Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вт мар 31, 2020 5:37 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Еврейская автономия
СообщениеДобавлено: Пт май 09, 2008 2:06 pm 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пт фев 22, 2008 1:43 pm
Сообщения: 359
Разумов Геннадий Александрович
Еврейская автономия
Сервер "Заграница": http://world.lib.ru/r/razumow_g/stalins ... nizm.shtml


В апреле этого года исполнилось 80 лет с начала проведения в СССР кампании по переселению евреев на восток. Не на Ближний, конечно, а на Дальний Восток. То был один из самых одиозных проектов большевистской власти постреволюционной России. Она решила осчастливить неприкаянный народ, тысячи лет скитавшийся по свету, его собственным национальным очагом. В мае 1934 года эта провокационная задумка была оформлена юридически созданием Еврейской автономной области.

В том моем далеком советском детстве называться евреем было как-то неловко, в лучшем случае неудобно. Этим словом дразнились мальчишки в школе, и оно звучало, по меньшей мере, как "дурак". Хотя, на самом деле, ни я, ни мои родители никакими евреями фактически не были, а только ими считались - по паспорту, по пятому пункту анкеты. Правда, как тогда шутили, били евреев не по фото, а по носу.

Но болезненные уколы комплекса неполноценности сразу притуплялись, когда из радиоточки на стене бодрый голос сообщал: "Еврейская автономная область досрочно выполнила план по сдаче молока и мяса государству" или "Труженники Биробиджана взяли повышенные обязательства...". От этих слов плечи распрямлялись и взгляд гордо взлетал над головами дворовых хулителей. Правда, мозги напрягались в смятении: почему обидная ругалка школьных хулиганов звучит так одобрительно из уст важных радиодядей.

После появления в 1948 году истинно еврейского государства ощущение хоть какой-то причастности к той фиктивной "еврейской автономии" исчезло безвозвратно. И вместо былого чувства национальной ущербности утверждалась гордость за народ, оказавшийся вдруг способным побеждать в танковых атаках, делать лучшие в мире поливальные устройства и выращивать сочные сладкие апельсины.

Только через много лет мне довелось посетить затерянный в таежных лесах и болотах дальневосточного Приморья, расположенный на слиянии рек Биджана и Биры город Биробиджан. Восточное звучание его названия (вроде Андижана или Дилижана), не имело к евреям никакого отношения. Связано оно было с другим мелким народом, эвенками, численность которого не достигает и теперь 20 тысяч человек. Но, как видно, его язык (биджан - "постоянное стойбище"), оказался более достойным для обозначения еврейской автономии, чем какой-либо другой, даже русский.

Шел юбилейный 60-летний год образования об­ласти, и местные советские власти, как это тогда было принято, наводили национальный колер, чтобы подтянуть внешний вид центра области к ее названию. На вывесках магазинов и уличных указателях под русскими словами появились еврейские. В день юбилея открыли областной краеведчекий музей, библиотеку и нечто, отдаленно напоминавшее синагогу или молельный дом. Одна из главных улиц города должна была, безусловно, получить имя Шолома Алейхема.

Через пару месяцев камуфляж был убран, библиотеку и музей закрыли "на ремонт", окна и двери так называемой синагоги забили досками. Приписанный тогда же к Биробиджану Еврейский камерный музыкальный театр под управлением Ю.Шерлинга и М.Глуза, для которого построили здание, за отсутствием публики в городе не остался. Получив в то же время репетиционный зал в помещении московского кинотеатра на Таганке, он стал существовать в нем, а не в Биробиджане, куда даже на гастроли ездить было неприлично.

То был один из первых массовых трагедийно-драматических спектаклей, поставленных усатым режиссером-тираном на подмостках советской истории. Декорации призваны были показать преимущество "красного Сиона" - Биробиджана перед бесплодным и неосуществимым сионизмом Герцля. Кроме всего прочего, это театральное представление должно было принести немалые денежные подношения от богатой части европейского и американского еврейства.

Закулисные игры тоже имели важные внутренние и внешние задачи. Во-первых, переселенческая акция позволяла убрать со сцены конкурентноносный народец, уже сыгравший свою роль в захвате власти большевиками и ставший ненужным. Во-вторых, его сверхактивность пора было перенаправить на освоение далеких окраин державы и создание восточно-сибирского плацдарма командно-лагерного социализма. А еще следовало усилить юго-восточную границу, на которой бряцала оружием японская военщина, окупировавшая Манчжурию, и за которую враждебно поглядывали конфликтные китайцы.

Для решения этих задач украинские и белорусские советские власти "добровольно-принудительно" подняли евреев-ашкенази с насиженных веками местечек бывшей царской черты оседлости. Отобрав у них дома, сады и огороды, под бравурные революционные марши и песнопения грузили их в товарные вагоны-теплушки и отправляли на Дальний Восток.

У меня перед глазами стоят старые чернобелые фотографии, висевшие тогда на стендах биробиджанского музея. Одна из них представлялась весьма символичной. Она показывала тощую корову с выпученными от ужаса глазами, подвешенную над железнодорожной платформой на крюке подьемного крана. А на другой пожелтевшей карточке плохо одетые для Сибири, изможденные, но улыбающиеся искусственными улыбками старики, женщины и дети тащили на вокзальном перроне к вагонам свои немудренные пожитки.

Справедливости ради, следует заметить, что были среди переселенцев и действительные добровольцы, одурманенные коммунистическими лозунгами. Кроме того, откликнулась на сталинскую пропаганду также некоторая беднейшая часть зарубежного еврейства, зараженная левыми коммунистическими идеями. А были и такие, кто, на самом деле, поверил в реальность создания еврейского очага в стране побеждающего социализма.

Конечно, первые переселенцы ничего не знали о восточной Сибири, о болотах, непроходимой тайге, о суровом гнилом дальневосточном климате, муссонных ливневых дождях и влажности, зашкаливающей все мыслимые нормы. Не знали они, что едут в дикие пустынные места, как будто, специально уготовленные природой для создания будущего сталинского Гулага.

Попав в такие нечеловеческие условия, переселенцы оказались фактически на настоящей каторге. Они вынуждены были, валясь с ног, пропадая в болотной топи, страдая от малярии и тифа, вручную валить лес, рыть котлованы и карьеры, строить лесопилки, прокладывать дороги. Им пришлось тащить на рудниках тачки с горной породой, забивать в твердую мерзлую землю сваи тяжелыми бабами, а то и просто кувалдами. Жить в латанных тряпичных палатках и дырявых досчатых бараках, голодать и умирать на больничных койках.

В том же краеведческои музее мое внимание привлек выцветший от времени экземпляр газеты "Биробиджанер штерн", на выпуск которой был сослан тогда талантливый писатель Эм. Казакевич, в будущем автор знаменитой "Золотой звезды". На первой странице этого номера красовался огром­ный портрет дорогого вождя и учителя тов. Сталина. С кривой усмешкой под усами он указывал толстым волосатым пальцем место на карте, куда следует сослать евреев. А рядом из-за его плеча, вытянув жидкую козлиную бородку, выглядывал "всесоюзный староста" Мих. Ив. Калинин. Это он ратовал тогда за "превращение еврейского народа в оседлое крестьянское население", что считал единственной надеждой "на дальнейшее существование его национальности".

В противоположность этому, другой радетель судьбе евреев Н.Хрущев сетовал на их "нелюбовь к коллективному труду и групповой дисциплине". Именно ею он позже, в 1958 году, обьяснял корреспонденту французской газеты "Фигаро" неудачу создания еврейского национального образования на Дальнем Востоке.

А в те 30-е годы "избранный народ", как всегда, был выбран первым, на ком опробовался новый метод пере­селения крупных людских масс неугодных национальностей. Через десяток лет во время 2-ой Мировой войны он был широко внедрен в практику. Его опыт НКВД успешно развил на заподозренных в коллаборацизме немцах Поволжья, на чеченцах, ингушах, калмыках, крымских татарах и прочих враждебных советскому государству "нацменах".

В 70-90-х годах прошлого века масштабная эмиграция в Израиль почти целиком освободила Еврейскую автономную область от евреев. По переписи 2002 года их там оставалось всего 1,2% (это 2327 человек), а сегодня, наверно, и еще меньше. Почему же сохраняется такая нелепость не отражающего реальность названия? Вот как обьясняет этот парадокс официозный печатный источник: "Название и статус Еврейской автономной области поддерживается ее неповторимым символически-культурным колоритом и исторической судьбой". Забавно, не правда ли?

В рамках удержания этого самого колорита ныне в Биробиджане делаются неуклюжие попытки тоже именно символически восстановить прежнюю еврейскую жизнь. Для этого в городе действует общинная организация с еврейским именем "Фрейд", песенный и танцевальный детский ансамбль, библиотека, общинная столовая. Кроме того, евреям возвращено здание синагоги на ул. Чапаева, впрочем, с трудом набирающей на молитву необходимый десяток прихожан (миньян).

Резкое сокращение на переломе веков еврейского присутствия в Еврейской автономной области возможно явилось одной из главных причин ее нынешнего плачевного состояния. Сегодня эта дальняя окраина России среди других субьектов федерации стоит почти на последнем месте и по доходам населения, и по его занятости. А вот показатель детской смертности, наоборот, поднялся там на самую высокую ступень.

Такие же рекорды ставит Биробиджан и по уровню преступности. Еще во времена амнистии 1953 года и развала в Сибири и на Дальнем Востоке лагерной системы Гулага область стала массовым отстойником для освободившихся из заключения зеков - уголовников, бандитов, рецидивистов. Отмотав лагерные срока или уйдя в досрочку, а то и в бега, они здесь возвращались к своей прежней знакомой профессии и оттачивали мастерство на финках, обрезах или даже на калашах.

Криминальная составляющая жизни автономии слегка поджалась в 1970-е годы. Тогда на пост первого секретаря обкома был допущен представитель "лиц еврейской национальности" умный и деловой Лев Шапиро. Но и он не смог удержать скатывание области к тому убогому положению, в котором она сегодня находится.

Не вышел из Биробиджана ни советский Иерусалим, ни красный Брайтонбич. Фокус не удался, чудо не произошло, эксперимент не состоялся. Впрочем, он и не мог получиться, как и все прочие известные в истории попытки избавиться от евреев путем их переселения в те или иные края Земли.

У каждого народа может быть только одна историческая родина. У евреев это - Израиль.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB