јльманах "≈врейска€ —тарина"
2014 г.

√ригорий Ќикифорович


ƒрезденский конгресс 1882 года: просвещенный антисемитизм прекрасной эпохи

≈вропейцы вспоминают о последних дес€тилети€х дев€тнадцатого века с завистью, уважительно имену€ их Ђпрекрасной эпохойї, la belle époque. ¬ самом деле: в те годы, по всеобщему убеждению, мир и гуманизм окончательно победили. Ќауки и искусства процветали. ÷ивилизованное человечество уверенно шло по пути прогресса, пара и электричества, покор€€ природу, соедин€€ каналами мор€ и океаны и нес€ свет просвещени€ отсталым народам колоний. Ѕылое феодальное неравенство сословий перед законом осталось в прошлом. —вобода и равенство Ц но не братство Ц восторжествовали. Ѕунтари успокоились и законопослушно добились права заседать в парламентах. » общественна€ гармони€ не нарушалась бы ничем, если бы не вечна€ проблема: евреи.

Ќа этот раз вопрос был не в религиозных разногласи€х Ц хот€ о них тоже не забывали. Ќо оказалось, что евреи, коварно воспользовавшись предоставленным равенством, приобрели слишком большое экономическое значение, особенно в сфере денежного обращени€. —обственно, так было и раньше; но тогда зависимость от еврейского капитала сдерживал не только обычай, одобр€вший, при необходимости, ограбление евреев, но и закон, их не защищавший. “еперь же оставалс€ лишь обычай, с которым закон вступил в противоречие, подлежащее, по справедливости, устранению.

“ем самым началась очередна€ глава многовековой истории антисемитизма: решение Ђеврейского вопросаї в рациональном, гуманном и просвещенном европейском обществе. ≈стественно, в новые времена решать его следовало тоже по-новому: через парламентскую процедуру и создание соответствующих политических партий, сначала в рамках отдельных государств, а потом и в международных масштабах. » процесс пошел.

***

ѕервый международный антиеврейский конгресс состо€лс€ в ƒрездене в сент€бре 1882 года. ƒелегаты и приглашенные лица Ц всего около 300 человек Ц заседали на берегу Ёльбы в залах ЂHelbigschen Etablissementї под наблюдением саксонской полиции. –епортеры были допущены на конгресс не сразу и с определенными ограничени€ми[1], из-за чего широка€ публика его едва заметила. ƒа и в дальнейшем он так и осталс€ малоизвестным: вплоть до второй мировой войны о ƒрезденском конгрессе можно было узнать лишь из энциклопедий (например, ≈врейской энциклопедии Ѕрокгауза и ≈фрона[2]) и очень немногочисленных статей[3].

ќдна из причин этого в том, что ƒрезденский конгресс оставил после себ€ лишь маленькую брошюрку в 16 страниц текста, изданную в городе ’емнице[4]. ќна называлась Ђћанифест к правительствам и народам христианских государств, которым угрожают евреиї и, кроме собственно манифеста и списка организаторов конгресса, включала краткий отчет о его работе, восемь тезисов, прин€тых конгрессом в целом и, отдельно, четыре тезиса, предложенных двум€ баронами-землевладельцами как представител€ми немецкого кресть€нства. —одержание брошюры вкратце можно было бы свести к лозунгу: Ђјнтисемиты всех стран, соедин€йтесь!ї Ц дл€ завоевани€ власти парламентским путем, а понадобитс€ Ц и революционным.

***

Ќо никто не подозревал, что издатель, напечатавший Ђћанифестї, в следующем году выпустил гораздо более полное дев€ностостраничное описание ƒрезденского конгресса: книжку с подзаголовком ЂDer erste internationale Antisemiten-Congressї. —лово Ђantisemitenї заменило Ђantijüdischenї Ц так официально именовалс€ конгресс Ц из-за того, что подзаголовок был буквальным переводом насто€щего названи€ книги: Ђѕервый международный антисемитическiй конгрессъї[5].  нига была написана по-русски, на €зыке, неизвестном большинству западных исследователей и сейчас Ц а уж в 1883 году и подавно. —тоит, кстати, заметить, что прилагательное Ђантисемитскийї в русском €зыке в то врем€ только по€вл€лось Ц более распространенной была калька с французского Ђantisémitiqueї.

јвтор книги неизвестен: его имени нет ни под текстом, ни над ним. ќн лично участвовал в конгрессе и сообщил, что там были еще Ђ3-4 более или менее негласных и совершенно ничего не говоривших русскихї. јвтор недурно владел пером Ц он €сно излагал свои соображени€, какими бы мутными по существу они ни были. », наверное, был не беден: вр€д ли опытный Ёрнст Ўмайтцнер Ц публиковавший, в частности, труды философа Ќицше и проигравший тому судебный процесс,[6] Ц согласилс€ бы на заведомо убыточное издание, если бы оно не было напечатано за счет автора. Ќо, конечно, все это лишь догадки, так же, как и предположение, что автора, скорее всего, следует искать среди тех, кто в восьмидес€тые годы позапрошлого века был близок к российским газетам, €вно враждебным евре€м: ЂЌовому времениї в ѕетербурге, Ђћосковским ведомост€мї в ћоскве, Ђ иевл€нинуї в  иеве, Ђ¬иленскому вестникуї в ¬ильно, ЂЌовороссийскому телеграфуї в ќдессеЕ

–азумеетс€, книга, написанна€ по-русски, не могла найти спроса в ≈вропе Ц но и в –оссии, суд€ по всему, она успехом не пользовалась. ƒо уровн€ политической борьбы партий, к чему призывал ƒрезденский конгресс, русский Ђумственныйї антисемитизм тогда еще не дорос Ц какие партии в абсолютной монархии! ’от€ споры вокруг еврейского вопроса в –оссии уже кипели и о европейском антисемитизме было известно.   этому движению относились с большим уважением: даже почтенный ».—. јксаков, на врем€ забыв о своих слав€нофильских убеждени€х, призывал учитьс€ антисемитизму у «апада. ќн писал в 1881 году в газете Ђ–усьї: Ђјнтисемитическое движение, антисемитический союз, возникший недавно в √ермании, в стране, сто€щей во главе европейской культуры, Ч это не есть исчадие религиозной нетерпимости, продукт грубого невежества, ретроградства и т.д., как думают наши наивные УлибералыФ. Ёто есть признак времени, свидетельствующий о пробуждении общественного сознани€, Ч пробуждении, может быть, слишком позднемї[7]. — другой стороны, страстна€ Ђƒеклараци€ї 1890 года философа и писател€ ¬.—. —оловьева заканчивалась словами: ЂЕмы самым решительным образом осуждаем антисемитическое движение в печати, перешедшее к нам из √ермании, как безнравственное по существу и крайне опасное дл€ будущности –оссииї (опубликовать Ђƒекларациюї в –оссии так и не удалось: она вышла в свет в ѕариже и ¬ене, но без упоминани€ о √ермании)[8].

“рактат же Ђѕервый международный антисемитическiй конгрессъї оказалс€ невостребованным и канул в реку забвени€ Ћету Ц то есть покрылс€ пылью на полках библиотек Ц почти на целое столетие. Ќо в середине семидес€тых годов прошлого века с ним познакомилс€ писатель ‘ридрих √оренштейн, который написал на его основе свое исследование начал современного антисемитизма Ц Ђƒрезденские страстиї.  ак √оренштейн нашел этот раритет в ћоскве, в спецхране ли библиотеки, в каком-нибудь архиве, или у кого-то из знакомых Ц неизвестно. »здание, действительно, чрезвычайно редкое: всемирный библиотечный каталог WorldCat, охватывающий около 72 тыс€ч библиотек в 170 странах, как единственное место, где оно сейчас хранитс€, указывает Ќациональную библиотеку »зраил€.

***

Ђƒрезденские страстиї, книга в двести страниц, напечатанна€ лишь в 1993 году нью-йоркским издательством Ђ—лово/Wordї, руководимым подвижницей русской литературы Ћарисой Ўенкер[9], почти наполовину состоит из историко-экономических отступлений, что делает ее все-таки скорее исследованием, чем художественным произведением. Ќо главное Ц писатель первым подметил и проанализировал важное обсто€тельство: ƒрезденский конгресс обозначил момент, когда идеологическими основами рассуждающих антисемитов все более становились соображени€ социальные и даже социалистические. ¬ этом анализе √оренштейну помог классик марксизма ‘ридрих Ёнгельс.

ћногие участники ƒрезденского конгресса примыкали к социалистам Ц так в то врем€ называли всех борцов за счастье простого народа. ј ведущим немецким социалистом-антисемитом конца дев€тнадцатого века был изгнанный из Ѕерлинского университета доцент ≈вгений ƒюринг, им€ которого слыхал вс€кий, получавший высшее образование в —оветском —оюзе, поскольку в об€зательную программу по марксистско-ленинской философии входила книга Ёнгельса Ђјнти-ƒюрингї (1878 год). ≈е, конечно, никто не читал; но вот √оренштейн прочел Ц думаетс€, потому, что Ёнгельс, разносивший в пух и прах экономические и политические взгл€ды ƒюринга, посмеивалс€ и над его нелюбовью к евре€м, в частности, к еврею ћарксу. ј прочитав и сопоставив аргументы Ёнгельса с содержанием Ђѕервого международного антисемитического конгрессаї, пришел к выводу: Ђвс€кий современный антисемитизм неизбежно св€зан с социализмомї.

—оциализм был мечтой и ћаркса, и Ёнгельса, и ƒюринга, но социализм ƒюринга был не только классовым, а и расовым. “рудность свержени€ несправедливого капиталистического стро€, по ƒюрингу, состоит в том, что он основан на смычке евреев-капиталистов как расовой общности. «начит, борьба за социализм автоматически означает борьбу с евре€ми Ц не с иудейской религией, как это было при феодализме, а с евре€ми вообще.

Ётот тезис прекрасно согласовалс€ с другой максимой ƒюринга: Ђ“руд производит, насилие распредел€етї. Ёнгельс, правда, резко возражал, обеща€ победу социализма мирным путем, за счет чисто экономических преимуществ нового стро€, без насили€. Ќо, как учили все те же ћаркс-Ёнгельс, критерий истины Ц практика: последующа€ истори€ социализма подтвердила, что прав оказалс€ ƒюринг, а не Ёнгельс. ј раз насилие при строительстве социализма необходимо, то, констатировал писатель √оренштейн, Ђ...антисемит-погромщик €вл€етс€ составной частью революционной массы, на которую приходитс€ опиратьс€ социализму любого направлени€ї.

¬ целом книга √оренштейна вполне могла бы рассматриватьс€ как солидна€ научна€ работа; возможно, поэтому круг ее читателей до сих пор был ограничен, и в уже довольно многочисленной литературе о √оренштейне ей посв€щена лишь одна стать€[10] и несколько страниц в книге[11]. ќднако сухость анализа с лихвой компенсируетс€ в Ђƒрезденских страст€хї раз€щей иронией описаний российских делегатов Ц целиком придуманных писателем Ц и зарисовок Ђиз зала конгрессаї. ¬сего один пример: крупный землевладелец барон фон “юнген-–осбах со слезами на глазах описывает конгрессу жалкое положение немецкого кресть€нина, попавшего в руки еврейских корчмарей:

Ђ...господа, Ц произнес он после паузы, справившись с волнением и подн€в руку, словно подчеркива€ значение своих слов, Ц воздержанные по природе своей, немецкие кресть€не должны об€зательно выпить ежедневно определенное количество продаваемой евре€ми водки, которое так по-еврейски хитро рассчитано, что оставл€ет за кресть€нами силу работать, но не дает им вполне быть трезвымиї.

—амое забавное, что эту тираду √оренштейн не выдумал, а с минимальными изменени€ми воспроизвел выступление некоего делегата Ц Ђбодрого старика гордого вида и аристократических манерї, Ц дословно процитированное автором Ђѕервого международного антисемитического конгрессаї.

≈сли бы сорок лет назад в ћоскве существовал »нтернет, писатель, надо полагать, об€зательно разыскал бы и другие красочные детали, которые сопровождали конгресс[1,12], и расцветил бы ими свое повествование. „его стоит, скажем, Ђнагл€дна€ агитаци€ї, украшавша€ зал заседаний: окруженные пальмами в кадушках портреты двух императоров Ц √ермании и јвстро-¬енгрии, Ц а также саксонского корол€. »ли благоговейно помещенный в один р€д с царственными особами портрет жертвы недавнего Ђритуального убийстваї в венгерском городке “исаэслар: беспомощна€ девочка-подросток Ёстер Ўолимоши стоит босиком на фоне синагоги и одноэтажного домика, перед которым видна зловеща€ фигура евре€-м€сника. (ƒевочка пропала в июле 1882 года; через год обвиненные в убийстве евреи, вопреки возмущению местного населени€, были оправданы окружным судом, а в 1884 году Ц и ¬ерховным судом ¬енгрии[13].) Ќе прошел бы √оренштейн и мимо прогулки по Ёльбе делегатов конгресса вместе с дамами: по пути пароходик причалил к ресторану, владелец которого симпатизировал евре€м, почему ему и было предложено Ц в шутку, конечно Ц подписатьс€ на антиеврейскую газету, издаваемую одним из организаторов конгресса. ѕосле ожидаемого отказа нечестивец был прокл€т, и водна€ прогулка продолжилась под звуки ЂDeutschland, Deutschland über Allesї, что несколько противоречило за€вленному интернациональному характеру конгресса.

***

Ќесмотр€ на такие фарсовые моменты, намерени€ и выводы делегатов ƒрезденского конгресса были весьма серьезными. Ѕолее либеральные христианские социалисты (их лидером был пастор Ўтеккер, св€щенник при дворе императора ¬ильгельма) говорили о необходимости ЂЕпостепенного вытеснени€ еврейства из всех позиций, завоеванных ими меж христианских народовї. –адикалы же за€вл€ли, что ЂЕеврейский вопрос Ц прежде всего вопрос расы или крови и может быть решен только полным выделением всего еврейского элемента из христианских или арийских государствї (обе цитаты Ц из Ђѕервого международного антисемитического конгрессаї). —емантическа€ разница между Ђвытеснениемї и Ђвыделениемї в наши дни мало ощутима, но делегатам она была пон€тна. ≈сли одни считали, что евреи, при условии отказа от своего еврейства и перехода в христианство, все-таки могут оставатьс€ частью общества, то другие настаивали на непременном изгнании всех Ц даже крестившихс€ Ц евреев из ≈вропы как расово чуждых.

¬опрос о методах Ђвытеснени€ї или Ђвыделени€ї евреев из арийских государств на конгрессе специально не обсуждалс€, но несколько идей были все же выдвинуты. “ак, Ђћанифестї призывал относитьс€ к евре€м как к подданным чужого государства Ц ведь они и так, поддержива€ друг друга, составл€ют Ђгосударство в государствеї. ѕоэтому евреев нельз€ назначать на государственные должности; воинска€ служба дл€ них должна быть заменена поборами по примеру налога, который  оран налагает на немусульман; а их неравноправие с другими гражданами следует оформить законодательно. «адача же общественных организаций Ц подтолкнуть ситуацию в правильном направлении, ЂЕсделав евре€м пребывание посреди нас непри€тным и неприбыльным (ungemütlich und unrentabel)Еї.

ѕоследние слова принадлежали, по свидетельству автора Ђѕервого международного антисемитического конгрессаї, молодому берлинскому радикалу-социалисту доктору Ёрнсту √енрици, преподавателю и филологу. јвтор, однако, не указал, что энергичный филолог за год до конгресса уже перешел к практическим действи€м по созданию Ђнепри€тностейї дл€ евреев: через п€ть дней после его зажигательной речи, произнесенной в городе Ќойштеттине, городска€ синагога непон€тным образом сгорела. ѕосле конгресса, однако, √енрици потерпел поражение на выборах в –ейхстаг и обратилс€ к бурной карьере писател€, путешественника и колонизатора: он пыталс€ основать новые немецкие поселени€ в “ого, участвовал в постройке железных дорог в ¬енесуэле, работал в —оединенных Ўтатах как инженер-механик, занималс€ сельским хоз€йством, публиковал стихи и драмы, был четырежды женат и под конец жизни успел еще написать пламенную статью против еврейки –озы Ћюксембург, за что привлекалс€ к суду[14].

≈ще одной ведущей фигурой конгресса был венгерский аристократ √еза (¬иктор) »штоци Ц он-то и написал Ђћанифестї, который сам же и зачитал перед делегатами. Ќа следующий день выступление пришлось повторить Ц так велик был энтузиазм слушателей. Ђ—лышавшему его однажды трудно не сделатьс€ антисемитом на всю жизньї Ц замечал автор Ђѕервого международного антисемитического конгрессаї. —орокалетний »штоци считалс€ опытным государственным де€телем, поскольку давно уже заседал в венгерском парламенте. ќ еврейском вопросе в ¬енгрии он беспокоилс€ тоже давно Ц он сравнивал опасность еврейской Ђоккупацииї с оккупацией турецкой, угрожавшей ¬енгрии в XVI веке. ¬ 1878 году Ѕерлинский конгресс держав подводил территориальные итоги поражени€ ќттоманской »мперии в русско-турецкой войне Ц и в св€зи с этим »штоци осенила блест€ща€ мысль. ќн произнес в парламенте Ђ–ечь о ѕалестинеї[15].

***

“очное название речи Ц Ђ¬осстановление еврейского государства в ѕалестинеї Ц полностью отражало ее основную идею. ѕо расчетам »штоци, еврейское население ¬енгрии удваивалось каждые тридцать лет: он предсказывал наличие 1,1 миллиона евреев в ¬енгрии в 1900 году (на самом деле к 1910 году их стало около 470 тыс€ч[16]). Ёто было недопустимо Ц но Ѕерлинский конгресс предоставл€л уникальную возможность отторгнуть от ослабевшей ќттоманской »мперии ѕалестину и выставить туда всех евреев из ≈вропы. ¬ формальном запросе парламенту »штоци предложил прин€ть следующую резолюцию:

ЂЕчто <Е> по отношению к еврейскому народу, насильственно изгнанному со своей родной земли восемнадцать веков назад, должна быть восстановлена справедливость; что ѕалестина, его исконна€ территори€, должна быть расширена под эгидой Ѕлистательной ѕорты как автономна€ провинци€ или восстановлена как независимое ≈врейское √осударство, тем самым воссоздав еврейский народ, который при нынешних темпах роста сдерживает развитие европейских народов и угрожает христианской цивилизацииї.

ѕод одобрительный смех коллег-депутатов »штоци продолжил:

ЂЅольшинство евреев, кочевников даже сейчас, самых мобильных людей на свете, сможет обратить свое имущество в движимость за сорок восемь часов. јнтропологи€ доказала, что никто не обладает такой приспособл€емостью, как евреи. ¬озвраща€сь со всех сторон земли, они быстро акклиматизируютс€ на родине своих предков без вс€кого трудаї.

—мехом депутатов инициатива »штоци и закончилась. ќппонирующий ему оратор выразил надежду, что Ђ...звуки этого литературного упражнени€ уже угасли без следа или отклика в парламентеї, и »штоци отозвал свой запрос, за€вив напоследок: Ђѕусть будущие поколени€ засвидетельствуют мою правотуї. » тридцать лет спуст€, в 1906 году, с гордостью писал в политическом памфлете:

Ђћы, антисемиты, не хотим ничего иного по сравнению с сионистами, то есть восстановлени€, с помощью европейской дипломатии, еврейского государства где угодно, кроме ¬енгрии Ц предпочтительно в ѕалестине, как € предлагал в моей речи в парламенте 24 июн€ 1878 года во врем€ Ѕерлинского конгресса. <Е> ћы, антисемиты, провозглашаем себ€ не-еврейскими сионистамиї.

≈ще позже »штоци пр€мо утверждал, что его речь Ђдала решительный толчок сионистскому движениюї. ќднако “еодор √ерцль, основатель политического сионизма, никогда не упоминал об »штоци, хот€ родилс€ и до восемнадцати лет жил в Ѕудапеште: его семь€ переехала в ¬ену как раз в 1878 году. “ам, в ¬ене, √ерцль и прочел опубликованную в 1881 году книгу ≈вгени€ ƒюринга Ђ≈врейский вопрос как вопрос о расовом характере и о его вредоносном вли€нии на существование народов, на нравы и культуруї, котора€, по его признанию, заставила задуматьс€ о необходимости своего государства дл€ еврейского народа. Ќеудивительно Ц ведь бывший доцент откровенно признавалс€:

ЂЌикака€ духовна€, никака€ социальна€, никака€ политическа€ система не может, в сущности, переделать евреев во что-либо иное, чем они есть и всегда были. ѕоэтому вредные стороны, из которых слагаетс€ их национальный характер, можно устранить и истребить только вместе с ними самимиї[17].

—вое главное произведение, книгу ЂDer Judenstaatї, √ерцль написал почти через двадцать лет после речи »штоци, в 1896 году (тогда же вышел и русский перевод[18]). ѕризыва€ евреев к массовому переселению в ѕалестину (хот€ допуска€ и вариант јргентины), он не преминул заметить, что антисемитизм, элементом которого €вл€етс€ Ђмнима€ самооборонаї, по существу будет содействовать этому исходу. ќн предсказывал:

Ђ≈два ли потребуетс€ особенно много усилий и трудов, чтобы дать движению разрастись. Ёто уже антисемиты сделают за нас; достаточно будет, если они сделают столько, сколько сделали до сих пор дл€ того, чтобы среди евреев вызвать охоту к переселению там, где ее до сих пор не было и усилить ее там, где она уже существуетї.

» заключал:

Ђ¬ синагогах будут молитьс€ за успех дела. Ќо и в церкв€х также! Ёто будет освобождение от давлени€, под которым все страдалиї.

√ерцль был прав Ц по крайней мере, в отношении современных ему Ђпросвещенныхї антисемитов. ќдна из первых восторженных рецензий на Ђ≈врейское государствої по€вилась в газете УWestungarischer GrenzboteФ и принадлежала перу видного антисемита »вана фон Ўимони.  ак и »штоци, он в прошлом был членом венгерского парламента и делегатом ƒрезденского конгресса: именно он докладывал собравшимс€ о ритуальном убийстве в “исаэсларе. “ем не менее Ўимони не только расхвалил книгу √ерцл€, но и счел необходимым выразить свое восхищение лично. √ерцль записал в дневнике[15]:

Ђћой странный последователь, братиславский антисемит »ван фон Ўимони нанес мне визит. —верхвозбудимый, сверхговорливый старик с удивительной симпатией к евре€м. ¬ разговоре он посто€нно смешивает толковые соображени€ и полную чушь, одновременно верит в кровавый навет и в самые разумные современные идеи. ќн мен€ любит!ї

***

”частники ƒрезденского конгресса рассматривали, в основном, два главных пути очищени€ ≈вропы от евреев. ќдин, революционно-радикальный способ ƒюринга и √енрици Ц Ђустранить и истребитьї Ц пользовалс€ меньшей попул€рностью; однако подталкивать массы к борьбе с еврейскими эксплуататорами было необходимо. «десь могли пригодитьс€ как намеренно спровоцированные акты (например, поджог синагоги в Ќойштеттине), так и использование стихийных погромов по образцу происходивших на юге –оссии в 1881-82 годах. ѕогромы, конечно, плохо согласовались с развитием цивилизации и просвещени€, но, как отмечалось в Ђѕервом международном антисемитическом конгрессеї, делегаты понимали, что русский народ ЂЕдолжен был много страдать от присутстви€ на его земле большинства всего еврейского племени и что эти страдани€, доведенные до крайней степени, необходимо должны были вызвать народную реакциюї.

— этим мнением согласны были и революционные силы в самой –оссии. ѕублицист партии ЂЌародна€ вол€ї писал тогда в нелегальном издании:

Ђѕо поводу еврейских погромов многие интересовались ролью, которую мы, социалисты-революционеры, оставл€ем за собою при подобных народных расправах. <Е> ќтноситьс€ не только отрицательно, но даже индифферентно к чисто-народному движению мы не вправе; мы об€заны выражать общую формулу всех сил, справедливо недовольных и активно-протестующих, и сознательно направл€ть эти силы, удержива€ при этом их исходный пунктї[19].

 ак тут еще раз не вспомнить формулу √оренштейна: Ђантисемит-погромщик €вл€етс€ составной частью революционной массыїЕ

ƒругой путь, современный и цивилизованный, заключалс€ в перемещении всех европейских евреев в ѕалестину. ‘ормально эта иде€ »штоци и его единомышленников совпадала с предложени€ми √ерцл€, и разница была лишь в одной, хоть и весьма существенной детали: сионисты наде€лись на добровольное переселение, а не на выдворение евреев под давлением общества и государства. ¬ остальном же крайности сходились, и, по мере распространени€ благодетельных принципов парламентского представительства, проекты изгнани€ начинали обретать конструктивные черты даже в консервативной –оссии. —оюз русского народа, например, в официальной программе за€вл€л, что он ЂЕбудет всеми мерами стремитьс€, чтобы его представители в √осударственной ƒуме прежде всего выдвинули вопрос об образовании еврейского государства, о содействии их (евреев) выселению в это государство, каких бы материальных жертв такое выселение ни потребовало от –усского народаї[20]. ¬прочем, организацией и поддержкой еврейских погромов —оюз тоже не брезговал; в результате счет уезжавших из –оссии евреев пошел на сотни тыс€ч Ц но отправл€лись они, главным образом, в јмерику, а не в ѕалестину.

Ѕыл и третий способ решени€ еврейского вопроса. ќн предлагалс€ социал-демократами, в большинстве своем отнюдь не антисемитами, последовател€ми ћаркса, а не ƒюринга. Ќо и этот вариант по существу предусматривал фактическое уничтожение еврейства путем растворени€ евреев среди других народов, полную их ассимил€цию Ц в согласии с Ђћанифестом  оммунистической партииї, утверждавшим, что Ђрабочие не имеют отечестваї. ƒословное следование такой идеологической догме порой приводило к анекдотическим эпизодам. ¬ отчете о работе конгресса ¬торого интернационала (1891 год), √.¬. ѕлеханов описывал, как делегат из —Ўј товарищ  оган предложил прин€ть за€вление в защиту рабочих-евреев, которые подвергаютс€ нападкам и как социалисты, и как евреи[21].  онгресс, однако, признал излишним рассмотрение этого вопроса и в особой резолюции ЂЕвысказалс€ не только против антисемитических (противоеврейских), но и против филосемитических подстрекательств (т. е. подстрекательств в пользу евреев и против лиц других вероисповеданий)ї. ѕлеханов, не согласный с резолюцией, ехидно спрашивал в своей статье, почему же тогда конгресс счел нужным специально вступитьс€ за женщин-работниц: ведь в борьбе за социализм равноправны не только иудей и христианин, но и мужчина и женщина. Ќо правоверных социал-демократов это не смущало: по тогдашним правилам марксистской политкорректности разница между полами все еще признавалась существующей, в отличие от религиозных или национальных различий участников рабочего движени€.

Ќаличие наций как таковых марксисты все же отрицать не могли Ц но и тут евре€м не повезло. ѕо заключению социал-демократических мудрецов, никакой еврейской нации не было в природе. ЂФ≈вреи перестали существовать как наци€, немыслима€ без определенной территорииФ, Ч говорит один из самых выдающихс€ марксистских теоретиков,  арл  аутскийї, Ц писал другой выдающийс€ марксист, ¬.». ”ль€нов-Ћенин, в 1903 году и делал вывод: Ђ—овершенно несосто€тельна€ в научном отношении иде€ об особом еврейском народе реакционна по своему политическому значениюї[22].

Ћенина можно было пон€ть: практический политик, он заботилс€, в первую очередь, о безраздельном контроле над партийной организацией, открыто за€вл€€: ЂЕнаша парти€ должна иметь в своем распор€жении все социалистические силы, к какому бы племени они ни принадлежали, каким бы €зыком они ни говорилиї[23]. ѕоэтому с отдельным Ђеврейскимї социализмом Ѕунда он боролс€ отча€нно, попутно напада€ и на традиционную культуру Ц основу еврейства. ќн утверждал: Ђ то пр€мо или косвенно ставит лозунг еврейской Ђнациональной культурыї, тот (каковы бы ни были его благие намерени€) Ц враг пролетариата, сторонник старого и кастового в еврействе, пособник раввинов и буржуаї[24].  ак именно собираютс€ поступить большевики с врагами пролетариата Ц притом не только с раввинами и буржуа Ц стало €сно уже через несколько лет.

***

“аким образом, к началу двадцатого века стремление сделать ≈вропу (и –оссию в том числе) свободной от евреев тем или иным способом Ц от насильственного выселени€ Ђв сорок восемь часовї до избавлени€ от еврейства посредством ассимил€ции Ц получило поддержку самых различных общественных течений. “еодор √ерцль констатировал[18]: ЂЕвезде дело сводитс€ к одному и тому же требованию, всего характернее выраженному берлинской чернью: Увон жидов!Фї Ќо тогда, во времена расцвета гуманизма, о физическом уничтожении всех евреев поголовно речь еще не заходила. ѕонадобилась м€сорубка ѕервой мировой войны с миллионами ее жертв, чтобы массовые убийства стали казатьс€ европейцам допустимыми, а порой даже естественными. ќзверевшие в ходе войны Ђреволюционные массыї нуждались теперь только в вожаках.

ј соответствующа€ идеологи€ была уже готова Ц деды позаботились о внуках еще в ƒрездене в 1882 году. јдольф √итлер признавалс€, что в молодости примером антисемита ему послужил венский бургомистр  арл Ћюгер, основатель австрийской христианско-социалистической партии и последователь проповедника јдольфа Ўтеккера, автора восьми тезисов ƒрезденского конгресса[25,26]. “ак ниточка, прот€нувша€с€ между двум€ јдольфами, соединила теорию Ђ“езисовї с практикой ’олокоста. ѕри этом ученики пошли намного дальше учителей, перейд€ от европейского к мировому масштабу Ц а при таком подходе очищению от евреев подлежала и ѕалестина. ѕервый ученик писал[25]:

Ђ—ионизм доказывает направо и налево, что если евре€м удастс€ образовать в ѕалестине самосто€тельное государство, то это и будет все, что нужно евре€м как нации. Ќо на деле это только нагла€ ложь, оп€ть-таки имеюща€ целью обмануть глупых "гоев". ≈врейское государство в ѕалестине нужно евре€м вовсе не дл€ того, чтобы там действительно жить, а только дл€ того, чтобы создать себе там известную самосто€тельную базу, не подчиненную какому бы то ни было контролю других государств, с тем, чтобы оттуда можно было еще более невозбранно продолжать политику мирового мошенничестваї.

—оциалист ≈вгений ƒюринг, несомненно, присоединилс€ бы к словам национал-социалиста √итлера; но главные де€тели ƒрезденского конгресса Ц ¬иктор »штоци, »ван Ўимони, даже Ёрнст √енрици Ц пожалуй, с ним не согласились бы. јнтисемиты прекрасной эпохи считали себ€ почти что апостолами гуманизма. ¬р€д ли они ожидали, что желание разве€ть легкое облачко еврейского вопроса, вис€щего над ≈вропой, в конце концов обернетс€ черным дымом из труб крематори€. Ќо получилось Ц как всегда в истории. ѕотому что не бывает антисемитизма Ђпросвещенногої, Ђцивилизованногої, Ђнаучногої или Ђумозрительногої: вс€ка€ его разновидность рано или поздно оказываетс€ зап€тнанной кровью.

***

ј ƒрезденский конгресс все же не забыт: согласно новейшим изыскани€м современных антисемитов, бомбардировка ƒрездена союзной авиацией в 1945 году ЂЕносила характер ритуальной мести за проведение в ƒрездене первого всемирного антисемитского конгресса (1882 г.)ї[27]. —ам факт по€влени€ такого толковани€ в двадцать первом веке доказывает, что Ђƒрезденские страстиї ‘ридриха √оренштейна остаютс€ чтением вполне злободневным Ц как это ни печально.

—ент-Ћуис

÷итируема€ литература

1.      Internationale Congress zur Wahrung nichtjüdischer Interessen zu Dresden. ЂStaatsbürger-Zeitungї Nr. 213 vom 12. September 1882 (http://www.europa.clio-online.de/site/lang__de DE/ItemID__363/mid__11892/40208236/Default.aspx).

2.      ≈врейска€ энциклопеди€ Ѕрокгауза и ≈фрона 1906-13 годов, стать€ Ђјнтисемитизм в √ерманииї (http://ru.wikisource.org/wiki/≈ЁЅ≈/јнтисемитизм_в_√ермании).

  1. Wawrzinek K. Die Entstehung der deutschen Antisemitenpаrteien. 1873Ц1890. ЂHistorische Studienї Heft 168. ¬., 1927 (цитируетс€ по јрендт ’. »стоки тоталитаризма, примечание 76, http://www.e-reading.co.uk/bookreader.php/1017156/Arendt_-_Istoki_totalitarizma.html).

  2. Manifest an die Regierungen und Völker der durch das Judentum gefährdeten christlichen Staaten. Chemnitz, Verlag von Ernst Schmeitzner, 1882.

  3. ѕервый международный антисемитический конгрессъ. Chemnitz, Druck und Verlag von Ernst Schmeitzner, 1883.

  4. ¬икипеди€, стать€ ЂFriedrich Nietzscheї (http://en.wikipedia.org/wiki/Friedrich_Nietzsche).

  5. јксаков ».—. »удаизм как всемирное €вление. √азета Ђ–усьї от 13 июн€ 1881 (http://ouc.ru/aksakov/iudaizm-kak-vsemirnoe-avlenie.html).

  6. —оловьев ¬.—. Ђƒеклараци€ї (цитируетс€ по  ороленко ¬.√. ЂУƒеклараци€Ф ¬.—.—оловьева.   истории еврейского вопроса в русской печатиї. √азета Ђ–усские ведомостиї, номер 20, 1909) (http://www.vehi.net/soloviev/korolenko.html)

9.      √оренштейн ‘. ƒрезденские страсти. »зд-во Ђ—лово/Wordї, Ќью-…орк, 1993.

10.  Ћиберман ј. ‘ридрих √оренштейн. ƒрезденские страсти. ∆урнал Ђ—лово/Wordї, номер 61, 2009 (http://magazines.russ.ru/slovo/2009/61/li32.html).

11.  Ќикифорович √. ќткрытие √оренштейна, ћ., Ђ¬рем€ї, 2013, стр. 131-134 (см. также http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer2/Nikiforovich1.php).

12.  ¬икипеди€, стать€ ЂInternationale antijüdische Kongresseї (http://de.wikipedia.org/wiki/Internationale_antij%C3%BCdische_Kongresse#cite_note-4).

13.  Ёлектронна€ еврейска€ энциклопеди€, стать€ Ђ“исаэсларї (http://www.eleven.co.il/article/14111).

14.  ¬икипеди€, стать€ ЂErnst Henriciї (http://en.wikipedia.org/wiki/Ernst_Henrici).

15.  Handler A. An Early Blueprint for Zionism. Gyozo IstoczyТs Political Anti-Semitism, Columbia University Press, NY, 1989, pp. 42-51; pp. 152-158.

16.  ¬икипеди€, стать€ ЂHistory of the Jews in Hungaryї (http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Hungary).

17.  ƒюринг ≈. ≈врейский вопрос как вопрос о расовом характере и о его вредоносном вли€нии на существование народов, на нравы и культуру (http://www.magister.msk.ru/library/politica/during01.htm).

18.  √ерцль “. ≈врейское государство. —ѕб, типографи€ ћ. —тасюлевича, 1896

(http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2786881).

19.  ЂЌародна€ вол€ї, год второй, є 6, 23 окт€бр€ 1881 года (http://narodnaya-volya.ru/document/nv8.php).

20.  ѕрограмма —оюза русского народа (http://krotov.info/acts/20/1900/1906anti.html).

21.  ѕлеханов √.¬. –абочее движение в 1891 году. (http://libelli.ru/works/work1891.htm).

22.  Ћенин ¬.». ѕоложение Ѕунда в партии. Ђ»скраї є 51, 22 окт€бр€ 1903 г. (http://leninism.su/index.php?option=com_content&view=article&id=859:polozhenie-bunda-v-partii&catid=46:tom-8&Itemid=53).

23.  Ћенин ¬.». ћобилизаци€ реакционных сил и наши задачи. Ђ»скраї є 41 от 1 июн€ 1903 г. (цитируетс€ по: Ћенин Ќ., ќ еврейском вопросе в –оссии, изд-во Ђѕролетарийї, 1924 год; доступно через http://elan-kazak.ru/?q=arhiv/lenin-n-o-evreiskom-voprose-v-rossii-izd-vo-).

24.  Ћенин ¬.».  ритические заметки по национальному вопросу. ∆урнал Ђѕросвещениеї є 10-12, 1913 г. (http://transformations.russian-literature.com/node/83).

25.  √итлер ј. Ђћо€ борьбаї (http://hedrook.vho.org/library/mk.htm#1-3).

26.  ¬икипеди€, стать€ ЂKarl Luegerї (http://en.wikipedia.org/wiki/Karl_Lueger).

27.  »ванов ј. —правочник русского человека. ћ., 2008 (http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1020142/231/Ivanov_-_Spravochnik_russkogo_cheloveka.html).


  началу страницы   оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1371




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2014/Starina/Nomer2/Nikiforovich1.php - to PDF file

Комментарии:

Алон
Изариль - at 2015-10-04 12:25:00 EDT
Отличная вещь. Спасибо и автору и держателям сайта.
Моше Крейдерман
Хайфа, Израиль - at 2014-08-23 21:15:52 EDT
Потрясён.
Благодарю.

Ќационалкосмополит
»зраиль - at 2014-07-07 22:55:11 EDT
- 2014-07-07 09:18:34(73)

Ќационалкосмополит »зраиль - 2014-07-07 03:13:37(47)
≈вреи оказались умнее и антисемитического, и сионистского конгрессов.
—егодн€ половина еврейского народа живет в »зраиле ¬оскрешенном, а друга€ половина Ц в высокоразвитых, свободных от государственного антисемитизма странах; причем половина евреев »зраил€ имеет еще и гражданство —Ўј, јвстралии,  анады или ≈—.

:::::::::::::::::

ƒействительно, оказались умнее...
*****
 ак и положено »збранному и на прокл€ти€ Ѕога, и на благоде€ни€ Ѕога Ќароду нашему Ц Ћевитам ћира, которые исчезнут только после »зраилизатораилизации јвраамео Ѕуддистской ÷ивилизации, когда —в€той ¬оскрешенный язык наш станет родным €зыком каждого, верующего в Ѕога человека, а »зраиль ¬оскрешенный Ц —траной Ц —толицей глобального мира ЂЌовой —убботыї.
» так искупит Ѕог жертву ’олокоста.

“артаковский.
- at 2014-07-07 09:18:34 EDT
Ќационалкосмополит »зраиль - 2014-07-07 03:13:37(47)
≈вреи оказались умнее и антисемитического, и сионистского конгрессов.
—егодн€ половина еврейского народа живет в »зраиле ¬оскрешенном, а друга€ половина Ц в высокоразвитых, свободных от государственного антисемитизма странах; причем половина евреев »зраил€ имеет еще и гражданство —Ўј, јвстралии,  анады или ≈—.

:::::::::::::::::

ƒействительно, оказались умнее...

Ќационалкосмополит
–Ш–Ј—А–∞–Є–ї—М - at 2014-07-07 03:13:37 EDT
≈вреи оказались умнее и антисемитического, и сионистского конгрессов.
—егодн€ половина еврейского народа живет в »зраиле ¬оскрешенном, а друга€ половина Ц в высокоразвитых, свободных от государственного антисемитизма странах; причем половина евреев »зраил€ имеет еще и гражданство —Ўј, јвстралии,  анады или ≈—.

Sava
- at 2014-07-03 20:11:04 EDT
ќчень интересна€ и актуальна€ стать€.ѕриведен мало известный широкому читателю материал по истории зарождени€ в ≈вропе организованного антисемитского движени€.
”важаемый автор справедливо заметил, что декларации и решени€ ƒрезденского конгресса стимулировали чудовищную программу √итлера по окончательному решению еврейского вопроса.

»горь ёдович
- at 2014-07-03 03:17:49 EDT
ќтлична€ стать€ о практически забытом событии. Ёто было врем€, когда слово и само пон€тие политического антисемитизма еще не получило того отрицательного смысла, который единственно пон€тен нам сегодн€. ¬есьма респектабельное движение, серьезные люди не стесн€лись участвовать. »нтересно, что политический антисеметизм конца 19, начала 20 веков был реальным союзником сионизма. Ќеча€нным, абсурдным, но союзником. ≈вропейские политики разной ориентации действительно искренне искали пути избавлени€ от европейских евреев. ¬ этой ситуации - почему бы не сионизм? ¬ ”ганде, јргентине, у черта на рогах в ѕалестине, - кака€ разница. ” √ерцл€ в союзниках было много по-насто€щему великих политических де€телей-антисемитов.
Ќапример,  айзер √ермании, который лобировал дело сионизма в “урции. » который искренне писал: Ђя €вл€юсь сторонником того, чтобы все жиды убрались в ѕалестину. „ем быстрее они это сделают, тем лучшеї.
Ќо еще лучший пример переписка √ерцл€ с всесильным ѕлеве, министром внутренних дел –оссии, организатором и вдохновителем еврейских погромов. ѕлеве писал √ерцлю: Ђ¬ы проповедуете человеку, который заранее согласен с ¬ашей программойЕ ћы бы очень хотели увидеть создание независимого еврейского государства, способного прин€ть миллионы евреев.  онечно, мы бы не хотели потер€ть ¬—≈’ наших евреев. ћы бы хотели сохранить самых интеллигентных из них, таких, как ¬ы, уважаемый д-р √ерцль. Ќо мы определенно хотели бы избавитьс€ от всех недоумков и не владеющих собственностьюї.
»з таких - в том числе - странных отношений со своими врагами родилс€ практический политический сионизм.