Starina6


приложение к сетевому журналу "Заметки по еврейской истории"
	 
		   <<Старина  --   категория не времени,  а качества: 
		   все станет когда-нибудь  стариной, если не  умрет раньше>>
Номер 6               2 мая 2003 года
В 2002 году мог бы появиться еще один немецкий праведник, но комиссия Яд-Вашема отклонила кандидатуру Вильма Хозенфельда, предложенную Андреем Шпильманом. По мнению комиссии, капитан резерва недостоин этого звания, так как был осужден советским судом и закончил жизнь в лагере для военных преступников. Получается, что приговор сталинского суда оказался весомее показаний свидетелей и дневниковых записей.
Живой интерес, который вызывают руские иудействующие, связан прежде всего с тем, что некоторые из них обладают религиозными и даже этническими признаками евреев, а иногда и признаются таковыми в еврейских общинах диаспоры и в государстве Израиль. Этот факт чрезвычайно значим как для самих иудействующих, так и для их окружения.
Сходство между каббалистической и алхимической системами бросается в глаза, и сходство это не случайно. Обе системы восходят к пифагорейским и неоплатоническим представлениям о единстве мира идей, чисел и материального. Процесс получения золота алхимик связывал с описанным в книге Бытия процессом Сотворения Мира.
Меня давно интересовал вопрос: почему Бог обещал (и отдал) евреям Землю Ханаанскую? И почему именно евреям? И почему отнял ее у ханаанеев? И за что именно наказал Он этот народ? И кто они такие – эти ханаанеи?
Существует неопровержимое доказательство того, что в определенных кругах еврейских гностиков, пытавшихся оставаться в рамках религиозной общины, которая исповедовала раввинистический иудаизм, не давали заглохнуть гностической спекуляции и родственному ей полумифическому образу мыслей... Например, известно изречение вавилонского законоучителя 3 века н.э. Рава: "Десятью качествами был сотворен мир: мудростью, вниманием, знанием, силой, зовом, могуществом, справедливостью, правом, любовью и состраданием".
Каббала настаивает, что Ур-Тора, написанная Господом накануне творения мира буквами из черного пламени на белом пламени, никогда не нашла своего полного выражения на Земле, кроме как через бесконечный процесс медитации, размышлений. То, что мы знаем как библейские книги Торы – это на самом деле Тора устная, так как размышления над истиной всегда эзотерические и открывающиеся через откровения. Монументальный текст остается у Бога, а еврейская традиция с самого начала представляет собой последовательность созидательных тропов над скрытым Словом.
Он был озарен светом, идущим из его прошлого, от легендарных людей, с которыми он был знаком или встречался: Маяковским, Лилей и Осей Бриками, Пастернаком, Эренбургом, его профессором физики Максом Борном, Эренфестом, Эйнштейном, Гейзенбергом, его профессором математики Лузиным, гениальным топологом Шнирельманом и великим слепым Понтрягиным. Поразителен список его друзей, в первую очередь Лaндау, в гениальность которого Ю.Б. уверовал с первой встречи в Германии.
Я уже не помню, как и почему мы со своими женами оказались однажды на Лермонтовском проспекте в Ленинграде. Мы куда-то направлялись и, видимо, не очень спешили. И вдруг увидели здание странной архитектуры с непонятной надписью на фронтоне. Кажется, я первый сообразил: “Да ведь это синагога!” Кстати, Илья по материнской линии был внуком царского генерала Виламова, ну а в еврейских делах мы с ним оба понимали одинаково мало. И мы вчетвером вошли в синагогу.
«В поле – во поле, 
на Святой Земле 
о-ру-дийный вой. 
Кто ещё 
Заплачет обо мне 
Чёрною весной? 
И-е-ру-ша-лаим на холме 
– Вечный город Твой.» 
Скальпель сатирика делает свое дело. "Да, я не сабра. Но я и не венгр, хотя и родился в Будапеште. Я не англичанин и не американец, хотя свободно говорю по-английски. Я не швейцарец и не немец, хотя постоянно проживаю в Швейцарии и часто выступаю и издаю свои книги миллионными тиражами в Германии. Я меньший космополит, чем кто бы то ни было. Я израильтянин, еврей и больше никто..."

Сетевой журнал "Заметки по еврейской истории" -- свежий номер

Перепечатка материалов альманаха только с разрешения редактора
   Copyright ©   E.Berkovitch 2002, 2003

Подписаться на рассылку сетевых изданий
"Заметки по еврейской истории" и "Еврейская Старина"


    
         
___Реклама___