©"Заметки по еврейской истории"
ноябрь-декабрь 2014 года

Виктор Экслер

Виктор Экслер

Декабрист Экслер


В третьем классе мы организовали с моим другом Димой Лялиным «Тайное общество по борьбе с Бородулиным». Сашка Бородулин был головы на две выше каждого из нас. После уроков мы дрались мешками с тапками (в школе обувь нужно было переодевать) и вдвоём едва с ним справлялись.

 В «Уставе» «Тайного общества» перечислялись все возможные варианты борьбы. В первом пункте значилось что-то вроде «Драться с Бородулиным в любом месте и при любых обстоятельствах». «Устав» лежал в кармане моих школьных штанов. Он выпал оттуда, когда мама вешала их в шкаф, и был незамедлительно передан отцу. Тот, не понаслышке знавший, чем заканчивается участие в тайных обществах, начал допрос. Сначала я держался мужественно и не произносил ни слова, но опыт, полученный Львом Яковлевичем в кабинетах Большого дома, победил. Имя соучастника было со слезами названо, и «Устав» торжественно уничтожен.

***

Это может показаться невероятным, но совсем недавно я узнал, что мой прапрапрадед состоял в кишинёвском отделении тайного общества декабристов и был сослан в Сибирь. Очевидно, страсть к тайным обществам была заложена во мне на генетическом уровне.

 Изучая материалы следствия по делу декабристов, я с удивлением обнаружил, что поведение на допросах большинства из них нисколько не отличалось от моего в детстве. Они не проявляли «революционной стойкости», теряли почву под ногами, плакали, выдавали товарищей. Многие следственные дела содержат покаянные обращения к царю и членам комиссии, слезливые письма раскаявшихся, клятвы заслужить прощение. Воспоминания о ходе следствия были для декабристов тяжёлыми и неприятными. Понятно, что в школе нам об этом не рассказывали, чтобы не бросать тень на героев нации.

Декабристы традиционно считались одними из самых романтических, благородных и возвышенных фигур русской истории. Подавляющее большинство российской интеллигенции всегда ориентировалось на высоты их духа и стремление к свободе. Но были, конечно, и случаи личного геройства, отказа давать показания и выдавать заговорщиков. В числе стойких и державших себя с достоинством были Лунин, Якушкин, Андреевич 2-й, Петр Борисов, Усовский, Люблинский и другие. «Я никем не был принят в число членов тайного общества, но сам присоединился к оному, ― гордо отвечал следователям декабрист Лунин. ― Открыть имена их почитаю противным моей совести, ибо должен бы был обнаружить Братьев и друзей»...

***

О том, что один из наших предков был декабристом, рассказывал моей троюродной сестре Ане дед, Израиль Яковлевич Экслер. Когда в студенческие годы Ане представилась возможность поработать в ленинградском архиве КПСС, она нашла там материалы о прапрапрадеде и текст гимна, написанного им в сибирской ссылке. К сожалению, никаких записей Аня тогда не сделала. Несколько строк из гимна, написанного предком, врезались ей в память, а вот его имени она, к сожалению, вспомнить не может.

Я сделал попытку взглянуть на своего предка и его окружение сквозь двухвековую толщу времени.

***

В 1818 году, в результате преобразования первого декабристского общества «Союза Спасения», в Москве был основан «Союз Благоденствия». Он также являлся конспиративной организацией и имел те же основные цели борьбы, что и «Союз Спасения», ограничение самодержавия, введение конституционной формы правления, освобождение крестьян и демократические реформы в разных областях государственной жизни. Главные управы «Союза Благоденствия» находились в Петербурге, Москве и Тульчине. Местные управы были заведены в Кишинёве, Полтаве, Тамбове и Нижегородской губернии.

 Кишинёвская управа была одной из самых активных и радикальных организаций общества. Её работой руководил генерал-майор Орлов, дом которого был своего рода клубом, где собирались декабристы и сочувствующие им офицеры, чиновники и местные жители. Здесь велись споры на политические, исторические и литературные темы, высказывались вольнолюбивые мысли. Эти собрания посещал и А. С. Пушкин. По планам декабристов, для овладения общественным мнением «Союз Благоденствия» должен был создать сеть тайных и легальных организаций и руководить ими.

  

Заседание тайного общества.

 Действовать предполагалось путем распространения просвещения и формирования либерального общественного мнения. При организации работало литературное общество «Зелёная лампа», являвшееся филиалом «Союза». Зелёный цвет символизировал надежду. С «Зелёной лампой» был в переписке А. С. Пушкин. Был написан устав общества, названный, по цвету обложки, «Зелёной книгой»; при работе над ним использовались уставы масонских лож и немецкого политического тайного общества «Тугендбунд».1 Согласно уставу, в тайное общество должны были приниматься не только дворяне, но и купцы, мещане, духовные лица и свободные крестьяне.

Мой прапрапрадед был одним из участников кишинёвской группы декабристов. Он, скорее всего, относился к мещанскому сословию, и симпатизировал демократическим идеям. Но нельзя полностью исключить и предположение, что он принадлежал к купеческой гильдии. Известны примеры участия в революционном движении и евреев  представителей купеческого сословия. Так, сын купца 2-й гильдии, Григорий Давидович Гольденберг начал свою деятельность землевольцем и продолжал её в качестве народовольца. 9 февраля 1879 г. он участвовал в покушении на князя Дм. Кропоткина и смертельно его ранил.

***

Материалы о взаимоотношениях декабристов с евреями никогда не афишировались. Есть основания предполагать, что интерес к еврейству среди части декабристов возник, отчасти, под влиянием члена «Северного общества» Григория (Гирша) Перетца,2 хотя и крещёного, но не чуждого еврейской традиции. В ходе следствия декабрист Ф. Глинка показал, что на заседаниях Г. Перетц говорил «о необходимости усилий, направленных на освобождение евреев, рассеянных по России и даже по Европе, и на поселение их где-нибудь в Крыму или на Востоке в виде отдельного народа». По предложению Перетца, паролем одной из организаций декабристов (Общества Перетца-Глинки) стало слово «херут», что в переводе с иврита означает «свобода». Он даже предложил использовать в качестве шифровального алфавита ивритские буквы.

Интересно, что и Пушкин в молодости изучал иврит; в его записной книжке несколько страниц испещрены буквами ивритского алфавита. Великий поэт проявлял к Земле Обетованной живой интерес и мечтал посетить святые места, в чем признавался, к примеру, декабристу Александру Муравьеву, побывавшему в 1830 году в Палестине.

Мысль о создании еврейского государства внушил отцу Гирша, Абраму Перетцу,3 его тесть ― ученый-гебраист и толкователь Талмуда Йеошуа Цейтлин.4 Цейтлин был одновременно крупным купцом и управляющим светлейшего князя Г. А. Потёмкина, с которым часто вёл талмудические дискуссии. Цейтлину удалось настолько увлечь Потёмкина своими идеями, что тот даже разработал проект, согласно которому предполагалось после победы в войне над турками поселить всех иудеев на территории освобождённой Палестины. Для воплощения в жизнь этого плана светлейший князь начал формирование состоявшего из одних евреев Израилевского конного полка. Это было первое вооружённое образование евреев после разрушения Второго Храма. И, хотя замысел этот остался нереализованным, он продолжал будоражить просвещённые еврейские умы.

В обоих проектах декабристов о государственном устройстве России, составленных лидерами движения, Н. Муравьёвым и П. Пестелем, содержатся особые параграфы о евреях. Н. Муравьёв в первой редакции «Конституции» писал: «Евреи могут пользоваться правами граждан в местах, ныне ими заселённых, но свобода им селиться в других местах будет зависеть от особых постановлений Верховного народного веча».

П. Пестель был знаком с положением евреев в западных областях Российской империи. Очевидно, основные сведения по этому вопросу он получил от члена польского «Патриотического национального общества», врача П. Плесселя, отравившегося после ареста по делу декабристов. Пестель, предполагая полную русификацию всех народов России, не распространял это предложение на поляков и евреев, ассимиляцию которых считал невозможной. Он полагал, что религиозная и культурная обособленность евреев, их подчинённость раввинам и общинная сплочённость превратили этот народ в замкнутое общество.

По мысли Пестеля, правительству, которое будет создано после победы восстания, следует обсудить с раввинами и образованными евреями проект ликвидации еврейского «государства в государстве». Если же этот проект окажется бесплодным, следует переселить евреев в незаселённые районы Малой Азии, где им должна быть предоставлена возможность создать своё государство при военном содействии русского правительства. «Ежели все русские и польские евреи соберутся на одно место, писал Пестель, то их будет свыше двух миллионов. Таковому числу людей, ищущих отечество, нетрудно будет преодолеть все препоны, какия турки могут им противупоставить, и, пройдя всю Европейскую Турцию, перейти в Азиатскую и там, заняв достаточные места и земли, устроить особенное еврейское государство».

 

Дом декабриста Перетца в Санкт-Петербурге
Невский проспект, 15, угловой дом справа.
(Бывший дом князя Куракина).

 

 

Декабрист Фёдор Глинка.

***

Эти проблемы, вне всякого сомнения, волновали и моего прапрапрадеда, и он принимал горячее участие в их обсуждении. Мнения заговорщиков по обсуждаемым вопросам часто не совпадали, и они вели яростные споры о будущем устройстве России и о тактике революционного переворота.

В 1821 году «Союз Благоденствия» был распущен ввиду программных и тактических разногласий и для отсева ненадёжных. Наиболее активные члены образовали Южное и Северное общества декабристов. «Южное общество» признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены общества намеревались взять власть в столице, вынудив императора отречься.

Группа «Южного общества», которой руководил Пестель, продолжила свою деятельность в Кишинёве. Весной 1821 года декабристы создали там же Масонскую ложу «Овидий-25», в которую вступил и Пушкин. «Южное общество» готовилось к решительным действиям в 1826 году, но замыслы его были открыты правительству унтер-офицером 3-го Бугского уланского полка Шервудом, которому впоследствии император Николай даровал фамилию Шервуд-Верный.

Между тем, в Петербурге члены «Северного общества» решились воспользоваться междуцарствием для достижения своей цели водворения республики при помощи военного мятежа. 14 декабря 1825 года, в день обнародования Манифеста о восшествии на престол Николая I, на Сенатской площади с оружием в руках собрались отказавшиеся присягнуть новому царю войска. Судьба Николая висела на волоске, но он сумел подавить восстание, проявив решительность и беспощадность.

После разгрома декабристов пятеро из них ― Пестель, Рылеев, Сергей Муравьёв-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский — были приговорены к четвертованию, позднее заменённому повешением. Более 120 человек, в их числе ― 37 из «Южного общества», были сосланы на разные сроки в Сибирь, на каторгу или поселение. Среди них был и мой прапрапрадед.

***

Устав «Союза Благоденствия» предусматривал две степени посвящения: одним членам организации была известна сокровенная политическая цель общества, другие же знали только о просветительских и благотворительных его намерениях. На следствии это дало возможность многим из них утверждать, что они участвовали в обществе, в котором не было ничего «противоправительственного». По решению Николая I и Следственного комитета, все бывшие члены «Союза Благоденствия», не участвовавшие в тайных обществах после его роспуска, к суду не привлекались.

То, что декабрист Экслер был сослан, свидетельствует, что он принимал активное участие не только в деятельности «Союза Благоденствия», но и «Южного общества».

Ссыльные были направлены в село Петровский Завод в Забайкалье, где к тому времени уже был построен железоделательный и чугунолитейный завод, на солеваренный завод в Усолье-Сибирском и на Александровский и Николаевский винокуренные заводы. Часть из них в октябре 1826 г. перевели на Нерчинскую каторгу. Там они работали на свинцово-цинковом Благодатском руднике в тяжёлых условиях. Было начато строительство каторжной тюрьмы для декабристов на Акатуйском серебряном руднике, а в ожидании её готовности приговорённых к каторге с начала 1827 г. стали собирать в Читинском остроге. Здесь их использовали, главным образом, на земляных работах: они копали ров под фундамент возводимой для них тюрьмы и ямы для частокола вокруг неё, а также засыпали глубокий ров, который тянулся вдоль Московско-Сибирского тракта. В зимнее время они на ручных жерновах мололи рожь.

Зародившаяся ещё в Читинском остроге артель получила своё дальнейшее развитие и стала называться «Большая артель». Была также создана и «Малая Артель». На артельные деньги декабристы организовывали общественное питание, выписывали литературу, приобретали одежду, оплачивали общие хозяйственные расходы, оказывали денежную помощь отъезжающим на поселение товарищам, декабристам - солдатам.

 

 

Петровский Завод в Забайкалье — место ссылки декабристов. Рисунок Н. А. Бестужева.

 

«Повешенные повешены. Но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ― ужасна», ― писал Пушкин П. Вяземскому.

«После 14 декабря, ― отмечал Ключевский, ― пошли за Урал лучшие люди сословия, после которых осталось много мест, не занятых в продолжении следующего царствования».

 ***

Многие ссыльные собирали материалы по истории Сибири, изучали народный быт, обучали грамоте местное население. Писатели (В. Ф. Раевский, В. Кюхельбекер, А. Бестужев) не прекратили своей литературной деятельности, а некоторые декабристы, ранее не занимавшиеся литературой, стали стихотворцами.

В Сибири Экслер написал гимн декабристов, в котором были такие строки:

 И если нам сгинуть придётся

 В ссылках иль тюрьмах гнилых,

 Пусть дело наше отзовётся

 Хоть в поколеньях иных.

Факт этот в советское время не обнародовался, очевидно потому, что фамилия декабриста была «неподходящей». Официальная историография представляла декабристское движение как исконно русское.

Впоследствии текст Экслера лег в основу гимна народовольцев:5

 Смело, друзья, не теряйте

Бодрость в неравном бою,

 Родину-мать вы спасайте,

 Честь и свободу свою.

 

 Припев:

 Если ж погибнуть придётся

 В тюрьмах и шахтах сырых,—

 Дело всегда отзовётся

 На поколеньях живых.

 

 Пусть нас по тюрьмам сажают,

 Пусть нас пытают огнём,

 Пусть в рудники нас ссылают,

 Пусть мы все казни пройдём!

Припев

 Стонет и тяжко страдает

 Бедный наш русский народ,

 Руки он к нам простирает,

 Нас он на помощь зовёт.

Припев

 Час обновленья настанет,

 Воли добьётся народ,

 Добрым нас словом помянет,

 К нам на могилу придёт.

 

 Большинство источников приписывают его авторство М. Л. Михайлову,6 но не исключено, что первоначальный текст использовался разными авторами. Так, в тексте гимна, приписываемого Д. А. Клеменцу7 или В. В. Берви-Флеровскому,8 имеются незначительные отличия от варианта М. Л. Михайлова и добавлен куплет:

Мы за народ свой страдаем,

Мы за свободу стоим

И от цепей избавляем

Грудью и сердцем своим!

Песня «Смело, друзья, не теряйте» была одной из самых любимых песен революционного подполья.

Доля евреев среди народовольцев составляла в разные годы от 10 до 35 процентов,9 и советские историки уже не могли замалчивать их фамилии, как это было в случае с декабристами.

***

Споры о роли евреев в революционном движении начались задолго до революции 1917 года. Знаменитая статья «Жид идёт», появившаяся в начале 1880 г., открывала собою эпоху обвинений еврейства в социализме и революционизме. «Новое время»10 писало, что евреи «подтачивают общество» с двух сторон, сверху  капиталисты, снизу  социалисты. «Рассвет»11 же доказывал, что евреи-социалисты того времени  чисто русские социалисты и чисто русские революционеры и ничего общего не имеют с еврейским народом и осуждал нападки на евреев за их участие в революции: «Только парализованный член остается бесчувственным, когда всё тело испытывает сильное потрясение. Но еврейство  не парализованный орган русского общества: они оба находятся между собою в жизненной органической связи».

В феврале 1881 г. «Рассвет» высказался о еврейской революционной молодёжи более определённо: «Молодой человек из евреев чувствует себя в среде своих товарищей в исключительном, изолированном положении. Он знает, что на нём тяготеет тысячелетняя ненависть, что за ним упрочилась репутация жида, кочевника, труса. А между тем, молодая душа жаждет дружбы, доверия, общения. И вот, если молодой человек попадёт в «политический кружок», где люди задаются широкими, размашистыми, пёстрыми, бьющими в глаза мечтами, он очаруется, привяжется, отдастся всеми силами своей души. Притом, в подобных кружках, все члены, по крайней мере на вид, считаются равными.

Молодому еврею протягивают руку, как товарищу, ему милостиво позволяют играть роль в перекраивании мировой жизни, в пересоздании человечества. И молодой еврей знает, как ценить это доверие; он знает, что он преимущественно должен показать себя достойным этого доверия, он хорошо знает, что если он откажется от какого-нибудь сумасбродного поручения, целесообразность которого он, может быть, и не разделяет, то для этого его поступка найдется только одна оценка: жид, трус, и, как таковой, он будет выгнан из кружка с позором.

А это для мечтателя значит потерять всё, потерять почву, где он может воображать себя членом общества, деятелем. Вот та сила, которая иногда гонит еврейскую молодость на «безумное поле политической агитации». Еврейская же интеллигенция тут ни при чём, её влияние на политических агитаторов  нуль. Не знаем, как другие; мы же называем еврейской интеллигенцией таких людей из среды евреев, которые с солидным общим образованием и гражданской зрелостью соединяют любовь к еврейству и его лучшим традициям. А эта интеллигенция не причастна ни к каким политическим эксцентричностям, ни к какой предосудительной агитации...».

Спор этот продолжается и по сей день, и своё мнение не высказывает только ленивый. Наиболее взвешенной мне представляется точка зрения Г. В. Никифоровича12 (статья «Был такой народ»): «История не терпит сослагательного наклонения; но если бы российские евреи не поддержали большевиков  подобно российским немцам  красное колесо русской революции вряд ли изменило бы свой кровавый курс: русский бунт не стал бы от этого менее беспощадным. И вечный русский вопрос  кто виноват? — все равно бы прозвучал.

Что же до того, какой народ больше виноват в трагедии другого, то сами понятия коллективной вины и коллективной ответственности, если вдуматься, в моральном смысле внутренне противоречивы. На высшем суде, суде Господнем, каждый ответит за себя, а не за народ, к которому принадлежал».

***

Очевидно, в Сибирской ссылке и появился на свет мой прапрадед, который прослужил на Российском флоте 20 лет, был участником Крымской войны (1853-1856 гг.) и Севастопольской обороны (1854-1855 гг.), происходивших в период правления императоров Николая Первого и Александра Второго, имел ранения и боевые награды.

Евреям владеть землей в России в то время запрещалось, но император Александр Второй начал проводить постепенную отмену исключающих и ограничивающих законов по отношению к евреям и раскольникам. За боевые заслуги он пожаловал моему прапрадеду после Крымской войны 200 десятин целины в Херсонской губернии, и тот стал помещиком.

Его сын, Лев, тоже был помещиком и работал на доставшейся ему от отца земле. И сын Льва, Яков Львович Экслер, мой дед, унаследовал эту землю.

В 1914 году, когда началась Первая Мировая война, деду было 20 лет. Он был мобилизован и воевал на юго-западном фронте. В 1916 году Яков Львович участвовал в Брусиловском (Луцком) прорыве ― масштабном наступлении русских войск на австрийские позиции. В сражении под Чарторийском он получил тяжёлое ранение в ногу с переломом шейки бедра.После ранения дед пролежал в госпиталях до самой революции. А когда вернулся домой, его земля уже была конфискована Советской властью.

Трое братьев Якова Львовича также воевали на Русско - Германском фронте. Тёткина память сохранила, к сожалению, имена только двоих ― Виктора и Исаака. Старший брат, Виктор Львович, был настоящим богатырём. Во время Гражданской войны он командовал полком, а в 1930 году был исключён из партии как «сын помещика». В его честь меня и назвали; я ― его полный тёзка.

Воинские традиции предков продолжил на фронте мой отец, Лев Яковлевич Экслер. Но это уже другая история...

 

Примечания

1 Тугендбунд (нем. «Tugendbund») — «Союз доблести», патриотическое общество в Кенигсберге, Пруссия. Существовало с апреля 1808 года по январь 1810 года. Целью общества было воспитание юношества, реорганизация войск, восстановление патриотического духа нации после поражения в войне с Наполеоном.

2 Григорий Абрамович Перетц (1788–1855). Титулярный советник. На службе в канцелярии петербургского генерал-губернатора М. А. Милорадовича познакомился с членом «Союза благоденствия» Ф. Н. Глинкой и вместе с ним создал в 1819 или 1820 г. тайное общество. Член «Северного общества». Приговорён к 14 годам каторги. 21 февраля 1826 г. был доставлен в Петропавловскую крепость и выслан в Пермь.

3 Абрам Израилевич Перетц (1770–1833) — общественный деятель, откупщик, банкир. Сын раввина. Женился на дочери известного учёного и мецената И. Цейтлина. Тесть познакомил его с Потёмкиным, в результате чего Перетц смог переселиться в начале 1790-х гг. в С.-Петербург, где стал представителем банкирского дома Цейтлина и выдвинулся как корабельный подрядчик. В 1801 г. император Павел I пожаловал ему звание коммерции советника. Заключил контракт с правительством на откуп крымской соли, в связи с чем появилась поговорка «Где соль, тут и Перетц». Во время войны 1812–1814 гг. Перетц вложил всё своё состояние в организацию продовольственного снабжения русской армии, однако казна задерживала платежи, и он был вынужден объявить себя банкротом.

***

Для князя Куракина знакомство с Перетцем, купившим у него дом на Невском проспекте не прошло бесследно. По одной из версий, израильские Куракины происходят из этого русского дворянского рода. В конце XIX века Алексей Иванович Куракин с несколькими взрослыми детьми перешел из православия в иудаизм. За новоявленным Авраамом пошла не только его семья, но и целая группа последователей. Около ста сорока «русских» приехали в Израиль и обосновались в лагере переселенцев в Галилее.

Внуки и правнуки Куракина, принявшего иудейское имя Авраам, пошли в Израиле по военной стезе. Ицхак Куракин, сын Авраама, был одним из создателей сторожевых отрядов в Палестине. Сын Ицхака, Менахем, родившийся в 1922 году уже на Земле Обетованной, в пятнадцатилетнем возрасте вступил «Хагану» – организацию еврейской самообороны. Погиб в бою в январе 1941 года. Полковник Йосеф Куракин, правнук Авраама, занимал одну из высших командных должностей в подразделении морских коммандос-подводников. 24 сентября 1997 года в возрасте 33-х лет он погиб при выполнении боевого задания. 4-го мая 2003 года, в день 55-й годовщины провозглашения Государства Израиль, почетное право зажечь юбилейный факел на горе Герцля в Иерусалиме было доверено Нево Куракину, восьмилетнему сыну Йосефа.

4 Иошуа Цейтлин (1742–1822) — талмудист, идеолог еврейского просвещения, меценат. Обладал широкой богословской эрудицией. Отличаясь деловыми способностями, Ц., пользуясь покровительством князя Потёмкина, выдвинулся как подрядчик и поставщик; он сопровождал Потёмкина в поездках на юг и присутствовал при закладке Херсона. По свидетельствам современников, «Цейтлин расхаживал вместе с Потёмкиным, как его брат и друг». За преданность отечеству в 1787 г. получил звание надворного советника, что дало ему возможность вступать во владение землями. Светлейший даровал своему другу имение Устье в Могилёвской губернии. Туда Цейтлин удалился после смерти своего покровителя, окружил себя учёными и погрузился в науку, окончательно отойдя от дел.

5 Плагиат в патриотическом песнетворчестве имел место и в советское время. Так, поэт Лебедев-Кумач позаимствовал текст песни «Священная война» у учителя русского языка и литературы Рыбинской мужской гимназии Александра Адольфовича Боде, который написал эту песню ещё в 1916 году. В 1931 г. он был арестован и восемь лет провёл в лагерях.

Л.-Кумач лишь изменил слова «с германской силой темною» на «с фашистской силой темною» и выбросил куплет:

 Пойдём ломать всей силою,

 Всем сердцем, всей душой

 За нашу землю милую,

 За русский край родной.

 Узнав об этом, главный редактор «Литературной газеты» А. Чаковский отказался опубликовать раскрытые данные, заявив: «Есть в советской истории мифы, которые разрушать не следует».

 6 Михаил Ларионович (Илларионович) Михайлов (1826–1865) — русский революционный деятель, поэт и переводчик. Внук крепостного, умершего после телесного наказания. Отец М. добился дворянства, дослужившись до чина надворного советника и женившись на княжне. По окончании уфимской гимназии М. поступил в Санкт-Петербургский университет.

М. был активным участником революционного движения. Выданный провокатором, М. был арестован и подвергнут гражданской казни, проведённой в годовщину восстания декабристов, — 14 декабря 1861 г. В ноябре 1862 г. был приговорен к шести годам каторжных работ. Умер на каторге от туберкулёза. Участие М. в революционном движении надолго сделало его имя опальным.

Из литературного наследия М. наиболее известны его стихотворные переводы из Гейне, Томаса Гуда, Лонгфелло, Беранже, Морица Гартмана.

Революционные стихи М.: «Крепко, дружно вас в объятья», «Памяти Добролюбова», «Вечером душным, под черными тучами нас похоронят», «Только помыслишь о воле порой». Песня М. «Смело, друзья, не теряйте» впоследствии получила название «Народовольческого гимна».

7 Дмитрий Александрович Клеменц (1847–1914) — революционер-народник. Теоретик, пропагандист, автор широко распространённых стихотворений. Один из организаторов «хождения в народ» (1874) и основателей «Земли и воли» (1876–1879). В 1881 г. сослан в Сибирь, где вёл научную работу. Впоследствии отошел от непосредственной революционной деятельности, стал видным учёным-этнографом, директором Этнографического музея в Петербурге. Оставил воспоминания «Из прошлого» (изданы в 1925 г.).

8 Василий Васильевич Бе́рви-Флеро́вский (настоящее имя Вильгельм Вильгельмович Берви, псевдоним Н. Флеровский) (1829–1918) — социолог, публицист, экономист и беллетрист, идеолог народничества, видный участник общественного движения 1860–1890 -х годов. Особое влияние оказал на участников «хождения в народ» начала 70 -х годов. Книга «Положение рабочего класса в России», стала вехой в истории российской социологии и была высоко оценена Карлом Марксом. Высокая жертвенность и альтруизм снискали Берви-Флеровскому высочайший нравственный авторитет среди разночинской молодежи.

9 Доля евреев среди народовольцев составляла: в 1879 году – 30,4%; 1880 – 13,4%; 1881 – 11,7%; 1882 – 10,1%; 1883 – 11,9%; 1884 – 16,4%; 1885 – 10,6%; 1886 – 20,3%; 1887 – 20,9%; 1888 – 27,4%;1889 – 26,1%; 1890 – 16,9%; 1891 – ?; 1892 – 35,7%.  (Erich E. Haberer “Jewsandrevolutionin XIX-century Russia”, Cambridge, 1995.)

10 «Новое время» — русская газета. Издавалась в Петербурге в 1868–1917 гг. В русском либеральном обществе имела репутацию реакционной и беспринципной, а слово «нововременец» стало нарицательным (во многом это было связано с антисемитскими выступлениями на страницах газеты в связи с делом Дрейфуса).

11 «Рассвет» — еженедельное издание, выходившее в Петербурге в 1879–1883 гг. Инициатором издания выступила группа столичной еврейской интеллигенции. С самого начала «Рассвет» зарекомендовал себя как национальное издание, призывавшее к еврейскому патриотизму, тесной связи интеллигенции с массами, развитию еврейской культуры и литературы, изучению еврейской истории, духовного и социального положения российского еврейства. Несмотря на непродолжительность своего существования, «Рассвет» положил начало новому направлению в еврейской жизни и общественной мысли в России.

12 Никифорович Григорий Валерьянович — биофизик, кандидат физико-математических и доктор биологических наук. Главный научный сотрудник компании MolLife Design LLC. Работал в научных институтах и университетах Минска, Риги и Тусона (США, Аризона). Профессор Университета Вашингтона в Сент-Луисе (США, Миссури). Автор ряда научных и научно-популярных книг, в том числе «Открытие Горенштейна» (М.: Время, 2013). Имеет более 150 публикаций в российской и зарубежной научной и литературной прессе. Автор «Знамени» с 2011 года, см. статью «Иудео-христианство писателя Фридриха Горенштейна» (2011, № 9). Статья «Был такой народ» опубликована в журнале «Знамя» (2013, № 4). Живет в Сент-Луисе, США.

 

 


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:10
Всего посещений: 2061




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer11_12/Eksler1.php - to PDF file

Комментарии:

Соплеменник - автору
- at 2015-01-12 05:35:28 EDT
Виктор Экслер (автор)
Иерусалим - at 2015-01-11 18:47:45 EDT
... ",После долгих мытарств и лишений Экслеры оказались в Гиреево, под Москвой, а в начале 30-х годов семья переехала в Ленинград"
==================================
Почему бы Вам не продолжить поиск?
В Google полно ссылок на фамилию Экслер.
Так, в Мельбурне живёт мой земляк, стоматолог Л.Экслер.
М.б. он что-то знает о предках?
Есть известный блогер, А.Экслер. Пообщайтесь с ним.

Виктор Экслер (автор)
Иерусал&, - at 2015-01-11 18:47:45 EDT
Анатолию Хаешу.
Спасибо, очень интересная информация. На сайте (http://blacksea.gr/ru/cities/berdyansk/4-1-1/) я нашел также, что в Государственном архиве Одесской области имеется упоминание о деле «О вознаграждении Бердянского купца Экслера за потери, понесенные им в минувшую войну в станционном и собственном имуществе по содержанию Евпаторийской и Сакской станций.» Дело кончено 15 сентября 1859 г. — Ф.1 (Управление Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора). — Оп.230.— Л.9: Д. 63 —1л. [Дело не сохранилось].
Вероятно, эти купцы были родственниками моего прапрадеда, поместье которого находилось в Херсонской губернии. Сам прапрадед, «демобилизовавшийся» после окончания Крымской войны, вряд ли мог стать к этому времени купцом. Семья Экслеров жила на Украине до конца 20-х г.г. прошлого века. В 1920 году в СССР начался НЭП и была разрешена частная торговля. У моего деда Якова Львовича не было специального образования, но он был энергичен, предприимчив, и вместе с братом открыл аптеку. (Братья Яков Львович и Исаак Львович были женаты на родных сестрах, Мирре и Розе, и жили в г. Красноармейске). В конце 20-х годов, когда началось раскулачивание и борьба с нэпманами, это сыграло роковую роль. Семью «раскулачили» ― реквизировали аптеку, дом со старинной мебелью и всем нажитым имуществом и выгнали зимой на улицу — в чём были. После долгих мытарств и лишений Экслеры оказались в Гиреево, под Москвой, а в начале 30-х годов семья переехала в Ленинград

Анатолий Хаеш
С. Петерб, Россия - at 2015-01-09 19:02:52 EDT
В Российском государственном историческом архиве есть дело "По представлению Таврической казенной палаты о возвращении купцу еврею Абраму Экслеру гильдейских повинностей". Фонд 571. Опись 4. Дело 2489 на 8 листах. 10.10.1857 -- 22.01.1859.
Анатолий Хаеш

Виктор Экслер (автор)
Иерусал&, - at 2014-12-31 15:04:06 EDT
Эли Люксембургу и «Соплеменнику».
Уважаемые читатели! Приведенные мной цифры относятся к движению народовольцев. Процент евреев в декабристском движении мне неизвестен и, думаю, неизвестен никому, т.к. эти данные в открытых источниках не публиковалось, а Россия не торопится рассекречивать свои архивы. Именно поэтому в статье «не достаёт ссылок на архивные материалы». Многие считают, что среди декабристов вообще не было евреев. Рад, что публикация поможет изменить это мнение.

Марк Фукс
Израиль - at 2014-12-25 06:43:35 EDT
Я интересовался вопросом "Декабристы и евреи".
Руководители декабристского движения, имевшие четкое представление от том что и как им следует сделать и предпринять во всех областях, вплоть, например, до переноса столицы России в Нижний Новгород, что делать с евреями, населявшими Российскую империю не представляли и откладывали решение этого вопроса "на потом".
Единственное, что им было абсолютно понятно, это то, что они имеют дело с особым случаем, когда обычная интеграция народа в российское сообщество невозможна или крайне проблематична в силу преданности евреев традиции, вере и сплоченности между собой.
В программных документах декабристов еврейское население однозначно рассматривается как зло.
"Сие ясно видеть можем в тех губерниях где жительство свое они имеют. Вся торговля там в их руках и мало там крестьян, которые бы посредством долгов не в их власти состояли; от чего и раззоряют они ужасным образом край, где жительствуют».
П. Пестель, например, видел в этом серьезную проблему и склонялся к трансферу евреев из России и был готов способствовать этому как финансово, так и оказанием военной помощи для обустройства евреев на исторической родине. При этом общины евреев Польши и России рассматривались как единое целое.
В свое время на меня произвела огромное впечатление книга болгарской журналистки Бригиты Йосифовой "Декабристы", выдержавшей несколько изданий на русском языке. Тем, кто не знаком с этой работой и интересуется данной темой рекомендую к прочтению.
Автору спасибо за очерк и желание исследовать корни своей семьи в таком интересном и занимательном разрезе.
М.Ф.



Пестель в «Русской Правде» уделяет евреям некоторое место, отмечая в качестве их главной особенности то, что они «неимоверно тесную связь между собою неизменно сохраняют, никогда друг друга не выдают ни в каких случаях и обстоятельствах и всегда готовы ко всему тому, что собственно для их общества может быть выгодно или полезно», особенность эта вредная, ибо «дружная связь между ими то последствие имеет, что коль скоро они в какое нибудь место допущены, то неминуемо сделаются монополистами и Всех прочих вытеснят. Сие ясно видеть можем в тех губерниях где жительство свое они имеют. Вся торговля там в их руках и мало там крестьян, которые бы посредством долгов не в их власти состояли; от чего и раззоряют они ужасным образом край, где жительствуют». Таким образом, «Евреи составляют в Государстве, так сказать, свое особенное, совсем отдельное Государство и притом ныне в России пользуются большими правами нежели сами Християне. Хотя самих Евреев и нельзя винить ни в том что они сохраняют столь тесную между собою связь, ниже в том что пользуются столь большими правами коих даровало им прежнее Правительство, не менее того не может долее длиться таковой порядок вещей утвердивший неприязненное отношение Евреев к Христниянам и поставивший их в положение противное общественному порядку в Государстве».
Пестель предлагает два варианта решения еврейского вопроса (и оба, надо сказать, весьма туманные). «Первый состоит в совершенном изменении сего порядка. <…> Паче же всего надлежит иметь целью устранение вреднаго для Християн влияния тесной связи Евреями между собою содержимой ими противу Християн направляемой и от всех прочих граждан их совершенно отделяющей. Для сего может Временное Верьховное Правление ученейших рабинов и умнейших Евреев созвать, выслушать их представления и потом меропринятия распорядить дабы вышеизьясненное зло прекращено было и таким порядком заменено который бы соответствовал в полной мере общим Коренным правилам имеющим служить основанием политическому зданию Российскаго Государства. Ежели Россия не выгоняет Евреев, то тем более не должны они ставить себя в неприязненное отношение к Християнам. Российское Правительство хотя и оказывает всякому человеку защиту и Милость но однакоже прежде всего помышлять обязано о том чтобы никто не мог противиться Государственному Порядку, частному и общественному Благоденствию. Второй Способ зависит от о

Соплеменник
- at 2014-12-25 02:52:50 EDT
В статье недостаёт ссылок на архивные материалы о декабристе Экслере. Это обедняет работу.
БЭА
- at 2014-12-24 18:46:36 EDT
Интересная статья. До сих пор не знал, что среди декабристов были евреи.
Люксембург Эли
Иерусал&, Израиль - at 2014-12-24 17:04:13 EDT
Самое удивительное,в статье Виктора Э., моего земляка - это память его о далеком предке. Трепетное отношение к родовой памяти, свойственное еврейскому народу, каждому из нас в частности.Такое впечатление, что мы, евреи, помним каждого, кто жил на земле и рождался. Это то, чем мы можем воистину гордиться.
Признаться, я и понятия не имел, что были декабристы-евреи.
Ничто в мировой истории не обходится без нас, повсюду наш дух, наш ум, стремление этот мир улучшить, приблизить к Богу.
И именно за это нас ненавидят - их тащат за шиворот против их воли.
И еще: такой большой процент наших братьев в движении декабристов!
Виктора Э. поздравляю.

Sofia Eksler
Philadelphia, PA, USA - at 2014-12-23 15:17:34 EDT
Very interesting article. So many information about our mutual ancestry!!!
Thank you.

Максим Штурман
- at 2014-12-13 15:42:38 EDT
Очень интересная статья о предке - и тема многогранная: декабристы и евреи. Не было, практически, в то время людей, свободных от предвзятости к евреям. И не нужно по этому поводу страдать. То же и с русскими писателями. Мало кто из них относился к евреям не как к чужакам.