Gelman1
д-р Наталия Гуткина
ФЕНОМЕН НАЦИЗМА ПОД СКАЛЬПЕЛЕМ САТИРИКА
(о романе Э. Кишона «Козлы отпущения»)


    
     Несмотря на то что роман Э.Кишона «Козлы отпущения» , впервые опубликованный в издательстве «Гешарим» на русском языке, достаточно универсален и обращен к истории общественно-политических движений ХХ века, у него есть весьма точный и абсолютно узнаваемый адресат – это Германия периода зарождения и прихода к власти нацизма. Более того, этот конкретный адресат и есть самый точный предмет ИССЛЕДОВАНИЯ сатирика Э. Кишона – его художественная (и, хочется добавить, научная) версия нацистского феномена.


    
     Братец Гитлер и Гидеон Пинто
    
    
     О том, что этот феномен «захватывающе интересен», писал в свое время Томас Манн в эссе «Братец Гитлер», сокрушаясь по поводу того что этот интерес сопряжен с ужасающими жертвами, которых непременно требует для себя душевная жизнь Гитлера, однако «никто не освобожден от необходимости заниматься этой мрачной фигурой, ибо фигура эта соответствует рассчитанной на грубый эффект, на амплификацию природе политики, то есть того ремесла, которое он себе однажды выбрал...» (из книги Т. Манна «О немцах и евреях»)
     Кишон не просто занимается, Кишон исследует, изучает как сатирик феномен чрезвычайно современный и так же, как в романе «Лиса в курятнике» - остро актуальный - психологию героя («роль вершителя судеб, покорителя всех и вся»), и оболваненной толпы, закономерности поведения больших социальных групп в периоды кризисов и катаклизм.
     Никто не станет возражать, что герои романа – «отъявленные негодяи и мошенники», вот только откуда у таких ничтожеств власть и способность управлять людскими потоками – «подавляющим большинством» (так называет толпу Кишон)? Согласитесь, мало констатировать парадокс, важно понять эту «карикатуру на великого человека», карикатуру, которая не только не ушла с политического Олимпа, но, напротив, постоянно возрождается в массе себе подобных, иногда просто забавляя и потешая нас своим шутовством, иногда невероятно тревожа.
     Гидеон Пинто – главный герой романа, будущий «вершитель судеб», рассказывает о себе от первого лица. Он не чужд самоиронии и даже артистизма, откровенно делится с читателем, что ничему в жизни по сути не научился, хотя «почти закончил школу». Не приобрел никакой профессии, но обладает стройной фигурой и дружелюбной улыбкой, покоряющей сердца. Умеет расположить к себе с первой минуты и говорит значительно лучше, чем позволяют его интеллектуальные возможности («причиной тому была моя многолетняя служба на дипломатическом поприще в качестве официанта»).


    
     «Почему лысые над нами издеваются?»
    
    
     Завязка сатирического романа позволяет автору показать читателю, как обыденная ситуация увольнения рядового сотрудника разыгрывается как всегда возбуждающая умы национальная карта. Каждая деталь здесь чрезвычайно важна.
     Роман начинается с того, что «лысый босс» Гидеона Александр Пулицер выгоняет нашего героя за полное незнание бухгалтерского дела и постоянные опоздывания на службу. Возмущенный поступком «лысого диктатора», Гидеон обращается за помощью к своему дружку Пепи, подвизающемуся в газете «Утренний вестник» у другого босса Шимона Гузлицера (сходство фамилий боссов Пулицер и Гузлицер, конечно, не случайно). Обиженный Гидеон предлагает вечно нетрезвому газетчику Пепи «пригвоздить Пулицера к позорному столбу», то есть разместить в газете «фотку какой-нибудь уродливой лысой рожи» и подписать, что «двуногая скотина с головой, как бильярдный шар, ищет себе нового бухгалтера, потому что два прежних умерли со смеху при виде ее голого черепа».
     Пепи отказывается атаковать Пулицера подобным «идиотизмом» и предлагает «соврать», то есть очернить босса, якобы выгнавшего на улицу Гидеона - кормильца большой семьи (реально бездетного и неженатого) за то что молодой и честный бухгалтер не согласился участвовать в его (босса) махинациях. Пепи готов соорудить типичный газетный компромат, в то время как его приятель Гидеон Пинто решительно против всякой лжи. Ему охота просто «досадить» шефу, позабавиться, как «культурному человеку», над тем, что тот лыс, как «яйцо, снесенное в субботу».
     Однако уже на следующее утро, так и не протрезвев, Пепи размещает в газете чудовищную «идиотскую» статью, где рассказывает, что к нему, известному редактору и почти властителю дум поколения, явился ужасно расстроенный «интеллектуал», пахавший, как ломовая лошадь на своего хозяина, без всякой причины уволившего его. Трагедия и боль униженного и оскорбленного труженика поразили его. Пепи (редактор Шумкоти) выдвинул предположение, что причина столь обдуманной жестокости босса и незаслуженного оскорбления Гидеона кроется в том, что Хозяин был лысым.
     «Почему лысые такие противные? Почему они над нами издеваются?» - вот вопрос, над которым стоило задуматься читателю, вот наживка, на которую Пепи в самом скором времени поймает большую рыбу.
     С первого же слова читателю ясно, кто эти «противные лысые». Евреи, «исторический» образ врага, многократно эксплуатируемый в период социальных кризисов и национальной депрессии – вечные «козлы отпущения» - мастерски выведены Э. Кишоном под маской «паршивых плешивых», виновника общенациональной катастрофы «где-то в Европе».


    
     Лысина превращается в «дойную корову» или финансовые эквиваленты национальной карты.
    
    
     Однако выход статьи еще не завязка, т.к. главный герой против черного пиара, он обеспокоен лишь нехваткой денег и судебным преследованием его за клевету. Утренняя реакция «виновника торжества» Гидеона Пинто человечески понятна - «такая глупость в печати еще не появлялась», он готов отделать «дружка» и безумно боится, что Пулицер возбудит против него судебный процесс. И тогда, когда редакция начинает получать тысячи писем поддержки в ответ на «идиотскую» статью Шумкоти, когда ее тираж неуклонно растет, Гидеон по-прежнему видит в «идеологе» Пепи «циничного типа», занимающего последнюю ступеньку на лестнице эволюции, «жалкого червяка», готового на любую подлость.
     Пинто лично готов разделить мнение профессора Сила, открыто выступившего против новой кампании преследования «инакомыслящих», что ненависть к «лысым» порождена завистью – одним из самых древних пороков человечества, и нынешняя «селекция людей» - самая подлая разновидность преследования в истории ненависти людей друг к другу». Он видит, что призывающие к погрому «лысых» статьи Пепи построены на сплошной лжи и демагогии, но «если повторять ложь постоянно, массы начинают воспринимать ее как правду (закон пропаганды Геббельса).
     От страницы к странице автор убедительно доказывает: если человек нормален, если он не патологическая личность по природе своей, ему не так просто ликвидировать остатки «здравого смысла», если не элементарной порядочности (при всем авантюризме героя). Процесс деградации и саморазрушения Гидеона усиливает одно чрезвычайно важное обстоятельство: разыгрывание национальной карты неожиданно начинает приносить ему большие барыши: уже первая встреча в изготовителем париков, а затем переговоры со стекольщиками, открытие фабрики по изготовлению средств для ращения волос и т.п. обнаруживают, что «лысина» может стать «дойной коровой», стоит только продолжать травить – «пригвождать к позорному столбу» этих «лысых сволочей». С этого момента наш герой отбрасывает последние сомнения.
     Таким образом, Кишон убедительно показывает: в основании «национальной идеи» лежат прежде всего финансовые стимулы, пересоздание капитала, идеологическая война замешана на сильнейшем стремлении к обогащению, наживе и прежде всего, наживе:
     «Вы поступаете так, ибо стремитесь к деньгам и власти, именно в такой последовательности...»


    
     Мышь-полевка превращается в крысу мирового масштаба? Гангстер или пособник дьявола?
    
    
     Финансовый эквивалент национального движения в защиту волосатых становится главным козырем в дальнейшей игре Гидеона, перевешивает остатки слабо воспаляющейся совести рядового авантюриста и прохиндея. Так впервые в жизни, не прикладывая никакого настоящего труда, Гидеон схватил за хвост удачу – отныне он, председатель «национально-волосатой партии», большой человек, обладатель солидного капитала. В этом он и исповедуется перед любимой девушкой:
     »Я всю жизнь был бродячей собакой, у меня никогда не было ни гроша за душой. Меня пинал каждый, кому не лень.. А теперь движение принесло мне общественное положение, массы придали мне сил и доверили власть, у меня появились новые экономические возможности, так должен ли я сейчас отказаться от всех этих выпавших на мою долю перспектив».
     Это признание похоже на то, что подвигло «братца Гитлера» разжечь расовую ненависть в Германии 20-х годов («трудный характер", леность, жалкая неопределенность существа, неспособного достичь зрелости, неприкаянность, идиотическое бесперспективное существование на самом дне социальной и душевной богемы, отказ...из убеждения, что ты рожден для лучшего, - отказ от всякой разумной и достойной уважения деятельности» - Т. Манн) Оба стремятся компенсировать себя, возбуждаясь собственной славой в глазах толпы.
     Постепенно роль обожаемого толпой «харизматического лидера» усиливает в Гидеоне «желание властвовать, покорять», хотя он не лелеет, подобно Гитлеру, мечту увидеть мир дрожащим от страха, исходящим любовью, поклонением, стыдом у ног некогда отверженного...» он не патологическое существо в прямом смысле слова, тем опаснее происходящее в нем разрушение человеческого.
     Пожалуй, герой Э. Кишона больше всего убеждает в справедливости мысли Станислава Лема: «Видеть в нацисте гангстера – банальность, слишком упрощающая проблему; видеть в нем пособника дьявола – банальность слишком напыщенная».


    
     «Соседние народы – причина всех наших бед. Смерть соседям!».
   
 
    
     Главный идеолог Движения – Пепи (редактор Эрнст Шумкоти) - умело использует в своих статьях - газета «Подавляющее большинство» Фронта гарпунеров - слабости, характерные для запоздало родившейся нации и обстоятельства, формирующие немецкий национализм. Феномен "культерпессимизма" в духовной атмосфере Второго рейха оказывается напрямую связан с расистским антисемитизмом:
     «Правительство всегда раздувало очаги ненависти с целью дальнейшего разжигания патриотизма. В связи с этим серху было спущено указание над каждой дверью установить табличку «Смерть соседям» ... именно соседние народы – причина всех наших бед».
     Статьи Пепи пародируют национально-государственный подход ( Генрих фон Трейчке "О нашем еврействе"), социально-христианский подход (Адольф Штекер "Наши требования к современным евреям"), расистский подход, синтез всех антисемитских школ. Сатирик показывает, как ненависть к лысым превращается в "партийно-политическую линию" .
     Пепи цитирует "Протоколы лысых мудрецов", автор подчеркивает, что вся Европа заражена новой заразой, что в Германии одобряют гонения на лысых, а во Франции немало и своих «волосатых», и только в Америке (где повсеместно распространены парики и накладки, и множество «лысых»), этот вопрос – преследование «лысых» - никого не интересует. Европа готова принять антисемитизм как ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИДЕОЛОГИЮ. Пародируя пропагандистские трюки нацистской Германии, стереотипы массового сознания, автор уделяет большое внимание статьям Пепи как идеолога нового Движения в СМИ, напоминающих нацистский листок "Дер штюрмер".


    
     За нами только «бездари и сумасшедшие»?...
 
   
    
     Атмосфера в стране накаляется еще больше, когда Пепи (благодаря изощренной наводке друга Гидеона) избивают, и он неожиданно попадает в больницу. Этот эпизод демонстрирует умение «нацистов» превратить собственную подлость и шантаж в повод для разжигания ненависти толпы. Нет такого бесстыдства, которое они не оправдали бы политическими лозунгами! Не поставили бы на службу ненависти. Это первые шаги в истории «национально-волосатой партии».
     Деятельность национальных лидеров (Гидеон+Пепи) построена на разжигании в толпе самых темных и зверских инстинктов. За ними идут, в первую очередь, уголовники, завистники, разрушители, садисты, «бездари и сумасшедшие», в лучшем случае – «чудаки, которых вы ведете к гибели»
     Э. Кишон подчеркивает уголовное прошлое большинства «волосатых», иронизирует над тем, что тюремные «обстоятельства» становятся серьезным тормозом на пути «волосатых» к власти: многие депутаты, избранные в парламент, были в прошлом осуждены на разные сроки и вовсе не по политическим мотивам.
     Новое правительство продолжало уверенно идти курсом старого, но «совершенно в другом направлении».
     После выдуманого «нападения восьми террористов на Пепи» нейтральных к Движению людей почти не остается. "Всегда и везде человек, который испытал страдания и унижения, принимал чью-то сторону. Нейтральные люди помогали только угнетателю, но никогда - жертве. Безмолвие помогает мучителю, но никогда – угнетенному» - эти слова Эли Визеля, сказанные в 1986 г. (при получении Нобелевской премии мира), прямо связаны с реалиями романа Кишона.
    
     Социализм дураков и «аристократизм черни»...
  
  
    
     Среди сторонников защиты волосатого дела, как показывает автор, есть и немало интеллектуалов. Этот феномен исследовал в свое время Т.Манн:»Путая народ и толпу, интеллектуаллы опустились до черни, поддерживая ее лозунги из ложного стремления к единению с народом...Кто-то метко назвал фашизм социализмом дураков. Так вот антисемитизм – это аристократизм черни. Его можно свести к очень простой формуле: Я хоть и никто, но я не еврей. Дурак верит, что он действительно что-то из себя представляет» (Т. Манн «К проблеме анисемитизма»).
     «Аристократизм черни» великолепно эксплуатирует Движение защиты волосатых. Например, советник по внутренним делам предложил награждать бутылкой старого вина каждого, кто докажет при помощи двух свидетелей, что дал пощечину лысому жителю города. В этом деле, превратившемся в популярное спортивное развлечение молодежи, принимала участие и местная жандармерия.
     Роман Э. Кишона исследует феномен превращения народа в толпу, охваченную антисемитским безумием, настоящей эпидемией, против которой, как предполагал професор Сил, должно было выступить государство, правительство страны, но ничего этого не произошло: партия защиты волосатого дела всюду действует вполне легально («это молодая и симпатичная партия», как говорит официальная пресса). Напротив, с неподражаемым юмором Кишон рассказывает о том, как местная полиция врывается на заседание сторонников партии «волосатых», случайно спутав зал заседаний: на самом деле блюстители порядка шли усмирять забастовщиков. Более того, сатирик показывает, что государство берет на вооружение антисемитскую тактику и дух «волосатой партии».
     Партия «волосатых патриотов» умело использует экономические стимулы для поощрения своих стронников. Пинто гуляет по улицам города и каждому грязному сопляку, поглаживая по головке, выдает форинт. Волосатые избиратели получают приглашение на выборы вместе со списком имущества, принадлежащего «пока» лысым. Каждый волен поставить галочку над тем, что хотел бы прибрать к собственным рукам. Сатирик великолепно демонстирирует связь национальной идеи с погромной идеологией:
     «Мы всегда ждали появления настоящего народного вождя», - писал мне парень-подсобник, работавший в лавке. Он потребовал для себя квартиру, 0, 5 га фруктового сада, страховой полис и велочипед с новыми шинами – все это из числа того, что пока принадлежало его хозяину», - завершает автор.
    
     Торжество «волосатой» демократии ...
   
 
    
     Почти детально автор повторяет в иносказательной форме основные этапы антиеврейской политики нацистов в 1933-1939 годах: первую общегосударственную антиеврейскую акцию - Бойкот всем еврейским предприятиям, бюро, магазинам и пр. 1 апреля 1933 года. Сожжение "вредных книг" под рук. министра пропаганды Геббельса. Весьма подробно и соответствующим официально-деловым языком сатирик рассказывает о принятии законов, аналогичным «Нюрнбергским законам 15 сентября 1935 года - Закон о гражданстве Рейха, закон о защите немецкой крови и немецкой чести.
     Введение расового принципа в законодательство автор с иронией показывает как знак торжества демократии в стране. Глава правительства с воодушевлением просит новоиспеченных депутатов принять к сведению, что нельзя подрывать древние основы гуманистической морали нашего народа. »У нас, друзья, лишь воля народа устанавливает демократичесие порядки» Вот почему следует, как можно скорее разработать законопрект, который максимально затруднит лысым носорогам социальное и экономическое продвижение» (в реальности этому соответствовало Введение Закона об упорядочении национального состава управленческого аппарата от 7 апреля 1933 года. Создание новой инструкции и "арийский параграф" с целью устранения еврейского влияния на общественную жизнь Германии в апреле-декабре 1933).
     Неожиданную сложность в работу новой фракции депутатов вносит тот факт, что процент «лысого» (еврейского) населения в стране оказывается незначительным – столь малый процент «облысения» населения не мог удовлетворить аппетиты Движения, и вот уже создано ГЛУ – главное управление по учету лысых - 2380 сотрудников Управления, сотни офицеров и чиновников были брошены на дело государственной важности: перепись «лысых», разработку параграфов, кого считать лысым, слежку за «лысыми». При этом законодательным путем было обнаружено 48 разновидностей «лысых», включая людей «лысого происхождения».
     Иносказательный язык дает возможность сатирику изобретать образные, исполненные глубокого смыслы аллегории и символы. После зачтения нового законопроекта наивный метрдотель спрашивает доктора Шимковича: «Так что же этим лысым остается?»
     . – Что им остается, дружок? Пусть идут дрессировать львов. Эта возможность остается для них открытой.
     Эта деталь – великолепная аллюзия на реальное участие евреев, лишенных всякой иной возможности существования в нацистской Германии, в цирковых представлениях, в которых были заняты хищники.
    
     «Без лысых мы колос на глиняных ногах»
    
    
   
     Национальный вопрос становится доминантой государственной жизни, подчиняя себе все остальные как второстстепенные. И это несмотря на то что страна находится в состоянии войны и разрухи. Для выполнения гигантской работы изучения положения «лысых» в стране, были использованы все запасы бумаги, приостановлено издание книг. Сатирику удается множество блистательных пародий на деятельность нацистов в связи с процессом селекции еврейского населения и отделения его от полноценных немцев: лысые должны были носить под коленом левой ноги красную ленточку размеров 8, 3 см, так чтобы она была заметна издали (первоначальное предложение – лысые должны были выходить на улицы и бить в бубны, оповещая население о своем приближении).
     Немало труда было уделено изучению «Международного заговора лысых».о стремлению евреев "зайти с тыла", тихо, крадучись и овладеть миром. «Лысые» объявлены "антирасой" и паразитами, в том числе «саранчой». (в реальной Германии евреи - "раковая опухоль", "ядовитый гриб", "bacillus judaicus, вызывающая у других народов "Rassentuberkulose").
     Как только «лысые» начинают массово убегать за границу, срочно собирается особое совещание ГЛУ. Чем же озабочены «волосатые»? Ни в коем случае нельзя допустить утечку лысых из осажденной столицы, в 15 км от которой стоит враг. «Без лысых мы колос на глиняных ногах». Это известное определение, которое Гитлер дал накануне войны Советской стране («колосс на глиняных ногах»), автор переадресует родине фюрера. Получается, что война с «лысыми», ненависть к ним – единственное основание, на котором стоит Государство. Государство, фундамент которого построен на ненависти. Никакой созидательной программы у «волосатых» нет – как это современно звучит в связи с аналогичной «государственной» деятельностью ООП, целиком замешанной на ненависти к Израилю и идее гибели «соседа».
     Доктор Шванц предлагает собрать «лысых» в каком-нибудь квартале бедноты и окружить колючей проволокой. Это предложение встречается с большим одобрением. Центр завален просьбами местного населения – воспользоваться имуществои и квартирами «лысых», заключенных в гетто.
     Кишон создает ситуацию, живо напоминающую конвульсии фашистской Германии, которая, однако, ни на секунду не забывает об «окончательном решении еврейского вопроса» - даже в самые последние дни Третьего рейха отдаются приказы ко все новому уничтожению людей, безукоризненно работает железная дорога, по-прежнему дымят печи. Это немало удивляло историков Холокоста. Сатирик предлагает свою версию объяснения: война с «лысыми», ненависть к ним – единственный цемент, связывающий государственное тело. Поэтому работа по уничтожению внутреннего врага не останавливается вплоть до падения столицы государства «где-то в Европе». Лучшие бойцы Движения заняты не на линии фронта, а на охране гетто. «Что слышно в лагерях для лысых? - поинтересовался доктор Шимкович, перекрикивая грохот пушек. – Чем они там занимаются?


     «Я израильтянин, еврей и больше никто..."
    
    
     Роман завершается развалом Движения Пинто и победой его соперника – идеологического «близнеца» (Шумкоти=Шимкович). Внешние враги в союзе с новой Лигой захватывают государство. Участники «волосатого» Движения осуждены (лидеры – условно, пешки - на многолетнее заключение). Пепи бежит в Аргентину и оттуда сообщает, что «Идея защиты волосатых живет и будет жить до тех пор, пока хоть один лысый ходит по земле». Гидеон Пинто оправдан – отныне он - безобидный пациент сумасшедшего дома. Последние строки романа свидетельствуют, что «эту кошмарную историю мог придумать лишь больной человек с извращенным мышлением». Авторская ирония очевидна. История продолжается. Человечество по-прежнему сходит с ума.
     Скальпель сатирика делает свое дело. "Да, я не сабра. Но я и не венгр, хотя и родился в Будапеште. Я не англичанин и не американец, хотя свободно говорю по-английски. Я не швейцарец и не немец, хотя постоянно проживаю в Швейцарии и часто выступаю и издаю свои книги миллионными тиражами в Германии. Я меньший космополит, чем кто бы то ни было. Я израильтянин, еврей и больше никто..."


   



___Реклама___