Лев Мадорский. Евреи-выкресты

Христианство и евреи

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Лев Мадорский. Евреи-выкресты

Post by Лев Мадорский »

ЕВРЕИ- ВЫКРЕСТЫ.



Пару лет назад, когда был в Москве, с удивлением узнал, что Альберт Шихман, друг детства ( по понятным соображениям имя и фамилия изменены) крестился. Правда, не в церкви, а пригласив знакомого священника на дом.
- Зачем ? –спрашиваю.
- Поверил на старости лет.
- Но почему не пойдёшь в синагогу? Ты же еврей - Ответ поразил меня легкомыслием:
- Рядом с домом храм. Никуда не нужно ездить. И, вообще, всё проще: не нужно искать кошерные магазины или обрезаться.- И добавил,- А какая разница? Б-г всё равно один.
- Есть среди прихожан ещё евреи?- спрашиваю.
- Много. У нас и священник крещённый еврей.
Честно сказать, именно этот разговор вызвал интерес к теме, вынесенной в заголовок. Была, впрочем, и личная причина: родная сестра, еврейка по отцу и матери, практикующий врач-психиатр, уже много лет, как перешла в христианство. Причём, не формально, а, что называется, всерьёз: она соблюдает посты, праздники, каждое воскресенье посещает церковь. Когда приезжаю в Москву ( это повторяется много лет) сестра уговаривает креститься, чтобы «...спасти душу». Переживает, когда отказываюсь...
Так, почему евреи принимают христианство? Ведь не все же приходят к столь серьёзному решению так легкомысленно, как мой приятель. Что заставляет их, поверив в Б-га, выбирать религию, отличную от религии отцов и дедов? Попробуем разобраться, хотя тема, наверно, для серьёзного исследования, а не для короткой статьи. Начнём издалека.
Почему крестились раньше?
Здесь надо различать добровольное и насильственное крещение. Сначала о добровольном. Причём, массовом. Которое произошло в начале новой эры под влиянием небезизвестного Иисуса из Назарета. Последователи сына Божьего ( в иудейской трактовке - проповедника эпохи Второго храма), в подавляющем большинстве евреи, и создали религиозное движение, развившееся в новую, отделившуюся от иудаизма религию-христианство. Религии, которую первоначально вполне добровольно приняли десятки, если не сотни тысяч евреев ( первые выкресты) и которая впоследствии стала мировой религией. Конечно, в многовековой истории параллельного существования иудаизма и христианства было немало случаев, когда евреи, в том числе, такие известные, как, скажем, Барух Спиноза или Бенджамин Дизраэли ( список можно значительно продолжить) вполне добровольно становились христианами. Но, в основном, говоря о крещении евреев, нужно иметь в виду насильственное крещение.
Идеологическим основанием такого крещения евреев, приобщения их к церкви силой считалось ...проявление завещанной Иисусом любви к врагу. По мнению идеологов церкви, только крестившись они смогут спастись и избежать Божьего гнева. Эту концепцию разработал в своих Посланиях ещё в начале новой эры апостол Павел из Тарса. Один из первых и самых известных крещённых евреев. Человек увлечённый и страстный, он считал, что христианство это и есть истинный Израиль, и стремился превратить его из еврейской секты в мировую религию. Выросший в религиозной семье, ( еврейское имя Шаул), Павел в молодости был столь же яростным гонителем христиан, как потом стал гонителем евреев. Собственно, с его лёгкой руки, и начинается враждебность христиан к иудеям. Павел впервые обвинил их в «богоубийстве», что ,безусловно, повлияло на негативное отношение к потомкам Авраама в Средние века, эпоху Реформации а кое-где продолжается до сих пор. Именно Павел заложил концепцию, по которой каждый истинный христианин обязан обращать в свою веру иноверцев.
Однако, при жизни Павла и первое время после его смерти евреев, практически, не трогали. Масштабное и целенаправленное насильственное обращение в христианство началось вскоре после 1-го Никейского собора ( 325 г. н.э.). Первый и массовый случай такого обращения известен. Он исторически зафиксирован и произошёл в 418 году на острове Менорка. Недалеко от берегов Испании. Именно отсюда, от берегов этого небольшого острова «...есть пошла» кровавая история еврейских мучений и страданий. Толпа во главе с местным епископом, угрожая евреям смертью, потребовала от них принять христианство. 540 человек отступились от иудаизма, но многие другие ( точное число неизвестно) предпочли умереть.
Пожалуй, наиболее болезненным и варварским способом насильственного крещения стало крещение еврейских детей. В некоторых странах ( особенно, часто в Испании) их отбирали у родителей и передавали церкви, чтобы проповедями «убедить» принять христианство. И только в 1246 году папа Иннокентий 1V наложил запрет на насильственное крещение детей. Впрочем, булла Иннокентия, как и другие подобные постановления ( например, папы Григория 1Х) не оказали заметного влияния на крестителей-фанатов. В 14-15 в.в. появился даже новый термин –новые христиане или новохристиане. Так обозначали в Испании и Португалии евреев (и их потомков), насильственно принявших католичество.
Крестовые походы, (1096-1291 г.г.), которые имели целью освобождение христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман, стали, по сути, новой страшной страницей в истории насильственного крещения евреев. Уже первые отряды крестоносцев, собравшиеся в Руане ( Франция) почти полностью истребили еврейскую общину, оставив в живых немногих, согласившихся принять христианство. В дальнейшем полчища крестоносцев, состоявшие, в основном, из крестьянской и городской черни, захлестнули города Франции, Германии, Лотарингии, других европейских стран и всюду пытались крестить евреев. Отказывавшихся жестоко убивали. В Вормсе ( Германия) матери, чтобы избежать насильственного крещения, сами топили своих детей. В Кёльне некоторые евреи с криком «Шма Исраэль» бросались в Рейн и тонули. Насильственное обращение евреев в христианство, пускай не в такой жестокой форме, продолжалось не только в Средние века, но и много позже. Пожалуй, позже всего в России, где в Х1Х веке, при императоре Николае 1 тысячи еврейских мальчиков отнимались у родителей и воспитывались с 12 возраста в кантонических школах-интернатах.
Можно ещё долго перечислять ужасные страницы насильственного крещения евреев, но остановимся. Во первых, нервы не выдерживают писать обо всём этом, а, во-вторых, и без того ясно: у евреев не было выбора. Или, точнее, был один выбор- между смертью или крещением. Так было раньше.
А почему крестятся сейчас? Совершенно добровольно. Почему? Не владею статистикой, но количество евреев- выкрестов, по моим наблюдениям, стремительно растёт. Поговорил с крещёнными евреями, в том числе, и с теми, кто проживает в Германии ( все, с кем говорил, до крещения были людьми неверующими) и пришёл к выводу, что есть несколько причин.
Об одной: « быть христианином проще » уже упомянул мой легкомысленный приятель из Москвы. Действительно, для некоторых евреев, поверивших в зрелом возрасте, путь к христианству ( дело, конечно, не только в том, что храм в христианской стране, как правило, ближе, чем синагога) легче. Более подробно, об этом сказал мне вполне серьёзный, пожилой крестившийся еврей, учёный –химик, ( назовём его Борис), проживающий в Германии:
-Я поверил не в молодом возрасте. Ещё когда жил в Петербурге. Может быть, странно для учёного, но постепенно пришёл к убеждению, что без Б-га, без Творца, жизнь не только теряет смысл, но и, попросту, невозможна. Конечно, мне, как еврею, логичнее было придти к иудаизму. Но, скажу честно, соблюдение еврейских заповедей я бы не осилил.. Тем не менее остаюсь в душе евреем ( считаю, что одно другому не мешает) и оправдываю свой поступок тем, что Б-г один и Христос тоже был еврей.
Наиболее распространённая вторая причина- христианское окружение. Еврей, не впитавший религию с молоком матери, поверивший в Б-га в зрелом возрасте в христианской стране, когда постоянно с экранов телевизоров и со страниц газет и журналов повторяется, что только в христианстве ( в российском варианте-только в православии) правда, истинная вера и спасение, нередко приходит к необходимости креститься. Иногда, особенно, для людей пожилых и одиноких-это способ найти друзей, единомышленников. Моя дальняя родственница, еврейка, тоже приехавшая из Петербурга и проживающая в Кёльне, крестилась, приняла католичество и стала активным членом религиозной общины.
-Теперь у меня началась другая жизнь,- рассказывает она.- Появились друзья. Много друзей. Я больше не одинока, чувствую заботу и любовь совершенно незнакомых людей. Ты не представляешь как это приятно. Думаю, в этом и состоит истинная вера в Б-га .
И, наконец, третья причина- поверили в Христа будучи религиозными евреями ,другими словами, осознанно сменили религию, встречается редко. Много лет назад, весной 1990 года, когда в Москве на прилавках продуктовых магазинов не было ничего кроме берёзового сока, моим престарелым родителям позвонили из финского общества «Евреи за Исуса» и предложили приехать и получить продуктовые наборы. Бесплатно. Родители попросили съездить меня. В обычном московском дворе на Б.Дмитровке евреям вручали продукты в больших коробках, Новый Завет и, в заключение, священник лет 40-а, внешне похожий на еврея, произнёс проповедь. Позже подошёл к нему и мы разговорились:
- Я еврей,- признался священник.- Больше года учился в Иешиве. Но чем более знакомился с религиозными книгами, тем более понимал, что иудаизм-корни, а православие – дерево. Растущее из этих корней. Я понял, что перейдя в христианство не изменяю Б-гу, а перехожу на новую степень его познания.- Подобные рассуждения я слышал позже и от некоторых прихожан из окружения моей сестры.
Раввин московской, либеральной синагоги ( для России это новое направление), с которым в последний приезд в Белокаменную поделился наблюдениями о современных крещённых евреях, сказал слова, которые запомнились: " Иудаизм верит, что цель существования евреев- совершенствовать мир под управлением Б-га. Евреи должны нести людям знания о Б-ге, и, прежде всего, требование Всевышнего в нравственном поведении. Другими словами, делать справедливые дела, любить добро и скромно следовать за Б-гом- основа еврейского мироощущения. Все, кто в это верит, в том числе и христиане, в том числе, крестившися евреи, наши союзники. Естественные союзники религиозных евреев. Так что не будем относиться к ним чересчур строго" Я согласился с раввином.
User avatar
Ontario14
Site Admin
Posts: 308
Joined: Tue Feb 19, 2008 4:29 am

Re: Лев Мадорский. Евреи-выкресты

Post by Ontario14 »

Не будем к ним никак относиться :oops:
...לִבִּי בְמִזְרָח וְאָנֹכִי בְּסוֹף מַעֲרָב
Soplemennik
ветеран форума
Posts: 355
Joined: Thu Jul 10, 2008 12:42 pm

Re: Лев Мадорский. Евреи-выкресты

Post by Soplemennik »

Я - атеист.
Но вижу в крещении еврея что-то недостойное, нездоровое, не подобающее цельной личности. Не могу подобрать верное слово. Просто полностью согласен с Ontario14 - держаться подальше и "в разведку не брать" или, по крайней мере, вместе не ходить.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Лев Мадорский. Евреи-выкресты

Post by Лев Мадорский »

Моё слово, возможно. слишком резкое, но никуда не денешься-измена. Измена памяти отцов, традициям предков, в определённом смысле, самому себе.
Но воспринимаю то, что происходит с евреем, принявшем христианство, не как его вину, а, скорее, как беду. Как следствие реальностей жизни, обстоятельств, влиянием христианского окружения.
mark fux
активный участник
Posts: 86
Joined: Fri Oct 31, 2008 2:19 am

Re: Лев Мадорский. Евреи-выкресты

Post by mark fux »

г. МАДОРСКИЙ ЛЕВ

Вы пишите:
"...Все, кто в это верит, в том числе и христиане, в том числе, крестившиеся евреи, наши союзники. Естественные союзники религиозных евреев. Так что не будем относиться к ним чересчур строго" Я согласился с раввином."

==================================================

Я вопрошаю Вас:
- Куда Вас несет?!
В нашей традиции по перешедшему в другую веру принято читать "Кадиш" со всеми вытекающими отсюда последствиями.
И запомните это.

Марк Фукс
Irena
участник форума
Posts: 24
Joined: Sat Feb 07, 2009 11:09 am

Re: Лев Мадорский. Евреи-выкресты

Post by Irena »

Очень печально, что это происходит и продолжает происходить. И дело даже не столько в том, что евреи принимают крещение, потому что Бог действительно один. Главная беда и опасность заключаются в том, что церковь не признает современный иудаизм, как наследника и продолжателя религии праотцов. Живой и спасающей религии, давшей росток христианства, и пребывающей в Божественной полноте. Таким образом, крещенные евреи отделяют себя от своих кровных братьев и фактически становятся на сторону не признающих иудаизм и Израиль.

Сами они все равно останутся чужим и чуждым осторовком в мире, в основном, не принимающего их христианства. На проповедях в церкви они будут постоянно слушать укоры в сторону "жестоковыйного Израиля, потерявшего своего Бога", хотя все это ложь и не соответствует ни Библии, ни Евангелиям. Но это позиция современной церкви, ложная церковная традиция, порождающая христианский антисемитизм и ведущая свое происхождение со времен Иоанна Златоуста.

Понятно, что эти люди ищут надежного мировоззрения. Но они, к сожалению, не знают, что их родная религия, религия праотцов и библейских пророков и сегодня жива, и им совсем не нужно для обретения веры переходить в христианство, предназначенное для нееврейского, языческого мира. ("Свет к просвещению язычников." Лк 2:32).

К тому же крещенных евреев в церкви будут использовать против своих же братьев, призывая Израиль к покаянию и обращению. Это хорошо видно на примере Людмилы Улицкой.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Лев Мадорский. Евреи-выкресты

Post by Лев Мадорский »

Вы, конечно, правы, Ирена. очень печально. Но вспоминая имена замечательных людей в этом списке ( от Феликса Мендельсона до Александра Меня), я бы не решился их осуждать. Да и кто мы такие, чтобы осуждать? Это может делать только Он.
Last edited by Лев Мадорский on Mon Oct 11, 2010 9:49 am, edited 1 time in total.
Irena
участник форума
Posts: 24
Joined: Sat Feb 07, 2009 11:09 am

Re: Лев Мадорский. Евреи-выкресты

Post by Irena »

В моих словах нет и тени осуждения, а только анализ существующей ситуации. Может быть это кому-то из них поможет, поскольку налицо отсутствие информации и подмена библейского основания на традицию церкви. Я говорю об опасности их положения, как лично для себя, так и для своих братьев по крови. И я уверена, что каждый из них в душе это чувствует.

Оставим Пастернака и Мендельсона, это были великие люди, и у них были свои обстоятельства. Они принесли христианству и мировой культуре великий плод, как и Александр Мень. У них было свое предназначение, миссия, и они ее выполнили. Тут можно упомянуть и Семена Франка и многих других.

Разговор идет современных реалиях, когда иудаизм уже не под запретом, и, как великая и вечно живая религия отцов, доступен каждому еврею. Зачем же познавать своего Бога через ветвь, когда есть корень? Хотя это тоже путь, если вернуться к корням, а не служить инструментом давления на братьев, думая, что этого хочет от тебя Бог.
User avatar
asia
активный участник
Posts: 253
Joined: Sun Dec 13, 2009 9:21 pm

Re: Лев Мадорский. Евреи-выкресты

Post by asia »

O Крещеных Евреях Через Призму Еврейских Историй, Притч И Анекдотов

Переход в христианство всегда рассматривался ортодоксальной еврейской традицией как страшное преступление, которое нельзя было оправдать даже желанием спасти жизнь. В Талмуде крестившихся евреев называют мин и их приговаривают к смерти. Судьба многочисленных христианских мучеников свидетельствуют, что в древности это была не пустая угроза. Когда в 614 г. войска персидских огнепоклонников с помощью евреев выгнали из Иерусалима византийский гарнизон, то всем христианам было предписано вернуться в лоно иудейской религии. Те, кто не согласился – были перебиты. Доходило до того, что евреи выкупали христианских военнопленных на рынках рабов и убивали.

Впрочем, история редко была на стороне евреев и в большинстве случаев, евреи сами становились жертвами религиозных гонений. Но это не привело к смягчению закона. Живший в спокойном и сытом мусульманском Каире великий еврейский законоучитель Рабби Моше бен Маймон, больше известный как Маймонид или по акрониму РАМБАМ, соглашался, что вынужденный переход в мусульманство, хоть и грех, но не смертельный, поскольку мусульманство все же проповедует веру в единого бога, а вот переход в христианство – смертельный грех, поскольку речь идет о многобожии, о язычестве авода зара. Но при этом еврейский закон Галлаха считает, что крещеный еврей не перестает быть евреем.

Закон не смягчался и позже, но вместо смертной казни евреи проводили символическую церемонию оплакивания шиву по отступникам, как по покойникам. Еврейский народ, не терял оптимизма и юмора ни при каких обстоятельствах. Национальный еврейский «смех сквозь слезы» звучал и по усопшим, и по выкрестам. Из обширной литературы по еврейскому юмору мы выбрали несколько характерных, на наш взгляд историй и анекдотов, лучше всего отражающих мнения евреев о своих бывших единоверцах. Заметим сразу, что фольклор далеко не однозначен. На каждую пословицу можно найти пословицу с обратным смыслом; для каждой басни – другую басню с обратной моралью; на каждый анекдот – противоположный по смыслу. Особенно, когда дело касается играющего оттенками смысла и тона еврейского фольклора и еврейского языка.

Большая и солидная «Энциклопедия еврейского юмора» (Encyclopedia of Jewish Humor From Biblical Time to Modern Age. Compiled and edited by Henry D. Spalding. Jonathan David Publishers, New York, 1969) посвящает выкрестам, отступникам, атеистам и агностикам целый раздел.

Основной смысл историй – еврей даже в христианстве остается евреем.

Мойше Леви крестился в лютеранской церкви. Перед крещением пастор спрашивает, какое христианское имя он хочет выбрать:

- Мартин Лютер, – отвечает неофит,

- И какой духовный смысл имеет столь прославленное имя для вас?

- Понимаете, не хочется менять инициалы на белье для прачечной.

Евреи отказывались верить, что с крещением еврейский человек, сын еврейской матери теряет свои еврейские качества, особенно, чувство юмора.

Хаим перешел в православие. Батюшка его наставляет:

- Ты понимаешь, у нас, христиан есть постные дни. Теперь тебе нельзя есть мясное по средам, и особенно по пятницам.

Не удовлетворившись напутствием, батюшка решил навестить в пятницу вечером своего нового духовного сына. Застал он семью Хаима, поедающую говяжью ногу.

- Сын мой, ты не забыл, что сегодня постный день?

- Никак нет.

- Но тогда почему ты ешь мясо.

- Это не мясо, батюшка, а гефилте фиш.

- Как так! Я же вижу, что это мясо.

- Я превратил его в рыбу.

- Как это превратил?

- Очень просто. Точно так, как вы превратили еврея в православного. Я окунул мясо в воду.

Но так же, как евреи не верят, что купель меняет их соплеменников, они не верят, что неевреи – гоим примут новообращенного к себе

Бени сообщает своему другу Файвелу, что он крестится.

- Однако….

- Сделай мне одну любезность, – перебивает Бени.

- Какую?

- Крестись тоже.

- Ты с ума сошел, мешугенер… С чего это вдруг?

- Чтобы у меня был хоть один христианский друг.

Впрочем, не всегда отношения столь безоблачны. Не один новообращенный пытался порвать свои связи с еврейством, стать «новым человеком».

Файвел и Файтель пошли креститься. Файвел пошел в купель первым. После крещение Файтель спрашивает:

- Эй Файтель! Ну как там было?

- Во-первых, не Файтель. Мое имя – Филипп. А во-вторых, с жидами не разговариваю. Вы нашего Господа убили.

Среди евреев были такие, кто перешли в лагерь гонителей своего народа. Их было относительно немного, но их имена, как Торквемада стали нарицательными. Они были не только отступниками, но еще и мусер – так Талмуд называет еврея, доносящего властям на своих соплеменников. Таким тоже полагалась смерть. Евреи от души презирали их и всеми правдами и неправдами старались наказать гонителей.

Мишка-мусор бы ненавидим всеми в местечке. Как-то раз его хозяева избили Мишку за то, что он недостаточно усердно доносил властям и за неделю не выявил ни одного нарушения. Свидетелями порки стало много народу, и избитый Мишка шел по улице местечка и улыбался. Навстречу шел раввин.

- Скажи мне, ради небес, чего же ты смеешься? – спросил раввин.

- Я радуюсь, что избили хотя бы одного еврея, ответил мосер.

- Но, если ты радуешься, то почему ты так кричал и сейчас еще весь заплаканный?

- Потому, – отвечал мосер, – что я ненавижу, когда еврей получает удовольствие.

Юмор еще и в том, что речь здесь идет не о выкресте, а о еврее, страдающем сложным садомазохистским комплексом. Задолго до того, как психологи придумали термин «еврей-самоненавистник», не важно с крестом на шее или с ермолкой на голове, еврейский народ дал явлению точное определение.

Впрочем, большинство крестившихся евреев не таили зла на свой народ, оставались в душе евреями, поддерживали связи с родней, оказывали посильную помощь соплеменникам.

Берл обращается к судье, крещенному еврею с последним словом:

- Я не знаю, Ваша честь, к чему мне лучше воззвать? К вашему еврейскому сердцу или к вашему христианскому всепрощению, которое вы недавно приобрели.

Легендарной фигурой среди евреев был известный ученый-семитолог член Императорской Академии Наук Данила Абрамович Хвольсон (1819-1910). Он принял православие, даже преподавал одно время древнееврейский язык в Духовной Академии. Однажды он, якобы, заявил, что принял крещение потому, что лучше быть профессором в Санкт-Петербурге, чем меламедом в Вильне. (другая версия говорит …чем учителем в хедере в Эйшишках). Про Хвольсона у евреев ходит множество анекдотов и историй. Хвольсон был выдающимся человеком. Его почти забыли в России, зато в Америке он бы фигурой почти культовой. Во многих книгах об идиш, еверйкском наследии или русском еврействе встречается его имя. Дом Хвольсона был открыт для евреев, он был ходатаем по еврейским делам, защитником евреев.

Раввин Елия Хаим Лодзер приехал в Мариенбад, где к нему пошли евреи спросить совета. И, как водится, про мировые проблемы. Один еврей оказался горячим поклонником Хвольсона и спросил мнения раввина.

- На мой взгляд вопрос в том, имеет ли этот человек ту же честь, как и до крещения, – отвечал раввин.

- Я расскажу притчу. Был один литовский еврей, очень набожный. И попал он как-то в провинциальный российский городок, где покушать по-еврейски было негде. Еврей же был очень набожный и знал наш Закон. Он купил курицу, зарезал ее с соблюдением всех ритуалов, засолил мясо и сделал все по Закону. А потом сварил мясо в некошерной кастрюле.

Раввин взглянул пристально и вздохнул:

- Увы, зачем были нужны все приготовления, если посуда в конце оказывается некошерной.

Так или иначе, но когда нависла страшная опасность – кровавый навет в Куатиси, то Хвольсон со всей страстностью отдался защите евреев от нападок. Уже после смерти его заключениое использовалось на процессе Бейлиса. Сегодня, после всех кошмаров ХХ века, даже трудно представить, насколько чреватой и угрожающей было «Дело Бейлиса» для русского еврейства и насколько одинокими оказались евреи перед лицом опасности. Именно Хвольсон сумел мобилизовать русскую интеллигенцию, русское общественное мнение на защиту Менделя Бейлиса и всего еврейства. Тогда не было слышно голоса противящихся любой помощи. Вышеприведенная история учит, что они были. Всегда есть такие, уверенные, что «чем хуже, тем лучше». Но кто их слышал? Основатель крупного течения ХАБАД в хасидском иудаизме раввин Шнеур Залман из Ляд во время нашествия Наполеона призывал евреев оказать сопротивление французам, несшим на своих знаменах лозунги свободы, равенства, братства и еврейской эмансипации. Раввин призывал поддержать крепостническое и антисемитское самодержавие царя Александра I, способствовавшего, по мнению раввина, сохранению еврейства.

Крещение было массовым явлением в Восточной Европе в XIX-XX вв. В России только при Николае I крестилось свыше 300.000 евреев, что составляло около 10% еврейского населения. В Германии и Австрии только во второй половине XIX в. примерно то же количество. Причины были очень разные. Генрих Гейне называл крещение «пропуском в европейскую цивилизацию». Основные причины хорошо описаны в следующей истории:

Встречаются в поезде четыре выкреста. Разговор зашел о том, почему они крестились.

- У нас в местечке был погром. Пришли мужики и казаки и убивали всех евреев. Вот я и крестился, чтобы спастись, – рассказал первый.
- А я хотел в университет поступить, а там – процентная норма. Евреев не брали, – рассказал второй.
- Ну а я влюбился в нееврейку шиксу. Куда мне было деваться. Пошли в церковь и обвенчались, – сказал третий.
- Ну а я искренне уверовал, что Господь наш Иисус Христос воистину Спаситель, – сказал четвертый.
- Иди, расскажи это своим гойским знакомым.

Причин для крещения было значительно больше – экономические, социальные, попытки вырваться из гнета нищеты, из давящей атмосферы еврейского местечка, получить должность или статус. Но одна причина – искреннее принятие христианства оставалась для евреев неприемлемой и невероятной. Сожалели евреи об ушедших, о меняющих имена.

Гольдшмидт женился на нееврейке, перешел в христианство и поменял свою фамилию на Смит. Его бывший раввин сказал по этому поводу:

- Хотя он и оставил себе несколько слогов старого имени, но истинное золото (гольд) он потерял.

Притчу приписывают старенькому рабби Тверскому, главе чернобыльских хасидов, проживавшему в Лос-Анджелесе, а в конце жизни уехавшему на Святую землю. Притча верна не только для выкрестов, но и для множества евреев в Европе и Америке, менявших свои имена и фамилии на более «благозвучные». Даже крупной корейской фирме «Гольдстар», торгующей различной бытовой техникой пришлось выложить около миллиарда долларов на кампанию по изменению бренда, поскольку черные американцы не хотели покупать холодильники с названием, звучавшим, как еврейская фамилия. Теперь их продукция называется LG и их с готовностью покупают черные американцы, итало-американцы, азиато-американцы и даже американские евреи. Что-ж. Многие исследователи считают брэнды новым культом, сменяющим религию в пост индустриальную эру. Но вопреки всему еврейские истории не верят, что еврей может перестать быть евреем. (Другая версия гласит, что нет никакого антисемитизма. Гольд и стар для американцев значат знаки качества, а продукция Голцдстар была качестве нижше среднего. Вот потребитель и наказал фирму за нелестную рекламу и пришлось выложить много миллионов на измненение имиджа)

Неудачливый торговец Гуревич возвращается накануне Ханнуки домой с пустыми руками. А тут на методистском молельном доме большая надпись «Кто до вечера примет святое крещение, получит $100». Абрамович пошел, крестился и заработал 100 долларов.
Приходит он домой. Там жена просит денег на обед. Дочка просит на платье. Сын – на велосипед. Теща – на очки. Всем раздал и сам себе говорит:
- Вот так всегда. Только несчастный гой заработает пару копеек, как эти евреи у него их отымут.

Отрицание крещения носило не только теологический, но и чисто бытовой смысл. Семья, в которой был крестившийся, считалась опозоренной, и брачный рейтинг женщины из такой семьи значительно понижался. А ведь хорошо выйти замуж считалась заветной целью праведной еврейской девушки.

Приходит молодой еврей в церковь и просит быстренько его покрестить. Священник спрашивает:

- Зачем такая спешка? Приходите завтра с утра, я вам объясню основы нашей веры.
- Завтра будет поздно, отче. Я хочу сейчас же поменять религию.
- В чем же дело?
- Понимаете, я только что страшно поругался со своей женой. И пока я не остыл, я хожу сделать что-нибудь такое страшное, чтобы опозорить эту енту.

Заметим, что еврейское имя Ента происходит от старофранцузского имени Gentillia - благородная, как скажем Шпинця от Esperanza – надежда.. Сейчас в это трудно поверить, потому, что в еврейском языке это имя стало нарицательным для сварливой, болтливой, глупой и злобной местечковой бабы. Впрочем, в Нью-Йорке ента означает сваху. Боязнь болтливых ент во всех значениях заставила религиозные семьи скрывать наличие в их семьях выкрестов, как скрывали тяжелую душевную болезнь или плохую наследственность. Хотя добровольное крещение было массовым явлением и затрагивало все без исключения слои еврейского народа, – как светских вольнодумцев, так и набожных раввинов. Часто при упоминании о великом еврейском философе, отце Еврейского Просвещения Моисее Мендельсоне от набожных евреев можно услышать, что «он принес вред, за это был наказан Богом и его дочь крестилась». Факты говорят, что в их среде ушедших от религии и даже крестившихся всегда было много. Несмотря на высокую рождаемость ( в четыре-пять раз выше, чем у светских евреев) процент ультраортодоксальных евреев в еврейском населении остается неизменным как в Америке, так и в Израиле. Отметим как курьез, что у весьма набожного израильского министра Юлия Эдельштейна крестился не сын, а отец, ставший православным священником. Сын поначалу скрывал этот факт, а затем оценил пропагандистский эффект такого родства в падкой на сенсации израильской прессе, даже пригласил отца в Израиль и демонстративно провел его по коридорам израильского парламента Кнессета.

В семьях известных раввинов случались выкресты. Раввин Мойше – сын упомянутого выше основателя хасидского любавичского движения, автора основополагающего труда течения ХАБАД «Танья» раввина Шнеура-Залмана из Ляд перешел в христианство в возрасте 36 лет. Любавичские хасиды либо не знают, либо замалчивают этот факт. Набожные евреи упорно отрицают возможность перемены веры теми, кто ведет ортодоксальный образ жизни. Но еврейский анекдот говорит иное:

Рабби узнал о том, что его любимый сын крестился. Он посыпал голову пеплом, порвал одежду, снял обувь и сел на пол, как принято, когда у евреев умирает близкий человек. Раввин страстно молился и вопрошал небеса

- Готеню, Господь мой. Разве я не учил усердно Тору и не учил ее другим? Разве я не соблюдал усердно Закон Твой? Разве я не делал добрые дела, как заповедано в «Поучениях Отцов»? Так почему же такое горе. Почему же мой сын, мой любимый сын перешел в христианство.
- Разве только твой сын? – ответил ему голос по еврейскому обычаю вопросом на вопрос.

Отметим кстати, что разговор с Богом – распространенная форма еврейского анекдота. И глас божий из анекдотов несет в себе квинтэссенцию еврейского сознания и еврейского юмора. Приведем еще один пример Лео Ростин в бессмертной книге «Joys of Yiddish» объясняет американцам смысл еврейского слова (русского происхождения) мучит, мутчен

Молится еврей в синагоге:

- Готеню, Боже святой, да благословенно имя твое. Ну почему я такой несчастный? Я же каждый день прихожу в синагогу, учу лист из Талмуда и молюсь тебе, молюсь, молюсь. Разве с детства я сделал хоть один шаг, не посоветовавшись с тобой? Разве есть еще кто-то, кто так часто обращается к тебе? Я же такой бедный… Вот мой безбожник-эпикойрус брат! Так у него и дети удачные, и жена – красавица, и бизнес процветает, и дом богатый. Господь, царь вселенной, я не спрашиваю, почему ты его не накажешь. Я лишь спрашиваю, почему? Почему мне выпал такой удел?

После долгих воззваний синагога замерла и голос возвестил:
- Потому, что ты только то и делаешь, день за днем, день за днем, что приходишь сюда и мучишь меня!

В еврейском языке есть два слова, означающих добровольно крещенного еверя – гешмат и мешумед. Честно говоря, крупные знатоки не могли объяснить разницы. Оба слова происходят от ивритского корня шмад – проклятый, но гешмат вроде бы имеет более широкое значение. Отметим интересный факт. Нам не удалось найти ни одного анекдота, прямо проклинающего выкрестов. Значительно больше страсти, а зачастую злой иронии и даже совершенно неприкрытой ненависти несут в себе истории и анекдоты о межеврейских войнах; об отношениях верующих и светских; сефардов и ашкеназов; о конфликтах между основными направлениями иудаизма: хасидским, ортодоксальным, традиционным (неправильно переводимого, как консервативное), реформистским и реконструктивистским; о вражде между хасидами и ортодоксами-литваками; о конфликтах в хасидской среде, например, между хабадниками и сатмарскими хасидами.

По отношению в крещенным евреям нам не удалось обнаружить ничего подобного русской пословице «жид крещенный, что вор прощенный». Или болгарской поговорке «еврея крестят, хорошо бы подержать его под водой подольше». Или знаменитого шекспировского «когда еврея крестят, то повышается цена свинины» (Венецианский Купец, акт III, сцена v). Возможно, они где-то есть, но верные еврейским принципам избегать злословия, составители не включали их в сборники. Возможно, сказываются законы жанра и еврейский характер не терпит черно-белого видения мира в оценке столь сложного явления. Но вероятней всего, что великая еврейская любовь к жизни оказывается сильней догм и юмор побеждает ненависть, остается с евреем даже перед лицом смерти.

Умирает старый еврей. Он просит жену:

- Сурэлэ, душа моя. Мне очень плохо. Позови мне священника.
- Бог с тобой, Абраша! Ты наверное повредился в уме и хочешь позвать раввина?
- Да нет. Священника позови. Жаль тревожить нашего старенького раввина в такую ненастную ночь.
User avatar
Ontario14
Site Admin
Posts: 308
Joined: Tue Feb 19, 2008 4:29 am

Re: Лев Мадорский. Евреи-выкресты

Post by Ontario14 »

Моисей Мендельсон не переходил в христианство.
Мень занимался обращением евреев в христианство.
...לִבִּי בְמִזְרָח וְאָנֹכִי בְּסוֹף מַעֲרָב
Post Reply