Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Чт апр 25, 2019 9:45 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: И к памяти душою прислонясь…
СообщениеДобавлено: Сб май 10, 2014 6:43 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Ср дек 08, 2010 8:11 am
Сообщения: 5
«У любви, как у пташки крылья» - это знают все люди.
« Её никак нельзя поймать» - это тоже известно. Нельзя. Никак!.
«Тщетны были бы все усилья»…
Действительно, ведь и предположить было невозможно, что откроется дверь, и Она войдёт в комнату.
Все замолчали на полуслове.
В чёрном платье, обтягивающим её фарфоровую фигуру.
Шея, с картин Модильяни , небрежно распущенные волосы, ключицы, торчащие из-под выреза платья и только два горящих глаза, взглянув на меня, заворожённую этим видением, улыбнулись...
Майя Михайловна участливо спросила: « Страшная, да?»..
Слова застряли в горле. В который раз я поняла, что на моём лице можно прочесть всё.
Я громко ойкнула. - Что вы?!.. И, соврала.
Да, разве можно было узнать в этой , то ли женщине, то ли птице, ту красавицу, ту знойную испанку, которую мы только что видели на сцене?
Сильную, гордую, насмешливую Кармен!
Глядя на неё, я поняла, почему «Тщетны были бы все усилья, но крыльев ей нам не связать»…
Конечно, невозможно было даже представить, её в клетке, окольцованную. Заставить её готовить поэлью, просить петь и танцевать, когда она сама не захочет!
Этот вихрь чувств, калейдоскоп ломаных движений, нескончаемую уверенность в своей свободе и любви. В прошедшей и будущей.
А сейчас эта великая балерина - Майя Михайловна Плисецкая стояла перед нами.
В руке она держала горсть таблеток, и, смеясь, объяснила:
- Без них ни за что не усну. И, показывая на дверь, позади себя, добавила:
-Родственники одолели. Я с ними сидела, сидела - больше не могу...
- А больше и не надо, - отреагировал Щедрин.
Они сидели втроём - композитор Родион Щедрин, дирижёр Израиль Гусман и режиссёр Леонид Хаит.
Горько смеясь, они обсуждали, как министр культуры Екатерина Фурцева отправила балет «Кармен» в Ленинград, с формулировкой – « Москва не должна видеть это безобразие. Москва ещё не доросла до такой эротики. Одни сплошные намёки»…
Щедрин смеялся, Гусман был возмущён, а Хаит обречённо разводил руками. Только что запрещали, урезали его спектакль «Ноев Ковчег» в театре Образцова.
Ночью куклам укорачивали, резали носы!.
Формулировка была та же: « На что намекаете?! Убрать!»... И убрали...
Щедрин с удовольствием рассказывал:
- Она спрашивает: «Про что спектакль?»...
Про любовь, говорю, Екатерина Алексеевна. - Что это за любовь? – спрашивает, - за кого вы меня принимаете?!.. На генеральной репетиции Фурцева возмутилась, вообще, не на шутку: - « В кого вы превратили национальную героиню испанского народа?»..
- Видишь, Родя, - грустно рассуждал Гусман.
Они всё отлично понимают...
- Просто, министр спутала Кармэн и Долорес Ибаррури, - добавил Хаит.
Щедрин разлил по рюмкам коньяк.
Майя Михайловна положила таблетки на стол, села, обхватив ноги, своими сказочными руками.
- А, действительно,- задумчиво разглядывая меня, - спросила Майя Михайловна, - Неужели было понятно, про что мы танцевали?.. Ведь у нас в стране всё давно устоялось.
«У любви, как у пташки крылья» и всё… А тут, что-то получилось иначе… Это понятно?!

Она интересовалась так искренне, что я набравшись смелости заговорила.
Я говорила о том, что, наверное, только сегодня поняла, про что написал свой рассказ Мериме. Уж, конечно, не про птичку, которую нельзя поймать...
Я увидела спектакль о неизведанных чувствах, о губительной страсти, о жажде быть счастливой, несмотря ни на что, - даже на смерть.
Майя Михайловна слушала, кивала своей царственной головой, а потом вдруг спросила:
- А при последней встрече с Хозе, я не пережала?..
И оправдываясь, добавила:
- Знаете, он мне так надоел, этот Хозе, поэтому, я не знала, как от него избавиться!.. Вот это движение не слишком? - и она повернула ногу «кочергой», как бы, отпихнув кого-то!.
Плисецкая у меня спрашивает?!..
Я обнаглела совсем и стала рассказывать, как удивительно, что каждое её движение можно дублировать словом и , что я даже могу рассказать, о чем думает героиня, когда впервые встречает Эскамильо.
Майя Михайловна радостно засмеялась. Она откинула голову и глядя куда-то, сквозь потолок, выдохнула:
- Господи! Как хорошо!...
Гусман подошёл, обнял её за плечи и промурлыкал:
- Я же говорил, что это будет Действо Века!.. И твоя музыка, Родя, - обратился он к Щедрину..
Тот захохотал:
- Ты, что-то спутал, Иза!. Это не я... Это Бизе сочинил!...
Гусман искренне удивился.
- Что ты говоришь?.. Вообще-то я вспоминаю - Бизе!.
Но, согласись, ты не выдержал, подправил слегка…
Я думаю, Фурцева скоро опомнится и будет стонать, что премьера была не в Большом.
Майя Михайловна махнула рукой.
- О чём ты, Иза? Не смеши… Если б ты слышал, как они всё это обсуждали!..
Как им не подошёл мой костюм! И длина не та, и почему косой, и почему кружевной?.. А костюм красивый, правда? - обратилась она ко мне.
- Потрясающий! – выдохнула я.
- Точно, потрясающий. - Согласилась Майя Михайловна. – Никогда, ни у кого такого не было!
- Ух, ты, моя скромница, - с обожанием, глядя на нее, говорил Щедрин.
- Да. Никогда!... И ни у кого!, - продолжала Плисецкая. – А что, разве не правда?
- Правда. Чистая, правда. Хочешь глоточек? А вы, Ася? – Щедрин протянул рюмки.
Мы, почему-то, обе замахали руками.
- Что ты! Что ты! - испугалась Майя Михайловна.
- Ты что хочешь, чтоб у меня не было ночи?..
- Ночи не будет! - подхватил Гусман. - Будет вечная музыка!..
Все дружно прореагировали на его очередной каламбур, а Хаит выразительно посмотрел на часы.
Я поняла, что минуты мои сочтены. Поезд в Москву отправлялся через сорок минут.
Мы приехали в Питер, тогда ещё он назывался - Ленинград, утром. Нас пригласил старый друг Леонида Хаита, Израиль Борисович Гусман. Главный дирижёр Горьковской филармонии, искрящийся юмором, неотразимый мужчина, организатор всевозможных розыгрышей.
Они с Хаитом были дружны долгие годы.
Когда он предложил нам провести ночь в пути и денёк в Ленинграде, - мы тут же согласились.
- Ребята! - говорил восторженно Гусман,
Вы должны это увидеть! Всю жизнь будете потом меня благодарить!.. А я для вас буду очень хорошо махать палкой!
Он был дирижёром этого волшебного вечера.
Спектакль в Ленинграде был объявлен внезапно.
Рекламы не было, но многотысячный Октябрьский зал был забит до отказа.

Первое отделение - музыка Родиона Щедрина – дирижёр Израиль Гусман. Второе - опальная «Кармен-Сюита»!...
Нам поставили стулья в литерном ряду и мы, как дети, замерев, ждали, что же будет?..
И действительно, мы увидели, что-то совсем не похожее на то, к чему привыкли.
Антибалет, пронизанный поэзией танца!
Мы ощутили тему Судьбы и Рока, совсем уж не свойственную традициям советского балета.
Звучала знакомая музыка Бизе, усиленная нюансами чувств Щедрина. Зал дышал в унисон, взрываясь единым вздохом восхищения!...
Но тогда, в гостинице, во время нашего общения, часы неумолимо неслись, и я быстро фотографировала глазами, каждый момент существования в пространстве, женщины, которую отметил Бог.
Майя Михайловна встала и сделав круг по комнате, выпила таблетку и вздохнула:
- Господи!.. Как всем нашим далеко до Алонсо и Бежара! Как далеко!.. Как до Эвереста!..
-Хочу на Эверест! – заключил Щедрин, и я поняла, что пора уходить.
Прощаясь с нами, Майя Михайловна, улыбаясь, сказала:
- Спасибо, что приехали. Так славно мы поговорили..
И как вы правы, сцену с Эскамильо, я передумаю. Спасибо!..
Это Она - говорила мне!..
Я выскочила за дверь, переполненная вдохов и выдохов, горестно думая о том, что Хаиту нужно ехать в Москву в театр к Образцову, а мне сойти по дороге в Калинине, на репетицию к Виктюку… И это всё вместо того, чтобы забраться куда-нибудь повыше и прокричать во всё горло -
- Люди! Знаете ли вы, что рядом с вами живёт, мыслит и трудится - Звезда!
Настоящая!
Яркая и Неповторимая!
Знаете ли вы, что планета № 4626, открыта в честь Майи Плисецкой и носит её имя!

« МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ ». Целая планета!
И ещё, Люди! Знайте, что если случится, что вы окажетесь в пределах её сияния, то этот свет рано или поздно отразится в вашей душе!
Прошло много лет...
Было у Майи Михайловны Плисецкой много диковинных балетов – открытий, много побед, вопреки всему существующему.
Имя великой балерины у миллионов мира сего, а у меня единственный вечер, который длился так недолго, а помнится всю жизнь.
И когда на очередном юбилее, я увидела громадное фотографическое полотно, где в одном углу был портрет балетмейстера Мессерера, а наискосок в другом, - Лебедь, Плисецкой, то снова невольно вспомнились слова Кармен -
«Безответна на все угрозы,
Куда ей вздумалось, летит»…
Лебедь - Любовь, улетая через всю картину, оставляет большое пространство Памяти и Жизни.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB