Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Сб сен 19, 2020 2:38 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: История казанской еврейской общины
СообщениеДобавлено: Пн сен 01, 2008 6:30 am 
участник форума

Зарегистрирован: Пн сен 01, 2008 6:18 am
Сообщения: 2
Возможно, не верно выбрала место для размещения темы, простите.
Разыскиваю книгу:
Алексеев И.Е. Еврейский крест. (история обращения в православие евреев в Казанской епархии в 1820-1850-х гг.). – Казань: Издательство, 2005. – 294 с.
Одна из первых в изучении истории казанской еврейской общины.
Мой прадед был взят в кантонисты в 1856 году из Фастовского еврейского общества Васильковского уезда КИевской губернии, обучался в III Учебной бригаде, Казанского баталиона военных кантонистов.
Интересует все по теме книги.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История казанской еврейской общины
СообщениеДобавлено: Пн сен 01, 2008 1:25 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Ср фев 27, 2008 12:49 pm
Сообщения: 13
Цитата:
Разыскиваю книгу:
Алексеев И.Е. Еврейский крест. (история обращения в православие евреев в Казанской епархии в 1820-1850-х гг.). – Казань: Издательство, 2005. – 294 с.
Одна из первых в изучении истории казанской еврейской общины.
Мой прадед был взят в кантонисты в 1856 году из Фастовского еврейского общества Васильковского уезда КИевской губернии, обучался в III Учебной бригаде, Казанского баталиона военных кантонистов.
Интересует все по теме книги.


Уважаемая galinaS. На эту книгу есть рецензия, помещенная в гостевой:

Цитата:
Дети Сиона на берегах Итиля
- Tuesday, October 30, 2007 at 16:17:26 (PDT)

Раис Сулейманов
(Казань, Россия)

(Рецензия на кн.: Алексеев И.Е. Еврейский крест (история обращения в православие евреев в Казанской епархии в 1820-1850-х гг.). – Казань: Издательство, 2005. – 294 с.


Именно под таким названием стала издаваться серия книг Казанского антропологического научного центра. Примечательно и то, что эта одна из первых монографических работ по истории еврейской общины Казани. Историк Игорь Алексеев, активно занимающийся изучением нашего края в дореволюционный период, всегда отличался оригинальным подходом в своих исторических исследованиях, пытаясь лучше понять всю перипетию событий изучаемого периода.

История евреев-военных кантонистов относится к периоду правления императора Николая I, обозначаемого в отечественной историографии как царя-реакционера. Насколько такой ярлык частично имеет основание даваться, можно понять, если взглянуть на политику этого царя в отношении евреев Российской империи. И не все здесь будет так просто, как может показаться на первый взгляд. Игорь Алексеев и попытался показать в своей книге, насколько институт военных кантонистов и обращение их в православие было в духе николаевской реакции. И автор пришел к выводу, что не все здесь однозначно, как традиционно мы представляем.

Жизнь в еврейских местечках в «черте оседлости», управляемых кагалом, своеобразным органом еврейского самоуправления, была чудовищной. Особенно ужасной была практика сдачи 12-летних еврейских мальчиков в рекруты кагалом, учитывая, что сдавали сирот, детей вдов и бедняков в счет семьи богача. Своеобразная классовая борьба в то время! Вот почему Алексеев приходит к выводу, что «обратить еврейских детей в православие не представляло особого труда не только по причине оторванности подростков от привычной этно-конфессиональной среды, но и потому, что большинство из них не питало особой любви к своим соплеменникам, расставшимся с детьми малопочтенными способами» (с.22).

И вот в декабре 1826 года существовавшие до этого отделения военных кантонистов были преобразованы в роты, полубатальоны и батальоны. Тогда и возникли Казанские батальоны военных кантонистов, куда в конце 1820-х - начале 1830-х гг. стали поступать малолетние евреи. «Именно с этого времени, то есть с рубежа 1820-х – 1830-х гг., - пишет Игорь Алексеев, - следует вести и отсчет существования в Казани так называемой «постоянной еврейской диаспоры» (с.26). Кантонисты-евреи были размещены на месте комплекса Артиллерийского двора, располагавшегося на территории Казанского Кремля. Естественно, оказавшись в иной среде, практически многие из еврейских мальчиков, испытывая вполне понятные психологические проблемы, связанные с оторванностью от родного дома и семьи, стремились найти себе новую семью. Крещение в этой связи позволяло получить крестную мать и крестного отца, причем многие из них действительно заботились о своих крестниках, как о родных детях: «Вообще, часто обнаруживавшееся стремление молодых евреев хоть как-то компенсировать «потерю» своей прежней семьи, заведя родственные связи и пустив корни в новой для них среде, было вполне понятным как с чисто человеческой, так и с сугубо прагматической точек зрения, что нередко и предопределяло их выбор в пользу принятия христианства» (с.48). Существующая история о якобы имевшем месте массового суицида еврейских мальчиков, которые в присутствии Николая I, не пожелав креститься, утопились в Волге, является ничем иным как мифом, что убедительно доказывает автор книги.

В обращении в православие участвовали не только настоятель Казанского Спасо-Преображенского второклассного монастыря архимандрит Климент (в миру – П.Можаров), но и православные миссионеры из числа самих евреев-кантонистов. Такими были Николай Кузнецкий (Ицко Берко Лейбович), Александр Софронов (Шемуэль Мошко Лейбович Ройзельман), Николай Громов (Мойше Хаим Давидович), Николай Софронов (Хаим-Иоселя Шмуйлович Зарицин), Николай Кузнецкий (Лейба Бородин) и Александр Алексеев (Вульф Юдкович Нахлас), последний при этом оставил очень много миссионерской литературы, являющейся историческим источником, позволяющем лучше понять весь механизм обращения в православие евреев. В конечном итоге, как пишет исследователь, «Казань превратилась в один из центров, специализирующихся на обращении в православие не только мусульман и язычников из числа татар и представителей других народов местного края, но и евреев» (с.113).

Интересные факты были обнаружены Алексеевым в ходе работы в архивах Татарстана. Так восприемником Лейбы Мордехаева выступил великий ученый Николай Иванович Лобачевский, бывший ректором Казанского университета. Его жена – Варвара Алексеевна Лобачевская – стала крестной матерью Миреры Стеры Экивовой, принявшей после крещения имя Пелагея (с.139).

Хотя к крещеным евреям собственные соплеменники относятся зачастую пренебрежительно, все же отрицать того, что многие из них достигли высот и стали крупными личностями, не приходится. Это тоже часть как еврейской, так и российской истории, замалчивать о которой будет ошибочным делом. В большинстве своем из евреев-кантонистов получались грамотные люди, выбивавшиеся в фельдфебели, писари и унтер-офицеры. А известны и иные случаи достижения высот крещеными евреями и их потомками. Так, например, генерал-лейтенант Василий Александрович Гейман, участвовавший в войнах на Кавказе, вошел в историю как «витязь Ардагана». Или же один из наиболее приближенных к императору Николаю II был генерал Николай Иудович Иванов.

Известные и другие примеры достижения вершины в той или иной области из числа крещеных евреев и их потомков. Например, в стенах Казанского университета учился «вождь мирового пролетариата» Владимир Ильич Ульянов-Ленин, внук крещенного еврея Александра Дмитриевича Бланка (Исраэль Мойшевич Бланк), которому принадлежало имение – деревня Кокушкино – недалеко от Казани. Так, известный актер Василий Качалов, который работал в труппе известного антрепренера М.М.Бородая и артистов «Казанско-Саратовского товарищества драматических артистов», был сыном крещеного еврея Иоанна Шверубовича. Имя Качалова носит с 1948 года Казанский драматический театр. Или другой пример: в Казани родился известный советский драматург Евгений Львович Шварц, автор «Обыкновенного чуда», который был сыном студента-медика Казанского университета Л.Б.Шварца, тоже крещеного еврея.

Выходя в отставку, евреи-кантонисты, получившие право селиться с семьями повсеместно вне «черты оседлости», разбредались по всей стране, становясь мелкими чиновниками, ремесленниками, преподавателями и т.д. Главным образом, они пополняли ряды представителей мещанского сословия, но были и те, кто выбивался в священство и даже во дворянство (с.167).

В итоге, автор приходит к выводу, что местная этническая еврейская община являлась преимущественно православной и в середине XIX века (c.177). В ходе очень скрупулезного и детального исследования архивных материалов Игорь Алексеев насчитал 996 евреев-кантонистов, которые приняли православие. И главный вывод историка таков, что принятие православия евреями в Казанской губернии не носило насильственный характер, а совершалась добровольно. Причины у этого заключались как в оторванности от родного дома, так и отношением кагала, который стремился «сдать» в кантонисты сирот, детей вдов и бедняков, что также откладывалась на психологии еврейских подростков, оказавшихся в Казанской губернии с конца 1820-х годов.

Немного хотелось бы остановиться на численности еврейской общины Казанской губернии. Так, в 1899 году в Казани проживало 1972 еврея иудейского вероисповедания (1121 мужчин и 851 женщина) и 472 еврея православного вероисповедания (252 мужчины и 220 женщин), причем последние были бывшими кантонистами или их потомками (с.177). Причем в Казани тогда было две синагоги: одна «ашкенозим», другая «хасидим», раввином последней был Гершон Менделевич Кассиль (Пинегин М.Н. Казань в ее прошлом и настоящем: Очерки по истории, достопримечательностям и современному положению города, с приложением кратких адресных сведений / Репринтное издание. – Казань, 2005. – с.530). Причем, уже в 1893 году в Казанской губернии проживало 2807 евреев, из которых 440 крещенных и 2367 иудеев (Энциклопедический словарь. Т.XII / Изд.: Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. – СПб., 1894, с.899).

Книга Игоря Алексеева «Еврейский крест» является одной из первых в изучении истории казанской еврейской общины. Ценность исследования состоит и в том, что автор затронул ранний период истории евреев Казани. Богатая на использованный архивный материал, монография все же страдает рядом недостатков, в первую очередь, это доверие автора к воспоминаниям крещеных евреев-миссионеров, в частности тоже Александра Алексеева (Вульфа Юдковича Нахласа), причем без должной критики к тем сведениям, которые они предоставляют в своих сочинениях. Однако, в целом, характеризовать книгу, к сожалению, изданную крайне мизерным тиражом в 200 экземпляров, стоит как важную веху в историографии истории казанской еврейской общины.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История казанской еврейской общины
СообщениеДобавлено: Вт сен 09, 2008 9:53 am 
участник форума

Зарегистрирован: Пн сен 01, 2008 6:18 am
Сообщения: 2
Artur
Спасибо огромное за отклик!!! Но мне ТАК ХОЧЕТСЯ книгу!!! Живу в Казани, а вот найти не могу. Наверное, нужно обратиться в Лобачевку или в Нац. библиотеку. Только уверенности нет, что найду там. Сейчас так мало книг попадает в фонды библиотек!

Но спасибо ВАМ большое.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB