Лев Мадорский. Евреи-выкресты
Posted: Wed Oct 06, 2010 11:05 am
ЕВРЕИ- ВЫКРЕСТЫ.
Пару лет назад, когда был в Москве, с удивлением узнал, что Альберт Шихман, друг детства ( по понятным соображениям имя и фамилия изменены) крестился. Правда, не в церкви, а пригласив знакомого священника на дом.
- Зачем ? –спрашиваю.
- Поверил на старости лет.
- Но почему не пойдёшь в синагогу? Ты же еврей - Ответ поразил меня легкомыслием:
- Рядом с домом храм. Никуда не нужно ездить. И, вообще, всё проще: не нужно искать кошерные магазины или обрезаться.- И добавил,- А какая разница? Б-г всё равно один.
- Есть среди прихожан ещё евреи?- спрашиваю.
- Много. У нас и священник крещённый еврей.
Честно сказать, именно этот разговор вызвал интерес к теме, вынесенной в заголовок. Была, впрочем, и личная причина: родная сестра, еврейка по отцу и матери, практикующий врач-психиатр, уже много лет, как перешла в христианство. Причём, не формально, а, что называется, всерьёз: она соблюдает посты, праздники, каждое воскресенье посещает церковь. Когда приезжаю в Москву ( это повторяется много лет) сестра уговаривает креститься, чтобы «...спасти душу». Переживает, когда отказываюсь...
Так, почему евреи принимают христианство? Ведь не все же приходят к столь серьёзному решению так легкомысленно, как мой приятель. Что заставляет их, поверив в Б-га, выбирать религию, отличную от религии отцов и дедов? Попробуем разобраться, хотя тема, наверно, для серьёзного исследования, а не для короткой статьи. Начнём издалека.
Почему крестились раньше?
Здесь надо различать добровольное и насильственное крещение. Сначала о добровольном. Причём, массовом. Которое произошло в начале новой эры под влиянием небезизвестного Иисуса из Назарета. Последователи сына Божьего ( в иудейской трактовке - проповедника эпохи Второго храма), в подавляющем большинстве евреи, и создали религиозное движение, развившееся в новую, отделившуюся от иудаизма религию-христианство. Религии, которую первоначально вполне добровольно приняли десятки, если не сотни тысяч евреев ( первые выкресты) и которая впоследствии стала мировой религией. Конечно, в многовековой истории параллельного существования иудаизма и христианства было немало случаев, когда евреи, в том числе, такие известные, как, скажем, Барух Спиноза или Бенджамин Дизраэли ( список можно значительно продолжить) вполне добровольно становились христианами. Но, в основном, говоря о крещении евреев, нужно иметь в виду насильственное крещение.
Идеологическим основанием такого крещения евреев, приобщения их к церкви силой считалось ...проявление завещанной Иисусом любви к врагу. По мнению идеологов церкви, только крестившись они смогут спастись и избежать Божьего гнева. Эту концепцию разработал в своих Посланиях ещё в начале новой эры апостол Павел из Тарса. Один из первых и самых известных крещённых евреев. Человек увлечённый и страстный, он считал, что христианство это и есть истинный Израиль, и стремился превратить его из еврейской секты в мировую религию. Выросший в религиозной семье, ( еврейское имя Шаул), Павел в молодости был столь же яростным гонителем христиан, как потом стал гонителем евреев. Собственно, с его лёгкой руки, и начинается враждебность христиан к иудеям. Павел впервые обвинил их в «богоубийстве», что ,безусловно, повлияло на негативное отношение к потомкам Авраама в Средние века, эпоху Реформации а кое-где продолжается до сих пор. Именно Павел заложил концепцию, по которой каждый истинный христианин обязан обращать в свою веру иноверцев.
Однако, при жизни Павла и первое время после его смерти евреев, практически, не трогали. Масштабное и целенаправленное насильственное обращение в христианство началось вскоре после 1-го Никейского собора ( 325 г. н.э.). Первый и массовый случай такого обращения известен. Он исторически зафиксирован и произошёл в 418 году на острове Менорка. Недалеко от берегов Испании. Именно отсюда, от берегов этого небольшого острова «...есть пошла» кровавая история еврейских мучений и страданий. Толпа во главе с местным епископом, угрожая евреям смертью, потребовала от них принять христианство. 540 человек отступились от иудаизма, но многие другие ( точное число неизвестно) предпочли умереть.
Пожалуй, наиболее болезненным и варварским способом насильственного крещения стало крещение еврейских детей. В некоторых странах ( особенно, часто в Испании) их отбирали у родителей и передавали церкви, чтобы проповедями «убедить» принять христианство. И только в 1246 году папа Иннокентий 1V наложил запрет на насильственное крещение детей. Впрочем, булла Иннокентия, как и другие подобные постановления ( например, папы Григория 1Х) не оказали заметного влияния на крестителей-фанатов. В 14-15 в.в. появился даже новый термин –новые христиане или новохристиане. Так обозначали в Испании и Португалии евреев (и их потомков), насильственно принявших католичество.
Крестовые походы, (1096-1291 г.г.), которые имели целью освобождение христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман, стали, по сути, новой страшной страницей в истории насильственного крещения евреев. Уже первые отряды крестоносцев, собравшиеся в Руане ( Франция) почти полностью истребили еврейскую общину, оставив в живых немногих, согласившихся принять христианство. В дальнейшем полчища крестоносцев, состоявшие, в основном, из крестьянской и городской черни, захлестнули города Франции, Германии, Лотарингии, других европейских стран и всюду пытались крестить евреев. Отказывавшихся жестоко убивали. В Вормсе ( Германия) матери, чтобы избежать насильственного крещения, сами топили своих детей. В Кёльне некоторые евреи с криком «Шма Исраэль» бросались в Рейн и тонули. Насильственное обращение евреев в христианство, пускай не в такой жестокой форме, продолжалось не только в Средние века, но и много позже. Пожалуй, позже всего в России, где в Х1Х веке, при императоре Николае 1 тысячи еврейских мальчиков отнимались у родителей и воспитывались с 12 возраста в кантонических школах-интернатах.
Можно ещё долго перечислять ужасные страницы насильственного крещения евреев, но остановимся. Во первых, нервы не выдерживают писать обо всём этом, а, во-вторых, и без того ясно: у евреев не было выбора. Или, точнее, был один выбор- между смертью или крещением. Так было раньше.
А почему крестятся сейчас? Совершенно добровольно. Почему? Не владею статистикой, но количество евреев- выкрестов, по моим наблюдениям, стремительно растёт. Поговорил с крещёнными евреями, в том числе, и с теми, кто проживает в Германии ( все, с кем говорил, до крещения были людьми неверующими) и пришёл к выводу, что есть несколько причин.
Об одной: « быть христианином проще » уже упомянул мой легкомысленный приятель из Москвы. Действительно, для некоторых евреев, поверивших в зрелом возрасте, путь к христианству ( дело, конечно, не только в том, что храм в христианской стране, как правило, ближе, чем синагога) легче. Более подробно, об этом сказал мне вполне серьёзный, пожилой крестившийся еврей, учёный –химик, ( назовём его Борис), проживающий в Германии:
-Я поверил не в молодом возрасте. Ещё когда жил в Петербурге. Может быть, странно для учёного, но постепенно пришёл к убеждению, что без Б-га, без Творца, жизнь не только теряет смысл, но и, попросту, невозможна. Конечно, мне, как еврею, логичнее было придти к иудаизму. Но, скажу честно, соблюдение еврейских заповедей я бы не осилил.. Тем не менее остаюсь в душе евреем ( считаю, что одно другому не мешает) и оправдываю свой поступок тем, что Б-г один и Христос тоже был еврей.
Наиболее распространённая вторая причина- христианское окружение. Еврей, не впитавший религию с молоком матери, поверивший в Б-га в зрелом возрасте в христианской стране, когда постоянно с экранов телевизоров и со страниц газет и журналов повторяется, что только в христианстве ( в российском варианте-только в православии) правда, истинная вера и спасение, нередко приходит к необходимости креститься. Иногда, особенно, для людей пожилых и одиноких-это способ найти друзей, единомышленников. Моя дальняя родственница, еврейка, тоже приехавшая из Петербурга и проживающая в Кёльне, крестилась, приняла католичество и стала активным членом религиозной общины.
-Теперь у меня началась другая жизнь,- рассказывает она.- Появились друзья. Много друзей. Я больше не одинока, чувствую заботу и любовь совершенно незнакомых людей. Ты не представляешь как это приятно. Думаю, в этом и состоит истинная вера в Б-га .
И, наконец, третья причина- поверили в Христа будучи религиозными евреями ,другими словами, осознанно сменили религию, встречается редко. Много лет назад, весной 1990 года, когда в Москве на прилавках продуктовых магазинов не было ничего кроме берёзового сока, моим престарелым родителям позвонили из финского общества «Евреи за Исуса» и предложили приехать и получить продуктовые наборы. Бесплатно. Родители попросили съездить меня. В обычном московском дворе на Б.Дмитровке евреям вручали продукты в больших коробках, Новый Завет и, в заключение, священник лет 40-а, внешне похожий на еврея, произнёс проповедь. Позже подошёл к нему и мы разговорились:
- Я еврей,- признался священник.- Больше года учился в Иешиве. Но чем более знакомился с религиозными книгами, тем более понимал, что иудаизм-корни, а православие – дерево. Растущее из этих корней. Я понял, что перейдя в христианство не изменяю Б-гу, а перехожу на новую степень его познания.- Подобные рассуждения я слышал позже и от некоторых прихожан из окружения моей сестры.
Раввин московской, либеральной синагоги ( для России это новое направление), с которым в последний приезд в Белокаменную поделился наблюдениями о современных крещённых евреях, сказал слова, которые запомнились: " Иудаизм верит, что цель существования евреев- совершенствовать мир под управлением Б-га. Евреи должны нести людям знания о Б-ге, и, прежде всего, требование Всевышнего в нравственном поведении. Другими словами, делать справедливые дела, любить добро и скромно следовать за Б-гом- основа еврейского мироощущения. Все, кто в это верит, в том числе и христиане, в том числе, крестившися евреи, наши союзники. Естественные союзники религиозных евреев. Так что не будем относиться к ним чересчур строго" Я согласился с раввином.
Пару лет назад, когда был в Москве, с удивлением узнал, что Альберт Шихман, друг детства ( по понятным соображениям имя и фамилия изменены) крестился. Правда, не в церкви, а пригласив знакомого священника на дом.
- Зачем ? –спрашиваю.
- Поверил на старости лет.
- Но почему не пойдёшь в синагогу? Ты же еврей - Ответ поразил меня легкомыслием:
- Рядом с домом храм. Никуда не нужно ездить. И, вообще, всё проще: не нужно искать кошерные магазины или обрезаться.- И добавил,- А какая разница? Б-г всё равно один.
- Есть среди прихожан ещё евреи?- спрашиваю.
- Много. У нас и священник крещённый еврей.
Честно сказать, именно этот разговор вызвал интерес к теме, вынесенной в заголовок. Была, впрочем, и личная причина: родная сестра, еврейка по отцу и матери, практикующий врач-психиатр, уже много лет, как перешла в христианство. Причём, не формально, а, что называется, всерьёз: она соблюдает посты, праздники, каждое воскресенье посещает церковь. Когда приезжаю в Москву ( это повторяется много лет) сестра уговаривает креститься, чтобы «...спасти душу». Переживает, когда отказываюсь...
Так, почему евреи принимают христианство? Ведь не все же приходят к столь серьёзному решению так легкомысленно, как мой приятель. Что заставляет их, поверив в Б-га, выбирать религию, отличную от религии отцов и дедов? Попробуем разобраться, хотя тема, наверно, для серьёзного исследования, а не для короткой статьи. Начнём издалека.
Почему крестились раньше?
Здесь надо различать добровольное и насильственное крещение. Сначала о добровольном. Причём, массовом. Которое произошло в начале новой эры под влиянием небезизвестного Иисуса из Назарета. Последователи сына Божьего ( в иудейской трактовке - проповедника эпохи Второго храма), в подавляющем большинстве евреи, и создали религиозное движение, развившееся в новую, отделившуюся от иудаизма религию-христианство. Религии, которую первоначально вполне добровольно приняли десятки, если не сотни тысяч евреев ( первые выкресты) и которая впоследствии стала мировой религией. Конечно, в многовековой истории параллельного существования иудаизма и христианства было немало случаев, когда евреи, в том числе, такие известные, как, скажем, Барух Спиноза или Бенджамин Дизраэли ( список можно значительно продолжить) вполне добровольно становились христианами. Но, в основном, говоря о крещении евреев, нужно иметь в виду насильственное крещение.
Идеологическим основанием такого крещения евреев, приобщения их к церкви силой считалось ...проявление завещанной Иисусом любви к врагу. По мнению идеологов церкви, только крестившись они смогут спастись и избежать Божьего гнева. Эту концепцию разработал в своих Посланиях ещё в начале новой эры апостол Павел из Тарса. Один из первых и самых известных крещённых евреев. Человек увлечённый и страстный, он считал, что христианство это и есть истинный Израиль, и стремился превратить его из еврейской секты в мировую религию. Выросший в религиозной семье, ( еврейское имя Шаул), Павел в молодости был столь же яростным гонителем христиан, как потом стал гонителем евреев. Собственно, с его лёгкой руки, и начинается враждебность христиан к иудеям. Павел впервые обвинил их в «богоубийстве», что ,безусловно, повлияло на негативное отношение к потомкам Авраама в Средние века, эпоху Реформации а кое-где продолжается до сих пор. Именно Павел заложил концепцию, по которой каждый истинный христианин обязан обращать в свою веру иноверцев.
Однако, при жизни Павла и первое время после его смерти евреев, практически, не трогали. Масштабное и целенаправленное насильственное обращение в христианство началось вскоре после 1-го Никейского собора ( 325 г. н.э.). Первый и массовый случай такого обращения известен. Он исторически зафиксирован и произошёл в 418 году на острове Менорка. Недалеко от берегов Испании. Именно отсюда, от берегов этого небольшого острова «...есть пошла» кровавая история еврейских мучений и страданий. Толпа во главе с местным епископом, угрожая евреям смертью, потребовала от них принять христианство. 540 человек отступились от иудаизма, но многие другие ( точное число неизвестно) предпочли умереть.
Пожалуй, наиболее болезненным и варварским способом насильственного крещения стало крещение еврейских детей. В некоторых странах ( особенно, часто в Испании) их отбирали у родителей и передавали церкви, чтобы проповедями «убедить» принять христианство. И только в 1246 году папа Иннокентий 1V наложил запрет на насильственное крещение детей. Впрочем, булла Иннокентия, как и другие подобные постановления ( например, папы Григория 1Х) не оказали заметного влияния на крестителей-фанатов. В 14-15 в.в. появился даже новый термин –новые христиане или новохристиане. Так обозначали в Испании и Португалии евреев (и их потомков), насильственно принявших католичество.
Крестовые походы, (1096-1291 г.г.), которые имели целью освобождение христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман, стали, по сути, новой страшной страницей в истории насильственного крещения евреев. Уже первые отряды крестоносцев, собравшиеся в Руане ( Франция) почти полностью истребили еврейскую общину, оставив в живых немногих, согласившихся принять христианство. В дальнейшем полчища крестоносцев, состоявшие, в основном, из крестьянской и городской черни, захлестнули города Франции, Германии, Лотарингии, других европейских стран и всюду пытались крестить евреев. Отказывавшихся жестоко убивали. В Вормсе ( Германия) матери, чтобы избежать насильственного крещения, сами топили своих детей. В Кёльне некоторые евреи с криком «Шма Исраэль» бросались в Рейн и тонули. Насильственное обращение евреев в христианство, пускай не в такой жестокой форме, продолжалось не только в Средние века, но и много позже. Пожалуй, позже всего в России, где в Х1Х веке, при императоре Николае 1 тысячи еврейских мальчиков отнимались у родителей и воспитывались с 12 возраста в кантонических школах-интернатах.
Можно ещё долго перечислять ужасные страницы насильственного крещения евреев, но остановимся. Во первых, нервы не выдерживают писать обо всём этом, а, во-вторых, и без того ясно: у евреев не было выбора. Или, точнее, был один выбор- между смертью или крещением. Так было раньше.
А почему крестятся сейчас? Совершенно добровольно. Почему? Не владею статистикой, но количество евреев- выкрестов, по моим наблюдениям, стремительно растёт. Поговорил с крещёнными евреями, в том числе, и с теми, кто проживает в Германии ( все, с кем говорил, до крещения были людьми неверующими) и пришёл к выводу, что есть несколько причин.
Об одной: « быть христианином проще » уже упомянул мой легкомысленный приятель из Москвы. Действительно, для некоторых евреев, поверивших в зрелом возрасте, путь к христианству ( дело, конечно, не только в том, что храм в христианской стране, как правило, ближе, чем синагога) легче. Более подробно, об этом сказал мне вполне серьёзный, пожилой крестившийся еврей, учёный –химик, ( назовём его Борис), проживающий в Германии:
-Я поверил не в молодом возрасте. Ещё когда жил в Петербурге. Может быть, странно для учёного, но постепенно пришёл к убеждению, что без Б-га, без Творца, жизнь не только теряет смысл, но и, попросту, невозможна. Конечно, мне, как еврею, логичнее было придти к иудаизму. Но, скажу честно, соблюдение еврейских заповедей я бы не осилил.. Тем не менее остаюсь в душе евреем ( считаю, что одно другому не мешает) и оправдываю свой поступок тем, что Б-г один и Христос тоже был еврей.
Наиболее распространённая вторая причина- христианское окружение. Еврей, не впитавший религию с молоком матери, поверивший в Б-га в зрелом возрасте в христианской стране, когда постоянно с экранов телевизоров и со страниц газет и журналов повторяется, что только в христианстве ( в российском варианте-только в православии) правда, истинная вера и спасение, нередко приходит к необходимости креститься. Иногда, особенно, для людей пожилых и одиноких-это способ найти друзей, единомышленников. Моя дальняя родственница, еврейка, тоже приехавшая из Петербурга и проживающая в Кёльне, крестилась, приняла католичество и стала активным членом религиозной общины.
-Теперь у меня началась другая жизнь,- рассказывает она.- Появились друзья. Много друзей. Я больше не одинока, чувствую заботу и любовь совершенно незнакомых людей. Ты не представляешь как это приятно. Думаю, в этом и состоит истинная вера в Б-га .
И, наконец, третья причина- поверили в Христа будучи религиозными евреями ,другими словами, осознанно сменили религию, встречается редко. Много лет назад, весной 1990 года, когда в Москве на прилавках продуктовых магазинов не было ничего кроме берёзового сока, моим престарелым родителям позвонили из финского общества «Евреи за Исуса» и предложили приехать и получить продуктовые наборы. Бесплатно. Родители попросили съездить меня. В обычном московском дворе на Б.Дмитровке евреям вручали продукты в больших коробках, Новый Завет и, в заключение, священник лет 40-а, внешне похожий на еврея, произнёс проповедь. Позже подошёл к нему и мы разговорились:
- Я еврей,- признался священник.- Больше года учился в Иешиве. Но чем более знакомился с религиозными книгами, тем более понимал, что иудаизм-корни, а православие – дерево. Растущее из этих корней. Я понял, что перейдя в христианство не изменяю Б-гу, а перехожу на новую степень его познания.- Подобные рассуждения я слышал позже и от некоторых прихожан из окружения моей сестры.
Раввин московской, либеральной синагоги ( для России это новое направление), с которым в последний приезд в Белокаменную поделился наблюдениями о современных крещённых евреях, сказал слова, которые запомнились: " Иудаизм верит, что цель существования евреев- совершенствовать мир под управлением Б-га. Евреи должны нести людям знания о Б-ге, и, прежде всего, требование Всевышнего в нравственном поведении. Другими словами, делать справедливые дела, любить добро и скромно следовать за Б-гом- основа еврейского мироощущения. Все, кто в это верит, в том числе и христиане, в том числе, крестившися евреи, наши союзники. Естественные союзники религиозных евреев. Так что не будем относиться к ним чересчур строго" Я согласился с раввином.