©"Заметки по еврейской истории"
январь 2014 года

Яков Зинберг

Маршрут Хигути

На злобу дня: так что же всё-таки случилось или не случилось с евреями, или, пожалуй, вряд ли евреями, в Отпоре (Забайкальск) в марте 1938 года? Когда генерал Хигути, будущий герой обороны северных Курил, а тем временем просто глава спецразведслужбы Квантунской армии в Харбине, решил действовать...

Генерал лейтенант Хигути Киитиро (1888-1971) в разведке новичком не был. Скорее, наоборот. Судите сами: получил последовательное армейское образование, завершив, в частности, обучение в Высшей армейской школе (陸軍大学校) в ноябре 1918 года. Приступив в возрасте 30 лет в июле 1919 года к работе при Генштабе в ранге пехотного капитана, Хигути (樋口李一郎) начал серьёзно заниматься русским языком. Уже в декабре того же года Хигути командируют во Владивосток в качестве сотрудника спецразведслужбы (特務機関) при штабе японской армии, а в октябре 1920 года его направляют в Хабаровск, где он работает по совместительству сотрудником информотдела 14-й дивизии и на этот раз уже главой спецразведслужбы в Хабаровске. После того, как японские оккупанты покинули Хабаровск, Хигути с несколькими подчиненными остался в Хабаровске и некоторое время продолжал заниматься рискованным сбором развединформации. Кроме того, полагают, что решение Японии о перемирии с СССР после военного столкновения в районе Халхин-Гола было принято на основе сведений, полученных от Хигути[1].

В августе 1924 года Хигути становится армейским майором и в мае следующего года получает назначение на службу в качестве военного атташе при посольстве Японии в Польше, которая продлится около трёх лет и будет наполнена обширной разведывательной деятельностью, особенно в отношении Советского Союза. В это время Хигути даже совершает рабочую поездку в советскую Россию, которая продлилась один месяц. В 1937 году Хигути получает назначение на службу при Генштабе армии и в том же году посещает нацистскую Германию с рабочей поездкой. В том же 1937 году Хигути становится армейским генерал майором и назначается главой спецразведслужбы в Харбине, столице марионеточного государства Манчжоу-го, сформированного и контролируемого Японией. В августе 1938 года Хигути переводят на службу в Генштаб, и он покидает Харбин, а в октябре 1939 года становится генерал лейтенантом[2].

В конце войны генерал Хигути возглавляет оборону северных Курильских островов, и ему удаётся избежать пленения советскими войсками. Как отмечает в своей монографии Борис Славинский, описывая состав японской армии, «на южном Сахалине и Курильских островах были сосредоточены войска 5-го фронта (командующий Хигути, штаб фронта на острове Хоккайдо) – три пехотные дивизии, отдельная смешанная бригада, отдельный пехотный и отдельный танковый полки».[3] Интересная экспозиция, посвящённая Курильской десантной операции августа 1945 года, располагается во Владивостоке. Согласно данным экспозиции, «в годы Второй Мировой войны японцы сосредоточили на Курильских островах более 80 тыс. человек, также было оборудовано 9 аэродромов общей ёмкостью до 600 самолётов. Общее руководство японских вооружённых сил на Курилах осуществлял генерал-лейтенант Хигути Киитиро».[4]

 После окончания войны Хигути и его семья временно проживали в деревушке неподалёку от города Отару на острове Хоккайдо. Весной 1946 года Хигути посетил подполковник войск США, представлявший так называемый Counter Intelligence Corps (CIC), разведорган США периода Второй мировой войны, занимавшийся, в частности, расследованием военных преступлений, и подтвердил, что японские войска, которыми непосредственно руководил Хигути, преступлений не совершали. Более того, в японских источниках нередко пишут, что СССР требовал от оккупационных войск США передачи генерала Хигути как военного преступника, в чем было отказано.

 При этом принято ссылаться на то, что это случилось исключительно благодаря вмешательству Всемирного еврейского конгресса с центром в Нью-Йорке. В своей обширной научной статье Мацумура Кодзо даже сообщает, не предоставляя конкретных ссылок, что генерал Хигути пребывал под особым покровительством со стороны Минобороны США, в руководстве которого, якобы, работали люди, которые спаслись, благодаря помощи Хигути при «инциденте в Отпоре», небольшом населённом пункте на границе России с Китаем, ныне известном как Забайкальск.[5] В своей недавно опубликованной монографии, целиком посвящённой личности генерала Хигути, автор по имени Хаясака Такаси подтверждает эту версию событий, не упоминая «своих людей» в Минобороне США, но настаивая при этом на том, что во Всемирном еврейском конгрессе были люди, которые спаслись, благодаря «визам Хигути», и что давление со стороны именно этого органа на Минобороны США спасло Хигути от передачи в руки советского правосудия[6].

Из Отпора в Харбин

Так что же случилось в Отпоре? Предоставим слово г-ну Тоида Тору, в период написания своей статьи занимавшему пост главы Издательского отдела правящей Либерально-Демократической партии и являвшемуся депутатом нижней палаты парламента,[7] который добросовестно излагает достаточно широко распространившуюся версию событий. Тоида, характеризуя Хигути как в том числе и эксперта по еврейскому вопросу, подчёркивает «гуманизм» как одно из присущих при этом ему свойств. Весна 1938 года. Хигути возглавляет в Харбине спецразведорган. 20 тысяч евреев, спасающихся от нацистских преследователей, столпились в советском пограничном поселении Отпор, расположенном в непосредственной близости от западной границы Маньчжоу-го, добравшись туда через Польшу и пространства советской Сибири. Тридцатиградусные морозы и голод грозили смертью множеству из них, но власти Маньчжоу-го, опасаясь реакции Квантунской армии, отказывали несчастным во въезде. Всё ещё генерал майор, возглавлявший всего лишь один из множества спецразведорганов, Хигути не обладал полномочиями, позволявшими решать судьбы беженцев. Вмешательство с его стороны могли расценить как вмешательство во внутренние дела Манчжоу-го и как действия, противоречившие духу Тройственного союза Японии, нацистской Германии и Италии.

 Однако встретившись с главой харбинской еврейской общины Абрахамом Кауфманом, который предупредил генерала, что беженцам грозила смерть от холода, Хигути переубедил представителей Иностранного отдела Маньчжоу-го, взывая к чувству гуманности, и было достигнуто согласие принять всех беженцев без исключения. Вступив в переговоры с Мацуока Ёсукэ, возглавлявшим сеть Южно-Маньчжурской железной дороги , Хигути добился наличия тринадцати железнодорожных составов для транспортировки беженцев в Харбин, и нет сомнений в том, что таким образом были спасены 20 тысяч евреев.[8]

 Тоида при этом подчёркивает, что фактически Хигути спас втрое больше евреев, чем ставший широко известным Сугихара Тиунэ, но, к сожалению, является всё еще мало кому знакомой личностью. Тоида также утверждает, что примерно 80 процентов спасённых Хигути евреев успешно добрались до США, а остальные 4000 человек стали заниматься фермерством в Маньчжоу-го, причём под гуманным покровительством лично генерала Хигути[9].

Генерал Хигути

20 или 30 тысяч беженцев весной 1938 года столпились в Отпоре? Недоверие в отношении прежде всего численности последовательно обнаруживается в работах целого ряда японских авторов. Рассмотрим три характерные критические версии. Так, в своей монографии под названием «Правда о визах Сугихара», опубликованной в 2000 году, автор Ватанабэ Кацумаса справедливо указывает на то, что, собственно, версия о 20 тысячах беженцах коренится в содержании мемуаров самого генерала Хигути под названием «Воспоминания пехотного генерал лейтенанта Хигути Киитиро», в которых обнаруживается крайне немногословный отрывок, посвящённый инциденту в Отпоре. Хигути неоднократно упоминает спасение 20 тысяч беженцев, бежавших от нацистов, и даже указывает число «30 тысяч». По мнению Ватанабэ, Хигути запутался в цифрах, ссылаясь в своих мемуарах на «Буробиджанский» район советской России и полагая, будто бы осевшие там беженцы были в прошлом горожанами и поэтому, будучи не в состоянии привыкнуть к крестьянскому труду и быту, стремились переселиться в Маньчжоу-го, столпившись в Отпоре, и было их около 20 тысяч[10].

Беженцы в Отпоре 8 марта 1938 г.

Ватанабэ, ссылаясь на данные архивов Южно-Маньчжурской железной дороги, пишет, что в Маньчжоу-го 8 марта 1938 года прибыли 18 евреев, а в целом в течение марта и апреля того года примерно 50 евреев высадились на пограничной станции под названием Мансюри, где их встречали представители Иностранного отдела Маньчжоу-го и на месте оформляли въездные документы, независимо от того, были ли у беженцев въездные визы. Ватанабэ сообщает, что спустя 4 месяца после «инцидента в Отпоре» Хигути вернулся в Токио, где приступил к работе в Генштабе армии, возглавив Второй отдел, а решением «еврейского вопроса» стал непосредственно заниматься «эксперт по еврейским делам» полковник Ясуэ Норихиро.[11]

Воспоминания генерала Хигути

В свою очередь Хаясака Такаси в монографии, опубликованной в 2010 году и отличающейся чрезвычайно высокой оценкой как воинской, так и «гуманистической» деятельности Хигути, выходит из трудного положения, ссылаясь на искажение текста оригинала издательством. Хаясака согласен с тем, что 8 марта 1938 года, когда генерала Хигути впервые известили о скоплении беженцев, в Отпоре было только 18 человек. Как и Ватанабэ, Хаясака воспользовался данными туристических агентств и маньчжурской сети железных дорог, придя к выводу, что в целом через пункт Мансюри, благодаря непосредственному вмешательству Хигути, переправились от 100 до 200 евреев.

Хаясака пишет, что оригинал текста воспоминаний Хигути хранится в архиве Минобороны Японии. Написанный от руки текст не полностью соответствует опубликованным мемуарам генерала. В частности, согласно мнению Хаясака, в тексте оригинала по поводу Отпора сообщается о скоплении «нескольких тысяч» человек. Попытки выяснить в издательстве, откуда появились «20 тысяч» евреев в тексте книги, не увенчались успехом. Словом, считает Хаясака, «20 тысяч евреев» с лёгкой руки случая стали жить своей собственной жизнью, не соответствовавшей реальности.[12]

В августе прошлого года Масааки Сираиси, наш любезный автор, также высказался по поводу «загадочного», по его выражению, инцидента в Отпоре. По мнению Сираиси, упоминание «20 тысяч» евреев основывается на «опечатках» издательства книги мемуаров генерала, на самом же деле были спасены 18 человек, и при этом немалое число евреев тем же самым маршрутом смогли после «инцидента в Отпоре» добраться до Маньчжоу-го. Сираиси подчёркивает достоверность, собственно, случившегося, ссылаясь, в частности, на фотографию 18 человек, оказавшихся в Отпоре 8 марта 1938 года, обнаруженную среди вещей покойного генерала. Однако Сираиси полагает, что на фотографии засняты, скорее, русские евреи, а не евреи из Германии. Сираиси опросил более 10 исследователей, включая евреев русского происхождения, и все, за одним единственным исключением, высказали предположение, что сфотографированы, вероятно, русские евреи. Один из опрошенных полагает, что сфотографированы российские немцы. При этом Сираиси справедливо отмечает, что когда произошёл «инцидент в Отпоре», было ещё можно добраться до Дальнего востока морским путём и что особой необходимости пользоваться «маршрутом Хигути» не было, и, кроме того, что инцидент «Хрустальной ночи», подтолкнувший евреев Германии к бегству, случился позже, в ноябре 1938 года. Сираиси в целом высоко оценивает роль генерала Хигути, «протянувшего спасительную руку помощи» беженцам, будь то евреи из России или из Германии[13].

«Маршрут Хигути» действительно существовал. В своей докторской диссертации Давид Кранцлер писал, что беженцы-евреи могли добираться до Дальнего востока двумя маршрутами: морем с конца 1938 г. по 10 июня 1940 г. и по суше с июня 1940 г. по 7 декабря 1941 г. Морским путём пользовались главным образом беженцы после «Хрустальной ночи». Вступление Италии в войну на стороне Германии и вместе с тем заключение пакта о ненападении между СССР и Германией в августе 1939 г., предоставлявшее возможности транзита через территорию СССР, в результате сформировали новый, единственно возможный, маршрут для беженцев.

Кто обладал въездными визами в США, Канаду и страны Латинской Америки, обычно направлялись через советскую Сибирь в Харбин, а затем следовали в Пусан (Корея), Симоносэки, Кобэ или Ёкогаму (Япония) и оттуда морским путём направлялись к месту назначения. Те, кто не имел такого рода въездных виз, обычно стремились попасть в Шанхай, где можно было оставаться, не обладая визой. Беженцы, прибыв в Маньчжоу-го, сначала останавливались в Мансюри (満州里市), где их встречали представители еврейской общины, и следовали далее.[14] Это и есть, как принято его определять в Японии, - «маршрут Хигути».

В целом, по мнению Кранцлера, примерно 4600-4700 беженцев добрались через Сибирь до Дальнего востока, из них примерно 2000 евреев были либо польского происхождения, либо из других стран восточной Европы.[15] Как нам известно, евреи, обладавшие «визами Сугихара», добирались до Японии морским путём из Владивостока, то есть «маршрутом Сугихара». Таким образом, наличие «маршрута» Хигути подтверждается данными Кранцлера. Однако вероятность того, что в марте 1938 года этим маршрутом уже активно пользовались, представляется крайне незначительной. Кроме того, ссылки на то, что 20 тысяч евреев воспользовались «маршрутом Хигути», представляются надуманными и, возможно, даже преднамеренно сфабрикованными.

Несомненно, роль лично генерала Хигути в перспективе имевших место планов «пользования евреями» в корыстных целях, что является преступлением против еврейского народа, заслуживает пристального внимания и тщательного исследования. Подозрения такого рода достаточно многочисленны. Приведу один из доступных примеров, воспользовавшись отрывком из статьи российского журналиста Василия Головнина, специалиста по Японии, размышляющего об «Израиле на сопках Маньчжурии» и упоминающего лично генерала Хигути:

В декабре 1938 года в одном из крупнейших залов маньчжурского Харбина собралось, мягко говоря, смешанное общество. Сцена была украшена фантастическим сочетанием флагов - белым со Звездой Давида, японским с кругом Восходящего Солнца и прочно позабытым теперь стягом марионеточного государства Маньчжоу-го, созданного японцами на оккупированном северо-востоке Китая. Порядок охраняли члены сионистской молодёжной организации Бейтар, а в зале сидели человек семьсот - в основном солидные евреи с разных концов Дальнего Востока.  Впрочем, все знали, что подлинными хозяевами мероприятия были японские офицеры из 'токуму кикан' - армейской разведки. Времена были прямолинейные, и местные 'особисты' даже не думали скрываться: их руководитель в Маньчжурии генерал Киитиро Хигути был главным докладчиком на конференции. Он похвалил евреев за успехи в науках, обещал покровительство и призвал активнее поддержать борьбу с коммунизмом, которую ведёт империя. В ответ послушная конференция приняла резолюцию с одобрением 'священной войны' Японии в Китае и заявила об общности целей Токио и еврейского самоопределения. В кулуарах говорили о том, что Маньчжурия для этой идеи подходит не меньше, чем Палестина.[16]

Однако потребуется более основательное исследование для оценки подлинного значения деятельности генерала Хигути, и я склонен воздержаться от каких-либо определённых оценок на данном этапе. Тем более, что объектом своей критики я выдвигаю именно безответственную необоснованность распространённой в Японии позиции, отмеченной выше ссылками на работы Мацумура Кодзо, сотрудника университета, Тоида Тору, представляющего правящую партию, Хаясака Такаси, автора монографии, посвящённой исключительно жизни и деятельности генерала Хигути, суть которой состоит в навязывании евреям роли соучастников, а также и прикрытия, пользуясь символикой Холокоста, всевозможного рода преступной деятельности японской военщины в прошлом. Речь подлинно идёт о восстановлении антисемитской стратегии «пользования евреями», которой нельзя позволять повториться.

26 декабря прошлого года Центр Симона Визенталя, в состав которого входят более 400 тысяч членов-семейств, выступил с резкой критикой по поводу посещения премьер министром Японии Абэ Синдзо храма Ясукуни, в котором захоронен прах японских военных преступников периода Второй мировой войны. Рав Абрахам Купер заявил от имени Центра Визенталя: «Как премьер министр он имеет право оплакивать своих погибших соотечественников, но не военных преступников. Все люди обладают правом оплакивать потерю своих близких, включая тех, кто погиб в бою. Однако с позиции морали нельзя смешивать чувство почтения такого рода с отношением к тем, кто несёт ответственность за инициирование и совершение военных преступлений и преступлений против человечества»[17]. Именно в этом свете необходимо рассматривать и вышеизложенную проблематику современной стратегии «пользования евреями» посредством удобств «индустрии Холокоста».

Примечания

[1] Тоида, Тору. «Торимодоситай Нихон-га Ару (Есть Япония, которую хочется вернуть).» Gekkan Jiyuminshuto, Sept. 2006. Ежемесячный печатный орган правящей Либерально-Демократическрй партии Японии (ЛДП).

[2] Мацумура, Кодзо. «Сёгун Хигути Коитиро-но Сёгай (Жизнь генерала Хигути Киитиро).» Seinan Gakuin University Graduate School graduate studies in law. (21), 41-73, 2003-01. 西南学院大学大学院.

[3] Славинский, Б.Н. Советская оккупация Курильских островов (август-сентябрь 1945 г.). Документальное исследование. М., ТОО «Лотос», 1993, стр. 51

[5] См. Мацумура, стр. 65.

[6] Хаясака, Такаси. «Сикикан-но Кэцудан (Решение лидера).» Токио: Бунгэй Сюнсю, 2010, стр. 242. В июле 1941 года имя генрала Хигути было внесено в «Золотую книгу» еврейского народа.. Блог автора: http://dig-haya.blog.so-net.ne.jp

[7] Домашняя страничка по-японски:

http://www.toidatoru.com/ В настоящее время активной политикой не занимается по состоянию здоровья.

[8] См. Тоида, Тору, стр. 90-92.

[9] Там же.

[10] Ватанабэ, Кацумаса. «Синсо. Сугихара Биза (Правда о визах Сугихара).» Токио: Тайсё Сюппан, 2000, стр. 208-209.

[11] Там же, стр. 213.

[12] См. Хаясака, Такаси, стр. 140.

[13] Сираиси, Масааки. «Нихон-Юдая Кёдзон Кёэй Косо-но Синсо. Хигути Итиро-то Юдая Дзинмяку (О совместном процветании японцев и евреев. Хигути Итиро и общение с евреями).» Рэкиси Докухон, август 2013.

[14] Kranzler, David H. The History of the Jewish Refugee Community of Shanghai, 1938-1945 (История общины еврейских беженцев Шанхая). Yeshiva Univ., Ph.D., 1971. University Microfilms, A XEROX Company, Ann Arbor, Michigan, 1971, pp. 1-51.

[15] Там же.

[16] Головнин, Василий. «Японцы и евреи». Сегодня, 04.05.1995. Головнин имеет в виду Первый съезд евреев Дальнего Востока, состоявшийся в Харбине в конце декабря 1937 г.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 5902




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer1/Zinberg1.php - to PDF file

Комментарии:

Соплеменник
- at 2014-01-23 00:32:40 EDT
Толковать подобные снимки-"недоноски" крайне трудно.
С одной стороны - явно русские лица, мужчины без головных уборов, у женщин традиционно повязаны платки.
С другой стороны - у сидящего слева рубашка (гимнастёрка?) кажется (и только) застёгнута на левую сторону.
Но 99% в пользу мнения В.Янкелевича с дополнением "староверы" или иная подобная секта.

Сильвия
- at 2014-01-22 16:17:00 EDT
Сергей Чевычелов
- at 2014-01-22 16:02:55 EDT
На снимке старообрядцы-казаки.
---------------------------------
Казаки-старобрядцы - это ново. Интересно, как они совмещали вроде бы несовместимое?

Яков
Токио, Япония - at 2014-01-22 16:06:00 EDT
Спасибо, Сергей!
Яков
Токио, Япония - at 2014-01-22 16:03:15 EDT
Либо недоразумение, либо подделка. Скорее, подделка. К тому времени большинство евреев Харбина в панике перебрались в Шанхай. Особенно после убийства Симона Каспе, пианиста, из местных богачей, гражданина Франции, где он обучался музыке. Его выкрали и требовали откуп, но в конце концов так и не договорились, и было найдено его изуродованное тело. Глава местной общины, д-р Кауфман, предложил японцам сотрудничество, судя по архивным записям. Так возникла идея Когресса евреев Дальнего Востока. Я изложу это подробнее. Недавно вышла книга о деле Каспе. Автор проф. Дан Бен-Канаан, работает в Китае. Интересный сайт по-английски:
http://www.jewsofchina.org/jewsofchina/Templates/showpage.asp?DBID=1&LNGID=1&TMID=111&FID=937

Сергей Чевычелов
- at 2014-01-22 16:02:55 EDT
На снимке старообрядцы-казаки. Они расселились в тех местах после 1868 года. Женщины в платках, полностью скрывающих волосы и плотно завязанных на шее. Бороды не стриженные - они просто так растут - я достаточно видел мужчин старообрядцев, можете посмотреть их на ютубе.
Сильвия
- at 2014-01-22 15:10:16 EDT
Может и староверы, хотя бороды у молодых мужчин явно подрезаные. Может какая-нибудь иудействующая группа? Обратите внимание: на снимке нет молодых женщин, хотя полно детей. Молодые мужчины в гимнастерках... какая-то группа дальневосточных казаков (с религиозным уклоном)?
Яков
Токио, Япония - at 2014-01-22 14:46:20 EDT
Возможно, община староверов? Но только не евреи. Я проверил архив Спилберга, где записаны тысячи интервью. У меня есть доступ. "Отпор" нигде не встречается.
Сильвия
- at 2014-01-22 14:40:57 EDT
Фото: типичная российская деревня, и по лицам, и по одежде. Обратите внимание, что платки даже на девочках и повязаны по-деревенски.
Янкелевич - Якову Зинбергу
Натания, Израиль - at 2014-01-22 14:31:25 EDT
Яков
Токио, Япония - Wed, 22 Jan 2014 14:05:23(CET)
----------------------------
....как Вам кажется: эти 18 человек на фотографии – евреи?
============================
Мне кажется, что нет. Русские крестьяне. Но я, конечно, не эксперт.

Яков
Токио, Япония - at 2014-01-22 14:05:23 EDT
Уважаемый Владимир, спасибо Вам за внимание и критику. Я сразу не смогу ответить на все поставленные вопросы, через несколько дней составлю некоторые дополнительные ответы. Коротко коснусь термина «спецразведслужба»: по-японски «токуму кикан», часто всречается в русскоязычной литературе. «Орган особого назначения» - наилучший перевод, пожалуй, но при этом необходимы пояснения, поэтому есть склонность пользоваться развёрнутыми терминами. Конечно же, глава «токуму кикан» Харбина, где, кстати говоря, обосновался пресловутий «отряд Исии», занимавшийся разрабатыванием бактериологического оружия, пользуясь «бревнами», а точнее – людьми, в основном местным населением, русскими жителями, военнопленными «по заказу», - позиция чрезвычайно высокого уровня. В этой статье много иронии, тон которой задавал сам заголовок: вероятно, по техническим причинам редакция мой заголовок решила сделать «подзаголовком», что, однако, изменило общий настрой. Обратите также внимание на то, что роль Хигути определяется не мной лично, а передаётся чужими словами как пример общепринятого мнения.
В Японии нередко пишут о чрезвычайно напряженных боях в районе острова Шумшу и об отчаянном сопротивлении со стороны японцев. Принято думать, что это задержало наступление советских войк и не позволило своевременно оккупировать северную часть осрова Хоккайдо. Славинский пишет об этом подробно, ссылаясь на «Морской сборник».
(Б.Н. Славинский. Советская оккупация Курильских отровов. М., 1994, стр. 102).
«Программа по обращению с евреями», принятая в декабре 1938 г. (http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer3/Zinberg1.php), содержала 3 пункта, последний из которых указывал, что не следовало привлекать присутствие евреев в Японии, за исключением тех, кто обладал «высоким потециалом» применения. Евреев фактически «применяли» главным как заложников с целью «выколачивания» денежных средств из Америки, этакая разновидность антисемитизма. Об этом я напишу подробнее, и это будет одной из основных тем дальнейших обзорных статей и переводов. В конечном итоге группировка «пользователей» проиграла, и евреев загнали в гетто в Шанхае, отказавшись от дальнейших планов «пользования»
Теперь евреями и Холокостом активно «пользуются», чтобы подчеркнуть «гуманизм», например, Хигути и ряда других, занимавшихмя на самом деле всевозможными черными делами, - с целью затуманить сознание и перечеркнуть исторические реалии. Это также есть разновидность живучего и многоликого антисемитизма. Здесь на востоке Азии идут «исторические войны» между Японией, с одной стороны, и Китаем, Кореей, с другой. Натоящие войны. «Пользование» евреями приведёт к росту антисемитизма и множеству прочих несчастий. А как Вам кажется: эти 18 человек на фотографии – евреи?

Янкелевич
Натания, Израиль - at 2014-01-20 17:14:55 EDT
Приношу извинения - я что-то напутал с тегами. Буду благодарен за разъяснение моей ошибки.
Окончание:
2. Замечания по существу темы
Однако встретившись с главой харбинской еврейской общины Абрахамом Кауфманом, который предупредил генерала, что беженцам грозила смерть от холода, Хигути переубедил представителей Иностранного отдела Маньчжоу-го, взывая к чувству гуманности, и было достигнуто согласие принять всех беженцев без исключения.
Вызывает сомнение, что японский генерал, профессиональный разведчик был переубежден главой еврейской общины с помощью взывания к гуманности. Для гуманности японского разведчика были более серьезные основания. Такие, как «План Фугу». См. http://berkovich-zametki.com/2013/Starina/Nomer4/VJankelevich1.php
Приведу один из доступных примеров, воспользовавшись отрывком из статьи российского журналиста Василия Головнина, специалиста по Японии, размышляющего об «Израиле на сопках Маньчжурии» и упоминающего лично генерала Хигути: «… В ответ послушная конференция приняла резолюцию с одобрением ´священной войны´ Японии в Китае и заявила об общности целей Токио и еврейского самоопределения. В кулуарах говорили о том, что Маньчжурия для этой идеи подходит не меньше, чем Палестина»
То, что пишет Головнин, безусловно интересно, но есть и то, что пишет сам доктор Кауфман. Вот, к примеру, о чем говорит это: «заявила об общности целей Токио и еврейского самоопределения». Общность целей Токио и еврейского самоопределения бывает в каком-то конкретном вопросе, а не вообще, как написано в цитированном отрывке. Кроме того, если японцы оказали содействие в созыве конференции еврейских общин Дальнего Востока, то можно сказать вместе с Головниным «В ответ послушная конференция…», а можно, с не меньшими основаниями, сказать «В ответ послушное японское командование созвало конференцию…». Да и что говорили в кулуарах – достоверно не задокументировано.
Речь подлинно идёт о восстановлении антисемитской стратегии «пользования евреями», которой нельзя позволять повториться.
Это мне понять не удалось. Идея Японии была вполне понятна, на их взгляд именно евреи способны сделать Манчжурию процветающим краем, и потому их нужно всячески поддерживать и оказывать содействие тем, кто хочет переселиться туда и открыть там свой бизнес. Почему это антисемитизм, автор так и не разъяснил.
Именно в этом свете необходимо рассматривать и вышеизложенную проблематику современной стратегии «пользования евреями» посредством удобств «индустрии Холокоста».
Что подразумевает автор под «вышеизложенной проблематикой современной стратегии «пользования евреями» посредством удобств «индустрии Холокоста» совершенно непонятно. «Современная стратегия» кого? Что подразумевается в сегодняшнем дне под «удобствами индустрии Холокоста»? Как эта фраза связана со статьей, и как она из статьи следует?

Янкелевич
Натания, Израиль - at 2014-01-20 17:11:48 EDT
Статья уважаемого Якова Зинберга «Маршрут Хигути» рассказывает о малоизвестных и чрезвычайно интересных фактах еврейской истории. Проделана очень большая работа, и ряд критических замечаний не умаляют бесспорных достоинств статьи.
Критические замечания я разбил на две группы.
1. Стилистические
• < UL>герой обороны северных Курил< /UL>
Чтобы быть «героем обороны» нужна героическая оборона, которой, в общем-то не было
• < UL>глава спецразведслужбы< /UL>
Очень странный термин. Применяются «глава спецслужбы» или «глава разведслужбы». Термин «спецразведслужба» предполагает какое-то особое спецподразделение в структуре разведслужбы.
• < UL>последовательное армейское образование< /UL>
Вообще непонятно, что это такое. То есть сначала первый курс, а потом второй, но не наоборот?
• < UL>Приступив в возрасте 30 лет в июле 1919 года к работе при Генштабе< /UL>
Часто употребляемый термин «служба при…», «работа при…» искажает смысл. Например при Генштабе может существовать, к примеру, «Общество изучения Амурского края» или еще что-либо, а этот офицер, вероятно начал работу в Генштабе.
• < UL>Хигути с несколькими подчиненными остался в Хабаровске и некоторое время продолжал заниматься рискованным сбором развединформации. < /UL>
Вообще-то сбор развединформации, за исключением анализа открытых источников в своем офисе в Токио, всегда рискованное занятие.
• < UL>В августе 1924 года Хигути становится армейским майором и в мае следующего года получает назначение на службу в качестве военного атташе при посольстве Японии в Польше, которая продлится около трёх лет и будет наполнена обширной разведывательной деятельностью, особенно в отношении Советского Союза. < /UL>
Совершенно непонятно и необоснованно применение в этом абзаце и ряде последующих формы будущего времени.
• < UL>генерал майор, возглавлявший всего лишь один из множества спецразведорганов, < /UL>
Наличие «МНОЖЕСТВА» спецразведорганов вызывает обоснованные сомнения. Возможно наличие множества отделов, но вряд ли во главе множества стояли генерал майоры. Возможно автор внесет ясность.
• < UL>включая евреев русского происхождения, и все, за одним единственным исключением, высказали предположение, что сфотографированы, вероятно, русские евреи. < /UL>
Здесь явная путаница в понятиях. Русский – национальность, Россия – страна. Нет «русских евреев», есть российские.