©"Заметки по еврейской истории"
апрель  2012 года

Элла Грайфер

Гюнтер Грасс как зеркало европейской ситуации


Знаешь, почему бургомистр

притворяется душевнобольным?

Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души.

Е. Шварц

 

Господа! Это жестокое существо погубит вас всех.

Он у вершины власти, но он пуст. Он уже теперь

томится и не знает, что ему делать. И он начнет

мучить вас всех от тоски и безделья.

Е. Шварц

 

Это стихотворение появилось сразу в трех газетах с солидными тиражами и репутацией трех разных европейских стран, сопровождалось хорошо организованной пиар-кампанией (что вообще для автора характерно), отреагировали на него маститые журналисты, множество безымянных комментаторов, профессиональные политики и даже один министр внутренних дел. Появилось именно сейчас, в полном соответствии с тем, что на нашей доисторической именовали обыкновенно «международным положением», и нельзя не признать – момент выбран был очень точно. Вот такой перевод и еще такой обнаружила я в интернете. Еще один получила от Леонида Комисаренко, и наконец, попыталась перевести сама.

Всю эту макулатуру я натаскала исключительно в свое оправдание, дабы неудобоваримость текста не сочли виной бедного переводчика. Творение сие, по сути, не художественное, а на строчки порублено, чтоб за нецензурность не придирались. Потому – свобода искусства, художнику все дозволено, хоть Иисуса Христа в ночном горшке заместо короны изобрази – никто и не почешется даже, чай не Мухаммед! Все равно как на нашей доисторической известное слово из трех букв не приведи Господи в книжке упомянуть, а на заборе – сколько угодно. Не стихи,

определенно. Политический манифест? Да, пожалуй, но… далеко не только. Это текст очень многослойный, так что, любезные читатели, приглашаю вас в археологи.

Самый верхний слой, конечно, антисемитский, его заметили все, так что политики немецкие на всякий случай тут же отмежевались, а Натаньягу зарычал. Антисемитизм прогрессивный, во всем своем нынешнем многообразии, естественно, в тех формах, что как раз в Европе популярны.

Есть в нем нюансы современные, например, когда неприязнь к живым евреям как бы компенсируется преувеличенным почтением к мертвым, с мемориалами Холокоста у каждого столба и юбилеями Освенцима на каждый сезон – из этого ритуального словаря «запятнанное происхождение» и «прошлые грехи». В эту тенденцию прекрасно вписывается и объяснение Грасса, данное в одном интервью уже после публикации – он-де не против Израиля, а только против Натаньягу – естественно, поскольку последний обнаруживает безнравственное стремление сохранить свой народ в живых, а уничтожение Израиля позволило бы обмузеивание евреев поднять на недосягаемую высоту.

Есть и специфика чисто немецкая, которую некий психолог сформулировал: «Никогда немцы не простят евреям Освенцима». Освенцим – зеркало, в котором видит немец рожу такую гадкую, что ни в сказке сказать, ни пером описать, и переживает ужасно, поскольку на самом-то деле он был всегда белый и пушистый, а это все коварные евреи нарочно подстроили. Они еще до нашей эры истребительные войны вели (см. Библию, книга Иисуса Навина!) и личным примером кротких германцев совратили, те бы сами ни в жисть до такого не додумались. Палестинцам бедным устроили форменный геноцид в форме демографического взрыва и вот-вот уже незаконной бомбой своей с подлодки Made in Germany одним махом весь Иран побивахом.

Но есть и моменты вполне традиционные. Прежде всего – вера в еврейское всемогущество, в способность по своему хотению вызывать или, соответственно, отменять эпидемии чумы, экономические кризисы, извержения вулканов и мировые войны. Покуда, скажем, американцы Ирак оккупируют, Россия в Грузию на танке въезжает, Хуссейн курдов травит газами или НАТО в Ливии своими бомбами провоцирует межплеменную войну, это все – мелочи жизни. Но стоит только Израилю ударом на удар ответить – так сразу в ход пойдут термояды, и всей планете капут. На «мировую закулису» ссылок, правда, нету, но явно имеется в виду, что ничего какой-то там жалкий Иранишка супротив такого сверхчеловеческого могущества не сможет. Тем более, и президент-то у них бахвал, не более того… Так вот сразу и вспоминается эпизод из «Семьи Оппенгейм», как сидит Густав с другом-директором гимназии и издеваются они над плохо написанной книжкой: «Где, мол, ему, неумытому, в калашный ряд!»… да, а книжка-то, между прочим, называлась «Майн кампф»… но это я так, к слову.

Разумеется, коль скоро еврей, по определению, даже в цунами на Филиппинах виноват, тем более не может он быть правым в конфликте, в котором участвует на самом деле. Он, и никто другой, «зачинщик смуты». Смертный грех убивать бедных людишек, и бомбы-то путевой не имеющих, только за то, что они сами хотят тебя убить. Не тот, кто нападает, угрожая уничтожить и поработить, есть источник опасности, но тот, кто смеет защищаться… Стоп, стоп, вот тут мы уже вышли на следующую тему.

«До сих пор молчал» товарищ Грасс не только потому, что открытое выражение антисемитизма до недавнего времени не в чести было на Западе, но и потому, что по всей Европе не представлялась еще любая война бессмысленным процессом убивания и умирания. Только теперь, с распадом цивилизации, у нас на глазах происходит выход из подсознания и словесное оформление фактически принятого решения: сдаемся, сопротивление бесполезно. Как сказано в одной очень вредной книге: разве ты не знаешь, что Филистимляне господствуют над нами? что ты это сделал нам? (Суд.15, 11). Они – наши господа, ибо не хотим и не можем мы сопротивляться их (ну, например, арабов!) претензиям на господство. Именно теперь не только в Германии оказались востребованы пацифистские, гуманистические фестончики, маскирующие капитуляцию под ну очень отважное сокрушение устарелых предрассудков, прорыв к солнцу, свободе и самовыражению. Грасс молниеносно и безошибочно учуял это своей натурой КОНФОРМИСТА.

Нынче в моде Грассу нацизм приписывать, членством в Ваффен-СС его попрекать. Но справедливы ли такие упреки? Ваффен-СС – это ведь не одни айнзатцгруппы, что только с безоружными воевать умели, под тем же брендом сражались (и сражались геройски!) фронтовики, в переводе на русский – гвардия. И не в вохру освенцимскую все-таки юный Грасс (как бы не совсем) добровольно записался, а в танковую дивизию.

Был ли Грасс в 1945 году в самом деле нацистом? Или социал-демократом, когда в 1965 году сочинял оды Вили Брандту и агитировал за него на выборах? Или антинацистом в 1966, когда публично нападал на канцлера Кизингера за то, в чем, кстати, и сам был грешен? Или в 1967 леваком-хулиганом, планировавшим со всею коммуною вкупе торт по роже размазать американскому вице-президенту? Или анархистом, всерьез собравшимся отменить проклятую частную собственность, как заявил он в 1999 году в нобелевской речи? Или поклонником восточных культов, переехав в Калькутту в 1986 году?

Мой ответ – нет. Ни одно из этих мировоззрений не было и не стало его собственным, всю жизнь он попросту «уклонялся вместе с линией партии», точнее – с общественным мнением Германии и всей Европы. Он не лицемерил, но в сорок пятом вполне искренне верил в фюрера, а в шестьдесят шестом – в ужасную вину нацизма. В шестьдесят пятом был столь же горячим сторонником идеологии просвещения, как индийской мистики в восемьдесят шестом. Сорок лет назад он обожал и приветствовал государство Израиль, а сегодня без зазрения совести возводит на него традиционный кровавый навет, потому что никогда не мог, неспособен был думать иначе, чем как положено, о чем нагляднее всего свидетельствуют его романы.

Писатель он, как хотите, все же не бесталанный (хотя не случайно Нобелевский комитет его награждал с обтекаемой формулировкой, вроде как не за литературное качество, а все больше «за общую хорошесть»), а талант соврать не дает. Сравним хотя бы его описания нацистского прошлого с описаниями Генриха Белля (которому он, по слухам, всю жизнь завидовал, и если да, то, по-моему, не без оснований!).

Герои Белля сопротивляются, взрывая священные для нацистов фетиши, эмигрируя («Бильярд в половине десятого»), приходя на помощь жертвам нацизма («Час ожидания», «Групповой портрет с дамой»). Но главное – все они противостоят внутренне, отказываются перенимать преступное мировоззрение, потому что сохраняют другое, свое, будь то традиционный католицизм или просто семейные ценности.

У Грасса единственно возможной формой противостояния оказывается жестяной барабанчик слабоумного карлика, очевидный символ полной асоциальности и внутренней пустоты. Нацизм предлагал этой пустоте, какое ни на есть, наполнение, и Грасс, естественно, за него ухватился, с энтузиазмом записавшись в СС... Но с проигрышем войны столь же естественно переключился на следующую идеологическую моду, потом устарела и она… В конце концов, как сам он, опять же, честно сознается в романе «Траектория краба», кроме возвращения к нацизму никаких наполнителей обрести ему так и не удалось, но и нацизм получился какой-то картонный, ненастоящий, не корабль, а макет, на то только и годный, чтобы от всей души об пол его швырнуть. Не затем он всю жизнь маски меняет, чтобы коварно скрыть свое истинное лицо, а затем, чтобы скрыть (от самого себя в первую очередь), что у него вовсе нет лица. Так что же делать бедному конформисту, постоянно лихорадочно соображающему, чему бы ему соответствовать?

Самый правильный ответ дал один мой знакомый, в трудную минуту подготовки докторской диссертации повесивший над столом плакатик: «Если нет, так делай вид!». Нет лучшего прикрытия для конформиста, чем репутация ниспровергателя авторитетов и разрушителя табу, нет лучше занятия при отсутствии собственной нравственности, чем должность оберморалиста.

Табу – необходимая принадлежность любой культуры. Не время и не место сейчас разбирать, зачем они нужны, достаточно упомянуть, что, например, исчезновение табу, связанных с сексом, стабильно сопровождается распадом семьи с последующим вымиранием сообщества. (Кстати, Белля тенденция, все табу крушить без разбору только за то, что они табу, тревожила, и весьма. Вспомним хотя бы «Глазами клоуна», «Групповой портрет с дамой», и прежде всего, конечно, «Долину грохочущих копыт»). Склонность к их демонстративному нарушению – свойство того самого возраста, который в России именуют деликатно «переходный», а в Израиле откровенно «типешэсре», что в переводе означает приблизительно «дурнадцать». После 68-го года в Европе принято впадать в восторг и умиление при виде продвинутых личностей, умудряющихся остаться подростками до старческого маразма. Может, Грасс и в самом деле такой, а может только имитирует, но если да, то очень удачно.

Антисемитизм в Германии табуирован был полвека. Причину объяснять, думаю, необходимости нет, но согласитесь – настало время для атаки именно на это табу, препятствующее сближению с новыми господами, наименее безболезненному подчинению их власти. Тем более что и самим срочно требуется «козел отпущения», чтобы объяснить длинную цепь поражений и неудач. А еще государству, чье население стареет, промышленность эмигрирует, чиновничество и всякого рода вечные безработные размножаются как кролики, не говоря уже о грандиозных проектах по охлаждению глобального потепления и штопанью озоновых дыр, нужны деньги. Очень большие деньги, а деньги в наше время понятно, у кого просить и какими поступками заработать. Нет-нет, сами они, конечно, снова убивать нас не пойдут, но… в общем, легко найдут моральное оправдание, если пойдет кто-нибудь другой.

По моральным оправданиям они вообще большие специалисты. Например, общеевропейский конфликт поколений 1968 года стилизуется в Германии под угрызения совести за ужасные преступления предков, шкурный страх перед советской агрессией во времена достопамятной «гонки вооружений» – под идейный пацифизм, уплата дани палестинскому разбойнику – под поддержку несправедливо обиженных. Место оценки своего и чужого выбора по шкале ценностей заступает подгонка «ценностей» под свой конкретный выбор.

И всюду Гюнтер Грасс впереди на лихом коне. Он – глашатай своей среды, озвучивающий, формулирующий то, что среднестатистический обыватель чувствует, но неспособен выразить сам, он очень профессионально пиарится, и сам, и команду подобрал соответствующую, от издателя до переводчиков на самые немыслимые языки, он стал шикарным брендом и всякое слово его эхом отдается по всей глобализованной планете. Момент выбран правильно, и не случайно уже раздался в Германии первый призыв, выдать Грассу нобелевскую премию мира.

…Конечно, нет, не стихи, и даже на политический манифест, откровенно говоря, не тянет. Но – симптом, по которому нетрудно предсказать, что нас ожидает в ближайшем будущем. Как сказал А. Галич: Вполне весомая примета,\Что новые настали времена.

 

Приложение 1

Что должно быть сказано

Перевод Леонида Комиссаренко

 

Почему я молчу, слишком долго замалчиваю то,

что совершенно очевидно имеет место и разыгрывается

на военных картах, то, в результате чего мы, выжившие,

окажемся лишь сносками в конце страницы.

 

Утверждается наличие права на первый удар,

который может привести к уничтожению

иранского народа, подчиняемого и

принуждаемого к ликованию демагогом,

по одному только предположению,

что он в силах создать атомную бомбу.

 

Но почему же я запрещаю себе

назвать по имени другую страну,

которая на протяжении многих лет – даже если это держится в тайне –

располагает постоянно растущим ядерным потенциалом,

находящимся, однако, вне контроля только потому,

что никакая проверка недоступна?

 

Всеобщее замалчивание состава этого преступления,

которому подчинено и моё молчание,

я воспринимаю как обременяющую ложь

и принуждение, которое в перспективе,

при злоупотреблении, наказуемо;

из опасения привычного вердикта – «Антисемитизм».

 

Но сейчас, когда из моей страны,

которую раз за разом настигает

и требует к ответу исконное,

не имеющее аналогов преступление,

чисто по-деловому, пусть даже и сквозь

зубы объявленная в порядке реституции,

должна быть поставлена Израилю

ещё одна подлодка, предназначенная для того,

чтобы направить всеуничтожающие

боеголовки туда, где не доказано наличие

хотя бы одной атомной бомбы, но, боясь

отсутствия доказательств, хотят её видеть;

я говорю то, что должен сказать.

 

Но почему я молчал до сих пор?

Потому что считал, что моё происхождение,

обременённое неискупимой виной,

не позволяет мне требовать от Израиля,

страны моей  привязанности сейчас и в будущем,

признания этого факта как очевидной истины.

 

Почему я, состарившийся, на исходе

жизненных сил,  говорю только сейчас:

«Израиль в качестве ядерной державы

представляет собой опасность

для и без того хрупкого мира на Земле»?

Потому что должно быть сказано то,

о чём сказать завтра уже может быть поздно;

также ещё и потому что мы – достаточно

отягчённые как немцы – можем оказаться

поставщиками орудия преступления,

что предсказуемо и отчего наше

соучастие в нём не может быть заглажено

никакими обычными отговорками.

 

И, совершенно откровенно: я больше не молчу,

потому что сыт по горло лицемерием

Запада; к тому же можно надеяться,

что многие хотели бы освободиться от

молчания, потребовать от возбудителей

явной опасности отказа от насилия

и одновременно настоять на том,

чтобы правительства обеих стран

допустили неограниченный и непрерывный

контроль со стороны международных органов

над израильским ядерным потенциалом

и иранскими атомными установками.

 

Только таким образом можно помочь всем –

израильтянам и палестинцам, более того,

всем людям, живущим вплотную во вражде

в этом охваченном безумием регионе,

и, в конечном итоге, самим себе.

 

 

Приложение 2

Это должно быть сказано

Перевод Эллы Грайфер

 

Почему я молчу, почему так долго молчу

о том, что давно уже в играх штабных

отработано, а нас, еще живых,

упоминают лишь в сноске в конце страницы.

 

Они утверждают право на первый удар,

что уничтожить способен иранский народ,

порабощенный бахвалом

и принужденный организованно ликовать.

Уничтожить только за то, что в его краю

подозревают создание атомной бомбы.

 

Но почему я не смею

Упомянуть другую страну,

что долгие годы, хоть и негласно,

копит ядерный арсенал,

неподконтрольный, ибо проверить

не дозволено никому?

 

Всеобщий заговор молчания об этом,

в который влилось и мое молчанье.

Давит меня эта ложь,

принуждение под страхом кары

в случае несоблюдения:

всем привычный вердикт «антисемитизм».

 

Но ныне, когда моя страна,

согбенная под тяжестью

беспримерного преступленья,

снова и снова

призываемая к ответу,

вновь с деловым хладнокровьем,

привычно сославшись на «возмещенье за содеянное»

шлет в Израиль еще и подлодку

для доставки смертоносных боеголовок

туда, где не удалось обнаружить

ни единой атомной бомбы,

и доказательством служит лишь опасенье,

я выскажу то, что сказано быть должно.

 

Отчего я молчал до сих пор?

Думал – происхожденье,

что навеки запятнано,

права меня лишает

высказать эту правду

в глаза государству Израиль,

чья судьба мне была и осталась небезразлична.

 

Почему говорю я только сейчас,

Составившись, исписав все чернила:

Израиль – ядерная держава – угроза

такому непрочному, хрупкому миру?

Я обязан сказать,

завтра может быть уже поздно;

ибо нам, немцам, хватает прошлых грехов,

ни к чему нам довесок соучастия

в будущем преступленье,

вина за поставку, что привычными оправданиями

не сумеем уже загладить.

 

Сознаюсь, что прервал молчанье

Потому что обрыдло мне

лицемерие Запада, к тому же надеюсь,

что прервут молчание и другие,

что зачинщику смуты запретят прибегать к насилью

и власть имущих в обеих странах заставят

открыть для постоянного и беспрепятственного контроля

международных инстанций

и израильское атомное оружие,

и атомные установки Ирана.

 

Только так мы поможем

израильтянам и палестинцам,

и всем прочим, живущим бок о бок

и враждующим непрестанно,

в регионе, пораженном безумием,

и в конечном итоге – поможем самим себе.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 847




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer4/Grajfer2.php - to PDF file

Комментарии:

Н. Немцова
Мюнхен, - at 2013-01-16 16:37:10 EDT
"обмузеивание евреев"
это класс! :)

Элла Елене Матусевич
- at 2012-04-30 14:48:13 EDT
Надо же, Лейпциг... А я вот во Франкфурт на Майне на всю жизнь влюблена, хотя определенно без взаимности.

Пожалуйста, не забудьте свое обещание про полукровок написать, я очень жду. Моя гипотеза: такое большое количество смешаных браков и, соответственно, рождающихся в них полукровок - прознак того, что как минимум, некоторые из современных народов свое отыграли, им на смену придут новые, и именно полукровки дадут им начало.

Борис Дынин
- at 2012-04-30 02:16:31 EDT
елена матусевич
лейпциг, ФРГ - Mon, 30 Apr 2012 00:55:58(CET)

Держусь французов уже лет 20, в целом опыт положительный. Меня их подход устраивает:identite culturelle.
====================================
Уважаемая Елена! Когда Вы пишите "их подход:identite culturelle", кого Вы имеете в виду? Я не работал во Франции, но бывал в регионах. Полагаете ли Вы, что этот подход присущ не только Les intellectuels (большинству ли?), но и Les hommes du peuple? Не надо ли квалифицировать "французский подход", особенно в свете растущего там антисемитизма и национализма?

Б.Тененбаум-Е.Матусевич
- at 2012-04-30 01:25:36 EDT
Неправильные мы. Нас надо запретить по целому ряду соображений, но, благодаря проклятой толерантности, пока живы и здоровы, чего и вам всем желаем.

Сколько себя помню - принадлежал к так называемой "еврейской кампании". Евреев там и правда было много, думаю, что добрых две трети. Остальные вливались - кто в силу дружбы, кто в силу брака, кто в силу эфемерных любовных отношений. В принципе, это можно считать некоей синагогой, членство в которой неформально и добровольно. Вы, глубокоуважаемая Елена, украсили бы собой наше общество.

елена матусевич
лейпциг, ФРГ - at 2012-04-30 00:55:58 EDT
Посмотрела на Гостевую и обомлела: на мое маленькое замечание столько отзывов. Спасибо всем за заботу, нет, правда, без всякого ерничества. Вот я и общность нашла, а я и не знала.
Не знаю как держаться евреев, но невозможность держаться русских налицо, мое. Держусь французов уже лет 20, в целом опыт положительный. Меня их подход устраивает:identite culturelle.
Для справки во избежание спекуляций мужьями: муж первый еврей, второй француз (о чем в рассказе "Реквием по Голде"), третий, нынешний, американец из первых переселенцев, полунемецкого, полуирландского происхождения с пикантным вкраплением индейской крови (пращюр с косами до пояса на портрете).
Все мужья хорошие, мы все дружим и ездим друг к другу в гости. Неправильные мы. Нас надо запретить по целому ряду соображений, но, благодаря проклятой толерантности, пока живы и здоровы, чего и вам всем желаем.
П.С. Но тема (полукровок) очень больная для в буквальном смысле миллионов и я напишу о ней отдельно, когда нибудь скоро . Спасибо без разбора, а больше всего редактору, который дал мне эту общность неравнодушных людей.

Незваный жид
Германия - at 2012-04-29 19:02:06 EDT
Елене Матусевич.

Почему "незваный"? Потому что это вообще нехорошо как-то, а "незваный жид - хуже... некуда". Провокация,словом. Чтобы внимание, значит, кто-нибудь обратил. А то "в последне время я чтой-то замечаю", обычай такой образовался: неприятные вопросы не замечать, на них не отвечать, как будто их и нет вовсе. За внимание - спасибо.

А как насчет "неглавного"?

P.S. О человеке, который всегда один и никуда не вписывается, рекомендую прочитать роман Mika Waltari. Sinuhe der Ägypter. Перевод с финского. На русский не переводился. Есть голливудский фильм. Плохой.

Берлага
- at 2012-04-29 18:11:55 EDT
елена матусевич
лейпциг, ФРГ - Sun, 29 Apr 2012 17:13:41(CET)
Но в принципе оголтелая ненависть к Израилю, призывы к бойкоту, которые царят на американских кампусах (и тут я знаю о чем говорю), среди левых по обе стороны океана, где я живу, то тут, то там, (забавно, меня тут на Гостевой в левые записали, а я сама по себе, в зависимости от вопроса) именно к этому и сводится. Не поверите, но после 11 сентября я своими ушами слышала своих коллег, говоривших (один их них еврей!):" Надо сдать Израиль арабам на расстерзание, только тогда они (исламисты) оставят нас в покое." Я это имела в виду, но, может быть, мне не удалось юравильно выразиться.


>Уважаемая Елена, не вас в левые записали, а вы сами записались. Обама представляет левую часть демократов, которые сами сильно полевели. Соответственно его сторонники должны быть левыми, как я понимаю.
Кстати Обама вчера разморозил деньги для палестинцев, которые были заморожены Конгрессом после их демарша в ООН, что-то порядка 100 млн. долларов и теперь можно от них ждать всякого хулиганства, деньги получены, чего уж, а душа требует. А почему разморозил? Частично по каким-то своим внешнеполитическим соображениям, частично, чтобы угодить той части своих избирателей, что на кампусах.

елена матусевич
лейпциг, ФРГ - at 2012-04-29 17:22:17 EDT
Да, с общностью судьбы у меня как то не очень. В России тыкали, что не русская и всегда я там была чужой. Для евреев полукровка, да еще с не той стороны. Полукровка как дерьмо в проруби, говорила моя мама. Прально.Вообще, может судьба, может характер, не клеится ни с какими общностями, хоть тресни, не то чтобы даже национальными и конфессиональными, а даже с профессиональными, муниципальными, штатными, районными, депатаментальными, дворовыми и факультетскими. Вот, полюбила Лейпциг сильно, может он меня примет.
елена матусевич
лейпциг, ФРГ - at 2012-04-29 17:13:42 EDT
Дорогой Незванный,

Я, кстати, смутилась именно "незванным", почему, думаю, он о себе так? Мы все тут званные, выходит, жиды, а он, бедняга, нет. Ладно, все это пустяки.
Насчет слова ´еврей´ вы очень, очень правы. Я только учусь его произносить к стыду своему. В моем детсте меня им "обзывали" и я столько вынесла, что вот, никак не отвыкну, тем более, что я, о горе, еще и две трети кровка. Нет, предположение мое, Грасс этого прямо не говорит, дурак он, что ли? Но в принципе оголтелая ненависть к Израилю, призывы к бойкоту, которые царят на американских кампусах (и тут я знаю о чем говорю), среди левых по обе стороны океана, где я живу, то тут, то там, (забавно, меня тут на Гостевой в левые записали, а я сама по себе, в зависимости от вопроса) именно к этому и сводится. Не поверите, но после 11 сентября я своими ушами слышала своих коллег, говоривших (один их них еврей!):" Надо сдать Израиль арабам на расстерзание, только тогда они (исламисты) оставят нас в покое." Я это имела в виду, но, может быть, мне не удалось юравильно выразиться.

Элла Аврутину
- at 2012-04-29 15:21:54 EDT
Общность судьбы не зависит от того, знают ли об этом люди, признают ли ее. См:

http://berkovich-zametki.com/Nomer37/Grajfer1.htm

Незваный жид
Германия - at 2012-04-29 15:18:19 EDT
Елене Матусевич.

Моя кликуха ничуть не хуже «Вечного жида», весьма активного, например, в «7 канале». Слово «жид» вполне респектабельно во многих языках, кроме русского (перечислять не стану из экономии места). Так ведь и слово «еврей» в русском языке уже почти матерное: многие из моих добрых знакомых в моем присутствии произносили его шепотком, зыркнув опасливо направо-налево. Но если уж Вам «неаппетитно», от такой очаровательной женщины с радостью приму фамильярное обращение «Незваный».

Вот эти слова: «...евреев по одному и даже группами умерщвлять некрасиво, а вот сразу всех гопом, в одном месте, в одной маленькой географической точке, милое дело. Правое дело!» Это Ваше предположение или сам Грасс так написал?

А предположение, «что Гюнтер Грасс из ума выжил», оно не Ваше и не мое, а «некоторых критиков» (немецких, в частности).

Быть правым (в главном) приятно. Но гложет любопытство: а что же это за «неглавное», в котором я неправ?

Янкелевич - М. Аврутину
Натания, Израиль - at 2012-04-29 14:28:26 EDT
Уважаемый Марк,
Вы пишете: "Возьмем израильское общ-во, элита которого, представленная левыми академическими кругами, вдалбливает в общественное сознание, что евреи «вообще не были в Египте, не выходили из Египта, не были на Синае, не входили в Страну (Израиля)». (http://www.7kanal.com/article.php3?id=288364). На этих воззрениях воспитывают израильских школьников, делая из них скинхедов (http://evrey.com/sitep/analysis/index.php3). Как можно говорить об общности в этих условиях?"
Дело в том, что нельзя принимать то, что пишут СМИ за 100%. Если построен мост, то в этом нет информационного повода, но вот если он сразу после постройки упал, то вот это - хлеб для СМИ. Но прочитав про упавший мост, очевидно неправильно считать, что все мосты свалились, или что это преобладающая в обществе тенденция.
Поэтому "На этих воззрениях воспитывают израильских школьников, делая из них скинхедов" - явный перегиб, не смотря на приведенную ссылку, так же,как и мысль о том, что профессура повально рассказывает, что мы "вообще из пробирки".

Марк Аврутин - Элле Грайфер
- at 2012-04-29 12:04:44 EDT
Элла Елене Матусевич
- at 2012-04-29 10:04:00 EDT

«…национальная обшность есть прежде всего общность судьбы. Никто никогда никого от нее не освобождал, и если Вы по этому поводу не чувствуете перед односудебниками никаких обязательств (не лично Вы, а статистически значимое количество членов сообщества), то... нерадужной будет у этого сообщества судьба - всего в целом и большинства индивидов по отдельности».

Уважаемая Элла, важный Вы затронули вопрос. «Национальная общность» стремительно размывается культурно и этнически, что в конечном счете ведёт к конфронтации.
Возьмем израильское общ-во, элита которого, представленная левыми академическими кругами, вдалбливает в общественное сознание, что евреи «вообще не были в Египте, не выходили из Египта, не были на Синае, не входили в Страну (Израиля)». (http://www.7kanal.com/article.php3?id=288364). На этих воззрениях воспитывают израильских школьников, делая из них скинхедов (http://evrey.com/sitep/analysis/index.php3). Как можно говорить об общности в этих условиях?

Или взять российское общ-во, представленное с одной стороны такими, как Алексей Широпаев, который написал «АнтиГрасс» с такими строками:

«Спасая Европу-болото, стоит против многих один, с Иудиным Львом на воротах Израиль – страна-паладин. И этому воину в спину уж многие годы подряд, как урки, «друзья Палестины» заточку всадить норовят. Вот Грасс, исходя словесами, наносит посильный урон. Тебя бы в Сдерот, под «Кассамы», в полуденный белый Хеврон, в еврейскую глушь на ночевку – хранить поселенческий кров, руками сжимая винтовку и пулей встречая врагов! Не скрою, внушает волненье страна, где девчонка-солдат спешит на шаббат в увольненье, неся за спиной автомат. Без страха прослыть сионистом, себе указую: смотри! Там битвы решающей выступ, там Запад на кромке зари! Там наши Лепанто и Вена вершатся в огне и крови…».

А с другой стороны, - быдлом, о котором хорошо сказал Берлага - Sat, 28 Apr 2012 23:21:33(CET), отвечая Самуилу
«…не Эйнштейн создал теорию относительности, а его славянская подружка… Создали бомбу первыми русские … Безо всякой еврейской помощи. Вот еще».

Особую опасность этот раскол представляет в современных условиях расширяющейся исламизации, когда пассионарные мусульмане не встречают должного отпора со стороны размягченного, феминизированного, мультикультурельного западного общества, уже почти готового стать частью мирового халифата. Но евреям там не будет места, а это значит… Впрочем, все знают, что это значит.

Элла Елене Матусевич
- at 2012-04-29 10:04:00 EDT
Так я ж не от озарения свыше писала. Я на немецких сайтах регулярно пасусь, два года прожила в Германии. Но, кстати, помните ли Вы наш старый спор насчет Родины, и с чем ее кушают? Так вот, чувства-чувствами, а национальная обшность есть прежде всего общность судьбы. Никто никогда никого от нее не освобождал, и если Вы по этому поводу не чувствуете перед односудебниками никаких обязательств (не лично Вы, а статистически значимое количество членов сообщества), то... нерадужной будет у этого сообщества судьба - всего в целом и большинства индивидов по отдельности.
елена матусевич
лейпциг, ФРГ - at 2012-04-29 09:49:04 EDT
Посмотрев немецкие комментарии и постинги к стихотворению Грасса, убедилась, дорогая Элла, насколько же мы, к величайшему сожалению, правы. Там столько радости от возможности, наконец, высказать омерзение к "ним", но то есть, к нам. Там и голландцы присоедиинились с восторгом: Надоели! Жуть. Народ и по ту, и по другую сторону "баррикад" безошибочно, сразу после публикации, еще до того как интеллектуалы и политики влезли, сообразил что к чему. Вот вам и анализ текста.
елена матусевич
лейпциг, ФРГ - at 2012-04-29 09:15:32 EDT
Спасибо! Конечно, я обязательно сошлюсь на Заметки, а как же.
Элла Елене Матусевич
- at 2012-04-29 06:43:18 EDT
Разумеется, можно. Единственная просьба - сослаться на "Заметки" как первую публикацию.
елена матусевич
лейпциг, ФРГ - at 2012-04-29 00:42:38 EDT
Незванному жиду (очень неаппетитная кличка, может поменяете,а? А то обеащаться к Вам так неловко),

Вы правы. Но, мне кажется, хотя, возможно, мне это не удалось, я и не предполагаю, что он, Грасс, из ума выжил, а как раз как Вы, что это провокация. Так что в главном мы согласны.

елена матусевич
лейпциг, ФРГ - at 2012-04-29 00:37:27 EDT
Уважаемая Элла,

Скажите пожалуйста, можно ли перепечатать Ваш перевод Грассовских стихов, конечно, с указанием авторства и первой публикации, в другом месте? Меня попросили указать на его русский перевод и ваш, по моему, очень хорош. Пожалуйста, если можно, ответьте поскорее. Надеюсь, положительно. Спасибо большое.

Элла Саве
- at 2012-04-28 16:55:31 EDT
Спасибо, но психолог был еврейский, ВЕК где-то даже имя его назвал.
Sava
- at 2012-04-28 16:45:34 EDT
Острый и очень актуальный очерк.С его содержанием следовало бы также ознакомиться и серьезно поразмышлять многим мало просвещенным и зацикленным на идеях пресловутого "мирного"процесса.
Особенности, упомянутого уважаемой Эллой Грайфер, т.н. современного Прогрессивного антисемитизма можно, на мой взгляд, дать следующее объяснение.
1.Традиционная форма антисемитизма воспринималась галутными евреями, как извечная враждебность к ним государства и большинства его подданных.Они всегда оставались легко доступной жертвой вседозволенности антисемитов.
2.Возможности такого произвола существенно поубавились с образованием государства Израиль.Тамошние евреи оказались не досягаемыми для их злобных устремлений.Более того,современных антисемитов раздражает готовность израильтян дать достойный отпор всем покушающимся на их безопасность.
От такой беспомощности их злобная ненависть к евреям закипает с еще большей яростью.
Потому столь престижна у них антиизраильская политика.
Точно отмечена автором тенденция современных европейских антисемитов, пытающихся путем искусственного и преувеличенного проявления почтения к мертвым,раздувать враждебность к живущим евреям.
Упомянутый в очерке немецкий психолог, видно,глубоко постиг тевтонский дух соотечественников.Многие немцы затаили до поры,которая они надеяться наступит,истинные чувства к евреям, сдерживать которые им не придется. Г.Грасс, должно быть, с той же компании, хотя и конформист.

Незваный жид
Германия - at 2012-04-28 13:05:35 EDT
Господа писатели и почитатели!
Похоже, я должен растолковать мой комментарий от 21.04.2012.

Усердно анализируя личность Грасса и доказывая его антисемитизм, автор (любой) невольно попадает в ловушку, расставленную Грассом в утверждении п. 2, и способствует (также невольно) росту его популярности как «борца за правду и мир на Земле». Даже если бы подобные эссе вначале опровергали его утверждения по п. 1, пространные рассуждения о личности Грасса в связи с публикацией «поэмы» интерпретировались бы в его пользу. Стенания некоторых авторов о злонамеренности Германии и всей Европы политически вредны, так как демонстрируют позицию обреченной жертвы.

На мой взгляд, анализ прошлого творчества и личности Грасса никак не должен увязываться с его последней «поэмой». Критикуя «поэму», полезно придерживаться ее текста, а не плыть по волнам чувств и домыслов. Тогда можно было бы легко продемонстрировать противоречие между его «привязанностью к Израилю» и его же примитивной ложью об этой стране. Думаю, что тщательный анализ текста позволил бы показать, что это не бред выжившего из ума старца (как считают некоторые критики), а хорошо продуманная провокация.

Вот и Елена Матусевич (http://club.berkovich-zametki.com/?p=267) предполагает, что Грасс призывает к уничтожению Израиля. Ничего подобного в тексте «поэмы» нет (так же, как нет ни единого высказывания, которое можно было бы квалифицировать в качестве антисемитского). «Антисемити́зм  — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основан на предрассудках». http://ru.wikipedia.org/wiki/Антисемитизм.
Имеется лишь «невинное» предложение поставить израильские ядерные разработки под международный контроль наряду с иранскими.

Когда возникает желание «сделать, как лучше», взрослый, интеллигентный к тому же человек обязан подумать о возможных результатах, и в первую очередь — о незапланированных. К сожалению, и на этот раз — «как всегда».

Юрий Фельдман
Штутгарт., - at 2012-04-24 22:15:03 EDT
Мне кажется, Гюнтер Грасс, если не знает, то догадывается, что никакого удара по Ирану со стороны Израиля не будет. Дураков в нашем народе достаточно, но не все же, даже политики, самоубийцы.
Стих его надо рассматривать в одной связке с убийством еврейских детей в Тулузе. Это нарастание ненависти к евреям, и не только в Европе

елена матусевич
Лейпциг, фрг - at 2012-04-24 08:40:01 EDT
Моя версия, кот., боюсь, никто не заметит:
http://club.berkovich-zametki.com/?p=267

Незваный жид
Германия - at 2012-04-21 22:17:10 EDT
Грасс начинает и выигрывает.

Очистив «поэму» от художественной шелухи, получаем:

1. Ядерный Израиль преступно планирует нанести по неядерному Ирану превентивный удар. Этот удар уничтожит весь иранский народ, да и от немцев мало что оставит. Израиль опасен для мира на земле. Поставляя Израилю очередную подводную лодку, Германия становится соучастником его преступлений.
2. Критика Израиля — табу. За нарушение — клеймо «Антисемит».

Критики и защитники Грасса в телевидении и прессе спорят, в основном, по п. 2: допустима ли критика Израиля и антисемит ли Грасс. Утверждения п.1 рассматриваются лишь во вторую очередь или вообще остаются за кадром. Почти все критики «купились» на антисемитизм. Вердикт «Антисемит» может быть выведен только из анализа его биографии и прошлых произведений, но не из текста «поэмы». В глазах его стронников и неискушенной широкой публики создается образ Грасса — «борца за правду и мир на Земле». Похоже, ради этого он и заварил кашу.

Мадорский
- at 2012-04-21 21:59:02 EDT
На мой взгляд, ни о каком "расхлябанно-разнузданном стиле" (странный коммент некоего Василия) не может быть и речи. Напротив, статья Эллы -тонкий, литературно-безупречный анализ ситуации, возникшей после публикации стихотворения Грасса. Согласен с автором, что антисемитизм, как это типично для сегодняшней, левой, европейской интеллигенции маскируется под антиизраилизм. Ситуация хоть и банальная,но, учитывая престиж нобелевского лауреата, болезненная. У Эллы хватило такта и мастерства раскрыть её достаточно всесторонне и убедительно. Не говоря уже о прекрасном переводе...
Элла Елене Матусевич
- at 2012-04-21 12:41:40 EDT
Да, большинство из них и для себя были "каждый в отдельности", оттого-то так грустно все и вышло.
елена матусевич
Лейпциг, сша/фрг - at 2012-04-21 12:04:43 EDT
Я, к сожалению, не в силах разделить этот предвечный призыв традиции. Раз в иудаизме нет реинкарнации, раз все те, кого не просто убили. а так страшно, умерли, так сказать, совсем, то как я могу есть и пить в этом смысле? Я понимаю, речь идет о еврейском народе как таковом, о его уничтожении или наоборот, но я эту психологию, в сущности племенную, понять не в состоянии. Для меня они все каждый в отдельности.... И пепел стучит в моем сердце хотя лично ни меня, ни мою семью это не косулось.
Homo Judaic
- at 2012-04-21 00:58:12 EDT
елена матусевич
Лейпциг, фрг - Sat, 21 Apr 2012 00:46:25(CET)
Плохо наше дело, господа
***************************
Вспомните природу еврейских праздников.
Они хотели нас уничтожить!
Мы победили!
Давайте есть и пить!


Лучше бы было есть и пить без повода праздновать, но это дано только животным

елена матусевич
Лейпциг, фрг - at 2012-04-21 00:46:25 EDT
В данном случае критика Эллы несправедлива. Все верно, все точно. И что, на этом портале нельзя упоминать Христа? Религиозная цензура у нас, что ли? Нет, Слава Богу. Молодец Вы Элла и в этот раз, хотя раньше и бывало, вовсе не расхлябанно, неправда.
Я сама недавно не удержалась и написала свое о Грассе, но теперь соменваюсь надо ли было. Элла уже все сказала. Я согласна, что Грасс это симптом и столько немецкий сколько всеевропейский, мировой. Плохо наше дело, господа

Виктор Каган
- at 2012-04-18 03:44:39 EDT
Спасибо. Очень точно и о демонизации, и о психологических мотивах этого выступления Грасса, и о возможном будущем.
A.SHTILMAN
New York, NY, USA - at 2012-04-17 03:06:00 EDT
"Нацизм предлагал этой пустоте, какое ни на есть, наполнение, и Грасс, естественно, за него ухватился, с энтузиазмом записавшись в СС..."

Если верить автобиографической книге Грасса "Луковица памяти", в СС его мобилизовали. Было уже не до "рекомендаций", наподобие рекомендаций в КПСС.
Едва ли демонизация Грасса приведёт к лучшему пониманию того, что он теперь сделал.Он представляет собой миллионы. Миллионы немцев. Всё это спало после войны. Но в определённый момент всегда это "спавшее" может проснуться. И просыпается. Бёлль,Борхерт - это единицы. Грасс- большинство. А большинство всегда следует за господствующим течением мысли или эмоций. Так и тут : всё это старо, как мир, но всё это в то же время сконцентрировано - по-нацистски сконцентрировано, чтобы в какой-то момент "проснутся" и взорваться! Есть ли гарантия того, что это снова не вернётся в Германии? Вероятно никакой такой гарантии нет.
Едва ли Грасс был реальным нацистом. После войны он,возможно даже чувствовал себя скорее жертвой нацизма, ведь именно наци проиграли войну! Но ведь не воспылал же он вечной ненавистью к русским за то, что стоявший в их доме после войны младший офицер жил с его матерью? А похоже, что и с сестрой?!Нет! Проснулось ЭТО чувство, которое всегда жило в его душе!И стало созучным окружающему пространству! Один ли он? Да нет.С ним и французы, с ним итальянцы, с ним англичане, с ним ирландцы, да вся Европа. Пока высказываются не все, но скоро их будет всё больше. Грасс - один из миллионов.В этом его слабость, но и его, вернее -их - сила. Что будет дальше - нам пока знать не дано.Он облегчил душу потому, что стал стар и нет уже сил играть роли. Стал самим собой.Это не самореклама, ни даже деньги - облегчить душу в этом возрасте, да ещё найти понимание - такая награда стоит для него больше всяких амбиций и даже увеличения популярности его имени.Он стал самим собой!Это и есть высшая САМОНАГРАДА.

Ontario14
- at 2012-04-17 01:08:38 EDT
Ответ из Израиля:

немецкий: http://aro1.com/israelisches-brief-gedicht-an-grass/

english/иврит: http://www.zeevgalili.com/2012/04/16586

Виктор Каган
- at 2012-04-16 20:17:20 EDT
Хороший анализ печального явления в печальном интерьере нынешней ситуации. Спасибо. А что касается: "Немцы никогда не простят евреям Освенцим", то сказал это, сколько знаю, израильский психиатр Цви Рекс.
М. Аврутин
- at 2012-04-16 12:23:12 EDT
Очень точно сформулирована суть происходящего:
«…неприязнь к живым евреям как бы компенсируется преувеличенным почтением к мертвым, с мемориалами Холокоста у каждого столба и юбилеями Освенцима на каждый сезон……..а уничтожение Израиля позволило бы обмузеивание евреев поднять на недосягаемую высоту».

«Освенцим – зеркало, в котором видит немец рожу такую гадкую, что ни в сказке сказать, ни пером описать, и переживает ужасно, поскольку на самом-то деле он был всегда белый и пушистый, а это все коварные евреи нарочно подстроили… Палестинцам бедным устроили форменный геноцид…» - это, мне кажется, характеризует, в основном, пожилых читателей Spiegel, детей войны. Подростки, о которых могу судить по рассказам 14-летней внучки, вообще почти ничего не знают и не могут понять, почему уничтожали евреев.

«…ничего какой-то там жалкий Иранишка супротив такого сверхчеловеческого могущества не сможет». – Вот это явно прозвучало на вчерашнем ТВ-шоу. Там дали фрагмент выступления Меркель с гневным осудением антисемитизма, но…2008г., что подтвердает вывод Эллы: «Именно теперь не только в Германии оказались востребованы пацифистские, гуманистические фестончики, маскирующие капитуляцию под ну очень отважное сокрушение устарелых предрассудков, прорыв к солнцу, свободе и самовыражению. Грасс молниеносно и безошибочно учуял это своей натурой КОНФОРМИСТА».

«…никогда не мог, неспособен был думать иначе, чем как положено, о чем нагляднее всего свидетельствуют его романы». – Ничего не могу сказать – романов его не читал, но думать о том, что нацизм в Германии становится массовым явлением….

«Табу – необходимая принадлежность любой культуры». – Да, говорили на вчерашнем ТВ-шоу и о том, что долгие годы существовало табу в Германии, а теперь, вроде как сняли: «настало время для атаки именно на это табу».

Статья, написанная задолго до вчерашнего ТВ-шоу по первой немецкой программе, точно передает обстановку, реакцию многих выступавших и осбенно, зрителей в зале.

Б.Тененбаум
- at 2012-04-16 12:23:08 EDT
По-моему, следовало бы поблагодарить и Эллу, и Л.Е.Комиссаренко за сделанные ими переводы. Текст Г.Грасса нуждается в осмыслении, и коли уже не знаешь немецкого, то надо почитать его в хорошем переводе. Самуил уже говорил о том, что публикация Грасса - хорошо рассчитанный пиарный ход, можно сказать, "... военная операция в медийном пространстве ...". И, конечно, Элла права в том смысле, что это симптом.

Грасс и правда некий флюгер, но флюгер и изобрели-то для того, чтобы он показывал направление ветра. Ну, оно неблагоприятно ...

Wasja
- at 2012-04-16 11:31:14 EDT
Вроде бы всё на месте, но стиль этого и других эссе Эллы какой-то расхлябано-разнузданный. Но мы ведь не в очереди за пивом?
PS. И как это у автора часто случается - не без Иисуса Христа.

Игонт
- at 2012-04-16 10:29:18 EDT
А вот Марсель Райх-Раницкий считает 85 –летнего старичка не антисемитом, а провокатором и скандалистом.
И этот бездарный стишок бездарной личности не заслуживает никакого внимания.
„Doch Reich-Ranicki klingt fast milde: Grass sei sicher kein Antisemit, das Gedicht sei zwar unnötig gewesen, aber schon bald nicht mehr der Rede wert.“

http://www.ardmediathek.de/ard/servlet/content/3517136?documentId=10142888