©"Заметки по еврейской истории"
июль  2013 года

Эдуард Бормашенко

Борьба призраков


בס''ד

«И самая кровавая из битв – война призраков».

С. Довлатов.

Фридрих Горенштейн заметил, что когда антисемиты склоняют во всех падежах «еврейский кагал», они попросту не знают, о чем говорят. Нет народа, более психологически разобщенного, чем евреи. Справедливость этого суждения я осознал только в Израиле. Наверное, евреи сегодня самый политически озабоченный и потому внутренне конфликтный народ в мире. Эти конфликты укоренены в мифическом облаке, покрывающем историю современного Израильского государства. Казалось бы, истории-то всего ничего, как кот наплакал, а мифический туман вполне непроницаем.

Отклассифицировать эти мифы несложно. Первый, назовем его «левым мифом», может быть вкратце изложен так: героические поколения отцов-основателей приехали в страну, где пустыни чередовались с болотами. Отцы-пионеры хотели создать демократическое государство, лишенное эксплуатации и отчуждения труда. В этом государстве, трудясь бок о бок с арабскими братьями-пролетариями, в конце концов, было бы создано общество, приближающееся к идеальному, воплощающее идеалы Века Просвещения. Общество без расовой сегрегации и нищеты, указующее светлый путь народам мира, и тем самым реализующее наиболее возвышенные библейские идеалы. И вопреки грандиозности и следующей из нее нереализуемости замысла, отцам-основателям все вышеперечисленное удалось. Они превратили страну в цветущий сад и создали эффективную демократию, обеспечивающую высокую социальную защищенность населения, отстояли в тяжких боях страну. И тут начались неприятности. Вначале в страну понаехали невежественные сефарды и тейманцы, не ставящие демократические ценности ни во что, и предпочитающие субботнюю проповедь «хахама» газете «Едиот Ахронот». Затем прибыли еще более ужасные русские, все как один правые, расисты, понятия не имеющие о демократическом устройстве общества. А затем размножились, как тараканы, черношляпные харедим, грозящие превратить страну-сад в еврейский Иран. И сегодня мы имеем совсем не ту страну, о которой мечтали первые сионисты, а нечто совсем иное, слова доброго не стоящее.

В этом мифе, как и во всяком ином, действительность так плотно переплетена с вымыслом, что разделить их почти невозможно. Но попытаться это сделать можно. Первые поколения сионистов действительно превратили страну в сад, но бок о бок с ними трудились люди, отнюдь не разделявшие социалистических идеалов Бен Гуриона и Арлозорова. С этими людьми велась беспощадная, слишком часто подлая борьба, включающая самые гнусные страницы еврейской истории: «Сезон» и расстрел «Альталены». Пионеры создали эффективную демократию, но эта демократия обречена оставаться кривобокой, ибо арабские братья, составляющие треть населения страны, мечтают не о реализации идей века Просвещения, а грезят об уничтожении еврейского государства. Арабская девочка на предновогодний вопрос: чего бы тебе хотелось в будущем году? – уверенно ответила: чтобы убили всех евреев. А создание демократии Швейцарского типа в окружении соседей, не брезгующих каннибализмом (в самом прямом смысле слова) представляется проблематичным. А «русские» и сефарды давно превратились в трудящееся население страны, в то время как наследники отцов основателей предпочитают Нью-Йоркские кондиционированные офисы и непыльные высокооплачиваемые синекуры в Израиле. А ортодоксальное еврейство вносит заметный вклад во все без исключения отрасли жизни современного Израиля. Я недавно по службе участвовал в технических советах нескольких ведущих израильских оборонных компаний: от трети до половины инженеров имели на головах кипы разных цветов и фасонов.

«Левый миф», так как я его изложил, представляет собою «слабый», умеренный вариант левой мифологии. Есть и более «сильная» версия: Израиль фашистское государство, основанное на расовой сегрегации и нестерпимом засилье клерикалов. Такой Израиль не имеет права на существование, с ним нужно бороться, не щадя живота. Эта версия обладает неотразимым очарованием для интеллектуалов, ибо интеллектуалы очень любят жить и мыслить последовательно, доводя всякую мысль до ее логического завершения. Поэтому, среди адептов «сильной версии» левого мифа – профессора, писатели, музыканты: Нахум Чомский, Йорам Канюк, Амос Оз, Даниэль Баренбойм. Удивительно, все же, что эти «продвинутые» люди, не могут взять в толк того простого обстоятельства, что последовательность отнюдь не всегда добродетель, что чаще всего непреклонность оборачивается зверством, что милосердие непроизвольно, спонтанно и логически неоправданно и невыводимо. И как же можно было не заметить, что неуклонная реализация идей века Просвещения началась с гильотины Французской Революции, продолжилась в Гулаге и предстает перед нашими глазами гей-парадами и обнаженными прелестями движения FEMEN?

Йорам Канюк перед смертью написал: «религия прицепилась к нам, как пиявка. Она одна выживает…» Неужели интеллектуалу потребовалось 83 года, чтобы это заметить? Резонно было бы задать вопрос: что же в ней есть такого, что она одна выживает? И что она дает человеческой душе такого, чего нет ни в каком ином духовном хлебе? И почему тупой еврейский народ предпочитает ТАНАХ, романам Йорама Канюка? И стоит ли бороться с Моисеевым Законом, если он столь успешно защищает людей от окончательного одичания? Но нет, инерция борьбы с темным царством волочит за собой интеллектуалов. А если Израиль не таков, каким бы я хотел его видеть, то пропади он пропадом, здесь наш интеллектуал тоже вполне последователен.

Забавно, что левые интеллектуалы уверены в том, что уж они-то от мифотворчества свободны. Я познакомился с сионизмом еще в детстве. Так случилось, что нашими соседями снизу было знаменитое в Харькове семейство Волковых. Алик был музыкантом, Лина – педагогом. В конце семидесятых они начали мужественную, и казалось, обреченную борьбу за выезд. Но Сезам отворился, и Волковы переехали в Израиль. Перебравшись в 1997 году в Израиль, я поспешил нанести визит Алику, предвкушая теплую, окрашенную ностальгией, встречу. Алик сделал в Израиле прекрасную карьеру, он стал дирижером, много и успешно гастролировал. Мы встретились в кафе Тель-авивского Университета. Алик знал, что я соблюдаю Закон, живу в Ариэле. Взяли кофе. Алик взглянул на меня и немедля перешел к делу: как же получилось, что ты, мальчик из интеллигентной семьи, бродишь по палестинским деревням и избиваешь железной палкой детей? Я остолбенел. Как-то нелепо объяснять, что железной палкой мне трудно стукнуть и совершеннолетнего заклятого врага. Но Алик был твердо уверен, что перед ним эсесовец в кипе. Как же, «кровавые злодеяния» поселенцев занесены на скрижали газеты «Гаарец». Сочиняют страшилки и веруют в них.

Марк Алданов, говорил, что человеческая жизнь черпает энергию из двух источников: жажды нового и стремления сохранить старое. Если левое мифотворчество орошается первым из этих источников, то правое – вторым. Правый светский миф в его слабом, умеренном варианте выглядит так: истинный сионизм покоится на двух основаниях – Торе и учении Зеева Жаботинского, предсказавшего в деталях Катастрофу европейского еврейства. Земля Израиля завещана Б-гом еврейскому народу. На этой земле евреям надлежит создать либеральное государство, опять же реализующее непревзойденные библейские идеалы. Вместо этого отцы-основатели во главе с Бен Гурионом создали полукоммунистическую полудиктатуру, в которой без красной книжечки члена «Гистадрут» было не продохнуть. Организовали травлю политических оппонентов, не брезгуя коллаборационизмом вначале с мандатными властями, а затем с наиболее гнусными, полуфашистскими и вполне фашистскими арабскими режимами. Привезли в Израиль убийцу Арафата, и все это для того чтобы сохранить власть. С огромным трудом банду левых удалось оттащить от кормушки, однако пресса и суд остаются в их руках, препятствуя торжеству истинной демократии. Все успехи Израиля достигнуты вопреки, а не благодаря усилиям отцов основателей. Генералы победоносной Армии трусливо и бездарно вели военные операции, оставляя подчиненных на произвол судьбы и впадая в панику при первых признаках опасности. В этом мифе истина тоже неразделимо сплавлена с эмоциональными оценками.

Политический гений Жаботинского, необъяснимым образом угадавшего ужасную судьбу европейского еврейства мне очевиден (а ведь многие неглупые люди, такие например, как очень большой историк С. Дубнов, совершенно ничего не провидели, и что-то там бормотали о европейской еврейской культурной автономии). Мерзкая травля политических оппонентов, осуществлявшаяся социалистами – неоспорима. Стремление поцеловать в то плечико, что пониже пояса, любых арабских соседей вызывает тошноту. У меня на памяти захлеб прессы, ликовавшей, когда Асад младший сменил вампира старшего. Писали так: в Сирии появился, наконец, интеллигентный лидер, врач-офтальмолог, вот с кем мы сейчас заключим мир, и отдадим никому не нужные Голаны. Что-то об этом захлебе сейчас никто не вспоминает.

Но стоит помнить и другое. Например, то, что Авраам Штерн полагал Гитлера и Муссолини – естественными союзниками евреев в борьбе с мандатными властями. Что Рабина убили (и не к чему обсасывать бредовые версии этого убийства). При обсуждении убийства Рабина не имеет никакого значения: талантливый он был генерал или бездарный. Что Барух Гольдштейн расстрелял арабов в пещере Махпела, и ни к чему создавать героический миф, вокруг этой бойни. Что отцы основатели приложили немало усилий для превращения страны в сад, и высокий этос армии во многом обязан именно им. Что центр партии Ликуд – банда коррупционеров. Много чего следует помнить. Но правый миф терпит урон не от всех этих фактов. Мифы не фактами порождаются, и не фактами могут быть опровергнуты. Наибольший урон правой мифологии наносит то обстоятельство, что когда правые правительства приходят к власти, они делают примерно то же, что и левые. Синай отдал Бегин, а поселенцев из Гуш Катиф выселил Шарон. Когда правое правительство приходит к власти, оно обнаруживает, что находится не в вакууме, и что real politics оставляет очень мало места для маневров. Но это место все же остается, и детали, конечно, имеют значение.

Все израильские правительства большею частью озабочены выживанием страны в немыслимо неблагоприятных условиях. И у них хватает ума понимать, что когда горит дом, тебе все равно, какой угол крыши на тебя рухнет: правый или левый.

Есть и «сильная версия» правого мифа. Она такова: мы живем во времена завершения дней и свершения сроков, осуществились библейские пророчества, еврейский народ вернулся на Землю Обетованную. Следует объявить создание царства, живущего по законам Торы. Никакой компромисс с арабами заведомо невозможен. Немудрено, что в своем презрении к существующему, реальному, несовершенному Израилю, «правый сильный» миф вполне солидарен с «сильным левым», края политической мифологии закономерно смыкаются. Заслуживает внимания, что многие приверженцы левой мифологии из автомобилей предпочитают «феррари» и «мазератти», а очень правые люди часто наведываются в Израиль лишь спорадически.

Эти мифы: и правый, и левый, обладают поразительной устойчивостью. Недавно я прочитал длиннейшее интервью с сыном Хаима Арлозорова. Пожилой человек стопроцентно уверен в том, что отца убил Ставский; воистину, мифы не фактами порождаются, и не фактами могут быть разрушены. Оголтелая приверженность как правой, так и левой мифологии создает в обществе напряжение, прорывающееся тяжкими эксцессами. Алданов как-то заметил, что плохо бы пришлось капиталистам, если бы революционеры так же ненавидели буржуазию, как они ненавидят друг друга. Туго пришлось бы и врагам Израиля, если бы сионисты их так же ненавидели, как ненавидят друг друга. Тора требует любить ближнего, как самого себя. Это очень трудновыполнимое требование. Но, может быть, удастся поладить на том, чтобы не есть друг друга поедом? Почти все процветание государств в мировой истории имело место, когда люди почему-то переставали друг друга грызть. Это бывало редко, оттого и процветание имело место не часто. Мераб Мамардашвили, говорил, что не следует удивляться тому, что чего-то в этом мире нет, уместно поражаться тому, что хоть что-то есть. У нас есть Израиль, и это очень много; однажды, как говорят наши мудрецы, мы его уже лишились из-за нашей оголтелости. И это, может быть, главное, что следует помнить. Подобно тому, как «мрачность издали напоминает величие духа» (С. Довлатов), бешенство в споре издали напоминает твердость выстраданных убеждений.

Я отнюдь не собираюсь занимать позицию «над схваткой», проще всего любить людей с вершин, с которых их плохо видно. Я вырос в СССР, и на социалистическую демагогию меня не укупишь. Крик парторга: «двадцать человек на капусту» у меня до сих пор звенит в ушах, но я слишком хорошо понимаю, что без страха перед призраком коммунизма израильские толстосумы с меня бы шкуру спустили. А наука им и вовсе не нужна. Мой американский приятель, физик, придерживающийся отчетливых правых убеждений, на выборах в своем штате регулярно голосует за демократов, ибо, когда к власти приходят республиканцы, то первым делом урезают университетский бюджет, и вышвыривают моего приятеля с работы.

Не верю я и в безмятежный мир с соседями. Арабский мир отстал от западной цивилизации не «надолго», он отстал навсегда. Но это отставание легко устранить, уничтожив эту цивилизацию. «11 сентября» было только первой попыткой на этом многообещающем пути установления всеобщего равенства.

Я – правый, соблюдающий Моисеев Закон иудей, но Тора обязала меня любить ближнего, как самого себя, а не «правого», как самого себя. Как может выглядеть компромисс, не унижающий человеческого достоинства сторон? На интеллектуалов у меня надежды мало, эти любят свои мифы, больше чем самого себя, и уж точно больше, чем ближнего. Вся надежда на ушлого, пройдошливого обывателя, жлоба, который, кряхтя, плетется поутру на службу, выплачивает машканту, заканчивая с минусом месяц, помня, что в свободнейшем из миров его нигде особенно не ждут, и надо возделывать свой сад.

Да вот и свежий примерчик: интеллектуальная элита два десятилетия травила Ариэльский Колледж, не позволяя стать ему Университетом. В этой борьбе возвышенные левые идеалы дивно гармонировали с густопсовыми: в самом деле, одеяло бюджета Министерства Высшего Образования – коротковато; появление нового Университета делает для остальных это одеяло еще короче: мерзнут ножки. Но вот правительство набралось мужества и провозгласило наш Колледж Университетом. Еще за месяц, то того как была перерезана ленточка, к нам потянулся ручеек curriculum vitae тех самых профессоров, которые еще вчера срывали голос на заседаниях, доказывая, что еще один Университет Израилю не нужен, и, вообще, за «зеленую линию» пан профессор – ни ногой. Такие у него убеждения. К curriculum vitae непременно прилагалось вежливенькое, шутливое письмецо с пожеланием «мазаль тов» новорожденному Университету, и деликатной просьбой подыскать в Ариэльском Университете ставочку, если не самому профессору, то его аспиранту, или ученику аспиранта. Ведь вам же нужны хорошие ученые, правда? Когда дело доходит до дележа сладких булочек профессора ведут себя не лучше чем шофера. И не надо обвинять их в подлости, двуличии, лицемерии и прочих нехороших качествах. «Люди, как люди, любят деньги, но это всегда было….». У меня на глазах и правые ястребы, ударившись о землю, превращались в левозакрученных агнцев. Обыватель всегда хорошо знает, с какой именно стороны бутерброд намазан маслом. Но на этом его жлобском знании держится мир; хуже, когда миром правят «бешеные».

Слово миф я употребляю отнюдь не в уничижительном смысле. Миф, как говорил А.Ф. Лосев, «не есть выдумка, или фикция, не есть фантастический вымысел…Это не выдумка, но наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни» (А.Ф. Лосев, «Диалектика мифа»). Миф превращает беснующийся вокруг нас хаос в Космос, где каждая вещь, каждый факт занимают не случайное, а упорядоченное, а значит, осмысленное место. Миф доставляет человеку то, что не заменишь ничем – гармонизированное бытие. И наша возможность выжить, как любит говорить А. Воронель, в первую очередь определяется крепостью наших мифов. Израиль – страна-миф, и требуется большой здравый смысл, чтобы этот миф выжил.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1559




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2013/Zametki/Nomer7/Bormashenko1.php - to PDF file

Комментарии:

Ontario14
- at 2013-08-18 04:39:48 EDT
Бормашенко
Ариэль, Израиль - Thu, 15 Aug 2013 07:57:21(CET)

Бормашенко-Онтарио 14
О соотношении целей и средств в нашей традиции:
פירוש לפסוק: צדק צדק תרדוף ,דברים, ט"ז, כ
הצדיק רבי שמחה בונים מפשיסחה היה אומר: בכפל הלשון "צדק צדק תרדוף" מורה לנו התורה שיש לרדוף אחרי צדק באמצצעים של צדק: בדרכים צודקות וישרות. כי המבקש להשיג מטרה קדושה צריך לאחוז רק באמצעים קדושים וטהורים (בניגוד לתורות פסולות שהמטרה מקדשת את האמצעים).
בעניין זה אמר פעם רבי ישראל ליפקין מסלנט (אבי תנועת המוסר בליטא) באזני תלמידיו: הישמרו והיזהרו באילו דרכים אתם הולכים לקיים דבר-מצווה. כי לפעמים יכול מי שרץ לקיים מצווה גדולה וחשובה להחריב ברכו את כל העולם.
מנחם בקר, ילקוט "פרפראות לתורה".
Я Вам привел и хасидский и литовский источник, дорогой Онтарио 14. Спешащий исполнить важную заповедь может, походя, рарушить весь мир, сказал Рабби Липкин.
"Цель оправдывает средства" лозунг идеологий, столь невыгодно отличающих их от религий.

******
Дорогой Эдуард, объясните мне такую вещь: с каких это пор диврей мусар, агадот, афоризмы и машалим(сказанные часто по определенному поводу для определенного комментария конкретных псуким) являются железной аксиомой для определения нового принципа веры ? Это первое.
Второе: Вы забываете, видимо, что есть мицва и есть мицва. Мусар для цдаки или бикур-холим предполагает одно, а мусар для пикуах нефеш(а мы говорим о пикуах нефеш в чистом виде, причем массовом) или общенациональных мицвот предполагать может другое, а иногда и должен предполагать другое. Это для тех, конечно, кто признает существование общенациональных мицвот и общенациональных целей. Мне вот кажется, что жители территорий, носящие вязаную кипу, должны их как-то признавать и рав Кук для них должен быть авторитетом не слабее р.Симхи-Бунима из Пшисха и р. Исраэля Месиланта. Надежда на это у меня еще нэ вмерла. Тем более, что первые ( и Вы, Эдуард) говорят о мусаре ”ле-хаверо”, а р. Кук (и аз недостойный) о мусаре “ла-Боръо ве-ла-Маком”. Мне кажется, я уже Вам об этом пишу не в первый раз. Что же говорит РЕИЙА по нашему вопросу ?
1) “Орот hа-тхия” 45: “Как невозможно сделать вино без дрожжей, так олам невозможен без нечестивцев. И как дрожжи готовят вино и сохраняют его, так и грубые желания нечестивцев закаляют жизненные силы всех бейнониим и цадиким…” И далее продолжает рав – в процессе Шиват Цион дрожжи выполнят свою функцию и в конце (у Цели) – выпадут в осадок на дно бутылки…
2) “Орот hа-тхия” 39: “Хуцпа шель иквета де-мешиха – это уменьшение Света для Тикун hа-келим, что совсем не похоже на другие преступления, которые есть просто грехи, направленные исключительно на разрушение… Без Хуцпа де-иквета де-мешиха невозможно было бы объяснить секреты Торы открыто. Только благодаря низким средствам Хуцпы будет возможно получить высокие огни(“hа-Орот”) разума и все в конце концов вернется в Полный Тикун…”

Все это писалось без малого сто лет назад, когда в Мире Торы рождалось отторжение от “халуцим”-грешников. Рав Кук выступил против этих тенденций и призвал всемерно поддерживат’ “халуцим”, ибо... “Цель освящает средства”.

И, наконец, третье. "Спешащий исполнить важную заповедь может, походя, разрушить весь мир". Нет проблем. Пример: ради соблюдения мицвы личной гигиены(aka "чистота рук") не думать о братьях, которым грозит смертельная и сиюминутная опасность.

Шабат шалом и Шана това Вам и семье.

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2013-08-15 07:57:21 EDT
Бормашенко-Онтарио 14
О соотношении целей и средств в нашей традиции:
פירוש לפסוק: צדק צדק תרדוף ,דברים, ט"ז, כ
הצדיק רבי שמחה בונים מפשיסחה היה אומר: בכפל הלשון "צדק צדק תרדוף" מורה לנו התורה שיש לרדוף אחרי צדק באמצצעים של צדק: בדרכים צודקות וישרות. כי המבקש להשיג מטרה קדושה צריך לאחוז רק באמצעים קדושים וטהורים (בניגוד לתורות פסולות שהמטרה מקדשת את האמצעים).
בעניין זה אמר פעם רבי ישראל ליפקין מסלנט (אבי תנועת המוסר בליטא) באזני תלמידיו: הישמרו והיזהרו באילו דרכים אתם הולכים לקיים דבר-מצווה. כי לפעמים יכול מי שרץ לקיים מצווה גדולה וחשובה להחריב ברכו את כל העולם.
מנחם בקר, ילקוט "פרפראות לתורה".
Я Вам привел и хасидский и литовский источник, дорогой Онтарио 14. Спешащий исполнить важную заповедь может, походя, рарушить весь мир, сказал Рабби Липкин.
"Цель оправдывает средства" лозунг идеологий, столь невыгодно отличающих их от религий.

Ontario14
- at 2013-08-01 02:17:57 EDT
Бормашенко-Save
Ариэль, Израиль - at 2013-07-30 14:46:10 EDT
...маховик крови, запущенный Барухом Гольдштейном...

******
Какой такой "маховик крови" запустил Гольдштейн ?

Sava-Cоне Тучинской.
- at 2013-07-31 17:06:02 EDT
Простите за повторную описку Вашей фамилии.Обнаружил-в Гостевой, а оттуда и топором уже не вырубишь.
Victor-Avrom
- at 2013-07-31 15:42:39 EDT
Sava
Сохранять, расширять и укреплять поселения равносильно сбережению еврейской государственности.Другого не дано.


Вроде как всё правильно. По сути, единственный мост по
заповеданному Всевышним пути. Но многие ли на него вступят,
если в нагрузку будет и мерзавец Борух?

Sava- Э. Бормашенко
- at 2013-07-31 14:27:15 EDT
"Произошедшее в Хевроне окутано густым туманом мифов, но попытаться восстановить просшедшее можно. Живущая там еврейская община, непрерывно, ежечасно и ежеминутно ждет погрома. Я знаю, что говорю. Моя дочь провела там год. У каждого из живущих в Хевроне есть убитый арабами друг или близкий"

Это не так.
1.Густым туманом преднамеренно затемняют истину представители левого политического лагеря,заинтересованные в делегитимации поселенческого движения.
2.Истина известна.Ее фрагменты убедительно изложены в посте Сони Стучинской.
К ним дополнительно можно добавить не маловажный факт,связанный со зверским убийством арабами друга Боруха, Мордехая Лапида с его двумя детьми.
Кроме того, из заслуживающих доверия источников,было известно,что в месте сборища арабов имелся значительный арсенал оружия.
"Пепел Клааса не мог не стучаться в сердце Боруха".
3.Живущая в Хевроне община живет нормальной полнокровной жизней.Не исключено, что в случаях обострения обстановки они, как и все нормальные люди, испытывают волнения и тревогу.Такова участь большинства поселенцев, особенно тех, кто в Хевроне.Но эта, особая порода людей,добровольно избравших для себя авангардную миссию еврейского народа,отличается высоким патриотическим духом и мужеством.
Сохранять, расширять и укреплять поселения равносильно сбережению еврейской государственности.Другого не дано.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2013-07-31 06:59:02 EDT
Соня опять рассказывает о Барухе Гольдштейне историю, которой не были: не было готовившегося погрома и не было крика "Режь евреев". Он убил неспровоцированно.

Не лгите.

Григорий Гринберг - Соне Тучинской
Belmont, CA, USA - at 2013-07-31 06:52:27 EDT
Соня Тучинская
- Wed, 31 Jul 2013 06:04:46(CET)

"В заметке о Барухе Гольдштейне, написанной его единомышленниками, которую несложно найти в сети, написано: "убил энное количество арабов". Экая мерзость."

А мне, по простоте моей, представляется, что мерзость, не в том, кто, что и когда сказал онлайн о трагедии в Хевроне. Во всяком случае доктор Гольдштейн "оттуда" никак за это не отвечает.
Мерзость в моих глазах - это когда еврею-аптекарю из больницы Хадаса, который бесплатно лечил арабов, отрезают пальцы и выкалывают глаза, а до того, как это сделать на его глазах насилуют его жену и дочь.
====================================

Спасибо Соня,

Иногда, потому что нет охоты связываться и вступать в бессмысленные объяснения - все равно НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОКАЗАТЬ - ловишь себя на мысли, что и сам себе уродуешь моральное зрение. Вот как сейчас. Промолчал, не заметил, а теперь, когда Вы взяли меня за шиворот - стало стыдно. Ведь и сам я об этом позоре и гнусности израильских властей и прессы писал не раз, не два. А теперь - промолчал как одурелый. Стыдно. Видно старость. Снимаю шляпу перед Вашим мужеством.

Соня Тучинская
- at 2013-07-31 06:04:46 EDT
"В заметке о Барухе Гольдштейне, написанной его единомышленниками, которую несложно найти в сети, написано: "убил энное количество арабов". Экая мерзость."

А мне, по простоте моей, представляется, что мерзость, не в том, кто, что и когда сказал онлайн о трагедии в Хевроне. Во всяком случае доктор Гольдштейн "оттуда" никак за это не отвечает.
Мерзость в моих глазах - это когда еврею-аптекарю из больницы Хадаса, который бесплатно лечил арабов, отрезают пальцы и выкалывают глаза, а до того, как это сделать на его глазах насилуют его жену и дочь.
Вот что для меня истиная мерзость. И для эстета и русского журналиста Жаботинского это была такая мерзость, что после кишиневского погрома он переродился в нового Жаботинского и стал создавать отряды еврейской самообороны.

Доктор Гольдштейн хорошо знал, что в жилах арабов течет таже красная кровь, что и в жилах евреев. Но он также хорошо знал в канун Пурима 1994-го года, что ничем, кроме оружия, нельзя было остановить намеченный на этот день Еврейский Погром. Третий по счету в этом многострадальном городе. Барух исчерпал все другие методы. Докладные к своему армейскому начальству о разговорах в мечетях и арабских домах. Мольбы о том, чтобы арабов в этот день не пускали в Махпелу.
На его глазах из арабского зала пещеры Махпела выбежал араб с криком «Режь евреев!». И когда он обратил на это внимание охранника в военной форме, тот лишь пожал плечами и вышел. За несколько дней до превентивной атаки Баруха — и это могут подтвердить члены горсовета Кирьят-Арбы, которые присутствовали при разговоре, — высокопоставленный офицер армии предупредил Баруха, что ему, как армейскому врачу следует держать в готовности реанимационное и операционные отделения вверенной ему клиники из-за ожидавшегося в Пурим нападения на евреев…
Понимаете, не оружие готовить, а реанимацию и операционную — как бы соглашаясь на то, что нас калечили и убивали в 1929-ом и будут это делать в 1994-ом, в Пурим. И среди всех этих пешек, безвольно подчинявшихся приказам преступника Осло - Рабина, нашелся один Человек который добровольно и осознанно пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти евреев.

Разве евреи, а в особенности, верующие, не должны следовать закону “Пришедшего убить тебя - встань и убей первым” (Брахот, 58-а; 62-б; Йома, 85-б). Вот он встал первым и убил. Он там жил, бок о бок с верующими евреями, "горсткой верных бойцов", верных своей земле и традициям. Таких как Шмуел Мушник и Элизиер (забыла фамилию, он работал с Тагером на восстановлении средневековой сефардской синагоги Моше-Авейну, которую зверье превратило в отхожее место). Элиэзер наизусть читает Тютчева и Баратынского. И если эти люди, жители Хеврона, оплакивали доктора Гольдштейна, то не нам, не прошедшим через тот ад, через котороый прошла душа Баруха, перед тем, как он сделал это, судить его.

P.S.
Я только робко напомню Вам, что Ваши внуки и Вы сами отмечаете в Пурим тот хитроумный способ, которым евреи древней Персии победили тех, кто хотел уничтожить их в тотальном погроме. А закончилось это смертью главного зачинщика Амана и тысяч его добровльных помощников, (ежели бы удалось). Почему же на сегодняшний мир, Эдуард, нужно смотреть другими глазами?

Григорий Тумаркин
Израиль - at 2013-07-31 00:19:30 EDT
после побоища в Махпела было пролито еще много еврейской и арабской крови, маховик крови, запущенный Барухом Гольдштейном остановился не сразу. Это трагедия. Но называть Баруха Гольдштейна – "праведником" – кощунство. Ибо для тех, кто так любит эту выспренную фразеологию только еврейская кровь, это кровь, а арабская - так, вода.

Дело вовсе не в тех, «кто так любит эту выспренную фразеологию», а в тех, кто так любит эту эктремистскую правую идеологию. Именно они, для которых Гольдштейн – праведник, различают кровь. И таких в «национально-религиозном лагере» большинство.

Бормашенко-Save
Ариэль, Израиль - at 2013-07-30 14:46:10 EDT
"Этот сквер стал, вместе с могилой Баруха, неким мемориалом в честь светлой памяти о праведнике".
Произошедшее в Хевроне окутано густым туманом мифов, но попытаться восстановить просшедшее можно. Живущая там еврейская община, непрерывно, ежечасно и ежеминутно ждет погрома. Я знаю, что говорю. Моя дочь провела там год. У каждого из живущих в Хевроне есть убитый арабами друг или близкий родственник. Нервы натянуты до изнеможения. Да еще Осло и Рабин… И у Баруха Гольдштейна не выдержали нервы, и он сделал то, что он сделал. И кровь на этом не кончилась, после побоища в Махпела было пролито еще много еврейской и арабской крови, маховик крови, запущенный Барухом Гольдштейном остановился не сразу. Это трагедия. Но называть Баруха Гольдштейна – "праведником" – кощунство. Ибо для тех, кто так любит эту выспренную фразеологию только еврейская кровь, это кровь, а арабская - так, вода.
В заметке о Барухе Гольдштейне, написанной его единомышленниками, которую несложно найти в сети, написано: "убил энное количество арабов". Экая мерзость.

Sava-Cоне Тучинской.
- at 2013-07-29 13:42:58 EDT
Уважаемая Соня.
Прошу прощения за небрежность.Обещаю, что исправлюсь и буду писать Вашу фамилию точно.
Признаюсь,что у могилы Баруха бывал несколько раз.Благо, что это в 10 мин. хода от дома.
В нашем маленьком городке представление о центре у каждого свое.Его практически не существует.Но район, где покоится прах Баруха, один из самых оживленных.
Вы, должно быть, помните, что могила его расположена на окраине небольшого,но уютного сквера и сориентирована таким образом,чтобы в поле зрения ее попадал фрагмент Хеврона.Надо думать,что это не случайно.( Частично это заметно и на фото)
Этот сквер стал, вместе с могилой Баруха, неким мемориалом в честь светлой памяти о праведнике.
Потому не совсем верно Ваше утверждение, что он был захоронен, как собака.Сомневаюсь, что также может думать Шмулек.При встрече с ним попытаюсь выяснить его мнение.
Мне довелось видеть Баруха еще при его жизни.

Соня Тучинская
- at 2013-07-28 20:52:22 EDT
Sava-Cоне Тычинской.
- Sun, 28 Jul 2013 19:28:37(CET)

Вы, я полагаю,не совсем правы. Скорее совсем не правы.Уверен, что Шмулек Мучник скажет Вам то же самое.
--------------------------------------------
Уважаемый Сава,
Хорошо, что Вы случайно переврали МОЮ фамилию,(я - Соня Тучинская) а не чью-нибудь сановничью, а то влетело бы Вам на орехи. А я на это внимания не обращаю, если нет особой цели.

По всей видимости, Вы никогда не были на могиле праведника Баруха Голдштейна. Иначе, вы не сказали бы, что она расположена в центре чего бы то ни было. А я была.
И Шмулек Мушник говорил о месте захоронения Баруха с огромной болью.
Вот фотография. Она доказывает однозначно, кто из нас прав.
http://jennyferd.livejournal.com/1817683.html
Может быть за последние 4 года эту могилу перенесли в центр Кирият Арбы, а я об этом не знаю?

Sava-Cоне Тычинской.
- at 2013-07-28 19:28:37 EDT
Соня Тычинская:
Пример с Барухом, спасшим еврейский Хеврон от очередного арабского погрома, оставляю на Вашей совести. Не верите, позвоните Шмулеку. Похоронен Барух как собака, вне кладбища. И нет там языческого поклонения "правых", как по сей день "левых" - на могиле Рабина, завезшего в Израиль смерть для евреев."

Вы, я полагаю,не совсем правы. Скорее совсем не правы.Уверен, что Шмулек Мучник скажет Вам то же самое.
Имею основание уверенно сообщить,что Б. Гольдштейн с почестями захоронен на почетном месте в центре Кирьят Арбы,в соответствии с волей его многоуважаемых родителей,по решению Местного Совета поселения и при согласовании с командованием ЦАХАЛА,в котором он служил военным врачом.Его образ и самоотверженный поступок по достоинству был оценен большинством жителей поселения. Они постоянно поминают его в своих молитвах.
Располагаю возможностям сообщить более подробные сведения о его особых благородных личностных качествах и побудительных
мотивов к свершенной самоубийственной акции.
Но, это не по теме.

Александр Бураковский
Clifton, NJ, USA - at 2013-07-22 02:28:56 EDT
Несколько сомнений по поводу одной фразы: "Мифы не фактами порождаются, и не фактами могут быть разрушены". Я имею в виду только "мифы" истории, связанные с евреями.
Можно согласиться с тем, что уже существующие "мифы" фактами не могут быть разрушены. Но что... , вы считаете порождало их, если не реальные факты?
Благодарю за публикацию

Виктор Каган
- at 2013-07-21 21:42:31 EDT
"Я выработал два небезупречных и небезусловных правила ...: 1) средства важнее цели 2) важнее то, с кем ты делаешь дело, чем то дело, которые ты делаешь. Толковать эти правила слишком расширительно не следует, но часто они выручают".

Дельные правила.

alex sitnitsky
Mountain View, CA, - at 2013-07-21 03:45:57 EDT
Соня Т! Но и США демократы не сильно отличаются от республиканцев. Обе партии продолжают осуществлятл идеи Просвещения и Гуманизма на основе Методологии рационализма
A Sitnitsky
mountain view, CA, USA - at 2013-07-20 22:59:51 EDT
Истинно так! Лучше не скажешь
Мих. Оршанский
- at 2013-07-19 13:36:52 EDT
Встряну в разговор, рискуя, что модератор меня прижмёт, как струну в рояле. Про цель и средства - но без ТАНАХа и сионизма: в конце 50-х дядьку моего "нашла" партизанская медаль...Отмечали в семейном кругу.Я - в возрасте "типеш-эсре" будучи, поинтересовался, кто были машинисты в поездах, которые наши партизаны "пускали под откос" - и от маменьки своей - сестры героя - получил ясный ответ - в ухо, и не шёпотом ..Продолжать про цель и средство?
Шломо Доди
- at 2013-07-19 12:49:29 EDT
"есть цели, которые оправдывают средства, хотя на иврите зе нишма йотер тов: “hа-матара МЕКАДЕШЕТ эт hа-эмцаим” к примеру, спасти еврея ценою:1)жизни человека 2)нарушения важнейшей заповеди 3)совершения величайшего греха 4)ЗАВЕДОМОГО ОТРЕШЕНИЯ ОТ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ. Простите великодушно - но многие из диспутантов подпадают под категорию "отогрелся-зачирикал". Не хочу тратить Ваше время на полит. дискуссию,но - обратитесь к книге Хёне об СС - (и оригинал, и перевод есть в сети) - мы ведь не всё знаем, не все имена. Как травили Яира в Йишуве - так и продолжается... Не далее, как сегодня С УТРА талдычит решет БЕТ голосами алуфья-бе-мелуим, что в границах 67-го года обретём мы ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ щастье своё, а не то - рыло нам начистят..Я потому и сказал то, что сказал: борьба между евреем и "вообще-человеком". И спасение еврея - цель сионизма - и МНЕ лучше, чтоб ЖИВОЙ проф. ЯКОБСОН меня, националиста, поносил и учил демократии, чем вызвать его призрак столокручением и попрекать..
Ontario14
- at 2013-07-19 01:56:53 EDT
Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2013-07-18 16:22:39 EDT
Я вам искренне рекомендую заглянуть в Книгу Диврей-ха-Ямим 2, глава 16... Ханани ясно ему объяснил, что цель не оправдывает средств.

********
Наоборот, Ханани ясно объяснил ему, что нельзя забывать о цели: "В то время пришел Ханани, прозорливец, к Асе, царю Йеудейскому, и сказал ему: Так как ты полагался на царя Арама и не полагался на Г-спода, Б-га твоего, то спаслось войско царя Арама от руки твоей. А ведь кушиты и лувийцы были с большим воинством, с колесницами и всадниками весьма многочисленными; но так как ты полагался на Г-спода, Он предал их в твои руки. Ибо очи Г-спода кружат по всей земле, чтобы поддерживать преданных Ему всем сердцем. Безрассудно ты поступил на сей раз. За то отныне будут у тебя войны."

Подумайте хорошенько, в чьей компании Вы оказываетесь, кто еще был уверен в том, что цель оправдывает средства...
*********
Эдуард, дорогой мой, зачем нам далеко ходить в Диврей ха-ямим и, тем более, к Штайзальцу, когда есть Тора, где описаны, между прочим, “Акедат Ицхак”, “скажем им, что не жена ты мне , а сестра” (2 раза), “первородство Якова” и многие другие эпизоды, где нам говорят – есть цели, которые оправдывают средства, хотя на иврите зе нишма йотер тов: “hа-матара МЕКАДЕШЕТ эт hа-эмцаим” :-)
Вот над этим надо задуматься и понять с кем вы, деятели культуры и науки, - с религией, у которой есть цель или с перпендикулярным культом "ше-куло - хесед"(оказавшему влияние и на некоторые течения в иудаизме тоже) которому не важна цель, ибо таковой не имеет вообще.

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2013-07-18 16:22:39 EDT
Дорогие Онтарио 14 и Шломо Доди,
Я вам искренне рекомендую заглянуть в Книгу Диврей-ха-Ямим 2, глава 16. "В тридцать шестой год царствования Асы поднялся Баша, царь Йисраэйля, против Йеуды, и построил Раму, чтобы не дать никому ни уйти от Асы, царя Йеудеи, ни придти". Царь Иудеи Аса был праведником, а не слишком праведный царь Израиля Баша не давал паломникам посещать храм. И праведный царь Аса во имя святейшей цели (дать возможность евреям посещать Храм! Святей не бывает.) нанял арамейского царя Бэн-Адада, и тот навел порядок, расчистил дорогу. Путь к Храму был свободен. А теперь, прочитайте, что сказал в той же 16 главе Диврей-ха-Ямим Б-жий человек Ханани царю Асе. Ханани ясно ему объяснил, что цель не оправдывает средств. С тех пор, и до конца своих дней цари Аса был тяжко наказан. Очень рекомендую, также замечательную книгу Рава Адина Шткейнзальца "Хайей Олам", где красной нитью проходит идея о том, что средства важнее цели. И более того, эта мысль сформулирована там и явно. У меня очень мало шансов Вас убедить, но какие-то же шансы есть, я потому и шлепаю по клавишам, ибо даже малые шансы считаю важными. Подумайте хорошенько, в чьей компании Вы оказываетесь, кто еще был уверен в том, что цель оправдывает средства.

Шломо Доди
Имануэль, - at 2013-07-18 11:11:16 EDT
Ахъ, Эдуард Юрьевич, что ж Вы натворили - напомнили паре "нехристей" что они евреи. Взволновали..Вы пямятью святых героев демонстративно брезгуете, ловите Яира (ז"ל)на слове - зря: Вам ли не знать, что суть и смысл сионизма - собрать евреев в Эрец Исраель - всех, любой ценой... Вот и Вы здесь, а не в "синагоге-бывший-Спартак". И СЭМ - благоразумный, и m-r Rabinovtch passed to the States via The Technion, Haifa, etc., etc. А вот как Вы обошли р. Кука, йешивот эсдер, травлю бритыми ВСЕХ пейсатых, их боязнь призрака прадедов - не понимаю. Но ведь взаправдашная война - не между "драй вайбн" и Иветтом-Авигдором: на нашей невеликой территории борьба-то идёт между призрачным евреем и призрачным же "человеком-как-все"...
Ontario14
- at 2013-07-18 04:30:59 EDT
Бормашенко- Онтарио 14
Ариэль, Израиль - at 2013-07-17 19:48:17 EDT
... но под кипой у меня, дорогой Онтарио 14, трезвый ум, быть может слишком трезвый для верующего.

*********
Рационализм не говорит, а просто вопиет: "цель оправдывает средства !"
У меня под кипой тоже есть ум, как это ни покажется Вам странным. Передний мне говорит, что
- задний надо держать в узде, что Штерн не испытывал симпатий к нацистам,
- что до самой своей смерти феврале 42-го он, как и все до лета 42-го, не знал о Шоа,
- что его целью было только спасение евреев из рук нацистов, а не из рук японцев и аргентинцев, причем для этого надо было идти с нацистами на контакт, - с ними, а не с японцами и аргентинцами.
- что нет никакой разницы между намерениями Лехи в 41-м и Сохнута в 44-м (и никому в голову не придет их в этом упрекать) выкупить евреев в обмен на что-то, причем это что-то автоматически и сразу могло убить много английских, американских и русских солдат.

Но кому-то же надо оставаться трезвым и в доме умалишенных, а то совсем беда.
**********
В Гостевой прошла потрясшая меня лично беседа "незаставших ´Машину Времени´" ;-), поэтому , по ассоциации, посвящаю Вам:
http://video.mail.ru/bk/ankos/535/855.html

Бормашенко- Онтарио 14
Ариэль, Израиль - at 2013-07-17 19:48:17 EDT
"Дорогой Эдуард, позвольте мне не согласиться по обоими пунктам, но согласиться с Вашей констатацией их небезусловности. Есть цели, которые важнее средств, использованных для их достижения. Их не так много, но они есть. Иначе надо закрывать лавочку, снимать кипы, брить бороды и расходиться на зимние квартиры из слоновой кости."
Дорогой Онтарио 14, Ариэльский Университет, в котором я имею честь служить менее напоминает башню из слоновой кости,
снимать кипы и брить бороды мы не будем, нам без них будет неуютно, лица будут босые, как говорили бояре во времена брадобрития царем Петром Алексеевичем, первым русским интеллигентом, но под кипой у меня, дорогой Онтарио 14, трезвый ум, быть может слишком трезвый для верующего. Но кому-то же надо оставаться трезвым и в доме умалишенных, а то совсем беда. А когда закрывать лавочку, так нам в Вами об этом сообщат в установленный не нами срок. Приближать самому этот срок, однако, Тора нам запрещает. Вот я и стараюсь помаленьку - не приближать. И потому, средства важнее целей. С уважением, Эд.

Борис Дынин - Ури Андресу
- at 2013-07-17 06:31:39 EDT
Ури Андрес Борису Дынину
- at 2013-07-16 23:48:20 EDT
Дорогой Борис,

Боли я как-то не заметил. Но если она и была ее следует не в Интернете изливать,а на груди у свой жены.
================================
Если боль изливать положено только на груди жены, то Редактор должен отсеивать почти все материалы журналов Портала. Я даже не знаю, в какой очередности перечислить здесь рубрики: Из истории Холокоста, Израильские хроники, Былое и думы... вплоть до заметок по истории науки.

Ури Андрес Борису Дынину
- at 2013-07-16 23:48:20 EDT
Дорогой Борис,

Боли я как-то не заметил. Но если она и была ее следует не в Интернете изливать,а на груди у свой жены. Я вполне понимаю, что бывают трудные минуты, минуты слабости.И Израиль их предаставляет щедро. Но в это время следует закрыть свой компютер.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2013-07-16 22:01:33 EDT
Бормашенко-Рабиновичу
Ариэль, Израиль - at 2013-07-16 21:41:43 EDT
...у Наполеона на Бородинском поле был насморк, и именно потому Наполеон проиграл Русскую Кампанию.


Поскольку, дорогой Эдуард, и меня сегодня мучает насморк (аллергический), то я прекращаю обсуждение, чтобы и мне не проиграть компанию. Ваша статья, как всегда мастерски написана.

Ontario14
- at 2013-07-16 21:53:36 EDT
Бормашенко- Онтарио 14
Ариэль, Израиль - Tue, 16 Jul 2013 21:23:16(CET)

********
Дорогой Эдуард, позвольте мне не согласиться по обоими пунктам, но согласиться с Вашей констатацией их небезусловности. Есть цели, которые важнее средств, использованных для их достижения. Их не так много, но они есть. Иначе надо закрывать лавочку, снимать кипы, брить бороды и расходиться на зимние квартиры из слоновой кости.

Бормашенко-Рабиновичу
Ариэль, Израиль - at 2013-07-16 21:41:43 EDT
"История - претендует на описание фактов".
Дорогой Элиэзер, именно над таким подходом ехидничал в Эпилоге к "Войне и миру" Толстой. Всех фактов никто знать не может, а вдруг Вы пропустили самый главный? Например забыли сказать, что у Наполеона на Бородинском поле был насморк, и именно потому Наполеон проиграл Русскую Кампанию. Это хорошо, еще что Толстой не знал теории бифуркаций, то есть того, что очень малые отклонения в начальных условиях дифференциальных уравнений могут приводить к гигантским расходимостях в решениях. А если бы знал, так тон бы его еще более окреп.
История не есть описание фактов, такая история бессмысленна. История занята их упорядочением и истолкованием. А для этого нужна концепция, ну, например, марксистская (все истолковывается исходя их расстановки производительных сил и производительных отношений), или фрейдистская (все део в индивидуальном и коллективном бессознательном), или школы Анналов...
Я полагаю, что во всех этих концепциях - немало от мифологии, но я за слова не цепляюсь. Кстати, и физика, отнюдь не занята описанием фактов. Такая физика - бессмысленна. Она занята их упорядочением и истолкованием. А для этого нужна изначальная концепция (вы ни одного эксперимента не можете истолковать без заранее заданной теории, она может оказаться и ложной. Все физические теории когда-то становятся ложными)... Ну и дальше про Белого Бычка. Как любит говорить Б. Дынин, цитируя И. Берлина: я знаю, что все мое знание не абсолютно, но это мне не мешает отстаивать мои идеалы.

Борис Дынин - Ури Андресу
- at 2013-07-16 21:29:16 EDT
Ури Андрес Борису Дынину
- Tue, 16 Jul 2013 21:10:02(CET)
Ури Андрес Борису Дынину
- Tue, 16 Jul 2013 21:10:02(CET)

Главная мысль моей реплики не в критике неудачного термина миф, использованного Бормашенко и поддерженного Вами со ссылкой на Исайю Берлина (умнейшего человека, с которым мне посчастливилось встречаться в Лондоне незадолго до его смерти).
Я вижу эту статью вредной для Израиля. Это высокомерный взгляд с большой высоты на копошащихся глупых и подлых правых и левых евреев, которые не в состоянии договориться.Враги будут ее смаковать!
====================================
Уважаемый Ури! Интересно, как одни и те же слова читаются людьми, смею сказать о нас, близкими по мироощущению, столь ро разному. Я прочитал статью Эдуарда прежде всего как выражение боли за своих израильтян, как "левых", так и "правых", доводящих свои естественные по обстоятельствам и истории разногласия до демонизации друг друга (чему найдутся примеры и в Гостевой). А враги будут искажать и смаковать, что бы Вы ни написали! Что нового для евреев в этом?

Как аргумент в свою пользу напомню Вам "Стремление к идеалу" сэра Исайи. Разве он, показавший, как последовательное стремление к тому или идеалу вело к ужасам, ставил себя выше стремившихся к ним? Он оставался с ними, делая выводы из истории их стремлений и пытаясь убедить их признать, что "Из такого кривого полена, как человек, ничего прямого не выстругаешь" (Кант), и как при этом ценить человека, не предавать его ради идеала.

Бормашенко- Онтарио 14
Ариэль, Израиль - at 2013-07-16 21:23:16 EDT
"Да хоть бы Штерн полагал естественными союзниками евреев в борьбе с мандатными властями черта, дьявола, шайтана. Он ведь вел борьбу не с мандатными властями, а за спасение евреев и против Белой книги"
Дорогой Онтарио 14, позвольте мне с Вами не согласиться.
Я выработал два небезупречных и небезусловных правила (поверьте, их выработка мне далась не задешево): 1) средства важнее цели 2) важнее то с кем ты делаешь дело, чем то дело, которые ты делаешь. Толковать эти правила слишком расширительно не следует, но часто они выручают. Я не хочу делать самое правое дело в одной компании с шайтаном, ибо само мое расположение к шайтану превращает дело в неправое. Я охотно приму упрек в читоплюйстве и пр.

Ури Андрес Борису Дынину
- at 2013-07-16 21:10:02 EDT
Главная мысль моей реплики не в критике неудачного термина миф, использованного Бормашенко и поддерженного Вами со ссылкой на Исайю Берлина (умнейшего человека, с которым мне посчастливилось встречаться в Лондоне незадолго до его смерти).
Я вижу эту статью вредной для Израиля. Это высокомерный взгляд с большой высоты на копошащихся глупых и подлых правых и левых евреев, которые не в состоянии договориться.Враги будут ее смаковать! Вопрос о право/левой конфронтации вовсе не чернобелый. И левые и правые евреи свои взгляды не выбрали в магазине,а приобрели их в результате своей духовной, ментальной конфигурации.Левизна- это опасная болезнь.
Бормашенко пишет хорошо, но это не означает, что он не должен считаться с реальностью момента и забывать, что Израиль в опасности.

Абрам Торпусман
Иерусалим, - at 2013-07-16 19:32:12 EDT
Эдуард, прекрасно!
Есть, впрочем, замечание. По-моему, зря пишете о "эахлёбе прессы" вокруг прихода к власти Башара. "Писали так: в Сирии появился, наконец, интеллигентный лидер, врач-офтальмолог..." Вы цитируете кого-то? Помнится, всё было совсем иначе - кто-то очень осторожненько высказался: может, этот будет получше. После этого набросилась на него дружно вся журналистская левая брати: не может он быть лучше, расклад у него не тот! И Ваши воспоминания - кусочек "правого" мифа...

Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2013-07-16 15:31:48 EDT
Полезно и приятно поговорить с интересным и умным собеседником на актуальную, волнующую тебя тему.
Вдвойне интересней, если в разговоре также участвуют собеседники небезразличные к твоей стране, знающие ее проблемы и болеющие за ее будущее.
Позиция автора представляется мне объективной, взвешенной и ответственной.
Я бы не стал подчитывать с арифмометром в руках количество «за» и «против», высказанных автором за тот или иной миф.
Для меня главное – это то, что автор заговорил на эту тему, обозначил проблему и свою позицию еврея и гражданина. Читая этот очерк, я ловил себя на мысли, что могу позволить себе маленький комплимент в свой адрес: мысли автора во многом совпадают с моими, его рассуждения, наблюдения и отправные точки для выводов устраивают и меня.
Пытается ли автор найти свой средний путь, как пишет уважаемый Э. Рабинович, и является ли такая попытка чем-то неприемлемым, попыткой быть «над схваткой» (подобные обвинения в ходе разного рода обсуждений и я выслушивал неоднократно)?
Не думаю.
Я всегда предпочту человека способного на разумный компромисс, настроенного на обеспечение национального согласия, реально смотрящего на проблему, учитывающего реальные факторы реальной политики и свои возможности тому, кто все перечисленное игнорирует, прикрываясь тем или иным лозунгом.
Политические деятели Израиля придя в реальную политику, в общем и целом, как отмечает автор проводят политику не всегда совпадающую с их предвыборными партийными лозунгами и тезисами, а соответствующую текущему моменту и возможностям государства, смещаясь к центру политического расклада.
В ходе развития инфраструктуры Крайот несколько лет тому назад над северной веткой железной дороги пробросили два моста из Кирьят Яма в Кирьят Моцкин, один из них назвали именем М. Бегина, а второй – в чести И. Рабина. Для меня это приемлемо, естественно и символично, ибо оба покойных Премьера – это моя история, это часть мифа (или не мифа?!) «Мединат Исраэль». Оба эти моста – мост в будущее государства, напоминание о его сложной, полной драмы еще совсем недавней истории.
М.Ф.

Берка - Эдуарду Бормашенко.
- at 2013-07-16 12:49:26 EDT
Статья мне показалась насыщенной свежими мыслями, которые несмотря на новизну, выглядят весьма разумными.
Единственная мысль, вызвавшая у меня возражение, была -
"Политический гений Жаботинского, необъяснимым образом угадавшего ужасную судьбу европейского еврейства мне очевиден".
Политический гений Жаботинского и у меня не вызывает никаких сомнений. Но "необъяснимым образом угадавшего" - право же, это комплимент Жаботинским не заслужен. Шолом Алейхем в "Мальчик Мотл", предваряя описание еврейского погрома, говорит(цитирую по памяти, из-за чего может случиться незначительное искажение текста): "Слушайте внимательно, что я Вам сейчас расскажу. Вам это может пригодиться." Речь в "Мальчике Мотле" шла о начале двадцатого века. Ведь Шолом Алейхем думал, что этими словами он сослужит братьям своим хорошую службу. Увы, лишь некоторым. Которые читают очень внимательно.
Как же евреи, которые читали это предупреждение-пророчество, как несомненно читал и Жаботинский, не вняли Шолом Алейхему? Или другим рассказам о еврейских погромах?
Как-то раз, в разговоре с американской еврейкой, соседкой, я сказал, - Посмотрите, вот я еврей из России, а мой товарищ - венгерский еврей, а ещё есть иранские евреи, польские евреи... И все мы сейчас живём не в странах, где родились. А вы вот - американская еврейка... Вам, то что я сказал, ничего не говорит? Мой намёк она не сразу поняла. Но поняла без дополнительных объяснений. Просто все люди, не только евреи, имеют тенденцию верить, что несчастья могут случиться с кем угодно. Но не с ними самими.
Эйнштейн вступил в переписку с Фрейдом, с целью выяснить у Фрейда возможные пути предотвращения надвигавшейся новой войны. Но мысль, что евреям будет жарче чем всем остальным на раскалённой сковородке войны даже не мелькнула в переписке двух людей, которых евреи считали, и недаром, своими интеллектуальными лидерами. Наверное эти двое подзабыли, что они евреи. И полагали себя людьми Мира. И не посоветовали евреям бежать, куда глядят глаза.
Хотя Эйнштейн понимал, что говорил, когда сказал своей жене при их последнем, когда ещё можно было уехать, отъезде из Германии(кажется в 33 году),- Посмотри внимательно на наш дом. Ты его больше не увидишь.
А Фрейда с большим трудом и за большие деньги еле удалось вывезти из Австрии, когда уже было нельзя.

Националкосмополит
Израиль - at 2013-07-16 12:32:47 EDT
Да!
Не могут дати простить национал – социалистам – сионистам Израиля, что это они воскресили Святой Язык Бога в еврейском народе.
Ведь, если бы командовали они, то евреи продолжали бы говорить на Идиш, а Арамейский язык Талмуда был бы важнее Иудита – языка Торы.

Вот я живу в подъезде с Ашкиназим, Сефрдами, Марокканцами, Оду, Румынами и Бухарцами; и все мы действительно переругались друг с другом по бытовым вопросам, и кроме многочисленных скандалов с употреблением самых грязных ругательств, было уже 6 судебных процессов, рисовалась свастика на Ашкиназских дверях, а полиция не захотела привлекать, того, кто это нарисовал, я не говорю к уголовной, но хотя бы к административной ответственности.

А вокруг бушует Арабская Весна, которая может перекинуться и на Израиль и тогда она будет называться Семитская Весна.

Что же делать?
Израилизировать Авраамео – Буддистскую цивилизацию и делать Израиль Воскрешенный ее столицей, а то нам – евреям всех национальностей и культурных менталитетов скучно в нашей местечковой стране.

М. ТАРТАКОВСКИЙ.
- at 2013-07-16 10:39:22 EDT
Б.Дынин: "...признание святости существования Израиля".

Вот с чем Голда Меир прибыла некогда в сталинскую Москву, вот то, по поводу чего Сталин констатировал (полагаю, разумно): "Умные люди прислали нам глупую женщину".

Борис Э.Альтшулер
- at 2013-07-16 10:08:42 EDT
Согласен с Рабиновичем.
Израиль - не миф, а исполнившееся пророчество, которое костью торчит в горле такого примитивного антисемита как Манасе и миллионов иже с ним.
Мне очень запомнился давний постинг одной посетительницы Гостевой, которая в обзоре израильских изобретений оптимистически заявила что-то типа: "Нечего боятся. Мы ещё что-нибудь придумаем и всё будет о.к."

М. ТАРТАКОВСКИЙ. К вопросу о призраках
- at 2013-07-16 09:44:09 EDT
Создание демократии Швейцарского типа в окружении соседей, не брезгующих каннибализмом (в самом прямом смысле слова) представляется проблематичным.

>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<

Из СМИ. В Германии года два назад один гомосексуал съел по частям своего приятеля - причём по взаимной договорённости!
Граждане Германии "не брезгуют каннибализмом (в самом прямом смысле слова)"!

Манасе
Германия - at 2013-07-16 09:37:21 EDT
Однажды, в стародавние времена, сказал Бог Моисею! ты ЭТОТ йордан не передёшь, Этот не тот может и Ерусалем Израйль не Этот, вы задумайтесь.
Инна Ослон
- at 2013-07-16 05:47:15 EDT
Эдуард Бормашенко умнейший человек и один из лучших авторов этого сайта. Я бы его представила к званию не автора года, а автора десятилетия.
Соня Тучинская
- at 2013-07-16 04:54:29 EDT
Мне, Эдурард, можеть быть, более, чем кому-либо другому ужасно трудно не подпасть под обаяние любого Вашего текста. Но в этот раз, Вы были правы, я собралась и усилием воли не подпала.

Пример с Барухом, спасшим еврейский Хеврон от очередного арабского погрома, оставляю на Вашей совести. Не верите, позвоните Шмулеку. Похоронен Барух как собака, вне кладбища. И нет там языческого поклонения "правых", как по сей день "левых" - на могиле Рабина, завезшего в Израиль смерть для евреев. Тех самых, кого Рабин до самой своей смерти называл "жертвы мирного процесса". И хоть бы пол-израиля взлетело на воздух - они не отрекутся от своей безумной идеи никогда.

Что у нас в сухом остатке? Штерн? Плохо знаю предмет. Но то, что сказал Онтарио кажется логичным?

Очень Вам хотелось, как и всем, кто пришел в восторг от этой публикации, поставить знак равенства между "левыми" и "правыми", чтобы подтвердить свою излюбленную теорию. Но, честно говоря, попытка, и очень элегантная, как, впрочем, и все у Вас, имеет место, а вот результата убедительного не видно.

Между "правыми" и "левыми" лежит пропасть. "Правые" любого засола защищают "пейсатых поселенцев", "левые", всех версий - ненавидят их, часто больше, чем арабов. То есть, ненавидят таких как Вы и Яков Шехтер.

Эти слова не вызовут того легкого восторга, который вызывает ваш текст. Но я в них вижу бесстрашную попытку увидеть жизнь, такой какая она есть, а не подкладывание (бессознательное, конечно) камешков на одну сторону весов, чтобы чаши с разновеликим грузом сравнялись на радость взвешивателю.

"Мы по-прежнему имеем полное право называть подлость подлостью, ложь – ложью, а ублюдков – ублюдками. И в условиях нынешней поляризации, когда ублюдки перешли в наступление по всему фронту, а кое-где даже празднуют победу, особенно важно называть вещи своими именами. Мы – не «правые», мы – норма. Они – не «левые», они – подлецы, хотя бы потому, что подло исповедовать «левую» идеологию после ужасов XX века. Чем четче, чем недвусмысленней будет проведено это разграничение, тем меньше будет у них шансов привлечь на свою сторону «полезных идиотов» и колеблющихся маргиналов."

Надеюсь, Эдуард, что я не потеряю Ваше расположение, которым необычайно дорожу.

Ontario14
- at 2013-07-16 03:56:05 EDT
Эдуард, все так, я готов подписаться под каждым словом, но...

Но стоит помнить и другое. Например, то, что Авраам Штерн полагал Гитлера и Муссолини – естественными союзниками евреев в борьбе с мандатными властями.
**********
Да хоть бы Штерн полагал естественными союзниками евреев в борьбе с мандатными властями черта, дьявола, шайтана. Он ведь вел борьбу не с мандатными властями, а за спасение евреев и против Белой книги - т.е., как и Жаботинский, "необъяснимым образом угадал ужасную судьбу европейского еврейства". Отсюда и его действия и его кидуш hа-Шем, в которых я, хоть убейте, не вижу даже малейшей причины для комрометации правого лагеря.

Но стоит помнить и другое... Что Рабина убили (и не к чему обсасывать бредовые версии этого убийства). При обсуждении убийства Рабина не имеет никакого значения: талантливый он был генерал или бездарный. Что Барух Гольдштейн расстрелял арабов в пещере Махпела, и ни к чему создавать героический миф, вокруг этой бойни.
***********
Если приводить примеры того, что правые тоже небезгрешны, то убийство Рабина и расстрел в Махпеле - примеры неудачные, т.к. это (если верить официальным результатам расследований) - действия одиночек, которые были решительным образом осуждены всем "правым лагерем". А наши противники как-то не торопятся осудить "сезоны", "Альталену" и "охоту на ведьм 1933 года".

Борис Дынин - всем и Элиэзеру в частности
- at 2013-07-16 03:54:39 EDT
Я отозвался на статью Э. Бормашенко коротко. Рерлика Uri Anders побуждает меня еще раз подчеркнуть важность мыслей Эдуарда.
В принципе, для меня, мысли Эдуарда не были откровением. Они являются приложением общего взгляда на сознание человека, формирующего идеалы как руководство к действию в свете мифов своей жизни (истории). Многое, я бы сказад, базисное, сказано об этом в статье Исайи Берлина «Стремление к идеалу», которую я перевел в 2000 г. («Вопросы философии», № 5. С. 58.) См. другой, более поздний перевод: http://bspu.unibel.by/pages/obschixxi/source/1109.html Эдуард, не знаю, читал ли он Берлина, как бы приложил, мысли последнено к ситуйции в Израиле, к противостоянию «длевого» и «правого» мифов. И Эдуард прав: ” Удивительно, все же, что эти «продвинутые» люди, не могут взять в толк того простого обстоятельства, что последовательность отнюдь не всегда добродетель, что чаще всего непреклонность оборачивается зверством, что милосердие непроизвольно, спонтанно и логически неоправданно и невыводимо. “ Это и раскрыто у И.Берлина.

Элуард пишет: ” Как может выглядеть компромисс, не унижающий человеческого достоинства сторон? На интеллектуалов у меня надежды мало, эти любят свои мифы, больше чем самого себя, и уж точно больше, чем ближнего. Вся надежда на ушлого, пройдошливого обывателя, жлоба, который, кряхтя, плетется поутру на службу, выплачивает машканту, заканчивая с минусом месяц, помня, что в свободнейшем из миров его нигде особенно не ждут, и надо возделывать свой сад. “

Я тоже ценю эту так сказать «почвенность», но также знаю как ею бывает манипулируют интеллектуалы до того, что она успевает разрушиться до того, как произрастет приятными цветами. Я думаю, что интеллектуалы, признав, более того прочувствовав, мудрость сэра Исайи и Эдуарда, сумеют вести диалог и корректировать его результаты в ходе практической деятельности государства, не забывая необходимость и смысл его существования как еврейского государства. Возможен ли такой диалог? Трудно, очень трудною Как сказал сам сэр Исайя в конце эссе «Два понятия свободы»: ”«Осознавать относительную ценность своих убеждений и все же непоколебимо их держаться – вот что отличает цивилизованного человека от дикаря» “ Такое недоступно ни животному, ни машине. Непоколебимость не означает окостенелость. И она может быть живой, если оппонентов объединяет, позволю себе сказать, признание святости существования Израиля. (Если нет, то и безнадежно). Человек способен осознавать противоречия своих идеалов (мифов) и вести диалог с другим. И вот в этом я вижу задачу интеллектуалов. Но способность не есть еще желание. Да помогут слова Эдуарда тем, кто прочитает его, осознать свою ответственность перед Израилем, то есть друг перед другом, ради сохранения Израиля как действительности и высокого мифа в глазах человечества.

P.S. Перед отправкой этого отклика успел прочитать замечание Элиэзера об опасности слова "миф". Я не пропагандист и использую слова с их значениями в современном интеллектуальном дискурсе, в разговоре с коллегами, а не на партийной трибуне. А тех, для кого Израиль преходящая действительность, никакое словоупотребление не побудит согласиться со мною. И этот наш разговор не есть обсуждение Торы. Она, конечно, не миф в смысле какой бы то ни было философии, современной или нет.

Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу
- at 2013-07-16 03:28:32 EDT
"... подход, возможно, элегантный для философского мышления, мне представляется в корне неверным. А фраза о том, что Израиль миф - незумно опасной. А что если арабы скажут, что у них - история, а евреи сами признают, что их история - миф (как мы, арабы, давно уже всему миру докладывали)? ..."

Элиэзер Меерович,
Но ведь "борьба мифов" - совершенно реальный факт, известный, право же, с незапамятных времен. Сейчас его именуют "сражением за нарратив". Скажем, то, что Израиль именует Войной за Независимость, арабы называют несколько иначе. И мы с вами можем не ходить далеко - у нас есть американский миф о героической обороне Аламо. Как вы понимаете, эту историю можно рассказать и с мексиканской стороны ...

Элиэзер М. Рабинович - поправка
- at 2013-07-16 03:25:44 EDT
А фраза о том, что Израиль миф - БЕЗУМНО опасной.
Элиэзер М. Рабинович - Борису Дынину
- at 2013-07-16 03:22:19 EDT
Уважаемый Борис, почтительно или нет, но миф - это то, что реально не существует и в настоящее время не претендует на реальное существование. История - претендует на описание фактов. Статья написана, чтобы еще раз обосновать мнение уважаемого Эдуарда, что истории нет, в частности, нет истории Израиля, так возможна и история по Шефтелю.

Это подход, возможно, элегантный для философского мышления, мне представляется в корне неверным. А фраза о том, что Израиль миф - незумно опасной. А что если арабы скажут, что у них - история, а евреи сами признают, что их история - миф (как мы, арабы, давно уже всему миру докладывали)?

Вообще миф - наука греческая... Еврейская религия даже переход посуху через Красное море мифом не считает, тем более, историю последних 100 лет.

Борис Дынин - Uri Andres
- at 2013-07-16 03:06:12 EDT
Uri Andres-For Boris Dynin
- Tue, 16 Jul 2013 02:08:39(CET)
Нет,Израиль-не миф, а исторический факт. Мифом его считают враги и усиленно стараются его развеять. Израиль это сконцентрированная воля двухтысячелетней давности относительно небольшого этноса... (и далее)
================================
Уважаемый Uri! Автор сказал ясно: "Слово миф я употребляю отнюдь не в уничижительном смысле. Миф, как говорил А.Ф. Лосев, «не есть выдумка, или фикция, не есть фантастический вымысел…Это не выдумка, но наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни» (А.Ф. Лосев, «Диалектика мифа»).

В дискуссиях с мыслителями, сводящими человеческую действительность к причинно-следственным, прежде всего, биолого-экономическим цепям событий, выработалось понятие мифа не как некой сказки или иллюзии, но как (согласно тому де А.Ф. Лосеву) необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф — не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это элемент самой жизни, отличающий ее от жизни животной и от жизни, угнетенного человека, превращенного в винтик социального механизма. Поскольку это не биологическое и не социологическое понятие, нет надежды на точное определение "мифа", но то, что сохраняется после разложения человека на биолого-экономико-социо элементы и помогает держать на виду проблему человека и истории, особенно в случае с Израилем.

И я вижу в Ваших собственных словах: "Израиль это сконцентрированная воля двухтысячелетней давности относительно небольшого этноса" одно из выражений мифа Израиля в смысле Лосева, Бормашенко и др. Ведь как Вы можете представить эту волю иначе, чем через восприятие истории Израиля не в "объективных глазах" историка, готового принять Израиль за реликт истории (помните Тойнби), но как Израиль существует в сознании самих евреев: Ам Исраэль Хай , в единстве своих тысячелетий в опровержение социо-экономическим законам.

А враги как раз считают, что Израиль - это просто политическое образование, которое можно уничтожить по некоему рациональному плану. Вот только надо его придумать - от ракет до непрерывных беременностей исламских женщин. Но сила мифа на стороне Израиля, да не разрушат его сами евреи, о чем беспокоится Эдуард Бормашенко.

Uri Andres-For Boris Dynin
- at 2013-07-16 02:08:39 EDT
Нет,Израиль-не миф, а исторический факт. Мифом его считают враги и усиленно стараются его развеять. Израиль это сконцентрированная воля двухтысячелетней давности относительно небольшого этноса, движимого естественным желанием возвратиться на свою защищенную родину и метафизической убежденностью что на своей родной почве он сможет достичь расширения пределов человеческого существования.Известных рецептов для этого нет и Израиль выглядит порой не очень симпатично, но разоблачать его жителями Израиля в прессе вредно и глупо.
Борис Дынин
- at 2013-07-15 23:35:38 EDT
"Израиль – страна-миф, и требуется большой здравый смысл, чтобы этот миф выжил".

Аминь!

Сэм
Израиль - at 2013-07-15 23:32:38 EDT
Очевидно предполагается восхититься объективностью автора, вспомнившего, несмотря на всю свою "правость", и про Баруха Гольдштейна и про Игаля Амира. И про несостоявшегося коллаборациониста Штерна.
Я – инженер. И по возможности предпочитаю играться не словами, а цифрами. Так вот, лично мне, ключевыми в этом рассказе посвящённому мифам, являются не слова, а цифры. Которых в рассказе про левый миф в 15.5 раз больше, чем про миф правый.
И ещё 2 цифры. Объективные.
1980 г (год, в котором Алик скорее всего приехал в Израиль, канун Олимпиады, чистка и прополка нежелательного элемента. Потом поток практически прекратился) и
1997 г, когда в Израиль приехал господин Бормашенко.

Ури Андрес
- at 2013-07-15 23:24:40 EDT
Написано лихо, с вершин Эвереста. Не понятно лишь причем здесь мифы? И почему все правые и левые такие гнусные и глупые? И зачем говорить о неизбежных тяжелых ошибках,отбивать хлеб у Хомского? Израиль-свободен, но он мал и такая роскошь ему не по карману.
И остается неясным чем оправдывается создание еще одного университета в стране?
Статья ничего хорошего для страны не делает. И realpolitik-слово немецкоеб и Maserati транскрибируется без "з".

Григорий Гринберг - Эдуарду Бормашенко
Belmont, CA, USA - at 2013-07-15 23:17:30 EDT
Великолепная работа!

Думается по важности она стоит выше всех не менее великолепных работ автора.

Есть над чем думать, трудно оспорить в ней хоть слово, а хочется - конечно обратного.

Спасибо, Эдуард! Спасибо! Просто пиршество ума!

Б.Тененбаум
- at 2013-07-15 22:56:30 EDT
В дополнение к сказанному Игорем:
B Англии в свое время придумали не только слово "Парламент", но и понятие "... лояльная оппозиция ...". Политические оппоненты, при всей непримиримости споров, все-таки рассматривают друг друга не как врагов, а как сограждан. Понятно, призанять такую вещь не получится - ее надо долго культивировать, как английский газон - но как хотелось бы поглядеть на Кнессет в таком формате :)

Игорь Ю.
- at 2013-07-15 22:42:25 EDT
Текст хочется распечатать, повесить вместо магнитиков на холодильник, и перечитывать каждый день. И растащить на цитаты. Мне кажется, я бы мог всю оставшуюся жизнь не думать, откуда взять эпиграф для своих дилетантских американских исторических эссе.
Чего стоит - "На интеллектуалов у меня надежды мало, эти любят свои мифы, больше чем самого себя, и уж точно больше, чем ближнего. Вся надежда на ушлого, пройдошливого обывателя, жлоба, который, кряхтя, плетется поутру на службу, выплачивает машканту, заканчивая с минусом месяц, помня, что в свободнейшем из миров его нигде особенно не ждут, и надо возделывать свой сад". По этому поводу, уважаемый Эдуард, знаете ли Вы, какая книга была самой популярной в Америке 19 века (после Библии, конечно)? The Farmer´s Almanac. Вместо высоко интеллектуальных споров о том, кто лучше выразил национальный дух - Достоевский или Толстой, как в России, или о смысле Свободы-Равенства-Братства, как во Франции, в этой стране "пройдошливого обывателя" читали Farmer´s Almanaс.... и делали дело. И разница заметна невооруженным глазом.
Или это -" Но, может быть, удастся поладить на том, чтобы не есть друг друга поедом? Почти все процветание государств в мировой истории имело место, когда люди почему-то переставали друг друга грызть. Это бывало редко, оттого и процветание имело место не часто. Мераб Мамардашвили, говорил, что не следует удивляться тому, что чего-то в этом мире нет, уместно поражаться тому, что хоть что-то есть. У нас есть Израиль, и это очень много; однажды, как говорят наши мудрецы, мы его уже лишились из-за нашей оголтелости. И это, может быть, главное, что следует помнить. Подобно тому, как «мрачность издали напоминает величие духа» (С. Довлатов), бешенство в споре издали напоминает твердость выстраданных убеждений". По-моему, вся цитата - выше всяких похвал, а подчеркнутое мною - просто гениальная фраза.

Элла
- at 2013-07-15 22:42:10 EDT
Верно.
Элиэзер М. Рабинович
- at 2013-07-15 22:39:07 EDT
Уважаемый Эдуард, я ценю Ваше намерение найти средний путь, но я верю, что история состоит не только из мифов, но и из фактов. Я не хочу повторять многое, прошедшее через наше частное общение, но сейчас я под большим впечатлением о только что прочитанной статьи Якова Кедми (http://www.elektron2000.com/article/1358.html), где эта история изложена в деталях как история, на куда более высоком и трезвом уровне, чем это сумел сделать я, и после нее как-то не идет разговор в рамках мифологии или сеансов спиритуализма.

Алик взглянул на меня и немедля перешел к делу: как же получилось, что ты, мальчик из интеллигентной семьи, бродишь по палестинским деревням и избиваешь железной палкой детей? Я остолбенел. Как-то нелепо объяснять, что железной палкой мне трудно стукнуть и совершеннолетнего заклятого врага. Но Алик был твердо уверен, что перед ним эсесовец в кипе.

Мне лично за всю жизнь такой "Алик" не встретился. Речь всегда идет не о палке, а о политической зависимости арабов. На сегодня правый Израиль просто прячет голову в песок, и вот уже второй срок правительство предельно пассивно в отношении арабов. Планв, как быть с ними, у правого Израиля нет, и у левого нет, потому что просто нечего им предложить. Т.н. планы Беннета и Фейглина, если их попытаются реализовать, приведут к одному: к полной аннексии ВСЕЙ Иудеи и Самарии с полным прдоставлением гражданства всем арабам. И со скупкой ими квартир в северном Тель-Авиве.

Б.Тененбаум
- at 2013-07-15 22:20:59 EDT
Блестяще.
Юлий Герцман
- at 2013-07-15 21:58:55 EDT
Эдуард, вы написали замечательную статью (не первую, впрочем и, дай Бог, не предпоследнюю). Очень многие из ее положений применими не только к Израилю, но и к Америке (о других странах - не знаю), и трезвый голос на фоне обоюдоострых истерик звучит особенно привлекательно.