©"Заметки по еврейской истории"
октябрь 2014 года

Владимир Чижик

Владимир Чижик

О вечной проблеме в вечном городе


Кто только в этом мире не решал вечную проблему – «еврейский вопрос»!? Императоры, короли, цари, «старец», президенты, рейхсфюрер, первые и генеральные секретари, начальники ОВИР... Но только в Папской области её решали Папы. Более тринадцати веков и светская, и духовная власть в ней принадлежали Папам. Понтифики всегда выкраивали время для занятий «еврейским вопросом». Пусть это не покажется странным, но в отношениях служителей владыки небесного с евреями было гораздо больше прагматизма, чем у владык земных.

Но Папы «тоже люди», хоть и наместники на Земле. И они такие разные. Потому и «решения вопроса» такие разные.

***

 «Рим – Вечный город». Но Рим ещё и Первый город. Рим – первый европейский город, в котором образовалась еврейская община. Со стародавних времён в Риме временно или постоянно проживали еврейские торговцы, приезжавшие из Александрии. Время от времени правившие Иудеей Хасмонеи отправляли в Рим дипломатические миссии. Об одной из таких миссий, послах Иуды Макковея, заключивших с сенатом Римской республики договор, есть упоминание, датированное 161 годом до н. э. Но достоверно об общине как таковой можно говорить только с 139 года до н.э., когда претор (следующая по старшинству за консулом должность в Древнем Риме) Гиспан издал декрет об изгнании из Рима всех евреев, не имевших римского гражданства. Дата на декрете ­ свидетельство присутствия, хоть и печальное, но неоспоримое.

Почти через сто лет еврейская община резко увеличилась за счёт пленников, которых Гней Помпей (консул Римской республики 70, 55 и 52-го годов до н. э.) увел из завоеванной им в 63 году до н. э. Земли Израильской.

В то время, как в отношениях победителей-римлян с палестинскими евреямя царили бессердечие и произвол, отношения с правителями в Риме у еврейской общины складывались лучше. Юлий Цезарь (диктатор Римской республики 49 ­– 44 годы до н. э.) считал евреев одним из элементов, связующих Римское государство, разрешал им селиться на территории Римской державы и освободил их от ряда ограничений, обязательных для других представителей чужих культов. В благодарность за помощь, оказанную ему евреями во время борьбы с Помпеем, Цезарь разрешил им публичное отправление богослужения. Историки повествуют, что римские евреи после теракта, совершённого в 44 году до н.э. Брутом, в буквальном смысле слова, денно и нощно оплакивали гибель Цезаря на его могиле.

Полный титул правившего с 27 года до н.э. до 14 года н.э. Октавиана Августа, усыновлённого Цезарем внучатого племянника, звучал так: «Император, сын Божественного Цезаря, Август, Великий Понтифик, Консул 13 раз, Император 21 раз, наделён властью народного трибуна 37 раз, Отец Отечества». Освобождённые им рабы основали синагогу (ранее основали синагогу евреи-рабы, получившие волю от Агриппы, друга и зятя Августа). При Августе был издан указ о неприкосновенности синагог. По его распоряжению евреям ежемесячно выдавалось зерно, как и остальным жителям города; если это происходило в субботу, то для евреев выдачу переносили на следующий день.

При правлении сына Августа Тиверия (император с 14 по 37 год) знатная матрона Фульвия, перешедшая в иудаизм, была обманута евреями-аферистами, убедившими её послать Иерусалимскому храму дорогие дары, каковые на самом деле присвоили. Возмущённая дама пожаловалась своему мужу, приятельствовавшему с Тиберием. Евреев выселили из Рима, синагоги были закрыты, священная утварь сожжена и 4000 еврейских юношей отправлены на военную службу в Сардинию.

В середине первого века в Рим пришёл еврей, один из самых почитаемых христианами всех конфессий. Симон (ивр. שמעון – Шимон) родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Вместе со своим братом Андреем он унаследовал отцовскую профессию, вместе они стали учениками Иисуса. Симон был одним из наиболее любимых учеников и Учитель дал ему прозвище Кифа (по-арамейски – камень). По-гречески это имя звучит: Пётр (πέτρος Petrus). В Деяниях апостолов описывается, как апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. С 43 года н.э. Пётр был первым епископом Рима и занимал этот пост 25 лет. На исходе этого срока, использовав свой дар убеждения, он обратил в христианство двух любимых жён Нерона. Император посчитал, что это уж слишком и повелел заключить апостола в темницу. По преданию незадолго до этого по просьбе верующих Пётр ушёл было ночью из Рима, чтобы спастись; но при выходе из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда Ты идёшь? (Камо грядеши?)», – спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», – отвечал Господь. Петр понял, что удаление его не угодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был взят воинами и через несколько дней предан казни.

 

Апостол Пётр. Художник  Александр Исачёв

В большинстве христианских церквей, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римско-католической церкви, которая почитает его как первого Папу римского. Над местом захоронения апостола Петра была построена базилика Константина. Позднее здесь был воздвигнут ватиканский Собор Святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I—II веках.

В целом, царствование Нерона (с 54 по 68 годы) прошло для евреев благодаря симпатизировавшей им императрице Поппее Сабине сравнительно спокойно.

Римские евреи жили преимущественно на том месте, где сейчас находится замечательный район города Траставере. «Шесть мостов вели через Тибр. Если оставаться на правом берегу, то можно было быть спокойным: здесь на улицах полно мужчин, по одним бородам которых вы уже видели, что это евреи (В Римской империи бритое лицо и короткая стрижка были одними из признаков цивилизованности и выделяли римлянина из «диких» народов – В.Ч.); всюду попадались еврейские и арамейские надписи, а если вы к тому же немного знали греческий, то этого вполне хватало. Но как только вы переходили один из мостов и отваживались ступить на левый берег Тибра, вы попадали в большой буйный город Рим, вы – чужестранец, безнадежно одинокий... ... Могу утверждать без преувеличения: кто не видел золотого Рима, тот не может сказать, что он действительно жил на свете. В какой бы точке Рима вы, господин мой, ни находились, вы всегда в центре, ибо у нас нет границы; мы поглощаем все новые и новые пригороды. Вы услышите здесь сотни наречий. Вы можете здесь изучать особенности всех народов. Здесь больше греков, чем в Афинах, больше африканцев, чем в Карфагене. Вы, и не совершая кругосветного путешествия, можете найти у нас продукты всего мира. Вы найдете здесь товары из Индии и Аравии в таком обилии, что сочтете нынешние земли навсегда опустошенными и решите, что населяющим их племенам, для удовлетворения спроса на собственную продукцию, придется ездить в Рим. Что вы желаете, господин мой? Испанскую шерсть, китайский шелк, альпийский сыр, арабские духи, целебные снадобья из Судана? Вы получите премию, если чего-нибудь не найдете. Или вы хотите узнать последние новости? На Форуме и на Марсовом поле в точности известно, когда в Верхнем Египте падает курс на зерно, когда какой-нибудь генерал на Рейне произнес глупую речь, когда наш посол при дворе парфянского царя чихнул слишком громко и тем привлек излишнее внимание. Ни один ученый не сможет работать без наших библиотек. У нас столько же статуй, сколько жителей. Мы платим самую высокую цену и за порок, и за добродетель. Все, что только может изобрести ваша фантазия, вы у нас найдете; но вы найдете у нас многое и сверх того, что ваша фантазия может изобрести» (Лион Фейхтвангер «Иудейская война»).

Евреи Рима занимались торговлей, как мелкой, так и крупной, например, ввозом хлеба, а также ремеслами (портные, мясники и т. д.); среди них были и представители свободных профессий (актеры и художники). В городе было 12 синагог, во II веке работала иешива.

Новая пора для евреев началась с царствованием принявшего христианство Константина (годы правления 312-337). Под его эгидой в 325 году прошёл Первый Вселенский Собор христиан в городе Никея. Христианство было объявлено государственной религией. В 330 году Константин перенёс столицу в соимённый Константинополь. Евреи наравне с язычниками стали гражданами второго сорта, им были запрещены браки с христианами.

После завоевания в 555 году Рима войсками византийского императора Юстиниана I Великого (527-565, здесь и далее в скобках указаны годы правления) власть в городе фактически перешла в руки римских Пап.

Особое место в истории папства занимает Папа Григорий I Великий (590 – 604). Тот самый Папа, которым почти через тысячу лет восхищался протестантский реформатор Жан Кальвин (оппонент Пап по определению), считая его последним «хорошим Папой».

В 590 году римский сенат, клир и народ единогласно избрали Григория на Папскую кафедру. Полагая себя недостойным высокого сана он написал византийскому императору Маврикию, под чьим управлением находилась Италия, письмо с просьбой не утверждать его на кафедре. Нежелание становиться Папой было столь велико, что Григорий бежал из Рима и укрылся в пещере. Римляне письмо перехватили и беглеца возвели на кафедру.

Время понтификата Григория было очень трудным: народ Италии бедствовал от лангобардского нашествия, голода, чумы. Из-за бездействия Константинополя Римская церковь фактически полностью взяла на себя бремя светской власти. Папа сам занимался обеспечением защиты города. На средства, полученные с церковных земельных владений, он снабжал сограждан продовольствием, оплачивал войска, откупался от варваров, выкупал пленных, обеспечивал необходимым беженцев.

Именно Папа Григорий I Великий заложил основы «еврейской политики» Пап, назвав правовой принцип, которым должны руководствоваться христиане в их отношении к евреям: «Евреям не должны предоставляться свободы, не дозволенные законом, но в то же время они не должны страдать от ущерба в чем-либо, что допущено законом». С одной стороны, он как высший иерарх вынужден был считаться с действующими антиеврейскими законами, определявшими евреев, как граждан второго сорта; с другой стороны, как порядочный человек, отстаивал их гражданские права. Эти полярные положения оставили будущим Папам пространство для самого широкого выбора версий взаимоотношений с еврейской общиной, в том числе в зависимости от личных качеств понтифика.

Кстати, именно Григорий был первым, кто применил к себе титул Pontifex Maximus, что означает Великий понтифик, Папа. Первоначальное значение этого слова в латыни – мостостроитель (pons – мост). В православной традиции этот Папа именуется Григорий I Двоеслов. Но здесь название «Двоеслов» не говорит о неискренности или двуличии, к чему подталкивает фонетика, а является неверным переводом греческого Διάλογος, что в оригинале означает «Диалог» (или «Беседа»). Таким образом, этого Папу было бы правильней называть Григорий I Собеседник. Что, согласитесь, совсем другое дело.

Папа Стефан II (III)... (Двойная нумерация Пап по имени Стефан объясняется тем, что Папа, которого первым звали Стефан II, в 1961 году был исключён из списка Пап. Причина не в том, что он скоропостижно скончался, занимая кафедру всего два дня, а в том, что он не успел пройти необходимого обряда посвящения в епископы).

...Папа Стефан II (III) (752 – 757) в 754 году обратился к королю франков Пипину Короткому с просьбой передать ему захваченные лангобардами византийские земли (Равеннский экзархат). Для этого Папа со свитой отправился в королевскую резиденцию. Саммит прошёл на высочайшем уровне, по замечательному сценарию. Вот как это было:

В пяти километрах от дворца король, встретив Папу, спешился, опустился на колени, затем взял коня Папы по уздцы и как простой конюх довёл кавалькаду до дворца. Там папа с королём уединились в молельне, где их роли поменялись. Одетый в сермягу Стефан, посыпав голову пеплом и встав перед Пипином на колени, молил его начать войну против лангобардов. Король торжественно поклялся исполнить его желание и возвратить ему все земли. Папа не остался в долгу и совершил обряд миропомазания над Пипином и его сыновьями, Карлом и Карлеманом, запретив франкам впредь пользоваться их правом выбирать короля (дескать, три короля «на первый случай» я уже Вам дал). Пипин вторгся в Италию, разгромил лангобардов и передал земли Папе, положив ключ от 22 городов на гроб Апостола Петра. Так в 756 году на карте Апеннинского полуострова появилась Папская область. Так было положено начало светской власти Пап. Так легко и к удовольствию сторон решались вопросы в доООНовскую эру.

Папская область на карте Италии

Время пребывания на престоле Папы Иннокентия III (1198 - 1216) омрачено в истории римской общины евреев тяжелыми воспоминаниями. Латеранский собор 1215 года по инициативе этого Папы постановил: евреи и магометане должны носить отличительные знаки, им не дозволено публичное отправление богослужения. Не обошлось без финансовых выгод для идейно близких: Папа добавил статьи, по которым евреи должны отказаться от своих прав на процентное вознаграждение по займам, сделанным крестоносцам. Возможно, следует напомнить: именно Иннокентий III инициировал 4-й крестовый поход (1199-1204).

Среди немногочисленных евреев, что освобождались от ношения отличительного знака, были врачи. Еврейские врачи пользовались большим авторитетом в Италии, и каждый Папа имел врача-еврея. Первый в истории францисканец на Папской кафедре Папа Николай IV (1288-1292) узнал от своего лекаря Исаака бен-Мордехая, что римское духовенство жестоко обращается с евреями, и тут же выступил в защиту их от произвола святой братии. При очень коротком, всего четырёхлетнем, нахождении на престоле он оставил многовековую добрую память о себе. Это – к роли случая в истории: мог же о

Сохранилось достаточно источников, чтобы уверенно судить об образе жизни римских евреев в XI-XIV веках. Глубокого антагонизма между христианами и евреями не было, но смешанные браки между ними заключались редко. Принято было проводить религиозные диспуты между иудеями и христианами. Как следует из ряда источников, чаще побеждали евреи, но, как легко было предположить, за этим ничего не следовало. Высоко ценилось образование. Прекрасно было поставлено изучение Библии, Талмуда и богослужения. Усердно изучались математика и философия; много внимания уделялось медицине.

Состоятельные евреи подражали итальянской знати не только в образе жизни, но выступали также и в роли меценатов. Дома евреев отличались комфортом и простором. Одежда мужчин состояла из панталон до колен, длинных чулок, шитого галунами пояса, перекинутого через плечо верхнего плаща в виде туники, башмаков из кожи или ткани и широкополой шляпы, в холодную погоду носили перчатки. Цвет одежды был серый или желтый. Женщины надевали верхнее платье, из пёстрой материи с длинным треном и поясом; на улице носили вуаль. «В еврейском молитвеннике XIV века из Италии на миниатюре, изображающей сцену венчания, жених одет в зеленую тунику с длинными узкими рукавами и модными манжетами, частично закрывающими кисти рук, в красном плаще и остроконечной еврейской шапке, из-под которой видны тщательно завитые волосы. Невеста в красном платье и зеленом плаще, с заплетенными по тогдашней моде косами; на голове – золотой венец; верхняя часть лица покрыта по еврейскому обычаю фатой» («Электронная еврейская энциклопедия»).

 

Еврейская мода XI XIV веков

Распространенными играми и развлечениями были: в «чет и нечет», в кегли, в мяч, в шарики, в кости и в шахматы, a позже и в карты. В праздник Пурим сжигалось чучело Амана. Свадьбы и обряд обрезания совершались в синагоге. Обычай, по которому дозволялось при одной жене брать другую в случае бездетности первой, действовал до XVIII века.

Покойников, обернув в полотно, хоронили в день смерти. На надгробных памятниках обозначались только имя умершего и день его смерти. Проповеди в синагоге продолжались по нескольку часов.

Думаю, что в сейфе начальника отдела кадров Ватикана хранилась любопытная папочка с компроматом на Папу Александра VI (1492-1503). Он был племянником Папы Каликста III, который сделал его кардиналом Валенсии. Тогда будущего Папу звали Родриго де Борха (по-итальянски это звучит более знакомо: Борджиа) и был он обуреваем вполне земными страстями, из которых главными были две – деньги и женщины. Обе он удовлетворял весьма успешно. Достоверно известно о восьми его внебрачных детях (иных у кардинала при обязательном целебате и быть не могло) от, как минимум, трёх любовниц. Став Папой римским Александром VI, он начал раздавать своим сторонникам кардинальские шапки,  назначив 47 новых кардиналов. При этом каждое назначение имело свою подоплёку. Его сын Чезаре стал кардиналом в 18 лет (он был убит и брошен в Тибр, скорее всего, своим родным братом Хуаном), Алессандро Фарнезе – брат папской любовницы – в 25 лет. При Папском дворе царили распущенные нравы. Европа полнилась слухами о кровосмесительной связи понтифика с собственной дочерью Лукрецией (ряд историков полагает это клеветой) и о том, что он избавляется от личных врагов при помощи яда. Широко известна вражда Александра VI с религиозным фанатиком и ретроградом Джироламо Савонаролой, обличавшим его порочность и злоупотребления. Первым делом Папа отлучил его от церкви, а позже при огромном стечении народа Савонарола был повешен, а тело его сожжено (этим я бы Папу не корил).

Официальной историей католической церкви он характеризуется как самая мрачная фигура Папства, а его понтификат именуют «несчастьем для церкви».

Если было бы решено представить Александра VI к повышению по службе, папочка отдела кадров тоже не оказалась бы пустой. Этот Папа широко известен как меценат. По его инициативе были выполнены многие архитектурные проекты. По его заказам работали Перуджино и Донато Браманте. Его считают инициатором привлечения Микеланджело Буанаротти к проектированию Собора Святого Петра в Риме. Одним из проектов Папы Борджиа была роспись собора Санта Мария Маджоре. Он покровительствовал римскому университету.

 

Александр VI Борджиа. Из коллекции Paolo Giovio

А за лояльное, фактически покровительственное отношение к евреям особый респект. ...Тысячная толпа измождённых евреев из числа изгнанных испанскими королями Фердинандом и Изабеллой стала лагерем на Аппиевой дороге, прося разрешения войти в город. Примерно такой же была численность римской общины. Её лидеры, почуяв в пришельцах возможную угрозу установившемуся порядку, предложили Папе Александру VI 1000 дукатов, чтобы он не впускал в Рим несчастных соплеменников. Папа был сластолюбцем, но не мздоимцем. Страшно разгневавшись, он оштрафовал общину на 200 дукатов.

«Все исторические документы, как с христианской стороны, так и с еврейской говорят о том, что Папа Александр VI дружелюбно пригласил иберийских изгнанников в Рим и обязал лидеров еврейской общины всячески помочь им устроиться. Противопоставив себя испанским властелинам, Александр VI провозгласил, что евреям Рима «разрешается вести свою жизнь свободно от вмешательства христиан, продолжать свои традиции и обряды, богатеть и наслаждаться многими другими привилегиями». Когда евреев выслали из Португалии, а затем из Прованса, то многие из них тоже добрались до Папских территорий и до Рима. К этому времени личным врачом Папы был известный маэстро Бонето, который с 1499 года был одновременно римским раввином.

Папа с «подмоченной репутацией» запомнился евреям как великодушный защитник» (Джеймс Кэрролл «Меч Константина. Церковь и евреи. История». «Заметки по еврейской истории». 2005).

Папа Лев Х Медичи (1512 – 1521) остался в истории как покровитель искусств и поэзии. Он был настоящим меценатом (в частности, покровительствовал Рафаэлю). При его дворе духовные лица занимались ивритом, а в 1514 году в Римском университете была открыта кафедра изучения иврита. О сближении религий здесь речь не идёт, следует говорить о светском гуманитарном культурном обмене. То, что среди посетителей Ватикана бывал и римский раввин, указывает на светскость не только христианского духовенства, но и еврейского раввината. Нерушимый покой, царивший в римской общине в тот период, показался евреям столь необычным, что они запросили Иерусалим, не ожидается ли близкое пришествие Мессии. (Некоторые историки церкви ставят Льву X в вину слишком светский образ жизни и неумеренную продажу индульгенций, но мы-то говорим о его отношениях с евреями).

В 1527 году произошло столкновение Папы Клемента VII (1523-1534), двоюродного брата Папы Льва Х, с испанским императором Карлом V. Папа укрылся от войск Карла в замке Сант-Анджело и через несколько месяцев подписал перемирие с Карлом. Но немецкие наемники испанского монарха, находившиеся на Севере Италии и долго не получавшие жалованья, уже вышли из-под контроля. Испанская солдатня и немецкие ландскнехты ворвались в Рим. Вели они себя как вандалы в IV веке: грабили, насиловали, убивали. Евреи, кто мог, укрылись во дворце кардинала Андреа делла Фратте. Части евреев удалось спастись и бежать, часть погибла. Не сразу Рим пришёл в себя после этого бедствия.

 

Император Карл V и побеждённые (папа Клемент VII второй слева). Средневековая гравюра

Позу Карла V на средневековой гравюре, где он запечатлён с побеждёнными, специалисты пиар, работающие с обожаемыми самими собой и подвластным народом лидерами, признали эталонной. С тех пор уже пять веков они велят своим подопечным для взращивания в себе комплекса победителя садиться на саммитах именно так.

 

Два президента

Поражение Папы совпало со временем рождения реформации. Не только отдельные приходы, но и целые страны становились протестантскими и покидали лоно католической церкви. Новое религиозное движение проникло во Францию и даже угрожало Италии. Это был удар по католической церкви и её главе – моральный, политический и экономический (отпавшие страны перестали платить Ватикану обязательную подать – десятину). Ватикан не сдавался. Борьба становилась всё ожесточённей. Перелом в церковной политике традиционно отразился на положении евреев.

За четыре года пребывания у власти Папа Павел IV (1555-1559) успел заслужить ненависть разных кругов общества. После его смерти в Риме вспыхнули беспорядки, его статую разбили на куски и сбросили в Тибр. Папа привлекал к суду инквизиции, с одной стороны, высших духовных лиц, стремясь исправить церковные нравы; с другой – еретиков, которых, поставив себе цель уничтожить «чуму ереси», безжалостно преследовал. При нём был составлен Индекс запрещённых книг, который надолго ограничил свободу слова. Именно он ханжески повелел намалевать тряпицы вокруг чресл всех четырех с лишним сотен персонажей «Страшного суда» в Сикстинской капелле. Но особую вражду этот Папа проявлял по отношению к евреям.

26 июля 1555 года, всего через два месяца после занятия кафедры, Павел IV опубликовал канон (Папский закон) «Cum Nimis Absurdum» («Поскольку слишком нелепо»), определивший с некоторыми изменениями положение евреев более, чем на три века. Текст его гласил: «Ввиду того, что противно разуму и в высшей степени неприлично, что евреи, которые за свою вину осуждены Богом на вечное рабство, по причине христианского человеколюбия и терпимости живут среди нас и при этом выказывают христианам такую неблагодарность, что оскорбляют их милосердие; и вместо подчинения претендуют на господство: и поскольку как нам стало известно, в Риме и в других городах, находящихся во владении святой римской церкви, их наглость дошла до того, что они осмеливаются жить не только среди христиан, но и вблизи церквей, и при этом не носят никакой отличительной одежды, и более того, арендуют дома на главных улицах и площадях, приобретают недвижимость, нанимают служанок, нянь и прочих слуг – христиан и совершают другие многочисленные проступки, позоря христиан и проявляя к ним презрение, мы вынуждены принять следующие меры» (цитируется по «Истории евреев Италии» Нины Елиной). Далее следовали 14 предписаний: жить евреям следует в гетто на одной, единственной улице, запертой воротами; мужчины должны носить отличительный знак – жёлтую шапку, а женщины – шаль; не должно быть никакого общения с христианами; христиане не должны выражать евреям знаков уважения; торговать можно только старьём и только внутри гетто и там же разрешалось ссужать деньги.

Евреи имели право покидать свои дома только днём. Чтобы арендовать помещение вне гетто (для работы днём), еврею следовало получить специальное разрешение у кардинала. Владеть недвижимостью за пределами гетто евреи не имели права, уже имеющуюся недвижимость они должны были продать христианам. Им не было дозволено становиться адвокатами, фармацевтами, живописцами, политиками, нотариусами или архитекторами. Еврейским врачам разрешалось лечить только еврейских пациентов. Евреи были обязаны оплачивать работу католических чиновников, которые контролировали гетто и еврейскую общинную организацию. Кроме того, евреи обязаны были содержать миссионеров, которые пытались обратить их в «истинную веру», и в обязательном порядке посещать их проповеди.

Место для гетто было отведено на низком затапливаемом берегу Тибра прямо против еврейских кварталов Траставере. Нужно было только перейти реку по Мосту Фабричиа (Pons Fabricius), который стал называться Pons Judaeorum (Иудейский мост). Уже через две недели после оглашения канона евреи надели жёлтые шапки. Два месяца спустя гетто обнесли стеной с тремя воротами (позже их стало пять), строительство которой оплатили сами евреи. Против главных ворот был водружен огромный крест с надписью на иврите: עם סודד פדשתי ידי כל היום אל – «Всякий день простираю Я руки Мои к народу непокорному» (Ис., 65, 2). Всю свою недвижимость вне стен гетто евреи продали в течение полугода. Еврейский вопрос в Риме был почти решён.

 

Гетто. Начало XIX века. С гравюры Luigi Rossini

Поначалу в гетто была, как велено, одна улица, меньше, чем через сто лет – две улицы и шесть переулков, на которых стояло 130 домов. На площади около одного квадратного километра ютились почти десять тысяч человек. Из-за ограниченности территории дома приходилось строить по тем временам очень высокие – 5-6 этажей. К началу XVII века площадь гетто немного увеличили, но теснота не уменьшилась, так как в гетто сгоняли евреев уже не только из Рима, но изо всей Папской области. Место, где размещалось гетто, было «гнилым», нездоровым, оно затоплялось при наводнениях. Были там и проблемы с питьевой водой: из-за недостатка фонтанов люди пили прямо из реки. Неудивительно, что жителей гетто непрестанно косили эпидемии. В середине XVII века чума унесла в гетто около 800 жизней.

В то время, как богослужение в Риме отправлялось по четырем ритуалам: испанскому, итальянскому, французскому и немецкому, евреям разрешили построить только одну синагогу. Смекалистые обитатели гетто нашли выход: построили на берегу Тибра здание, где под одной крышей собрали пять синагог.

15 февраля 1798 года в Рим вошли солдаты наполеоновского генерала Александра Бертье. Папа Пий VI (1775 – 1799) был пленён, от него потребовали отречения от светской власти. Он отказался и через пять дней по приказу Наполеона был вывезен из Рима в Сиену. Евреи были объявлены свободными гражданами. Они немедленно сбросили с себя еврейский дресс-код и под музыку посадили y синагоги «дерево свободы». Как минимум, ещё одно дерево с таким же красивым названием посадили свободные римские граждане у Капитолия. Через полгода неаполитанские войска вторглись в Рим. Французы отступили. Свободные римские граждане совершенно свободно вырубили саженец у Капитолия. О деревце у синагоги таких сведений нет, но достоверно известно, что евреев загнали обратно в гетто и опять навесили сорванные ворота. Папа Пий, но уже VII (1800 -1823), вернулся в город, и всё для римских евреев потянулось по-прежнему: притеснения, налоги, послабления, притеснения...

Папа Пий IX (тот самый, что утвердил догматическое учение о безошибочности Римского первосвященника) при вступлении в 1846 году на престол раздал 300 скуди беднейшим обитателям гетто, a при очередном разливе Тибра первый послал помощь в еврейский квартал. В 1847 году году евреи получили позволение жить вне гетто. В том же году Пий IX запретил имеющее двухвековую историю и любимое римской толпой унижающее евреев развлечение карнавала – процессию из 100 евреев с раввином во главе, сидевших верхом на ослах, повернувшись лицами к хвосту.

В 1870 году Рим заняли войска первого короля Объединённой Италии Виктора Эммануила II. Папы лишились светской власти. Королевский декрет упразднил все ограничения по религиозному признаку. Римские евреи стали равноправными гражданами Италии. Гетто было закрыто. При этом была разрушена изрядно пострадавшая от пожара синагога, та самая, в которой приютились пять домов молитвы.

Большая синагога Рима (Tempio Maggiore di Roma) возводилась с 1901 по 1904 годы. Авторами проекта были итальянские архитекторы Виченце Коста (Vincenzo Costa) и Освальдо Армани (Osvaldo Armanni). Община хотела, чтобы возводимый на территории упразднённого гетто храм отвечал следующим требованиям: во-первых, архитектурный облик здания должен отразить радость римских евреев от вновь обретённой свободы; во-вторых, синагога должна иметь отличительные черты, которые позволят узнать её при взгляде из других точек Рима; в-третьих, она ни коим образом не должна ассоциироваться с какой-нибудь из многочисленных римских церквей.

 

Большая синагога Рима (Tempio Maggiore di Roma). Главный фасад

Задача была решена успешно. Архитектура эклектична, но ясно прослеживается принятый за основу ассиро-вавилонский стиль, основным средством художественного воздействия которого были крупные объёмные массы. При этом итальянские архитекторы показали себя поклонниками характерной для архитектуры Возрождения симметрии, которую не всегда жаловали их древние мессопотамские коллеги. Синагога должна была выделяться, но не «выпирать» из окружающей застройки с достаточно мелким членением фасадов. Чтобы сделать храм масштабным соседним зданиям да и человеку на улице, авторам пришлось «объявить войну» сколь-нибудь значительным массам в стене главного фасада. Был разработан целый комплекс приёмов, чтобы повысить его детализацию. Давайте хотя бы кратко рассмотрим их.

Большая синагога Рима (Tempio Maggiore di Roma). Боковой фасад

Было использовано неприятие ассиро-вавилонской архитектурой отдельностоящих колонн. Колонны входа на первом этаже стоят в плоскости стены и служат опорой для конструкций второго этажа. Но дело в том, что там совершенно спокойно могла бы стоять стена: утопленный вход придуман из чисто эстетических соображений. Никакой функциональной роли он не играет. Такое заглубление удовлетворит обитателей жилого дома, которым в дождь нужно раскрыть зонтик, но в любую погоду совершенно бесполезно для тысячной толпы прихожан. Расположенные в плоскости стены колонны второго яруса, между которыми находятся громадные окна-витражи, функционально просто «красивые простенки».

 

Большая синагога Рима. Деталь фасада

Над первым и вторым этажами периметр здания обегают мощные карнизы. У них достаточно сложный профиль и как дополнительная деталь – мутулы («зубчики»).

Практически всё немногое оставшееся пространство стен активно используется для размещения почти полного набора еврейской религиозной символики. На глухих участках стен второго яруса барельфы, изображающие Lulav – побеги пальмы из комплекта растений праздника Суккот. На фронтоне – Скрижали Завета на фоне ромба со стилизованными солнечными лучами. У концов фронтона – на двух тумбах Звёзды Давида. На верхушке фронтона – менора.

В интерьере опирающаяся на подчёркнуто мощные частые колонны просторная галерея для женщин и роскошные стены, облицованные белым мрамором с золотом и эффектными пятнами красного. 

Но главная архитектурная особенность Синагоги – венчающий здание единственный в своём роде позолоченный алюминиевый квадратный купол на квадратном же барабане. Окна барабана повторяют тему двери-окна нижних ярусов. Пусть Вас не смущает слово «алюминиевый». На рубеже XIX-XX веков это был редкий и довольно дорогой материал, которому в романе «Что делать?» Н.Г.Чернышевский даже посвятил восторженную оду. Когда в конце XIX века понадобилось выполнить эффектную верхушку Мемориала Вашингтона в столице США, в качестве материала для неё был выбран именно алюминий.

Большая синагога Рима. Интерьер

На стене синагоги три мемориальных доски: памяти павших в Первой мировой войне, памяти жертв Холлокоста и памяти жертв Fosse Ardeatine – 335 заложников (среди них 57 евреев), казнённых за покушение на эсэсовцев в 1944 году.

... 9–10 сентября 1943 года Рим заняли немецкие войска. Гиммлер отдал приказ о немедленном аресте римских евреев и последующей их депортации в лагеря смерти. Начальник немецкой полиции Рима потребовал от еврейской общины города передать властям рейха в течение 36 часов 50 килограмм золота. В случае невыполнения этого приказа за каждый недополученный килограмм немцы обешали расстреливать четырёх человек. Тут же отобрали заложников. Даже обручальные кольца приносили люди в этот «фонд жизни». Но где было взять столько золота! К вечеру последнего дня было собрано только 35 килограмм, что заставило главного раввина Рима Золли обратиться за помощью к Папе Пию XII (1939 – 1958). С помощью Папы золото было собрано, и в указанный срок, 26 сентября 1943 года, выкуп передали оккупантам. Однако это не остановило нацистскую программу депортации евреев в лагеря смерти. В пять тридцать утра 16 октября на территорию гетто ворвались более трех сотен эсэсовцев из дивизии «Мертвая голова». Переходя от дома к дому, они стаскивали евреев с постелей и загоняли в грузовики. Сначала их временно разместили в бараках военного училища примерно в полумиле от Ватикана. Когда конвой двигался по площади Святого Петра, некоторые из сидевших в кузовах грузовиков несчастных тщетно умоляли Папу римского спасти их. Все 1007 человек, арестованных в тот день, были отправлены в Освенцим. Облавы на евреев продолжались вплоть до освобождения Рима союзническими армиями 4 июня 1944 года. Всего в нацистских лагерях был уничтожен – 2091 римский еврей (1067 мужчин, 743 женщины и 281 ребенок). Мир так и не дождался от Папы римского публичного осуждения геноцида. Критики Церкви говорят о Пии XII как о «гитлеровском Понтифике», верующие – в связи с другими обстоятельствами – настаивают на канонизации этого Папы. Специалисты говорят, что предположение о том, что Пий XII симпатизировал фашистам, возникло, главным образом, после 1963 года, когда немецкий драматург Рольф Хокхут опубликовал пьесу «Представитель» («The Deputy», by Rolf Hochhuth), где изображён Папа, трусливо молчащий перед лицом массового уничтожения евреев. (Истории известны и иные случаи, когда талант автора создаёт убедительный образ исторической личности, отличный от реального – например, Сальери в пушкинском «Моцарте и Сальери». Поди отмойся потом).

Четыре пятых итальянских евреев пережили войну. В монастырях, домах священников и других местах было спасено в общей сложности 4236 евреев, из которых 477 удалось спрятать в самом Ватикане, о чем Папа не мог не знать.

Адольф Эйхман на суде сказал, что каждый из переживших войну евреев обязан своей жизнью тому или иному итальянцу. Так что с ролью Папы Пия XII всё не так уж однозначно. Во всяком случае, президент Всемирного Еврейского Конгресса Наум Гольдман писал: «С особой признательностью мы вспоминаем все то, что было сделано им для преследуемых евреев в один из самых трудных периодов их истории». В разное время со словами благодарности Папе выступали также Голда Меир и главный раввин Рима Золли. 26 мая 1955 года оркестр в составе девяноста четырех еврейских музыкантов сыграл для Папы Пия XII Девятую симфонию Бетховена в знак благодарности за его гуманитарный подвиг.

Наверняка решение Папы Франциска I открыть архивы Ватикана 1930-ых – 1940-ых годов поможет прояснить ситуацию с ролью главы Ватикана в уничтожении и спасении европейских евреев.

В русскоязычных материалах можно встретить написание фамилии бывшего главного раввина Рима как Золли, Цолли и Дзолли. Имя, которое он получил при рождении – Израэль Антон Золлер (Israel Anton Zoller). Родился будущий раввин в 1881 году в тогдашней Австро-Венгрии в городе Броды. Предки его матери были раввинами на протяжении четырёх веков. Отец был состоятельным текстильным фабрикантом. В Университете Флоренции Израэль защитил докторскую степень по философии. В 1918 году он был приглашён раввином в Триест (тогда это была Австро-Венгрия), где вскоре ввиду своей большой учёности стал главным раввином. По итогам Первой мировой войны Триест отошёл к Италии. В 1939 году Золли был приглашён главным раввином Рима – за годы служения в Триесте он стал широко известен своими проповедями, научными работами и профессорской деятельностью в Университете Падуи. Он был со своей паствой в самые трудные периоды гитлеровской оккупации и спасался с сотнями других евреев на территории Ватикана от концлагеря. После освобождения Рима Золли вновь был утверждён в должности главного раввина Рима. Однако на сей раз он исполнял эти функции очень недолго, потому что в октябре этого же года, в Судный День «Йом-Киппур», произошло нечто, что заставило его принять решение об абсолютном изменении своей жизни. По его словам, во время синагогальной службы он испытал видение Иисуса. Через пару дней Золли сообщил ректору Папского Григорианского Университета о своём намерении обратиться в католичество. Последствием принятого решения были также заявление об отставке, освобождение от функций раввина и отказ от принятия должности директора Раввинского Коллегиума. 13 февраля 1945 года газеты сообщили о сенсации: Золли крестился в часовне Санта Мария дельи Анджели и принял имя Эудженио Мария в честь Папы Пия XII (урождённого Эудженио Пачелли). Бывший раввин вступил в Третий францисканский орден, начал преподавать в Папском библейском институте, опубликовал множество книг и статей, преподавал в американском университете Notre Dame.

И Золли, и его наследники всегда подчёркивали, что обращением в христианство не порывают с еврейским народом. "Я ничего не отверг, пояснял Золли, моя совесть спокойна. Разве Бог Иисуса Христа и Павла не Тот же, что и Бог Авраама, Исаака и Иакова? Павел обратился. Разве он отвернулся от Бога Израиля? Разве он перестал любить Израиль? Абсурдна даже мысль об этом". Золли скончался в 1956 году. На его гробе выкована надпись: «Domino morimur, Domini sumus» («Умираем в Господе, принадлежим Господу»).

В нынешние времена бывшее римское еврейское гетто стало местом обитания богемы, «римским Монмартром». Здесь встречается старое и новое, библейское и богемное. Там множество еврейских кошерных ресторанов, тратторий, кафе, и кормят в них не только евреев.

 

Гетто XXI век

 

Почти каждое блюдо в меню этих заведений имеет свою персональную историю. У границы гетто в средние века находился рыбный рынок: близость Тибра и речного порта делала его удобным для рыбацких лодок, приходящих из Остии. Все рыбные отходы выбрасывали за церковью Сант Анджело ди Пескерия (Сhiesa di Sant'Angelo di Pescheria). Еврейские женщины, по большей части бедные, приходили к церкви и собирали рыбные отходы – головы, косточки, плавники и хвосты. Единственное на что они годились, это на то, чтобы отварить их в воде. Так родился знаменитый римский бульон, одно из самых популярных и изысканных блюд еврейской кухни Рима.

«В 2004 году численность еврейского населения Рима, зарегистрированного в еврейской общине, составляла около пятнадцати тысяч человек. Считается, что в Риме живут еще около десяти тысяч евреев, не зарегистрированных в общине... Община Рима – единственная еврейская община Италии, которая численно не сокращается. В Риме более низкий уровень ассимиляции, чем в других итальянских городах, где проживает еврейское население: меньше смешанных браков, выше показатель рождаемости у еврейских женщин, меньше разводов.

В конце 1990-х годов итальянские ученые провели социально-демографическое исследование еврейских жителей Рима. Треть опрошенных заявили, что имеют высшее образование... Большинство из опрошенных соблюдали субботу и основные еврейские праздники, половина соблюдала кашрут. Среди молодежи больше соблюдающих еврейские традиции, чем среди евреев средних лет. Большинство евреев Рима – приверженцы умеренно ортодоксального направления иудаизма» («Электронная еврейская энциклопедия»).

13 апреля 1986 впервые с апостольских времён Папа Иоанн Павел II (1978 – 2005) нанёс визит в римскую Синагогу. Он молился вместе с раввином Элио Тоафф, бывшим Главным раввином Рима. «Вы наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья», сказал Папа.

Через 24 года под хоральное пение 126-го псалма в Синагогу вошёл Папа Римский Бенедикт XVI (2005 – 2013). Перед этим он заявил: «... я отправляюсь в синагогу Рима, называемую Верховным храмом, чтобы встретиться с еврейской общиной города и осуществить очередной этап на пути согласия и дружбы между католиками и евреями».

О своём намерении посетить в ближайшее время Синагогу сообщил Папа Франциск I.

Но не будем забывать: 9 октября 1982 года арабские террористы и итальянские «левые» забросали гранатами и обстреляли из автоматов главную синагогу Рима. Погиб двухлетний мальчик, около 40 человек было ранено. 27 декабря 1985 года арабские террористы напали в римском аэропорту на самолет израильской авиакомпании Эл-Ал. В январе 1988 году группы леворадикальной молодежи дважды пытались ворваться в главную римскую синагогу, однако полиция воспрепятствовала этому. В настоящее время в Италии активизировались пропалестинские группы.

***

Хотел бы закончить ещё одной цитатой из «Иудейской войны» Лиона Фейхтвангера. Тит после разрушения Второго Храма проводит Парад Победы в Риме. Перед зрителями по арене Колизея проходят римские легионы, проносят трофеи, ведут пленных евреев. На трибуне среди ошалевшей от патриотизма римской толпы Иосиф Флавий, бывший иудейский военачальник, автор фундаментальных трудов «Иудейские древности» и «Иудейская война». Мимо него ведут пленённых и ожидающих казни еврейских полководцев. «...он (Иосиф – В.Ч.) открывает уста и напутствует их исповеданием веры. Пламенно, как никогда в жизни, вырывает он из себя слова, кричит им вслед:

Слушай, Израиль, Ягве наш бог, Ягве един! И вдруг, словно его услышали, в процессии пленных чьи-то голоса начинают кричать, сначала несколько, затем многие, затем все: Слушай, Израиль, Ягве наш бог, Ягве един! Когда звучат первые возгласы, слушатели смеются, подражают ослиному крику: «Яа, Яа!». Но затем они стихают, и некоторые начинают сомневаться, действительно ли осел тот, к кому обращают свой вопль евреи».

К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:9
Всего посещений: 1310




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer10/Chizhik1.php - to PDF file

Комментарии:

Максим Штурман
- at 2014-11-12 01:15:05 EDT
Отличная статья! И серия хорошо придумана: еврейская география!
Алекс Б.
- at 2014-11-06 23:33:11 EDT
"... И вдруг, словно его услышали, в процессии пленных чьи-то голоса начинают кричать, сначала несколько, затем многие, затем все: – Слушай, Израиль, Ягве наш бог, Ягве един! Когда звучат первые возгласы, слушатели смеются, подражают ослиному крику: «Яа, Яа!». Но затем они стихают, и некоторые начинают сомневаться, действительно ли осел тот, к кому обращают свой вопль евреи».
::::::::::::::::::::::::::::::
Отличная статья, великолепный финал ( с цитатой из Л.Ф.)
Автору - поклон.
Соплеменнику:- Вспоминаю 4 месяца в Риме,когда нас охраняла итал. мафия и обед в университетской "столовке" стоил 35 центов, а скромный обед (с вином) в (римском) ресторане - 4000 лир(около 3 долл.), когда весь Рим был НАШИМ, когда "наши" ребятки творили (уже тогда !) такое , что ни о каких серьёзных контактах с местной евр. общиной и речи быть не могло. Да и до контактов ли тогда было,когда столько дел- квартира,гуляши и спагетти,коньяки,"марсалы", коктейли с морожен.,иногда - музеи, парки, англицкая школа и пляжи в Остии...и тысячи др. вещей(и вещиц). А евреи , что же, они из Вены в Израиль полетели. Вот так-то ув.Со-племенник.

Rudolf Chernoguz
Brooklyn, NY, USA - at 2014-11-06 20:04:58 EDT
Прочёл с большим интересом.
Узнал много нового.Большое спасибо!!!
Р.С.Жена обиделась, что не пригласил на совместное прочтение.
Будет читать сама. Мнение выскажет сама.

Соплеменник
- at 2014-11-06 13:20:35 EDT
Вопрос "на засыпку":
Как-либо соотносились римские евреи и те евреи, кто долгое время ожидал приглашения в США, Австралию, Канаду и т.п.
Контакты, конфликты, помощь?

Александр Вернер
Шэрон, МА, ГЫ - at 2014-11-06 04:54:18 EDT
Очень насыщенный и интересный текст
Я узнал много нового для себя

Michael
NYC, NY, USA - at 2014-11-04 04:17:09 EDT
Римские евреи пережили смену титульной нации ! Весь древне-римский народ за исключением евреев исчез в неизвестном направлении. Остались лишь руины и ...евреи.