јльманах "≈врейска€ —тарина"

є4(79)

2013 г.

¬ладимир янкелевич


Ќекоторые сведени€ о евре€х

ƒальнего ¬остока, японии и  ита€, найденные благодар€ сидуру из  обэ, писем из  алифорнии и личному любопытству

 то не знает своего прошлого, у того нет будущего

ѕодарок на ’ануку Ц с чего все начиналось

 

ѕраздник ’унука в большом концертном зале ¬ладивостока. Ќа сцену поздравить еврейскую общину подн€лс€ католический св€щенник отец ћирон. ќн родилс€ в —Ўј, но осел во ¬ладивостоке, возглавив католический приход, и даже запросил российское гражданство, которого, правда, не получил, на что очень обиделс€.  огда во ¬ладивосток нанесли визит американские крейсера, во врем€ посещени€ корабл€, к нему подошел матрос и сказал:

- ќтец, вот мой сидур[1], передайте его, пожалуйста, в еврейскую общину.

- Ќо во ¬ладивостоке нет еврейской общины.

- ¬ы ошибаетесь, отец - сказал матрос - так не бывает.

» отец ћирон свое выступление закончил так:

- ƒрузь€, рад, что € ошибс€, и прошу прин€ть этот сидур, подарок американского матроса.

Ќадпись на сидуре гласила, что он выпущен дл€ American navy и выполнен по законам еврейской веры.   сожалению, пробыл он у нас недолго Ц пришел командировочный американец и попросил сидур на шаббат, кл€твенно обещал вернуть. ѕрошло без малого 20 лет, € надежды не тер€ю, может еще вернет. „удеса все же бывают.

 нига, подаренна€ отцом ћироном, сыграла роль катализатора - через некоторое врем€ пришел кто-то, к сожалению не помню его имени, и подарил мне еще одну книгу - сидур, отпечатанный в  обэ в 1920 году на иврите и русском, но со старой, дореволюционной грамматикой.

¬от он, этот сидур:

—идур.  обэ. 1920 г.

–усский текст молитв был довольно необычен.  акой-то поэт зарифмовал молитвы. Ќапример, молитва Ђјдон оламї в сидуре представлена так:

ћолитва Ђјдон оламї

Ќо что это за еврейска€ община в японии?  то они? „ем занимались?

≈вреи в японии. Ўипчандлер √инзбург

≈вреи в японии по€вились давно, вместе с голландскими купцами. ћогилу директора голландской ќст-»ндской компании в Ќагасаки, в 1778 году им был Hendrik Duurkoop,  ампо ’арада считает старейшей еврейской могилой в японии. ј себ€  ампо ’арада, считает потомком колена «авулона, истори€ еврейской общины в японии Ц его конек.

ѕочему именно «авулона? ¬озможно потому, что »аков определил наследие «вулона так: "«авулон при береге морском будет жить, и у пристани корабельной, и предел его до —идона"[2]. ј пророчица ƒебора в своей песне победы говорит: Ђот «авулона были "владеющие тростию писца"[3]ї. ¬от  ампо ’арада, знаменитый €понский каллиграф, безусловно один из лучших, Ђвладеющих тростью писцаї, огл€девшись вокруг Ц кругом море и пристани корабельные Ц и почувствовал себ€ потомком колена «вулуна?  то знает. ¬о вс€ком случае, в его семье имеетс€ документ, подтверждающий его происхождение из китайского еврейского поселени€ тринадцатого века. ’от€ существование еврейской общины в  айфыне, образовавшейс€ во времена династии —ун (960-1279 гг.), Ц общеизвестный факт[4], вр€д ли израильский консул признает этот документ достаточным дл€ репатриации в »зраиль. Ќо  ампо ’араду это не волнует, он собрал коллекцию раритетов иудаики, котора€ сейчас €вл€етс€ крупнейшей на ƒальнем ¬остоке. ¬ ней более 4000 книг по еврейской тематике и многое другое. ¬ыставлена эта коллекци€ в комнате его каллиграфического музе€ в  иотоЕ   сожалению, фотографии не сохранились.

Ќо вернемс€ к еврейской общине. ¬ 18 веке голландцы были единственными европейцами, допущенными в японию, а осевшие на берегу евреи занимались снабжением торговых и военных судов и, естественно, торговлей, как таковой. ѕозже, когда коммодор ѕерри в 1854 году Ђоткрылї японию дл€ визитов американского флота и свободной торговли, то еврейска€ община предоставила свои услуги и ему.

японска€ гравюра на дереве с изображением коммодора ѕерри (в центре), помещенна€ здесь исключительно из-за своей красоты.

»сточник: Ѕиблиотека  онгресса —Ўј, отдел эстампов и фотографий (Prints and Photographs division)

ј далее в этой еврейской истории по€вл€етс€ двадцатидвухлетний цесаревич Ќиколай јлександрович, греческий принц √еорг, граф √енрих  ейзерлинг и владивостокский (в прошлом) еврей из  обэ - шипчандлер[5]√инзбург.

¬ 1890 году будущий российский император, тогда еще цесаревич Ќиколай отправилс€ в кругосветное путешествие на крейсере Ђѕам€ть јзоваї дл€ Ђознакомлени€ с государственным устройством других странї. ¬ порту ѕирей, в √реции, команда флагмана пополнилась еще одним офицером - в качестве офицера к команде присоединилс€ греческий принц √еорг.

Ќиколай јлександрович в японии. 1891 год.

29 апрел€ 1891 года Ќиколай вместе с двум€ принцами, греческим √еоргом и €понским јрисугавой посетил город ќцу. Ёто почему-то не понравилось €понскому полицейскому ÷уде —анзо, который кинулс€ к Ќиколаю и нанес ему два удара саблей. ѕринц √еорг попыталс€ остановить ÷уду, ударив его бамбуковой тростью.   √ергу на помощь подоспели рикши, и ÷уда был схвачен. (— этого времени в русском фольклоре по€вилось выражение Ђяпонский городовойї). ј трость принца √еорга позже была украшена драгоценными камн€ми и хранилась в царской семье.

Ќиколай срочно вернулс€ на корабль, а €понцы, не менее срочно, прин€лись налаживать отношени€. —ам император ћуцухито специальным поездом направилс€ в  иото, посетил Ќикола€, выразил ему глубокое сожаление по поводу инцидента, высказал надежду, что после поправки Ќиколай посетит “окиоЕ Ќо јлександр III распор€дилс€ иначе, он решил немедленно завершить путешествие цесаревича.

японцы прилагали все силы, чтобы удержать отплытие русской эскадры, им нужно было врем€ дл€ улаживани€ дипломатических проблем. ¬друг оказалось, что нет угл€ и воды дл€ русской эскадры, вода и уголь скоро будут, а пока не угодно ли посетить то Еили этоЕ

Ќа помощь пришел граф √енрих  ейзерлинг, о чем позднее, в своей книге Ђ√нев драконаї, написал его сын –оберт. ќн пишет, что именно граф  ейзерлинг обратилс€ к шипчандлеру √инзбургу. “от быстро разобралс€ в ситуации и пригнал из Ўанха€ пароход Ђ—ин€€ трубаї с углем и водой. –усские корабли смогли отправитьс€ домой, а сам √инзбург был награжден особо, он был назначен специальным поставщиком императорских кораблей, что было редким знаком отличи€ дл€ евре€, да и приносило немалые материальные блага как ему, так и еврейской общине японии.

«нак Ђѕоставщика ¬ысочайшего ƒвора и ¬еликокн€жеских ƒворовї

¬ 1894 году на средства ћ. √инзбурга в Ќагасаки была построена перва€ синагога в японии.

ќ шипчандлере √инзбурге упоминает адмирал ‘. ¬. ƒубасов, который еще в звании капитана первого ранга, команду€ броненосным фрегатом Ђ¬ладимир ћономахї, сопровождал цесаревича Ќикола€ в его путешествии на ƒальний ¬осток и просто не мог не знать о роли √инзбурга в €понском инциденте.

¬ 1899 г., адмирал ƒубасов был в то врем€ командующим “ихоокеанской эскадрой, он телеграфирует в ѕетербург: Ђбез материалов работать невозможно, а в ѕорт-јртуре их нет и во ¬ладивостоке их недостаточної. Ђѕри насто€щих средствах наших портов,Ц без €понских заводов и снабжени€ от √инзбурга, к крайнему прискорбию, невозможно и, если какие-либо затруднени€ закроют нам эти средства, эскадра очутитс€ в безвыходном положенииї[6].

ѕеред графом  ейзерлингом открывалась блест€ща€ карьера, но он решил зан€тьс€ китобойным промыслом и вышел в отставку (ему было всего 29 лет). Ќедалеко от ¬ладивостока в посЄлке “афуин (теперь ёжно-ћорской) он выкупил киторазделочный завод и стал развивать китобойный промысел. „ерез несколько лет его флотили€ насчитывала 9 судов, поставл€€ продукцию в –оссию, японию и даже в далекую јнглию.

¬о врем€ русско-€понской войны, все его суда были конфискованы €понцами, а вскоре и вовсе пришлось уносить ноги. ‘инал российского жизненного периода постучалс€ в двери графа  айзерлинга в образе комиссаров в пыльных шлемах, и он со своей семьей оказалс€ в японии в качестве беженца.

» тут ему на помощь снова пришел старый товарищ Ц шипчандлер √инзбург. Ѕлагодар€ своим финансовым контактам, он смог обеспечить ему трансферт денежных вкладов с его счетов в –усском банкеЕ

ј во ¬ладивостоке в 1891 году на пам€ть о событи€х того времени по€вилась триумфальна€ арка "Ќиколаевска€". ≈е разрушили вскоре после установлени€ советской власти, но в 2003 году восстановили. » теперь она выгл€дит вот так:

“риумфальна€ арка "Ќиколаевска€"[7]

ѕисьмо из  алифорнии

¬новь с еврейской общиной  обэ € встретилс€, продолжа€ архивные розыски о Ћейбе —кидельском. ¬се началось с письма из  алифорнии от  эрол —кидел. ќна разыскивала могилу Ћейбы —кидельского, в начала ’’ века возглавл€вшего еврейскую общину.

¬ письме были такие слова:

Ђя сотрудничаю с корпорации JewishGen, компанией занимающейс€ ≈врейской √енеалогией. ¬ конце концов, если говорить откровенно, то зан€ти€ генеалогией - традиционно еврейское дело. “јЌј’, в определенном смысле, - это истори€ одной семьи, выросшей в целый народ. “ак почему бы нам не возобновить традицию, котора€, к сожалению, была на каком-то этапе искусственно прервана?ї

Ќу, раз традици€ Ц куда деватьс€. Ќо, в общем-то, € больше искал не историю —кидельского, а свою, еврейскую историю, которой так мне не хватало всю жизнь, когда вокруг евреи были, а истории не было.

Ќо община  обэ Ц это несколько позже. ќказалось, что еврейска€ община ¬ладивостока имеет давнюю и очень интересную историю, котора€ была похоронена на стеллажах архива в пыльных папках.

—частливым случаем было то, что во ¬ладивостоке располагалс€ »сторический ƒальневосточный архив, о чем € все годы и не подозревал, а вернее Ц не интересовалс€. ѕри первом посещении архива с письмом-просьбой о допуске к документам, начальник отдела рассказала, что у них на хранении наход€тс€ совершенно уникальные документы и есть даже журнал на абсолютно неизвестном €зыке, €зыке, который никто не знает. ќна торжественно показала мне толстый журнал, на обложке которого € без труда прочел надпись ивритскими буквами Ц Ђќкт€брьї.   сожалению, € уже не помню, что это был за журнал, где издавалс€, но помню, как сильно удивил архивную даму.

ќ еврейской общине ¬ладивостока. —то лет назадЕ

≈врейска€ община ¬ладивостока в конце XIXначале XXвеков, на мой взгл€д, отличалась от общин других мест и местечек. –ежим проживани€ евреев в –оссии и так жестко регулировалс€, а ¬ладивосток был городом крепостью, что этот режим ужесточало многократно. ¬от это и определило то, что право посто€нного жительства в городе получали купцы первой гильдии, высокообразованна€ еврейска€ интеллигенци€, ремесленники и цеховые мастера, фармацевты, фельдшера и акушерки (повивальные бабки), Ђдентистыї - как написано в одной архивной справке.

ѕереехать во ¬ладивосток было не просто. ¬ семье “уник, с которой € познакомилс€, сохранились документы, давшие возможность ее предкам сто лет назад, несмотр€ на все ограничени€, перебратьс€ в ѕриморье. ¬от эти документы:

“уник в документах

—видетельство об окончании акушерских курсов

ќб испытании в качестве учительницы

ѕохвальный лист ѕеси “уник за примерное поведение и отличные успехи

ѕросьба ћоисе€ “уника о пособии за 35 летнюю службу

«накомство с семьей “уник произошло, когда они решили выехать в »зраиль. “уник младший к этому времени был уже весьма перспективным футболистом. ≈сли он не играет за Ђћаккаби Ц “ель-јвивї, то может хот€ бы за Ђ–еал ћадридї какой-нибудь.

¬о ¬ладивостоке евреи могли поселитьс€ еще и как отставные нижние чины из числа так называемых "николаевских солдат", а также как участники военных действий на ƒальнем ¬остоке.

 стати, о военных действи€х. ¬ музее им. јрсеньева во ¬ладивостоке есть стенд, в котором выставлен —виток “оры. ≈го изъ€ли в 1929 году из синагоги, когда ее закрыли как бы по просьбе труд€щихс€ евреев. ѕоказыва€ гостю из »зраил€ краеведческий музей, € неожиданно дл€ себ€ - тогда уже понемногу учил иврит - смог прочитать надпись на чехле “оры, выставленной в экспозиции. “ак вот на чехле было написано следующее: Ђ¬ пам€ть о евре€х-пластунах, павших в бо€х в ћаньчжурии в русско-€понской войне их сослуживцы из такого-то полка дар€т эту “ору. √риценштейнї. ¬ документах синагоги, безусловно, были пам€тные записи, но они пропали во врем€ ее закрыти€.  то они, эти евреи-пластуны?  то такой √риценштейн? Ёто установить не удалось.

»нтересно, что в музее отсутствовали данные, откуда у них этот свиток. ѕо воспоминани€м пожилых евреев дело было примерно так: подъехала телега, все имущество синагоги загрузили на нее и увезли в неизвестном направлении. ёридически это давало основани€ требовать возвращени€ свитка еврейской общине, как правопреемнику, так как на такое имущество, бездокументное, а потому как бы найденное, бесхозное, не распростран€ютс€ права собственности музе€. ѕреодолеть сопротивление музейного начальства можно было только в ћоскве, а это означало, что надо действовать через ‘≈ќ–[8]. Ќо дл€ Ѕерла Ћазара, главного раввина –оссии, ценность свитка определ€етс€ его кошерностью, то есть сохранностью всех букв и прочими признаками.

—виток “оры во ¬ладивостокском музее

„ехол с дарственной надписью вверху

ƒл€ нас же именно этот свиток “оры был крайне важен не только, как свиток, но и как пам€ть о воинах евре€хЕ ƒл€ выросших под припевы о Ђташкентском фронтеї, это было важно, но убедить руководство ‘≈ќ– € так и не смог.

ј 100 лет назад еврейска€ жизнь во ¬ладивостоке была очень активной. Ќекоторое представление дает вот этот документ:

—овет владивостокской еврейской общины в 1907 году

ƒаже состав комиссий и комитетов вдали от черты оседлости в городе-крепости, в котором пребывание евреев вообще было запрещено, чрезвычайно интересен.

¬ладивосток давал еврейской общине возможности дл€ приложени€ кипучей энергии. –азвивалась промышленность, причем интересно, что часть заводов, созданных евре€ми в то врем€ в ѕриморье, работают до сих пор. Ёто владивостокский фанерный завод, уссурийский маслокомбинат и р€д других. ј детска€ инфекционна€ больница, подаренна€ Ћейбой —кидельским городу, и сейчас принимает больных.

ƒетска€ инфекционна€ больница, подаренна€ Ћ. —кидельским ¬ладивостоку и мемориальна€ доска на здании больницы. —овременное состо€ние

Ѕлагодар€ краеведу Ќелли ћизь, мы знаем, что в апреле 1900 г. председатель ќбщества борьбы с заразными болезн€ми принц ѕетр јлександрович ќльденбургский получил из ¬ладивостока следующую телеграмму:

У¬ладивостокский 1-й гильдии купец —кидельский, крупный железнодорожный подр€дчик, ознакомленный мной с задачами ќбщества борьбы с заразными болезн€ми, движимый сочувствием задачам ќбщества, пожертвовав 500 рублей на улучшение быта больных проказою Ќиколаевского лепрозори€, за€вил мне 6 марта письменно о своем намерении построить во ¬ладивостоке на свои средства, на 10 или 15 кроватей лечебное заведение, по моему указанию, с затратой на этот предмет до 25 тыс€ч рублей с гарантией ежегодного пособи€ до 3 тыс€ч рублей этому лечебному заведению.

«а€вление —кидельского мною лично 10 марта было внесено на обсуждение ¬ладивостокского ќбщества врачей дабы иметь компетентное мнение Ц какое лечебное заведение более всего нужно ¬ладивостоку к насто€щему времени. ¬рачи высказались за устройство детской больницы дл€ лечени€ дифтерита, скарлатины, оспы, дизентерии. «атем € вышел во ¬ладивостокскую ƒуму с просьбой отвести участок земли не менее 600 саженей дл€ детской больницы.

ƒума 16 марта единогласно постановила отвести на вечное владение ќбщества просимый участокЕ.  упец —кидельский усердно просит разрешени€ ему приступить к постройке больницы теперь же, в виду наступившего уже во ¬ладивостоке строительного сезонаФ[9].

ј вот ответ принца ѕ.ќльденбургского:

У√лубоко тронутый ¬ашим сообщением, сердечно благодарю ¬ас, как уполномоченного ќбщества за полезную де€тельность и прошу передать самую гор€чую признательность купцу —кидельскому и ¬ладивостокской ƒуме за щедрое пожертвование и высокогуманное отношение к страждущимФ.

25 ма€ 1901 состо€лась торжественна€ закладка здани€ детской больницы, а в но€бре 1903 года больница уже принимала своих пациентов. Ѕолее во ¬ладивостоке (по сей день) таких темпов строительства медицинских учреждений не замечено.

—кидельские были очень богатыми людьми. ¬от их дом в центре города:

 

ƒом —кидельских в центре ¬ладивостока,

справа на выноске видна надпись Ћ(ейба) —(кидельский), 1908

Ќо даже очень богатый и уважаемый купец-еврей, получив подр€д на поставку лошадей армии, должен был просить разрешени€ генерал-губернатора поехать на €рмарку, убежда€, что в противном случае будет сорван военный заказ.

¬ конце концов, —кидельские получили особую милость. ¬от так эта милость выгл€дела:

ѕраво свободного передвижени€ —кидельского и сыновей.

«а свое дело приходилось непрерывно боротьс€. “о не разрешали поехать на выставку, то не разрешали привезти нужных специалистов, или по прихоти какого-то чиновника могли и выслать основных специалистов завода. ќб одной из таких ситуаций Ц письмо-прошение Ћейбы —кидельского √енерал-√убернатору.

 

ѕисьмо Ћ. —кидельского. »з-за большого объема показано частично

ѕолный текст письма в ѕриложении

¬ письме Ћ. —кидельский пишет о своем фанерном заводе. ќсобенностью продукции этого завода было то, что на нем фанеру делали из дальневосточного кедра, единственного дерева, из которого можно делать коробки дл€ упаковки ча€ - кедрова€ фанера не передает чаю запах смолы. Ёта фанера поставл€лась —кидельским в јнглию, где расфасовывали чай и рассылали по всему миру. Ётот бизнес, как оказалось, имел дл€ —кидельских жизненно важное значение в пр€мом смысле слова: дл€ работы в интересах семейного бизнеса Ц распор€жатьс€ поставками чайной фанеры —кидельских Ц в Ћондон с семьей переехал сын Ћейбы —кидельского, яков. “ам он пережил своих родных, Ђперетертых в лагерную пыльї в √улаге.

»нтересно сложилась судьба детей якова в јнглии. ќдин из его внуков Ц британский лорд –оберт ƒжекоб јлександр —кидельский, известный миру как выдающийс€ экономист.

–оберт ƒжейкоб јлександр —кидельский, барон “илтонский (род. 25 апрел€ 1939 года), в 1970-1976 гг. преподавал в университете ƒжона ’опкинса. ќн член ѕалаты лордов британского парламента (с 1991 года) и Ѕританской академии (с 1994 года), профессор политэкономии ”орвикского университета (с 1990 года), рецензент таких известных изданий как New Statesman, Prospect и New York Review of Books.  роме того, он автор трехтомной биографии ƒжона ћэйнарда  ейнса (John Maynard Keynes, 1983-2000) и бестселлера Ђћир после коммунизмаї (The World After Communism, 1995).

¬ сент€бре 2010 на ћеждународном политическом форуме Ђ—овременное государство: стандарты демократии и критерии эффективностиї он сказал: ЂЌе может быть демократии российской, управл€емой или демократии по —уркову. —тандарт демократии всегда один, а оппозици€ демократии Ц авторитаризмї. Ќе очень ново и оригинально, но на мой взгл€д Ц верно.

Ќо вернемс€ на 100 лет назад.

¬от интересные документы купцов ÷иммерманов:

ќптова€ торговл€ ƒавида ÷иммермана и завод ’аима ÷иммермана

ј это надзор за их отцом јбрамом ÷иммерманом:

 

ѕереписка по поводу поездки ÷иммермана

во ¬ладивосток по торговым делам

Ќужно отметить, что ÷иммерманы были уважаемыми купцами, а ’аим јбрамович был членом правлени€ ¬ладивостокского купеческого общества взаимного кредита. “ем не менее, ’аим и ƒавид ÷иммерманы вынуждены были дважды ходатайствовать о разрешении посетить город ’абаровск, чтобы закупить скот на €рмарке. »м вначале отказали и разрешили только тогда, когда стало пон€тно, что без ÷иммерманов и их поставок м€са гарнизон крепости в Ќиколаевске-на-јмуре будет голодать.

–азнообразны были заботы ¬оенного √убернатора. Ќеугомонный ƒавид ÷иммерман просит о молитвенном доме. ѕриходитс€ реагировать.

ѕисьмо в ћ¬ƒ о молитвенном доме

ќтветное письмо ћ¬ƒ о молитвенном доме

Ётим письмом ћ¬ƒ –оссии (интересный департамент Ц иностранных вероисповеданий), сообщает ѕриморскому √енерал-губернатору, что не возражает против еврейского молельного дома и определ€ет ежегодный взнос. ¬ажнее дел, чем определ€ть количество членов правлени€ в еврейском молитвенном доме во ¬ладивостоке у ћ¬ƒ в 1907 году не было.

— началом движени€  расной армии на восток, Ђчтобы с бою вз€ть ѕриморьеї, количество евреев во ¬ладивостоке резко возросло. ≈хали не только купцы, но все, у кого были какие-то разногласи€ с советской властью. ѕомните: Ђќна хочет строить социализм, а € не хочу. ћне скучно строить социализмї.

“огда ¬ладивосток стал местом последнего всплеска русского футуризма. — 1917 по 1922 гг., во ¬ладивостоке жили и творили уже известные футуристы Ќ. јсеев, —. “реть€ков, ƒ. Ѕурлюк, неофиты футуризма из местных и занесенных ветром революции Ц ¬. ћарт, —. јлымов, ѕ. Ќезнамов, ¬. —иллов, ќ. ѕетровска€, ј. ярославский, ‘. ¬ерславан, √. √оберман, ћ. √ольденберг, ¬. Ћоккенберг и больша€ группа поэтов и художников, примыкавших к футуристам, - ћ. јветов, я. јлкснэ, ≈. јфанасьева, ѕ. ЋюбарскийЕ

—обственно о еврейском присутствии во ¬ладивостоке того времени может сказать список гласных владивостокской городской думы 1920 года:

—писок гласных владивостокской городской думы 1920 года

ј когда стало очевидно, что  расна€ арми€ вот-вот Ђна “ихом океане свой закончит походї, почти вс€ еврейска€ община перебралась в ’арбин.

¬ ’арбине

’арбин дл€ нас, владивостокцев, не был Ђзаграницейї. ѕростота получени€ виз и дальность перелета в 50 минут (до ћосквы Ц 9 часов), все это, конечно, сближало. Ќо особенностью ’арбина была очень большое архитектурное сходство с ¬ладивостоком. ј чтобы утверждение не было голословным, то вот ≈врейский народный банк в ’арбине:

≈врейский народный банк в ’арбине

ј вот ресторан Ђ«олотой рогї во ¬ладивостоке:

–есторан Ђ«олотой рогї. ¬ладивосток, ул. —ветланска€.

«дани€ и сегодн€ мало изменились (кроме новых районов, естественно), только люди одеты по-другому, да лошадей нет, все больше €понские машины.

’арбин строили те же подр€дчики и архитекторы, что строили ¬ладивосток. Ёто был, в основном, русский город, основанный дл€ строительства и ремонта  ¬∆ƒ.

¬ истории ’арбинской еврейской общины € вдруг обнаружил известную мне ранее фамилию Ц купцы —оскины.

ј известна мне эта фамили€ была вот откуда. Ќа съездах ‘≈ќ– обратил на себ€ внимание немолодой, очень спокойный и молчаливый председатель еврейской общины г. ≈катеринбурга яков ћенделевич —оскин.

яков ћенделевич —оскин

«апомнилс€ он мне вот почему Ц шепотом рассказывали, что его дочь “ан€ сидит в израильской тюрьме за карикатуры, на которых она изобразила свинью, читающую  оран. — этими карикатурами “ан€ приехала в ’еврон и была задержана израильским патрулем, обратившим внимание на ее футболку с эмблемой партии  ј’[10]. »нтересно, что срок три года она получила не за действие, а лишь за намерение. » такие бывали времена в »зраиле.

—емен —оскин в ’арбине

»нтересные были времена, интересные люди. ¬от —емен —оскин просто был выгнан из дома отцом за Ђпраздность и расточительностьї. —ослал его рассерженный папаша, крупный керченский зерноторговец, в ’арбин. —емену было тогда 22 года. Ќо всего через год этот Ђбездельник и расточительї создает свою фирму по экспорту зерна, а еще через год, во врем€ во врем€ –усско-японской войны, становитьс€ одним из главных поставщиков зерна дл€ русской армии. ј после одесского погрома 1905 года суровый папаша вместе с остальной семьей переезжает к сыну.

 омпани€ —оскиных развивалась, были открыты отделени€ в Ћондоне, ’арбине, ¬ладивостоке, а в 1921 . дл€ помощи голодающим ѕоволжь€ были отправлены в —оветскую –оссию 30 вагонов зерна.

  сожалению, дальнейшую историю большой семьи купцов —оскиных мне отыскать не удалось, а самого якова ћенделевича расспросить € тогда не догадалс€. ќ том, что харбинцы —оскины были репрессированы, особых сомнений нет, да и ≈катеринбург расположен совсем недалеко от первых лагерей √”Ћј√а.

”крывшиес€ в ’арбине от революции, как оказалось, убежали не слишком далеко. ¬ 1929 году произошел военный конфликт на  итайско-¬осточной железной дороге - „жан —юэл€н, старший сын военного правител€ ћаньчжурии в 1917Ц1928 гг., попыталс€ захватить контроль над  ¬∆ƒ, но был разбит  расной армией. “огда, в 1929 году, в ’арбин вошли советские войска, а с ними и следователи ќ√ѕ”-Ќ ¬ƒ, уже имевшие на руках списки подозреваемых. —ледователи зан€лись допросами и арестами среди выходцев из –оссии. Ёто был уже Ђпериод наступлени€ социализма по всему фронтуї, формировалась система √”Ћј√а, вот харбинцы и пополнили р€ды заключенных. —праведливости ради нужно сказать, что в ’арбине в то врем€ хватало врагов советской власти, но ЂЅольшой террорї был еще впереди, вот многие тогда и уцелели.

Ѕиографии харбинцев захватывают, как романы ƒжека Ћондона, но даже среди этих незаур€дных людей истори€ жизни доктора  ауфмана выдел€етс€ особенно €рко. ≈го биографи€ заслуживает серьезного исследовани€ и, безусловно, более пристального внимани€, чем возможно в рамках этой небольшой статьи.

ƒоктор  ауфман

јбрам »осифович  ауфман родилс€ в 1885 году в городе ћглин (городок недалеко от Ѕр€нска). ј. . “олстой писал о ћглине:

 

√ород есть ещЄ один,

Ќазываетс€ он ћглин,

ћил евре€м и коровам,Е.

∆ило в нем примерно восемь тыс€ч человек, евреев из них - процентов 60. ѕо справочнику Ђќбозрение состо€ни€ городов –оссийской империи в 1833 годуї: домов каменных Ц один, дерев€нных 488, питейных домов Ц 24 штуки.

ќсобо значимым дл€  ауфманов было то, что отец ƒавида, »осиф, был женат на внучке "—тарого –авви" Ўнеерсона, основател€ учени€ и движени€ "’абад". "—тарый –авви" был бы поражен, узнав, как его им€ спасло жизнь раввина в √”Ћј√е, д-р  ауфман рассказал об этом в воспоминани€х ЂЋагерный врачї.

–аввин –. был строго религиозным человеком, и даже в лагере соблюдал все предписани€ закона. ¬ конце концов, он был Ђсактированї[11]. ѕо акту, как неизлечимо больной, было разрешено его освободить и передать на попечение матери. Ќо раввин отказалс€ с ней идти. Ѕыла суббота, а ее св€тости он не нарушит.

 ауфман, стал убеждать его, что освобождение из лагер€ - Ёто спасение жизни, спасение души еврейской, ради чего можно нарушить субботу.

Ц ¬ы говорите, что € могу ехать сегодн€, нарушить св€тость субботы? ¬ы так говорите?

Ц ƒа, € так говорю и советую вам, и даже настаиваю, во им€ вашей жизни.

–аввин вскочил и в возбуждении произнес:

Ц ≈сли вы, внук —тарого –авви, говорите так, € поеду!

» он уехал. Ќарушил св€тость субботы и... спасс€. „ерез несколько мес€цев –. прислал мацу на ѕесах дл€ нас, заключенных в —пасском лагере евреев. ј года через три раввин –. с семьей, как польский гражданин, выбралс€ из —оветского —оюза, и с 1957 г. живет в »зраиле.

јбрам  ауфман, после обучени€ в пермской гимназии, в 1903 году продолжил учебу в Ўвейцарии, где было довольно много студентов из –оссии, вытесненных Ђпроцентной нормойї. ≈го избирают заместителем председател€ ЂЅернского академического ферейнаї. ѕредседателем этого —оюза в то врем€ был ’аим ¬ейцман.

ѕозже, уже в √”Ћј√е, вопросы звучали так:

Ц ј какие задани€ тебе давал ¬ейцман?

Ц Ќикаких политических заданий € от ¬ейцмана и ни от кого-либо другого не получал.

—ледователь-подполковник разъ€ренно кричит:

Ц“ы Ц английский шпион, и ты, и ¬ейцман! –асскажите, какие задани€ давали вам из Ћондона?

Ц я из Ћондона никаких заданий не получал. Ќи €, ни кто другой, Ц за€вл€ю категорически.

Ц ј ¬ейцман разве не в Ћондоне?

Ц я не знаю, где теперь ¬ейцман, и не понимаю, причем тут это?

Ќо √”Ћј√ будет много позже.

ј пока - в 1912 году  ауфман с женой Ѕертой переезжает в ’арбин. ќн работает врачом городской больницы, возглавл€ет ’арбинскую еврейскую общину и читает лекции на еврейские темы, создает Ђѕалестинское обществої - центр сионистской работы на всем ƒальнем ¬остоке. ќн основатель и председатель Ќационального совета евреев ƒальнего ¬остока, инициатор, и председатель трех съездов представителей еврейских общин  ита€ и японии, главный редактор еженедельного журнала Ђ≈врейска€ жизньї. ¬сего не перечислить.

Ђ≈сли еврейство в  итае сохранило до конца свое еврейское лицо, если углубилось его национальное самосознание, то этим оно в большой мере об€зано неутомимой и разнообразной де€тельности д-ра ј. ».  ауфманаї[12].

¬ 1932 года власть в ’арбине переменилась - япони€ оккупировала ћаньчжурию.

 

ќ рыбе ‘”√”, полковнике Ќорихиро …асуэ (Norihiro Yasue)

и капитане  орэсигэ »нузука (Koreshige Inuzuka)

Ќачать эту историю нужно с ƒжейкоба Ўиффа, американского банкира, президента банкирского дома Ђ ун-Ћебї, выпустившего в 1904 году на мировые рынки облигации в пользу японии на сумму 200 млн. долларов. —умма дл€ того времени была огромна€, составивша€ половину всех €понских займов за границей, и предназначена она была дл€ финансовой помощи €понскому военному флоту на ведение русско-€понской войны.

ѕочему же американский финансист стал заниматьс€ выпуском облигаций военного займа в пользу японии?

ƒл€ Ўиффа это стало естественным следствием погромной политики –оссии.  ишиневский погром 1903 года просто потр€с его и вызвал ненависть к царскому правительству. ярость искала выхода, искала и нашла в помощи японии.

ѕосле победы еврей-финансист стал героем японии, его наградили орденом —в€щенного —окровища и ќрденом ¬осход€щего —олнца за вклад в победу, а император ћейдзи пригласил его к себе на завтрак.

 ак бы то ни было, помощь Ўиффа создала у €понцев твердое мнение о профессионализме евреев в бизнесе, об их финансовой силе, контролирующей мировой финансовый рынок, что во многом определило отношение и к еврейской общине ’арбина.

¬от тут и по€вилс€ план Ђ‘угуї.

–ыба фугу содержит смертельную дозу тетродотоксина, но при умелом обращении блюдо из €довитой рыбки превращаетс€ в деликатес. Ќеправильно приготовленна€ рыбка опасна дл€ жизни, причем до недавнего времени не только дл€ едока, но и дл€ повара Ц в случае отравлени€ клиента, он об€зан был съесть это блюдо и сам.

ѕлан Ђ‘угуї базировалс€ на важности ћаньчжурии дл€ японии, причем, как способ превращени€ этой территории в страну, Ђтекущую молоком и медомї, предлагалось создание там привлекательных условий дл€ жизни евреев. Ќо вот учитыва€ Ђеврейскую силуї, обращатьс€ с ними нужно было осторожно, как с рыбой фугу, ну а о возможной судьбе повара и так все €сно.

Ќепосредственно планом занимались полковник Ќорихиро …асуэ и капитан  орэсигэ »нузука. »де€ по€вилась у них при переводе Ђѕротоколов —ионских мудрецовї на €понский €зык. —омнений в подлинности книги не возникло, о де€тельности Ўиффа они наверн€ка знали и видели в ней подтверждение Ђѕротоколамї.

Ќорихиро ясуэ в 1926 году дл€ более конкретного изучени€ евреев японии был даже отправлен ћ»ƒом японии в ѕалестину, где он встречалс€ с самыми разными людьми и даже с ’аимом ¬ейцманом и Ѕен-√урионом. ќсобое впечатление на него произвели кибуцы, как прообраз системы гр€дущего покорени€ мира евре€ми. ј  орэсигэ »нузука посетил бесчисленное количество школ и синагог, но все же основным, главным подтверждением дл€ них стало то, что евреи в экономической жизни ’арбина абсолютно доминировали, создали новые дл€ ’арбина отрасли промышленности - лесную, угледобывающую, маслобойную, мукомольную, винокуренную и т.д. –азве в таких услови€х нужны были €понским военным дополнительные доказательства?

 

јбрам  ауфман. 1935 год

(‘ото из статьи Ђѕодвиг жизни јвраама  ауфманаї ћ. –инский)

— Ђѕротоколамиї св€зана така€ истори€: в 1987 году в »зраиле глава €понской делегации подарил профессору Ѕен-јми Ўиллони, заведующему кафедрой восточноевропейских исследований в ≈врейском университете в »ерусалиме, роскошное издание Ђѕротоколов сионских мудрецовї. ¬еро€тно, в японии так и продолжают видеть в Ђѕротоколахї не фальшивку, а пример дл€ подражани€. ѕравда не пон€тно, где они увидели евреев, придерживающихс€ одного мнени€. ≈вреи, на два человека имеющие три синагоги, всегда выбирающие самое правильное мнение Ц свое, евреи красные, зеленые, голубые или бело-голубые Ц вс€кие. ќт многоцвети€ р€бит в глазах. Ќо может в этом и прелесть?

ј пока полковник Ќорихиро …асуэ выстраивал дружеские отношени€ с еврейской общиной. ќн поддержал  ауфмана в организации съезда еврейских общин ƒальнего ¬остока 1937 года, куда €понцы прислали высокопоставленных делегатов, оставив без внимани€ протест √ерманского посольства. ¬ работе съезда участвовало около тыс€чи представителей ’арбина, ћукдена, “€ньцзин€, ’айлара, ÷индао, а также и  обе, а доктор  ауфман стал председателем Ќационального совета евреев ¬осточной јзии. ¬сего было проведено три большие конференции, а в 1939 году  ауфман был приглашен в “окио, где получил заверени€ правительства в ло€льном отношении к еврейской общине.

¬ 1940 году япони€ стала союзницей √ермании и план Ђ‘угуї был свернут.

 ак Ђ¬аршавский м€сникї решал еврейский вопрос в японии и  итае

«накомство с Ђгероемї.

…озеф јльберт ћайзингер, участвовавший еще в гитлеровском Ђѕивном путчеї, особым умом не отличалс€. ¬ гестапо он ведал обнаружением внутренних врагов фюрера в партии, борьбой с гомосексуализмом и абортами, а в ¬аршаве вполне заслуженно получил прозвище Ђ¬аршавский м€сникї. ƒело борьбы с внутренними врагами требует известной тонкости, ведь у каждого есть свой высокий покровитель, а костоломы Ц товар не дефицитный. √иммлер решил отдать ћайзингера под военно-полевой суд и расстрел€ть, но вмешалс€ √ейдрих, который ради спасени€ послал его подальше, в японию.

ћайзингер требовал от €понского правительства присоединитьс€ к гитлеровской версии Ђокончательного решени€ї и предлагал €понскому командованию разные варианты: и построить лагерь уничтожени€ в устье янцзы, и уничтожение на каторжных работах в Ђтрудовомї лагере, и предложить еврейской общине переселение на Ђбезопасный островї в “ихом океане, но по дороге пароход утопить, свалив все на американцев.

Ќе получилось. —работали св€зи еврейской общины  обэ в €понских правительственных кругах и личные контакты  ауфмана, все планы ћайзингера стали известны, и официальный “окио эти планы вынужденно отверг. ќднако  ауфман и еще семь лидеров еврейской общины были арестованы военной полицией. ќтпустили их уже через несколько недель.

«автрак у ћерецкова

17 августа в ћаньчжурию пришло освобождение в лице советских войск разгромивших  вантунскую армию. „ерез четыре дн€ - 21 августа 1945 года - видные жители ’арбина, примерно 250 человек, были приглашены на прием, организованный военным комендантом генералом Ѕелобородовым дл€ встречи с маршалом ћерецковым.

¬ воспоминани€х »ннокенти€ ѕасынкова поход к ћерецкову описан так[13]:

“ак вот, теплым августовским днем 45-го шел по своим делам ƒмитрий ѕетрович ∆емчужин. ќн работал в должности секретар€ при ’арбинском ќбществе домовладельцев. ¬друг видит Ц едет на извозчике ¬ладимир Ќиколаевич ∆ернаков, председатель ќбщества домовладельцев.

- Ђ¬ы куда?ї Ц спрашивает его секретарь.

- Ђѕредставл€тьс€ комендантуї, Ц отвечает тот.

- Ђј как же €? ћне же неудобно не представитьс€!ї

- ЂЌу, садитесь, поехали вместеї, Ц согласилс€ председатель.

» вот они вместе приехали в Ђямато-отельї. ‘амилию председател€ офицер сразу же нашел в списке и пропустил, а вот его секретар€ ∆емчужина не обнаружил:

- Ђ¬ас нет в спискеї, Ц по€снил он.

Ќо ∆емчужин не унималс€:

- ЂЌо как же, € же секретарь ќбщества домовладельцев!ї

- ЂЋадно, € припишу васї, Ц ответил офицер и, дописав ручкой его фамилию, пропустил.

Ќикто из них после Ђрадушногої приЄма коменданта домой больше не вернулс€Е

¬ число арестованных Ђна приемеї брать€ —кидельские и многие другие - повальные аресты среди некитайской части населени€ города продолжались на прот€жении мес€ца.

”же в камере  ауфмана спросили:

Ц ƒоктор, а вы как сюда попали?!

ќн ответил:

Ц ƒолжно быть, все пути ведут сюда...

ѕосле трех лет камеры-одиночки, восьми лет лагерей, п€ти лет ссылки доктор  ауфман в 1961 году смог уехать в »зраиль к семье.

 ак же выжил јбрам »осифович в костоломной системе?

ќн в полной мере, абсолютно точно выполнил заповедь « , известную нам от ¬арлама Ўаламова и —олженицына: ЂЌе верь, не бойс€, не просиї. ќн не верил ни злым, ни Ђдобрымї следовател€м, не бо€лс€ угроз, не просил подачек, ничего ни за какие посулы не подписал.

ѕомогало, что он был опытнейшим врачом, ведь болеют все, не только « . Ќо интереснее всего было то, что его еврейство так же помогало выжить.

ќбо всем, что было, доктор  ауфман написал в книге ЂЋагерный врач. Ўестнадцать лет в —оветском —оюзеї, но один фрагмент из этой книг мне хочетс€ привести:

 ак-то утром мен€ вызывают в процедурную. «акуталс€ в оде€ло и иду босиком (носков не было, а о туфл€х или тапочках и речи быть не могло). «а столом у окна сидит некто в кожаной Ђкомиссарскойї куртке, брюки с кожаной подшивкой, галифе, большие €рко блест€щие сапоги. Ќе обрадовала мен€ эта встреча. Ђ√остьї предлагает мне сесть на табурет у столика, за которым и он сидит, и вдруг обращаетс€ ко мне на идиш:

Ц  ак ваше здоровье, доктор? я ошеломлен. ¬ комнате, кроме нас двоих, никого нет. я ответил ему, что мое здоровье плохое, очень плохое. —ильные отеки, нечем дышать, сердце стало плохо работать.

Ц ј что вам надо, доктор?  акое питание?

я ему говорю, что € ничего не ем, нет аппетита, нет сил...

Ц “ак вот, доктор, с завтрашнего дн€ вы будете получать каждый день молоко по пол-литра, а то и по литру. ѕейте на здоровье, поправл€йтесь. я много знаю о вас, доктор.

» на идиш: «ай гизунт (Ѕудьте здоровы)!

ќн крепко пожал мне руку и ушел.  то он такой? ќткуда он знает обо мне? ѕочему он пришел? ћолоко € стал получать каждый день. ÷елый мес€ц получал. ј таинственного незнакомца в комиссарской тужурке больше не видел. ѕозднее один из моих харбинцев передал мне привет от него и кое-что рассказал о нем. Ёто был еврей из ¬итебска, эвакуировавшийс€ на ”рал в 1942 году. “ут, как коммунист, зан€л пост какого-то начальника в лагере. ќт евреев, моих земл€ков, он услышал обо мне, моей работе. „то-то Ђеврейскоеї заговорило в нем, и он решилс€ помочь больному сионисту.

—ын доктора  ауфмана, »сай, эмигрировал из ’арбина в —Ўј, записалс€ добровольцем в армию, воевал в √ермании и дошЄл до Ѕерлина.

Ќесколько слов в завершение.

«а покушение на цесаревича Ќикола€ —андзо ÷уда был приговорен к пожизненным каторжным работам и скончалс€ очень кстати от пневмонии (согласно официальной версии) в тюрьме на острове ’оккайдо в сент€бре того же года. ¬ деревне  ана€ма, где родилс€ и вырос —эндзо, было решено запретить называть детей именем —андзо и фамилией ÷уда.

…озеф ћайзингер, благополучно дожил до конца войны, но на этом его благополучие закончилось. јмериканцы передали его пол€кам дл€ суда, и ћайзингер был повешен в 1947 году в ¬аршаве. Ћогичный конец дл€ Ђ¬аршавского м€сникаї.

Ќорихиро …асуэ в 1945 году не пыталс€ избежать ареста. ¬ прощальном обращении к своей семье он выразил мнение, что все его поколение виновато в войне и ее результатах, и потому он считает, что будет позорно бежать от ответственностиЕ ѕоэтому он сдалс€ советским войскам и умер в 1950 году в лагере в ’абаровске.

—удьба  орэсигэ »нузука сложилась иначе. ¬ 1941 году —оюз ортодоксальных раввинов —Ўј за помощь в спасении еврейских беженцев из нацистской ≈вропы подарил ему серебр€ный портсигар с благодарственной надписью. ѕосле войны этот портсигар спас его от суда, как военного преступника. ѕортсигар позднее был подарен мемориалу яд ва-Ўем в »ерусалиме, а сам  орэсигэ »нузука создал японо-»зраильскую ассоциацию, президентом которой он был до своей смерти в 1965 году.

Ѕрать€ —кидельские - —оломон и —емен умерли в заключении, а доктор  ауфман еще долгие годы работал врачом в »зраиле. ќн скончалс€ скоропостижно 21 марта 1971 года от сердечного приступа. √овор€т, что ¬севышний такую смерть дает праведникам.

¬ современном ’арбине евреев, в отличие от Ѕейджина (ѕекина), давно нет, разве что Ц туристы, посещающие одну из достопримечательностей сегодн€шнего ’арбина - старую синагогу. ≈вреев там нет, синагога используетс€, как музей, а община  обэ жива и сегодн€.

ѕриложение:

ѕисьмо Ћ. —кидельского ѕриамурскому √енерал-губернатору (орфографи€ источника сохранена):

≈го превосходительству

√осподину ѕриамурскому √енерал-√убернатору

(ќт) купца Ћейба Ўимоновича —кидельскаго, проживающего в г. ¬ладивосток, по ѕервой ћорской улице, в соб. доме.

ѕрошение

ѕо окончанию –усско-японской войны, € зан€лс€ промышленностью в этом крае и постепенно создал дорогосто€щие предпри€ти€ по линии ”ссурийской железной дороги: близ станции Ѕикина левопильный и деревообделочный завод, на станции ≈вгеньевка Ц цементный завод, близ Ќикольска-”ссурийскаго паровую вальцовую мельницу и маслобойный завод, наконец на станции ќкеанска€ Ц фанерный завод[14]. ƒл€ оборудовани€ последнего завода были мною приглашены мастер, по рекомендации заграничного машиностроитльного завода, который по прибытии во ¬ладивосток оказалс€ евреем, мещанином города –ечица ћинской губ., там же зведовавшим собственным фанерным заводом. Ќе смотр€ на то, что у приехавшего мастера Ўифа имеетс€ два удостоверени€ –ечицкой полиции и ћинской городской управы в том, что он мастер фанерных дел и что он сам ведет фанерное производство на заводе в –ечице, ¬ладивостокска€ ќбластна€ јдминистраци€ назначила Ўифа не имеющим права жительства на заводе близ станции ќкеанской и потребовала выселени€ его, дав ему три мес€ца времени на устройство здесь своих дел.

ћой фанерный завод был начат постройкой сначала на —еданке, а затем по требованию военных властей был перенесен на станцию ќкеанска€, что еще более зат€нуло постройку завода. Ќыне закончены постройкой заводские здани€ и приступлено к установке машин и оборудовани€ завода под руководством мастера Ўифа, на выселении которого настаивает ќбластна€ администраци€.

“ак как на устройство фанерного завода мною уже затрачено свыше 300.000 рублей и все оборудование завода ведетс€ мастером Ўифом, так как по условию Ўиф об€зан не только оборудовать завод и пустить его в действие, но и отвечает за первое врем€ исправности завода, то выселение Ўифа в насто€щее врем€ €вл€етс€ дл€ мен€ т€желым ударом и тормазом всего моего новаго предпри€ти€ на неопределенное врем€, ибо потребует приискание специалиста и последует целый р€д опытов новаго человека над почти готовым делом. Ёто прежде всего отдалит момент открыти€ действий завода, причинит материальный ущерб окрестному кресть€нству, которое найдет верный и солидный заработок от поставки лесного материала и молочных продуктов, потребных дл€ обработки на заводе. Ќаконец, и с точки зрени€ закона /ѕриложение к ст. 68 ”ст. о паспортах, І17, п.1/ едва ли права ќбластна€ јдминистраци€, требующа€ от Ўифа удостоверени€ –емесленной ”правы, Ўиф не ремесленник, а мастер-специалист, знакомый, как с производством, так и с машинным устройством фанерного завода и дл€ него по букве вышеприведеннаго закона цеховое свидетельство не требуетс€, наход€щихс€ в его руках двух удостоверений в св€зи с его де€тельностью по устройству завода на ст. ќкеанска€ вполне достаточно дл€ той цели, которую преследует приведенный закон: разрешить жительство действительно нужным люд€м-мастеровым.

¬виду изложеннаго € обращаюсь с просьбой к ¬ашему ¬ысокопревосходительству об отмене распор€жени€ ќбластной јдминистрации о выселении Ўифа с завода на ст. ќкеанска€ и о разрешении ему жительства на моем заводе, хот€ бы до полного оборудовани€ и открытии действий завода, то есть до августа мес€ца будущего 1910 года. ƒо удовлетворени€ этого моего ходатайства прошу теперь-же сделать распор€жение о приостановлении выселени€ Ўифа, дабы не останавливать работы на заводе.

я обращаюсь к ¬ашему ¬ысокопревосходительству с полной уверенностью, что мое законное ходатайство будет уважено тем более, что такого рода ходатайства по циркул€рам ћинистерства ¬нутренних ƒел /напр. є12971 Ц 1903 года/ предоставлены справедливому усмотрению местной администрации, котора€ в каждом отдельнм случае разрешает вопрос о целесообразности жительства данного лица в крае.

√ор. ’абаровск. 1909 года, окт€бр€ 7-го дн€.

Ћ. —кидельский

»спользованные материалы:

1. The Jewsin Harbin (библиографические данные на китайском €зыке)

2. Marvin Tokayer и Mary Swartz. ЂThe Fugu Plan: The Untold Story Of The Japanese And The Jews During World War IIї. Weatherhill. 1996

3. »рена ¬ладимирски. Ђ≈врейска€ диаспора и ее вклад в экономическое развитие ћанчжурииї

4. ћихаил –инский. Ђѕодвиг жизни јвраама  ауфманаї

 

ѕримечани€

[1] ћолитвенник. ќт слова Ђ—едерї - пор€док, так как он упор€дочивает молитвы.

[2] Ѕрейшит. 49:13

[3] —уд. 5:14

[4] ќ евре€х  айфына существует обширна€ литература. ќбщие сведени€ можно почерпнуть из Sidney Shapiro, Jews in Old China, New York, 1984.

[5] Ўипчандлер (Shipchandler) - агент по снабжению судов провизией и всем необходимым дл€ рейса.

[6] ћельников, –афаил ћихайлович. УЂ–юрикї был первымФ, √лава 7 Ђѕеред войнойї, І26. Ђ¬ эскадре “ихого океанаї, —удостроение, 1989.

[7] ‘ото с сайта http://www.panoramio.com/photo/83613493, автор Ђbonavistaї

[8] ‘едераци€ еврейских общин –оссии

[9] “елеграмма уполномоченного ќбщества борьбы с заразными болезн€ми, действительного статского советника јлексе€ »вановича Ќеудачина

[10] — 1984 по 1988 гг. движение Ђ ахї было представлено в  нессете 11 созыва ее основателем рабби ћеиром  ахане. —огласно опросам, Ђ ахї могло получить от 6 до 12 мандатов на следующих выборах 1988 года, но ÷ентральна€ избирательна€ комисси€ »зраил€ отстранила партию от участи€ в выборах, а два года спуст€ рабби  ахане был убит арабским террористом в Ќью-…орке.

[11] јкт о невозможности дальнейшего использовани€ заключенного в качестве рабсилы ввиду состо€ни€ его здоровь€ и невозможности излечени€. ¬ зависимости от формулировки, заключенный может быть отправлен в инвалидный лагерь или, если он не политический и не особо опасный рецидивист, передан на попечение семьи, либо направлен в инвалидный дом собеса.

[12]  ауфман ј. ». Ћагерный врач. »зд. “.-ј., 1973 г.

[13] ÷итируетс€ по: - . Ђѕовседневна€ жизнь Ђрусскогої  ита€ї

[14] Ёти предпри€ти€ работают по сей день


  началу страницы   оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1453




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2013/Starina/Nomer4/VJankelevich1.php - to PDF file

Комментарии:

янкелевич
Ќатани€, »зраиль - at 2014-01-11 18:18:31 EDT
япони€ и евреи

http://uryst.livejournal.com/107534.html

ћ.“артаковский - друзь€м.
- at 2014-01-03 20:24:43 EDT
Ѕ.“ененбаум-¬.янкелевичу
- at 2014-01-02 17:39:29 EDT
------------------------------------------
¬озможно ли, чтобы така€ длинна€ и сложно раст€нувша€с€ через времена и рассто€ни€ цепочка была случайной? ћожет подобна€ взаимосв€зь - плата (или, возможно,расплата?) за действи€ €вл€етс€ нормой? ћы когда-то с тобой обсуждали св€зь поражени€ "¬еликой армады" с изгнанием евреев из »спании...
:::::::::::::::ћ—“::::::::::::::::

¬сЄ это вне сомнени€. Ќо как же так: англичане избавились от своих евреев раньше, чем испанцы, - а "¬еликую армаду" разнесли по брЄвнышкам и войну выиграли? » дальше у них, у англичан, тоже неплохо получалось... ћне, конечно, и в голову не приходит, что вот так-то наш —оздатель их невзначай одаривает. ƒумаю, ќн что-то просто упустил из виду.

ћарк ‘укс
»зраиль, ’айфа - at 2014-01-03 17:37:00 EDT
»нтереснейший материал. ћало и вовсе не знакомые факты и документы.
ƒостаточно подробно знал только историю с цесаревичем Ќиколаем, обо всем остальном слышал только краешком уха.
Ќадеюсь на продолжение публикации. —пасибо. ”дачи в новом году.
ћ.‘.

ћ.“артаковский.
- at 2014-01-03 10:22:48 EDT
янкелевич: "ћы когда-то с тобой обсуждали св€зь поражени€ "¬еликой армады" с изгнанием евреев из »спании, ну а уж вли€ние нюрнбергских законов на €дерное оружие √итлера просто очевидно.
Ќо возможен и второй вариант. ÷епочки нет, просто она выстраиваетс€ в зависимости от предпочтений автора...
Ќо если посмотреть на св€зь антиеврейских законов в царской –оссии с последующим активным участием евреев в революции, то оп€ть можно увидеть св€зь".

::::::::::::::::::::::

—в€зь эту уместнее продлить дальше - вплоть до ’олокоста.

Ёлиэзер ћ. –абинович
- at 2014-01-03 01:45:11 EDT
ќчень интересно, и о том, чего мы в большинстве своем не знаем. ¬ общем,€понцы и китайцы в меру своего географического приближени€ к евре€м им помогали. япони€ твердо не поддержала требование √итлера, и €понские чиновники евреев заверили, что они в безопасности.

ћолитвенник, "изданный в  обе", со смешным переводом "јдон ќлам" сейчас у мен€ в руках, и € им пользуюсь по п€тницам. ћой напечатан в »зриле в 1972 г. и подарен правительством при въезде в страну. Ёто, конечно, репринт русского дореволюционного издани€, но данных оригинального издани€ там нет. —оставлен он неким ј.Ћ. ¬оль.

Ёлиэзер ћ. –абинович - ¬. янкелевичу
- at 2014-01-03 00:36:39 EDT
янкелевич - Ѕ. “ененбауму
Ќатани€, »зраиль - at 2014-01-02 23:33:44 EDT
Ѕ.“ененбаум-¬.янкелевичу
- at 2014-01-02 17:39:29 EDT

Ќо если посмотреть на св€зь антиеврейских законов в царской –оссии с последующим активным участием евреев в революции, то оп€ть можно увидеть св€зь.


я только начинаю чтение, поэтому пока брошу небольшое замечание о последей фразе: ¬енгри€, в отличие от –оссии, прошла через серию про-еврейских законов в конце 19-го - начале 20-го века, и еврейство расцвело как нигде. Ќо получила ¬енгри€ Ѕела  уна и ћатиаса –акоши в 1919 г. ќтрицательна€ роль 133 дней резонировала в течение почти всего 20 века.

янкелевич - Ѕ. “ененбауму
Ќатани€, »зраиль - at 2014-01-02 23:33:44 EDT
Ѕ.“ененбаум-¬.янкелевичу
- at 2014-01-02 17:39:29 EDT
------------------------------------------
—пасибо, к сожалению мне пришлось очень многое сократить. Ќе могу не привести очень интересный отрывок из мемуаров —лободчикова.
ќтрывок, показавшийс€ мне особенно интересным, относитс€ к периоду после знаменитого приема у ћерецкова, когда оставшихс€ на свободе харбинцев активно приглашали переехать в ———–. “е, естественно, опасались. ќстававшиес€ договаривались с уезжающими в ———– об условных текстах в письмах, чтобы пон€ть реальную картину. —лободчиков приводит следующие примеры: Ђ¬олину писал друг из “ашкента: Ђёра решил закал€тьс€ и поехал на северї; ёстине  рузенштерн писала подруга: ¬ан€ с радостью поехал навестить отца (а было известно, что харбинец отец ¬ани отбывает срок в лагере на  райнем —евере); √антимурову писали: Ђ ол€ счастлив - он видит д€дю  остюї (а харбинец д€д€  ост€ был расстрел€н в 1947 г.)ї
ј вот иной вопрос, на который € не нашел ответа. ¬ "—ведени€х о евре€х ƒальнего ¬остока...." €сно видна св€зь по цепочке - российские погромы - реакци€ банкира Ўифа - помощь с его стороны в –усско-€понской войне - ѕлан ‘угу - и, в завершение, - спасение харбинских евреев.
¬озможно ли, чтобы така€ длинна€ и сложно раст€нувша€с€ через времена и рассто€ни€ цепочка была случайной? ћожет подобна€ взаимосв€зь - плата (или, возможно,расплата?) за действи€ €вл€етс€ нормой? ћы когда-то с тобой обсуждали св€зь поражени€ "¬еликой армады" с изгнанием евреев из »спании, ну а уж вли€ние нюрнбергских законов на €дерное оружие √итлера просто очевидно.
Ќо возможен и второй вариант. ÷епочки нет, просто она выстраиваетс€ в зависимости от предпочтений автора...
Ќо если посмотреть на св€зь антиеврейских законов в царской –оссии с последующим активным участием евреев в революции, то оп€ть можно увидеть св€зь.

Ѕ.“ененбаум-¬.янкелевичу
- at 2014-01-02 17:39:29 EDT
¬олод€,

ќп€ть начну с извинени€ - как ты знаешь, последнюю неделю был зан€т - пас внуков в горных долинах штата  олорадо :) ¬ "—тарину" загл€дывал только с чужого компьютера, и рецензий, соответственно, не писал.

“еперь, дома, могу начать отдавать долги. » скажу тебе, друг мой, сразу и сугубо по-дружески: ты не столько написал замечательную работу, сколько описал ее. ј до этого - еще и проделал.

» € могу только удивл€тьс€ твоей настойчивости и энергии.

янкелевич - —ильвии
Ќатани€, »зраиль - at 2013-12-31 17:48:27 EDT
—ильви€
- Tue, 31 Dec 2013 15:19:12(CET)
-----------------------------------------
ƒо Ќового √ода осталось 6 часов, спорить совсем не хочетс€.
ƒавайте коротко определим сухой остаток.
я привел два примера Ќадьи ‘ауда и “ать€ны —оскиной. »нформацию мы оба получаем не с места событий, а из прессы. ќдна получила 4 мес€ца тюрьмы, а втора€ 2 года.
–еально (ссылаюсь на ¬ас) - несколько листовок и камень брошенный в арабскую машину. —тоит ли обсуждать приговор? Ќапример в п.1 - подвергла опасности человеческую жизнь, что в остальных пунктах приговора не находит подтверждени€.
¬идимо Ќадь€ ‘ауда просто косо посмотрела в сторону “ель-јвива.
ќтносительно –абина и Ѕегина. я не собираюсь ничего доказывать, так как € ¬ас ни в чем не обвин€ю. Ќа мой взгл€д, высказанный ¬ами принцип подхода вполне возможен, осталось примен€ть его на практике. ≈сли ¬ы считаете, что ¬ы примен€ли его в отношении Ѕегина, то с этим уже ничего не поделаешь. «э ма ше еш.
Ќасчет "подросткового галдежа в отношении –абина" - вы там обнаружили мой постинг? ” мен€ недостаточно информации дл€ участи€ в подобной дискуссии. я, в общем-то, солидарен с ƒжоу Ёнь Ћаем, сказавшим по поводу французской революции XVIII столети€, Ђврем€ дл€ ее оценки еще не пришлої. —лишком обнажены нервы, и не зарубцевались раны. ≈сли € и пишу что-то по поводу прошедших событий, то в меру сил стараюсь сделать собственный анализ.  ак получаетс€ - это есть в обсуждени€х.
—егодн€шний уровень журналистики повергает мен€ в ужас. ¬чера € прочел вот это: http://9tv.co.il/news/2013/12/21/165481.html  ак в месиве подобных публикаций отыскивать что-то действительно имеющее место?
¬ общем - ¬ Ќовом √оду все будет прекрасно, всего ¬ам наилучшего.

—ильви€
- at 2013-12-31 15:19:12 EDT
янкелевич - —ильвии
Ќатани€, »зраиль - Tue, 31 Dec 2013 04:33:48(CET)

√оспожа —ильви€, € перестал реагировать на ¬аши постинги из-за ¬ашего особого подхода к информации. Ќо этот - под моей статьей, приходитс€ реагировать.

ѕочему "приходитс€"? ¬ы мне ничем не об€заны, но если отвечаете, значит хочетс€. ≈сли пожелаете продолжить обсуждение, можно перевести его в √остевую, чтобы не "травмировать" "—тарину".

9 феврал€ 1998 года Ќадь€ ‘ауда, израильт€нка, арабка, состо€вша€ с конца 80-х в террористической организации, была признана виновной в шпионаже в пользу одной из арабских стран, наход€щихс€ в состо€нии войны с »зраилем...’айфский окружной суд приговорил ее к 3 годам, из которых 4 мес€ца - в тюрьме, а остальное - условно.

¬ы знаете, что она успела передать? я - нет. „то успел передать ѕоллард, знаете? я - нет. "Ўпионские" дела - дело темное, но если у ¬ас есть текст приговора - прошу, обсудим.

ј мес€цем раньше »ерусалимский окружной суд приговорил “аню —оскину, израильт€нку, еврейку тоже к 3 годам, из которых 2 года заключени€ и 1 год условно. Ќа суд “ан€ была доставлена в ручных и ножных кандалах.

¬идимо, так "хорошо" себ€ вела, что пришлось надеть кандалы. ѕо рассмотрению далее это станет более пон€тным.

Ќачало приговора (судебный документ):
http://www.takdin.co.il/searchg/„С „© „Щ„®„Х„©„Ь„Щ„Э 1301 97 „Ю„У„Щ„†„™ „Щ„©„®„Р„Ь „† „Ш„Ш„Щ„Р„†„Ф „°„Х„°„І„Щ„Я_hd_1852075.html

—тать€ из обсто€тельного "√лобса" от 31.12.1997:
http://www.globes.co.il/news/article.aspx?did=109467

—татьи осуждени€ (краткий перевод):

1)“ать€на —оскина осуждаетс€ за "попытку нанесени€ вреда" (но не за "нанесение" вреда") религии и традици€м, нанесение ущерба частному имуществу, в расистских действи€х и подвержению опасности человеческую жизнь.
2)26 июн€ —оскина была арестована в арабской части ’еврона (ѕалестинска€ автономи€) име€ на руках: 30 (тридцать) листовок и клей. –исунок на листовках:
свина€ голова в кафии с надпис€ми "ћухаммад" и " оран" на арабском и английском, дл€ чего ею был куплен словарь.
3)Ќа ней была кофточка с символом организации " ах", признанной в »зраиле террористической организацией.
4)в тот же в ’евроне на двер€х магазинов она расклеила несколько листовок
5)«адержана и после допроса она была освобождена в тот же день.
6)Ќа следующий день арестована по жалобе шофера-араба, на машину которого бросила камень и задела заднее стекло машины. —оскина была опознана шофером, но утверждала, что он хотел ее задавить. ѕозже на этом уже не настаивала. ѕрин€то решение задержать ее под арестом до конца следственных и судебных действий.
(—ильви€: совершено насильственное действие, что наказываетс€ суровее, чем оскорбление словом и т.п.)
7)«ащита настаивала на единственном аргументе - невмен€емость подсудимой. Ќе прошло.
8)¬ своей речи —оскина утверждала, что она не знала и не понимала сути своих действий, но сейчас понимает.

«акон "Ќанесение ущерба религии и традици€м" - закон суровый, был прин€т при английскои мандате во врем€ арабского восстани€ 1929. »дут споры, не подвергает ли этот закон сомнению свободу слова, но в услови€х »зраил€ при наличии двух враждебных друг другу этносов, закон не отмен€ют.

Ќу и раз уже зашел разговор, ¬ам ќнтарио предложил начать с себ€, оскорбл€вшей Ѕегина, и предлагавшей определенный подход к таким де€тел€м государства.

я уже ответила ќнтарию, что такие обвинению доказываютс€, а не пускаютс€ пузыр€ми в воздух. “ексты мои живы в архивах √остевой. ѕрошу!
≈сли ¬ы не заметили вчерашний развеселый подростковый галдеж в отношении –абина, могу помочь, а если заметили и ¬ас это не удивило, то ¬аши претензии уж совсем непон€тны. ƒоказательства по принципу: мое ххх - нельз€, а его ххх - можно, мною не приемлимы.

янкелевич - —ильвии
Ќатани€, »зраиль - at 2013-12-31 04:33:48 EDT
—ильви€
- at 2013-12-30 23:20:07 EDT
-------------------------------------
ј дело “ани —оскиной € припоминаю. —удили ее не за рисунок, т.е. не за "намерение", а за дело - ехать с национально-оскорбительными рисунками в арабский город (который всегда на грани национальной истерии у обеих сторон) далеко от "намерени€", но равно действию и запланированной провокации. ≈сли это не убеждает некоторых, то помен€йте знаки и представьте все это "намерение" арабов в отношение евреев.
¬ общем, не рой другому €му...
=====================================
√оспожа —ильви€, € перестал реагировать на ¬аши постинги из-за ¬ашего особого подхода к информации. Ќо этот - под моей статьей, приходитс€ реагировать.
1. ≈хать с оскорбительными рисунками с намерением их использовать Ё“ќ » ≈—“№ Ќјћ≈–≈Ќ»≈ совершить провокацию.
¬ы пишете уникальный текст: "далеко от "намерени€", но равно действию и запланированной провокации."
»сход€ из ¬аших постингов, мне пон€тно, что русским €зыком ¬ы владеете.
“ан€ подготовила карикатуры, но не использовала, хот€ и намеревалась это сделать.
Ќа ¬ашем русском - "это далеко от намерени€ и равно действию". ƒл€ большей убедительности ¬ы слово намерени€ ставите в кавычки, показыва€, что это не на самом деле намерение...
ќчевидно, что ¬ы не отличаете совершенное действи€ от намерений его совершить.

ƒл€ €сности вот сюжет, происходивший в это же врем€:

9 феврал€ 1998 года Ќадь€ ‘ауда, израильт€нка, арабка, состо€вша€ с конца 80-х в террористической организации, была признана виновной в шпионаже в пользу одной из арабских стран, наход€щихс€ в состо€нии войны с »зраилем. — помощью организованной ею группы она собирала и передавала врагу важную стратегическую информацию и нанесла значительный ущерб безопасности »зраил€. ’айфский окружной суд приговорил ее к 3 годам, из которых 4 мес€ца - в тюрьме, а остальное - условно. ‘ауда уже давно на свободе.

ј мес€цем раньше »ерусалимский окружной суд приговорил “аню —оскину, израильт€нку, еврейку тоже к 3 годам, из которых 2 года заключени€ и 1 год условно. Ќа суд “ан€ была доставлена в ручных и ножных кандалах.   этому времени “ан€ уже полгода находилась под арестом - все то врем€, пока длилось следствие - с 27 июн€ 1997 года. Ќаказание “ан€ отбывала наказание в тюрьме "Ќеве “ирца" в –амле.

≈сли этот фрагмент поможет войти ¬ам в Ќовый год со способностью видеть разницу между действием и намерением совершить действи€ - € буду рад.
Ќа вс€кий случай - за намерение - 3 года, из них 1 год условно, но дл€ “ани —оскиной. ј за действи€ - 3 года, из них 2 года и 8 мес€цев условно, но дл€ арабки, члена террористической организации.
Ќу и раз уже зашел разговор, ¬ам ќнтарио предложил начать с себ€, оскорбл€вшей Ѕегина, и предлагавшей определенный подход к таким де€тел€м государства. ÷итирую:
"Ќекоторые мертвые тоже достойны уважени€, а при неприемлемости взгл€дов, хот€ бы молчани€."
¬ы сделали вид, что к ¬ам это не имеет отношени€. »меет, ¬ы даже причину ухода Ѕегина с поста смогли совершенно спокойно поставить под сомнение.

—ильви€
- at 2013-12-30 23:20:07 EDT
ќчень интересно. ѕрикрыта еще одна черна€ дыра в моем знании, хот€ и не совсем закрыта, ибо пон€тно, что в одной статье не расскажешь о нескольких поколени€х на таких географических пространствах и при стольких политических пертурбаци€х.
ј дело “ани —оскиной € припоминаю. —удили ее не за рисунок, т.е. не за "намерение", а за дело - ехать с национально-оскорбительными рисунками в арабский город (который всегда на грани национальной истерии у обеих сторон) далеко от "намерени€", но равно действию и запланированной провокации. ≈сли это не убеждает некоторых, то помен€йте знаки и представьте все это "намерение" арабов в отношение евреев.
¬ общем, не рой другому €му...

—ильви€
- at 2013-12-30 22:25:30 EDT
Ћеонид ≈йльман
—амурай ( на иврите: УшамуриФ)- охранник.

—амурай, по вики, происходит от "служить", а не караулить склад. Ќе надо по чистой фонетике решать о родстве слов из разных €зыков, да еще принадлежащих к разным €зыковым семь€м.

ѕри императоре ёрнаку еще 11 тыс€ч еврейских воинов прибыли в японию в третьем веке.

ќткуда набрали эти 11 тыс. воинов-евреев?

Ћеонид ≈йльман
—ан ‘ранциско,  алифорни€, —Ўј - at 2013-12-30 22:17:05 EDT
ƒополнение к статье уважаемого господина янкелевича.
ќ китайских евре€х читайте книгу ƒжеймса ‘инна: У≈вреи  ита€Ф, 1843 год. ќ €понских евре€х читайте книгу …осифа Ёйдельберга: У японцы и потер€нные колена »зраил€Ф.
ƒревнее название €понцев УсумерыФ, а страны Ц УћизухоФ, на иврите есть слово УћизрохоФ, которое означает УвосходФ. ≈сть легенда, котора€ рассказывает о том, что в третьем веке н.э. при царствовании ќдзина в японию прибыли 3600 юзу (ёзу- еврей по €понски). ќни научили €понцев изготавливать шелк и ткать из него ткани. ќколо города  иото есть деревн€ ёзумаса и храм ƒави (видимо ƒавида), в котором провод€т службу, очень похожую на еврейское богослужение. ¬ храме есть место, называемое —в€та€ —в€тых или ƒворец книги (видимо хранилище “оры). —амурай ( на иврите: УшамуриФ)- охранник. ѕри императоре ёрнаку еще 11 тыс€ч еврейских воинов прибыли в японию в третьем веке.

—оплеменник
- at 2013-12-30 15:29:12 EDT
’ороша€ новинка!
янкелевич - »горю ё.
Ќатани€, »зраиль - at 2013-12-30 15:09:33 EDT
»горь ё.
- at 2013-12-30 07:17:50 EDT
-------------------------------------
ѕосле статьи мне стала пон€тна основа заметной помощи сан-францисканских "харбинцев" эмигрантам-евре€м.
=====================================
»горь, спасибо.
“ы знаешь, € как-то не смог написать одного, скажем так, философского обобщени€. ќ св€зи, о взаимозависимости удаленных по времени и рассто€нию событий. ћожет не на 100%, может не полностью, но о значительных св€з€х.
¬от смотри, кака€ получаетс€ цепочка - погромы в –оссии - банкир Ўиф - финансирование –усско-японской войны - план ‘угу - и сегодн€шние большие общины харбинцев в »зраиле и —Ўј.
„то-то такое приходило мне в голову, когда писал в одной из статей о св€зи нюрнбергских законов с успехом ћанхэттенского проекта, а ранее законов ‘ердинанда и »забеллы с успехами промышленности јнглии и Ќилерландов, в конечном счете обеспечивших јнглию за короткий срок флотом с превосход€щей испанцев артиллерией.
¬ообще-то это €вление не может быть св€зано исключительно с евре€ми. Ќаверно “аЌа’ это говорит короче, что каждому воздастс€ по делам его.
√де-то есть св€зь философского парохода с сегодн€шней духовной ситуацией в –оссии »ћ’ќ

»гонт
- at 2013-12-30 10:48:25 EDT
¬ек живи, век учись. —пасибо.
янкелевич - Ћьву ћадорскому
Ќатани€, »зраиль - at 2013-12-30 10:30:43 EDT
ћадорский
- at 2013-12-30 09:54:24 EDT
----------------------------------
Ёто правда, что сегодн€ в  итае по официальной версии ѕекина нет евреев?
==================================
Ќет, Ћев, не правда. ≈вреев полно. Ќастолько, что гул€€ по ѕекину в кипе примерно через каждые 20 минут слышишь - шалом. Ќет зарегистрированной конфессии - иудаизм.

ћадорский
- at 2013-12-30 09:54:24 EDT
»нтересно изложено, легко читаетс€ и прекрасно иллюстрировано. —пасибо, ¬ладимир! Ёто правда, что сегодн€ в  итае по официальной версии ѕекина нет евреев? ≈щЄ раз с наступающим!
янкелевич - ‘аине ѕетровой
Ќатани€, »зраиль - at 2013-12-30 08:30:35 EDT
‘аина ѕетрова- ¬ладимиру янкелевичу
- at 2013-12-30 07:22:50 EDT
------------------------------------------
ƒл€ мен€ ¬аша стать€ - тоже нова€ и интересна€ информаци€.
¬ ѕекине € была в синагоге, но она не действующа€.  итайцы мне сказали, что еврейской общины в  итае нет.
==========================================
”важаема€ ‘аина, о ситуации с еврейской общиной ѕекина € писал здесь: http://club.berkovich-zametki.com/?p=8832
ƒл€ регистрации любой религиозной общины в  итае нужно 6 млн верующих, только в этом случае возможна синагога по разрешению мэрии ѕекина. ј пока она действует на первом этаже дома раввина в районе проживани€ иностранных дипломатов. Ёто район коттеджей, окруженный невысокой стеной и охраной.
“ам проходит шаббат, у него можно заказать кошерное питание, которое достав€т, куда тебе требуетс€. ќсновна€ масса присутствующих на шаббате у раввина - работники посольств и посто€нно проживающие в ѕекине евреи. “ам, в гост€х у раввина, € познакомилс€ с назначенным во ¬ладивосток √енконсулом —Ўј.

‘аина ѕетрова- ¬ладимиру янкелевичу
- at 2013-12-30 07:22:50 EDT
ƒл€ мен€ ¬аша стать€ - тоже нова€ и интересна€ информаци€.
¬ ѕекине € была в синагоге, но она не действующа€.  итайцы мне сказали, что еврейской общины в  итае нет.

»горь ё.
- at 2013-12-30 07:17:50 EDT
—амое врем€ создавать еврейское харбинское общество в »зраиле с ¬ладимиром янкелевичем в качестве почетного председател€.
ѕосле статьи мне стала пон€тна основа заметной помощи сан-францисканских "харбинцев" эмигрантам-евре€м. я сам начинал работать когда-то в компании, основанной  онстантином  онстантиновичем „екиным, известным инженером-строителем, и он, тогда уже на пенсии, говорил мне, что дл€ него давать работу евре€м-эмигрантам - дело чести. я абсолютно не понимал истоки такого отношени€.

¬иктор (Ѕруклайн)
- at 2013-12-30 04:52:40 EDT
ѕревосходна€ публикаци€! ”знал много нового! —удьба доктора  ауфмана удивительна. —пасибо!
Ѕорис ƒынин
- at 2013-12-30 03:49:59 EDT
¬ слове "срасибо" "р" - английска€ буква дл€ звука "п" :-)
≈ще раз спасибо!

Ѕорис ƒынин
- at 2013-12-30 03:47:59 EDT
—овершенно незнакомый и очень интересный дл€ мен€ материал. —расибо.
јлександр √ликман
- at 2013-12-30 03:20:24 EDT
«амечательна€ публикаци€! —пасибо автору.