Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вт сен 17, 2019 2:25 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Инна Ослон. АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН В КАЙМЕ БЕРЕГОВ
СообщениеДобавлено: Вс янв 31, 2010 3:42 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Вт мар 18, 2008 2:32 am
Сообщения: 13
АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН В КАЙМЕ БЕРЕГОВ

 Инна Ослон, 2008-2009

- Нет, это будет скучно, - отозвалась моя подруга. - Через весь Атлантический океан без захода в порты?

- Нет, это слишком дорого, - сказала я агенту, узнав, что одной в каюте придется платить вдвое больше.

- Нет, я передумала и никуда не плыву, - сообщила я подруге. – Не хочется столько тратить.

- Но я тоже передумала, - неожиданно сказала она. Может, скучно не будет? И всего-то пять с половиной суток.

Подруга улетела в Англию на пару дней раньше меня, вместе с моими советами по знакомству с Лондоном, и добирались мы до своей каюты разными маршрутами, а я так еще с приключениями.

Но все по порядку. Англия встретила меня сначала огромным аэропортом, по пустынным и гулким коридорам которого я долго продвигалась к автобусной станции, волоча чемодан на колесиках; потом британским произношением кассирши; потом знакомой зеленой свежестью за стеклянной наружной дверью.

Что еще? Увидев несколько хорошо воспитанных лиц с желтоватыми неровными зубами, сразу вспоминаешь, что национальное американское пристрастие к стоматологии британцам, в массе своей, чуждо, что тут чуть меньше комфорта (для тела, а душе - хорошо), что вежливость здесь иная, не такая распахнутая, как там, где, на две ступеньки южнее, живу я, что на лице британца улыбка и благожелательность появляются после того, как обратишься с вопросом или просьбой, а не до.

Обо всем этом я думала в автобусе до Вокинга, где должна была пересесть на поезд до Саутхемптона. Я всматривалась в дорогу. Неужели мы правда едем по левой стороне? Или все эти машины справа – обман зрения? В конце концов, это просто условности, и мы могли бы правую сторону называть левой, а левую правой. Или наоборот. Я окончательно запуталась и стала смотреть на мчащиеся мне навстречу светло-зеленые деревья по сторонам шоссе, не разбирающие, слева они или справа.

Попетляв по каким-то развилкам с противоестественным направлением, въезжаем в Вокинг и мимо театра с афишей о «Вестсайдской истории» (ну никакой духовности на Западе!) приближаемся к вокзальчику. Когда-то здесь приземлились марсиане из «Войны миров», а теперь подъехала автобусом я. Поблизости, у реки, стоит похожее на корабль современное здание, внося легкий акцент инопланетности в избранный пришельцами городок.

Поезда в Англии ходят часто, и рельсы у станции расползались в стороны многочисленными серебристыми нитями, ровно выложенными вдоль платформ. Я бесконечное число раз пыталась попасть к своим двоим, подымаясь на одном лифте на марсиански пустынный крытый переход и спускаясь на другом, но каждый раз, как в дурном сне, попадала на не тот путь. Очнувшись от этого марева, я вовремя воспользовалась мостом, а кто-то упорнее меня, может, до сих пор ходит по этой заколдованной стереометрии, забыв, что срок годности его билета давно закончился.

Общее впечатление о Южной Англии из окна поезда: растительность – почти тропически роскошная, человеческие сооружения говорят о процветании, пассажиры кажутся устойчиво благополучными.

Ну вот я и в Саутхэмптоне. Бесплатным автобусом добираюсь до порта. Город приятный и светлый по ощущениям, каменная стена 14 века соседствует с модерновым торговым центром. А вот и моя остановка.

Но это не тот порт! Тут нет никаких лайнеров, только пароходики, которые плавают на заманчивый остров Уайт. Я давно хотела туда попасть, послушать местный диалект, полюбоваться местными барашками, но не сегодня же! А где находится «Queen Mary 2», никто толком не знает, только указывают примерное направление и говорят, что туда ездят на такси. Подвоз мне без надобности. Время есть, ходьба меня не затрудняет, чемодан на колесиках, а как приятно идти пешком в нежаркий август, может понять только живущий в Далласе уроженец более северных краев.

Где-то минут за сорок я дотопала до входа в порт. Начинался дождик, становилось прохладно, но брать такси уже смысла не было.

Под холодным косым дождем и злым морским ветром я бодро пробираюсь по территории бесконечного безлюдного порта, волоча все тот же чемодан. Он, как сухопутный якорь, удерживает меня на земле, юбка набухла дождем. Этот порт как море, берега и корабля не видно, а когда последний наконец появляется на горизонте, то, сколько ни шагай, он так же далек, как луна. Мимо в такси проносятся благоразумные путешественники, дивясь странной ведьмообразной леди с чемоданом. Ладно, Англия – страна чудаков, и пусть я буду одна из них. Как много у них воды, и вокруг страны, и с неба. Но, кажется, «Queen Mary 2» стал крупнее. Минут через 15 еще крупнее, даже палубы можно, прищурившись, подсчитать.

Еще немного, и взгляд больше не охватывает корабль целиком, на меня оглядываются последние такси, и я приближаюсь к месту под крышей, где высаживают пассажиров. Чемодан уезжает от меня по транспортеру, регистрация, меня фотографируют в моем чумовом виде, недолгое ожидание в теплом зале с буфетиком, и я, проходя по роскошным пароходным помещениям, контрастируя с ними и чистой, местами принарядившейся публикой (пусть скажут мне спасибо за усиление их приглядности), попадаю в свою каюту.

Смена часового пояса. Я не спала ночь, промерзла и намокла. Я повалилась в кровать, потеплее укрывшись. Время от времени выглядывала из своей дремы, не появилась ли подруга. Беспокоилась, может, у нее тоже приключения? Наконец она объявилась. Я ей рассказала про свое, а она мне – про свое.

Пораженная дороговизной лондонской еды, подруга днем довольствовалась украденным из гостиничного завтрака крутым яйцом, чтобы дотянуть до вечернего ресторана. Надо сказать, что зарабатывает она очень хорошо, и три дня ее бы не разорили. Иногда думаешь, что деньги имеют больше отношения к чувствам, чем к экономике.

Дальше мы с ней, будучи обе дамами независимыми, бегали по отдельности, встречаясь только случайно или за столом.

Корабль отплывает. Вот я и сделала именно то, что обещала утром удивившемуся пограничнику: провела в Великобритании всего несколько часов. А можно было бы несколько лет. Везде не поспеешь.

Труднее всего рассказать о самом пересечении океана, потому что нет никаких сюжетных опор в виде захода в порты, ничего твердого на горизонте. Один раз неопределенно ткнули в волну и сказали, что где-то здесь погиб «Титаник».

Здесь, посреди Атлантики, и в августе прохладно, а в середине апреля 1912 года, когда «Титаник» пошел ко дну, было просто холодно.

Миновав это место, "Куин Мэри-2" (а это лайнер, а не круизный корабль) и дальше стремительно несется к другому берегу, еще больше охлаждая высунувшихся на палубы пассажиров.

День – он зависит от океана, хоть и не так, как когда-то, когда океан определял, жить тебе или сгинуть в морской пучине. Небольшой ветер – с удовольствием прогуляешься по палубе. Сильный, пронизывающий – быстро уйдешь. Очень сильный – перекроют двери, да и сам не выйдешь: мышц не хватит, чтобы открыть дверь, прижимаемую ветром.

В один из дней стало заметно качать, по радио объявили, что мы попали в шторм, и все наружные двери перекрыли. Я, как и некоторые другие, устроилась в уютном кресле на второй палубе, у огромных окон, откуда так хорошо смотреть на изменчивую водную поверхность, а от брызг отделяет только стекло. Но долго я не высидела и пошла бродить по кораблю. Его многочисленные палубы слегка уходили из-под ног, - вроде качелей в парке. Некоторые пассажиры явно чувствовали себя некомфортно. На обед половина не явилась, да и у меня аппетит поубавился, и к вечеру качка моему организму поднадоела.

Я пошла в кинозал. Крутили псевдоисторический фильм (все исторические фильмы – псевдо, не правда ли?) с частично морской тематикой. Когда показывают абордаж, старинные корабли с серыми некрасивыми парусами, изношенным деревом и страшными матросами, а ты в это время сидишь в красивом кинозале комфортабельного корабля, и буря за окном отзывается даже не водяными искрами, а легким покачиванием в кресле, возникает двойное ощущение комфорта и условной опасности.

Назавтра все утихло. Пассажиры стали говорить, что это был самый большой шторм, когда-либо пережитый нашим кораблем. Не верилось. Мне приключение казалось чем-то вроде короткого проезда по проселочной дороге после отличного асфальта. Спросила у соседа по столу, отставного морского офицера. Он подтвердил, что это так, что по штормовой шкале волнение бывает только на один балл сильнее. Это очень расходилось с моими ощущениями. То ли все, от чего нас предостерегают, оказывается сильно преувеличенным, то ли дело в том, мы не нюхали непогоды в прошлом мире, девятого вала на маленьком кораблике, без рессор, без рации, без службы спасения, ну как в том фильме.

Атлантический океан – это вам не курорт. Вопреки всему, не иссякает число стремящихся его пересечь: на парусных яхтах, катамаранах, гребных лодках, досках для серфинга… Некоторые стремятся обхитрить стихию, проплыв над поверхностью воды на воздушном шаре.

«Across the Atlantic» - так я когда-то хотела назвать собственное переводческое агентство. Я передумала, поняв, что плавать мне придется исключительно в волнах административных, а не языковых задач. Так что агентство – виртуальное пересечение, заложенное в самом названии, - не состоялось, но реальное – произошло. Чаще бывает наоборот.

Когда пересекаешь Атлантику в западном направлении, день на час прибавляется, и это приятно, хотя трудно понять, за что его подарили. Этот лишний час, которого всегда так не хватает, можно использовать на наблюдение за неуловимым и описание неописуемого, - стихии, которая нас окружает, текучей воды

Океанскую воду хочется назвать перетекающей и подобрать к ней перетекающие слова, которые переливаются оттенками стального-серо-сизого, лазурного-кобальтового-ультрамаринового, иногда голубого с застиранными оборками белых кружев, иногда бирюзового с воланчиками пены по гребням. Несколько дней тех, кто смотрит за борт, встречает собирательный цвет морской волны, и взгляд перебирает ритмичные волны мелкими или крупными завитками, всегда отороченные какой-нибудь опушкой, бахромой или челкой.



И посреди всего этого – наш корабль, "Куин Мэри-2". Он аристократичен, пространственно сложен, музыкален, оформлен с большим вкусом. Тут лучшая (из корабельных) библиотека. По стенам развешана хорошо проиллюстрированные: история мореплавания, история пересечения Атлантики эмигрантами, история компании "Cunard" и история самого корабля. Тут читают лекции о судостроении, не боясь оттолкнуть публику чертежами и не стремясь притянуть ее шутками ниже пояса. И она заранее занимает места, и понимаешь, что не случайно корабли у англичан – женского рода. Все они любимые.

Если вас интересуют разговоры с интересными людьми, вам сюда. Тут собирается замечательная публика, в основном верхний средний класс, процентов на восемьдесят британцы. Разница с другими круизами не кардинальна, но ощутима. Тут нет пляжно-курортного пошиба и разгуливания в попугайско-гавайских рубашках пузом вперед, хотя никто этого не запрещает. Видимо, любителям гавайских рубашек такие поездки неинтересны.

Чай по-английски, подаваемый в белых перчатках. Сэндвичи с огурцом. Туалеты к обеду в ресторане. Галстуки бабочкой. Привыкнув к американской упрощенности, мы с подругой наскребали последнее.

Мы с ней сверили свои ощущения. Это другой класс. Тихое и ненавязчивое обслуживание. Никаких намеков на чаевые. Никаких дешевок-обжираловок. Еды подается не много, но достаточно, в обществе хорошо воспитанных людей, которые примечательны не только своим тактом и застольными манерами, но и тем, что они собой представляют. Они подтянуты в одежде, требовательны прежде всего к самим себе, уважительны к окружающим и не допускают душевной расхлябанности и плебейского хамства.

Чтобы вы не подумали, что я от глупости впала в снобизм, сообщаю: вопреки распространенному мнению о заоблачности цен, купить такой круиз можно совсем недорого, если вы, опять же, не сноб и согласны на скромную каюту, как по мне, так очень хорошую.

Мне довелось пообщаться с разными людьми. У пары из Белфаста было интересно узнать, какова была их реальная жизнь, когда советские газеты писали об ирландском конфликте. Оказалось – практически нормальная. А дочь их сейчас учится в Абердине. У британки, уже два года живущей с мужем в Испании, та же проблема, что и у части наших эмигрантов: к ней ходит учитель испанского, но поскольку она не работает и язык в практических целях ей не нужен, она им, в отличие от мужа (тоже британца) и не владеет.

Много вопросов задавалось и мне. В эти дни произошел российско-грузинский конфликт, и библиотека мне запомнилась разложенными номерами крупнейших газет мира с освещением этих событий на первых страницах. Люди, из тех же соображений, что у меня, мол, газеты газетами, а живой человек – другое дело, спрашивали, что я думаю по этому поводу. Я думаю, что Россия напала на Грузию по праву сильного, сначала массово раздав на ее территории свои паспорта, чтобы иметь предлог. И что политика догоняет человека даже в отпуске, посреди океана, и что если последний совершенно спокоен, в мире все равно не обходится без волнений.

За нашим столом, кроме нас, сидело девять человек. Семья, состоящая из отца-владельца бухгалтерской фирмы, матери и двух чудных детей, девочки тринадцати и мальчика десяти лет. Такие люди получаются, только если триста лет стричь воспитательную траву. Мы спросили о британской традиции посылать детей в закрытые школы и видеть их только на каникулах. Оказывается, это давно ушло, в таких школах учится не более пяти процентов, их собственные дети после уроков возвращаются домой.

Еще был учитель из Уэльса лет тридцати пяти, к сожалению, из его речи мы понимали только половину. Еще была элегантная пара средних лет из Уэльса же, но с внятным для нас произношением. Тридцать лет вместе, но живут разными домами. Но тридцать лет вместе. Элен мне рассказала об образе жизни и представлениях своей семьи в те времена, когда она была ребенком. Они удивительно совпадают с тем, что в другой стране застала в детстве я. Мир как-то меняется в одну и ту же сторону.

Пожилая пара из-под Лондона. Очень красивая и живая старая дама в открытых, но не вульгарных нарядах и румяный джентльмен-старик, с замечательным чувством юмора. Оба энергичные, полные жизни, они явно получали от совместной поездки огромное удовольствие. Постепенно мы узнали их историю. Они многолетние соседи. Их сыновья в детстве крепко дружили и называли себя тремя мушкетерами. Со временем умерли ее муж и его жена. Мысль о каких-либо других отношениях, кроме добрососедских, не приходила им в голову. Но несколько лет назад он зашел к ней за какой-то чепухой.… Теперь у них общие дети и внуки. Дама смущаясь, в ответ на «ваш супруг», призналась, что они не являются мужем и женой, он – католик, она – англиканка, так что отношения у них не вполне общепринятые. Я сказала, что у них-то как раз общепринятые, это традиционный брак сейчас встречается не так широко. Все засмеялись, старик подмигнул и сказал, что со своим католическим богом он как-то договорился.

Так мы подолгу засиживались за обедом, продолжая увлекательные беседы, пока корабль огибал Ньюфаундленд, приближаясь к Нью-Йорку, где все наши соседи по столу собирались провести несколько дней.
И вот мы в Америке. Мы прибыли сюда из Европы. Мне давно хотелось пересечь Атлантический океан, как когда-то его пересекали эмигранты. Перед рассветом пассажиры, ежась от холода и недосыпа, высыпали на палубу. Из динамиков звучит интеллигентный голос, - это приглашенный лектор, старый морской волк и исследователь, рассказывает о проводке судов до причалов, о мостах, под которыми мы проплываем, о статуе Свободы. А я не могу увидеть в этой огромной позеленевшей тетке, растиражированной до затирания смысла, то, что видели в ней эмигранты, которых долго качало по волнам, в которых опускались и поднимались надежды, что все обойдется, и их впустят в другой, чудный мир, в жизнь, осеняемую этой статуей, а не отправят назад.
И вот мы в Нью-Йорке. Он не так красив, как вода, и не так подтянут, как наш корабль, в нем больше цветов радуги, но меньше оттенков одного цвета, но так и должно быть на суше.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB