Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вт сен 17, 2019 11:17 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Инна Ослон. СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ, ПРИБРЕЖНЫЕ ГОРОДА
СообщениеДобавлено: Чт сен 08, 2011 3:27 am 
участник форума

Зарегистрирован: Вт мар 18, 2008 2:32 am
Сообщения: 13
Я мысленно провела линию между Савоной и Венецией, поставила приблизительную точку посередине и поискала глазами крупный город. Прочитала: Милан. Получилось, что если корабль выходит из Савоны и, связывая ее вытянутой петлей с Неаполем, Валеттой, Корфу, Дубровником, делает последний узелок в Венеции, билет надо брать именно до Милана, в оба конца, - и получить в качестве сдачи два железнодорожных маршрута в широком отвороте итальянского сапога.

За день до вылета, до одури начитавшись путеводителей, я почувствовала, что уже прожила это путешествие, устала от него, и ехать никуда не надо. Но чемодан сложила и в аэропорт прибыла. Через три часа я уже подлетала к Атланте и видела первое чудо: неожиданные хвойные леса. Через несколько дней я увижу такие же леса за океаном, на подступах к Дубровнику, на острове, где деревья растут не из красноватой почвы, а из камней.

Говорят, что все аэропорты мира на одно лицо. Я их различаю. В аэропорту Атланты сумрачно и бестолково. Я там всегда опасаюсь услышать: «Рейс улетает без опоздания, но неизвестно откуда». Но все обошлось, и я оказалась в кресле рядом с очень симпатичной пассажиркой, социальным работником из итальянской части Швейцарии, говорящей на пяти языках, имеющей троих детей и столетнюю маму, летавшую в Америку к друзьям, предпочитающей мясу сыр, а он в Швейцарии дороже мяса, любительницу поездок с подружками в Миланский оперный театр (который, между прочим, находится в соседней стране, но всего в 40 минутах от дома), боящейся, что не успеет сегодня к зубному врачу, как давно назначено, ставить коронку. Вот она сидит слева от меня в кресле моей памяти как живая, с тремя волосками на верхней губе, в удобных брюках и куртке, с практичной объемистой сумкой у ног, весело огрызаясь по-итальянски с сидящими сзади беспокойными подростками, ноги которых то и дело пинают наши кресла.

Разговорившись с активной швейцаркой, я ознакомилась с ее европейским взглядом на здравоохранение. В Швейцарии, если вы бедны, о вашем здоровье позаботится государство. - Оно же не позволит вам просить милостыню, как в Италии – не позорьте его! - Оно же не позволит вам обрасти излишней собственностью. Моя швейцарка работала всю жизнь, но собственный дом ей не купить, они с сыном снимают квартиру.

В Милане – пробки. Доезжаю на автобусе до большого железнодорожного вокзала в состоянии ремонта и лесов, нахожу кассу, покупаю билет до Савоны с пересадкой в Генуе. Все это с запинками, осложнениями, помощью прохожих. Обманул меня интернет, нужные мне поезда ходят не так часто, и к кораблю я приеду впритык. Разобравшись что и как, сажусь в поезд. Пожилой итальянец угостил меня бутербродом, а я его – завалявшимися в сумке конфетами из русского магазина. Он и присевшая рядом молодая женщина долго восхищались храброй дамой, которая не боится путешествовать одна. На доступных мне ломаных языках я попыталась донести до них свою несложную мысль о том, что Италия – не джунгли. Это что же случилось с западной цивилизацией, насколько же она изнежилась и потеряла чувство азарта, если путешествие на поезде среди бела дня в европейской стране считается не то чтобы опасным предприятием (едет же эта итальянка одна), но предприятием, которое большинство людей из других стран должно считать опасным?

Геную видела так: чуть-чуть подземной, в виде железнодорожных путей в туннелях, и чуть-чуть надземной, в виде надстроенного над ними вокзала. Все это запыхавшись, боясь не успеть на свой поезд. Кажется, едем вдоль побережья. Поезд то подныривает к морю, то опять удаляется от него.

С вокзала – бегом в такси. В такси – давай вертеть головой. Цветные здания, острые углы улиц. Жаль, что нет времени на знакомство с Савоной. А вот и порт. Натыкаюсь с размаху на их медленный темп. Напрасно я так спешила. Тут, похоже, никто не делает энергичных движений, и корабль вовремя отплывать не собирается.
Устроившись в каюте и оббежав весь корабль, отметившись в каждом уголке этого многослойного чуда, вечером знакомлюсь с соседями по столу. Как им всегда удается так удачно подбирать людей? Вот, например эта англо-американская пара. Они купили дом в южной Англии, по американским понятиям, невероятно старый, а по английским – ничего особенного. Позже, из документов, случайно узнали, что он принадлежал брату Джейн Остен. Какое чудесное совпадение! Хозяйка в своей американской юности очень увлекалась этой писательницей. Теперь им, естественно, интересно, бывала ли в нем сама Джейн Остен. Так их дом, в сущности, памятник культуры! И почему бы местным властям не признать это официально и не вернуть им хотя бы часть тех средств, которые они потратили на его ремонт? Но про деньги это они так, без подлинного интереса. Я чувствую, что и их, и их маленького сына, больше беспокоит дух Джейн Остен. Мне тоже интересно, витает ли он в их жилище и, если да, входят ли духи в цепочку из шести степеней удаления.
Первая остановка – Неаполь. Я здесь уже была, и поэтому сразу иду в городской музей, пробираясь сквозь ряды черных торговцев сумками. Мне показалось, что за три года моего отсутствия они не продали ни одной и их времяпровождение является ритуалом. Музей интересен не столько экспонатами, сколько самим зданием, - замком, который начали строить еще в 13 веке. Потом успеваю проехать еще три туристских автобусных маршрута, пересаживаясь с одного на другой. В этот раз я ознакомилась и с нижней частью Неаполя, куда в прошлый раз никак не попала. Тут набережная, парки, поместья, влияние французов, греков, испанцев, санта лючия, но я бы предпочла жить в верхней части города, на горе, в кривых живописных улочках, обращенных к морю.

Мне бы на Неаполь неделю или хотя бы три дня, но вечером корабль отплывает. Небольшой отдых, вечерний обеденный туалет, разговоры за столом, приглушенный свет, музыка в салоне...

А свежим утром – Валетта, столица Мальты, волшебного острова между Европой и Африкой почти в центре Средиземного моря. Золотой город с вкраплением красного и зеленого поднимается уступами, шпилями, плоскими стенами, идущими наискось улицами. Кто бы мог подумать, что камень без зелени может быть так красив. В этой великолепной архитектурной стене есть подземные проходы-туннели, но я их не знаю и косо поднимаюсь по наружной части горы. Оказывается, тут левостороннее движение (наследие англичан?). Следующие пару часов я помню плохо. Помню, как иду вправо и вверх, какую-то крепость, которую я обошла, какой-то парк на вершине, обращенной к морю, беседку, группы туристов с мороженым и статую местного политического деятеля с надписью на двух государственных языках, английском и мальтийском.

На Мальте небо и море одного цвета, и цвет этот - невероятный. Может быть, поэтому история этого острова, лишенного воды и природных ресурсов, так извилиста. Греки – Карфаген – Рим – вандалы – Византия – арабы – норманны – финикийцы – испанцы – французы – итальянцы, не говоря уже о мальтийских рыцарях. Мальтийцы невысоки, кареглазы и смуглы, то ли от солнца, то ли по природе. Язык близок к арабскому, но пишут на латинице, сами потомки финикийцев, но преобладающая религия – католицизм. Мальта – это, все-таки, Европа, хоть и очень южная.

Хотя бы потому, что здесь очень интеллигентные полицейские, которые позже укажут мне короткую дорогу вниз, к набережной и порту, по широким ступенькам поперек параллельных улиц, и я даже найду проход в стене, в котором и магазинчик, и ресторан, и кинотеатр, где показывают фильм по истории Мальты. Но мне жалко тратить время на то, о чем можно прочитать самой. Лучше пожирать глазами действительность в свете этого апрельского дня.

А пока что я хожу вверх-вниз по узким улицам, которые стекают с холма, вижу мелкие лавки, фрукты-овощи, загружаемые в них через переднюю дверь с маленьких грузовичков, пожилых женщин в черном на балконах, правительственное здание в плохом состоянии с выщербленными парковками для членов палаты представителей. Позже я прочитаю, что это был Дворец Великого Магистра. Может быть, я видела его с задворок? Я вообще путешественник по задворкам. А улиц, где топчутся тысячи туристов, рассматривая мириады глупых туристских товаров, я, как могу, избегаю.
Следующий порт - Керкира (о-в Корфу). Это уже Греция, Ионические острова, первый дифтонг которых уже кажется произведением искусства и ассоциируется с колоннами. За город спорили-воевали римляне, византийцы, готы, венецианцы, турки, французы, англичане, - а оставили после себя две крепости и гармонично уживающееся наследие. Англичане, например, любовь к крикету и множество зданий. Французы – рестораны с наблюдательными столиками снаружи и маркизы от солнца.
Вооружившись картой и отвергнув автобус, доставляющий в туристский центр старого города, сначала я шла по плоской набережной, потом полезла в гору, продираясь через парк с буйной зеленью. Хорошо жить на острове, осознавать границы своего мира. Знать, что через квартал – море, и что вообще все дороги ведут к морю, куда бы они ни шли. Мечтать отдохнуть от туристов и одновременно бояться их исчезновения. Опустеет, облысеет тогда огромная главная площадь, с Дворцом святых Михаила и Георгия, с обширной парковкой, с колоннами, за которыми прячутся рестораны и магазины.
Еще Керкира запомнилась надписями.
Порт. На боку автобуса надпись на двух языках: «ΔΩРЕАН МЕТАФОРА. Free Transportation». Я аж обалдела от восторга. Ну что такое метафора, как не транспортировка смысла?! В этот день я встречала много табличек и объявлений с такими словами, как «грамматика», «филология». Первое, как я вычислила, относилось к школе. Не язык, а услада филолога.
А почему так часто мелькает слово «Албания»? Присмотрелась: туда предлагаются билеты. Албания тут совсем близко, через пролив и севернее. И, разумеется, не греки ездят в Албанию, которая занимает предпоследнее экономическое место в Европе, а албанцы в Грецию - на заработки.
На окраинной улочке я увидела вывеску по-русски. Это был магазин. Значит, и здесь поселились разбежавшиеся из империи. Что мне было делать? Зайти и купить докторской колбасы? Она мне не нужна. Просто зайти поговорить? Я прошла мимо.

На следующий день, подплывая к Дубровнику, я увидела точно такой же хвойный лес, как в Атланте, за океаном, но рос он не из темно-красной почвы, а из крупных камней. Это какая-то географическая симметрия.
Дубровник – это город, в который хочется приехать на полгода и писать роман в тесной квартирке, отрываясь на море внизу. А к вечеру выходить на прогулку, встречать загорелых морщинистых знакомых, рассматривать их туалеты. Здесь многие живут на головах друг у друга: ваша крыша находится на уровне соседского двора, откуда, нагнувшись, можно рвать апельсины с вашего дерева. Пальмы и апельсины в славянской стране.

И опять я пробираюсь проходными дворами, улицами, не знающими ступни туриста, тропами вдоль монастырских стен, блуждаю, расспрашиваю прохожих и снова выхожу в нужном направлении. Но почему все идущие мне навстречу несут в руке какую-то конструкцию из широких зеленых листьев. Откуда они движутся? Из местного цветочного магазина? Что-то обрядовое? Спрашиваю у очередной «несуньи». Все очень просто. Все они возвращаются домой после католической службы, а сегодня Пaльмовое (вербное) воскресeнье, и эти зеленые плоские плетенки из пальмовых листьев изображают кресты. И я случайно выхожу к этому храму, довольно сумрачному, от которого как раз расходятся семьи, к кладбищу около него.
Город поднимается в гору, как многие приморские города. Улица сначала идет вдоль побережья вправо и вверх, затем, круто развернувшись, влево и вверх, море остается все ниже и ниже. Личного пространства мало, домики и квартирные дома небольшие, улицы узкие, стояночки для машин игрушечные, но если считать своими море, горы и небо, то тут всего достаточно …
Только избегайте безобразного туристского прямоугольника, где топчется людское многоголовье и делается сувенирный бизнес.

Через него приходится пройти, чтобы попасть на маленький кораблик (тендер), который привез сюда утром и отвезет обратно к нашему большому кораблю. Он то и дело ныряет носом вниз, но восторг пассажиров и радостные визги вызывает боковая качка.

И последний порт – Венеция. А я заказала гостиницу в Местре, у вокзала. Еду туда минут десять поездом, оставляю чемодан в своем номере и опять в Венецию. У меня на нее будет почти целый день.

Венеция несколько разочаровала. Она показалась мне бледнее своего ореола и не дотягивала до своей всемирной славы, но разве она в этом виновата? Желания покататься в опереточной гондоле не возникло. Зато я попозже с удовольствием проехалась на речном трамвайчике «вапоретто» по большому каналу. Люди как раз ехали с работы, немножко толкались. Было ощущение настоящего.

По Венеции можно долго и с удовольствием бродить, вглядываясь в ее старые камни и каналы, но у меня это получилось только с утра и подальше от самого центрального центра; видела я указатель на знаменитое гетто, но боясь не успеть, пошла в другом направлении; а потом толпы туристов заслоняли все вокруг, мешали дышать и чувствовать. Все же я посидела в приятном ресторанчике, насмотрелась в его окна на прохожих, нашагалась по знаменитым местам, побросала взгляды в боковые улочки и посетила два музея.

Один из них – собор деи Фрари (смотрите на карте: Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) я разыскала по совету знакомого, ради «Вознесения Девы Марии» Тициана. Я в нем провела часа полтора или два. Он великолепен своей архитектурой, внутренним убранством, скамьями, шедеврами живописи и скульптуры и, конечно, названной картиной. Если выбрать правильную для себя точку, - а для меня это оказалась не точка, а медленное движение к картине по определенному проходу, - то видишь, как Мария плавно поднимается вверх. Когда я снова приеду в Венецию, я обязательно приду сюда опять. И обязательно изыщу для этого города малотуристское время.

Везде наши люди, не только под прицелом камеры рядом с гондольерами. Выписываясь не следующий день из гостиницы, обратила внимание на акцент сотрудницы. Она оказалась молдаванкой из Кишинева, десять лет назад вышла сюда замуж, есть дети. Муж, видимо, не богач, - и она ездит на работу поездом 40 минут в один конец. Я ее поблагодарила по-румынски, чему она обрадовалась, и тоже поехала поездом - в Милан, где сняла недалеко от вокзала другую гостиницу на последнюю ночь.

Милан – большой европейский город с другими, северными итальянцами. Широкие проспекты, парки, красивые магазины, чистый транспорт. Пробки в часы пик. Нет южной обшарпанности. Неаполь живописен, а Милан – нет. Это просто красивый и богатый европейский город. Несмотря на его размеры, я его исследовала пешком. Я успела посидеть в крохотном кафе, размещающемся в старинном здании, чуть ли не в его толстой стене, и посетить какой-то музей малопонятного модернового искусства, не оставившего после себя никаких эмоциональных впечатлений (впрочем, тоже стоит ознакомиться) и Дуомо, то есть кафедральный собор. На мой вкус, его острые кружевные иглы занятны, но не особенно красивы, они нарушают природную гармонию. В природе такие иглы есть разве что у дикобраза, но даже его фигура в целом округлая. Спуститься с этого колючего сооружения по лестнице пешком – хорошее физическое упражнение.

На следующий день – в аэропорт, преодолевая дорожные препятствия. Как я уже говорила, в Милане пробки. Практичные мотоциклисты, которых здесь много, юрко объезжают машины.

А в самолете меня ждало кое-что интересное. После взлета ко мне подошла стюардесса, сказала, что какая-то семья хотела бы сидеть рядом, и спросила, не соблаговолю ли я в их пользу пересесть в первый класс. Я соблаговолила, но никого перемещающегося в противоположном направлении не заметила. Меня всю дорогу обносили винами, закусками, обедами, но сколько вина может выпить непьющая женщина? Сколько закусок можно съесть? Теперь я знаю, что самое лучшее в первом классе – это кресла с разными выдвижными столиками и удобной подножкой для ног, но, право, это удобство не стоит нескольких тысяч.

Я разгадала этот коммерческий фокус, особенно после того, как сидящий рядом мужчина сказал, что он тоже купил самый обычный билет, а его попросили поменяться ради какой-то семьи. Все очень просто. В первом классе пустовали два кресла, что приносит из-за их несуразной цены огромный убыток. Были стратегически выбраны два одиноких пассажира в надежде на то, что им так понравится, что в следующий раз они сами купят билеты в первый класс. Прием был хорошо отработан.

Так аристократично и забавно закончилось мое небольшое путешествие.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB