©"Заметки по еврейской истории"
март  2013 года

Марина Воробьёва

Гивон

Древний Гивон находится на месте арабской деревни Эль-Джиб, при раскопках там обнаружен библейский Гивон, но не найдено ничего похожего на место для Скинии, хотя известно, что Скиния стояла в Гивоне 50 лет. Есть большая вероятность того, что мы нашли место Скинии!

Для подтверждения или опровержения того, что найденные нами развалины – это место Скинии Гивона, необходимо провести анализ органических остатков с этого места, для этого нужны археологи и специалисты. На своем любительском уровне я показала и рассказала всем знакомым археологам, послала фотографии специалисту, все в один голос согласны, что надо продолжать и что это очень интересно.

Давайте вспомним события связанные с Гивоном:

Танахический Гивон занимал выгодное географическое положение. Плодородная равнина вокруг давала возможность развивать сельское хозяйство, а дорога, поднимавшаяся из порта Яффо с запада, через долину Аялон и Маале Бейт-Хорон, шла дальше на восток к Иерихону и переправам Иордана.

Несмотря на мощь и силу города, гивонцы, испуганные событиями в Иерихоне и Айе, предпочитают не воевать с евреями. Делегация отправляется в Гильгаль к Йеѓошýа бен Нуну и обманом заключают с ним союз.

Против предателей гивонцев собирается армия царей Юга страны, они осаждают Гивон. Йеѓошýа вынужден придти на помощь союзникам - гивонцам. Он выступил вечером из Гилгала, из района Иерихона, и (Йеѓошýа, 10:9-14):

«…Напал на них Йеѓошýа внезапно, всю ночь шел он из Гилгала. И привел их (кнаанеев, осаждавших Гивон) Господь в смятение перед Израилем, и он нанес им великое поражение в Гивоне, и преследовал их по дороге к Маале-Бейт-Хорон. И было, когда бежали они от Израиля – и они у Морад Бейт-Хорон – Господь бросал на них камни большие с неба, и они умирали. Больше было тех, кто умер от града камней, нежели тех, кого умертвили сыны Израиля мечом. И возгласил Йеѓошýа перед Господом в тот день, в который передал Господь Эморея сынам Израиля, и сказал перед глазами Израиля: Солнце, над Гивоном стой и, луна, у долины Аялон! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим. И не было такого дня ни прежде, ни после него, чтобы слушал Господь голос человека, ибо Господь сражался за Израиль».

Со времени взятия Иерихона к моменту битвы за Гивон прошло уже несколько месяцев: Иерихон был взят после Песаха, а битва за Гивон была в разгаре лета. Вероятная дата – это 16/17 Тамуза.

 

 

От Гивона до места начала спуска «морад Бейт Хорон» около 2 км. Здесь прекрасное место для контроля за дорогой «маале Бейт Хорон» (на запад), видно все окрестности во всех направлениях – и Мицпа, и Гива на юго-востоке, и Гивон.

Именно это начало спуска подходит под библейское описание Чудес – по дороге от Гивона до Морад Бейт Хорон. Естественно предположить, что люди приходили на место Чуда, приходили сюда, чтобы убедиться, что такое возможно – видеть Солнце над Гивоном, причем так чтобы одновременно видеть и Луну над Аялоном. Про эти места уже известно, что именно здесь Бог делает по словам, по просьбе человека, то есть здесь стоит просить и молиться.

Мы, жители Гиват-Зеева, видим ежемесячно такое явление рано утром, луна еще не ушла за горизонт на западе, а солнце встает на востоке, над Гивоном, видеть это можно во второй половине любого месяца года, но летом, когда дни длиннее, светло уже с 4-х утра, а луна уходит за горизонт около 11-ти дня. Ночью, при свете почти полной луны, Йеѓошýа совершает марш-бросок в центр страны, на рассвете атакует врага, через час другой враг начинает бежать. Но Йеѓошýа важно добиться полного разгрома и с вершины «морад Бейт Хорон», глядя на убегающих врагов, Йеѓошýа просит Солнце и Луну задержаться на своих местах, просит «Остановись Мгновение». Возможно, Йеѓошýа просто потерял счет времени, Солнце и Луна вместе видны будут еще несколько часов, в длинные летние дни такое явление продолжается 7 часов (!), с 4-х утра до 11 дня...

Из книг Диврей а-Ямим и Шмуэль II известно, что Скиния стояла в Гивоне в течение 50 лет. Естественно предположить, что Скиния была поставлена на месте Чуда. Так же как, например, храм Иеровама в Бейт Эле поставлен на месте сна Яакова, а не в самом Бейт Эле, так же и здесь, развалины общественного здания находятся на расстоянии 2 км от древнего поселка. Возможно даже, что камни, упавшие с неба на вражескую армию, использовали для строительства стены двора скинии, которая, видимо, была поставлена на месте чуда. Переносит скинию в Гивон, царь Шаул после уничтожения всех священников города Нов.

 

 Известно, что после разрушения Шило Ковчег попадает к филистимлянам, а Скиния была установлена в городе священников Нов, однако после того, как священники помогли Давиду, царь Саул наказывает весь город, убивает всех, а Скинию перенести в Гивон. И скиния и древний медный жертвенник, построенный еще Моисеем находятся в Гивоне вплоть до строительства Первого храма. (Диврей айамим 1, 21:29-30)

Это не что иное, как тот самый медный жертвенник, который был построен под руководством Моше Бецалелем. Это был тот выдающийся жертвенник, на который спускался огонь с Неба при введении в строй Храма. И только на этой Большой Биме приносились общественные жертвоприношения.

Что же можно увидеть сегодня? Стена широкая три, местами четыре метра образует большой закрытый двор. Такой тип строительства характерен для периода Первого Храма, то есть большие камни по краям стены и более мелкие, не обработанные, заполняют пространство внутри стены. На западной стороне стены видны остатки дозорной башни на стене, вокруг главного двора есть целый комплекс дополнительных стен, они образуют большие и маленькие подсобные помещения – дворы. Прямо под башней находится водосборник – огромная яма для сбора дождевой воды. Очень много разбитых керамических черепков.

Высота стены местами достигает полутора метров, здесь стены в среднем выше чем аналогичные стены вокруг Храма в Бейт-Эле или в Шило. Весь комплекс из широких стен находится в самом начале спуска (морад Бейт Хорон), на склоне, ведущем к дороге на Бейт Хорон. На снимках Гугл-картах хорошо видны очертания большого комплекса. Топография местности такова, что по дороге из Гивона в сторону Маале Бейт Хорон сначала надо пересечь с/х поля, а потом начинается подъем по каменистой почве (в ТаНаХе это называется «пустыня Гивонская») и в конце подъема, с места, где впервые уже видно дорогу на Бейт Хорон и начинается спуск, там и расположен весь комплекс, то есть именно на месте Чуда падения камней и Чуда остановки Луны и Солнца. Можно представить убегающую армию, которая видит дорогу к спасению, на спуске начинает бежать быстрее и тут их настигают камни, падающие с неба... 

 

Самые разные события ТаНаХа происходят в Гивоне за годы, когда там стоит Скиния:

Во время войны между лагерем потомков Саула и Давида:

Здесь Авнер, ближайший родственник Шауля, убивает брата Йоава, Асаэля /2:19-32/.

«И было там три сына Цруя: Йоав, Авишай и Асаэль. Йоав и Авишай – братья убитого, погнались за Авнером. Солнце уже зашло, когда они добрались до холма в пустыне Гивон». Дело в том, что в течении 7 лет, пока Давида признают царем только в колене Иехуды, граница между северным и южным царством проходит именно здесь, в районе Гивона. Похожая ситуация с границами колен была в период бунта против Давида. Йоав закалывает мечом Амасу, который не справился с поручением Давида во время бунта Шева бен Бихри.

Также и после закрепления власти в руках Давида, Гивон остается главным местом паломничества к Богу.

Книга Шмуэль II, 21:1 рассказывает – «И был во дни Давида голод три года, год за годом... За Шауля это и за кровожадный дом, за то, что умертвил Гивонитян». Гивонитяне рассказывают, что Шаул губил их и замышлял уничтожить всех, чтобы не стало Гивонитян в пределах Израиля. Видимо, истребление жителей Гивона Шауль начинает с установки Скинии на месте Чуда победы Йеѓошýа. Рядом со святилищем Шаулю не нужны чуждые элементы, и он истребляет остатки аморейцев из среды Израиля. Наказание за нарушение отцом завета Йеѓошýа пришлось на поколение сыновей Шауля.

При следующем упоминании Гивона и Скинии (Диврей айямим I, 21:29-30), Ковчег со скрижалями уже перенесен в Иерусалим и над Ковчегом новая Скиния, но старая (прошедшая с народом по пустыне) и жертвенник Моше считаются важнее. «И скиния Господня, которую сделал Моше в пустыне, и жертвенник всесожжения были в то время на высоте в Гивоне. И не мог Давид идти, чтобы вопросить Бога, потому что устрашен был мечом ангела Господня»... Значит спрашивать Бога ходили в Гивон, это подтверждается и следующей историей, связанной с Гивоном и со Шломо. 

 

Кстати, во времена Давида поименно упомянуты два первосвященника – Эвьятар и Цадок, возможно из-за того, что постоянная служба Всевышнему велась в двух местах – и в Иерусалиме и в Гивоне.

Во времена царя Шломо (Соломона):

К скинии и к медному жертвеннику приходит Шломо и именно здесь просит и получает от Бога Мудрость. Книга Млахим I, 3:4-15 рассказывает, как Шломо приходит в Гивон, где в то время «главная высота» (бима гдола) и приносит 1000 всесожжений на жертвеннике. В Гивоне ночью, во сне явился Бог к Шломо и сказал – Проси, что мне дать тебе? Шломо просит сердце разумное, чтоб судить многотрудный народ Господа... Проснувшись, Шломо возвращается в Иерусалим, встает перед Ковчегом Завета, приносит всесожжения и жертвы мирные и устраивает пир. Сразу после этого следует знаменитая история про суд над женщинами, делившими ребенка.

История о том, как Шломо разбирается с врагами отца и со своим врагами – бывший главнокомандующий армией, Йоав, поддержал Адонияу во время спора за трон Иерусалима, Шломо уже частично успел свести счеты с врагами, Йоав понимает, что наступила его очередь, он убежал к Шатру Всевышнего и схватился за рога жертвенника /2:28/. Где это было в Иерусалиме или в Гивоне – это вопрос. Предположительно убежал Йоав в Гивон, подальше от Шломо и схватился за рога главного жертвенника, про который уж точно известно, что видел он много Чудес и Божьей Милости.

В заключение хочется сказать спасибо судьбе, благодаря которой мы живем в удивительное время, когда экскурсии для многочисленных гостей и родственников можно проводить не выходя из собственного дома. Причем, без всякой иронии, называться эти обзорные экскурсии с балкона должны – «С ТаНаХом в руках».

На ближайшем пригорке – место Скинии Завета и жертвенника Моисея, на соседнем холме – библейский город Мицпа, а чуть дальше, на горизонте на юго-восток – первая столица объединенного Израиля, Гива Беньяминова. Прекрасно видны также три башни Масличной горы Иерусалима, древний Гивон, дорога Маале Бейт Хорон и... огни Рамалы – библейской Рамы... Ах, в какое время живем!


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 220




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2013/Zametki/Nomer3/Vorobjeva1.php - to PDF file

Комментарии:

Марина Воробьева
- at 2013-04-25 15:32:24 EDT
(окончание)
Ицхак Маген и Исраэль Финкельштейн, סקר ארכיאולוגי בארץ בנימין, ירושלים התשנ"ג
Стр. 150, развалины номер 158-159.
- Размер развалин – 18 дунам, расположение - вершина скалы,780 м над уровнем моря. С/х террасы скрывают более древние стены. С севера, вплотную к развалинам, есть водосборник. Найдены керамические черепки периодов «средняя бронза» (81%), «железо 2», «византийский период», «ранний ислам». Всего с места взято 96 черепков.
- С юга от развалин проходит древняя дорога шириной 7-8.5 метров, с двух сторон которой установлены огромные необтесанные камни. Направление дороги запад-восток. В 100 м от дороги найдена винодельня, в 250 м к юго-западу еще 2 винодельни и около них водосборник. В 100 м восточнее развалин выдолблена винодельня на месте более древней винодельни. В 75 метрах к северо-западу имеется неглубокая площадка для давления винограда, рядом для собирания выдавленного. К северо-востоку можно видеть многочисленные примеры вырубания скалы, местами для виноделен, а также для строительства гумна, радиусом 10-15 м. Керамика византийского периода.
07.04.2013 – осмотр Эялем Фрайманом, археологом – представителем управления археологии в Иудее и Самарии
- в процессе осмотра развалин обнаружены остатки массивного строительства: стены, ширина которых в некоторых местах превышает два метра, остатки зданий, водосборник, остатки квадратных сооружений, установленных на топографически заметных высотах. На территории замечены черепки разных периодов, среди них «средняя бронза» и «железо 1 или 2». Также найден круглый осколок базальтового сосуда, вероятно, периода хальколита.
- Можно утверждать, что здесь в древности происходили ритуальные действия. Однако без проведения дополнительных исследований нельзя сказать больше.
- Предлагаемая последовательность действий:
1. Общее исследование, составление описаний с зарисовками, аэрофотосъемка и сбор артефактов на местности (сентябрь – октябрь 2013)
2. Публикация результатов исследования (январь – февраль 2014)
3. Сезон регулярных раскопок (лето 2014)
4. Продолжение исследования с учетом результатов работы.
Ответственный археолог – Фрейкман Михаил, институт археологии при Еврейском университете Иерусалима.
Для проведения археологических исследований на месте «Солнце в Гивоне» необходима спонсорская помощь.
Сентябрь – октябрь 2013 от 10.000- до 15.000 долларов
Зима 2014 – от 5.000 до 10.000, лето – до 50.000. Археолог Михаил Фрейкман, гид и один из открывателей места, Марина Магрилова, готовы вылететь в Москву для объяснений, переговоров и/или проведения презентаций.

Марина Воробьева
- at 2013-04-25 15:30:55 EDT
(начало)
Ниже приведены некоторые цитаты с указанием имен археологов, дат посещения места (в переводе с иврита на русский). Для удобства изложения месту будущих раскопок дано имя – «Шемеш бе Гивон» («солнце в Гивоне»).
11.03.2013 из переписки с проф. Амихаем Мазаром:
- Географическое место развалин свидетельствует об их важности – здесь топографический переход из долины к северу от Гивона в сторону дороги Бейт Хорон.
- С юга от развалин видны остатки древней дороги, вероятно, это часть исторической дороги Бейт Хорон в сторону Наби Самуэль и Гивона, на одной из сторон дороги установлены по краю огромные камни... С запада природная скала, которую использовали как дорогу, заканчивается каменоломней, сделавшей невозможным дальнейшее использование дороги.
- Около дороги остатки вырубленных в скале пещер, с частично обрушившимися потолками...
- На территории развалин (предполагаемая площадь внутри массивных стен около 5 дунам) найдены черепки типа «сфат цаварон» периода «железо 1» (12-11, начало 10 веков до новой эры). С южной стороны стены, в месте небольшого топографического подъема, есть большой холм камней, вероятно, он скрывает внутри себя древнее строение, связанное со всеми развалинами периода «железо 1».
- Мне кажется, что тип развалин соответствует периоду еврейского завоевания и заселения центрального горного хребта. Рекомендую проверить результаты археологических исследований, ранее проводившихся в р-не Биньямин Ицхаком Магеном и Исраэлем Финкельштейном.
- Период поселенческой деятельности колен Израиля плохо представлен в археологии (только считанные места раскопаны), и поэтому я рекомендую проведение раскопок здесь, месторасположение развалин свидельствует о важности места.
Amihai Mazar, Professor Emeritus,
The Institute of Archaeology,
The Hebrew University of Jerusalem,
Jerusalem, Israel 91905
Tel. home: 972-2-5865187; office 5882406; 5882437; Mobile 0544709448.
WEB: www.rehov.org http://huji.academia.edu/AmihaiMazar

(окончание следует)

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2013-03-14 09:43:56 EDT
Спасибо! Очень интересно.
Ефим Левертов
Петербург, Россия - at 2013-03-13 17:45:24 EDT
Противоречия между Книгой Навина и Книгой Судей, отмеченные в моем первом комментарии, можно объяснить тем, что здесь речь идет о волнах заселения страны израильтянами. В ходе первой волны Иерусалим лишь потерпел поражение, но не был захвачен. При второй волне воины колена Иуды предали город разрушению, но он оставался в руках иевусеев вплоть до эпохи Давида.
Спасибо уважаемой Марине Воробьевой за содержательный рассказ о знаменательном месте Израиля.

Ефим Левертов
Петербург, Россия - at 2013-03-10 20:13:02 EDT
История древнего Гивона непосредсвенно связана с завоеванием израильтянами Иерусалима, древнего анклава иевусеев. В Книге Иисуса Навина упоминается Адонисек, царь Иерусалима, возглавивший поход против Гивона, уже бывшем в руках израильтян. Указывается, что израильтяне нанесли поражение Адонисеку, однако взять Иерусалим на этот раз не удалось. Однако в Книге Судей говорится о взятии Иерусалима коленом Иуды: "И воевали сыны Иудины против Иерусалима и взяли его и поразили его мечом и город предали огню".