©"Заметки по еврейской истории"
май  2013 года

Александр Воронель

"Похвала умеренности"


Нами владеет мечта о чистой жизни. Если мне не удается помыть руки после уборной, я весь день чувствую себя не в своей тарелке. По-видимому, это соответствует какой-то моей подсознательной тяге к "выпрямлению" жизни, приведению ее к общественно приемлемому стандарту "истинной жизни", в то время как моя скрытая от людей жизнь в уборной остается, наверное, неистинной, пренебрежимой. Как это укоренилось?

...Также и когда на моих глазах вершится очевидная мне несправедливость, я не нахожу себе места и не могу сосредоточиться на работе. И это несмотря на солидный возраст, который учит, что жизнь чистой не бывает, что она грязна и несправедлива по существу. Не так, что в ней порой "случаются" грязь и несправедливость, а фундаментально, как проявление обмена веществ в любом отдельном живом теле и, как взаимная эксплуатация, фактическое неравенство и постыдный паразитизм одних за счет других в любом живом обществе. Обостренное нравственное чувство - скажем, у Льва Толстого - на каждом шагу ставит перед человеком неразрешимую моральную дилемму, препятствуя нормальному, естественно одностороннему течению жизни.

Простейший рецепт против телесного чистоплюйства – тоже изобретенный Львом Толстым - работа на земле. Достаточно огорода - небольшой грядки с редиской и огурцами - чтобы отучить себя чрезмерно принюхиваться. Уровень своей чистоты при этом можно сохранить тот же, но черная жирная грязь, в которой только и растут, очаровательные, поражающие своей исходной, первоначальной чистотой, огурцы, перестает отпугивать своей фундаментальной чужеродностью.

Почти так же достаточно взять на себя полную моральную и материальную ответственность за небольшой рабочий коллектив в 3-5 человек, чтобы навеки отучиться от избыточных позывов к справедливости. Несовместимость людских интересов и их односторонность при обсуждении общего дела становится очевидной, едва только попробуешь пойти им навстречу. Но большинство человечества определяет свою линию поведения еще до всякого осмысленного личного опыта.

 Толстой в своем самоотверженном экстремизме экспериментировал на себе. Софья Андреевна записывала: "Левочка перестал мыться – Левочка плохо пахнет". Также и свои хозяйственные идеи Толстой пробовал на обширном хозяйстве своего собственного имения. "Левочка" при этом, вероятно, нес убытки. Современные любители природы, правозащитники и правдолюбцы, даже далекие от политиканства, пробуют свои силы на окружающей природе и в политике. Это совсем не то же самое, потому что в этом случае убытки несут совсем другие люди.

Софья Андреевна жила в реальном обществе с его "лицемерной", но общепринятой, подтвержденной веками моралью, а "Левочка" жил в безвоздушном пространстве рационально им обдуманных христианских принципов, в которых он присоединялся к немногим известным в истории праведникам...

Видя убиваемых животных, загубленные леса и униженных, обманутых, угнетенных людей, нормальный человек хочет как-то от этой практики отгородиться. Возникает целая культура аскетизма - т.е. систематического неучастия, уклонения от общепринятого - монашества в конечном счете - которая невинно начинается с вегетарианства и разных причуд в поведении, а в тяжелых случаях заканчивается фактическим отказом от жизни и реальной деятельности. Христианство дает этому распространенному благородному явлению свое идеологическое оправдание, и аскетизм, первоначально разумно ограниченный, может беспрепятственно развиться (и развивается) далеко за пределы разумного.

Иудаизм вводит четкие формальные ограничения на прием пищи, забой животных и т.д. в свою религиозную практику и, т.о. как бы останавливает грязь и жестокость реальной жизни на полдороге. Вводя такой игровой элемент, религия исходно была нацелена отклонить наше внимание от нашего непосредственного зверства и вовлечь в общее космическое священнодействие.

К сожалению, это эстетическое (и экстатическое) содержание религиозных обрядов за прошедшие века во всех конфессиях в значительной мере выветрилось вследствие сугубой заземленности человеческого сознания. Но само аскетическое стремление по-прежнему сохранилось и остается действующим социальным фактором без всякой религиозной поддержки. Наверное, это связано с повседневной необходимостью противостоять чрезмерному господству рационализма, который сам не умеет ставить себе предел. Как писал еще в XVIIв. Б.Паскаль: "В природе разума не существует пределов: закон пытается их поставить, но разум не желает с ними мириться"

Как только пробудившийся разум начинает регулировать обычаи, он не может избежать крайностей. Религии, как рационально построенные человеческие учреждения, не отстают в этом отношении от общего догматизма. То, что было в прошлом практически разумным и вошло в жизнь людей в незапамятные времена, религиозный истеблишмент рано или поздно принимает за абсолютное, борясь с размывающим течением времени. Обыкновенному человеку не остается комфортной жизни без греха (т.е. без принятия произвольных сиюминутных решений об отклонении от общих правил).

С древних времен религии задавали человеку модели мироустройства, в соответствии с которыми он жил и воспринимал действительность. Модель, однако, никогда не бывает идеальной, и по мере вглядывания в реальность у вдумчивого человека накапливаются наблюдаемые глазом несоответствия. Особенно, если реальная жизнь требует от него слишком детального знания, неизбежного в высокотехнологическом обществе. Поэтому при обсуждении догматических вопросов современным мудрецам следовало бы, как и в древности, постоянно ставить под сомнение степень соответствия моделей и адекватность их сегодняшнего понимания - в этом, собственно, и состоит неумирающая мудрость Талмуда.

Рядовому человеку это не дается легко. Он предпочитает абсолютизацию правил и определений. Т.е., на языке Торы, склоняется, скорее, к обожествлению идолов. Религиозный истеблишмент во всех конфессиях эту тенденцию, вольно или невольно, поощряет, хотя это и противоречит третьей заповеди, "не сотвори себе кумира". Если обыватель не примет абсолютных правил, он легко переходит к абсолютному их отсутствию.

Гуманистическая идеология, на которой покоится либеральная демократия, настаивает на всесилии разума, но природа, как раз, никогда полностью в рациональные рамки не укладывается. Поэтому необходимо прибавлять комментарий, интерпретацию. Это и есть самое трудное. Ведь, заставь дурака Богу молиться...

Очевидное политическое средство на все случаи – умеренность. Но определить правильную меру для всякого дела требует творческих усилий. Умеренность не имеет четких количественных характеристик и не может быть формализована. Умеренность поэтому никогда не была вдохновляющим лозунгом. Понимание умеренности очень субъективно. Что для выходца из Конго - умеренность, для европейца - немыслимое зверство. И в одной стране различия в эмоциональном строе людей трудно определить и обозначить. Даже однородные общества неслучайно повсюду разделились на правых и левых. Вегетарианцы повсюду склоняются к левизне не из рациональных соображений. И нахалы становятся правыми необдуманно.

Прошедшая недавно предвыборная кампания в Израиле соответствует общему политическому состоянию демократического мира. Удачно моделирует это состояние зачин русской народной сказки: "Пойди туда, не знаю куда, - принеси то, не знаю что". Такое напутствие замечательно подходит в качестве наказа избирателей своим партийным политикам. Для понимания действительности у нас (как и у наших кандидатов) нет никаких проверенных средств. Хаос событий соответствует хаосу в умах относительно "правильного" или "справедливого" уклада общественной жизни и хозяйства. Предыдущий век в науке и философии старательно подпилил все системы координат, в которых можно было бы такую правильность хотя бы рассмотреть.

В Космосе и в самом деле нет абсолютной системы координат, но для ориентации на нашей маленькой планете меридианов и параллелей вполне достаточно. Наша способность к рациональному анализу ограничена не извне, а изнутри. Мотив рационального анализа нерационален, он обусловлен побуждением, происхождение которого от нас скрыто. Может быть, подсознание? И, может быть, наш выбор ("право-лево") предопределен природой и наследственностью?

Сам предмет анализа по мере продвижения может переопределяться с ростом понимания и глубиной проникновения, образуя бесконечную цепь приближений. Необходим ограничивающий критерий, ставящий практический предел точности в каждом направлении. В земной реальности достаточно закрыть один глаз, и геометрии Евклида окажется довольно для объяснения мира. Большинству и незачем так придираться к действительности. Она этого не выдерживает.

После многолетних качелей вправо и влево на этот раз к власти у нас впервые пришло правительство, которое сразу поставило во главу угла свою умеренность (и, соответственно, ориентацию на "средние слои"). Впервые был серьезно поставлен, наконец, вопрос о необходимости соблюдения разумного соответствия между гражданскими правами и исполнением обязанностей.

В короткой истории Израиля умеренные партии, вызывавшие большой взрыв надежд у интеллектуалов, уже дважды проваливались, не оставив политического следа на поверхности жизни. Потому что интеллект увеличивает способность к различению оттенков в ущерб преданности единству цели. Потребность в этом единстве давно назрела в Израиле, но не могла найти воплощения в сложившейся политической системе.

На этот раз, однако, произошло уникальное совпадение резкого подъема популярности молодежной партии Лапида ("Еш атид") с назревшей внутренней революцией в партии религиозных сионистов ("Мафдал"). И то, и другое заслуживает пристального внимания.

Уже сочетание слов "молодежная партия" и "умеренность" нельзя не признать новым. Молодежные партии обычно бывают крайними. Яир Лапид, популярный журналист и писатель, вопреки обычной демагогии, ориентированной на "униженных и оскорбленных", многократно настаивал, что хочет создать партию, ориентированную на "средние слои". Фактически во всех странах партии держатся именно на средних слоях, но повсюду это замаскировано под "прогресс", "демократию", национализм, "американизм", христианство и т.д.

Партия религиозных сионистов, МАФДАЛ, в период образования государства играла исключительно творческую роль, но за последние десятилетия утратила свой боевой пыл и влияние на избирателей. Взрыв ее популярности оказался связан с харизмой Нафтали Беннета – нового лидера радикальных взглядов – бывшего лихого десантника и сегодняшнего миллионера, обязанного своим состоянием собственным изобретениям в Хай-Теке.

Непостижимым для израильской политики образом они смогли сговориться. И еще более странно, что они сумели освободить (возможно, и против его собственной воли) Беньямина Нетаниягу от его вечной необходимости брать в союзники дисциплинированно голосующих религиозных фанатиков, чтобы обеспечить себе устойчивое большинство в Кнессете. В сущности, осторожная технократическая программа Нетаниягу не отличалась от основных идей Лапида и Беннета. Впервые за последние годы к власти в Израиле пришло правительство без экстремистов. Состав Кнессета обновился почти на треть и заметно помолодел.

К сожалению, это совсем не значит, что им непременно предстоит успех. Чтобы продвинуться в их революционной программе, ведущей Троице предстоит преодолеть инерцию нескольких поколений. Соединенной ярости правых и левых фанатиков еще предстоит проявиться во всей ее чудовищной силе. Прочность триумвирата еще много раз будет подвергнута испытанию под шумное ликование прессы. Личные амбиции всех трех вождей еще будут уязвлены. Их ненадежные партии еще попробуют их подвести. Первые неудачи еще могут подкосить их единство и поставить под сомнение их идеализм. Может случиться, что это будет горький опыт.

Но все же хорошо, что они нашли в себе мужество это попробовать.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2596




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2013/Zametki/Nomer5/Voronel1.php - to PDF file

Комментарии:

Иосиф Крамской
Цфат, Израиль - at 2013-05-28 12:54:36 EDT
Наличие Матадорских, конечно, благо. Но был бы хоть кто ни будь, способный не то что бы понимать, но хоть осознавать, что возможен иной подход. Но увы...............
ЧитАтелЬ :)
- at 2013-05-28 09:46:39 EDT
Мадорский
- at 2013-05-28 09:33:19 EDT

Слава Богу, у нас есть свои мадорские!

Мадорский
- at 2013-05-28 09:33:19 EDT
Тонкие, легко читаемые и прекрасно изложеннные размышления об умеренности, как о сути разумного человеческого бытия, по моему, несколько искусственно соеденены с внутриизраильскими политическими проблемами. Во всяком случае, они (эти размышления) показались мне главной и наиболее интересной частью статьи. Кроме того, размышления автора вызвали содержательную дискуссию Эдуарда и Евгения. Дискуссию, в которой я не решаюсь, в силу малой компетентности, принять ту или другую сторону. Спасибо автору.
Е. Майбурд-Э.Бормашенко
- at 2013-05-28 04:12:01 EDT
Бормашенко - Майбурду
Ариэль, Израиль - at 2013-05-27 22:23:49 EDT

000000000000

Вы ко мне слишком добры, Эдуард. Но все равно я рад. Мы подошли почти к границе серьезной размолвки. Отношения спасла ваша умеренность:)
Спасибо.

Ontario14
- at 2013-05-28 03:47:01 EDT
Бормашенко-, Онтарио 14
Ариэль, Израиль - Mon, 27 May 2013 08:21:56(CET)
За тончик, охотно приношу извинения, тут я вас к Евгению Майбурду "припаял под уклончик".

***********
Охотно извинения принимаю.

Если говорить о работе Воронеля всерьез, то я бы выделил два момента:
1) призыв к умеренности очень еврейский, очень традиционный очень в духе заветов "Пиркей Авот", а то ведь за последние двести лет нетрадиционных евреев неизменно заносило на самые края всяких "измов". И как-то странно от нетрадиционных евреев вирус "неумеренности" перекинулся на традиционных, одни братания с Ахмадинеджадом чего стоят.

**********
Я не знаю к кому от кого перекинулся, но явление, называемое "ашкеназский традиционный эктремизм" имеет место быть, это факт. От него пострадала даже "традиционная сефардская умеренность"...

2) Статья содержит внутреннее и неустранимое противоречие. Интеллектуалу-мыслителю Воронелю претит истэблишмент, но ведь именно истэблишмент заинтересован в умеренности.
*********
А я знаю почему: Вас, Эдуард, я считаю умеренным, поэтому если в спорах о Боге Вы почти всегда не приходите к консенсусу с А.Воронелем, то... ;-)

Бормашенко - Майбурду
Ариэль, Израиль - at 2013-05-27 22:23:49 EDT
Евгений, Вы мне сегодня доставили столько чистой, безпримесной радости, сколько я давно не получал ни из каких источников. Эд.
Е. Майбурд
- at 2013-05-27 17:09:07 EDT
Бормашенко-Майбурду
Ариэль, Израиль - at 2013-05-27 08:45:56 EDT

Как ни тяжело признавать свою неправоту, придется мне это сделать перед тысячами читателей. Вы правы: можно было обойтись без такого лобового оценочного суждения. И насчет широкой аудитории, у многих из которой могут быть свои интересы. Не буду даже начинать объясняться, почему да что. Все равно неправ.
Насчет якобы вашей «необразованности». Да ведь каждый из нас в чем-то да, а в чем-то нет. Когда я читаю ваши статьи, меня восхищает ваша эрудиция и посещает сознание своей необразованности. А уж про вашу с г-ном Воронелем квалификацию в физике мне вообще не судить. Просто тут так совпало, что я (сравнительно недавно) узнал кое-какие вещи по одному затронутому в статье вопросу. Вещи, о которых вы оба не обязаны знать и писать.
По многим причинам, с некоторых пор вопрос о рациональности действующего человека стал одним из критических в экономике и социологии. Отсюда интерес к нему и соответствующие глубокие исследования Ф. Хайека и В. Смита.

Тартаковский.
- at 2013-05-27 11:14:19 EDT
Иосиф Крамской
Цфат, Израиль - Sun, 26 May 2013 23:26:53(CET)

Иудея тысячи лет управлялась "коллегией мудрецов", которые, не нуждаясь в поддержке охлоса, принимали решение голосованием.

>>>>>>>>>>><<<<<<<<<<<<<

Какой-то уникально эрудированный автор, знающий даже такое умное слово как "охлос".

Бормашенко-Майбурду
Ариэль, Израиль - at 2013-05-27 08:45:56 EDT
Евгений, Вы ведете серьезный философский разбор текста Воронеля (продолжать его в Гостевой неуместно), и вдруг заканчиваете вот эдак: "Потому что Воронель изрекает либо прописные истины (про космос, скажем), либо вполне дилетантские суждения". Ну, зачем этот диссонанс, зачем это оценочное оскорбительное суждение, переходящее на личность автора? Мы не имеем права поддаваться тону базарной склоки, царящему в Гостевой. Я пишу это Вам, именно потому, что Вы человек соблюдающий. Мы же с Вами знаем, что такое Йом Киппур, и что личное оскорбление может простить только оскорбленный, такую обиду Б-г не прощает. Мне мысли Воронеля прописными истинами не кажутся, хотя я готов отнести это на счет того, что я человек необразованный. Но, если бы мне это и казалось, я бы не спешил поделиться своими соображениями на эту тему с тысячами читателей (а среди них может быть, например, сын Воронеля). Я знаю, что я ничего не изменю в Гостевой, а все таки, а вдруг есть шанс?
Бормашенко-, Онтарио 14
Ариэль, Израиль - at 2013-05-27 08:21:56 EDT
За тончик, охотно приношу извинения, тут я вас к Евгению Майбурду "припаял под уклончик".
Если говорить о работе Воронеля всерьез, то я бы выделил два момента:
1) призыв к умеренности очень еврейский, очень традиционный очень в духе заветов "Пиркей Авот", а то ведь за последние двести лет нетрадиционных евреев неизменно заносило на самые края всяких "измов". И как-то странно от нетрадиционных евреев вирус "неумеренности" перекинулся на традиционных, одни братания с Ахмадинеджадом чего стоят.
2) Статья содержит внутреннее и неустранимое противоречие. Интеллектуалу-мыслителю Воронелю претит истэблишмент, но ведь именно истэблишмент заинтересован в умеренности.

Иосиф Крамской
Цфат, Израиль - at 2013-05-26 23:26:53 EDT
Внимание дискуссантов к политическим играм понятно. От них в известной мере зависит наше будущее. Но не опасно ли ли его доверять такой неустойчивой субстанции, как пасьянс карьерных интересов политиков? Пусть они не бряцают оружием, как в Средние века. Пусть никому из них не светит стать диктатором (хотя такая опасность остается - политически отсталая часть населения была бы не против).
Иудея тысячи лет управлялась "коллегией мудрецов", которые, не нуждаясь в поддержке охлоса, принимали решение голосованием.
А западная демократия начиная с Афин испытывала давление дилетантов. С этим все согласились, "ибо лучшее не придумано"
Израиль, используя свой уникальный исторический опыт, мог бы прервать эту дурную бесконечность и действительно мог бы отдать власть в стране сообществу экспертов. Сегодня информационная революция позволяет в оперативном режиме получать экспертные заключения лучших профессионалов мира. Так что сегодня это отнюдь не фантастика. Да и население у нас в принципе готово принять такое новшество. Всем надоели политические игры. И очень не многие готовы заменить их диктатурой.

Иосиф Крамской
Цфат, Израиль - at 2013-05-26 22:53:28 EDT
Крамской - Бормашенке
Уверен, что действительно очень глубокий философский анализ профессором Воронелем индивидуального мышления нисколько не помогает в решении политических проблем, поставленных в его статье. В их решении в общем плане может помочь обращение к принципам иудаизма, а конкретно современные социологические методы прогноза. Такой прогноз (я писал об этом в своем первом посту) способен предостеречь политиков от пагубных или просто опасных решений.

Ontario14
- at 2013-05-26 22:52:53 EDT
Бормашенко-, Онтарио 14
Ариэль, Израиль - Sun, 26 May 2013 21:33:20(CET)
Рав Тау и Рав Авинер едва ли сходятся во всем что касается политических убеждений, так что у ловкого малого Беннета - немалый простор для маневров.

**********
Простор определяется рамками, установленными в первую очередь равом Друкманом.
А.Воронель пишет о "совпадении резкого подъема популярности молодежной партии Лапида ("Еш атид") с назревшей внутренней революцией в партии религиозных сионистов ("Мафдал"). И то, и другое заслуживает пристального внимания"
Я с превеликим интересом ожидал прочесть какие-нибудь характеристики назревшей или назревающей внутренней революцией в партии религиозных сионистов, узнать о возникновении каких-то новых идей в этом движении, которые овладели массами к январю 2013 года. Однако автор сосредоточил свое пристальное внимание исключительно на "харизме Беннета", никак не коснувшись идеологии.
А она, идеология эта, конечно иногда кое-где корректируется и слегка колеблется, но никаких "революционных" изменений за последние 40 лет не претерпела. Отношения с Агудой и др. никогда не были безоблачными, мягко говоря, еще со времен рава Кука. Не являются они таковыми и сейчас, хотя был период когда они были почти дружескими. И этот период сейчас к сожалению - в прошлом. Я уже давал тут ссылку на статью М.Фейглина по этому вопросу:
http://9tv.co.il/news/2013/04/08/148636.html - Вот Вам пример настоящего анализа, "пристального внимания".

И еще: читатель вправе ожидать от автора аккуратности, но совсем рядом друг от друга мы находим два противоречащие друг другу утверждения -

1)"Взрыв ее популярности оказался связан с харизмой Нафтали Беннета – нового лидера радикальных взглядов..."

2)"Впервые за последние годы к власти в Израиле пришло правительство без экстремистов."


Да и всю картину я нахожу вполне адекватной.
***********
Это ваше мнение, но, позвольте, какое все это имеет отношение к моему "высокомерному тончику" ? !
Вы не согласны с моей фразой "Это довольно искаженная картина произошедшего и на 100% искаженная картина происходящих процессов в религиозном сионизме" ? Ради Бога ! Но я то спрашивал Вас: что здесь оскорбительного !
С неизменным уважением к Вам и А.Воронелю,

Бормашенко-Майбурду, Онтарио 14
Ариэль, Израиль - at 2013-05-26 21:38:48 EDT
Но главное-то, статья не о политике.
Политика-дрек, вот главная мысль статьи:
"В Космосе и в самом деле нет абсолютной системы координат, но для ориентации на нашей маленькой планете меридианов и параллелей вполне достаточно. Наша способность к рациональному анализу ограничена не извне, а изнутри. Мотив рационального анализа нерационален, он обусловлен побуждением, происхождение которого от нас скрыто. Может быть, подсознание? И, может быть, наш выбор ("право-лево") предопределен природой и наследственностью?"
Это же чудо философской рефлексии, всякий, кто пробовал увидеть свое мышление, знает, как это невозможно трудно, но, оказыается, возможно. Этот отрывок стоит того, чтобы к нему возвращаться и не один раз.

Бормашенко-, Онтарио 14
Ариэль, Израиль - at 2013-05-26 21:33:20 EDT
Дорогой Онтарио 14,
"Это довольно искаженная картина произошедшего и на 100% искаженная картина происходящих процессов в религиозном сионизме"
Я вот вроде тоже религиозный сионист, и меня поразило, что Воронель, никак не религиозный сионист, очень верно угадал процессы, происходящие в религиозном сионизме. Среди религиозных сионистов появилось много недурно зарабатывающих умеренных людей, Нафтали Беннет их выдвиженец. Люди из Иттамара, Элон Море и Хеврона голосовали за Беннета с большим скрипом (или вообще за него не голосовали). Воронель описал дело вполне адекватно. Так ли уж подчинен Беннет раввинам религиозного сионизма не слишком ясно, да и различия во взгдядах этих раввинов порой существенны. Рав Тау и Рав Авинер едва ли сходятся во всем что касается политических убеждений, так что у ловкого малого Беннета - немалый простор для маневров.
Да и всю картину я нахожу вполне адекватной.

Ontario14
- at 2013-05-26 21:00:46 EDT
Бормашенко-Майбурду, Онтарио 14
Ариэль, Израиль - Sun, 26 May 2013 20:34:30(CET)
На деле происходит иное: у соблюдающих появляеттся некий высокомерный тончик; мне-то Истина известна, а вот Вам-то бедолагам, без нее каково? Этот самый тон, от которого у меня сводит скулы, я расслышал в Ваших постах. И я предпочитаю говорить Вам об этом прямо, а не держать фигу в кармане.

************
Я тоже предпочитают говорить прямо: вам надо проверить свой слух. Что обидного или неуважительного, если не считать сам факт критики/несогласия оскорблением, конечно, содержится в моем кратком комменте:
"Ontario14
- at 2013-05-18 00:26:40 EDT
Это довольно искаженная картина произошедшего и на 100% искаженная картина происходящих процессов в религиозном сионизме.
На этой неделе Лапид и Дери договорились о том, что сеть школ ШАС никак не будет затронута действиями МФ Лапида. Т.е. вообще никак.
То же самое и про “новые веяния” в МАФДАЛе. Может быть, автору стоило бы рассказать - какие были “старые веяния” и как именно они изменились сейчас, с приходом Беннета, который, кстати, ничего без сионистских раввинов не делает и делать не может."

? ? ?

Очень важно, как сказано, и это значительно важнее того, что сказано, как средства всегда значимее цели.
**********
Не всегда.

Бормашенко-Майбурду, Онтарио 14
Ариэль, Израиль - at 2013-05-26 20:34:30 EDT
Бормашенко - Онтарио 14, Майбурду.
Я ни от редакции ни от вас ничего требовать не могу, да и не хочу. А вот желать, как минимум, уважительного отношения к человеку, жизнь положившему за наше племя, представляется естественным. Тем более желать от людей, соблюдающих Моисеев Закон. Воронеля дарили своей дружбой Рав Зильбер и Рав Штейнзальц, прекрасно зная о его нелицеприятном отношении к религиозному истэблишменту. Но, ни раву Зильберу ни раву Штайнзальцу и в голову ни приходило так говорить с Воронелем. Мне повезло десятилетиями общаться с Воронелем, и я редко встречал столь напряженное, искреннее, бескомпромиссное мышление о Б-ге и о Торе, какое я стречал у Воронеля. Я на третьем курсе Института решил задачку, в которой ошибся Эйнштейн (задачу о фотографировании быстродвижущихся объектов), и у меня на короткое время началось головокружение от успехов. Но, я быстро пришел в себя и понял, что даже ошибавшийся Эйнштейн - это Эйнштейн, и с мегаломанией надо побыстрее расправиться. Когда, что-то говорит Воронель, надо попытаться это понять, потому что это говорит Воронель. Я редко когда соглашался с Воронелем в наших спорах (да, почти никогда), но сам факт споров, открывал для меня прежде скрытые стороны бытия. Казалось бы религиозность должна воспитывать в мыслящем индивиде скромность, никто из нас смертных не владеет всей полнотой Истины. На деле происходит иное: у соблюдающих появляеттся некий высокомерный тончик; мне-то Истина известна, а вот Вам-то бедолагам, без нее каково? Этот самый тон, от которого у меня сводит скулы, я расслышал в Ваших постах. И я предпочитаю говорить Вам об этом прямо, а не держать фигу в кармане. Очень важно, как сказано, и это значительно важнее того, что сказано, как средства всегда значимее цели.

Ontario14
- at 2013-05-26 18:54:17 EDT
Бормашенко - Майбурду, Онтарио 14
Ариэль , Израиль - at 2013-05-26 10:56:07 EDT
Бормашенко - Е. Майбурду, Онтарио 14.
Отвратительное все-таки изобретение "Гостевая". Никто из оставляющих свои бесценные комментарии в "Гостевой" не имеет права снисходительно похлопывать Воронеля по плечу. Никто. ... никто не имеет права так беспардонно, безапелляционно комментировать его тексты. У вас нет моральной высоты, с которой Вы можете это делать. Моему Учителю плюнули на фрак, и я считаю своим долгом стереть плевок.

************
Я не плевал на фрак вашего учителя. Если отзывы, подобные моему, оскорбили чем-то (никак в толк не возьму - чем ?) Вас, Эдуард, или вашего учителя, то вы можете попробовать потребовать от редакции "почистить" отзывы под статьей, приведя их, тем самым, в подобающий вид.

Е. Майбурд - Э. Бормашенко
- at 2013-05-26 17:21:32 EDT
Бормашенко - Майбурду, Онтарио 14
Ариэль , Израиль - at 2013-05-26 10:56:07 EDT

Желание вступиться за честь своего учителя – дело чести ученика. Однако, указание на научные и человеческие заслуги автора статьи вряд ли имеет отношение к ее содержанию и не может препятствовать оценкам того, что написано. Даже если мы не обладаем необходимой моральной высотой, с чем спорить трудно по причине неопределенности последнего термина.

В целом, статья выглядит как попытка дать философское обоснование оценкам автора последних политических событий в Израиле. Сарказм напрашивается. У меня лично часто прорывается «беспардонность», когда в тексте того или иного автора я вижу претенциозность. Развивать эту тему не буду, просто процитирую то, что вызвало мою реакцию:

«К сожалению, это эстетическое (и экстатическое) содержание религиозных обрядов за прошедшие века во всех конфессиях в значительной мере выветрилось вследствие сугубой заземленности человеческого сознания.
Как только пробудившийся разум начинает регулировать обычаи, он не может избежать крайностей. Религии, как рационально построенные человеческие учреждения, не отстают в этом отношении от общего догматизма. То, что было в прошлом практически разумным и вошло в жизнь людей в незапамятные времена, религиозный истеблишмент рано или поздно принимает за абсолютное, борясь с размывающим течением времени. Обыкновенному человеку не остается комфортной жизни без греха (т.е. без принятия произвольных сиюминутных решений об отклонении от общих правил).
С древних времен религии задавали человеку модели мироустройства, в соответствии с которыми он жил и воспринимал действительность. Модель, однако, никогда не бывает идеальной, и по мере вглядывания в реальность у вдумчивого человека накапливаются наблюдаемые глазом несоответствия. Особенно, если реальная жизнь требует от него слишком детального знания, неизбежного в высокотехнологическом обществе. Поэтому при обсуждении догматических вопросов современным мудрецам следовало бы, как и в древности, постоянно ставить под сомнение степень соответствия моделей и адекватность их сегодняшнего понимания - в этом, собственно, и состоит неумирающая мудрость Талмуда.
Рядовому человеку это не дается легко. Он предпочитает абсолютизацию правил и определений. Т.е., на языке Торы, склоняется, скорее, к обожествлению идолов. Религиозный истеблишмент во всех конфессиях эту тенденцию, вольно или невольно, поощряет, хотя это и противоречит третьей заповеди, "не сотвори себе кумира". Если обыватель не примет абсолютных правил, он легко переходит к абсолютному их отсутствию.»

Прочитал статью повторно и не нашел причин для пересмотра сказанного прежде.

Читатель
- at 2013-05-26 11:56:55 EDT
Е. Майбурд
- at 2013-05-17 06:27:11 EDT
...В религии, о которой профессор судит нелицеприятно с позиций полуневежды.
Про "мудрость Талмуда" - совершенно мимо кассы, но что вы хотите - своим умом дошел!
Да, совсем забы еще про добрый совет современным еврейским мудрецам. Ну о-о-чень умно.

$
Неспособность ответить оппоненту на должном уровне приводит к таким вот строкам господина Майбурда, в которых кроме голословности и грубого тона ничего нет.
Такими свойствами, как правило, отличаются записные или новоиспеченные рьяные защитники Торы.

А статья господина Воронеля очень серьезная и при этом легко читаемая, благодаря высокой культуре автора. Дает много пищи для размышления. Как часто мы влезаем во всякие дебри и пожинаем плоды собственной глупости, напрочь забывая и отходя от простых житейских истин, следуя которым можно попытаться хоть на малую долю уменьшить хаос и дисгармонию нашего бытия.
Законы Торы, примененные на практике должным образом, могут принести зримые положительные результаты. Дай Бог лидерам Израиля благословения, силы и воли на этом пути.
Спасибо автору.
Такие работы - истинное украшение портала.

Иосиф Крамской
Цфат, Израиль - at 2013-05-26 11:25:13 EDT
Глубоко уважаемый мьсе Тартаковский!
Если чуть внимательней прочесть мой текст (я не настаиваю на полном внимании, текст этого недостоин) то нетрудно разглядеть, что я совсем не о том, о чем реб Этерман. Я о традициях подлинного иудаизма, с его дискуссионностью и горизонтальной логикой, для которого современные социологические методы являются естественным продолжением, а уважаемый редактор Иерусалимского религиозного журнала "Направление" о затхлой средневековой интерпретации иудаизма, к его подлинному содержанию относящиеся только косвенно. Я уже не говорю о приплетенной сюда ни весть зачем тоталитарной китайщине.
Убедительно прошу лично Вас мьсе Тартаковский, перечтите мой текст. Уверен, что Ваши замечания по его содержанию будут для меня очень ценны.

Бормашенко - Майбурду, Онтарио 14
Ариэль , Израиль - at 2013-05-26 10:56:07 EDT
Бормашенко - Е. Майбурду, Онтарио 14.
Отвратительное все-таки изобретение "Гостевая". Никто из оставляющих свои бесценные комментарии в "Гостевой" не имеет права снисходительно похлопывать Воронеля по плечу. Никто. Воронель не только гениальный физик (не получивший Нобелевку скорее по недоразумению), не только Мудрец с большой буквы ("Трепет Забот Иудейских" я полагаю лучшим из написанного о русском еврействе). Он - человек Судьбы, угодивший первый раз в лагерь в 14 лет, за невыдуманное политическое дело. Воронель осознал сионизм судьбой, когда о нем еще и слыхом не слыхивали, похлопывающие по плечу комментаторы. Воронель не раз рисковал головой, в самом прямом смысле этого слова. А приехав в Израиль, Воронель помог и словом и делом бессчетному количеству эмигрантов. Он может заблуждаться (хотя делает он это реже, чем все известные мне двуногие), но никто не имеет права так беспардонно, безапелляционно комментировать его тексты. У вас нет моральной высоты, с которой Вы можете это делать. Моему Учителю плюнули на фрак, и я считаю своим долгом стереть плевок.

М. ТАРТАКОВСКИЙ - Иосифу Крамскому. Мнения мудрец
- at 2013-05-25 20:26:47 EDT
Иосиф Крамской
Цфат, Израиль - Sat, 25 May 2013 19:32:10(CET)

Ув. А. В.!
---Необходим новый подход к управлению еврейским государством, Путь к нему – создание идеологической платформы, у которой бы отсутствовала политическая программа. Это в духе иудейской традиции. В Талмуде конкурируют не различные догмы, а личные мнения мудрецов---.

>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<<

Такой проект давно наличествует.
"Мы хотим разработать и предложить обществу религиозные решения на любом участке, в любом деле, в котором будем участвовать: банк - так банк, телеграф - так телеграф, строительство - так строительство... По всем этим вопросам религиозные партии могут предложить свои, особые решения, основывающиеся на талмудических методах анализа. (Коммунисты называли подобное "диалектикой, диалектическим методом". - М.Т.)... Израильское общество ещё не знакомо с религиозными методами, поэтому его недоверие и настороженность вполне понятны. Но ведь эти методы практически ещё и не применялись: верующие люди, действуя как индивидуумы, в одиночку, неизбежно ограничивались в своей работе конвенциональными методами, избегали революционных задач. Сейчас стало ясно, что религиозным партиям пора брать на себя ответственность за реальные дела и действовать при этом именно так, так подобает религиозным партиям, т.е. религиозными, а не конвенциональными методами - по всему фронту.

Естественно возникает вопрос, есть ли в религиозном лагере достаточное количество специалистов по всем этим вопросам, способствует ли система религиозного образования подготовке таких специалистов... Разумеется, религиозные учебные заведения опираются и будут опираться на еврейскую благотворительность. Ведь помогает же государство университетам, которые тоже получают массу пожертвований!.. Есть люди - и их немало, - которые посвящают всю свою жизнь изучению Торы и Талмуда... Эти люди нужны еврейскому народу никак не меньше, чем те, кто вкладывает себя без остатка, на всю жизнь, в математику или теоретическую физику... Подобно тому как в точных науках человек, владеющий специальными методами, способен решать новые сложные задачи, так и глубоко сведущие в Талмуде специалисты способны, пользуясь своими методами, ответить на любые (! - М.Т.) вопросы, поставленные жизнью... Мы твёрдо убеждены в этом, мы уверены, что в этих методах наше будущее.

Я, например, вижу Израиль - в некой "бесконечно удалённой точке" - как демократическую (?) и иерархическую (!) систему, организованную по схеме, заданной в Торе: каждые десять людей (так в тексте. - М.Т.) избирают "десятника" (в Древнем Китае, этом образчике подлинного, а не модернизированного в нашем веке социализма, он именовался "пай". - М.Т.), десятники - "сотника" ("цзя", тогда как десять "цзя" уже представлял перед вышестоящими - "бао"... - М.Т.) и так далее, вплоть до вершины иерархии, где находится конституционный монарх (у ортодоксов "Конституцией" является сама Тора, как у исламистов - Коран. - М.Т.), Сангедрин (Верховный религиозный суд. - М.Т.) и Первосвященник".
Ответственный редактор Иерусалимского религиозного журнала "Направление" Александр Этерман. 2003 г.

Иосиф Крамской
Цфат, Израиль - at 2013-05-25 19:32:10 EDT
Ув. А. В.!
Вы очень верно высказались в пользу умеренности в политике. Однако избиратели (даже такие образованные и разумные, как наши) предпочитают ярких политиков с радикальными взглядами. Всякая молодая демократия (а наша еще очень юна) неизбежно сползает в охлократию. Что в сложных условиях агрессивного окружения очень опасно. Партийные лидеры, чтобы завоевать голоса избирателей, вынуждены, вместо принятия взвешенных, тактически и стратегически оправданных решений, идти на поводу у эмоциональных настроений граждан, часто весьма и весьма недальновидных. Политические платформы партий построены исходя не из истинных потребностей граждан, скорректированных условиями текущего момента, а из соображений исключительно из популистских, диктуемых стратегией борьбы за власть.
Мне представляется, что в этих условиях обращение к опыту предков становится насущней необходимостью.
Иудейское государство и в эпоху Судей, и позже, под властью иноземцев, было теократией. Т.е. во власти были мудрецы. Но мудрецы, отнюдь, не в платоновском смысле. Наши были увлечены не формально-логическими построениями, неизбежно перерастающими в догмы, а в соответствии с иудейской традицией интересовались проблемами обычного человека, его нуждами и заботами, каждым отдельным их случаем.
Платон стремился уложить живую жизнь государства в прокрустово ложе идеальных схем. Его теории не были осуществлены, но традиции «абстрактных идей» стали основой всего европейского движения мысли (от общего к частному), в т.ч. партийных идеологем. А, длившаяся много веков, власть наших мудрецов была, в общем и целом, успешна, ибо их рассуждения отличались предельной конкретностью (от одного частного к другому).
Конечно, мудрецы нынче повывелись. Но наука изобрела механизмы, способные отчасти заменить мудрецов прошлого. Причем, появилась возможность решать проблемы более взвешенно, чем это диктовалось древней традицией. Ученые научились решать потребные для оптимизации государственного управления многофакторные задачи. А современная техника связи позволяет принимать согласованные решения в оперативном режиме.
Необходим новый подход к управлению еврейским государством, Путь к нему – создание идеологической платформы, у которой бы отсутствовала политическая программа. Это в духе иудейской традиции. В Талмуде конкурируют не различные догмы, а личные мнения мудрецов.
Европейская демократия сводится к конкуренции между идеологемами политических партий. Социалисты требуют большей зависимости экономики от государства. Либералы – максимальной независимости экономики от него. Националисты тяготеют к конфронтации в международных делах. Интернационалисты – к уступкам внешним врагам. Клерикалы – полной клерикализации общества. Атеисты – к деклерикализации.
В то время как разумная политика должна состоять в анализе того, какое из решений принесет выгоду большему числу граждан в тактическом и стратегическом плане.
В каждом отдельном случае экспертиза должна решать, что выгодней сейчас и на будущее в международных переговорах: несговорчивость или гибкость (и насколько). Где влияние государства на бизнес следует усиливать (и на сколько), а где, и насколько, уменьшать.
Предлагаемая политическая идеологемма состоит в том, что придерживающиеся ее политики в решении конкретных вопросов не должны руководствоваться догмами. Любой вопрос нужно решать исходя из согласованных между собой мнений экспертов.
Такой подход вряд ли обеспечит максимально эффективные решения (которые всегда связаны с риском). Но уж точно, предохранит от решений, могущих оказаться пагубными.
Следует думать, что если политические партии по всем вопросам станут прибегать к услугам экспертов, дискуссии в Кнессете перестанут быть столкновения демагогических лозунгов и беспочвенных популистских обещаний, а обретут характер подлинно научных дискуссий, апеллирующих к рациональным соображениям профессионалов. А отыскание разумного приемлемого решения будет осуществляться методами нахождения консенсуса.

Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2013-05-18 16:49:03 EDT
Я полагаю, что автор статьи в отличие от большинства завсегдатаев Портала не успевает читать материалы регулярно появляющиеся в нем. В различных изданиях Е. Берковича, регулярно, до выборов, в их процессе и после них появлялись интересные материалы на эту тему. Благодаря различным, порой несовпадающим точкам зрения авторов, широкому обсуждению и комментариям, в сумме своей эти материалы достаточно объективно и полно произвели оценку ситуации. Мне кажется, что статья уважаемого автора не несет квалифицированному и регулярному читателю ничего нового. Разве только утверждение о том, что Н. Беннет в годы своей службы в армии был десантником. По моим сведениям, последний служил в Саерет МАТКАЛь, что, безусловно, не столь важно и значения вданном случае не имеет .
М.Ф.

Ontario14
- at 2013-05-18 00:26:40 EDT
Это довольно искаженная картина произошедшего и на 100% искаженная картина происходящих процессов в религиозном сионизме.
На этой неделе Лапид и Дери договорились о том, что сеть школ ШАС никак не будет затронута действиями МФ Лапида. Т.е. вообще никак.
То же самое и про “новые веяния” в МАФДАЛе. Может быть, автору стоило бы рассказать - какие были “старые веяния” и как именно они изменились сейчас, с приходом Беннета, который, кстати, ничего без сионистских раввинов не делает и делать не может.

Е. Майбурд
- at 2013-05-17 06:27:11 EDT
С интересом - последний раздел, о современной политической ситуации в Израиле. Спасибо - хоть узнал, что такое Лапид и Беннет.
Остальное - сборная солянка из прописных истин, философских потуг и атак на ветряные мельницы в виде "догматизма в религии". В религии, о которой профессор судит нелицеприятно с позиций полуневежды.
Про "мудрость Талмуда" - совершенно мимо кассы, но что вы хотите - своим умом дошел!
Да, совсем забы еще про добрый совет современным еврейским мудрецам. Ну о-о-чень умно.

Маркс ТАРТАКОВСКИЙ. Похвала разуму!
- at 2013-05-16 18:41:18 EDT
Молодые реформаторы «сумели освободить (возможно, и против его собственной воли) Беньямина Нетаниягу от его вечной необходимости брать в союзники дисциплинированно голосующих религиозных фанатиков, чтобы обеспечить себе устойчивое большинство в Кнессете. В сущности, осторожная технократическая программа Нетаниягу не отличалась от основных идей Лапида и Беннета. Впервые за последние годы к власти в Израиле пришло правительство без экстремистов. Состав Кнессета обновился почти на треть и заметно помолодел»...

>>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<

Разумная, взвешенная, внятная для понимания работа. (Здесь часто принимаются на веру бессмысленные, по сути, мудрствования, обильно оснащённые «философемами»).

Такой же оптимистический вывод на итоги последних выборов в Израиле и у меня в отклике на истеричную статью Кочубиевского «Отечество в опасности!»: http://club.berkovich-zametki.com/?p=4653

Интересно иное. Александр Воронель оригинально и справедливо, как мне кажется, подходит к проблеме разного восприятия одной и той же действительности – в зависимости от мировоззрения. (Я бы сказал – от психологической заданности). Вот одно его замечание из этого ряда: «Вегетарианцы повсюду склоняются к левизне не из рациональных соображений. И нахалы становятся правыми необдуманно».

Очевидное, казалось бы, сходство авторов работ на одну и ту же тему: советские «отказники», доктора наук (физика, электроника), давние израильтяне примерно одного возраста. Логика А.Воронеля (для меня, во всяком случае) очевидна; но стоило бы взглянуть на логику второго автора в самом взвешенном его суждении – он пишет о себе самом: «...Я воспитывался в духе интернационализма. Он был и остался моим твердым убеждением, в котором нет места представлениям о высших и низших расах и национальностях, нет места расизму. Приход к иудаизму от материализма не поколебал этого моего убеждения, но мне стал, наконец, понятен и смысл того, что евреи – избранный Создателем народ...» Дикое совмещение «интернационализма» с «избранностью»...

Сравните теперь названия упоминаемых работ обоих авторов - и понятнее станет незримая «гражданская война» (в кавычках пока что), которая могла (надеюсь на фигуру прошедшего времени) стать для Израиля куда большей опасностью, чем даже иранская угроза.
В зачистке незаконных форпостов (включалась не только полиция, но и армия) власти страны в конце концов попросту отдались на волю течения. Израильские экстремисты фактически провоцируют подобных себе даже среди умеренных палестинцев...
Я писал об этом – как и о том, что молодые реформаторы настаивают на коренной политической реформе – на ОТДЕЛЕНИИ РЕЛИГИИ ОТ ГОСУДАРСТВА, приведение страны в пристойный демократический вид, на ИЗЪЯТИИ РЕЛИГИОЗНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ ИЗ КОНФЛИКТА. Последние выборы демонстрируют такую возможность, о чём пишет и Александр Воронель.

«Газета Jerusalem Post представила список влиятельных евреев не только в Израиле, но и за его пределами. Первое место в рейтинге занимает министр финансов Яир Лапид, который не только стремится к изменениям в экономике и политике Израиля, но и может быть лицом Израиля».
Поверьте, когда с месяца два назад я впервые увидел по каналу Jewish News Яира Лапида, - сразу понял: вот - будущий лидер, при котором Израиль освободится, наконец, от ортодоксальных пут. Молодой, спортивный, энергичный, решительно непохожий не только на высокомерных брадатых «шасников», но и на нынешнего премьера Нетаньяху с очевидной скудеющей волей.
Когда не прошло какое-то правительственное решение – оттого, что не понравилось Сарре Нетаньяху (так – в израильских СМИ), можно бы задуматься. Муж-подкаблучник – не редкость. Не приходится ждать какого-то фатального исхода.
Премьер-подкаблучник – не помеха ли государственным делам?..

Янкелевич - Александру Воронелю
Натания, Израиль - at 2013-05-16 16:33:42 EDT
Уважаемый Александр Владимирович,
как-то странно Вы пишете: "Но все же хорошо, что они нашли в себе мужество это попробовать". Поясню свою мысль. Предположим они решили порулить Боингом на рейсе, к примеру, Тель-Авив - Париж, а Вы пассажир этого рейса. Интересно, скажите ли Вы перед катастрофой "Но все же хорошо, что они нашли в себе мужество это попробовать"?

Ася Крамер
USA - at 2013-05-16 02:13:42 EDT
Умный, вдумчивый, философичный Александр Воронель! Как дипломатично, но вдребезги он разделал догматизм и всевозможных "толкователей", не ведающих сомнения. Очень хорошая статья об "умеренности", что есть вожделенный здравый смысл. Но,увы, здравый смысл и реальность давно уже идут по разным колеям.