История Холокоста. Жертвы, преступники, герои и праведники. История ВОВ.

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Спасение Болгарией своих евреев – урок нынешним поколениям

Post by Архивариус »

Спасение Болгарией своих евреев – урок нынешним поколениям
Дэниэл Марьяшин


ВАШИНГТОН (JTA) – На прошлой неделе исполнилось 65 лет с того дня, как Болгария продемонстрировала редчайший пример мужества. Это не было восстание с оружием в руках, но одним из проявлений обыкновенной порядочности и уважения к жизням своих соседей.
Болгария спасла от депортации и смерти в нацистских концентрационных лагерях 48.000 евреев страны.
Этот единственный в своем роде акт героизма стал возможен в вихрях кровавой резни, какой явилась Вторая мировая война и Холокост, только благодаря участию в нем всего болгарского общества. Члены парламента, врачи, юристы, лидеры болгарской православной церкви, интеллектуалы и рядовые граждане были героями этой истории. Сегодня они должны стать образцом для мира, который с каждым днем все больше пронизывается нетерпимостью и фанатизмом.
В 1943 году Королевство Болгария было союзником третьего рейха, который поддерживал ее притязания на «Великую Болгарию», которая включала бы территории Македонии и Фракии. К этому моменту нацистская машина уничтожения уже лишила жизни миллионов евреев. И хотя Болгария не была оккупирована нацистами, там был создан специальный комитет по «Еврейской проблеме», который еще в 1940 году принял откровенно антисемитский документ – «Закон по защите страны», который предписывал создание принудительных трудовых лагерей и повелевал носить желтые звезды.
Поэтому в Берлине полагали, что будет удовлетворено требование нацистского посла в Болгарии Адольфа Гейнца Бекерле депортировать болгарских евреев в лагеря смерти в Польше. И действительно, комиссариат по делам евреев составил план, который включал облавы на евреев, организацию сборных пунктов, откуда должна была производиться депортация.
Простые болгары уже с ужасом представляли себе, что произойдет дальше. Более 11.000 евреев, живших в Македонии и Фракии под военным болгарским правлением, были погружены в вагоны для перевозки скота и депортированы в лагеря на поездах, которые проходили через территорию Болгарии. Болгары не могли не видеть страдания жертв и не понимать, что то же самое будет происходить в довоенных границах страны.
Известие о планах депортации распространились очень быстро и привели к началу такой стремительной и эффективной кампании сопротивления, что власти были поражены. Вначале эти усилия были предприняты в парламенте, где их возглавил заместитель спикера Димитр Пешев, но вскоре охватили все слои общества. Болгарская церковь была в числе самых активных защитников еврейского меньшинства. Митрополит Климент из Стара Загора объяснял: «мы не можем оставаться равнодушными к судьбе преследуемого еврейского меньшинства, поскольку нас за это осудит Бог».
В городах и поселках по всей Болгарии люди делали все, чтобы сорвать расистский нацистский приказ. В конечном итоге эти распоряжения так и не были выполнены, что заставило Бекерле послать в Берлин телеграмму следующего содержания: «Их связывает ментальность болгарского народа, лишенного идеологического просвещения, которое есть у нас. Болгары, которые воспитывались вместе с армянами, греками и цыганами, не видят в евреях изъянов, которые бы оправдали применение к ним специальным мер».
Конечно, рассказывают о множестве актов личного героизма неевреев, спасавших евреев от Холокоста, но нигде было такого массового участия населения в спасении всей общины. В то время, когда коллаборационисты по всей Европе, расталкивая друг друга, старались отличиться в уничтожении евреев, многие болгары восстали против этого уничтожения. Тогда, когда некоторые европейские церкви становились соучастниками этой трагедии, или в лучшем случае оставались пассивными, лидеры болгарской церкви дали моральное обоснование противостоянию депортации.
История болгарского спасения, равно как и датского, лишь показывает, что могло бы происходить в других странах Европы. Болгары, пришедшие в ужас от мысли, что их друзья и соседи – возможно, учитель, башмачник, портной – могут быть вырваны из их среды и обречены на неопределенное будущее, взяли все в свои руки, заявив протест и отказавшись выполнить расистский декрет. Другие, подобно Пешеву, видевшему зло нацизма, преследования беспомощных жертв, встали на защиту общины, которую они считали не только еврейским меньшинством, но и своими согражданами – болгарами.
Очень может быть, что именно в этом и состоит секрет успеха спасения в Болгарии – евреев считали не чужаками в обществе, а органичной его частью.
Когда в 2003 году Болгария отмечала 60-летие этого спасения, я побывал на церемонии в Кюстендиле, провинциальном городке, который активно сопротивлялся приказу о депортации. В конце этой церемонии пожилая болгарка, стоявшая в толпе, бросилась к израильскому чиновнику, желая узнать, живут ли ее друзья детства в Израиле. Она не видела их с тех пор, как они покинули страну после войны.
Своим коллективным актом неповиновения болгарский народ показал, что возможно восстать против самых страшных форм зла. Они совершили это в тяжелейших обстоятельствах, чреватых последствиями.
К сожалению, каждому поколению выпадают свои испытания. Сегодня это убийства в Дарфуре, завтра – где-то еще. Уроки 1943 года сегодня так же актуальны, как и тогда – в далекой земле и в самый страшный момент современной истории.

(Дэниэл Марьяшин – исполнительный вице-президент Международного Бней-Брит)
Post Reply