©"Заметки по еврейской истории"
январь 2015 года

Леонид Мининберг

Леонид Мининберг

Еврейский след в Бад-Киссингене (Bad Kissingen)

К истории евреев города

Краткое описание курорта

Бад[i]-Киссинген – один из популярных  курортов Германии. Он расположен на севере Баварии. Курорт  находится  в живописной долине, по которой протекает  небольшая река -  Франконская  Зале  (Fränkische Saale). Долина  окружена покрытыми лесом горами, высота  которых не превышает 400 м. Это создаёт определенный микроклимат в городе. Реку, с небольшой долей иронии,  можно назвать «судоходной»,  поскольку моторный бот,  рассчитанный на 12-15 пассажиров, отправляется от центра города в сторону  естественного ингалятора – Gradierbau. Маршрут составляет около двух километров в одну сторону. Бад-Киссинген считается самым чистым городом Германии. Здесь нет промышленности. Автомобильный транспорт движется в обход центральной (пешеходной) части города. Помимо лесов, покрывающих горы, в городе есть парки, много цветов. В 2004 г. Бад-Киссинген был назван самым цветущим курортом Европы. За последние годы город дважды удостоился золотой медали среди курортов Европы.  По мнению курортников и туристов, публикации которых появляются в печати, Бад–Киссинген производит лучшее впечатление, чем даже Баден–Баден.

Бальнеологические свойства курорта заключаются в использовании  углекислых соляных минеральных источников  (их пять различных), бассейна с  термальной водой,  натуральных местных грязей, применении   ингаляций путем вдыхания аэрозолей  соленой воды, а также других процедур,  традиционно используемых на курортах. Здесь лечат сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, гинекологические и другие заболевания. Проводится также лечение опорно-двигательного аппарата.

Курорт получил широкую известность  в ХIХ в., когда его стали посещать  знаменитые люди,  прежде всего коронованные особы – короли Баварии, императоры Германии, Австро-Венгрии,  России. Последние  построили в 1900 г. православную церковь  (Salinenstr.), которая функционирует (по определенным дням) и сегодня. Курорт посещали также известные политики, предприниматели, композиторы, писатели. Так канцлер Германии О. Бисмарк в течение  15 лет постоянно приезжал сюда для отдыха и лечения. Мемориальные доски на некоторых зданиях города свидетельствуют о пребывании  на курорте ученого Ю.Либига, композиторов  Д. Россини, Р. Штрауса, писателя Л. Толстого,  немецкого писателя и поэта Т. Фонтане и т.д.

Вслед за аристократией в конце ХIХ – начале ХХ веков на курорт потянулась российская буржуазия, творческая интеллигенция. Известно, что здесь были композиторы М. Глинка, А. Глазунов. Среди посещавших курорт были также евреи. Например, известный защитник еврейского населения России депутат 3-ей и 4-ой Государственных Дум  Нафталий Фридман, создатель искусственного языка эсперанто доктор Заменхоф и другие.

 

Фото 1. И. Эренбург с матерью и сестрами. Киссинген. 1909

Сегодня курорт является круглогодичным. В течение года в санаториях города проходят лечение 130 тыс. курортников. Среди культурных мероприятий в городе популярностью пользуются выступления местного профессионального оркестра, состоящего из 13 музыкантов. В его программе преимущественно классическая музыка. В течение дня оркестр дает 2-3 бесплатных концерта. При хорошей погоде  в летний период сцена с оркестром обращена к парку, где на скамейках находятся слушатели. В дождливую погоду сцена разворачивается на 180 гр. в сторону зала, где располагаются слушатели. В городе есть три музея. В концертных залах проводятся музыкальные фестивали, соревнования танцевальных пар и другие культурные мероприятия.                       

История евреев в Киссингене

Прежде, чем приступить к изложению основной темы, немного об истории евреев города. Поселение Kissingen  было известно ещё в средние века, поскольку здесь существовало производство  «белого золота» - пищевой соли. Соль производилась путем выпаривания  соленой воды. Позже появились солеварни, здания которых перестраивались в процессе эксплуатации. Последние строения   сохранились до настоящего времени. В 2001 г. город отметил 1200-летие основания поселения Киссинген.

Известно, что евреи  здесь появились ещё в  XIII в. Они занимались торговлей  текстильными изделиями, а также забоем скота и торговлей кошерным  мясом для нужд евреев, проживавших в Киссингене и соседних городах и поселениях.  Еврейская община  находилась под защитой местных феодалов,  получив от них охранную грамоту.  Коммерческие успехи евреев вызывали зависть, трансформировавшуюся в  ненависть, у  местных торговцев мясом.    Вероятно, эти люди не вдавались в детали отличия в забое скота и специфику покупателей мяса у евреев. В 1298 г. банда, прибывшая из другого города,   устроила погром, от которого пострадало местное еврейское население. Этот погром получил название «Rindfleisch - Pogrom» (Rindfleisch,  в переводе на рус. язык - говядина). Не было благополучным отношение местного  населения к евреям и в последующие годы.

Со временем в поселении появились евреи-ремесленники.  Один из них во время войны со шведами в 1643г. отливал пули для обстрела противника.  Воины считали, что пули этого человека всегда попадают в цель, поэтому требовали  их только его производства. В память об этом ремесленнике была изготовлена скульптура из камня, изображавшая  бородатого человека в каске. Скульптуру тогда  установили в здании   городского магистрата. Его потомки пользовались уважением жителей города и получили  прозвище „Schwede“.

Тем не менее, положение евреев, несмотря на  расположение к ним баварских королей династии  Вительсбахов, не всегда было благополучным. В 1650 г. и 1656 г.  местные мясники жаловались на еврейских мясников властям. Но погрома тогда не было. В 1725 г. мещане протестовали против того, что евреи приобретают недвижимость.  Община  в том году купила участок земли для строительства синагоги. В 1798 г. горожане негодовали по поводу увеличения численности еврейского населения.

Вплоть до  XIX в.  евреи проживали в Киссингене в небольшом средневековом гетто. Оно состояло из жилых строений, складских помещений и представляло собой двор, ворота которого  вечером закрывались на замок.

В 1813 г. баварский король издал указ, получивший название  «Bayerische Judenedickt»,  согласно которому евреи уравнивались  в правах с другими  жителями Баварии.   

Необходимый элемент еврейской общины – это наличие кладбища. В 1817 г. евреям Киссингена было дозволено открыть кладбище для нужд общины. До этого свой последний приют евреи Киссингена находили на еврейском кладбище в Пфаффенхаузене (Pfaffenhausen), что вблизи г. Хамельбурга (Hammelburg). Изучение захоронений кладбища по  памятникам и их описанию помогает сегодня знакомиться с историей еврейской общины города. 

Однако практически равноправными евреи стали только в 1871 г. с созданием Германской империи, правительство  которой возглавил О. Бисмарк.  Впрочем, полностью равноправными евреи и тогда не стали. Так, например,   карьера  еврея на государственной службе, в том числе в армии, предполагала его переход в  христианство. Тем не менее, положение евреев с объединением Германии и созданием империи улучшилось. Это открывало новые возможности для еврейского населения, в том числе в Киссингене. В городе появились евреи – банкиры, например,  А. Лёвенталь, антиквар Д. Кугельман, ювелир С. Розенау и т.д.

В 1851-1852 гг. на месте старой  синагоги была построена новая. К началу  ХХ в. в городе проживало около 400 евреев из общего количества 4,2 тыс. горожан. Большинство еврейских семей было занято в области транспорта, курортного  хозяйства, финансов. Как и в прошлые годы, они занимались также торговлей, в том числе продажей текстильных изделий. Однако возникли новые формы торговли. Появились, например,  Дом моделей Эрлиха,  магазин, где продавались товары по сниженным ценам,  винные лавки  и т.д. Евреи занимались также поставкой товаров королевской семье.

В городе существовала еврейская курортная больница („Villa Bavaria“), еврейский детский сад. Действовала сионистская организация.

К началу  Первой мировой войны еврейское население вполне, как сказали бы сегодня, интегрировалось в германское общество. Большая часть членов общины придерживалась либерального иудаизма. Евреи участвовали в экономической, административной и общественной жизни города. Они избирались в магистрат, участвовали  в добровольном пожарном обществе и т.д. Поэтому вполне понятно, что патриотический угар в связи с началом  Мировой войны в 1914г. коснулся и евреев города.  Многие из них добровольно отправились в армию, восемь  евреев погибли на фронтах войны. Многие были ранены.  В городе было создано отделение Союза еврейских фронтовиков (Reichsbunds jüdischer Frontsoldaten).   

В последовавшем за окончанием войны  экономическим кризисом в Германии, а затем мировым экономическим кризисом интерес к курорту  почти исчез. Начала сокращаться численность населения города, в том числе произошел отток евреев. К 1933г. еврейская община города насчитывала 344 человека,  что составляло 4%  общей численности населения.  Евреи  уезжали в крупные города страны, некоторые  покидали Германию. Отъезду способствовало также усиление антисемитизма. Особенно он вырос с появлением в городе  штурмовиков, распространением национал-социалистической пропаганды. Местные  нацисты вывешивали антисемитские плакаты, призывали  к  бойкоту еврейских врачей, магазинов, провоцируя изгнание евреев из города. Но большинство еврейского населения оставалось в Киссингене, оптимистически надеясь на лучшие времена.  Оптимизм сохранился даже после прихода Гитлера к власти.

С целью напугать оставшихся евреев были арестованы известные в городе люди, например банкир Л.Гофман (L.Hoffmann). Вскоре после ареста 8 апреля 1933г. он умер. Владелец салона автомобилей для проката H.Holländer (1887 – 1938) погиб при попытке погасить  подожженный погромщиками во время «хрустально ночи» гараж. Тогда же  38 известных евреев были арестованы, 14 из них гестапо затем отправило в концлагерь  «Дахау».  Вот судьба одного из  арестованных, члена Союза евреев-фронтовиков, активиста Демократической партии Германии. Врач  Sally Mayer (Stabsarzt, т.е. капитан медицинской службы), фронтовой врач, был ранен, дважды становился жертвой газовой атаки,  за заслуги награжден «Железным крестом» 1 и 2 класса.  С 1923г. он работал врачом в  Бад-Киссингене. 14 ноября 1938 г.  его арестовало гестапо и отправило в «Дахау». Но вскоре по распоряжению Геринга участники Первой мировой войны были тогда освобождены из концлагеря. К этому времени врач и его жена уже располагали загранпаспортами. Но гестапо направило его работать в еврейский Дом престарелых. Через какое-то время вместе с Домом престарелых их отправили в Терезиенштадт, а оттуда в Освенцим, где они погибли. Такова у нацистов была цена германского патриотизма еврейских граждан.     После  ноября 1938г. надежды  у местных евреев на то, что положение в стране изменится к лучшему, не осталось. 123 еврея эмигрировали из страны, 143 человека постарались скрыться, переехав в другие города. Судьба их неизвестна. Оставшиеся евреи в последующие годы были вначале переселены в г.Вюрцбург, а оттуда отправлены в Терезиенштадт и другие лагеря. 29 мая 1942 г. местная газета «Saale Zeitung» с удовлетворением сообщила своим читателя, что „Bad Kissingen judenfrei“. Одна из крупных и благополучных еврейских общин Баварии перестала существовать.

Послевоенная история евреев довольно убога. Прежде всего потому, что общины, как таковой, не было. В городе тогда проживало 25 евреев. Не один из депортированных членов общины Киссингена  не уцелел, а эмигрировавшие из страны в город не вернулись. Прибывшие в Киссинген евреи, в большинстве своем, были уцелевшие в период  Холокоста и очутившиеся в Германии люди. Община так и не была создана. В 1959 г. сохранившийся общинный дом по инициативе жителя Бад - Киссингена  Иосифа Вайсера (Josef Weiser), был передан для совершения молитв живущими и приезжающими  в город  евреям. В 1961г. в Бад - Киссингене проживало всего 9 евреев. В 1996г. молельный зал был отреставрирован, проведены ремонтные работы, а также выполнено его ритуальное оформление. Иногда это здание  называют Josef-Weiser-Synagoge. Но официально здание получило  иное название - Jüdischer  Betsaal - еврейский молитвенный зал. Почему он не назван синагогой? По моему поверхностному знанию еврейских религиозных правил,  из-за того, что в городе, собственно, нет еврейской общины, нет постоянного раввина, не собирается регулярно миньян (кворум из 10 мужчин).  Хотя ритуально в нем есть почти всё, что должно быть в синагоге: Тора, ковчег (шкаф, закрытый шторами для хранения Торы), молельный зал, разделенный для женщин и мужчин,  есть  молитвенники, кипы, талиты, твилины и т.д. Возможно, это здание не названо синагогой по административным, финансовым или каким-либо иным соображениям. По субботам и праздничным дням здесь участвуют в богослужении отдыхающие из еврейского Дома отдыха.

Сегодня в городе официально проживают трое иудеев, так они указали свою религиозную принадлежность в формуляре при своей регистрации. Ещё один еврей проживает в Доме престарелых. Но фактически евреев в городе больше. Например, известны имена некоторых медицинских работников. Еврейской общины в городе  нет, но предыдущие поколения оставили след в жизни Киссингена, содействовавшие его процветанию.

Еврейский след  в Бад-Киссингене

Уже  при  первом осмотре города обращаешь  внимание на латунные таблицы  на тротуарах, установленные в 5 местах (возможно, их больше) центральной части города.  Это „Stolperstein“,  или «Камни преткновения».  На табличках написано о том, что в доме, возле которого уложен камень с укрепленной табличкой, проживал…, далее указываются  имя и фамилия человека, его год рождения, время депортации, год и место гибели.  Такие таблички установлены в 800  городах  и поселениях Германии и в 200 городах  других европейских стран. Инициатором этого проекта и его исполнителем является немец, художник из Кёльна Гунтер Демниг (Gunter  Demnig). Когда данная статья уже была написана, пришло сообщение, что Г.Демниг  стал лауреатом премии имени Ойгена Когона (немецкого журналиста, социолога и политолога, узника Бухенвальда, который своей послевоенной деятельностью внес значительный вклад в денацификацию страны и в развитие демократии в Германии).

Центром еврейской жизни  является синагога.  К началу  ХХв. в Киссингене проживало, как указывалось выше, около  400 евреев. Но община постоянно росла и возникла потребность  в современной и большей по площади синагоге. К этому времени среди евреев были не только торговцы, ремесленники, но врачи, ювелиры,  банкиры, владельцы гостиниц, аптек. Т.е.  члены общины стали более состоятельными и появилась финансовая возможность построить новую синагогу. В 1902г. синагога была построена по проекту местного архитектора  К.Крампфера  (C.Krampfer)  в неоромантическом стиле. Во время трагически известного  общегерманского  погрома в ноябре 1938г.  это здание было разрушено. На его месте сейчас находится новое здание, в котором  располагается строительное управление. У этого дома установлен большой памятный знак, напоминающий, что  здесь до  ноября 1938г. находилась синагога. Аналогичный знак, но меньшего размера, укреплен также на торцовой стене  этого строения.

Нацистская власть в Германии с ожесточением уничтожала синагоги, оставив всего несколько строений из сотен синагог Германии. Кладбища, как не покажется странным, сохранились. Нет, конечно, не все. Тут постарались «черные золотоискатели», считавшие, что вместе с покойником евреи хоронят драгоценности. В некоторых поселениях местные власти разрушили кладбища для использования земельной площади и надгробий в качестве строительного материала. Но, в целом, еврейские кладбища сохранились. Сохранилось оно  и в  Киссингене  (Bergmann Straße). Последнее захоронение датировалось  25 августа  1942г. В том же году  здесь были похоронены 20 советских военнопленных. Возможно, это были евреи, которых расстреляли в результате селекции, проводимой СС и Вермахтом среди военнопленных. Такие или аналогичные случаи  известны. Например, в Мюнхене во времена нацизма прах руководителя революции в Баварии в 1918г. еврея К.Эйснера был эксгумирован и  из престижного  городского кладбища перенесен на еврейское кладбище.

После окончания Второй мировой войны кладбище вновь служило местом захоронения евреев. Здесь похоронен упоминавшийся И.Вайсер. 10 мая 1994.г на кладбище произошел неприятный случай. Двое школьников 14 и 16 лет опрокинули несколько памятников, написали антисемитские лозунги,  нарисовали свастики. В ноябре того же года оба были осуждены судом по делам несовершеннолетних. Кладбище осквернялось и ранее.  Такие случаи были зарегистрированы в мае 1925г. и в 1936г. Разумеется, что из единичных случаев, тем более на основании одного города, обобщений делать нельзя, но подсознательно вырисовывается такая симптоматика: первый акт вандализма был совершен во времена Веймарской республики (1925г.),  второй в  период нацистской диктатуры (1936 г.), ну а третий - в демократической Германии.

При разрушении синагоги в 1938г. сохранилось  стоявшее вблизи небольшое по площади 3-этажное общинное здание, где  проживали с семьями  раввин, кантор и рабочий  (Hausmeister). При входе в это здание есть памятная доска  с именами и фамилиями  более 70 депортированных  и погибших местных евреев. Как указывалось выше, сейчас там находится Josef-Weiser- Synagoge и еврейский музей.

В  1934 г. кантор  Steinberger (Стейнбергер),  живший в этом доме, отправил своего 13-летнего сына  учиться в Швейцарию. В 1937 г. (по другим данным в 1935г.) вся семья кантора эмигрировала в США.  Вскоре  они воссоединились там со своим сыном. Спустя годы сын стал ученым-физиком. В 1988г. за научные достижения ему была вручена Нобелевская премия. В еврейском музее города есть фотография Д. Стейнбергера[ii], которому король Швеции вручает диплом лауреата премии. В честь учёного городская гимназия названа его именем – Jack - Steinbergerer Gymnasium. Это учебное заведение было одним из инициаторов установления в городе «Камней преткновения».

По улице Bach Straße 6 сохранился двор, в котором вынуждены были проживать евреи до своей эмансипации  и уравнения  в правах в 1813г. (Judenhof), т.е. Еврейский двор. На строении есть надпись: Judenhof.                                          

Три улицы и одна площадь города названы в честь известных евреев: Heinrich-Heine-Straße, Einstein Straße, Littmann Straßе. Есть также Esperanto Platz, названная в память о создателе международного языка эсперанто  польском еврее Л. Заменхове (L.Zamenhof). Он неоднократно приезжал с семьей на курорт в Бад-Киссинген. Об этом напоминает мемориальная доска, находящаяся на доме, примыкающем к названной площади по адресу Bismarck Straße 22.

 

Фото 2. Мемориальная доска

Но, пожалуй, наиболее крупный след в Бад-Киссингене оставил своими творениями известный мюнхенский архитектор еврей Макс Литтман[iii]. Его строения внесли весомый вклад в архитектурный облик и культурную жизнь  курорта. По проекту архитектора построено одно из центральных зданий Киссингена - Regentenbau. Авторы некоторых справочников переводят данное название, как Дворец принца-регента (Баварии). Это самое  роскошное здание курорта. В зале этого курортного Дворца устраиваются концерты, проводятся международные музыкальные конкурсы и соревнования по бальным и другим видам танцев, международные  шахматные соревнования. Так в 1928г. здесь проходило первенство мира по шахматам. М.Литтман впервые в истории строительства зданий, предназначенных для культуры, использовал бетонные и железобетонные конструкции.  Внутри помещения зал облицован вишневым деревом. Здесь великолепная акустика.

 

Фото 3. Регентенбау. Бад-Киссинген

 

Произведения  М. Литтмана вписываются в архитектуру города. В то же время они повлияли на дальнейшую градостроительную политику курорта. По предложению архитектора был удлинен мост, при этом Литтман сохранил строения своего коллеги, также мюнхенского зодчего Г.Гертнера (Gärtner), построенные ранее. Напротив Regentenbau, у моста возведено по его проекту ещё одно здание - Littmanns Haus - торговый и деловой центр. Эти два строения по обе стороны  моста Ludwigsbrücke, как бы олицетворяют ворота, ведущие в центр города. По проекту этого архитектора в курортном парке построен питьевой павильон и прогулочный зал, читальные залы, внутренний дизайн зала Россини, Белого  и Зеленого залов.  В начале курортного парка  находится «Источник Макса», также работы М.Литтмана. В другом месте города по его проекту построен  курортный театр. Как музыкальные залы, так и театральный зал потрясают великолепной акустикой.

Еврейский след сохранился также в фамилиях людей, чьи предки когда-то покинули этот город. Известно, что в средневековье, в некоторых странах также в  XVIIIв. князья, короли, более мелкие феодалы  с целью взимания податей, привлечению к воинской службе людей проводили всеобщую перепись населения, в данном случае правильно будет назвать  опись населения. В процессе этого человеку присваивалась фамилия. Одним из отличительных признаков личности было географическое место, откуда он или его предки прибыли. Так появились фамилии Берлинер, Могилевер, Гинзбург (в Баварии есть город Гюнсбург), Сатановский, Варшавский и т.д. В данном случае – Киссингер. Наиболее известный сегодня человек с такой фамилией – это  бывший госсекретарь США  Г. Киссинджер. Правда, лично он родился в г. Фюрте (Бавария), теперь это район г. Нюрнберга. На  городском кладбище города  похоронен  Л. Киссингер  (Löb Kissinger, годы жизни: 1801 - 1887). Авторы публикации о еврейском кладбище считают его основателем династии Киссингеров. Несколько лет тому после длительной и серьезной подготовки многочисленные Киссингеры –немцы, евреи, американцы – приехали в город с детьми и внуками. Познакомились между собой, рассказали истории своих семей. Это был своеобразный праздник города.

 

Фото 4. Еврейский дом отдыха. Бад-Киссинген

Рассказ о Бад-Киссингене будет неполным, если не привести здесь некоторые сведения о еврейском доме отдыха  (Kurheim  Eden-Park“). Он принадлежит еврейскому благотворительному фонду Германии. Хорошие условия проживания:  2-местные (семейные) и 1-местные номера,  четырехразовое питание, кошерная пища. Не забыта и духовная пища. Проводятся беседы, читаются лекции по истории, культуре, еврейской традиции, отдыхающих  знакомят с основами еврейской религии. Для этого приглашаются  известные в Германии и за её пределами специалисты. Как правило, лекции и беседы интересны.  Беседы проводят также врачи, социальные работники в соответствии с профилем их деятельности. К этому следует добавить, что в течение 2-недельного пребывания организуется несколько экскурсий, в том числе в другой город северной Баварии с посещением местной еврейской общины. Во время пребывания на курорте можно использовать его бальнеологические возможности. Отрадно, что в последнее время Kurheim зашагал в ногу со временем и там появился интернет. К этому следует добавить, что работает в этом заведении доброжелательный и профессиональный коллектив. Попасть на курорт  такого уровня могут не только работающие или состоятельные люди. Еврейский дом отдыха позволяет это сделать  также людям, получающим небольшую пенсию или социальное пособие, за относительно небольшую плату.

  

    

Примечания

[i] Bad (бад) – одно из значений слова  при переводе с немецкого на русский язык – водолечение. Таких городов и поселков с добавление слова Бад в Германии много. Только в  Баварии   около 20 курортов с водолечением.

 [ii]Stainberger Jack (Стейнбергер Джек) (1921, Бад-Киссинген, Германия). Американский физик, профессор, лауреат Нобелевской премии по физике (1988).  Родился в семье местного кантора. В 1934г. отец, видя положение в Германии и предвидя грядущие неприятности, отправил сына в Швейцарию. В 1935г. (по другим данным в 1937г.) вся семья эмигрировала в США, куда из Швейцарии приехал их сын. Он окончил Чикагский университет. В 1948г. защитил докторскую диссертацию. Был профессором Калифорнийского, Колумбийского университетов, директором Европейского центра ядерных исследований  в Швейцарии. Нобелевскую премию получил вместе  с Л.Ледерманом и М.Шварцем за открытие в лабораторных  условиях нейтрино и антинейтрино. Продолжая работать над этой темой, открыл различные виды нейтрино и антинейтрино – электронного и мюонного. Его работы расширили представление о строении вещества. В некоторых русскоязычных  публикациях можно встретить два варианта написания фамилии ученого – Стейнбергер и Штайнбергер. Это объясняется разным звучанием  на немецком и английском языках первых четырех букв фамилии. Немецкое Stei  читается как Штaй (нбергер), в английском   как  Стей (нбергер).

 [iii]Littmann  Max (Литтман  Макс) (1862, Хемниц – 1931, Мюнхен). Германский архитектор, профессор. Родился в ассимилированной еврейской семье  владельца магазина  железо – скобяных  изделий и инструмента Бернарда Литтмана, перешедшего в лютеранство. После обучения в ремесленной школе в родном городе М.Литтман изучал  архитектуру в Высшей технической школе в г. Дрездене. С 1885г. жил и работал в Мюнхене. Выезжал в творческие командировки во Францию и Италию. В 1888г. молодой архитектор начинает самостоятельную работу. Начало творческой деятельности ознаменовалось успехом: его проект  гимнастического зала к предстоящему в  Мюнхене общегерманскому спортивному празднику побеждает на конкурсе. В 1891г. он женится на Иде Хайльман, дочери известного инженера - строителя   и предпринимателя. Вскоре совместно с тестем М.Литтман  создает архитектурно-строительную фирму „Littmann und Heilmann“. Рост городов, сопровождавшийся строительным бумом, нуждается в новых идеях в архитектуре с учетом использования традиционных форм и облика существующих строений, а также экономичности и рациональности возводимых зданий.  Архитектор почувствовал эти требования времени. Он проектирует и строит здания различного назначения: торговые, транспортные, медицинские. Наиболее известный из них сегодня  Hofbräuhaus в Мюнхене. Но зодчий тяготел к созданию театров и концертных залов. В Мюнхене – это  Принц-регентен театр, национальный театр в Веймаре, придворный театр в Штутгарте  и т.д. В  его планах было строительство в  Афинах концертного зала, амфитеатра. В  творчестве архитектора все более проявляется склонность к монументализму,  свойственному  обычно художникам эпохи тоталитарных режимов. Как будто он интуитивно чувствовал близкий приход к власти диктатора. Но планам архитектора не суждено было сбыться. М.Литтман умер 20 сентября 1931г. и похоронен на одном из кладбищ Мюнхена. Любопытно, что в немецкоязычном варианте Википедии авторы статьи о Максе Литтмане пишут, что энциклопедия «Judaika» (1935г.) ошибочно относит его к евреям. Приведенные в пристатейной библиографии данной статьи источники,  в том числе мюнхенских историков, утверждают о его еврейском происхождении. Один из авторов пишет, что  Литтман при жизни никогда не отрицал этого факта своей биографии. Википедия, бесспорно, полезный источник и всегда под рукой.  Но при этом не следует забывать, что статьи для этого электронного справочника  пишут энтузиасты, зачастую дилетанты. Поэтому при использовании данной электронной энциклопедии для научных работ, при  подготовке публикаций следует  дополнительно провести проверку сомнительных фактов  по другим источникам.

 

Источники:

1.Экспозиция еврейского музея Бад-Киссингена  (на 01.08.2014).

2.Jüdisches Leben in Bad Kissingen. - Stadt Bad Kissingen, Stadt Archiv (проспект, 2004). Texte: H.J.Beck, R.Walter.

3.Beck H.-J., Walter R. Jüdisches Leben in Bad Kissingen. -1990 (книга).

3.Jüdischer  Friedhof. - Stadt Bad Kissingen,  Stadt Archiv. Eine Einführung von H.-B. Beck  in Zusammenarbeit mit J.Nadel ( путеводитель).

4.Wininger S. Jüdische große Nazional-Biographie. Band.4, S.138 „Max Littmann“-Buchdruckerei./1925/.

5.The  Jewish  Encyclopedia  / 1904 – 1925/ - Volume  VII.S.516-517.

6.Еврейская энциклопедия.- С.- Петербург, Брокхаус и Эфрон, 1913, т.10, с.490.

7. Шабесзон П.  По камням моей памяти/ «Еврейская панорама» (Берлин), 2014, №1 (июль), с.13.  

8.Mendes G. „Max Littmann“.- In : „Geschichte und Kultur Juden in Bayern,“-1988, S.138.

9.Kluy A. „Max Littmanns  „Lindenhof“.- In: “Jüdisches  München“.- München, Mandelbaum Verlag, 2009, S.153-154.

10. G.Wulz  „ Alles Littmann. Spuren in Kissingen“. Zum 150. Geburtsjahr des Architekten. /“Mein Post“ (Würtzburg), 22 November, 2012.

Источники фотографий:

1.Бернар Ева  «Бурная жизнь  Ильи Эренбурга».- М.: «Новое  лит.       обозрение», 2009, с.129. 

2.Мемориальная доска (Архив автора).

3.Проспект (Feuerpfeil Verlags, Bayreuth).

4. Почтовая открытка (Point Werbung, Würzburg).


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:5
Всего посещений: 5402




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2015/Zametki/Nomer1/Mininberg1.php - to PDF file

Комментарии:

Маина
Бат-Ям, Израиль - at 2015-02-24 18:20:26 EDT
Очень глубокое, высокопрофессиональное историческое исследование многовековой истории знаменитого курорта, о котором, к сожалению, до сегодняшнего дня знала очень немного. Прочла с большим интересом. Спасибо.
Людмила
Бат-Ям, Израиль - at 2015-02-13 21:31:12 EDT
Шалом!Меня звать Людмила.Я живу в Израиле.Читала статью с большим удовольствием и интересом.Она уникальна по объёму информации.Здесь можно узнать очень много об истории и жизни города Бат-Киссинген.Это просто рекламный путеводитель.Люди,прочитав эту статью,наверно,захотят посетить этот курорт,который считается'самым чистым, цветущим курортом Европы" осмотреть город и его окрестности,отдохнуть.Спасибо.С уважением.Людмила.
Эренбург Матвей и Рита
Гиссен, Германи - at 2015-02-12 12:27:36 EDT
С большим интересом мы прочитали статью Леонида Мининберга "Еврейский след в Бад-Киссингене".Автор собрал очень интересные сведения о жизни евреев в этом городе на протяжении нескольких веков. Мы неоднократно бывали в Бад-Киссингене,в Эден-Парке.Там проводились экскурсии, в которых рассказывали о жизни евреев.Но статья Л. Мининберга ,написанная рукой настоящего историка,дает неизмеримо большее и глубокое представление о истории евреев в Бад-Киссингене.Эта статья будет интересна читателям и особенно тем,кто хоть однажды бывал в этом городе или еще туда приедет
Аделия
Шверин, Германи - at 2015-02-08 20:04:03 EDT
Я никогда не была в этом городе.Прочитав статью,захотелось там побывать.Очень здорово написано.Спасибо автору.Теперь обязательно поеду!
Борис
Мюнхен, Германи - at 2015-02-07 22:10:29 EDT
Статья Л. Мининберга "Еврейский след в истории Бад Киссингена" очень интересна и познавательна не только историей евреев, но и как краеведческий материал. Статья служит прекрасной рекламой этого курорта. Большое спасибо автору.