©"Заметки по еврейской истории"
март 2014 года

Инна Рос

Иерусалимские штрихи

I. Шоссе Тель-Авив – Иерусалим (лето)

“И если вы не прислушаетесь к этому, в потаенном

месте [мисторим[1]], будет плакать душа Моя..”.

Иеремия 13:17

 

выезжаем. кажется, жарко.

только начало, а мучает жажда…

старые эвкалипты. в самом соку

величавом, могучем. кожуру,

как одежду, отбросившие в жару,

с длинными космами– плакучими…

издали темные их силуэты –

луговые березы подмосковным летом…

 

зелень травы вдоль дороги.

эстакады бетонная щетка…

поле, лужок равнинно-пологий,

эвкалипты-березы вдали –

(чуть зажмурить глаза –

вроде не эрец[2], а средняя полоса,

ступино[3]?) взлет в Иерусалим

незаметно начнется…

 

взрезан дорогой вглубь,

сыплется склон,

падает камень, как зуб

из челюсти дряхлого слоя…

 

вот и открылись отроги

холмов.

в них – вросшие лайнеры-корабли,

десятипалубники – белеют,

плавной кормой

нависают над лесом –

круглоугольные,

и на них этот город –

Иерусалим,

праотец минарета и мессы,

полощется белым и голубым

флагом. особенный тот.

“мисторим” –

имени Непроизносимого

место,

где Он век за веком

который год

за слезою слезу

неслышную

льет.

II. У дома Хансена (осень)

На камне облицовочном желтеют

Деревья. Легкий дикий виноград

По стенам кудри разметал, оранжев,

 

И как-то по боку теперь, не в тему

Сырой и мрачный бывший Ленинград.

Ну почему ты не была здесь раньше…

 

Балкон мощеный над просторным патио,

Куда ступаешь с бережной опаской,

Японский веер с потайною хамсой,

Проказы отзвук, пианино, доктор Хансен…

 

И вид с холма, как будто нет в помине

Узла, где Старый Город сжат в кулак

Угрюмых крепостей, булыжных линий,

Где подземельный лабиринт и мрак

 

Где “котеля”[4] прокисших слез котел

Кипит под крышкой куполов, и спицы

Торчащих минаретов – частокол

Из чешуи клубка дрожит, клубится

 

Над памятью о разоренном храме,

Страстях, кровавых распрях и измене…

И страх-гомункул по спине – ползком

 

И горло рвет дрожащими руками,

И глушит слух, и застилает зренье…

И множит многослойным знаньем скорбь.

III. Виноградники ночи (зима)

А. Л.

Снежок, заночевавший на листах магнолий,

Стесняясь, тает, превращаясь в запах кофе.

Слюда январских луж к полудню станет солью,

Слезой асфальтового фаса площадей,

И улочек мощеных горбоносый профиль

На гнутом небе прорисует зимний день.

 

Ни моря, ни реки – зачаточные горы.

Лишь Высший Замысел на соли и крови,

Упрятанных в камнях, собрать мог этот город

И даже сделать средоточием раздоров,

Где никогда никто ни с кем не будет квит.

 

Хотя, наверное, вражду смягчить могли бы

Твид кипарисовый, акаций сотня видов

И виноград, и мирт, и древние оливы,

Иль соломонов храм, или псалом давидов…

 

Холмов и рытвин заикающийся вид.

И камень, буйно отовсюду прущий камень,

Что сложен в крепости, в валы негладких стен

Умельцев давних полуголыми руками –

К востоку медленно наращивает крен

Разноязыкими молитвами Любви.

IV. Воздух (весна)

Трамвай, как кобра с бубенцом,

Скользит, юля по Яффе.

Махмуд с брезентовым лицом

Сжав рот, жует фалафель.

 

Два пальца держит на чеке,

Желвак катает по щеке

Непринужденно.

Аллах, конечно, он Акбар,

Но не зайти ль в соседний бар

“Огни Сиона”.

 

Хасидов стайки по углам

Пингвиний подымают гам

И крыльев шелест.

И стройка, как из камня куст,

И воздух все еще на вкус,

Как поцелуй Бат-Шевы.

V. Плен (круглый год)

его очень уж многие любят,

и будоражат его этой любви флюиды,

а он, с виду шумлив, многолюден,

бережет свой свиток,

вглядывается в тебя

и от профанов свиток шифрует.

отвлекает вниманье на камни,

бормочет псалом давидов,

многолик и непрост,

и возьмет ли еще в свои-то,

в рискованную вовлекает игру…и

дурманит, безумное счастье

суля не кому-то,

тебе вот.

и не потребитель ты, нет,

сотворец, соучастник,

на тебя проливается

рай доброты и любви…ты

потом ужаснешься, робея,

вдруг сбоку увидишь всю смуту,

взвихренную им,

слишком поздно –

как виноградом обвитый,

ты и автор, но ты же, увы,

и объект его шуток,

уже ты в плену.

но цепей виноградных бренчаньем

окутан, забудешь

про всякое время суток,

про стекла озер,

речи рек, рокот гор,

про море, про поле,

и прочие чары,

 

есть Он только –

он лишь –

Иерушалаим.

VI. Вираж (…)

Где песчаник полосатый нависает над шоссе,

И сбегает вниз по скатам темной зелени плиссе,

И круги спиралей длинных в оторочках бахромы

Шлют посланцами в долину горделивые холмы,

 

Рыжей черепицей крыши там щекочут близкий свод,

И носы уткнувши в книжки, крутит пейсы твой народ,

Там над крышами в круженье туч, един и неделим,

Проступает в мираже небесный Град-Крылат – под ним –

 

Город-чудо, город-праздник, город-горе, город-грех,

Город равных, город разных, город избранных и всех.

Облицован, сладок, страшен, тайна всех на свете мест,

Город стен, границ и башен, город – Сердце, город – Перст!

Примечания


[1] мисторим (иврит)– особое место, потаенное место;

[2] эрец – Эрец-Исраэль (иврит) – Земля Израиля

[3] Ступино – город к югу от Москвы (88 км) с живописными окрестностями.

[4] котель – Западная стена Иерусалимского Храма (Стена Плача)


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 288




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer3/Ros1.php - to PDF file

Комментарии:

Инна Рос
ИЗРАИЛЬ - at 2014-06-10 17:21:58 EDT
Дорогие читатели!
Милые мои друзья!
Большое всем вам спасибо за то, что прочли,
за ваши теплые слова, за тонкое понимание,
а главное – за доброту!
И ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЕВГЕНИЮ БЕРКОВИЧУ!
Ваша Инна Рос

TalyN
Montreal, Canada - at 2014-06-02 03:44:38 EDT
Спасибо за стихи! Как хорошо в суете наших дней подумать о земном и вечном...,насладиться силой образов ведущей по земле Обетованной прямо в Иерусалим.Замечательные стихи!
TalyN
Монтреаль, Канада - at 2014-06-02 03:35:29 EDT
Спасибо за стихи, как хорошо в суете наших дней подумать о земном и вечном... ,насладиться поэтическими образами.Спасибо огромное за творчество!!!
Дия Амитон
Нетания, Израиль - at 2014-06-01 19:08:54 EDT
Снова читаю стихи Инны Рос. Как всегда привлекают талантливость, оригинальность, прекрасное владение словом!
Владимир
Кириат-Ата, Израиль - at 2014-05-31 20:16:11 EDT
Стихи Инны Рос - новая Поэзия. Они далёки от бравурных аккор-
дов, а больше доверяют "бемолям" и "диезам", вызывая читателя
на встречную работу мысли. И вправду,если автор, едва касаясь,
наносит штрихи, то читателю надо иметь знания и тонкость вос- приятия, чтобы понять образы, а, возможно, и увидеть в них "своё" - даже большее, чем предполагал автор.
"Шоссе Тель-Авив - Иерусалим (лето)" начинается со слова "вы-
езжаем"... Казалось бы, читателю покажут калейдоскоп видов.Но,
нет.При дальнейшем чтении возникает чувство, что путник не едет на транспорте,а пробирается по тропинке.Но это не приземляет,а даёт возможность подробнее смотреть вокруг и ви-
деть в дальних эвкалиптах берёзы,а вместо безлесых отрогов гор
- корабли.И все эти виденья,как восходящие потоки воздуха, по-
днимают тебя в Иерусалим!

lili
SPB - Tel-Aviv, - at 2014-05-31 15:40:21 EDT
Очень хорошо «Воздух»! И «Вираж» тоже. Молодец!
Linde
Нюрнберг, Германия - at 2014-05-29 19:04:43 EDT
Я давно слежу за творчеством Инны Рос и с большим удовольствием прочла новую иерусалимскую подборку. А за ней потянулась и " Трава на камне ",которую можно перечитывать с любого места-как захочется. Спасибо автору и пусть не иссякает источник ее вдохновения!
Ушакова Лариса
Санкт-Петербург, Россия - at 2014-05-29 08:02:18 EDT
Спасибо за стихи! Очень тонкие и неожиданные сравнения. Точно и эмоционально передан дух города. Мне ближе всего по духу пришлись стихи Плен и Вираж. Спасибо за встречу с Иерусалимом!
Агнесса
Израиль - at 2014-05-27 13:18:18 EDT
Да, забыла написать самое главное. Большое спасибо автору!
Agnessa
Израиль - at 2014-05-27 13:07:16 EDT
Замечательные сравнения("челюсть дряхлого слоя", "десятипалубники с плавной кормой"),образы(площади как лица, лужи как слезы,горбоносый профиль улочек,страх-гомункул). А последнее - прямо гимн(музыка,ритм)вечному городу, где все равно "никогда никто ни с кем не будет квит".
Елелевина
Тель-Авив, Израиль - at 2014-05-18 22:36:51 EDT
Эти "штрихи" - полифония вечного Города, звучащие нити...
Светлана
Бней-Брак, Израиль - at 2014-05-16 14:26:18 EDT
Понравились все стихи. Но особенно сильное впечатление от стихотворений ПЛЕН и НА ВИРАЖЕ.ПЛЕН показывает магнетизм Иерусалима, его мощное притяжение, а в стихотворении НА ВИРАЖЕ чувствуется легкость и жизнерадостность многоликого города. Спасибо! Жду еще в таком же духе.
Татьяна
Санкт-Петербург, Россия - at 2014-05-16 14:13:32 EDT
Понравилось. Пленяют зарисовки пейзажей. Очень зримо. После прочтения звучит в голове последний куплет. Действительно город- чудо, город- праздник... T. Панкратова.