©"Заметки по еврейской истории"
апрель  2012 года

Лев Мадорский

Он видел, как убили сына

Приложение. Морда лица

В предновогодние, ханукально-рождественские дни, после, не по зимнему мрачноватой, растекающейся по идеально отутюженному асфальту немецких улиц, капельной измороси, Израиль встретил меня солнцем, ветром, стремительно набегающим на песок, морем. Остановился у родственников в преимущественно русскоязычном городке Кирьят-Ям, недалеко от Хайфы. Утром выходил на пляж и ликующее сочетание солнца, ветра и моря, создавало ощущение праздника. Я ходил вдоль моря, вглядывался в сверкающую водную гладь, радовался кипучей утренней жизни (израильтяне бегали трусцой, занимались на тренажёрах, некоторые даже купались) маленького городка в крошечном еврейском государстве и ощущение праздника прочно закреплялось где-то внутри на целый день.

Прогуливаясь среди всей этой бесконечной, праздничной суеты, я неожиданно натолкнулся на островок неподвижности и сосредоточенности. Чуть в стороне от пляжа, на расположенных по кругу скамейках, собрались шахматисты. Не молодые, в основном, русскоязычные. Одни играли, другие наблюдали за игрой, и, конечно же, разговаривали о политике. Подошёл ближе и пристроился среди наблюдателей. За одной из досок сидели крепкий старик, с загорелым, изрезанным глубокими морщинами, лицом, и единственная в этой компании женщина, в спортивном костюме.

Кирьят-Ям. Фото Марка Фукса

- Ты слышал в новостях,- сказал, не отрывая глаз от шахматной доски, высокий, худой мужчина в тёплой куртке,- Сегодня опять кинули возле Ашдода два «касама». У меня там сестра живёт. – Сообщение об обстреле Ашдода не вызвало у другого наблюдателя, маленького, упитанного, легко одетого (прямо Пат и Паташон) никакой реакции. Зато после очередного хода на доске он неожиданно взорвался, размахивая руками и убедительно демонстрируя местечковый акцент:

- Куда ты пошёл! Посмотрите, как он играет! Разве так ходят? Ты что не видишь, что у него там ладья?

Старик оторвался от доски, неодобрительно взглянул на маленького, (советы и комментарии играющим шахматистам нигде не приветствуются, даже в Израиле), но ответил не ему, а высокому:

- Ничего, они докидаются. Вот придёт к власти Либерман, и мы рассчитаемся разом за всё. И за Ашдод, и за Сдерот, и за всё другое. Ни разу политики не дали военным довести дело до конца. - Эта фраза в Земле Обетованной после бесчисленных войн стала почти крылатой. - Вся надежда на Либермана.

Женщина сделал ход и стало ясно, что партия стариком проиграна. Он встал, жестом приглашая садиться следующего, попрощался, вскинул за плечи рюкзак и ушёл бодрым, спортивным шагом.

- Знаете сколько ему лет?- спросил высокий, занимая место старика. - Не поверите, 86.

- Вообще, необыкновенный старикан, - добавил маленький. - Живёт здесь с 46 года. Прошёл четыре войны.

- А как попал в Палестину?- спросил я.

- Точно не знаю, - Кажется, выжил в концлагере и приехал с первыми репатриантами из Германии.

Кирьят-Ям. Фото Марка Фукса

На другой день пришёл к шахматистам специально, чтобы встретиться с необыкновенным стариком, но его не было. Не было и на следующий день. Я стал подходить к шахматистам ежедневно. Честно говоря, не совсем представлял, о чём я стал бы говорить с этим участником четырёх войн, достигшим преклонных лет. В Израиле таких немало. Да и дело было совсем не в каком-то журналистском интересе. Просто хотелось побыть с ним рядом. Для меня, живущего в другой стране и переживающего за судьбу еврейского государства, старик казался личностью, окружённой героическим ореолом. Давидом, сражающимся с Голиафом. Человеком-эпохой.

На пятый день (завтра я должен был улетать в Германию) обнаружил, наконец, «человека-эпоху» среди наблюдавших за игрой. Несмотря на ветреную погоду, старик был одет легко, стоял прямо, внимательно следил за партией и, кажется, не испытывал желания присесть. Я прихватил с собой шахматы и пригласил его сыграть. Мы устроились на одной из соседних скамеек. Представился: Лев. Рукопожатие было крепким. Старика звали, как и моего отца, Рувим. После партии (мы сыграли вничью) Рувим засобирался: «Надо идти. Надо идти».

 Я сказал, что мне тоже пора, и мы пошли вдоль моря. Тёзка отца шёл быстро, легко, посматривал по сторонам, здоровался с проходящими навстречу знакомыми и, казалось, не был расположен к разговору. Мы молчали, лишь изредка обмениваясь малозначащими репликами о погоде, о чём-то ещё. Разговор не клеился.

- Правда, что Вы в Израиле с 46 года?- наконец, спросил я.

- Да, правда.

- Как это получилось?

- Длинная история. Попал в плен ещё в 1942 году, под Севастополем. Всю войну был в лагере для военнопленных.

- Не в концлагере?- удивился я.

- Да, повезло. Удалось обменять свои документы на документы убитого друга, Рашида Идьдарова. Узбека. Тем более что и сам я из Ташкента. Так что даже обрезание вопросов не вызывало.

- А фотография?

- Тут опять повезло. Мы с Рашидом были похожи.

- И никто не выдал?

- Нас от взвода осталось четыре человека. Из них только один знал правду, но, как видите, не выдал. Иначе,- рассмеялся Рувим,- мы бы тут вряд ли с Вами бы разговаривали.

Солнце поднялось выше и начало припекать. Я с трудом выдерживал быстрый, спортивный темп ходьбы 86-летнего старика.

- А Вы откуда? - поинтересовался мой новый знакомый.- Что-то я вас раньше здесь не встречал. Я сказал.

- Понимаю. Германия сейчас другая страна. И люди другие. Но, признаюсь честно, меня туда, после того что произошло, ни за какие коврижки не заманишь. - Рувим осторожно тронул меня за плечо, как бы извиняясь. - Не подумайте. Я Вас не осуждаю. Вы другое поколение и не видели ту страну, которую видели мы.

Кирьят-Ям. Фото Марка Фукса

Пляж подходил к концу, упираясь в запретную зону, отгороженную проволокой. Сейчас Рувим свернёт в город, и поговорить вряд ли удастся.

- Мне сказали, что Вы участник четырёх войн. Догадываюсь каких. Пишу на еврейские темы и было бы интересно с Вами поговорить. Не могли бы мы присесть? - я указал на скамейку. - Дело в том, что завтра уезжаю.

Старик остановился, взглянул на часы:

- Длинный разговор вряд ли получится. Внучка уходит на работу и просила посидеть с правнучкой. Но минут десять-пятнадцать у нас есть. Только предупреждаю: о войнах вспоминать не люблю. - Мы присели.

-Мне приходилось убивать,- продолжил он. - В том числе, в ближнем бою.

 Это страшно. Для такого мирного человека, как я, невыносимо страшно. Намного более страшно, чем скинуть бомбу с самолёта или выстрелить из орудия. Мне до сих пор войны снятся в кошмарных снах. Тем более что кроме четырёх израильских, прихватил ещё пятую - Отечественную.

- Но Вы, же сами говорили на днях, что военным не дают победить. Что придёт к власти Либерман и те, кто обстреливает Израиль, получат по рукам.

- Да, говорил. Так и есть. Но не потому, что люблю войны, а потому что у нас нет другого пути, чтобы выжить. Израиль обречён воевать. Вы понимаете, об-ре-чён.- Рувим скривился, как будто от боли, прикрыл глаза,- Поймите, Лев. Даже самый тихий и мирный человек будет воевать и, значит, убивать, если речь идёт о жизни его близких. О жизни его страны. О собственной жизни, наконец. Будет и должен, - повторил он. – Другого пути, попросту, нет. – Рувим снова взглянул на часы. Я понял, что времени у меня осталось немного:

- Вы участник пяти войн. Есть ли что-то такое, эпизод, случай, встреча, которые более всего запомнилось?- задал я не самый удачный вопрос.

Старик помолчал, уставившись в одну точку, нервно потёр рука об руку.

- Есть такой, как Вы выразились, «эпизод». Который преследует много лет. Днём и ночью. Страшнее которого, вряд ли что может с человеком случиться. У меня на глазах убили сына. 19-летнего сына, Евгения. Во время войны 1973 года. Моей последней. Самой страшной и кровавой. Когда жизнь всех нас (Поверьте, я не преувеличиваю) висела на волоске…

Рувим замолчал.

- Извините, что спросил. Может, лучше не стоит вспоминать.

- Ничего. Я расскажу. Тем более что всё равно помню об этом всегда. И буду помнить до самой смерти. Такое, сами понимаете, нельзя забыть. Старик снова помолчал. Заговорил голосом глухим и хрипловатым. Короткими, отрывистыми фразами. По-прежнему, глядя куда-то в сторону:

- 17 октября. Самый страшный день в моей жизни. Случайно в той войне мы оказались рядом. В дивизии Авраама Адана. На Синае. Помните знаменитый бросок Шарона через Суэц. Он переломил войну. Мы с Женей наводили понтонный мост. Потом по нему переходили. Одни из первых. На мосту его и ранило. Убило. Я бежал сзади и видел, как Женя упал. До сих пор вижу. Чуть ли не каждую ночь. Бежим и сын падает. Снова бежим и снова падает. И так много раз. Прожил он потом недолго. Когда перенёс на другой берег, он был уже мёртвый. Вот так…

Кирьят-Ям. Фото Марка Фукса

Я не знал что сказать. Все слова казались фальшивыми. Мы долго сидели молча. Потом как-то неожиданно старик заторопился. Одел рюкзак: «Надо идти. Всего хорошего. Шолом-шолом».

Я остался сидеть на скамейке. Кругом, как и раньше, было солнечно и ярко. Бегали, ходили, смеялись люди. Играли дети. Недалеко от берега ловко скользила на доске под парусом высокая, с точёной фигуркой, девушка. Жизнь продолжалась. Но что-то изменилось. Неожиданно я почувствовал в воздухе напряжение, которого не испытывал до разговора со стариком. Словно вторым зрением увидел то, на что не обращал внимания раньше. Боевой торпедный катер, курсирующий вдоль берега. Высокое проволочное ограждение, с предупреждением, что пересечение его опасно для жизни. Как мне говорили, за проволокой, был военный завод. Всплыла в памяти реплика шахматиста об обстреле «касамами» Ащдода. Вспомнились парни и девушки в военной форме, которых много на улицах израильских городов. Охранники в магазинах. Психологи, разговаривающие с пассажирами, в аэропорту…

С тех пор прошло почти два месяца. Но до сих пор, уже в Германии, часто вспоминаю старика. Старика, который снова и снова, каждую ночь, в течение многих лет видит, как убивают его сына. На понтонном мосту. В войну Судного дня. Когда жизнь всех висела на волоске…

***

Приложение

Морда лица

Лицо антисемита, а, точнее, «морда лица», похожая на (помните у Радищева) «…чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». И многолико…

Это и громила-алкаш, c хоругвью в руках, нашедший, особенно, в царской России, прекрасный способ выместить пьяную агрессию: безнаказанно насиловать, грабить и убивать. В пятидесятые годы прошлого века жил у нас в коммуналке такой сосед. Выпьет, побьёт жену (иногда она пряталась от него у нас в комнате, забиваясь под письменный стол) и ломится в дверь: « Убью, жиды». Три раза сажали его в тюрьму за хулиганство (статья за расовую ненависть тогда, как и сейчас, использовалась редко) и три раза он начинал всё сначала. Ненависть к евреям бурлила и требовала выхода.

Это и деревенская бабуля, «святая простота», от которой ожидаешь: «Зайди, милый, попей молочка». Она и еврея-то в глаза не видела. С детства родители внушили ей, что «…явреи страшные нелюди, которые распяли Христа и пьют кровь христианских младенцев». Однажды попытался объяснить такой старушке, что Иисус был евреем, и дева Мария, и апостолы. Старушка возмутилась до глубины души таким богохульством, очень разволновалась, замахала руками: «Чур меня! Чур меня!».

Это и известный художник, академик- математик, хороший писатель-почвенник, композитор с мировым именем, множество других талантливых людей, души которых заразила бацилла юдофобства. Возможно, свою роль сыграло здесь и то обстоятельство, что многие их коллеги по цеху были не менее талантливыми, а, подчас, и более (феномен Моцарт и Сальери?) евреями. Во всяком случае, статья Алёхина « Еврейские шахматы», опубликованная в Париже в 1943 году, ( замечательный русский шахматист пишет о том, что евреи плохо играют в эту древнюю игру), как и юдофобские высказывания немецкого композитора Вагнера, вызывают именно такие ассоциации.

Это и политик, пытающийся антисемитской риторикой привлечь на свою сторону электорат и опорочить конкурента. «У Горбачёва жена еврейка», «Эльцин-еврей», «У Медведева мама еврейка» - все эти «аргументы» использовались в предвыборных российских компаниях, как наиболее эффективные. Политик-антисемит или играющий роль такового, как фокусник из рукава, ловко извлекает на свет божий весь набор безотказно действующего пиара: «Евреи споили Россию», «Евреи продали Россию», «Жидо-масонский заговор», короче, «Если в кране нет воды…» Когда на волне антисемитизма такой политик добивается власти, и при этом он не «играет роль», а, что называется, идейный юдофоб, то Холокост становится реальностью. Поэтому к сегодняшнему фюреру, Ахмадинеджаду, угрожающему стереть Израиль с карты мира, надо относиться с полной серьёзностью.

Это и обычный, среднестатистический обыватель, малообразованный, от политики далёкий. Если у него возникают проблемы, то он ищет виноватого и легко соглашается на подсовываемый ему упомянутым выше политиком, еврейский вариант. Действительно, евреи хорошо вписываются в вариант врага: умные, хитрые, преуспевающие, вездесущие. Особенно, если этот обыватель прочитал «Протоколы…» или « Моя борьба» Гитлера. Кстати, обе книги сегодня можно найти как в Интернете, так и на книжных развалах.

И, наконец, это евреи, ненавидящие евреев. Другими словами, ненавидящие сами себя. Тут можно вспомнить людей широко известных: внука раввинов, основоположника и вождя К.Маркса, экс чемпиона мира по шахматам Б.Фишера, руководителя партии ЛДПР В.Жириновского. Как ни странно, но именно у них взгляды, носят наиболее бескомпромиссный, резкий, порой, даже, истеричный характер. На мой взгляд, к ненавидящим себя евреям относятся и члены ультра ортодоксальной секты «Натурей карта», поддерживающие палестинских террористов и целующихся с иранским президентом.

Морда лица антисемита, как видите, многолика и плохо поддаётся однозначному определению. Исследователи, как ни пытались, не смогли привести к общему знаменателю и причины, по которым бацилла юдофобства получила столь широкое распространение. Если вывести за скобки элементарное невежество, то мне ближе всего мнение Николая Бердяева. «В основе антисемитизма лежит, - писал известный русский философ,- бездарность. Есть только один способ бороться против того, что евреи играют ведущую роль в науке, философии и т.д.: делайте сами великие открытия, будьте сами великими учёными».


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 3007




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer4/Madorsky1.php - to PDF file

Комментарии:

Мадорский
- at 2012-05-01 12:45:30 EDT
Для решения задачи, о которой Вы пишите, уважаемый Владимир: " просвещение лиц библейской ориентации" в ключе борьбы с антисемитизмом, на мой взгляд, может помочь замечательная книга Улицкой " Даниель Штайн- переводчик"
Владимир Бершадский
Б-Ш, Израиль - at 2012-04-29 23:14:24 EDT
Я послал Льву Мадорскому статью, которую можно прочесть здесь - http://vladimirbershadsky.info/page/kak-pobedit-antisemitizm

Я надеюсь, что люди, особенно русско-язычные израильтяне, смогут присоединиться к ПРОСВЕЩЕНИЮ людей библейской ориентации, ибо только среди них можно найти друзей и доброжелателей Израиля.

Мы ещё и ещё раз должны обратиться к книге пророка Исаии 2.
Ибо здесь и описан настоящий сионизм.

Мадорский
- at 2012-04-28 15:15:09 EDT
Извините, Владимир! Возможно, поторопился с выводом. Просто с антисемитизмом идёт борьба 2000 лет и без результата. Надеюсь Вы придумали что-то принципиально новое. Я Вам напишу...
Владимир Бершадский - Мадорскому
Беэр-Шева, Израиль - at 2012-04-28 13:04:59 EDT
Г-ну Мадорскому

Я просил связаться со мной для разъяснений методов борьбы с антисемитизмом.
Вы написали, что это "бесполезная маниловская затея". Т.е. ещё не узнав, ЧТО Я предлагаю, Вы УЖЕ объявили то, чего Вы ещё не знаете, так как не связались ещё со мной, бесполезной затеей! Я не вижу в ваших словах логики.
Вы тоже увидели это и тут же пишете: " В чём, если очень коротко, состоит Ваш метод?"

В двух словах это никак не опишешь. Поэтому Я и просил связаться со мной - vladimir.b@012.net.il
Или по телефону 972-52 72 840 36

Мадорский
- at 2012-04-25 08:52:49 EDT
Спасибо, Любовь, за тёплые слова! Для нас, евреев, живущих вне Израиля, очень важно чтобы страна Ваша и, всё-таки, немного наша, жила и процветала.
Любовь Гиль
Беэр Шева, Израиль - at 2012-04-24 19:06:37 EDT
Спасибо автору, Льву Мадорскому, за трогательный рассказ,
за главного героя повествования, за впечатляющее приложение, за любовь к Израилю, за понимание нашего бытия. Благодарственное слово и Марку Фуксу за удачные фотографии.
Националкосмополит!Вам нельзя отказать в логике. Но, на
мой взгляд, если придерживаться Вашего разъясненния о понятиях националиста и космополита, то Вам пора определиться и выбрать что-то одно. Нельзя сидеть сразу
на двух стульях. Мы, многие израильтяне, можем свободно ездить во все привлекающие Вас страны, а жить хотим в Израиле. Но выбор за Вами.

Националкосмополит
Израиль - at 2012-04-22 11:30:12 EDT
« Вторая часть Вашего псевдонима нравится мне больше, чем первая.»
----------------------------------
Уважаемый Лев!
Если бы вы год жили в Израиле Воскрешенном, а год в любой из высокоразвитых демократических стран мира, где и живет 50% нас – Ашкиназов – Европейских Евреев, ибо другие 50% живут в Израиле, то вы бы были не только космополитом, как большинство евреев – не Израильтян; но и еврейским националистом – сионистом, как большинство Израильтян.
Вы удивитесь, но я так же считаю себя и полноправным русским, литовцем, поляком, украинцем, туркменом, а так же немцем, ибо ношу типичную немецкую фамилию.
Во всех этих странах мои родители, деды и прадеды были видными уважаемыми людьми.
Почему, скажите на милость я и миллионы таких, как я европейских евреев должны отказываться от своих законных прав быть полноправными гражданами тех стран, где жили их предки и они сами в угоду антисемитам, как хотел это сделать Герцель?!
Холокост – наша виза жить и работать в любой стране мира!

Мадорский
- at 2012-04-21 15:39:13 EDT
Уважаемый националкосмополит! Вторая часть Вашего псевдонима нравится мне больше, чем первая. Тем более, что я тоже придерживаюсь космополитических взглядов и хорошо понимаю раввина, который, вернувшись из Нью-Йорка на вопрос:" Какое Ваше самое приятное впечатление? " ответил: " Когда утром ехал в метро и напроти рядыщком сидят негр, араб, русский, мексиканец, катаец, еврей... Никто ни на кого не пялится, никто никого не считает хуже себя..."
Что касается вступления Израиля в Евросоюз и Нато, то, к сожалению, на сегодняшний день это маниловские воздушные замки

Националкосмополит
Израиль - at 2012-04-21 09:00:43 EDT
Я завидую не тому, что автор имеет Германское гражданство, а тому, что он имеет гражданство Единой Европы, то есть может жить и работать в любой из 27 стран ЕС и получить через четыре года, если захочет гражданство любой из этих стран!
Я думаю, что любой Европейский Еврей – Ашкиназ имеет право жить полноправным гражданином в Евросоюзе в силу нашей истории и в силу тех Холокостов, которые наши предки там испытали.
Сегодня, слава Богу, 95% евреев живут в высокоразвитых демократических странах полноправными гражданами.
Уникальные Носители Святого Воскрешенного Языка Бога (7 млн. человек) живут в Израиле и подвергаются опасности быть в один час уничтожены синхранным внезапным ракетным ударом со стороны мусульманских стран.
Что бы этого не случилось, Израиль должен вступить в Евросоюз в качестве равноправного члена и в НАТО.
Тогда любой гражданин Евросоюза сможет жить и работать в Израиле, а любой Израильтянин сможет жить и работать в Евросоюзе.
Это единственный цивилизованный и правильный способ легко решить эту квазинерешаемую ближневосточную проблему проблем.
Огромное количество мерзавцев зарабатывает на имитации решения ближневосточной проблемы огромные деньги с 1948 года и хотят продлить ее нерешение до бесконечности, ибо это отвлекает народы от решения их проблем с их собственными преступными элитами.

Я хочу, что бы носители Святого Воскрешенного Языка жили во всех высокоразвитых демократических странах мира, и что бы их можно было уничтожить, только уничтожив кадур хаарец, а не вместе с нашим воскрешенным хааретцом в один час.

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2012-04-18 23:22:55 EDT
Прекрасный рассказ и хорошее эссе. И замечательные фотографии Марка Фукса(Как это он везде поспевает?). Кол haКовод!
Мадорский
- at 2012-04-18 21:40:27 EDT
Ваше исключительное гостеприимство, Марк, вспоминаю до сих пор.
Марк Фукс
Израиль - at 2012-04-18 18:14:44 EDT
Дорогой Лев!
Я не сомневался в том, что Вы напишете эти заметки.
Я рассматриваю их, как продолжение нашей коротенькой встречи и беседы. Спасибо Вам за добрые слова и тот блеск в глазах и восторг по поводу достижений нашей страны, который я видел и ощущал.
Я совершенно не сомневаюсь в том, что Вы найдете возможность посетить нас вновь и надеюсь, Израиль Вас не разочарует.
Всего доброго.
Марк.

Мадорский
- at 2012-04-18 16:36:39 EDT
Привет, Виктор! Статью Алёхина в перводе с французского читал, когда писал статью "Евреи и шахматы".Она (моя статья) есть на форуме. Где точно я откопал её в Интеренете сейчас не припомню. Не исключено, что Алёхин писал её в окупированном Париже по заказу.
Лев Гавартин
Stuttgart, - at 2012-04-18 09:52:05 EDT
Навел на рассказ своих друзей из Бат - Яма, а затем мы его обсудили по видеосвязи.
Рассказ им понравился и они отметили точность описания места.Они там ежедневно гуляют, шахматистов видят,но с ними еще не знакомы. Единственную женщину видели и сегодня. Касаясь старика, то его будут впредь высматривать.
Говорят, что такой порядок в городе, включая проминад, навел новый мэр несколько лет назад.
Свой положительный отзыв о рассказе израильтяне просили передать автору, что я своевременно сделал.

Виктор Соколовский
Лере, Германия - at 2012-04-18 09:24:29 EDT
Заметка хороша. В ней есть ощущение трагической близости войны и мира, ставшие неразлучными с самого начала возникновения нового Израиля.
Но приложение не понравилось. И не только потому, что подобное уже
где-то читал. А потому что в ней есть заметная поспешность, сыроватость...
(Мне почему-то кажется, что статью, приписываемую Алехину, автор не читал.)
Очень хотелось бы увидеть „многоликих“: Розанова, Куприна, Манна, Гюго...
В галерее же „еврея-антисемита“ так недостает портрета „латентного“ юдофоба. А ведь его чертами обладает множество евреев. И об этом тоже надо писать. О людях ненавидящих антисемитизм, но зараженных им: о тех кто с высокомерием относится к традициям, для которых Синогога – это „пейсатые“, о тех кто пренебрегает, если не еврейством, как понятием, то евреями. Нет, нет! Они с негодованием встретят подобные слова. И их можно понять: ну как признаться себе в том, что давно побежден тем против кого все еще воюешь! Своему высокомерию, равнодушию, невежеству они найдут тысячи оправдательных причин, но разве меняет это что-либо по сути?

мадорский
- at 2012-04-18 07:54:18 EDT
Соглсен с Вами, Фира!
Фира Карасик
Россия - at 2012-04-18 06:49:24 EDT
Не могу согласиться с В.Бершадским, что еврейские авторы не могут перешагнуть через внутреннюю убежденность в еврейской исключительности. Еврейские авторы как раз очень часто пишут, что евреи - такой же народ, как и все другие. Начиная с Жаботинского, утверждают, что у евреев, как у любого народа, есть свои мерзавцы. Это антисемиты, не понимая библейского смысла слова "избранный", любят упрекать евреев, будто те считают себя выше других народов. Этот народ, если и избран, то на страдания. Зацикленность на "избранности" была, скорее, у других народов. Немцы однажды вообразили себя высшей расой, русские считают себя народом-богоносцем с какой-то особой духовностью, самыми "великими", смекалистыми, загадочными и умелыми, украинцы по этой части тоже очень сильно развились и т.д. Этой пустой разговор, и не в чем здесь упрекать еврейских авторов. Антисемитизм - чудище, в самом деле, стозевно, и анализом этого явления занимались лучшие умы человечества. Но зависть к евреям, действительно, талантливому народу, - одна из составляющих этого зла. Причем, зависть и соперничество существует и между антисемитами за свой "приоритет" в этом вопросе. Солженицын и Шафаревич, имея общие взгляды, не стали друзьями и сообщниками, никогда друг друг не хвалили и не поддерживали. Вообще не пересекались. Об этом недавно писал Б.Кушнер в своем замечательном эссе. Не надо самих себя упрекать в том, чего нет.
Alex Pevzner
Kiryat Yam, ISRAEL - at 2012-04-16 22:58:46 EDT
Очень интересная статья,в которой широко раскрыта трагическая судьба человека, прошедщего тернистый путь и ставшего легендой. Государство Израиль по праву может гордиться им.
Что касается автора,то он на высоком профессиональном уровне описал события прошедших лет.
Даю самую высокую оценку статье и её автору

С уважением Alex Pevzner
IZRAEL

Мадорский-Бершадскому
- at 2012-04-16 20:07:04 EDT
Привет, Владимир! Вы призываете связаться с Вами для борьбы с антисемитизмом. На мой взгляд, бесполезная, извините, маниловская затея. В чём, если очень коротко, состоит Ваш метод?
Ontario14
- at 2012-04-16 19:02:24 EDT
Если бы 3.5 убогих калеки из "Нетурей карта" не существовали, их стоило бы выдумать. А то многие бы ночами не спали.
Владимир Бершадский
Беэр-Шева, Израиль - at 2012-04-16 13:07:18 EDT
В целом присоединяясь к наблюдениям автора, всё вижу здесь громадную недосказанность. Впрочем, именно на этом месте останавливаются все наблюдатели и даже талантливые писатели, типа М. Веллера (см. "Критические заметки по национальному (еврейскому) вопросу").
Порог, через который никак не могут перепрыгнуть, перешагнуть еврейские авторы - это их внутренняя убеждённость в еврейской исключительности. Кстати, эта мнимая "избранность" - это самая красная из всех красных "тряпок", действующая на антисемита также, как мулета испанского тореро.
Будучи ограниченным в кол-ве знаков, просто даю свой мейл:
vladimir.b@012.net.il
и тел. +972-527284036

Прошу людей, заинтересованных в окончательном уничтожении антисемитизма у народов Библии, связаться со мной.
С уважением к Автору