Спасение еврейского прошлого Шанхая – камень за камнем

История Холокоста. Жертвы, преступники, герои и праведники. История ВОВ.

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Спасение еврейского прошлого Шанхая – камень за камнем

Post by Архивариус »

Спасение еврейского прошлого Шанхая – камень за камнем
Сью Фишкофф


ШАНХАЙ (JTA) – В Восточной Европе и в бывшем Советском Союзе западные филантропы и добровольцы восстанавливают десятки исторических кладбищ.
Однако в Шанхае некому заниматься восстановлением.
Четыре кладбища, служившие небольшой, но процветающей общине города, исчезли в конце 1960-х во время Китайской культурной революции. Эти участки замостили и создали на их местах завод, парк, гостиницу и мусульманское кладбище, так что их история была забыта.
Израильский фотожурналист Двир Бар-Галь пытается это изменить.
Хотя кладбища и утрачены навсегда, Бар-Галь в 2001 году взялся за поиски как можно большего количества надгробных камней. Он уже нашел 85 и надеется использовать их в памятнике еврейскому прошлому Шанхая.
Этот проект удерживает Бар-Галя в Шанхае уже более семи лет, и сейчас он ждет разрешения правительства на строительство мемориала. Время безвозвратно уходит, -- говорит он.
«Через несколько лет места, где я нашел эти камни, исчезнут, -- сказал Бар-Галь корреспонденту JTA. – Деревни, в которых я бывал в начале, перестроены и превращены в фешенебельные резиденции».
Шанхай, крупный порт, ныне самый большой город Китая, был свидетелем трех волн еврейской иммиграции. Первая началась в 1845 году, когда Давид Сассун, иракский еврей, живший в Индии, перевел свой семейный бизнес в Шанхай, который первым в Китае повернулся навстречу Западу. К нему присоединились другие багдадские евреи – Элли Кадури и Силас Хардун, и по мере роста общины они приумножали благосостояние Шанхая и свое собственное.
После 1905 года в Шанхай хлынули русские евреи, спасающиеся от погромов и революции. А в 1930-е, с третьей волной, в город приехали 30.000 еврейских беженцев из нацистской Европы, когда другие страны закрывали свои двери перед ними. Шанхай – «открытый город» -- разрешал иммиграцию без визы или паспорта.
Япония оккупировала Шанхай во время Второй мировой войны, но отказалась подчиниться приказу нацистов депортировать или уничтожить евреев города. 20.000 евреев без гражданства, остававшиеся в городе, были заключены в гетто, созданное в районе Хонкью и известное с тех пор под названием гетто Хонкью (единственное еврейское гетто в регионе Азии и Дальнего Востока). Но тем, у кого была работа за пределами гетто, разрешалось оставаться за его пределами. Иракская и русская еврейские общины совместно с Американским еврейским объединенным распределительным комитетом часто посылали помощь узникам гетто.
В гетто свирепствовали болезни и нищета, но евреи Шанхая смогли избежать ужасов Холокоста. После войны все до единого уехали из Шанхая в Гонконг, Австралию, Северную Америку и Израиль.
Бар-Галь узнал все это в ноябре 2001 года на еврейской экскурсии по Шанхаю, которую проводила его бывшая землячка Джорджия Ной. Она же сказала Бар-Галю, что местный торговец антиквариатом продает два еврейских надгробных камня с одного из заброшенных кладбищ.
То, что началось, как загадочная история, вылилось во всепоглощающий проект. Бар-Галь и Ной отправились к этому дилеру и купили один из камней, другой – уже был продан.
Первый камень привел Бар-Галя к десяткам других, которые он разыскивал в деревнях за пределами города. Некоторые использовались как ступеньки. Другие – вмонтированы в садовые ограждения, использованы при строительстве мостов или попросту сброшены в реку. Некоторые крестьянки использовали их как стиральные доски, буквы стерлись за годы такой работы.
На средства, частично полученные в качестве гранта Китайско-еврейского института Стэндфордского университета, Бар-Галь нанял рабочих, которые выкапывали надгробные камни в самых странных местах, где они оказались. Во многих случаях он выкупал камни у крестьян, которые считали их своей собственностью.
Надписи на них – сама история шанхайского еврейства: от камня 1874 года на могиле британского моряка по имени Лазарус до надгробия 1958 года Чарльза Персаваля Ракузена, британского офтальмолога, чья сестра до сих пор живет в Англии.
Бар-Галь создал веб-сайт shanghaijewishmemorial.com, на нем поместил фотографии и информацию о надгробных камнях, которые ему удалось разыскать, включая интервью с членами семей умерших.
Двадцать надгробных камней, найденных Бар-Галем, удерживаются правительством на буддистском кладбище. Пять других оказались слишком тяжелыми, чтобы их выкопать. 60 камней, которые ему удалось достать, перевезены на четыре склада, где и дожидаются разрешения правительства на создание еврейского мемориала в небольшом парке в центре бывшего гетто. В парке уже есть гранитный указатель, увековечивающий память евреев гетто, и он находится недалеко от недавно восстановленной синагоги Охель-Моше, где размещается экспозиция, посвященная еврейской истории города.
«Туристы, которым небезразлична еврейская история Шанхая, приходят в этот парк, так что это естественное место для такого мемориала, -- говорит Бар-Галь. – Он может стать великим мостом между еврейской и китайской культурами, выражающим совместно пережитые испытания в тяжелые дни Второй мировой войны».
Израильское консульство добавило свой голос к призывам Бар-Галя, но он получил лишь один ответ от властей.
«Они говорят, что плохой знак ставить надгробные камни в парке, где гуляют живые», -- сказал он.
Бар-Галь сейчас водит экскурсии по еврейскому Шанхаю, которые раньше водила Ной, уехавшая из страны. Довольно часто, рассказывает он, среди экскурсантов оказываются бывшие обитатели гетто. Если они помнят свой прежний адрес, он может показать им их дома; город не изменил номеров на старых зданиях.
Однако население Шанхая, насчитывающее сегодня 26 миллионов человек, растет очень быстро. И район Хонкью, включая еврейское гетто, будет перестроен.
Мэр этого района шесть лет назад согласился предотвратить здешнее строительство за 700 миллионов долларов, но несмотря на интерес к этому предложению, поначалу выказанный двумя канадскими благотворителями, покупатели так и не появились. Бар-Галь пояснил, что 700 миллионов должны были пойти в основном на переселение 16.000 нынешних жителей этого района. Значительно больше понадобилось бы на превращение района в туристическую достопримечательность и поддержание его в хорошем состоянии.
Между тем 60 надгробных камней, добытых Бар-Галем, хранятся на складе, который он делит с еврейским центром.
«Они лежат где-то между консервированными огурчиками и пасхальной мацой», -- говорит Бар-Галь.
Post Reply