Владимир Вайсберг Яаков и Эйсав сегодня
Posted: Wed Aug 26, 2009 3:19 pm
Владимир Вайсберг
Яаков и Эйсав сегодня
Наши мудрецы давно заметили, что в жизни еврейского народа вновь и вновь происходят события, повторяющие обстоятельства жизненного пути наших праотцев. Попытаемся проследить эту связь на основе рассмотрения жизни Яакова в контексте его взаимоотношений с братом - близнецом Эйсавом. Мы не будем полностью пересказывать биографии братьев, ибо они известны читателю. Рассмотрим лишь отдельные определяющие моменты их жизни. И начнём с момента легкомысленной продажи Эйсавом своего первородства. В этой связи Пятикнижие (5, 6) пишет:
«Сказал Яаков; «Продай же мне теперь своё первородство». И сказал Эйсав: «Ведь я хожу на смерть. На что же мне первородство?» (Брейшит 25, 31 - 32).
Необходимо подчеркнуть, что Яаков стремится к первородству не из материальных побуждений, а из соображений высокой духовности. Яаков умеет и любит заботиться о своём и своих родных благополучии. Он не оторван от мира сего, но он глубоко верит в Бога и во всём видит руку Божью.
Раши (1) замечает:
«Первородство есть нечто неустойчивое, зыбкое, потому что не всегда жертвоприношения (будут совершаться) первенцами, ибо колено Леви возьмет (на себя эту миссию) . И еще: Эйсав спросил: "В чем сущность этого служения?" Сказал ему (Йааков): «Много предостережений и наказаний и смертных (кар) связано с ним, как мы учили [ Санёдрин 226]: «Эти (наказуемы) смертью: опьяненные вином и с непокрытыми головами (совершающие служение)». Сказал (Эйсав): "Это может меня погубить, (я могу умереть из-за этого), а если так, зачем мне это нужно?»
По мнению раввина Герца (2) мировоззрение Эйсава предопределяется его убеждённостью в том, что духовные ценности не заслуживают внимания,ибо человек смертен и нет никакого продолжения жизни у души человека и она никогда не воскресает к новой жизни. Отсюда следует, что материальные блага, как средство получения сиюминутного удовольствия, самое важное для человека.
Тем не менее, Эйсав, узнав, что Ицхак благословил в качестве перворождённого Яакова, просит благословить и его (5, 6).
«Отвечал Ицхак, отец его и сказал ему: «Вот место, в котором будешь ты жить, будет тучнейшим местом земли, орошаемым росой небесной свыше, и мечом твоим будешь жить» (Брейшит 27, 39 - 40).
Раввин Герц (2) считает, что Ицхак предсказал, что, несмотря на обилие природных богатств мест обитания потомков Эйсава, они будут жить войной, которая будет занимать в их жизни важнейшее место. Она является для них не только способом разрешения споров и приобретения имущества. Умение вести войну рассматривается как достоинство отдельного человека и всего народа в целом. С этого момента растёт и крепнет ненависть Эйсава и Яакову.
Итак, вывод первый: Эйсав ненавидит Яакова, и ненависть эта со временем растёт и крепнет.
По прошествии множества лет и событий, Яаков со всеми его домочадцами возвращается на родину. Боясь своего брата Эйсава, Яаков отправляет ему послание, в котором пишет: «...У Лавана жил я». Раввин Герц (2) замечает, что чрезвычайно важное значение имеет применение слов «жил я» (на иврите: гарти), числовое значение букв которого составляет 613, что соответствует количеству Заповедей Торы.. «Яков хотел сказать Эйсаву: «С Лаваном я жил, но 613 Заповедей соблюдал». А Эйсав хорошо помнит, что он может достичь превосходства над братом только тогда, когда духовный уровень Яакова будет потрачен».
Вывод второй: Потеря духовного уровня Яаковом способствует превосходству (физическому и духовному) Эйсава.
«Пусть же пойдёт господин впереди раба своего. А я буду двигаться медленно....доколе дойду до господина моего, до Сеира» (Брейшит 33, 14) (5, 6). Наши мудрецы считают, что Яаков имел в виду времена Машиаха, когда потомки Яакова придут на гору Эйсава, чтобы рассчитаться с его потомками за всё то зло, которое они причинили еврейскому народу: «и взойдут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Эйсава, и будет Господу царство» (Овадия 1, 21). (7)
Вывод третий: Во времена Машиаха поражение Эйсава станет окончательным. До этого времени евреям следует быть настороже
«И сказал Эйсав: «Есть у меня премного» ...Яаков сказал: «...Бог даровал мне, и есть у меня всё» (Брейшит 33, 9 – 11) (5, 6).
В своих комментариях Раши (1) обращает внимание на разную оценку братьями имеющегося имущества, богатства. Яаков благодарит Всевышнего и говорит, что у него есть всё, в чём он нуждается. Эйсав же заносчиво хвастается, что у него премного – значительно больше, чем ему нужно для существования.
Вывод четвёртый: Эйсав придаёт определяющее значение материальным благам.
В своей книге «Евреи, иудаизм, Израиль» Соломон Динкевич пишет: «В трактате «Шабат», 89, читаем: «В то время, когда получили евреи Тору на горе Синай, снизошла на гоев ненависть к Израилю». Эта ненависть Эйсава к Яакову и есть изначальный антисемитизм, «тень еврейского народа» (А.Эйнштейн).
Ощущая свою незащищённость перед окружавшим их миром, видя во всём руку Творца и осознавая Его силу и могущество, язычники отказали Ему в праве проявлять эту силу в сотворённом Им мире. Именно поэтому отказались потомки Эйсава принять Божественные заповеди, принять Тору. «Эйсав (сын Ицхака, брат Яакова, прародитель Рима) ненавидит Яакова — так устроен мир», — утверждает великий рабби Шимон бар Йохай, автор важнейшей книги по Каббале «Зохар». Борьба Эйсава с Яаковом началась ещё в утробе их матери».
Вывод пятый: ненависть Эйсава к Яакову – есть изначальный антисемитизм. Причина ненависти - духовное превосходство Яакова.
Рамбам в «Йеменском послании» писал: «Всегда, со времён Откровения, каждый тиран и раб, достигший власти... ставил своей первой целью и своим последним намерением разрушение нашего Закона и извращение нашей религии с помощью меча, насилия или грубой силы — такие, как Амалек, Сисера, Сеннахераб, Навуходоносор, Тит, Адриан. Это — один из двух типов людей, которые пытались обойти Божью волю. Второй тип состоит из самых разумных и образованных среди народов, таких, как сирийцы, персы, греки. Они тоже стараются отвергнуть наш Закон и лишить его силы с помощью аргументов, которые они изобретают, и через посредство диспутов, которые они навязывают».
Мир Эйсава старается любым способом лишить евреев духовности. «И боролся (вайявек) человек с ним до восхода зари» (Брейшит 32, 25). Раши (1) считает, что слово «вайявек» произошло от арамейского корня «эвек» и переводит его как «обнимался». Авраам Ибн Эзра (3) видит в слове корень «авак» - пыль. Так, или иначе, Тора говорит о двух подходах врагов еврейского народа к их главной задаче - к полному уничтожению евреев. «Авак» -уничтожить физически, превратить в пыль. «Эвек» - любым способом добиться ассимиляции, растворения, исчезновения евреев, как таковых.
Вывод шестой: Яакову необходимо постоянно остерегаться и противостоять обоим поползновениям потомков Эйсава.
Любавичский Ребе, Рабби Менахем Мендель Шнеерсон в статье «Два испытания» писал: «На протяжении веков вера евреев подвергалась испытаниям. Они подразделяются на две категории: испытания нищетой и угнетением и испытания богатством и процветанием. Египет и Ассирия символизируют эти испытания. В Египте евреи были рабами. Ассирийский же царь Саннахераб переселил 10 колен Израиля в Ассирию, в страну Ашшура — в страну богатств и удовольствия. Он хотел, чтобы они забыли своего Бога. Пророк Исайя называет уведенных Саннахерабом евреев «пропавшими», а евреев Египта он называет «заброшенными». Ассирийское изгнание было гораздо более опасным, попавшие туда евреи исчезали».
Вывод седьмой: Особенно опасны для Яакова испытания богатством.
Рав Биньямин Зеэв Кахане написал слова, над которыми следует серьёзно задуматься задуматься:
«Враги наши всегда стремились нас уничтожить. Были такие, которые поднимались открыто и пытались уничтожить нас физически, такие как Аман и Гитлер, а были и такие, которые пытались уничтожить нас духовно с помощью ассимиляции, подобно греческим эллинистам. Рамбам в «Игерет Тейман» даёт длинное описание способов, которыми народы пытались нас уничтожить. В любом случае, железное правило о том, что Эйсав ненавидит Яакова, остаётся верным в каждом поколении».
«Проблема в том, — продолжает рав Кахане, — что в каждом поколении находятся евреи, которые думают, что именно их поколение является исключением, что правило «Эйсав ненавидит Яакова» на них не распространяется. Такие евреи соглашаются, что в предыдущих поколениях они пытались уничтожить нас, даже сохраняя фальшивую улыбку на устах. Но теперь эти евреи не желают внять урокам истории и не хотят понять, что сегодняшние улыбки народов идентичны улыбкам предыдущих поколений. Они предпочитают жить в удобной иллюзии, что неевреи наших дней «прогрессивные» и «просвещённые», и Катастрофа не может произойти....»
Вывод восьмой: В каждом поколении потомков Яакова есть люди, которые считают, что их поколение является исключением из общего правила о ненависти Эйсава к Яакову.
В 1821 году Парижская Академия изящных искусств объявила конкурс на лучшую работу по исследованию гражданского, литературного и коммерческого положения евреев Франции, Испании и Италии. Победителем его в 1833 году был назван Шарль Депнинг, написавший книгу «История евреев в средние века». В 1848 году труд этот был переведен на русский язык и издан в Санкт – Петербурге.
Проследим на основе этого труда, как представляет себе взаимоотношения евреев и потомков Эйсава характерный представитель западно - европейской культуры. Итак, по Депнингу Европа относилась к евреям следующим образом.
Первые латинские писатели относились к евреям с презрением. На них смотрели, как на народ, презирающий всё священное у других народов, и разрешающий себе всё непозволительное, народ, любящий только своих, дышащий ненавистью ко всему остальному миру, преданный разврату, любящий размножение своего племени, пренебрегающий смертью, исповедующий Единого Бога, не допускающий образов в городах и храмах, не воздающий чести царям и цесарю. «Тацит, вполне изображая эту нацию в верных чертах, не укоряет евреев в корыстолюбии».
Калигула не любил иудеев. Клавдий приказал запереть их храмы и выслал их из Рима. Нерон вернул им право Богослужения и позволил им расселиться по всей Империи. Они стали столь значительны, что сам Сенека жалуется на их влияние.
При Веспасиане был осаждён Иерусалим, который был взят после отчаянной обороны. Храм – главная надежда евреев, был разрушен. С этого времени иудеи перестали быть национальным телом и рассеялись по всему миру.
В Риме Домициан обременил их налогами и унижением. Корыстолюбивый император Север, будто - бы подкупленный евреями, снял с них налоги и сравнял в правах с остальными гражданами Империи.. Законы разрешают им опеку, их допускают к высшим должностям, позволяют отказываться от тягостной службы. Евреев уважают во всё время господства язычества. Тогдашние христиане подобных привилегий не имели.
Константин Великий решился защитить христианство от нетерпимости и неистовства евреев. Сперва он запретил им преследовать новообращённых, наказывая за это сожжением на костре, затем он запретил им обрезывать слуг, запретил входить в состав городского Совета Рима - запретил занимать должность декуриона. Сын его Константин обошёлся с евреями суровее. Он запретил им вход в Иерусалим, запретил под страхом смерти вступать в брак с христианами, запретил брать христиан в услужение, приказал лишать имущества христиан, вернувшихся к иудаизму. На евреев были наложены огромные подати. Положение евреев несколько улучшилось при Юлиане, не миловавшего христиан....
Можно с полным правом констатировать, что прямые потомки Эйсава питали ненависть к потомкам Яакова равно как в дохристианское – языческое время, так и во времена христианские.
Дух Эйсава жив и в душе автора «Истории евреев».
Йеуда Векслер в статье «Корни антисемитизма согласно Торе» пишет:
«Но почему, говоря о преследованиях евреев в Европе, мы вспоминаем Эйсава? Какая связь между ним и европейским антисемитизмом?
"Туки земли" в благословении, полученном Эйсавом от Ицхака, это (как говорит Раши от имени мидраша Брейшит Раба)... Италия. Как же Эйсав (или его потомки) попали в Италию?
Пишет Рамбан (4) в своем комментарии к Торе (Брейшит, 49:30-31), ссылаясь на "Йосипон" и некоторые другие "книги древних", что во время похорон Яакова Цфо, сын Элифаза и внук Эйсава, начал бой с сыновьями Яакова, оспаривая право последнего быть похороненным в Меарат-г'амахпела, однако был побежден, взят в плен вместе со своими отборными воинами и заключен в темницу в Египте, где находился до смерти Йосефа; затем ему удалось бежать, и в конце концов он добрался до области Кампания в Италии, начал отстраивать Рим, воцарился над ним, а затем – над всей Италией. Таким образом, Рим – наследник Эйсава, и духом Эйсава пропитана вся римская культура. Так что с этой точки зрения разрушение Иерусалима – отнюдь не антиеврейская акция, но эпизод войны Эйсава против Яакова, а еще точнее – против Бога Яакова».
Вся европейская культура – наследие Рима. Латынь легла в основу ряда европейских языков и оказала сильнейшее влияние на другие, система римского права стала основой европейской юрисдикции, римская поэзия признана высочайшим образцом этого вида литературы, биографии великих римлян определили понятия нравственности... Следовательно, Европа – это мир Эйсава, и после признания этого факта уже не столь удивительно то, что именно там преследования евреев достигли размаха, небывалого не только во все предшествующие периоды истории народа Израиля.
Вывод девятый: В настоящее время весь западный мир – прямые потомки Эйсава со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Иногда потомки Эйсава не преследуют евреев. Они делают это вовсе не из любви к потомкам Яакова, а в собственных интересах. Евреи не могут строить своё будущее на временном спокойствии, ибо ненависть к ним может разразиться в любую минуту. И ненависть Эйсава обусловлена не грехами и дурными поступками Яакова, а всем тем хорошим, что в нём есть.
Рамбан (4) в своих комментариях к книге «Дварим» пишет:
«Они делают нам так много зла из – за своей ненависти к Всесвятому, благословен Он. Они ненавидят евреев не за то, что некоторые из них стали, подобно им, поклоняться небесным светилам, а за то, что они служат Всевышнему, исполняют Его Заповеди, не роднятся с язычниками, не вкушают их жертвоприношений и презирают идолов... Ведь сказано: «Из – за Тебя всегда нас убивают» (Тегилим 44, 23) (9). Следовательно, из – за ненависти ко Всевышнему они делают всё зло».
Как поступить и что делать Яакову, осознавая всё это?
Евреям следует выполнять свою главную функцию. Следует повсеместно распространять монотеизм и его мораль, нравственность и этику. Но это вовсе не означает приведение всего человечества к иудаизму. Достаточно выполнения основных семи заповедей неевреев и, как пишут Д.Прейгер и Д. Телушкин (7), «...соблюдение универсального морального закона.
Сказанное, по существу, означает, что евреи должны внедрить в сознание окружающих два основных принципа: этика требует Бога, а главное требование Бога - это этика.»
Вывод десятый: спасение Яакова - Израеля в выполнении задачи, возложенной на него Всевышним.
Список литературы
1. Комментарии к Пятикнижию Рабену Шломо Ицхаки (Раши).
Перевод Фримы Гурфинкель. Иерусалим, 1982.
2. Комментарий раввина Й. Герца к Пятикнижию «Сончино».
Издательство «Мосты культуры». Москва, 2001
3. Авраам ибн Эзра «Суждение о рождённом». Иерусалим , 2006
4. Комментарии к Пятикнижию Раби Моше Нахмана (Рамбан).
Издательство «Пардес», Иерусалим, 2007
5. Пятикнижие и Гафтарот. Иэдательство «Мосты культуры», Москва, 2001
6. Пять книг Торы. Мосад Арав Кук, Иерусалим, 1978
7.. Денис Прейгер, Джозеф Телушкин «Почему евреи?». Санкт – Петербург, 2004
8.Первые и последние пророки. Мосад Арав Кук, Иерусалим, 1978
Яаков и Эйсав сегодня
Наши мудрецы давно заметили, что в жизни еврейского народа вновь и вновь происходят события, повторяющие обстоятельства жизненного пути наших праотцев. Попытаемся проследить эту связь на основе рассмотрения жизни Яакова в контексте его взаимоотношений с братом - близнецом Эйсавом. Мы не будем полностью пересказывать биографии братьев, ибо они известны читателю. Рассмотрим лишь отдельные определяющие моменты их жизни. И начнём с момента легкомысленной продажи Эйсавом своего первородства. В этой связи Пятикнижие (5, 6) пишет:
«Сказал Яаков; «Продай же мне теперь своё первородство». И сказал Эйсав: «Ведь я хожу на смерть. На что же мне первородство?» (Брейшит 25, 31 - 32).
Необходимо подчеркнуть, что Яаков стремится к первородству не из материальных побуждений, а из соображений высокой духовности. Яаков умеет и любит заботиться о своём и своих родных благополучии. Он не оторван от мира сего, но он глубоко верит в Бога и во всём видит руку Божью.
Раши (1) замечает:
«Первородство есть нечто неустойчивое, зыбкое, потому что не всегда жертвоприношения (будут совершаться) первенцами, ибо колено Леви возьмет (на себя эту миссию) . И еще: Эйсав спросил: "В чем сущность этого служения?" Сказал ему (Йааков): «Много предостережений и наказаний и смертных (кар) связано с ним, как мы учили [ Санёдрин 226]: «Эти (наказуемы) смертью: опьяненные вином и с непокрытыми головами (совершающие служение)». Сказал (Эйсав): "Это может меня погубить, (я могу умереть из-за этого), а если так, зачем мне это нужно?»
По мнению раввина Герца (2) мировоззрение Эйсава предопределяется его убеждённостью в том, что духовные ценности не заслуживают внимания,ибо человек смертен и нет никакого продолжения жизни у души человека и она никогда не воскресает к новой жизни. Отсюда следует, что материальные блага, как средство получения сиюминутного удовольствия, самое важное для человека.
Тем не менее, Эйсав, узнав, что Ицхак благословил в качестве перворождённого Яакова, просит благословить и его (5, 6).
«Отвечал Ицхак, отец его и сказал ему: «Вот место, в котором будешь ты жить, будет тучнейшим местом земли, орошаемым росой небесной свыше, и мечом твоим будешь жить» (Брейшит 27, 39 - 40).
Раввин Герц (2) считает, что Ицхак предсказал, что, несмотря на обилие природных богатств мест обитания потомков Эйсава, они будут жить войной, которая будет занимать в их жизни важнейшее место. Она является для них не только способом разрешения споров и приобретения имущества. Умение вести войну рассматривается как достоинство отдельного человека и всего народа в целом. С этого момента растёт и крепнет ненависть Эйсава и Яакову.
Итак, вывод первый: Эйсав ненавидит Яакова, и ненависть эта со временем растёт и крепнет.
По прошествии множества лет и событий, Яаков со всеми его домочадцами возвращается на родину. Боясь своего брата Эйсава, Яаков отправляет ему послание, в котором пишет: «...У Лавана жил я». Раввин Герц (2) замечает, что чрезвычайно важное значение имеет применение слов «жил я» (на иврите: гарти), числовое значение букв которого составляет 613, что соответствует количеству Заповедей Торы.. «Яков хотел сказать Эйсаву: «С Лаваном я жил, но 613 Заповедей соблюдал». А Эйсав хорошо помнит, что он может достичь превосходства над братом только тогда, когда духовный уровень Яакова будет потрачен».
Вывод второй: Потеря духовного уровня Яаковом способствует превосходству (физическому и духовному) Эйсава.
«Пусть же пойдёт господин впереди раба своего. А я буду двигаться медленно....доколе дойду до господина моего, до Сеира» (Брейшит 33, 14) (5, 6). Наши мудрецы считают, что Яаков имел в виду времена Машиаха, когда потомки Яакова придут на гору Эйсава, чтобы рассчитаться с его потомками за всё то зло, которое они причинили еврейскому народу: «и взойдут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Эйсава, и будет Господу царство» (Овадия 1, 21). (7)
Вывод третий: Во времена Машиаха поражение Эйсава станет окончательным. До этого времени евреям следует быть настороже
«И сказал Эйсав: «Есть у меня премного» ...Яаков сказал: «...Бог даровал мне, и есть у меня всё» (Брейшит 33, 9 – 11) (5, 6).
В своих комментариях Раши (1) обращает внимание на разную оценку братьями имеющегося имущества, богатства. Яаков благодарит Всевышнего и говорит, что у него есть всё, в чём он нуждается. Эйсав же заносчиво хвастается, что у него премного – значительно больше, чем ему нужно для существования.
Вывод четвёртый: Эйсав придаёт определяющее значение материальным благам.
В своей книге «Евреи, иудаизм, Израиль» Соломон Динкевич пишет: «В трактате «Шабат», 89, читаем: «В то время, когда получили евреи Тору на горе Синай, снизошла на гоев ненависть к Израилю». Эта ненависть Эйсава к Яакову и есть изначальный антисемитизм, «тень еврейского народа» (А.Эйнштейн).
Ощущая свою незащищённость перед окружавшим их миром, видя во всём руку Творца и осознавая Его силу и могущество, язычники отказали Ему в праве проявлять эту силу в сотворённом Им мире. Именно поэтому отказались потомки Эйсава принять Божественные заповеди, принять Тору. «Эйсав (сын Ицхака, брат Яакова, прародитель Рима) ненавидит Яакова — так устроен мир», — утверждает великий рабби Шимон бар Йохай, автор важнейшей книги по Каббале «Зохар». Борьба Эйсава с Яаковом началась ещё в утробе их матери».
Вывод пятый: ненависть Эйсава к Яакову – есть изначальный антисемитизм. Причина ненависти - духовное превосходство Яакова.
Рамбам в «Йеменском послании» писал: «Всегда, со времён Откровения, каждый тиран и раб, достигший власти... ставил своей первой целью и своим последним намерением разрушение нашего Закона и извращение нашей религии с помощью меча, насилия или грубой силы — такие, как Амалек, Сисера, Сеннахераб, Навуходоносор, Тит, Адриан. Это — один из двух типов людей, которые пытались обойти Божью волю. Второй тип состоит из самых разумных и образованных среди народов, таких, как сирийцы, персы, греки. Они тоже стараются отвергнуть наш Закон и лишить его силы с помощью аргументов, которые они изобретают, и через посредство диспутов, которые они навязывают».
Мир Эйсава старается любым способом лишить евреев духовности. «И боролся (вайявек) человек с ним до восхода зари» (Брейшит 32, 25). Раши (1) считает, что слово «вайявек» произошло от арамейского корня «эвек» и переводит его как «обнимался». Авраам Ибн Эзра (3) видит в слове корень «авак» - пыль. Так, или иначе, Тора говорит о двух подходах врагов еврейского народа к их главной задаче - к полному уничтожению евреев. «Авак» -уничтожить физически, превратить в пыль. «Эвек» - любым способом добиться ассимиляции, растворения, исчезновения евреев, как таковых.
Вывод шестой: Яакову необходимо постоянно остерегаться и противостоять обоим поползновениям потомков Эйсава.
Любавичский Ребе, Рабби Менахем Мендель Шнеерсон в статье «Два испытания» писал: «На протяжении веков вера евреев подвергалась испытаниям. Они подразделяются на две категории: испытания нищетой и угнетением и испытания богатством и процветанием. Египет и Ассирия символизируют эти испытания. В Египте евреи были рабами. Ассирийский же царь Саннахераб переселил 10 колен Израиля в Ассирию, в страну Ашшура — в страну богатств и удовольствия. Он хотел, чтобы они забыли своего Бога. Пророк Исайя называет уведенных Саннахерабом евреев «пропавшими», а евреев Египта он называет «заброшенными». Ассирийское изгнание было гораздо более опасным, попавшие туда евреи исчезали».
Вывод седьмой: Особенно опасны для Яакова испытания богатством.
Рав Биньямин Зеэв Кахане написал слова, над которыми следует серьёзно задуматься задуматься:
«Враги наши всегда стремились нас уничтожить. Были такие, которые поднимались открыто и пытались уничтожить нас физически, такие как Аман и Гитлер, а были и такие, которые пытались уничтожить нас духовно с помощью ассимиляции, подобно греческим эллинистам. Рамбам в «Игерет Тейман» даёт длинное описание способов, которыми народы пытались нас уничтожить. В любом случае, железное правило о том, что Эйсав ненавидит Яакова, остаётся верным в каждом поколении».
«Проблема в том, — продолжает рав Кахане, — что в каждом поколении находятся евреи, которые думают, что именно их поколение является исключением, что правило «Эйсав ненавидит Яакова» на них не распространяется. Такие евреи соглашаются, что в предыдущих поколениях они пытались уничтожить нас, даже сохраняя фальшивую улыбку на устах. Но теперь эти евреи не желают внять урокам истории и не хотят понять, что сегодняшние улыбки народов идентичны улыбкам предыдущих поколений. Они предпочитают жить в удобной иллюзии, что неевреи наших дней «прогрессивные» и «просвещённые», и Катастрофа не может произойти....»
Вывод восьмой: В каждом поколении потомков Яакова есть люди, которые считают, что их поколение является исключением из общего правила о ненависти Эйсава к Яакову.
В 1821 году Парижская Академия изящных искусств объявила конкурс на лучшую работу по исследованию гражданского, литературного и коммерческого положения евреев Франции, Испании и Италии. Победителем его в 1833 году был назван Шарль Депнинг, написавший книгу «История евреев в средние века». В 1848 году труд этот был переведен на русский язык и издан в Санкт – Петербурге.
Проследим на основе этого труда, как представляет себе взаимоотношения евреев и потомков Эйсава характерный представитель западно - европейской культуры. Итак, по Депнингу Европа относилась к евреям следующим образом.
Первые латинские писатели относились к евреям с презрением. На них смотрели, как на народ, презирающий всё священное у других народов, и разрешающий себе всё непозволительное, народ, любящий только своих, дышащий ненавистью ко всему остальному миру, преданный разврату, любящий размножение своего племени, пренебрегающий смертью, исповедующий Единого Бога, не допускающий образов в городах и храмах, не воздающий чести царям и цесарю. «Тацит, вполне изображая эту нацию в верных чертах, не укоряет евреев в корыстолюбии».
Калигула не любил иудеев. Клавдий приказал запереть их храмы и выслал их из Рима. Нерон вернул им право Богослужения и позволил им расселиться по всей Империи. Они стали столь значительны, что сам Сенека жалуется на их влияние.
При Веспасиане был осаждён Иерусалим, который был взят после отчаянной обороны. Храм – главная надежда евреев, был разрушен. С этого времени иудеи перестали быть национальным телом и рассеялись по всему миру.
В Риме Домициан обременил их налогами и унижением. Корыстолюбивый император Север, будто - бы подкупленный евреями, снял с них налоги и сравнял в правах с остальными гражданами Империи.. Законы разрешают им опеку, их допускают к высшим должностям, позволяют отказываться от тягостной службы. Евреев уважают во всё время господства язычества. Тогдашние христиане подобных привилегий не имели.
Константин Великий решился защитить христианство от нетерпимости и неистовства евреев. Сперва он запретил им преследовать новообращённых, наказывая за это сожжением на костре, затем он запретил им обрезывать слуг, запретил входить в состав городского Совета Рима - запретил занимать должность декуриона. Сын его Константин обошёлся с евреями суровее. Он запретил им вход в Иерусалим, запретил под страхом смерти вступать в брак с христианами, запретил брать христиан в услужение, приказал лишать имущества христиан, вернувшихся к иудаизму. На евреев были наложены огромные подати. Положение евреев несколько улучшилось при Юлиане, не миловавшего христиан....
Можно с полным правом констатировать, что прямые потомки Эйсава питали ненависть к потомкам Яакова равно как в дохристианское – языческое время, так и во времена христианские.
Дух Эйсава жив и в душе автора «Истории евреев».
Йеуда Векслер в статье «Корни антисемитизма согласно Торе» пишет:
«Но почему, говоря о преследованиях евреев в Европе, мы вспоминаем Эйсава? Какая связь между ним и европейским антисемитизмом?
"Туки земли" в благословении, полученном Эйсавом от Ицхака, это (как говорит Раши от имени мидраша Брейшит Раба)... Италия. Как же Эйсав (или его потомки) попали в Италию?
Пишет Рамбан (4) в своем комментарии к Торе (Брейшит, 49:30-31), ссылаясь на "Йосипон" и некоторые другие "книги древних", что во время похорон Яакова Цфо, сын Элифаза и внук Эйсава, начал бой с сыновьями Яакова, оспаривая право последнего быть похороненным в Меарат-г'амахпела, однако был побежден, взят в плен вместе со своими отборными воинами и заключен в темницу в Египте, где находился до смерти Йосефа; затем ему удалось бежать, и в конце концов он добрался до области Кампания в Италии, начал отстраивать Рим, воцарился над ним, а затем – над всей Италией. Таким образом, Рим – наследник Эйсава, и духом Эйсава пропитана вся римская культура. Так что с этой точки зрения разрушение Иерусалима – отнюдь не антиеврейская акция, но эпизод войны Эйсава против Яакова, а еще точнее – против Бога Яакова».
Вся европейская культура – наследие Рима. Латынь легла в основу ряда европейских языков и оказала сильнейшее влияние на другие, система римского права стала основой европейской юрисдикции, римская поэзия признана высочайшим образцом этого вида литературы, биографии великих римлян определили понятия нравственности... Следовательно, Европа – это мир Эйсава, и после признания этого факта уже не столь удивительно то, что именно там преследования евреев достигли размаха, небывалого не только во все предшествующие периоды истории народа Израиля.
Вывод девятый: В настоящее время весь западный мир – прямые потомки Эйсава со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Иногда потомки Эйсава не преследуют евреев. Они делают это вовсе не из любви к потомкам Яакова, а в собственных интересах. Евреи не могут строить своё будущее на временном спокойствии, ибо ненависть к ним может разразиться в любую минуту. И ненависть Эйсава обусловлена не грехами и дурными поступками Яакова, а всем тем хорошим, что в нём есть.
Рамбан (4) в своих комментариях к книге «Дварим» пишет:
«Они делают нам так много зла из – за своей ненависти к Всесвятому, благословен Он. Они ненавидят евреев не за то, что некоторые из них стали, подобно им, поклоняться небесным светилам, а за то, что они служат Всевышнему, исполняют Его Заповеди, не роднятся с язычниками, не вкушают их жертвоприношений и презирают идолов... Ведь сказано: «Из – за Тебя всегда нас убивают» (Тегилим 44, 23) (9). Следовательно, из – за ненависти ко Всевышнему они делают всё зло».
Как поступить и что делать Яакову, осознавая всё это?
Евреям следует выполнять свою главную функцию. Следует повсеместно распространять монотеизм и его мораль, нравственность и этику. Но это вовсе не означает приведение всего человечества к иудаизму. Достаточно выполнения основных семи заповедей неевреев и, как пишут Д.Прейгер и Д. Телушкин (7), «...соблюдение универсального морального закона.
Сказанное, по существу, означает, что евреи должны внедрить в сознание окружающих два основных принципа: этика требует Бога, а главное требование Бога - это этика.»
Вывод десятый: спасение Яакова - Израеля в выполнении задачи, возложенной на него Всевышним.
Список литературы
1. Комментарии к Пятикнижию Рабену Шломо Ицхаки (Раши).
Перевод Фримы Гурфинкель. Иерусалим, 1982.
2. Комментарий раввина Й. Герца к Пятикнижию «Сончино».
Издательство «Мосты культуры». Москва, 2001
3. Авраам ибн Эзра «Суждение о рождённом». Иерусалим , 2006
4. Комментарии к Пятикнижию Раби Моше Нахмана (Рамбан).
Издательство «Пардес», Иерусалим, 2007
5. Пятикнижие и Гафтарот. Иэдательство «Мосты культуры», Москва, 2001
6. Пять книг Торы. Мосад Арав Кук, Иерусалим, 1978
7.. Денис Прейгер, Джозеф Телушкин «Почему евреи?». Санкт – Петербург, 2004
8.Первые и последние пророки. Мосад Арав Кук, Иерусалим, 1978