Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"
http://www.berkovich-zametki.com/Forum2/

Лев Мадорский. Протестанты и евреи
http://www.berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=18&t=1302
Страница 1 из 2

Автор:  Лев Мадорский [ Чт апр 01, 2010 5:04 am ]
Заголовок сообщения:  Лев Мадорский. Протестанты и евреи

ПРОТЕСТАНТЫ И ЕВРЕИ

Случай в Магдебурге.
Тот солнечный, мартовский день 1993 года запомнился. Как будто всё случилось вчера. Наверно, потому, что ни раньше, ни позже ничего подобного в моей жизни не происходило. Я только недавно приехал в Германию и жил в городе, известном по школьным урокам физики, в Магдебурге. Было воскресенье. Мы с приятелем прогуливались по пешеходной зоне и удивлялись (это особенно бросалось в глаза после бандитской Москвы тех времён) как немцы умеют мирно и дружелюбно веселиться. В российской жизни большое скопление народа, практически, всегда сопровождалось пьяной агрессией и драками.
В центре площади на длинном столе молодой человек, интеллигентного вида, раскладывал какие-то книги и брошюры. Подошли ближе. Это была религиозно-христианская литература: Новый и Ветхий Завет, псалмы Давида, жития святых и многое другое.
- Возьмите Новый Завет, - обратился ко мне молодой человек.- Это бесплатно.
- Спасибо, но я еврей. Мне бы больше подошёл Ветхий Завет.
И тут молодой человек неожиданно, на глазах у переполненной площади, вышел из -за стола и встал передо мной на колени:
- Вы, евреи, наши старшие братья. Спасибо вам.
Я смутился, не знал что сказать, и мы с приятелем быстро ушли, смешавшись с толпой.
Лютер и евреи.
Именно после этого случая заинтересовался отношением протестантов к евреям, к иудаизму в целом, и понял, что это отношение, неоднозначно. Оно колеблется от негативного, почти юдофобского (прямые последователи Лютера в этом вопросе) до всё более набирающего силу, юдофильского. С одним из представителей которого я и столкнулся в Магдебурге.
Если у евангелистов сегодняшнего дня отношение к евреям постепенно меняется к лучшему, то на протяжении жизни Мартина Лютера (1483-1546 г.г.) всё было с точностью наоборот. В первый период (1513-23) он осуждал антисемитизм, призывал к «христианской терпимости» к иудеям. Был против « преувеличения поступков евреев по отношению к Иисусу Христу». В памфлете « О том, что Христос родился евреем» Лютер (1523) даже писал, что если бы он сам был евреем, то « видя тех дураков и мошенников, которые учат христианству, предпочёл бы превратиться в свинью, чем стать христианином»
Однако, надежды, что евреи примут христианство в его реформированном, как Лютер считал, «подлинном» виде, не оправдались. Постепенно он убедился, что подавляющее большинство иудеев остаются верными своему традиционному пониманию Библии. И произошла метаморфоза. Мартин Лютер из защитника евреев превратился в ярого антисемита. В поздних памфлетах « О евреях и их лжи» и « О непроизносимом имени Божием» Лютер пишет уже о «неподатливых евреях с железным сердцем и упрямых как дьявол». Призывает к их изгнанию. Его антиеврейская риторика становится ругательной и нетерпимой: « отвратительные паразиты», «воры и разбойники, отравляющие колодцы и похищающие людей» и т.п. Именно поздние работы Лютера формировали враждебное отношение лютеран к иудеям, стали истоком их травли и антисемитской пропаганды, включая нацистскую.
Евреи за Иисуса
Впрочем, Лютер несколько преувеличивал, когда говорил о «неподатливых евреях с железным сердцем». Шли годы и его мечта привести евреев к христианству нашла своих последователей. В 1973 году в Сан Франциско еврей-христианин Мойше (Мартин) Розен основал организацию, которая получила название «Евреи за Иисуса». Постепенно движение «Евреи за Иисуса» расширялось и сегодня его филиалы есть не только в США, Но и в Англии, Франции, Германии, России, Израиле. Всего в 11 странах.
«Евреи за Иисуса» - миссионерская организация. В Москве и в Берлине я встречал на улице активистов движения. Названия брошюр, которые они раздают бесплатно, как и слоганы на свитерах и майках, не оставляют сомнений в том, какую организацию эти активисты представляют: « Иисус любит евреев», «Евреем были первые христиане», « Христос был евреем» и т.п.
С одним из активистов этой организации в Москве, Игорем Славутиным, молодым человек лет 25 (мама- еврейка, далекая от религии, папа- русский, православный) я разговорился в вестибюле метро. Разговор получился интересный, и я пригласил его домой. Из наших бесед, из брошюр, которые мне Игорь передал, из других источников убедился, что религиозные постулаты « Евреев за Иисуса» мало чем отличаются от постулатов евангелической церкви. Вот главные:
- Иисус Христос из Назарета - сын Б-га.
- Иисус был Мессией и скоро вернётся на Землю.
- Ветхий и Новый Завет являются Богудохновенным Словом Божьим.
- Чтобы спастись, надо поверить в Иисуса и раскаяться в грехах.
- Б-г существует в трёх ипостасях - Б-г отец, Б-г сын и Б-г Святой дух.
- Евреи – избранный народ.
Есть правда и некоторые, специфически-еврейские акценты. «Евреи за Иисуса» отмечают не только христианские, но и еврейские праздники: Пурим, Суккот, Хануку, еврейский Новый год. Некоторые одевают на Б-гослужение кипу. Другими словами, считают себя одновременно как евреями, так и христианами.
И всё же, несмотря на желание евреев-христиан подчеркнуть свои еврейские корни и еврейскую составляющую их Веры во Христа, иудаистские религиозные организации, независимо, ортодоксальные или реформистские, относятся к «Евреям за Иисуса» резко отрицательно. Призывают потомков Авраама «не поддаваться на провокации», не вступать в контакт, не посещать их мероприятия. Неоднозначное отношение к христианам-евреям и у представителей католических и православных конфессий, считающие их прозелитами, то есть перешедшими в христианство из другой веры. Ни в православии, ни в католицизме такие «новообращённые» не вызывают особого доверия.
Протестанты- юдофилы.
Но вернёмся к лютеранам. Многие из них, в отличие от католиков и православных, принимают потомков евреев в лоно своей церкви, что называется, с распростёртыми объятьями. Считают, как и молодой человек, ставший передо мной на колени в Магдебурге, «старшими братьями».
Евангелический богослов Ф. Марквардт выразил эти настроения эмоционально и ярко: «Освенцим зовёт к тому, что сегодня мы услышали Слово Божие не так, как его слышали прошлые поколения. Мы отвергаем обвинения иудеев в их несмываемой вине за смерть Иисуса. Мы раскаиваемся за презрение и унижение, которым их подвергали. Мы уверены, что завет Божий с еврейским народом вечен».
Изменилось и отношение к Израилю. Иммиграция евреев в Святую землю из всех стран мира рассматривается как ещё один знак верности Всевышнего своему народу. Например, Синод Евангелической Церкви Германии 1980 года провозгласил солидарность с еврейским народом- своим религиозным долгом. Признал особый характер избранности Израиля. « Второе пришествие Христа состоится,- записано в его решении,- когда евреи вернутся в Израиль» По мнению протестантов -фундаменталистов необходимо, чтобы потомки Авраама не просто вернулись в страну Обетованную, но и поселилсь на всей территории, которой они владели в библейские времена.
Основные установки сегодняшней протестанской церкви подтверждают этот новый взгляд:
- Совиновность в преступлениях нацистов.
- Связь христианства с иудаизмом.
- Отказ от миссионерства среди евреев.
- Отказ от антисемитизма
Некоторые протестанты – фундаменталисты, особенно, в США, стараются ускорить процесс возвращения евреев в Израиль и финансируют их эмиграцию. Только с 2000-го по 2006 г.г. в Израиль из США на деньги протестантских организаций переехало около 2000 евреев.

В заключение хочу отметить, что евреи становятся христианами не только в рамках протестантизма. Знакомая, живущая в Москве, крестившаяся еврейка, пригласила меня несколько лет назад посетить церковь в центре города во время Б-гослужения. Я был поражён количеством прихожан- евреев. Да и священник, проводивший службу, оказался евреем. Это были не «Евреи за Иисуса». Это были евреи-православные.
Такое ощущение, что процесс христианизации евреев набирает силу. Позитивное это явление? Не думаю. Впрочем, время покажет…

Автор:  Irena [ Сб апр 03, 2010 1:38 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Лев Мадорский. Протестанты и евреи

Уважаемый Лев! Я тоже не думаю, что то, что "процесс христианизации набирает силу" является позитивным явлением. Кроме того, я не уверена, что он "набирает силу". Скорее всего это связано с отсутствием доступного еврейского религиозного образования. Но, по-моему, сейчас положение исправляется.

"Евреи за Иисуса" не верят в то, что современный иудаизм полноценная и истинная религия их отцов, живая и спасающая по сегодня. Ту же позицию занимает официальная христианская церковь, в том числе и православная. Это большая ошибка. Ничего кроме антисемитизма такая позиция не порождает. Тем хуже, что этим занимаются сами евреи.

Ваши знакомые в Москве просто "спасаются" в христианстве, которое было и есть религией, предназначенной для языческого мира. Апостол Павел называл себя "апостолом язычников" (Рим.11:13) и он совершил свою миссию, предвозвещенную в Первом (Ветхом) Завете и повторенную в Новом:

Иисус – "свет к просвещению язычников". (Лк 2:32).

"Я сделаю Тебя светом народов (на иврите "гоим", то есть язычников), чтобы спасение Мое простерлось до концов земли." (Исаия 49:6)

Апостолы-евреи принесли Благую весть о спасении уже не только иудеев, как первенцев Божиих, но и передали дар призвания всему не еврейскому, то есть языческому миру. Таким образом, было исполнено библейское пророчество.

Насколько я знаю, практически все христианские конфессии занимаются миссионерством среди евреев и считают это одной из своих главных задач. Это не соответствует позиции Библии и порождает очень много негативных вещей.

"Несостоятельность иудаизма после прихода Иисуса", как идея, является ошибочной ТРАДИЦИЕЙ христианской церкви со времен Иоанна Златоуста, и принесла и продолжает приносить в мир много зла.

Правильную, соответствующую Библии позицию в этом отношении занимает кардинал Парижский Монсеньор Люстиже, и это повидимому связано с тем, что его обращение в христианство не было связано с церковью, а произошло через чтение самой Библии. Он утверждает, что иудаизм, как истинная и спасающая религия "продолжает жить".

http://world.lib.ru/d/didkowskaja_i_p/m ... izhe.shtml

Если же в мире действительно существуют христиане, которые любят евреев не на словах, а на деле, то перед ними простирается непаханная целина церковного антисемитизма, а также благая и благословенная (Бытие 12:3) возможность поддержки еврейской диаспоры, а также государства Израиль в политическом, экономическом и прочих отношениях. И я верю, что именно этого от них требует Бог: "Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш" (Исайа 40:1).

http://world.lib.ru/d/didkowskaja_i_p/d ... a401.shtml

Автор:  Лев Мадорский [ Сб апр 03, 2010 3:59 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Лев Мадорский. Протестанты и евреи

Привет, Ирена!
Спасибо за интересный комменатрий.
Для меня главное в описанной ситуации- позитивный интерес христиан к евреям. Их отход от многолетнего антисемитизма и желание поддержать Израиль. Это необычайно приятно и важно, учитывая, что протестантов миллионы и что у иудеев всегда было значительно больше врагов, чем друзей. Дай Б-г, чтобы эта тенденция нашла своё продолжение.

Автор:  Irena [ Ср апр 07, 2010 8:16 am ]
Заголовок сообщения:  Re: Лев Мадорский. Протестанты и евреи

Надо сказать, что у меня нет большого оптимизма в этом отношении.

В основном, "позитивный интерес христиан к евреям", был и есть хорошо завуалированным желанием "обращать". Поэтому совершенно правы "иудаистские религиозные организации", относящиеся к этому, и к переходу евреев в христианство, резко отрицательно.

На фоне усиливающейся вражды к Израилю, конечно, стоит использовать эти контакты с христианскими организациями, но очень осторожно, с "открытыми глазами", и этим должны заниматься исключительно серьезные и мудрые раввины.

Я вижу в таких отношениях (и их рекламе, в которой заинтересованы христиане) большую опасность, так как главная надежда народа Израиля на Единого, Всесильного и любящего их Бога, Который верен ВСЕГДА. Но не надо забывать, что Он "Бог – ревнитель".

Подобные контакты могут стать соблазном для рядовых, не очень грамотных в религиозном отношении светских евреев и "масортим" (соблюдающих традиции), и привести их к потере/не обретению веры отцов. Тем более, что евреям свойственен поиск абсолютной правды и всеобщего спасения, как надежной идеологии/мировоззрения, поскольку это как бы воздух для еврейской души.

Автор:  Grygory [ Чт апр 08, 2010 3:56 am ]
Заголовок сообщения:  Re: Лев Мадорский. Протестанты и евреи

Спасибо, очень интересная тема. По моему глубокому убеждению, главным противоядием против противоестественной "христианизации" евреев ( ведь сама идея человека - Бога, воскресения, непорочного зачатия и пр. - из языческого сознания, из греко-римской античной культуры, в которой и развивалось первоначально христианство) в наше время будет каббала, которая раскрывается миру как система научных знаний о всем объеме мироздания - творения.
Ее глубочайшие объяснения, как "сконструировано" мироздание, какая цель существования человека в мире, куда вся эта грандиозная система мироздания эволюционирует, и что должен сделать венец творения - человек, и является лучшим противоядием против таких организаций, как "евреи за Христа". 2000-летнее изгнание, мифы средневековья заканчиваются, но еще прошлое цепляет сознание людей.

Самому иудаизму прийдется в ближайшее время глобально трансформироваться в соответствии с глобальными изменениями в жизни народа, в соответствии с той задачей (миссией), которую необходимо еврейскому народу с помощью всех народов мира выполнить в ближайшие 200 лет.

Посм. заметку "Религии эгоистического периода >>" Думаю, понятней станет, что религии в современном обществе - просто культурные традиции.

Автор:  Лев Мадорский [ Пт апр 09, 2010 7:06 am ]
Заголовок сообщения:  Re: Лев Мадорский. Протестанты и евреи

Привет, Ирена!

Автор:  Лев Мадорский [ Пт апр 09, 2010 9:00 am ]
Заголовок сообщения:  Re: Лев Мадорский. Протестанты и евреи

Спасибо, за замечательную сноску и возможность познакомиться со статьёй Орианы Фаллачи.

Автор:  Лев Мадорский [ Сб апр 10, 2010 6:06 am ]
Заголовок сообщения:  Re: Лев Мадорский. Протестанты и евреи

Лев Мадорский писал(а):
Привет, Ирена!
В Вашем ответе кое-что смущает. А почему не представить себе, что есть не один ( иудейский), а несколько путей к Б-гу? Может быть, каждый народ идёт к Всевышнему своей дорогой? Главное, тут Вы правы, нам, евреям, надо идти "с открытыми глазами " и исключить мисcионерские устремления других религий.
Мне представляется, что решение проблемы ( чей путь более верный) возможно только в экуменическом ключе: у каждого свой путь.
Вопрос к Grygory.
Не могли бы Вы кратко сформулировать ту задачу, миссию. которую евреи должны, как Вы пишите, выполнить в течении 200 лет?

Автор:  asia [ Сб апр 10, 2010 8:31 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Лев Мадорский. Протестанты и евреи

Естесственно, не один путь. У евреев он свой, у других народов - свой, путь сыновей Ноаха. Но Творец один.

Автор:  Лев Мадорский [ Вс апр 11, 2010 6:29 am ]
Заголовок сообщения:  Re: Лев Мадорский. Протестанты и евреи

Ася! Для меня Ваш последний ответ важен. А то ведь каждый (в том числе. моя близкая родственница. принявшая христианство) утверждает-только мой путь верный. Все остальные-ересь и недомыслие. Если бы представители всех религий приняли его ( этот ответ) за аксиому, мир стал бы намного лучше...

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/