург, 2004
8.Первые и последние пророки. Мосад Арав Кук, Иерусалим, 1978

Автор:  admin2 [ Вс июн 27, 2010 7:29 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Богобоязненному Вайсбергу, не читавшему ТОРУ

Богобоязненному Вайсбергу, не читавшему ТОРУ.
- Tuesday, June 22, 2010 at 05:04:13 (EDT)
Цитата:
В любом случае, железное правило о том, что Эйсав ненавидит Яакова, остаётся верным в каждом поколении
Где это Вы прочли, что Эйсав (Исав) ненавидит Яакова (Иакова)? В священной Торе ничего этого нет. Напротив! Это Вас талмудисты ввели в заблуждение.
Читайте ТОРУ – ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ. Стыдно в Ваши-то не прочесть нашу Священную Книгу!

БЫРЭЙШИТ (Берешит, Бытие), 33/1-16.
1 Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок.
2 И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади.
3 А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.
4 И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали [оба].
5 И взглянул [Исав] и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему.
6 И подошли служанки и дети их и поклонились;
7 подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились.
8 И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы [рабу твоему] приобрести благоволение в очах господина моего.
9 Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя.
10 Иаков сказал: нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне;
11 прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня всё. И упросил его, и тот взял
12 и сказал: поднимемся и пойдем; и я пойду пред тобою.
13 Иаков сказал ему: господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот;
14 пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир.
15 Исав сказал: оставлю я с тобою несколько из людей, которые при мне. Иаков сказал: к чему это? только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего!
16 И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир.

ТОРА - др.евр. УЧЕНИЕ. ЧИТАЙТЕ ТОРУ!!!
- Wednesday, June 23, 2010 at 09:10:24 (EDT)
Цитата:
В любом случае, железное правило о том, что Эйсав ненавидит Яакова, остаётся верным в каждом поколении
Где это Вы прочли, что Эйсав (Исав) ненавидит Яакова (Иакова)? В священной Торе ничего этого нет. Напротив! Это Вас талмудисты ввели в заблуждение.
Читайте ТОРУ – ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ. Стыдно в Ваши-то не прочесть нашу Священную Книгу!
БЫРЭЙШИТ (Берешит, Бытие), 33/1-16. 1 Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав...

Далее об Эйсаве в Торе ни словечка. Всё прочее - какие-то странные, психопатические выдумки "комментаторов".

Автор:  admin2 [ Вс июн 27, 2010 7:33 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Владимир Вайсберг: Яаков и Эйсав сегодня

Владимир Вайсберг
Кёльн, ФРГ - Wednesday, June 23, 2010 at 12:29:19 (EDT)

Эйсав — злодей или нет?

Вопрос: Почему сын Ицхака Эйсав традиционно ассоциируется с нечистотой? Ведь в Торе нет упоминания его злых дел.

Ответ:

Давайте посмотрим, как комментирует РАШИ (рабби Шломо Ицхаки) рассказ о рождении Яакова и Эйсава (глава «Толдот»).

25:22. И сталкивались дети в ее утробе, и сказала она: «Если так, зачем же я...?» И пошла она вопросить Господа.

РАШИ: И сталкивались дети в ее утробе… Когда она проходила мимо врат Учения (т. е. мимо входа в учебный дом) Шема и Эвера, Яаков делал резкое движение и порывался выйти; когда же она проходила мимо врат языческих храмов, Эйсав порывался выйти…

25:23. И сказал Г-сподь ей: Два племени в чреве твоем, и два народа из утробы твоей расходятся; а народ от народа крепнуть будет, и старшему служить младшему.

РАШИ: Из утробы твоей расходятся… От утробы они разобщены: один — к злодеянию своему, другой к благочестию своему.

25:24. И исполнились ее дни родить и вот близнецы в ее чреве.

РАШИ: Опущены (буквы «алеф» и «юд»), а когда говорится о Тамар, не опущены, потому что оба они были праведны. Здесь же один праведен, а другой нечестив.

25:25. И вышел первый красный весь как плащ ворсовой; и нарекли ему имя Эсав.

РАШИ: Красный... Это знак, что будет заниматься кровопролитием.

Владимир Вайсберг
Кёльн, ФРГ - Wednesday, June 23, 2010 at 12:33:37 (EDT)

Автор вышеприведенного текста не я, а раввин Шолом Лугов.

Автор:  admin2 [ Вс июн 27, 2010 7:37 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Богобоязненному г-ну.

Богобоязненному г-ну.
- Wednesday, June 23, 2010 at 13:53:07 (EDT)
Цитата:
Автор нижеприведенного текста не я, а раввин Шолом Лугов
Г-н Вайсберг, Вы-то как относитесь к такому "истолкованию" текста Священной (для Вас, религиозного еврея, во всяком случае) Книги, приведенного слово в слово в посте:

- Tuesday, June 22, 2010 at 05:04:13
БЫРЭЙШИТ (Берешит, Бытие), 33/1-16.
1 Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав.........

Вы, богобоязненный г-н, полагаете, что можно вот так искажать текст данный Б-гом не какому-то Шломо Лугову, но лично Вам, как и каждому еврею? Вдруг да этот Лугов пациент психиатрической больницы? Ведь не такой уж уникальный случай.

Автор:  admin2 [ Вс июн 27, 2010 7:39 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Владимир Вайсберг - анониму

Владимир Вайсберг - анониму
Кёльн, ФРГ - Wednesday, June 23, 2010 at 15:28:23 (EDT)

Богобоязненному г-ну.
- Wednesday, June 23, 2010 at 13:53:07 (EDT)


Анонимному автору агрессивных и оскорбительных для меня лично и для мудаизма постингов хотел - бы смиренно напомнить, что истинно верующие ортодоксальные евреи считают необходимым исполнять требования Письменной и Устной Торы. Всякого рода реформаторы не признают Торы Устной и интерпретируют Тору Письменную по собственному усмотрению, разумению и пониманию. К этим людям, судя по Вашим текстам,относитесь и Вы. В силу этого дальнейшая дискуссия не имеет НИКАКОГО смысла.
Всех Вам благ....

Автор:  admin2 [ Вс июн 27, 2010 7:43 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Ontario14 - анониму

Ontario14
- Wednesday, June 23, 2010 at 21:56:43 (EDT)
Цитата:
Богобоязненному г-ну.
- Wednesday, June 23, 2010 at 13:53:07 (EDT)
Вы, богобоязненный г-н, полагаете, что можно вот так искажать текст данный Б-гом не какому-то Шломо Лугову, но лично Вам, как и каждому еврею? Вдруг да этот Лугов пациент психиатрической больницы? Ведь не такой уж уникальный случай.
Почтеннейший, в постинге

Владимир Вайсберг
Кёльн, ФРГ - Wednesday, June 23, 2010 at 12:29:19 (EDT)


"какому-то Шломо Лугову" принадлежит одна лишь фраза:

"Давайте посмотрим, как комментирует РАШИ (рабби Шломо Ицхаки) рассказ о рождении Яакова и Эйсава (глава «Толдот»)."

Все остальное - Тора и РАШИ.
Кстати, ТЕКСТ(как и многое другое знание) был дан Богом одному Моше-рабейну. "Читайте Тору - источник знаний" :-)

Автор:  admin2 [ Вс июн 27, 2010 7:44 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Владимир Вайсберг: Яаков и Эйсав сегодня

Почитатель ТОРЫ.
- Thursday, June 24, 2010 at 06:15:46 (EDT)
Цитата:
Анонимному автору агрессивных и оскорбительных для меня лично и для мудаизма постингов хотел - бы смиренно напомнить, что истинно верующие ортодоксальные евреи считают необходимым исполнять требования Письменной и Устной Торы. Всякого рода реформаторы не признают Торы Устной и интерпретируют Тору Письменную по собственному усмотрению, разумению и пониманию.
В том-то и суть, дорогой Вайсберг, что НЕ "ИНТЕРПРЕТИРУЮТ", НО ЦИТИРУЮТ СЛОВО В СЛОВО без малейших искажений. Интерпретируют вкось и накось Ваши, дорогой Вайсберг, самозванные учителя. Интерпретации, если пороетесь, самые разные, часто противоречащие одна другой. Можно ли так поступать со словом Б-жьим? Да и как же исполнять требования, противоречащие одно другому? Вы прочтёте, например, у какого-то "истолкователя", что Эйсав от ненависти вцепился зубами в глотку Яакова. Но ведь ничего подобного в Торе нет и в помине! Напротив! Люди с нарушенной психикой или из каких-то сугубо личных соображений могут написать что угодно. Так что же, верить им, а не Г-споду?..
Очернение Эйсава не случайно. Этим приёмом "интерпретаторы" стремятся очернить другие народы, отделить нас, евреев, от человечества. Это в интересах злостных провокаторов, во все столетия стремившихся обрести абсолютную власть над паствой. Но всякое действие рождает противодействие. Нам, евреям, это и высокомерное и, вместе с тем, глупейшее отмежевание принесло кошмарные жертвы. Почувствуйте хоть на мгновение себя или кого-то из своих близких одной из этих жертв - и поймёте, что я имею в виду.
Прочтите ТОРУ, великолепную, не только богоданную, но и высокохудожественную Книгу, первую такого рода и значения в мировой истории, очень советую. Без этого знания Вас и ханжой не назовёшь, но просто циником. Верить в еврейского Б-га и не прочесть Священное Писание - дикость какая-то!

Автор:  admin2 [ Вс июн 27, 2010 7:46 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Мнение авторитетного автора

Эдуард Бормашенко
ЯАКОВ И ЭЙСАВ, или СЛОВО И ДЕЛО


"А Бонаротти? или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы - и не был
Убийцею создатель Ватикана?"

А.С. Пушкин, Моцарт и Сальери


"Голос - голос Яакова, а руки - руки Эйсава" (Берешит, 27, 22) - недоуменно скажет себе Ицхак, перед тем как благословить Яакова и определить судьбу еврейского народа (а с нею и мою, и вашу, дорогой читатель) на тысячелетия вперед. Ицхак, очевидно, догадывается (или, как минимум, подозревает), что его обманывают и все же благословляет Яакова. Классический еврейский комментарий не проходит мимо этого странного сочетания: "голос Яакова и руки Эйсава" и говорит нам о том, что до тех пор, пока слышен голос Яакова, - руки Эйсава бессильны. Да чем же провинились руки Эйсава, любящего сына, преданно исполнявшего волю ослепшего отца?

Одна из самых загадочных фигур Библии - торговец первородством, волосатый охотник Эйсав. Его поведение можно толковать и так и эдак, однако традиционное еврейское понимание текста Библии не оставляет щелки для сомнений - Эйсав законченный, совершенный злодей. Его второе имя - Эдом - красный, связывается комментаторами с тем, что в глазах у него красно от убийства. Что бы он ни делал, его будут подозревать в самых гнусных намерениях. Вот Эйсав встречается после долгой разлуки с братом-близнецом, бросается Яакову на грудь, с тем чтобы обнять и поцеловать (Берешит, 33, 4). Мидраш немедленно сообщает, что на самом деле не поцеловать брата хотел Эйсав, а загрызть. В общем, несимпатичный человек.

Попытаемся разобраться в столь устойчивой антипатии традиции к Эйсаву. Один из ведущих современных комментаторов Писания рав Авигдор ха-Леви Невенцаль в комментарии на недельную главу "Толдот" обращает внимание, что Тора не говорит "и был Эйсав охотником", но сказано: "и был Эйсав человек, разумеющий в охоте" (Берешит 25, 27). Рав Невенцаль разворачивает мысль и говорит: Эйсав - умелец, специалист, искусник, человек дела, делец в том позитивном смысле слова, в котором его употреблял российский историк Ключевский. Эйсав - человек от мира сего, уютно разместившийся в мире и обживший мир. Он создает добротные вещи и умные орудия. Он родоначальник западной цивилизации.

http://www.sunround.com/club/22/133_bormashenko.htm

Автор:  admin2 [ Вс июн 27, 2010 7:50 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Е.Майбурд: агрессивное невежество

Е.Майбурд: агрессивное невежество анонимного сомоназванного "почитателя Торы"
- Thursday, June 24, 2010 at 20:19:57 (EDT)
Цитата:
Почитатель ТОРЫ.
- Thursday, June 24, 2010 at 06:15:46 (EDT)
Интерпретируют вкось и накось Ваши самозванные учителя... Люди с нарушенной психикой...
Очернение Эйсава не случайно. Этим приёмом "интерпретаторы" стремятся очернить другие народы, отделить нас, евреев, от человечества. Это в интересах злостных провокаторов, во все столетия стремившихся обрести абсолютную власть над паствой. Но всякое действие рождает противодействие. Нам, евреям, это и высокомерное и, вместе с тем, глупейшее отмежевание принесло кошмарные жертвы...
Монолог идиота.

Цитата:
Прочтите ТОРУ, великолепную, не только богоданную, но и высокохудожественную Книгу, первую такого рода и значения в мировой истории, очень советую. Без этого знания Вас и ханжой не назовёшь, но просто циником. Верить в еврейского Б-га и не прочесть Священное Писание - дикость какая-то!
Понимаю, что модерация не успевает уследить за всеми личностными нападками.
К тому же, здесь оскорбляют не только моего друга Вайсберга, но и наших святых мудрецов. Не знаю, чего больше - глупости или дури - проявляет "почитатель". Он даже не способен понять, что тоже интерпретирует слова Писания, только по своему дурацкому разумению. Вот где дикость в прямом смысле - невежество и неумение мыслить. Уже кричал здесь г-н Тульвит про наш "фанатизм", из-за которого евреи отделяли себя от других народов...

Отрицание Устной Торы - явление не новое в нашей истории. Все, кто пошел по этому пути, - выродились, ассимилировались, исчезли с лица земли (садукеи, караимы...). То же происходит на наших глазах с реформистами и "консерваторами", и об этом замечательно сказал Рав Кахане в книге "Зачем быть евреем?" Тех, кто желает ассимиляции, ничем не проймешь.
Высказаться надо, однако, ради других читателей.

Тора дана нам не для чтения, а для исполнения. Исполнять же невозможно без Усной Торы. Вот и весь сказ.
Кто не хочет исполнять - туда им и дорога. Но надо хотя бы понимать, на каком свете находишься.

Автор:  admin2 [ Вс июн 27, 2010 7:55 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: М. ТАРТАКОВСКИЙ. О ТОРЕ и мидрашах.

М. ТАРТАКОВСКИЙ. О ТОРЕ и мидрашах.
- Friday, June 25, 2010 at 07:51:43 (EDT)
Цитата:
Мнение авторитетного автора - Thursday, June 24, 2010 at 12:21:16 (EDT)
Эдуард Бормашенко ЯАКОВ И ЭЙСАВ, или СЛОВО И ДЕЛО
Не стал бы вмешиваться в игры, меня не касающиеся, если бы не пошла-поехала полемика, касающаяся (по большому счёту, вне границ сайта) судеб Израиля. Я, что может показаться странным, виню в нынешнем довольно двусмысленном положении страны не премьеров и президентов, а почивающую в комфортной оппозиции Ципи Ливни. Если б не её тщеславие и каприз, если бы оставалась в роли министра иностранных дел (как уговаривал её нынешний премьер), и возглавляемая ею партия вошла бы в нынешнее правительство, не пришлось бы привлекать на эту роль религиозников – и, быть может, удалось бы наконец Израилю стать поистине светским государством, уважаемом в цивилизованном мире.

Мы не «народ Книги» (где чётким по белому: «НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА»), как привыкли называть себя; мы на протяжении тысячелетий творим себе кумиров из самозванных «толкователей» Книги. Душой и телом верующий еврей запродан им. Сохранив самоназвание «ЕВРЕИ» и гордясь этим и тем, что сами-то живы, мы, по сути, совершенно равнодушны к бесчисленным жертвам, понесённым нашим народом (многочисленным уже и в античное время).
Мы и этим как бы гордимся - вот-де какие древние и стойкие! – даже и не пытаясь представить какие муки испытывал КАЖДЫЙ из обречённых. Народ состоит из людей, из ЧЕЛОВЕКОВ. Радуясь личной удаче – выжили, живём! - понимаем ли «мы» это?..

С Э. Бормашенко, "авторитетным автором" (понятно, не - Торы) я не раз пересекался в виртуале (см. здесь – «Заметки» №№ 27, 28, 29, 31: порой в № несколько текстов) – и знаю чего ждать. К примеру. Э. Бормашенко: «Я задаю себе вот какой вопрос: не где был Б-г в годы Холкоста, а где нахожусь я сегодня: здесь и сейчас? Чего хотел Гитлер? Гитлер хотел чтобы евреев не было. Так вот, если я сегодня начну жрать свинину, перестану возлагать тфилин и изучать Талмуд, то еврея Эдуарда Бормашенко не будет. А это значит, что Гитлер выиграл свою войну против меня. А я не хочу ему помогать. Мне ужасно лень вставать в пять утра и шлепать пешком в синагогу полчаса. Так хочется еще поспать перед работой. Но я не могу себе позволить, чтобы Гитлер выиграл. Я – физик, и уважаю эмпирические факты, а факты состоят в том, что третье-четвертое поколение евреев, оторвавшихся от Торы ассимилируются полностью. А я упорно и тупо сопротивляюсь Гитлеру, и после работу иду на урок Талмуда, хотя куда приятнее мне было-бы посмотреть старый, добрый фильм. Я не дам им выиграть».

Логическая связь на уровне недотёпистой школьницы: «Отдамся соседу, заражу тр-----ом – он заразит маму, мама – папу, папа – учительницу, которая вчера влепила мне двойку».
Я бы, раз уж «куда приятнее», посмотрел бы «старый, добрый фильм», полагая, что Б-гу, если Он всё-таки есть, куда ближе живые движения души, а не тупое следование ритуалу. Ритуальные телодвижения – не более чем привычка. И гордиться этим по меньшей мере странно.

Моё отношение к ТОРЕ очевидно всякому по прочтении моих работ («Откровение Торы» - в бумажных изданиях и в интернете - важнейшая). Рамки гостевой не позволяют далеко уклоняться от темы, распространяться на сей счёт. Ближе к теме. Вот к примеру. два текста, относящиеся к одному и тому же эпизоду Пятикнижия - встрече двух братьев Исава (Эсава) и Иакова (Яакова) после многих лет разлуки:

1. Рав Зеев Мешков: «Когда Эсав встретил Яакова и, обняв его, попытался укусить за шею, шея нашего праотца стала каменной, и старший брат сломал зубы». (Ссылки на источник, как видим, нет).
2. В Торе: «И побежал Исав навстречу Иакову, и обнял его и пал на его шею, и целовал его, и они плакали оба...» (Бырейшит/Бытие, 33).

Считать ли тексты идентичными, хоть как-то близкими? Или признать очевидное.
Переиначивая текст, продиктованный Моше самим Богом (если верить или следовать традиции), некий рав полагает себя равновеликим Ему. Но это же не просто наглость. Это в буквальном смысле кощунство - ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО!

И эта кощунственная чушь предлагается рядовому богобоязненному «потребителю».
Не смею в таком щекотливом вопросе брать на себя слишком многое. Процитирую современного израильского историка М. Штереншиса, автора фундаментальной «Истории государства Израиль» и других книг.

«Мидраши толкуют пассажи Танаха. Толкования перешли и в Талмуд. Оказывается Ева в Раю занималась сексом со змеем (трактаты Ебамот 103а, Шаббат 146а, Авода Зара 22б), а потом со всеми дьяволами (мидраш Берешит Раба 24:6) и имела от них детей. Если у женщины случается выкидыш, это наказание ей за похождения Евы(Берешит Раба 20:6). Делались также намёки. что женщины это кастрированные мужчины...

В таком роде переиначили весь Танах. Оказывается, египтянин Потифар был гомосексуалистом и купил Иосифа Прекрасного для своих удовольствий (Берешит Раба 86:3). Оказывается, Господь наслал на Египет лягушек. чтобы те откусили у египтян их мужские достоинства (трактат Техиллим 105:452 и 78:350; мидраш Шмот Раба 10:3). Оказывается, иудейский царь Иехоиаким вытатуировал на своём члене имя Господа (трактат Санхедрин 103б) и так вступил в инцест со своей матерью... (мидраш Ваикра Раба 19:6). Всё это не значит, что мудрецы старались переписать Танах. Они полагали, что просто разъясняют его для удобочитаемости» (М. Штереншис. «ЕВРЕИ. История нации». Герцлия, изд-во Исрадон, 2008).

Как вывод. «Талмуд насаждает резко негативное, презрительное отношение ко всем не-иудеям, в том числе и к христианам. Книга поздних галахических постановлений «Шулхан-арух» предписывает по возможности уничтожать храмы христиан и все им принадлежащее (Шулхан-арух. Иоре де´а 146); запрещается также спасать христианина от смерти, например если он упадет в воду и станет обещать даже все свое состояние за спасение (Иоре де’а 158, 1); разрешается испытывать на христианине, приносит лекарство здоровье или смерть; и, наконец, иудею вменяется в обязанность убивать еврея, который перешел в христианство (Иоре де´а 158, 1; Талмуд. Абода зара 26)».

Вернусь к истории братьев и повторю вышесказанное. Очернение Эйсава не случайно. Этим приёмом "интерпретаторы" сремятся очернить другие народы, отделить нас, евреев, от человечества. Это в интересах злостных провокаторов, во все столетия стремившихся обрести абсолютную власть над паствой. Но всякое действие рождает противодействие. Нам, евреям, это высокомерное и, вместе с тем, глупейшее отмежевание принесло кошмарные жертвы.

Сергей Довлатов, имея в виду еврейскую эмиграцию, писал из Нью-Йорка своему давнему ленинградскому другу Игорю Ефимову: "Общаться с людьми почти невозможно. Может быть, это антисемитизм, но я не готов воспринять такое количество чистокровных евреев - и ни одного человека, хотя бы на секунду усомнившегося в своем совершенстве".

Не стану пересказывать историю библейских братьев. Поверьте не «авторитетному автору», почтеннейшему Э.Бормашенко, но самой Торе. Прочтите Бытие, гл.25/27-34, гл. 27/1-42 и гл. 33/1-16.
Чтение увлекательное, ясное и полезное. Если вглядитесь в достаточно реалистический текст, убедитесь, что хулимый старший брат куда привлекательнее (нравственнее, морально чистоплотнее...) младшего.
Вот и верьте после этого митрашам!

Страница 1 из 3 Часовой пояс: UTC
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/