©"Заметки по еврейской истории"
июнь  2013 года

Семен Резник

Другой народ


Реплика на статью Григория Никифоровича в журнале "Знамя"

Статья Григория Никифоровича «Был такой народ» («Знамя», № 4, 2013) привлекла широкое внимание читателей. Сужу об этом по тому, что ссылки на ее электронную версию я получил от многих друзей и знакомых из России, Израиля, Соединенных Штатов, Германии. Некоторые сопровождаются позитивными ремарками, одна из них предельно краткая и выразительная: «Excellent article!». Дошли слухи, что она также готовится к печати в некоторых изданиях русского зарубежья. Статья написана на большом фактическом материале, содержит малоизвестные сведения, чем, очевидно, и вызван широкий интерес к ней. Тем более важно указать на некоторые положения и выводы автора статьи, которые существенно расходятся с исторической реальностью.

Под «таким народом» г-н Никифорович понимает советских евреев, причем советскими он их называет не просто потому, что они жили в Стране Советов и были ее гражданами. Это было бы столь же тривиально, сколь приложимо ко всем народам бывшего СССР. Особую советскость евреев Г. Никифорович обосновывает статистическими выкладками, которые, по-видимому, считает неотразимыми. Он оспаривает тех авторов, которые, указывая на «непропорционально большое» присутствие евреев в высшем партийном руководстве 1920-30 годов, делают вывод, что «российское еврейство в целом зловредное и коварное племя сознательно вырастило в своей среде самых главных заправил, которые при первом же удобном случае возглавили большевиков и захватили власть в беззащитной России» (курсив Г. Никифоровича. – С.Р.). Автор статьи считает такие выводы научно несостоятельными, остроумно указывая на то, что «по столь маленьким выборкам совершенно невозможно достоверно определить, какая группа населения в целом захватила власть в России — евреи, или брюнеты, или лысые, или очкарики».  В противовес он приводит данные «большой выборки» и … приходит к точно такому же заключению. В общем населении страны, указывает автор статьи, в период между двумя войнами евреи составляли 1,7-1,8 процента, а в партии большевиков их было от четырех до пяти процентов – в 2,5 раза больше. Эту выборку г-н Никифорович считает «вполне репрезентативной» и выводит «закономерность: действительно, российские евреи более охотно, чем население страны в целом, примкнули к правящей партии, став не просто лояльными, но активными проводниками политики большевиков» (курсив Г. Никифоровича – С.Р.).

Что ж, выборка действительно большая, но столь ли она репрезентативна, как кажется автору?

До принятия лучезарной сталинской конституции 1936 года в СССР вполне официально существовала категория лиц, лишенных избирательных и всех иных прав. Их так и называли – лишенцы. Согласно переписи населения 1926 года, всего в стране было 6 процентов лишенцев, тогда как среди евреев лишенцы составляли около трети всего еврейского населения 830 тысяч человек[1]. При «выборах» в местечковые советы среди не допущенных к голосованию евреи составляли 81,5 процента, в городские советы бывшей черты оседлости – 68,8 процента[2]. Достаточно сопоставить эти цифры с четырьмя процентами членов партии, чтобы стало понятно, в какой мере евреи были «не просто лояльными, но активными проводниками политики большевиков».

Чем объяснялось столь «непропорционально большое» число изгоев одной национальности в интернациональном советском государстве?

До революции партия большевиков именовала себя партией рабочего класса. Но пролетариев в аграрной России было очень мало. Для захвата власти и затем ее удержания партия нуждалась в более широкой опоре. Под мудрым ленинским руководством она быстро перестроилась в партию рабочего класса и трудового крестьянства. Крестьяне-единоличники, по марксистским понятиям, были мелкой буржуазией, что им и припомнили в год великого перелома. Но в 1917 году партийные идеологи предпочли об этом забыть. Первые два декрета советской власти – о мире и о земле – выражали главные чаяния крестьянства. Оно и стало, вместе с фабричными рабочими, опорой большевистской власти. Однако среди евреев крестьян было даже меньше чем фабричных рабочих, ибо при царизме им не разрешалось владеть землей. Основную их массу составляли ремесленники и мелкие торговцы (крупных торговцев и заводчиков ликвидировали сразу). Видный большевистский пропагандист и «экономист» Ю. Ларин (тесть Н.И. Бухарина), стараясь закамуфлировать почти полное отсутствие «передовых классов» среди евреев, явно не по-марксистски, записал в одну группу с пролетариями всех работавших по найму: подмастерьев, торговых и конторских служащих, государственных служащих, представителей интеллигентских профессий. С такой натяжкой ему удалось включить в категорию «трудящихся и их семей» 25 процентов еврейского населения[3]. Остальные 75 процентов были «деклассированными элементами». Их и лишали всех прав ввиду абсолютной непригодности для вступления в светлое будущее, уготованное народу властью рабочих и крестьян. Так что удивляться следует не тому, что каждый третий еврей оказался лишенцем, а тому, что их не оказалось три четверти. Из этого «человеческого материала капиталистической эпохи» партия стремилась «выработать коммунистического человека». Методы выработки: «пролетарское принуждение во всех его формах, начиная от расстрела и кончая трудовой повинностью», как формулировал любимец и главный теоретик партии большевиков Н.И. Бухарин[4].

Едва отгремела гражданская война, как партия начала «гражданскую войну на еврейской улице». Так это тогда называлось. Война шла сразу на многих фронтах. Конфисковывали синагоги, превращая их в клубы, склады, отхожие места. Раввинов, моэлов и прочее «реакционное духовенство» сажали в кутузки, ссылали туда, куда Макар телят не гонял, их семьи лишали жилья и имущества. Так как традиционный уклад жизни евреев был тесно связан с религией, то партийные надсмотрщики зорко следили за тем, чтобы они не могли соблюдать правил о субботнем отдыхе, кошерной пище и т.п. Над теми, кто их все же пытался соблюдать, всячески измывались, натравливали на них их собственных детей. Коммунисты и комсомольцы устраивали кошачьи концерты под окнами остававшихся синагог, нередко врывались в них во время богослужения, чтобы поглумиться над молящимися. Для вытравливания религиозных «предрассудков» годились любые средства.

В 1917 году в сионистских партиях и организациях состояло около 300 тысяч евреев – в десять раз больше чем в социал-демократическом Бунде и раз в пятьдесят больше чем во всех нееврейских социалистических партиях вместе взятых (эсеров, меньшевиков, большевиков). Сионистские чаяния не могли испариться в одночасье. Напротив, погромы времен гражданской войны, а затем «гражданская война на еврейской улице» многократно их усилили. Власти это знали и вели крупномасштабную войну с сионизмом. Выезд из страны был закрыт почти наглухо, сионистские организации были запрещены, а те, что пытались продолжать свою деятельность нелегально, подвергались жестоким карам.

Иврит был объявлен контрреволюционным языком, все издания на нем были ликвидированы. Это происходило в то время, когда советская власть в пожарном порядке создавала письменность для малых и кочевых народов, у которых ее раньше не было, содействовала развитию национальных культур. Делалось это во имя пролетарского интернационализма. Только один язык из двухсот с лишним – самый древний, несший на себе печать четырех тысяч лет развития цивилизации, оказался под запретом. Благодаря заступничеству М. Горького, великому поэту Н.Х. Бялику и еще двенадцати ивритским писателям удалось выехать из страны, остальным вогнали кляп в горло, многие сгинули в ГУЛАГе, как талантливый поэт Хаим Ленский. Театр «Габима», благодаря заступничеству того же Горького, а также Шаляпина, Станиславского и других деятелей культуры, удалось отстоять, но будущего в Стране Советов у него не было. В 1926 году, выехав на зарубежные гастроли, театр всем составом решил не возвращаться. Три года спустя не вернулся из гастрольного турне основатель и руководитель ГОСЕТ (еврейского театра на идише) Грановский.

Были запрещены традиционные еврейские школы – хедеры. В ответ была создана сеть подпольных хедеров; они выявлялись и ликвидировались вместе с их организаторами и учителями-меламедами. Такова была участь «пассивного и никогда не выезжавшего за пределы родного местечка» меламеда, который, по мнению Г. Никифоровича, «перешел на сторону большевиков, став родоначальником нового народа, советских евреев». Не знаю точных цифр, но думаю, что на каждого еврея-партийца, приходилось восемь-десять евреев, в хвост и в гриву гонимых большевистской партией. Прав был основоположник, когда говорил, что статистика – наука классовая. Статья Г. Никифоровича это подтверждает.

В свете такой статистики автор трактует и вопрос об участии евреев в Великой Отечественной войне. О приводимых им цифрах и процентах, отнюдь не столь достоверных, как ему представляется, я говорить не буду. Отмечу только тонкое умозаключение автора, что русские, украинцы, белорусы «умирали в эту войну не за товарища Сталина, а за свою родную землю, славянское гнездо, создававшееся их предками как минимум тысячелетие», тогда как «у евреев-фронтовиков в России такой земли не было: они сражались именно за Советскую Родину».

Значит, воевавшим евреям были чужды Бабий яр и остальная земля, в которую эсесовцы, не без помощи полицаев из славянского гнезда, тысячами укладывали их расстрелянных и растерзанных матерей, жен, детишек. За эту землю воевали братья-славяне, а евреи проливали кровь исключительно ради того, чтобы устояла власть кремлевского горца! Такова логика Г. Никифоровича. Изъян в ней только один: автору статьи привиделся мираж. Такого народа никогда не было. Российские евреи (теперь их чаще называют русскоязычными) были и остаются другим народом.

Чем объяснить, что евреев было «слишком много» в правящей партии и во много раз больше среди тех, кого партия давила «пролетарским насилием, начиная от расстрелов»? Если не мудрствовать лукаво, то ответить на этот вопрос довольно просто. Таков уж этот другой народ. Везде его мало, а чуть копнешь, оказывается много. Среди гонителей и гонимых. Среди экономистов, музыкантов, шахматистов. Среди диссидентов и членов Антисионистского комитета советской общественности (старшее поколение помнит такую звонкую организацию). Среди физиков, которые в почете, и среди лириков, которые в загоне. Как писал один гонимый лирик чисто славянских кровей, «говорят, что евреи грязные, а евреи бывают разные». Если их что-то объединяет, то глубинная вера в то, что подлунный мир устроен не лучшим образом и его требуется улучшить. Вот они и стараются. Иногда им кое-что удается. Чаще получается как всегда. Статья г-на Никифоровича тому наглядный пример: ведь он тоже хотел как лучше.

Вашингтон

Примечания

[1] См. детальный анализ в: Nora Levin. The Jews in the Soviet Union since 1917. Paradox of Survival, New York University Press, 1988, V. I, стр. 153

[2] Там же.

[3] Ларин Ю. Евреи и антисемитизм в СССР. М.Л., Госиздат, 1929 стр. 93-94

[4] Бухарин Н.И. Экономика переходного периода. В кн.: Бухарин Н.И. Проблемы теории и практика социализма. М., 1989, С. 168

 

 

 

***

На Востоке, на Востоке есть страна Вьетнам
А на Западе Германии лежит легендарный Кельн.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 445




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2013/Zametki/Nomer6/SReznik1.php - to PDF file

Комментарии:

Victor-Avrom
- at 2013-08-15 14:54:51 EDT
Кремлевский Мечтатель
-Дети! Ну сколко раз вам говорить? 2х2 это гдэ-то 3 - 5, но не адын и не дэвят!


В том источнике приведена, однако, и их оценочная цифра: 4.163.900.

Я понимаю, что у каждого есть свое хобби и иногда они очень странные, но вы хотя бы в двое сократитесь по подсовыванию туфты публике?

У неня хобби как раз не в подсовывании туфты публике, а в
разоблачении чужой туфты, какими бы авторитетами она ни
приводилась. В данном конкретном случае мне не понравилось
http://berkovich-zametki.com/2013/Zametki/Nomer6/SReznik1.php
Семен Резник
Согласно переписи населения 1926 года, всего в стране было 6 процентов лишенцев, тогда как среди евреев лишенцы составляли около трети всего еврейского населения 830 тысяч человек[1].


Мне показалось, что такая цифра противоречит широко
распространённому (в том числе и у меня в голове) мнению,
что Советская Власть - родная для евреев.

Я уж не говорю о том, что сама фраза ув. Семёна
составлена коряво - из неё можно подумать, что евреев в
СССР тогда было меньше миллиона.

Поход по ссылке

[1] См. детальный анализ в: Nora Levin. The Jews in the Soviet Union since 1917. Paradox of Survival, New York University Press, 1988, V. I, стр. 153

удивил ещё больше

Во первых, стоит отметить явно тенденциозное название книги:
Евреи в СССР: Парадокс Выживания. Ну если б о нацистской
Германии такое писалось - тогда, конечно, был бы парадокс.

Ну и никакого детального анализа там и в помине нет.
Там написано вот что:

JDC estimated that 830,000 Jews were classified as lishentsy, or "declassed."

Ссылка на документ Джойнта отсутствует. И ето не случайно.
Я смог найти вероятный источник дезинформации Норы в архивах Джойнта:
http://search.archives.jdc.org/multimedia/Documents/NY_AR2132/532-539/NY_AR2132_00536.pdf

The entire Jewish population of the U.S.S.B. in accordance with the
census of December 1926, is 2,600,000, of whom 2,144,000 live in the cities and
small towns and about 457,000 in the villages. In the social structure of the
Jewish population, only .14$ of the Jews in Bussia come under the caption of
"workers11. The remainder come within the group of peasants, kustars, traders,
employees, professionals and luftmenchen. Of these, it was estimated that 5$
were engaged in agricultural pursuits. Within the category, of the so-called
declassed population, there fall the kustars, the traders, those engaged in indefinite occupations, those who are without work of any kind and other, in all
approximately 830,000 Jews who are without actual sources of livelihood


Написано там следующее:
всего примерно 830 000 евреев у которых не было реальных
источников существования.


Так что какой уж там детальный анализ. Обидно, что такой
солидный автор, как Семён Резник почти купился на эту
туфту.

А почему почти? Потому что сам Семён заявил, что никаким
цифрам веры нет. Несколько обобщающе, правда. Я бы
конкретизировал - цифрам в тех источниках, которые Резник
считает за детальные расследования, а на самом деле -
пропагандистская антисоветская хренотень.

Марк Бершадский
- at 2013-07-24 23:59:30 EDT
С доводами Семёна Резника не согласиться невозможно. Если их для читателя недостаточно, рекомендую прочесть хотя бы те разделы его блестящей по глубине анализа и охвату исторических источников книги "Вместе или врозь", которые посвящены еврейскому вопросу после революции. Расхожая мысль о евреях, массами поддерживающих революцию, массами бегущих в большевистское стойло, и уж конечно, заполняющих снизу доверху карательные органы (мысль, очень милая сердцу т.н. "патриотов" и хранителей нетленных ценностей народа-богоносца - тогдашних и нынешних) опровергается Резником с убедительностью и научной корректностью, которую хотелось бы видеть у научных работ, посвящённых теме "Россия и евреи" - а названная книга вдобавок может служить и эталоном литературного стиля. Столь же несообразны рассуждения о том, что евреи воевали "за Сталина", другие же (в особенности титульная нация) - "за Родину". Не говоря уж о том, что евеям как-то не с руки было любить товарища Сталина, в даже довоенные годы правления которого евреев последовательно вычищали из Политбюро (шутка Радека по сему поводу, думаю, в памяти); о смертной борьбе господ большевиков с ивритом (кстати, впечатляюще, основываясь на анализе фактов, описанной в книге Семёна Резника) вряд ли стоит особо говорить - тут для фюреров нового строя сошлось в едином букете ненавистная ему вера (верить надо было в новых вождей), засевшие в подкорке представление о еврее как о потенциально никакому государству - и прежде всего, российскому - не верных "элементах" - ну, и утробное юдофобство vulgaris. Так что ещё раз - любить евреям товарища Сталина было как-то не за что, а уж умирать за него... О хорошо ощущаемом и подтверждаемом "критерием истины" различии между евреем и неевреем при награждении (ГСС например) говорить - значит повторять сто раз доказанные факты.

Вот более-менее всё, что хотелось бы ответить критикам и полукритикам статьи Семёна Резника

Кремлевский Мечтатель
- at 2013-07-20 00:11:09 EDT
Victor_Avrom
>В ВИКИ - результаты переписи, а не численность населения. У евреев, насколько я знаю, участие в переписи не очень приветствуется. Вот здесь, например, даётся цифра в 4 миллиона для 23-го года:
http://zezam.org/publications/2/1.html
Итак, численность евреев в Советской России в 1923 году была, по всей вероятности, между 5.032.942 и 2.454.000.

Ну хорошо допустим на секудну, что именно приведенные вам цифры верны. Все равно это не меняло бы картину - треть евреев были лишенцами.
Читайте статью из приведенного вами ресурса.
Если бы вы посмотрели вторую страницу приведенного вами ресурса то нашли бы
>СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА
MZ1.120; СТР. 49 II. СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА
Наибольшая часть евреев - 38,4% занималась торговлей. В промышленных отраслях было занято 33,6%, включая владельцев предприятий, крупных и мелких ремесленников. Неопределенными и неустойчивыми доходами жило 10,78% евреев. 3,85% евреев были заняты в транспорте, но это, в основном, частный извоз, это знаменитые "балагулы" полурабочие-полувладельцы - не пролетариат по большевистским оценкам. На долю пролетариата в общем остается менее 1%, но к этому еще следует добавить, что евреи в основном работали на частных, еврейских же, предприятиях.


И прочли бы информацию из вики кто становися лишенцем.

Категории «лишенцев»[править]
Конституция РСФСР 1918 года устанавливала статьей 65, что:
Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

и т.д.

Тогда вопросов у вас не возникала бы какой процент евреев был лишенцами.

Victor-Avrom
- at 2013-07-19 23:27:26 EDT
Кремлевский Мечтатель
Да будет вам,Виктор-Аврум. Что трудно в вики посмтреть?
http://ru.wikipedia.org/wiki/Перепись_населения_СССР_(1926)

В ВИКИ - результаты переписи, а не численность населения. У евреев, насколько я знаю, участие в переписи не очень приветствуется. Вот здесь, например, даётся цифра в 4 миллиона для 23-го года:
http://zezam.org/publications/2/1.html

Итак, численность евреев в Советской России в 1923 году была, по всей вероятности, между 5.032.942 и 2.454.000.

Принимая во внимание, что и в период Первой мировой войны был значительный поток евреев-беженцев из Галиции, Бессарабии и других западных областей, мы принимаем численность евреев в Советской России на 1923 год близкой к 4 млн. человек.

О том, что поток еврейских беженцев из западных областей был значительным, говорит и изучение работ различных общественных организаций и комитетов помощи евреям-беженцам.

К этому надо добавить, что С.Гепштейн, автор работы "Экономическая структура еврейского населения России"11, изданной сразу же после опубликования результатов переписи 1897 г., приводит не менее обоснованные расчеты, но получает еще более высокое число евреев, проживающих в России на 1906 год, а именно - 5.485.000 человек12, что при уменьшении этой цифры на 1.321.100 (проживавшие в Польше) дает 4.163.900.

За период с 1906 по 1923 год эмигрировало около 150.000 (с территории России без Польши). Без учета жертв, но и не учитывая естественный прирост за этот период, мы получаем 4.013.900 евреев на 1923 год.

Кремлевский Мечтатель
- at 2013-07-19 22:05:47 EDT
>В самом деле, численность еврейского населения Советской России в 1926 году была около 4 млн, а не 2.5

Да будет вам,Виктор-Аврум. Что трудно в вики посмтреть?
http://ru.wikipedia.org/wiki/Перепись_населения_СССР_(1926)

Victor-Avrom
- at 2013-07-19 21:03:10 EDT
Victor-Avrom
>А откуда такая потрясающая статистика?


Кремлевский Мечтатель
Виктор-Аврум. Так статью же на дочитать. Кому запрещали голосовать? А процент кому запрещали в статье указан.


Я понял Вы имеете в виду следующее предложение:
Согласно переписи населения 1926 года, всего в стране было 6 процентов лишенцев, тогда как среди евреев лишенцы составляли около трети всего еврейского населения 830 тысяч человек[1].


Но автор сам не доверяет своим цифрам:
Прав был основоположник, когда говорил, что статистика – наука классовая.
Как же можно их серьёзно принимать?

В самом деле, численность еврейского населения Советской России в 1926 году была около 4 млн, а не 2.5
А вообще откуда цифра? А вот:

JDC estimated that 830,000 Jews were classified as lishentsy or "declassified"

Замечательно. Американская Лига Защиты Евреев оценивает число лишенцев в СССР.

Мистер X
- at 2013-07-03 23:51:28 EDT
Мыслителю - не надо обобщать на глазок и приписывать всем евреям пылкую любовь к советской власти. Вы повторяете это упрямо, как мантру, вопреки здравому смыслу и статистике.
Мыслитель
- at 2013-07-03 21:33:34 EDT
Националкосмополит
Израиль - at 2013-06-17 07:23:00 EDT
Евреи горячо поддержали Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию и ее гимн пролетарского интернационализма – «Интернационал».
Революция освободила евреев России от дискриминации.
К 1990 году 90% евреев СССР имело высшее образование.
Почему же они из бесстрашных бойцов за Советскую Власть превратились во врагов Советской Власти?!
Потому, что Власть Советов стала властью диктатора Сталина и КГБ, а Советский строй из интернационального превратился в русский национал социалистический строй.
***
Правильный вывод. Евреи приняли полностью Сов. власть и принимали самое активное участие в её защите в Гражданскую войну.
"Комиссары в пыльных шлемах"- это о евреях.
Евреи принимали самое активное участие в строительстве СССР. Отрицать этот факт просто невозможно.
Но затем, 1929- 30гг., в стране произошел сталинский Термидор, контрреволюция настоящая.
Сов. власть, в том виде как её задумывали Ленин и Троцкий, просто перестала существовать. Тысячи, десятки тысяч евреев были репрессированы в годы Большого террора, в т.ч. из ленинской гвардии. Остальное всё хорошо известно.

Мыслитель
- at 2013-07-03 21:20:34 EDT
Volkov
- at 2013-06-20 20:22:01 EDT
А все Ягоды, Менжинские, Мехлисы очень активно принимали участие в ЧК,
****
Менжинский не еврей.

Ян
Лос-Анжелес, КА, США - at 2013-06-22 07:06:38 EDT
Статистика, как говорится, дело темное. Потому позволю себе, не мудрствуя лукаво, не филофствуя (ибо известно, что исходя из избранного посыла можно выстроить любую внутренне непротиворечивую концепцию, чему убедительный пример геометрии Евклида и Лобачевского), привести здесь отрывок из книги известного еврейского писателя Эфроима Севелы «Почему нет рая на земле», – и смею в данном случае присоединиться к своему именитому земляку из Бобруйска (ведь буквально о том же рассказывал почти 60 лет назад мой дедушка Гирш Янкелевич):
«После революции евреи в России были в моде, и никто не стыдился еврейского имени.Слово «еврей» звучало почти равнозначно слову «революционер». Потому что почти все евреи были на стороне революции в гражданской войне, и многие отдали свою жизнь за власть рабочих и крестьян.Я родился намного позже, но знал об этом не из книг, а читал на домах названия улиц и на памятниках героям гражданской войны...Имена были в основном еврейскими.
А когда власть рабочих и крестьян утвердилась в России крепко, интерес к евреям пропал, еврейских имен стали стыдиться, а самих евреев по указанию вождя Советского Союза Иосифа Сталина стали обижать еще хуже, чем это делали до революции царские антисемиты.
В мире еще много загадочного».
Словами Севелы глаголет истина.

Михаил
Феникс, - at 2013-06-22 04:53:49 EDT
Уважаемый господин Волков!
Непонятна суть Вашего замечания. Почему еврейство олицетворяют именно большевики, а не антибольшевики, каковых было значительно больше? Что Вы пытаетесь доказать? Что можно говорить о коллективной вине или ответственности народа за отдельных его представителей, мерзавцев? Вот так называемые "патриоты" и призывают евреев покаяться за Октябрь, убийство царской семьи и т.д. По Вашей логике получается, что они правы? Между прочим, тот же Бурцев разоблачил всю историю с пломбированным вагоном Ленина, пропущенном кайзером в Россию (большинство из его пассажиров были евреи-социалисты), и тем не менее написал то, что написал.

Волков
- at 2013-06-21 20:36:14 EDT
Уважаемый Михаил,

Спасибо за возражение.В таком наклонении, которое Вы избрали, можно и Исуса Христа объявить отщепенцем, не связанным с еврейской массой.Мне кажаеся, что на еврейство следует смотреть шире и включать в него и антисемита Маркса, и физика-коммуниста Льва Ландау, и материалиста Фрейда и всх беззаветных евреев коммунистов, погибших на баррикадах русской революции в надежде на содание нового общества без эллинов и иудеев.И всех атеистов сионистов, которые вернули нас в наш древний дом. Конечно коммунизм, это была фальшивая идея, мираж. А вот энтузиазм, вложенный в него евреями был чисто еврейский. Были безусловно и подонки-политиканы. Мы очень, очень особенные, но ничего человеческое нам не чуждо.

Михаил
Феникс , - at 2013-06-20 23:09:33 EDT
Господин Волков, Вы утверждаете ровно то же, что говорили В.В. Шульгин, Марков-2-й и другие белоэмигранты об участии евреев в Октябрьском перевороте и становлении СССР. Поэтому вместо ответа приведу Вам мнение Владимира Бурцева, человека весьма осведомлённого и беспристрастного. Его ещё называли "Шерлоком Холмсом русской революции". Он писал, что коммунистические вожди “были отщепенцами еврейской нации” и что “на самом деле они не были связаны ни с еврейской историей, ни с еврейской религией, ни с еврейской массой, а были исключительно интернационалистами, исповедовавшими те идеи, какие разделяли социалисты других национальностей, и сами они были ярыми врагами национального еврейства вообще”. Это, говорил он, “проходимцы, порвавшие связь с еврейством”, и они не имеют к нему решительно никакого отношения. Еврейская же масса в России “не причастна к большевизму и не ответственна за него, как непричастны и не ответственны и те евреи, кому приходится жить и работать при большевиках, у большевиков, не будучи большевиками, как приходится работать и многим русским, убежденным анти-большевикам”. Это так, на заметку.
Volkov
- at 2013-06-20 20:22:01 EDT
Говорить, что евреи не принимали советской власти более,чем странно. Это советская власть не принимала классово ей чуждую еврейскую не рабочекрестьянскую массу, объявляла их лишенцами,прессовала непманов, искореняла сионистов,зажимала верующих хотя все эти группы ничего против нее не имели,а комиссар Коган занимался раскулачиванием.
Евреи вообще плохо вписывались в братскую семью советских народов.
А все Ягоды, Менжинские, Мехлисы очень активно принимали участие в ЧК, ГПУ,НКВД,партконтроле.Это еврейский генерал НКВД организовал убийство Троцкого.Это Максим Литвинов занимался советской внешней политикой, а Лазарь Каганович подписывал все проскрипционные списки.
И ничего противоестественного нет втом,что евреи двинулись в правящую партию. Евреям ничего человеческое не чуждо и чувство реванша какую то роль тоже могло играть.

Соплеменник
- at 2013-06-20 14:02:20 EDT
Биндюжник
- Thu, 20 Jun 2013 08:29:00(CET)

Господин Резник.
На Вашем фото к статье я вижу доброе лицо умного человека.
Но мне не понять, - зачем в кадре, на заднем плане, нужно было вставлять изображение фашистской свастики?
=================================================
Это бумажная суперобложка книги, стоящей на полке.

Аврум-Пейсах
- at 2013-06-20 11:44:53 EDT
"В 1917 году в сионистских партиях и организациях состояло около 300 тысяч евреев – в десять раз больше чем в социал-демократическом Бунде"

אאאאאאאאאאא
В областях бывшей империи в "черте оседлости", отошедших затем к Польше, Бунд преобладал.
Во время войны с поляками 1920 года отряды евреев-бундовцев сражались с поляками и с нетерпением ждали Красную Армию. Кстати, не это ли подлило дополнительно масла в огонь польского антисемитизма?
Хотя тогда огромная еврейская масса была охвачена и вдохновлялась очередной мессианской лихорадкой - мировой революцией...

" и раз в пятьдесят больше чем во всех нееврейских социалистических партиях вместе взятых (эсеров, меньшевиков, большевиков). Сионистские чаяния не могли испариться в одночасье. Напротив, погромы времен гражданской войны, а затем «гражданская война на еврейской улице» многократно их усилили. Власти это знали и вели крупномасштабную войну с сионизмом. Выезд из страны был закрыт почти наглухо, сионистские организации были запрещены, а те, что пытались продолжать свою деятельность нелегально, подвергались жестоким карам.

Иврит был объявлен контрреволюционным языком, все издания на нем были ликвидированы."

אאאאאאאאאאא
Не все так просто и не совсем так, как Вы утверждаете, господин Резник.
Тем не менее общеизвестные факты, - Поалей Цион участвовала в Гражданской войне на стороне Советов. Парадоксально, но это единственная из всех, кроме большевистской, партия, которая официально присутствовала в СССР вплоть до конца 20-х годов. А последние её представительства существовали и значительно позже.
Идиш - иврит. Мне видится это как идеологическая и политическая борьба между еврейскими группами коммунистических направлений и Евсекцией, формировавшей политику относительно евреев в РКП(б), до её упразднения.
Так в Палестине, а позже в Израиле, подобные "идейные" гонения, с не меньшими катастрофическими последствиями, велись на язык идиш. И что теперь от него осталось?

До начала 30 годов евреи могли свободно ехать в Палестину, а также возвращаться обратно.
Так уехала в то время в Палестину часть моих родственников, и подобных случаев множество.
В Крыму и Белоруссии Поалей Цион готовила халуцим, шомерим для последующей организации коммунистических киббуцев в Палестине. И сегодня в Израиле - это процветающие киббуцы.

Вот "лишенцы" действительно подвергались сильной социальной дискриминации согласно теории "классовой борьбы".
Авторов этой теории и практиков её применения не будем здесь упоминать по-фамильно.
Она коснулась многих безотносительно к национальности.
Дети "лишенцев", опять же на примере моих родственников, для того чтобы поступить в институты, должны были 2 или 3 года отработать на производстве простыми рабочими, получить характеристику, и лишь потом поступать на рабфак. Были и другие ущемления, но они носили социальный, а не национальный характер.
Не всё так просто и однозначно, хотя общая политика на ограничение и свертывание еврейской культуры и образования
явно обозначилась уже в конце 30-х годов, когда стали упраздняться школы с обучением на идиш, часть еврейских писателей перешла на русский язык, но пока ещё работали еврейские театры, ещё издавалась литература на идиш...

Sava
- at 2013-06-20 11:43:11 EDT
Расхождения Семена Резника с автором в оценках статистических результатов не столь принципиальны, хотя и дают ему основание ставить под сомнение некоторые важные выводы Григория Никифировича.Однако,для убедительности предложенной концепции С. Резника важно иметь экспертную оценку сравнительных результатов статистики из разных источников и обсудить их с автором.
Из глубокомысленной и содержательной статьи" Был такой народ"
следуют, на мой взгляд, такие выводы:

1.Высказывание А. Солженицина ( «200 лет вместе») о роли российских евреев в большевистской революции основано на не корректной концепции, что они якобы не прониклись русской судьбой.
Такое свойственно в равной мере было всем прочим народностям Российской империи, вовлеченных в большевистскую революцию. Он упрекает их также за высокий процент представительства в высших и прочих структурах Советской власти. Это, имело одно время место и объясняется объективными причинами:
А) У евреев была повышенная мотивация верно служить новой власти, провозгласившей равенство всех народов, среди которых они ощущали себя наиболее бесправными. У них были и соответствующие способности для этого.
Б) Просвещенные и образованные сред них, увлеченные привлекательными идеями интернационализма, свято верили в торжество справедливости для всех народов и евреев в том числе.

В силу особо развитого интеллекта, многие евреи вскоре почувствовали и осознали порочность и бесперспективность большевистского пути, примкнули к оппозиции и стали первыми жертвами режима, за который боролись.
Призыв .Солженицина к коллективному покаянию евреев не обоснован. Он вызван его сокрытыми глубинными антисемитскими убеждениями, а все его доводы- измышления и ложь.
Тема о требовании покаяния евреев муссируется и сегодня в России, на фоне возрождения сталинизма.

2.Об антисемитской концепции Захара Прилепина.
В его «Письме к тов. Сталину» антисемитская позиция, в отличии от Солженицина, выражена более открыто и уверенно. Он чутко уловил ожидаемые надежды народного антисемитизма и в полной мере удовлетворил его запросы. В России ныне ширится размах антисемитских страстей, при молчаливом бездействии ( а м.б. и при сокрытом содействии) власти.

3.Уважаемый автор статьи особенно убедительно обосновал политические мотивы Сталина побудившие его к отказу от ранее принципиальной приверженности идеям интернационализма
и подменой их патриотической программой русского национализма, непосредственно связанной с необходимостью гонений и дискриминацией евреев.
Однако, трудно представить себе, чтобы сталинские репрессии против евреев были обусловлены только его прогмматичными политическими интересами. Личные антисемитские убеждения играли не меньшую роль.
Антисемитски настроенному русскому народу в массе своей импонировал такой политический курс. Он и ныне ему вполне по душе. Оттого так ретиво он поддерживают политику власти на возрождение сталинизма, пренебрегая памятью своих близких предков, ставших жертвами ГУЛАГА и прочих кровавых преступлений тирана.

4. Процесс разогрева антисемитских настроений интенсивно набирает обороты в России , стремительно приближаясь к розовой ( пока еще не красной) черте, при которой в начале 90-х многие евреи дружно покинули чужую и опасную для них страну.
Приближается момент, когда уместно будет сказать: Евреи! Ехать надо.

Биндюжник
- at 2013-06-20 08:29:00 EDT
Господин Резник.
На Вашем фото к статье я вижу доброе лицо умного человека.
Но мне не понять, - зачем в кадре, на заднем плане, нужно было вставлять изображение фашистской свастики?

Прохожий
- at 2013-06-20 03:32:15 EDT
Всё дело в том, что Никифорович даёт искаженную и не вполне репрезентативную характеристику евреев в СССР. Он льёт воду на мельницу тех, кто утверждает, что СССР поначалу держался на "жидобольшевиках", которые были чуть ли его не главным оплотом. Как показывает и подтверждает статистическими данными Резник,на самом же деле, абсолютной массе еврейства были совершенно чужды и ненавистны коммунистические доктрины. Евреи страдали от советского режима никак не меньше, чем русские,украинцы, другие народы СССР.
Volkov
- at 2013-06-20 02:18:16 EDT
Я так и не понял с чем спорит Семен Резник. Статья Никифоровича очень спокойно подчеркивает, что евреи поддерживали советскую власть, приводит цифры, которые обычно вызывают у людей больши доверия, чем слова. Семен Резник описывает преследования верующих еврейев, что безусловно имело место. Следует помнить что по первому декрету Ленина православных священиков просто перестреляли (без кошачих концертов). Евреев-партийцев пропорционально их населению в Росси было больше чем людей других национальностей. Этот известный факт Резник не оспаривает и говорит что евреям до всего есть дело,что их много и за и против.
Не понятно, что плохого в хорошо написанной статье Никифоровича.

Прохожий
- at 2013-06-20 00:32:33 EDT
Уважаемый господин Юрий Векслер!
Не знаю, привелось ли Вам читать текст Резника (хотя бы по диагонали),но верхоглядством и предвзятостью отличаетесь именно Вы. По существу Вы обвинили уважаемого г. Резника в зависти к успеху статьи Григория Никифоровича. Как будто Семен Ефимович не известный писатель, а злопыхатель, дилетант и ревнитель чужой славы. Между тем, Вы почему-то не соблаговолили заметить, что Резник, между прочим, вводит новый и весьма значимый параметр характеристики советских евреев - лишенцы, причём процент их был весьма внушительным (а Никифорович-то их как раз не учёл). Включение лишенцев в материал исследования делает историческую картину эпохи более объемной и многомерной. Таким образом, подход Резника позволяет уточнить концепцию Никифоровича и по-новому подойти к феномену "малого народа" в СССР. И за это, по-моему, Никифорович должен быть ему только благодарен.

Виктор Райзман
Санта Моника, Калифорния, США - at 2013-06-19 05:45:54 EDT
Когда еврей Советского Союза
В Нью-Йорке свой покинет самолёт
И в нём тоска с надеждою сольются,
Тогда отчизна дух переведёт.
И выразит в своём прощальном вздохе
Простую радость, без обиняков,
О том, что на оставшиеся крохи
Теперь в России меньше едоков...
Уже автобус подан под погрузку
Еврейских чемоданов и семьи,
И клерк в окно зовёт еврея: -Русский,
Багажную квитанцию возьми!
Ему в ответ, подняв баул забытый
И сосчитав число людей и мест,
-Не русский я, - кричит еврей с обидой.-
Евреи мы с рожденья, вот те крест!

Виктор Райзман

Victor-Avrom
- at 2013-06-18 16:55:04 EDT
Векслер Юрий Борисович
Что до статистики, то Черчилль давно афористично закрыл тему.


Помню пришёл к нам из ГКНТ перец и предложил
стандартизовать алгоритм численного решение диффуров со
второй производной. Чтобы закрыть тему.

Векслер Юрий Борисович
Берлин, Германия - at 2013-06-18 16:03:27 EDT
Уважаемый автор реплики!

Не могу отделаться от странного впечатления, что Вы , если и читали статью Григория Никифоровича, то по диагонали. Но у Вас явно просматривается раздражение самим фактом появления статьи и вниманием читателей, которое эта статья вызвала. С чего бы это?
Григорий Никифорович вовсе не мудрствует лукаво, как Вы пишете в конце своей реплики, и он несомненно заслуживает куда более серьезных мнений, чем скрытый перессказ шутки Жванецкого о том, где евреи вдруг оказываются в большинстве.
Что до статистики, то Черчилль давно афористично закрыл тему.

Victor-Avrom
- at 2013-06-17 16:41:06 EDT
Соплеменник
Разве трудно сначала проверить даты, цифры, события, а уж потом писать?


Дык не для того же пишется, не для образования, а для показа флага.

Флят Л.
Израиль - at 2013-06-17 14:07:57 EDT
И левые, и правые - Вы все, увы, неправые :-(
Соплеменник
- at 2013-06-17 12:03:26 EDT
Националкосмополит
Израиль - Mon, 17 Jun 2013 07:23:00(CET)
...
К 1990 году 90% евреев СССР имело высшее образование.
...
КОМИНТЕРН был расстрелян Сталиным в конце 30ых годов,
...
в 1942 году Гимн СССР «Интернационал» был отменен, и на смену ему пришел гимн русского радикального национализма Сергея Михалкова, ...
====================
Разве трудно сначала проверить даты, цифры, события, а уж потом писать?

Маркс ТАРТАКОВСКИЙ. Об улучшателях мира, которым в
- at 2013-06-17 10:22:20 EDT
Борис Э.Альтшулер Берлин, - Sun, 16 Jun 2013 23:16:14(CET)
Полностью согласен с Семёном Резником. На мой взгляд иудаизм как таковой высокоморальная религия, одним из важнейших постулатов которой является Тиккун Олам - Улучшение мира. Эта "религиозно-генетическая" составляющая иудаизма и еврейского народа объясняет, на мой взгляд, высокую социальную активность евреев в любом государстве и в любом обществе.
Евреям в этом мире всегда до всего есть дело...

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

Ну, зачем же? Только ли евреям?
«В грядущем промышленные армии произведут работы, одно представление о которых приведет в трепет наши корыстные души.10-20 миллионов рабочих рук будут до тех пор наносить землю, увлажнять ее, засаживать деревьями, пока пустыня Сахара не превратиться в цветущую плодородную страну".

Льва Троцкого очень воодушевляли подобные идеи о "промышленных АРМИЯХ, производящих работы"...

Ну, а как голого энтузиазма окажется недостаточно? Не беда! Живой организм управляем мощными, не поддающимися никакой девальвации природными инстинктами - как не запрячь их!..
"При помощи одного лишь рычага любви можно собрать 120 миллионов (!) легионеров обоего пола, которые будут выполнять работы, одна мысль о которых привела бы в оцепенение от ужаса наши жадные до наживы умы. Любовное ухаживание, ныне столь бесполезное, станет, таким образом, одним из самых блестящих двигателей социального механизма". Шарль Фурье "Новый хозяйственный социетарный мир".

"Вернейшее средство лишить энергии, одержать победу путем посылки за пределы страны не более трехсот-четырехсот тысяч воинов. - Постепенное освобождение всех народов: менее чем через десять лет войны. - Полная, всечеловеческая общность". Теодор Дезами,"Кодексе общности".

Это тоже чрезвычайно воодушевляло Троцкого (Лев!), у которого, как верно замечено г-ном Альтшулером из Берлина "всегда до всего есть дело".

"Все мы, любители народа, смотрим на него, как на теорию". Фёдор Достоевский.

Националкосмополит
Израиль - at 2013-06-17 07:23:00 EDT
Евреи горячо поддержали Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию и ее гимн пролетарского интернационализма – «Интернационал».
Революция освободила евреев России от дискриминации.
К 1990 году 90% евреев СССР имело высшее образование.
Почему же они из бесстрашных бойцов за Советскую Власть превратились во врагов Советской Власти?!
Потому, что Власть Советов стала властью диктатора Сталина и КГБ, а Советский строй из интернационального превратился в русский национал социалистический строй.
КОМИНТЕРН был расстрелян Сталиным в конце 30ых годов, а в 1942 году Гимн СССР «Интернационал» был отменен, и на смену ему пришел гимн русского радикального национализма Сергея Михалкова, построивший иерархическую пирамиду из народов СССР – сверху русские, и в самом низу евреи – по консенсусной ненависти и презрению к ним к ним всех других народов СССР.

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2013-06-16 23:16:14 EDT
Полностью согласен с Семёном Резником. Как-то я уже писал об этом феномене в Гостевой по поводу других дискуссий.

На мой взгляд иудаизм как таковой высокоморальная религия, одним из важнейших постулатов которой является Тиккун Олам - Улучшение мира. Эта "религиозно-генетическая" составляющая иудаизма и еврейского народа объясняет, на мой взгляд, высокую социальную активность евреев в любом государстве и в любом обществе.

Евреям в этом мире всегда до всего есть дело...

Григорий Крошин
Дюссельдорф, Германия - at 2013-06-16 20:47:37 EDT
Сеня, спасибо за прекрасную и, как всегда,очень аргументированную статью-ответ на публикацию в "Знамени". Нечего тут добавить.
С юбилеем тебя 75 раз! Счастья тебе в семье и еще больших успехов в творчестве твоем. И обязательно будьте с Риммой здоровы.

Обнимаем.
Крошины.