Самуил Ортенберг



Самуил Петрович Ортенберг (1903-1984) — родился в местечке Погребище Киевской губернии в многодетной религиозной семье. Здесь он прошел начальное традиционное еврейское обучение, окончил гимназию. Его детские и юношеские годы прошли на фоне революции и гражданской войны на Украине. В 1920 году, спасаясь от погромов, его семья переехала в город Винницу. Высшее образование Самуил Ортенберг получил в Киеве, окончив Высшие Еврейские Трехлетние Педагогические Курсы. С 1924 года он преподавал общественные науки в Винницком Еврейском Педагогическом Техникуме, совмещая лекционную нагрузку с работой в еврейском бюро народного образования. В это время Самуил Ортенберг активно участвовал в работе Всесоюзной Конференции по еврейскому языку, поступил в аспирантуру Института Еврейской Культуры, подготовил и издал свою первую литературно-критическую работу — монографию о жизни и творчестве очень популярного в 19 столетии еврейского писателя Ицхока-Иоэля Линецкого. Воспоминания С. Ортенберга «Ткань жизни» дают полное представление об этом периоде его жизни до переезда в Днепропетровск в 1931 году.

По приезде в Днепропетровск С. Ортенберг включился в работу по организации Еврейского Машиностроительного Техникума — единственного в стране учебного заведения, где преподавание велось на идиш. Он сразу же возглавил учебную работу и обязанности завуча выполнял от создания до ликвидации техникума в1940 году. Студентам он преподавал гуманитарные дисциплины, связанные с еврейской историей и культурой. Одновременно он занимался литературно-критической деятельностью. Сохранилось много его статей, опубликованных в журналах и газетах на русском, украинском языках и на идиш. Это — исследования творчества Толстого, Короленко, Горького, Бялика, Шолом-Алейхема, Бергельсона, Альбертона и др. В этот период он вёл активную лекционную работу среди населения по вопросам еврейской истории и культуры.

В начале войны с Германией он некоторое время служил в Красной Армии техником-интендантом, а затем по состоянию здоровья был демобилизован из вооруженных сил. В 1943 году Самуил Ортенберг переехал с семьей в город Курган, где преподавал в Высшей партийной школе философию и политэкономию, выступал с лекциями по линии общества по распространению политических и научных знаний. В 1945 году после окончания войны возвратился в Днепропетровск и продолжил работу в Индустриальном Техникуме, созданном на базе бывшего Еврейского Машиностроительного Техникума. Его публикации на идиш в газете "Эйникайт", в журнале "Советиш Геймланд" в это время носили эпизодический характер. Например, большой интерес вызвала его статья, посвященная историку Грецу. После отказа редакции публиковать воспоминания Самуила Ортенберга без купюр контакты с редакцией журнала "Советиш Геймланд" прекратились полностью.

Жизнь еврейской общины Днепропетровска едва теплилась. Попытки Самуила Ортенберга активизировать еврейскую общественную жизнь обычно оканчивались провалом — преодолеть сопротивление местной власти было невозможно. Как пример успеха, можно упомянуть случай, когда ему удалось получить разрешение и провести в 1959 году юбилейный вечер памяти Шолом-Алейхема.

Заниматься еврейскими вопросами и лекторской деятельностью по этой тематике становилось всё опасней и трудней. Несмотря на это, Ортенберг преподавал иврит группе молодых людей, готовящихся к отъезду в Израиль. Однако постепенно его общественная активность сошла на нет.

После ухода на пенсию в 1963 году он очень много внимания уделял коллекционированию книг. Самуил Ортенберг был неистовым библиофилом и собрал уникальное собрание книг по иудаике на идиш, иврите, русском и украинском языках. В его собрании были книги по литературе, истории, языкознанию, книги светского и религиозного содержания, редкие и древние книги. К концу жизни он оставил библиотеку, включающую около 3000 единиц.

11 июля 1984 года (день июд-алеф месяца тамуз) Самуил Ортенберг скончался от сердечной недостаточности и был похоронен в городе Днепропетровске.

Самуил Петрович Ортенберг был высокообразованным человеком с обширными познаниями в различных областях гуманитарных знаний; владел, помимо русского, украинского, идиш, иврита, несколькими европейскими языками, хорошо знал латынь. Предметом его особой любви была еврейская история и культура. Самуил Ортенберг был превосходным педагогом, выдающимся лектором, успешным литератором, внес заметный вклад в развитие еврейской общественной и культурной жизни в России.







СТАТЬИ В ЖУРНАЛЕ "МАСТЕРСКАЯ"


Ткань жизни (воспоминания российского еврея). Окончание июнь, 2015
Ткань жизни (воспоминания российского еврея). Продолжение май, 2015
Ткань жизни (воспоминания российского еврея). Продолжение май, 2015
Ткань жизни (воспоминания российского еврея). Продолжение май, 2015
Ткань жизни (воспоминания российского еврея). Продолжение май, 2015
Ткань жизни (воспоминания российского еврея). Продолжение апрель, 2015
Ткань жизни (воспоминания российского еврея). Продолжение апрель, 2015
Ткань жизни (воспоминания российского еврея). Продолжение апрель, 2015
Ткань жизни (воспоминания российского еврея). Продолжение апрель, 2015
Ткань жизни (воспоминания российского еврея). Продолжение март, 2015
Ткань жизни (воспоминания российского еврея) март, 2015



_Реклама_