©"Заметки по еврейской истории"
март  2012 года

Владимир Янкелевич

Вокруг Израиля, или Жизнь у горы Мегиддо II*


И говорил Господь Моше так:

Говори Аарону и его сынам так:

Так благословляйте сынов Исраэля, говоря им:

Да благословит тебя Господь и сохранит тебя.

Да озарит Господь лицо Свое для тебя и помилует тебя.

Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе мир.

Бэмидбар (6:22-26)

Скоро весна. Уже появились маки. Они горят ярко-красными точками, но тут, у горы Мегиддо, почему-то кажется, что это капельки крови, крови пролитой здесь в битвах Израиля за прошедшие века.

В стихотворении о войне, посвященном отцу, я написал такие строки:

 

Я конечно же был тогда рядом с тобой в сорок третьем…

Я конечно же был, но родился я в сорок шестом…

Развалины на холме Мегиддо

Ведь не важно, когда я родился, важно то, что я чувствую. И здесь, у горы Мегиддо, я знаю, это я погиб здесь в бою с филистимлянами, это я воевал здесь в «Войне за независимость»… Ведь не просто так мы веками говорим в Песах: «Рабами МЫ были у Фараона в Египте… Всевышний вывел НАС оттуда… Ради того, что Всевышний совершил для МЕНЯ…». Я вижу их, и павших и победивших, грустных и веселых, уходящих в бой и вернувшихся из Энтеббе, ибо если я их не вижу, то что я здесь делаю?

Я смотрю на северо-восток. Где-то там, далеко, Иран с древним и культурным народом, тоже колыбель цивилизации…. Но «Могут вернуться времена средневековья, и на сверкающих крыльях науки может вернуться каменный век», сказал Черчиль в «фултонской речи», и прийти они могут с большой вероятностью именно из Ирана.

4.                  Иран

 

Скорпион не по злобе кусает, а по природе своей.

Арабская пословица

Надпись на стене здания ООН «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» взята из книги пророка Исайи. В этой надписи (не в тексте) есть противоречие. Дело в том, что рядом с надписью нет ссылки на источник, потому что он мог бы не понравиться мусульманам - членам ООН, а значит те, кто эту надпись поместили на здании, не очень-то в пророчество верили и, на всякий случай, решили не раздражать ссылкой на евреев. Но то, что предсказанные времена еще не настали, мы можем утверждать с полной уверенностью.

Эту уверенность основательно укрепило сообщение иранского сайта «Алеф», в котором некий Али-Реза Форгани довел «Городу и миру» "Юридические основания уничтожения Израиля, в соответствии с учением имама Хомейни", где в рамках "оборонительного джихада" публично обоснована цель – «стереть Израиль с карты мира». Позже было опубликовано, что статья, опубликованная в блоге Форгани (на фарси и английском), выражает его личное мнение, а не позиции иранского правительства. Трудно сказать, где правда. С трудом верится, что свобода слова в Иране такова, что некто может нести отсебятину, ссылаясь на Хаменеи, и уцелеть. Вон Сауды вообще собираются блогера повесить. Это их стиль (с вариациями).

Изложенная Фергани концепция вполне коррелируется с огромным количеством иранских выступлений на любых уровнях, идеи для иранцев не оригинальны, но она может стать началом общественного обсуждения (или одобрения?) о необходимости нападения на Израиль. 21 февраля заместитель командира Корпуса стражей исламской революции Мухаммад Хаджази заявил следующее: «Исламская республика нанесет упреждающий удар, если почувствует, что ее национальным интересам угрожает реальная опасность!», и далее: «Иран не станет ждать, когда враг нападет, а ударит первым».

Это стремление не ново. Может оно адресовано «израильским голубям мира», чтобы развеять у них иллюзии? Зря старается, они все равно скажут, что это лишь декларации без стремления к реальному воплощению.

Особо интересен пассаж Форгани: «Если сейчас мы оставим сионистов в покое, возможность покончить с ними будет упущена навсегда». Почему такая возможность будет упущена именно навсегда, он не объяснил. Единственным объяснением представляется то, что операция по пресечению ядерных амбиций, если она произойдет, отбросит Иран на десятки лет назад. Но когда это аятолл останавливало?! Хомейни несколько ранее это сформулировал так: «Мы не для того совершали революцию, чтобы снизить цены на дыни».

Но далее еще интереснее: «Политические деления государств и границы между странами больше не актуальны. Сегодня оправдано лишь деление народов на основе их веры и крови». А вот эта фраза дорогого стоит.

Деление «народов на основе их веры» крайне чувствительно для Саудовской Аравии, давнего антагониста Ирана, потому что отделает восточные нефтеносные районы страны, где проживает шиитское меньшинство, от остальной ее части, населенной суннитами. Волнения шиитов, поддерживаемых Ираном, в нефтяных провинциях делает саудитов страшно чувствительными к сепаратистским движениям. Когда шииты попытались устроить нечто вроде площади Тахрир с саудовским акцентом, то с сепаратистами в «Восточной провинции» Эр-Рияд расправился без раздумий, а заодно помог и Бахрейну так быстро и конкретно, что мировые либеральные радикалы не успели вмешаться. Иран запротестовал, но его длинные уши и так торчали из-за спины всех этих протестов. Это спасло Саудовскую Аравию от египетского пути, но перевело старинную суннитско-шиитскую вражду на новый уровень.

 

Политические споры на религиозной

основе всегда чреваты большой кровью

На протяжении всей своей истории шииты в арабских странах подвергались гонениям, ощущали себя людьми второго сорта. Возможно, что с позиций 21 века, не очень понятно, какое это имеет значение сегодня, но в головах у аятолл не 21 век, он их коснулся лишь в том плане, что они отложили в сторону кривые сабли и рвутся к атомной бомбе, а в остальном они продолжают все ту же средневековую войну.

Суннитские богословы проклинают шиитов, как «пятую колонну врагов подлинного Б-га», считая, что угроза, исходящая от них, «не меньше, чем опасность со стороны евреев и христиан». Отличие между суннитами и шиитами в том, что сунниты в своей деятельности, как правило, учитывают существующие реалии, а шииты все силы тратят на то, чтобы сохранить веру в первозданной чистоте. Но сегодня это уже не только теологический спор, не только выяснение, кто более правоверен, но и ее величество нефть! Именно это и делает Саудовскую Аравию и Иран непримиримыми врагами.

 

Отрубите голову этой змее!

Король Саудовской Аравии Абдалла об Иране в разговоре с послом США

 в Ираке Райаном Крокером, а также генералом армии

 США Дэвидом Петреусом в апреле 2008 года. Сайт WikiLeaks

Совсем недавно Иран был практически один, но несколько дней назад Россия и Иран возобновили военно-техническое сотрудничество, о чем в коммюнике поведали «городу и миру». Россия традиционно поугрожала Израилю, многозначительно заявив, что атака на Иран может стать серьезной угрозой для самого Израиля. Китай заявил, что не поддержит бойкот Ирана ни в какой форме, и вообще он против любых силовых методов решения иранского кризиса.

Религиозно-идеологические мотивы иранского руководства более-менее прозрачны. Это во первых антизападное и антиамериканское направление, во вторых - антиизраильское, с каким-то зоологическим антисемитизмом, но нельзя забывать и традиционную для Ирана антиарабскую (антисуннитскую) политическую линию. По всем трем направлениям аятоллы действуют вполне последовательно, но что в этом Москве или Пекину?

Резоны у каждого свои. Китай, в силу своих особенностей, всегда рад повоевать с Америкой не воюя, чужими руками, да и заинтересован он только в одном – стабильности поставок нефти из Ирана. С Россией сложнее. Строго говоря, поддержка Россией Ирана противоречит российским интересам. Есть нерешенный спор по разделу Каспийского шельфа, укрепление Ирана безальтернативно усилит мусульманские сепаратистские настроения в самой России, да и такой сосед с атомной бомбой, зачем он России? Как не видеть реальный шанс наступить на любимые грабли и навлечь на собственную голову всю взлелеянную мощь иранских стратегических сил? Не лучше ли было бы дать другим разобраться с Ираном, а самим пожать плоды?

Очевидно, что какой-то интерес у России поддерживать Иран все же есть, и, скорее всего, это потребность в образе привычного врага, «мировой закулисы», крайне необходимого любому авторитарному режиму.

 

Взойдет ли шиитский полумесяц?

Поддержка России, Китая – все это крайне важно для Ирана. Но аятоллам важно и то, что как единственное шиитское государство, Иран всегда стремился, да и был фактически, наднациональным главой шиитов арабских стран, и в этом качестве всегда поддерживал их стремление к «правильному исламу», и борьбу с «недостаточно исламскими» режимами. Этим Иран вызывал к себе вполне логичную «нелюбовь» в арабских странах. Стремление Ирана трансформировать религиозную общность шиитов в некий формальный военно-политический союз тоже было достаточно прозрачным. Вероятнее всего именно для этого Аятолла Хомейни согласился с шитым белыми нитками признанием алавитов шиитской ветвью ислама. Это признание изначально было сделано под давлением Асада, ему нужно было быть легитимным, насколько это возможно, главой Сирии, а таким главой мог быть по конституции только мусульманин. Шииты они или нет, но такое признание позволило Ирану совместными усилиями с Сирией протолкнуть шиитскую "Хизбаллу" в правительство Ливана.

Король Иордании Абдалла еще в 2004 году предупреждал об опасности образования Ираном такого альянса, который он назвал «шиитским полумесяцем», имея в виду распространение иранской военно-политической активности от Ирана через Сирию к Ливану, и на юго-запад – к Персидскому заливу. Нужно сказать, что страны ССАГПЗ эту опасность хорошо понимают. Направление к Персидскому заливу Саудовская Аравия решительно пресекла, "Хамас" предупредили, да и «Хизбалле что поддержка Ирана чревата для них прекращением финансовой помощи от арабов, а Сирия пока держится, но в этом «полумесяце» она, безусловно, является «слабым звеном».

 

 

Дипломатия — это не умиротворение зла

Израиль всю свою историю живет во враждебном окружении. Но только в настоящее время эта враждебность вышла на новый уровень. Ядерный Иран находится за красной линией, это то, что Израиль не может допустить ни при каких условиях. Невооруженным взглядом видны в Иране единство «слова и дела» - теоретическое обоснование уничтожения Израиля и подготовка к войне, к обладанию ядерным оружием.

В этой связи интересно заявление высокопоставленного представителя МИДа России Михаила Ульянова в интервью российскому информационному агентству "Интерфакс". Он в частности заявил, что «столь жесткая позиция, касающаяся разработок Ираном ядерного оружия, может иметь "катастрофические последствия" для самого еврейского государства». По его утверждению «Израиль "придумывает" рассказы о ядерном потенциале Исламской республики, что "усиливает напряженность и может стимулировать движение в сторону военного решения с катастрофическими последствиями». По существу он обвинил Израиль в искусственном нагнетании напряженности вокруг Ирана. Не в традиции «высокопоставленных чиновников российского МИДа» говорить без санкции высокого начальства, но попытки запугать Израиль тяжелыми последствиями вряд ли логичны, что может быть тяжелее последствий в виде аятолл с ядерной бомбой? Если мировое сообщество не пресечет ядерные амбиции аятолл, то над Израилем нависнет угроза войны на уничтожение. Эта война не нужна Израилю, но если он будет вынужден вступить в нее, то его не остановит ни Китай, ни Россия. Никто.

Пока Россия гремит, как слон в посудной лавке, Запад наращивает вооружение в Персидском заливе. И делается это спокойно и планомерно.

 

Выбранные места из переписки с друзьями

И. Юдович – Янкелевичу: «Обама понимает, что если Израиль отбомбиться, то дальше расхлебывать кашу придется американцам. Поэтому армия, естественно, получила указания готовиться помогать Израилю, но и он, и его окружение, и армия, и избиратели очень не хотят такого развития событий. Это просто не в американских интересах сегодня

Все так. Такого развития событий не хочет никто, но у Израиля может не оказаться иного выхода.

В заявления «Подождите, санкции вот-вот заработают» верится все слабее, в ответ на январское решение Евросоюза о введении эмбарго на импорт иранской нефти, вступающее в силу 1 июля, Иран ответил встречным эмбарго – прекратил экспорт нефти в Великобританию и Францию в феврале. Дело даже не в нефти, французская Total еще в конце прошлого года прекратила ввозить иранскую нефть, а англо-голландская Shell заметно сократила объем импорта. Так же поступил и ряд других крупных нефтяных компаний Евросоюза. Это важный месседж Ирана тем, кто надеется избежать силового решения с помощью санкций.

А второй месседж Иран отправил арабским соседям. Спикер иранского парламента Али Лариджани предупредил, что Тегеран не простит арабским странам, если они продолжат поддерживать "заговор" США против Исламской республики. «Мы рекомендуем ряду стран региона, которые ранее выступали на стороне (иракского диктатора) Саддама (Хусейна), а теперь поддерживают США в их заговоре против иранского народа, отказаться от подобных действий", - цитирует слова Лариджани иранская пресса. "Иран не простит их снова. Последствия коснутся всего региона, если будет осуществлен новый заговор против нашей страны»

Поэтому пообещавший покончить с войнами Буша Обама вынужден задействовать Пятый флот США, базирующийся в Персидском заливе, и «демонстрировать мускулы» Ирану, хотя, определенно, новая война никак не укладывается в его президентские планы. Выбор, как им действовать, безусловно за американцами, хотя он в последнее время, как видим, он сильно ограничен.

Все это вселяет надежду, что Иран все же добьется того, что его остановят, и Израилю с Ираном воевать не придется, но мы давно знаем, что безопасность Израиля - в руках самого Израиля, и что надеяться он обязан, прежде всего, на самого себя. Именно в связи с этим я хотел бы напомнить слова Черчилля: «Мы пойдем до конца, мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и в океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш остров, чего бы это нам ни стоило, мы будем сражаться на берегу, мы будем сражаться на посадочных площадках, мы будем сражаться в полях и на улицах, мы будем сражаться в горах, мы никогда не сдадимся».

Израиль живет так со дня основания.

 

«Божественный ветер» (камикадзе) Ирана

 

Не покидает мысль, что Вы пытаетесь найти оправдание нападению на Иран.

Из комментариев к Урок истории. Почему Израиль не был создан в 1920 году, или Никогда больше!

Уинстон Черчилль сказал: «Политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом объяснить, почему этого не произошло». В этой статье нет политики, и потому ничего не предсказывается, что особенно бессмысленно в нашем нестабильном регионе, а лишь предоставляется информация для того, чтобы Вы сами могли сделать необходимые выводы.

Для начала хотелось бы отметить разницу между «Нападением на Иран» и «Превентивным ударом по Ирану». Нападение на Иран – это акт агрессии, в котором применение вооруженной силы другого государства или группы государств направлено против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости Ирана. Но чтобы увидеть признаки того, что региональные соседи вдруг озаботились агрессией против Ирана нужно очень постараться, скорее очевидно, что они озабочены собственной безопасностью в связи с действиями Ирана. Основания для беспокойства есть, было уже такое государство в истории, которое сначала угрожало, а весь мир молчал, да в Мюнхене умиротворял, всё думали «слова, слова…», а потом разразилась Вторая мировая.

«Превентивный удар по Ирану» это нечто иное. Необходимость в таком ударе возникает, когда очевидно, что конфликт неизбежен, и нужно предотвратить агрессивные действия Ирана, первыми нанести удар по источнику грозящей опасности. Международное право требует для превентивного удара явной и неминуемой угрозы, но что это означает точно не знает никто. В условиях, когда Иран рвется к атомной бомбе, проверить на себе, на самом ли деле сработает его атомная бомба, была ли угроза неминуемой, или Иран, как обычно занимался самопиаром, как-то не хочется – риск слишком велик.

Как определить, что означает «Явная и неминуемая» угроза? К примеру, если Египет ввел войска на Синай, то это «явная и неминуемая» или еще нет? Если войска концентрируются на наших границах, это явная угроза? Или она становится явной, только когда ракета вылетела с пусковой установки в нашем направлении? Те, кто будут утверждать, что они знают ответ на этот вопрос абсолютно точно, лукавят, эта проблема не решена, по ней идет много споров и дискуссий.

Есть сторонники и противники применения превентивных ударов, но смысл дискуссий на эту тему зависит от типа вооружений вероятного противника. Понятно, что если египетскую армию, вооруженную достаточно современным, но конвенциальным оружием можно остановить, что уже не раз делалось, а потом создавать комиссии, в которых искать правых и виноватых, то в конфликте с применением ядерного оружия такой возможности не будет.

Что можно возразить на это? Например, что Пакистан и Северная Корея являются обладателями такого оружия, но не вызывают озабоченности, подобно Ирану. Этот тезис в разных формах и с разным порядком слов неоднократно высказывался в обсуждениях, но Северная Корея и Пакистан никогда не заявляли, что Израиль должен быть уничтожен, не демонстрировали такую агрессивную подготовку к войне, в которой Ирану без ядерной бомбы - ну просто никак.

Но дело не в Израиле, вернее не только в Израиле. Между Ираном и Израилем нет никаких спорных, неразрешенных проблем, кроме существования самого Израиля, как такового, которое почему-то разонравилось Ирану, а вот с ССАГПЗ таких проблем вполне достаточно. Израиль – особая страна, мы живем во враждебном окружении со дня основания, стремление повоевать у ближайших соседей искореняем десятилетиями и хорошо знаем, что слабость для нас – непозволительная роскошь. Давайте на минуту исключим из рассмотрения региональной ситуации Израиль, что произойдет в этом гипотетическом случае? Удара по Ирану не будет? Региональной войны удастся избежать?

 

Безнадёжные проекты существуют потому, что высшее руководство

– это бессовестные негодяи, а наши пользователи наивны и безрассудны.

Эдвард Йордон. Путь камикадзе.

Это было бы возможно только в случае, если бы Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ, а вкупе с ними США и страны импортеры нефти согласились бы жить, имея у виска иранский пистолет, которым режим аятолл может воспользоваться в любую минуту, не спровоцировано и по любому поводу. Уговорить продолжать такую жизнь страны Персидского залива вряд ли возможно. Им есть что терять, и, хотя они любят Израиль не больше Ирана, пасть жертвой бесноватого режима им очень не хочется. Именно в этом проблема аятолл, стремясь напугать «Большого и Малого сатану», они напугали всех вокруг. Одновременно нужно учесть, что уязвимость стран ССАГПЗ намного больше израильской, а готовность к отпору существенно меньше.

В конце декабря 2011 года Иран провел военно-морские маневры «Вилайят-90» в Персидском заливе, в которых отрабатывалось перекрытие Ормузского пролива. Через этот пролив проходит транспортировка большей части нефти из Саудовской Аравии, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и Ирака, а также сжиженного природного газа из Катара - всего 33% глобального экспорта нефти и 40% глобального экспорта нефтепродуктов по морю. Очевидно, что объектом шантажа перекрытием Ормузского пролива является не Израиль. Развитие вооруженных сил Ирана (кроме создания баллистических ракет) направлено, прежде всего, на усиление угроз судоходству в Персидском и Оманском заливах. Этой цели служит москитный флот Ирана, сверхмалые подводные лодки «Гадир» и ракетные позиции на спорных островах Ормузского пролива и пр.

Новый 2012 год у режима аятолл начался с объявления об очередных учениях и, одновременно с повышением налоговых сборов, увеличения бюджетных ассигнований на военные нужды на 127%, то есть больше чем в два раза. Ахмадинежад все объяснил просто – "В ответ на давление международного сообщества особенно необходимо увеличить военный бюджет", то есть в ответ на требования мирового сообщества режим аятолл собирается лишь усилить подготовку к войне. Что там с экономикой в стране, как живут в стране победившего исламизма – так кого это волнует? Показателем экономической эффективности иранского режима может служить то, что за 2011 год курс иранского риала упал более, чем на 60%, не остановившись и в 2012 году, когда только за один день, 2 января, он упал еще на 15%.

 

Мы живём в отнюдь не идеальном мире, и существует вероятность того,

 что в вашем проекте вам придётся взаимодействовать с людьми не слишком

 рационального склада мышления, решения которых

 трудно назвать хладнокровными или благоразумными.

Эдвард Йордон. Путь камикадзе.

Иранцы не могут пожаловаться на то, что их действия остались без внимания. То, что против Ирана уже идет необъявленная война хорошо известно. То центрифуги начинают крутиться не в ту сторону, то ученые атомщики неожиданно гибнут, базы взрываются, высшие офицеры организованными группами умирают, в общем – война, как война. Но запас обогащенного урана, достаточный для производства четырех атомных бомб, о чем на конференции в Герцлии сообщил глава военной разведки ЦАХАЛа генерал-майор Авив Кохави, кружит голову.

Новый военный бюджет Ирана и заявления его политических лидеров позволяют с уверенностью сказать, что ни диверсионная война, ни режим санкций, отрезвляющего влияния не оказывают.

Что дальше? А дальше вот что:

Войска начали прибывать на оманский полуостров Масира, расположенный к югу от Ормузского пролива. Там находится база ВВС США. На американскую базу на британском острове Диего-Гарсия в Индийском океане завезены бетонобойные бомбы-пенетраторы, способные уничтожать хорошо укрепленные подземные бункеры. Кроме того есть сведения, что в Кувейте находится две американские армейские и вертолетная бригады, общая численность военнослужащих США здесь достигает 15 тысяч человек. В частности Чарльз Уолд (Charles Wald), отставной генерал ВВС, а ныне политический деятель, сообщает: У США есть два авианосца, Авраам Линкольн и Карл Винсон, другие военные корабли у берегов Ирана, широкий спектр военных самолетов на земле баз на Аравийском полуострове, и тысячи солдат в Кувейте. Есть так же и силы специальных операций у восточной границы Ирана, в Афганистане. "Это вид кошмарный сценарий", говорит Чарльз Уолд о силовой операции в Иране, но, тем не менее, он утверждает, что надежда остановить Иран на пути к атомной бомбе заключается в укреплении у Ирана уверенности в реальности угрозы применения США или Израилем военной силы. Такие угрозы, утверждает он, могут изменить курс Ирана.

Видимо не один Уолд это понимает. В район Персидского залива должна прибыть авианосная ударная группа с авианосцем «Энтерпрайз», Франция планирует перебросить в район Персидского залива свой атомный авианосец «Шарль Де Голь». СМИ сообщают, что британские и французские ВМС, ВВС и спецназ прибывают в Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. А буквально на днях появилась информация, группировка кораблей в районе Персидского залива усилена американской атомной субмариной Annapolis.

Вообще-то считается, что наличие трех полноценных авианосных ударных групп в Персидском заливе вполне достаточно для начала военных действий против Ирана.

Председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси в интервью телеканалу CNN в ночь на 21 декабря сделал беспрецедентное по жесткости предупреждение иранским властям. Он подчеркнул, что силовой вариант осуществим, США имеют все необходимые для его реализации вооружения, боеприпасы, технику, логистику. Из приведенных выше данных понятно, что генерал Демпси говорил достаточно серьезно.

Одновременно в США развернуты работы по созданию более мошной противобункерной бомбы. В настоящее время на вооружении армии США стоит 13.6 тонная бомба GBU-57/B, предназначенная для использования с бомбардировщиков B-2 и B-52. Количество бомб на одном бомбардировщике 2 единицы. Эта бомба сбрасывается с большой высоты и оборудована системой глобального позиционирования. Ее пробивные характеристики: до 60 метров обычных подземных железобетонных защитных укреплений и до 8 метров усиленных подземных железобетонных защитных укреплений. Но очевидно, что американцы предполагают, что для скальных укрытий в Иране этого может быть недостаточно.

 

То, что люди не учатся на ошибках истории,

— самый главный урок истории.

Олдос Хаксли.

Прямое военное соперничество с США может лишь наглядно продемонстрировать иранские недостатки на фоне американских сильных сторон. Исходя из этого, по мнению американских экспертов, Иран разрабатывает асимметричную "гибридную" стратегию A2/AD (Anti-Access/Area Denial, означающую, согласно словарю аббревиатур Пентагона, противо-доступ, отнятие права у противника на доступ в какую-то зону), в которой сочетаются современные технологии и тактика партизанской борьбы. Эта стратегия направлена на то, чтобы лишить американские войска баз и свободы маневра на море.

В качестве ассиметричного ответа Ирана так же рассматривается возможность иранского удара по нефтяной инфраструктуре Саудовской Аравии, что будет иметь достаточно серьезные последствия. Для самого Ирана все это будет иметь фатальные последствия, но «если боги хотят наказать человека, они лишают его разума».

Медленно, но упорно Иран стремится к роли камикадзе. Россия, поддерживающая Иран, воевать за него не будет, да и не имеет такой возможности. Вместо этого, скорее всего, она с большим удовольствием начнет решать проблемы раздела каспийского шельфа. Китай - его политика сформулирована великим китайским военным стратегом Сунь Цзы за несколько веков до нашей эры. В знаменитом трактате о военной стратегии «Искусство войны» он учил: "Сто раз сражаться и сто раз победить - это не лучшее из лучшего. Покорить чужую армию, не сражаясь - вот лучшее из лучшего".

Индикатором отношения к Ирану в арабском мире может служить Хамас. 26 февраля Хамас объявил о поддержке сирийской оппозиции, то есть практически выступил против Ирана. Заместитель главы политбюро ХАМАСа Муса Абу-Марзук, один из самых влиятельных деятелей в этой структуре так прямо и заявил, что за разрыв с Ираном движение должно получить достаточную компенсацию. Что ж, хочет заработать, ничего нового.

Герцлийская конференция об ударе по Ирану: позже будет слишком поздно

Выступая на конференции в Герцлии, Эхуд Барак отметил удачную международную конъюнктуру. "Сегодня, в отличие от того, что было прежде, наблюдается широкое международное взаимопонимание относительно того, что нужно не дать Ирану стать ядерной державой, и не исключены никакие пути для достижения этой цели. Сегодня, в отличие от того, что было в прошлом, существует широкое международное взаимопонимание относительно того, что если санкции не принесут желаемых результатов, нужно будет взвесить возможность операции", - отметил он. "Уже никто не оспаривает наличие нестерпимой опасности ядерного Ирана для будущего Ближнего Востока, для безопасности Израиля, для экономической и оборонной стабильности всего мира", - сказал министр обороны.

Отношение к ситуации вокруг Ирана изменилось и в Европарламенте. Депутат Европарламента Джульетто Кьеза считает, что даже соблюдение всех указаний со стороны Вашингтона и Брюсселя не спасет исламскую республику от военного вторжения. Он, в частности сказал: "Я считаю, что вероятность войны против Ирана практически стопроцентная". Важно, что это говорит депутат, который в проамериканских и произраильских настроениях замечен не был.

В принципе, есть еще и саудовский вариант «нефтяного оружия», при котором они сбивают цены на нефть, что вызовет бюджетный кризис в Иране, но в этом случае Иран наверняка перекроет Ормузский пролив, и все опять вернется к военному сценарию.

Исходя из происходящего в районе Персидского залива, превентивный удар по Ирану представляется неизбежным. Можно ли избежать этого сценария? Вероятно можно, если аятоллы согласятся сместить Ахмадинежада, объявить его виновником всех проблем, и начать то, что называют модным словом «перезагрузка». Российский генерал Александр Лебедь как-то сказал: "Коней на переправе не меняют, а ослов можно и нужно менять". Но менять его пока не хотят, у аятолл в глазах горит «священный огонь» религиозной войны, в этом случае разум обычно отступает.

В таком случае арабы говорят: «Коль калб бидж йомо». В вольном переводе означает – «каждому псу свой час».

Похоже, что «свой час» для режима аятолл приближается.

 

То, что не решается силой, решается большей силой (поговорка)

 

Они ничто не почитают так, как силу, и ни к чему не питают меньше уважения, чем к военной слабости. По этой причине старая доктрина равновесия сил теперь непригодна. Мы не можем позволить себе – насколько это в наших силах – действовать с позиций малого перевеса, который вводит во искушение заняться пробой сил

Уинстон Черчилль.

Черчилль сказал это в 1946 году в знаменитой «фултонской речи». За это время много воды утекло, поменялось много игроков на мировой арене, но слова эти, как-то очень точно описывают современную ситуацию Израиля. Сегодня хватает голосов, которые говорят, что «ядерный Иран – не проблема», это центр цивилизации и даже заимев атомную бомбу, он ее не использует, так что не надо волноваться! Как в песне: «Что же из этого следует? Следует жить, шить сарафаны и легкие платья из ситца…». Но Саудовская Аравия уже заявила, что ядерный Иран заставит и ее обзавестись собственной атомной бомбой, такую же позицию займут и Турция с Египтом, да мало ли кто еще. Венесуэле без бомбы окажется просто жить невозможно, и тогда не найдется никаких оснований для того, чтобы запретить продать им такое оружие. Нет, прав, как всегда Черчилль, Израиль не может позволить себе вводить недружественные режимы в искушение «заняться пробой сил».

Ситуация серьезная достаточно серьезная, обычно в подобной ситуации формулируют то, что называется «общая стратегическая концепция». В штабах сидят знающие, подготовленные люди, им виднее, но мы попробуем из того, что известно из открытых источников, сформулировать свое видение.

Важнейшей составляющей (и, в основном, не вызывающей споров) является неприемлемость Ирана, вооруженного ядерной бомбой. Об особой позиции России и Китая мы уже писали, но им не дано, чтобы они ни заявляли, изменить точку зрения на этот вопрос. Есть общий консенсус, что лучше всего было бы заставить Иран отказаться от своей ядерной программы с помощью санкций. Но уже сейчас можно сказать: «Кто не слеп, тот видит» что санкции не работают, Иран, в ответ на санкции, запустил центрифуги четвертого поколения по обогащению урана. Правда принят пакет еще более жестких санкций, и говорят, что нужно посмотреть, вдруг Иран одумается, вдруг иранская оппозиция зашевелится. Слишком много «Вдруг». Важнейшим фактором является то, что по заявлению главы военной разведки США (DIA) генерала Рональда Берджесса «У Ирана есть технические, технологические и производственные возможности для создания ядерного оружия».

Силовое решение иранской проблемы способны осуществить, правда в разной степени, только США и Израиль. ССАГПЗ хотели бы, но даже вооруженные новейшим оружием их армии остаются достаточно слабыми, со всеми недостатками, свойственными арабским армиям. В принципе понятно, что придется переходить от убеждения Ирана к принуждению, но страны ССАГПЗ могут лишь оказать определенное содействие, предоставить воздушные коридоры, порты и базы, но не более. Вот такая концепция.

После «общей стратегической концепции» всегда просчитывают наличные ресурсы и переходят к следующему этапу – поискам средств реализации. Израиль оценил свои возможности и громогласно заявил, что он способен уничтожить основные иранские ядерные объекты. Но, есть некоторые но… В нарушение принятого порядка о стремлении разбомбить ядерные объекты Ирана заявлено чересчур громко, настолько громко, что можно сказать – почти «за гранью правдоподобия». Не рассматривая вопросов воздушного коридора, самолетов заправщиков и много другого, абсолютно ясно, что отбросить иранскую программу на 3-4 года назад Израиль может, а вот уничтожить эту программу, к сожалению, нет.

Кардинально решить проблему могут США и НАТО. Для этого потребуется не один рейд на Иран (на что способен Израиль), а присутствие в регионе авианосного ударного соединения, которое может решить проблему кардинально. Но и тут есть «но». Между «может» и «сделает» – дистанция огромного размера, зачастую непреодолимая. Обаме новая война не нужна, он основным стержнем своей предвыборной программы в 2009 году сделал прекращение уже начатых войн, и возвращение американских парней домой, а тут на носу новые выборы. Но его конкуренты - представители Республиканской партии уже заявили, что действующий глава Белого дома ведет мир к катастрофе. Так Митт Ромни подчеркнул, что в случае переизбрания Обамы Иран получит оружие массового уничтожения и начнет войну против Израиля, чем практически вынудил Обаму сделать жесткие предупреждения Ирану. В интервью каналу NBC американский президент в частности сказал: «Мы сделаем всё возможное для того, чтобы не допустить попадания ядерного оружия в руки Ирана и старта гонки ядерных вооружений в нестабильном регионе».

Вполне возможно, что смысл громогласности заявлений Израиля об ударе по иранским объектам именно в том, чтобы «убедить» Обаму принять и выполнить решение о ликвидации ядерной программы Ирана, так как удар Израиля однозначно вызовет удар иранцев по американским объектам в регионе. Воевать все равно придется, только уже не по американскому сценарию.

 

Между Войной и Позором мы выбрали Позор -

но и Войны мы не избегнем, и она настигнет нас в положении,

может быть, еще худшем, чем теперешнее.

У. Черчилль

Дипломатия канонерок

Выше было рассказано о концентрации авианосно-ударных групп в непосредственной близости к Ирану. Правда в наше время выражение «Дипломатия канонерок» несколько устарело, более подходит «дипломатия авианосцев» (англ. carrier diplomacy). Американский писатель У. Сафайр, долгое время готовивший президентские речи, дал такое достаточно точное определение подобной дипломатии: «железный кулак угрозы силой в бархатной перчатке дипломатических отношений».

Заявления Ирана о жестком ответе Западу в военном конфликте можно отнести лишь к особенностям иранской риторики, основной особенностью которой является склонность к громким высказываниям. К примеру, иранский адмирал Хабиболла Сайяри назвал ВМС Ирана «самыми мощными в регионе». Хабиболла забыл, что гордость иранского кораблестроения, спущенный на воду в 2010 году Jamaran, именуемый в Иране эсминцем, по водоизмещению (1500 тонн) и вооружению – лишь легкий фрегат. Для сравнения: новейшие фрегаты типа Al Riyadh Саудовской Аравии имеют втрое большее водоизмещение и качественно более мощное вооружение. ВМФ Ирана противостоять Пятому флоту США не могут, это несопоставимые величины.

Важно отметить, что авианосцы в регионе нужны не для подавления иранских ВМФ. Современное применение авианосных ударных групп построено на концепции «флот против берега».

Обычно в состав авианосных ударных групп (АУГ) входит кроме авианосца, от одного до четырех крейсеров управляемого ракетного оружия (УРО), два-три эсминца или фрегата УРО, 1-2 многоцелевых атомных подводных лодки (АПЛ), самолеты палубной авиации, суда снабжения. Таким образом, в состав АУГ входит 6-10 боевых кораблей.

Обычно в состав авиакрыла палубной авиации входит:

·                     4 эскадрильи истребителей-штурмовиков (VFA) - 48 машин, F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет», способных нести высокоточное оружие

·                     эскадрилья самолетов РЭБ (VAQ) – 4 машины, EA-6B«Проулер» (идет замена на EA-18G «Гроулер»)

·                     эскадрилья ДРЛО (VAW) – 4 машины, E-2C«Хокай»,

·                     эскадрилья боевых вертолетов (HSC)– 9 машин (и больше) MH-60S или HH-60H,

·                     эскадрилья противолодочных вертолетов (HS) – 6 машин HS (SH-60 «Си Хок»),

·                     эскадрилья палубных транспортных самолетов C-2A (VRC) – 2 машины.

Состав авиакрыла может меняться в зависимости от задач, стоящих перед АУГ.

Таким образом, общая численность палубной авиации на одном авианосце составляет 70-80 машин. Поскольку авианосец рассчитан на 90-100 машин, ему, при необходимости, может придаваться дополнительная эскадрилья, например, истребительно-штурмовая эскадрилья морской пехоты.

Авианосное ударное соединение

Наличие четырех эскадрилий ударных самолетов на авианосце и большое количество крылатых ракет на кораблях эскорта обеспечивают группе возможность самостоятельного проведения боевых операций против любой враждебной страны. Дальность действия крылатых ракет «Томагавк» 1200 – 1600 км, и палубной авиации до 1100 км, что было продемонстрировано во время операции в Афганистане, благодаря чему АУГ могут применять свое вооружение с расстояния до 1000 км от берегов противника.

С учетом потенциала кораблей сопровождения ВМС США способны нанести удар по Ирану, не опасаясь его ответных действий. Более того, использование подводных лодок типа «Огайо» обеспечивает еще больший боевой радиус, подлодка этого типа способна нести 154 крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк».

В случае военной необходимости США способны достаточно быстро усилить два авианосца 5-го флота еще двумя - тремя. Весной 2012 года в регион должны прибыть американский авианосец Энтерпрайз и французский авианосец Шарль де Голль. Энтерпрайз завершил учения Bold Alligator (смелый аллигатор), в которых отрабатывались действия АУГ в условиях ограниченного пространства, близких к условиям Ормузского пролива.

Безусловно, что когда (и если) дойдет до военных действий, то авианосцами дело не ограничится, понадобятся самолеты аэродромного базирования, в том числе самолеты, способные поднимать 10-15 тонные бункеробойные бомбы, достаточный запас бомб и ракет, и многое другое. Видимо такая подготовка идет, СМИ сообщают, что на авиабазе аль-Убейд в Катаре США разместили эскадрилью из шести стратегических бомбардировщиков B-1B Lancer (Максимальная нагрузка - в бомбоотсеке - до 34000 кг, на внешних подвесках - до 26700 кг), а также большое количество других военных самолетов, в том числе больших транспортных самолетов C-17, C-130, заправщиков RC-135 и RC-10, морских разведчиков Р-3 Orion и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Е-8.

Перед лицом такой угрозы несколько сменился тон иранских военных. Заместитель командующего Корпусом Стражей Исламской революции Ирана Хоссейн Салами, отказываясь от своих прежних предупреждений в адрес Вашингтона, назвал размещение военных кораблей США в Персидском заливе "рутинным делом". "Корабли и военные силы США находятся в Персидском заливе и на Ближнем Востоке уже долгие годы, и их решение отправить дополнительные корабли - это не новая тема, это надо интерпретировать как часть их постоянного присутствия".

 

Вы всегда можете рассчитывать, что американцы сделают правильно —

 после того, как они перепробуют все остальные варианты.

У. Черчилль

В качестве вывода можно подытожить, что:

1. У Ирана есть технические, технологические и производственные возможности для создания ядерного оружия.

2. У Израиля есть военные возможности отбросить ядерную программу Ирана на несколько лет назад.

3. У США военные возможности закрыть иранскую ядерную программу полностью.

4. Иран обладает возможностями лишь для «ассиметричного ответа» США, типа терактов против дипломатических представительств, атак смертников на подводных лодках «Ghadir» и иных аналогичных действий.

5. Реальных признаков, что режим аятолл в ответ на санкции пойдет на сворачивание ядерной программы сейчас нет, наоборот, запушен еще один каскад центрифуг четвертого поколения.

На вполне естественный вопрос, «так что же будет?», сегодня не ответит никто, разве что гадалка на кофейной гуще. Думаю, что ответа не знают ни Натанияху, ни Обама. Есть определенная информации, думайте, наблюдайте.

Черчилля в той же «фултонской речи» по поводу Второй мировой войны сказал так: «Никогда еще в истории не было войны, которую было бы легче предотвратить своевременными действиями, чем та, которая только что разорила огромные области земного шара… Мы не должны позволить такому повториться».

Все так: мы не должны позволить такому повториться.

Выбранные места из переписки с друзьями:

Янкелевич – Sava: безусловно "В мнении Игоря Юдовича, высказанном в первой части «Жизнь у горы Меггидо», сказано, что "Потери «старшего брата», все равно кого – сегодня США, без стратегического партнера, регионального или всемирного лидера, Израиль не выживет", в этом есть рациональное зерно.

Но! Согласитесь, что без "НО" жизнь была бы пресной.

Так вот, в мнении Юдовича есть только первая половина, то есть названо, при каких условиях Израиль не выживет, и ясно указано, что иное - самоубийство. А вот вторая половина в виде ответа на вопрос, что делать (любимый вопрос пишущих и читающих по-русски), что будет, если Израиль смиренно будет ждать осознания «старшим братом» ситуации? Ответа на этот вопрос нет. Вернее он есть, указано, что в этой ситуации для США все будет ОК! А для Израиля? То есть анализ ситуации обязательно должен включать рассмотрение возможных альтернатив для Израиля. К сожалению аналитики говорят, что если Израиль будет действовать так-то и так-то, то это будет ужасно (все ужасы я перечислять не буду), а вот что будет, если Израиль НЕ будет действовать, остается в тени. Но я неоднократно писал, что Израиль может оказаться в положении, когда итоги НЕделания для него будут более ужасными, чем итоги делания. И тогда все эти логичные аналитические прогнозы пополнят урны для бумажных отходов.

Выход лежит в НЕдоведении Израиля до описанной выше ситуации.

То есть Ваш тезис "Израилю, наверное, без надежной поддержки США крайне рискованно ввязываться в широкомасштабную бойню", на мой взгляд, верен. Но если не ввязываться, то результаты для Израиля, не для США, будут лучше? Не ввязываться не рискованно?

Янкелевич – Тененбауму: военная жизнь - это не арифметика, а нелинейная жизнь в соединении с принципом неопределенности Гейзенберга. Этой нелинейности в истории Израиля немного с исторической точки зрения - всего то 60 лет с небольшим, да и везение может закончиться, НО все израильские арифметики на кладбище, а живут нелинейщики.

Тененбаум – Янкелевичу: что говорить - вы совершенно правы. Может случиться так, что Израилю придется делать нелинейные вещи. Не хотелось бы ... Мир все-таки устроен так, что в 99% случаев лучше делать ход, последствия которого просчитываются. Энтеббе, или, скажем, самое начало войны 1967 - это было рукотворное чудо, невозможная в принципе вещь. Но нельзя искушать Господа, каждый раз рассчитывая на чудо. Я очень надеюсь, что Израилю не придется бить по Ирану, тем более - в одиночку. Ну, а если придется - пусть все получится как надо. Хотя это безумно трудно ...

Янкелевич – Тененбауму: Все так, но «Много помыслов в сердце человека, но лишь желание Всевышнего исполнится.

 

Приложение: несколько слов об израильских «Дольфинах» и иранских «Палтусах»

Гарантированное возмездие

Возмездие не всегда приносит необходимые

плоды, но отсутствие возмездия – всегда

Леонид Андреев

На германской верфи компании Howaldtswerke-Deutsche Wrft (HDW) в Киле завершена постройка четвертой субмарины класса «Дольфин» для Израиля. В ближайшие дни корабль спустят на воду для ходовых испытаний, и через несколько месяцев новая подводная лодка войдет в состав подводной флотилии ВМФ ЦАХАЛа (7-я флотилия) и присоединится к «Долфин», «Левиафан» и «Текума», уже действующим в составе израильских ВМС.

Ранее в военных справочниках израильские ВМС характеризовались как "small but extremely powerful Navy, designed for coastal operations" – маленькие, но чрезвычайно мощные ВМС, построенные для прибрежных операций". С появлением пл типа «Дольфин» стало возможным осуществлять боевую службу достаточно далеко от Израиля, значительно увеличив радиус действия израильского военно-морского флота, действуя, например, в Аравийском море, что изменило представление об израильских ВМС. Сегодняшнее развитие подводного флота Израиля говорит о изменении подхода командованием ЦАХАЛа к роли ВМС в обеспечении безопасности Израиля, флот становится новой, растущей частью стратегического баланса страны.

Определенной проблемой в этом случае является отсутствие удобного прохода для скрытного развертывания пл в Индийском океане, так как проход израильских кораблей Суэцким каналом не гарантирован. В этой связи особый интерес представляет установление дружественных отношений с Кенией, о которых было написано в статье Вокруг Израиля, или Вперед в прошлое. Кроме того у израильских ВМС, вполне хватает задач и в Средиземном море, где развитие событий трудно предсказуемо.

И все же, что это такое – подводная лодка «Дольфин»? Слова «подводная лодка» говорят мало, понятно, что это что-то, что может погружаться под воду, но каковы ее возможности, что можно с ее помощью делать, чему противостоять?

 

Израильский Дельфин

Все начиналось еще в 2006 году, когда был подписан контракт на постройку первых неатомных подводных лодок (НАПЛ) четвертого поколения для Израиля. За основу был взят проект германской субмарины типа U212 4-го поколения, с серьезной доработкой до израильских требований. Главным принципиальным отличием НАПЛ 4-го поколения от субмарин 3-го поколения является наличие анаэробных энергетических установок мощностью от 100 до 300 кВт, повышающих срок подводного плавания без необходимости всплытия для подзарядки аккумуляторных батарей.

«Дольфин» у пирса

Это требует дополнительного пояснения. Для сравнения - Иран располагает тремя дизельными подводными лодками 877ЭКМ 1990 годов российской постройки. Российские военные моряки знают их по названию «Варшавянка», так как первоначально предполагалось оснащение ими ВМС стран Варшавского договора. Есть и другое название – «Палтус». Эта подводная лодка для увеличения скрытности использует электромоторы не только в подводном, но и в надводном положении, но аккумуляторы нужно заряжать, что делается с помощью дизель-генераторов, которым для работы нужен воздух. Поэтому подводной лодке приходится всплывать в надводное положение, где она уязвима – в надводном положении ее гораздо легче обнаружить и, соответственно, уничтожить. Хотя емкость аккумуляторной батареи этой пл позволяет находиться в подводном положении двое суток, лодка, как правило, должна всплывать каждую ночь для подзарядки аккумуляторной батареи, так как нужно иметь запас подводного ходя на случай, если в надводном положении лодку будут ждать неприятности в виде кораблей или самолетов противника.

В отличие от «Палтуса», лодки типа «Дольфин» для движения в подводном положении в режиме экономичного хода используют электрохимический генератор фирмы Howaldtswerke Deutsche Werft AG, состоящей из 9 протон-обменных топливных элементов фирмы Siemens. В модулях топливных элементов при соединении водорода и кислорода выделяется электрическая энергия. При этом энергетическое превращение происходит бесшумно, а единственным побочным продуктом реакции является дистиллированная вода, которой легко найти применение на подводной лодке. Для безопасности водород держат в связанном состоянии в форме гидрида металла (специальный сплав металла в соединении с водородом), а кислород - в сжиженном виде в специальных емкостях между легким и прочным корпусами ПЛ. Энергетическая установка работает в полностью автоматическом режиме без обслуживания личным составом.

Электрохимический генератор обеспечивает движение ПЛ в подводном положении со скоростью 3 узла в течение 20 суток с показателями шумности ниже уровня естественных шумов моря. Эта скорость вполне достаточна при выполнении задач патрулирования в заданном районе, проведения разведки, встречи боевых пловцов, для чего пл типа "Дольфин" предусмотрено наличие «мокрого и сухого» (“wet and dry”) шлюзового отсека, и многого другого, но при преследовании цели и уклонении от атаки противника скорость 3 узла может быть недостаточна, поэтому для движения на высоких скоростях под водой используются так же и аккумуляторные батареи. Нужно отметить, что на пл кроме экипажа предусмотрена возможность для размещения еще 10 «пассажиров».

На подводной лодке 10 торпедных аппаратов, из них четыре – диаметром 650 мм. и шесть – 533 мм. Торпедный аппарат диаметром 533 мм. предназначен не только для стрельбы торпедами, но и для постановки мин и запуска противокорабельных крылатых ракет (ПКР) «Саб-Гарпун» - UGM-84 Harpoon. Для принудительного выброса ПКР «Саб-Гарпун» и мин торпедные аппараты снабжены гидромеханическими катапультными устройствами, (торпеды выходят из ТА самоходом). Четыре 650мм аппарата предназначены для пуска более мощных крылатых ракет.

Тип и характеристики этих крылатых ракет засекречены, в открытых источниках их нет, например «Military Technology» называет крылатые ракеты "Габриель". Есть информация о готовности ракеты "Габриель-5", но о ней ничего неизвестно. Википедия утверждает, что в «Дольфин» применяется "морcкaя версия" израильской ракеты "Попай-турбо" – крылатой ракеты с дальностью действия до полутора тысяч километров с ядерной боеголовкой. Там, в частности, написано: "Согласно широко распространенным подозрениям, четыре 650-мм торпедных аппарата могут быть способны к запуску вооруженной ядерной боеголовкой крылатой ракеты Popeya Turbo (вариант существующей Popeye/AGM-142 Have Nap), с радиусом действия в 1 500 км.[i]

На чем основано утверждение Википедии неизвестно, Израиль наличие у него ядерного оружия не подтверждает, но важно учитывать, что крылатая ракета с ядерным зарядом, запускаемая из торпедного аппарата, стоит на вооружении ВМС США и называется BGM-109A Tomahawk. Есть достаточно оснований предполагать, что израильский ВПК может сделать все, что может потребоваться для обороны страны, лишь бы это было технически возможно.

Территория Израиля очень мала, расположение баз баллистических ракет и аэродромов скрыть от космической разведки маловероятно, так что идея увеличить глубину обороны, вынеся в море часть своих стратегических систем, просто напрашивается. Именно поэтому наличие в составе ВМС современных подлодок класса «Долфин», оснащённых крылатыми ракетами, которые, вполне возможно, способны нести ядерные боеголовки. Это существенно увеличивает стратегический потенциал и значительно расширяет оперативные возможности ВМС Израиля, обеспечивает возможность гарантированного возмездия.

Лирическое отступление:

Вокруг Израиля подводные лодки есть у Ирана, Египта, Турции. Иран сделал основную ставку на подводные лодки типа «Гадир». Это мини-подлодки, могут действовать в прибрежных водах, выполняя специфические задачи, например, обеспечивать блокаду Ормузского пролива. Дизель-электрическая подводная лодка типа "Гадир" создана иранцами на основе северокорейских субмарин типа "Ено". Водоизмещение подлодки "Гадир" составляет 120 тонн, другие характеристики пока не раскрываются. Но известно, что подлодки типа "Ено" вооружены двумя торпедными аппаратами калибра 533 мм. У «Дольфин» водоизмещение надводное 1450 тонн, подводное 1840 тонн, так что это величины действительно несопоставимые.

А вот иранские «Палтусы» в принципе могли бы быть серьезной силой, в свое время за малошумность их называли «Черной дырой», но в статье я описал, почему, на мой взгляд, они свое отслужили.

О «Палтусах»

Несколько слов об иранских «Палтусах». Эти лодки являются самым грозным оружием иранских подводных сил. Кроме тех параметров, о которых написано выше нужно учесть, что в среднем каждые 3 года подводной лодке нужен ремонт в доке. Они должны были пройти примерно 6 доковых ремонтов, но только доковыми ремонтами не отделаешься. Более того, когда продавались эти ПЛ, техническая документация передавалась заказчикам в ограниченном объёме, с таким расчетом, чтобы на ремонт они приходили в Россию. Однако в России иранские пл не ремонтировались. Правда необходимую документацию могли купить или украсть, но и это не главное. Главное то, что подводники, как и летчики должны непрерывно тренироваться, постоянно совершенствуя свои навыки в реальной обстановке, в дальних походах и учениях. Учитывая склонность иранских военных к саморекламе (не смотри, что не сделал, зато - как сказал!), то о подобных учениях и «великих достижениях» иранских подводников нам было бы хорошо известно. Вывод из этого один – иранские «Палтусы» полностью сбрасывать со счетов нельзя, но ни в какое сравнение с израильскими «Дольфинами» они идти не могут.

Египетские ПЛ

За Египтом числятся четыре лодки проекта 033 (российский проект 633) («Romeo» по классификации NATO). Эта лодка была вполне современной лет 40 назад. Вряд ли они способны к боевым действиям, скорее всего их просто забыли сдать в металлолом. В других странах, которые их использовали, их давно уже нет.

Подводный флот Турции

Серьезный подводный флот у Турции. У них 16 подводных лодок германской постройки. Но:

                     6 пл (проект U209/1200) достаточно старых, возрастом 30-40 лет (это как бы «жизнь после смерти»); планировался средний ремонт с установкой воздухонезависимого двигателя, но отменен.

                     4 пл поновее (проект U209/1400), возрастом с 1994 по 1999 год; начиная с 2015 будут заменяться лодками типа U214

                     и есть получше – 4 пл (проект U209/1400 MOD), возрастом 2003 по 2007 год.

То есть – это реальный подводный флот (в определенной своей части), правда пл не имеют воздухонезависимого двигателя и торпедных аппаратов диаметром 650 мм., как у израильских «Дольфин».

Помни «Дакар»

В мою память прочно впечатан эпизод, в котором подводная лодка, на которой я тогда служил, во время учений столкнулась с другой, находившейся в этом же районе. Я помню, что испугаться не успел, но как-то странно пронеслось в голове, что глубина в этом месте три километра, что это же сколько на автобусе ехать… При чем здесь автобус, я не знаю, но это то, что пронеслось в голове, а потом, что достать могут только с 200 метров, но таких случаев еще не было. Все обошлось, но память осталась. Видимо поэтому мне хочется напомнить о том, что примерно в эти дни, 44 года назад, в конце января 1968 года на переходе из Портсмута в Хайфу погибла израильская подводная лодка «Дакар» (командир капитан третьего ранга Яков Ранаан) со всем экипажем – 69 человек. Погибший «Дакар» был обнаружен 29 мая 1999 года между Критом и Кипром на глубине 3000 метров. В дальнейшем на поверхность удалось поднять фрагмент рубки погибшей лодки — теперь он экспонируется в Музее Военно-морского флота Израиля в Хайфе. Траурная церемония с участием моряков-подводников и членов семей экипажа проходит ежегодно 25 января. Посетите сайт памяти погибших подводников «Дакара», это та малость, что мы можем сделать. Мы их помним, чтим их память, а пока мы их помним, они живут.[ii]

Февраль 2012


Примечания

* Статья "Вокруг Израиля, или Жизнь у горы Мегиддо" опубликована в предыдущем номере журнала.
[i] "It is widely suspected that the four larger 25.5-inch (648 mm) torpedo tubes could be capable of launching nuclear-armed Popeye Turbo cruise missiles (a variant of the Popeye/AGM-142 Have Nap standoff missile) with a range of up to 1,500 kilometers (930 mi), as well as launching underwater swimmer delivery vehicles".
[ii] Использованные материалы: Борис Тененбаум. «Несколько слов об израильском флоте».


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2837




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer3/VJankelevich1.php - to PDF file

Комментарии:

Vladimir
Los Angeles, CA, USA - at 2012-04-07 09:09:19 EDT
Всё надо было не так.
1. С Асадом надо было втихаря договориться, что он прекращает взаимоотношения с Ираном, тогда его внутренние дела это его дела. И никто туда не лезет. Тем более неясно, что там будет если Асада завалят.
2. России поручить быть миротворцем внутри Сирии. Тем более она этого хочет. У неё там какая-то база. И пускай играется с арабами.

Тогда все вопросы о войне в Сирии повисают на России, как она и хочет. А там мочилово разворачивается не на один год. Уже тысячи беженцев. А запад на все арабские и левацкие крики что мол "убивают" сможет отсылать в Москву. Тогда запад вылазит из этого дерьма чистенький как огурчик.

Янкелевич - V-A
Натания, Израиль - at 2012-03-23 00:40:51 EDT
Уважаемый V-A, нужно разделять проблемы реальные и виртуальные. У Ирана с Россией проблема реальная, а с Израилем, в общем-то, виртуальная, правда от этого не менее драматическая. Нет с израилем нерешенных проблем, нет никаких точек соприкосновения. Виртуальная проблема может решиться в один миг, к примеру внутренним переворотом с импичментом Ахмадинежаду. Реальные проблемы, а их множество, раздел каспийского шельфа, раздел нильской воды и т.п., решаются гораздо сложнее или не имеют решения вообще. Конфликт России и НАТО тоже виртуальный. Он выдуман кремлевскими стратегами для решения внутренних задач. Без этого сложно объяснять внутренний развал и уговаривать, что весь внутрироссийский беспредел не важен, а важно – «лишь бы не было войны». Невозможность военного конфликта России со США и НАТО всем ясна еще со времен карибского кризиса.
Вы пишете, что раздел каспийского шельфа Россией решаем? Но дело в том, что для вальса нужны двое. Причем либо Россия, либо Иран должны отдать то, что считают своим. Вы увидели признаки того, что проблема движется к решению? Я лично увидел, что Россия усиливает свои вооруженные силы на Каспии (я об этом подробно писал), как Вы думаете - против кого? Вы не приняли во внимание такую «мелочь», как то, что неадекватный режим у границ России с ядерной бомбой опасен именно России, просто обошли этот вопрос молчанием. Вы так же не обратили внимание, на то, что на Кавказе у России постоянная проблема с мусульманскими республиками, а иметь радикальную исламскую страну рядом – это тушить костер бензином.
Вы пишете про оккупацию Ирана, но уничтожение ядерной программы не означает оккупации. Вы пишете про то, что Россия потеряет союзников на Ближнем Востоке? Так их и сейчас нет. Вспомните, почему Россия потеряла всех союзников? Для союзных отношений нужны совместные интересы, деньги и сила. У России нет ничего из перечисленного, кроме ядерных арсеналов, которые приходится учитывать, так же, как ядерные бомбы Северной Кореи, в противном случае всякое влияние завершилось бы гораздо раньше.
Россия принципиально стоит на стороне самых одиозных режимов, какое может быть влияние в этом случае, и у кого? И что самое удивительное, так это то, что Вы видите зависимость существования России, как великой державы, от разгрома или не разгрома Ирана и Сирии. А ВВП страны? А способность прокормить свое население? А способность дать этому населению то, что должно – медицину, судебную власть, нормальную полицию, а не переодетых в форму бандитов… Да что перечислять, Вы это и сами знаете. Вы, право, в чем-то не том, видите величие державы.

Б.Тененбаум
- at 2012-03-23 00:13:06 EDT
Собственно, с переходом Сирии и Ирана под влияние Запада -
России как великой державе - конец
.

Что с переходом, что без перехода - конец один. Держава живет только продажей сырья, теряет население со скоростью минимум миллион в год - это не считая изменения внутреннего дисбаланса, когда славянские области теряют по два миллиона, из которых один компенсируется за счет мусульманских областей. Грубо говоря, Дагестан все растет, а Вологда все сохнет. Наука/техника в загоне, коррупция - на уровне Нигерии, Дальний Восток китаизируется ударными темпами, но это все фигня. Главное - Сирию удержать, и даже не для себя - на хрен она нужна ? - а для Ирана.

Россия НАЧНЕТСЯ как приличная держава, когда начнет заботиться о СОБСТВЕННОМ развитии, и перестанет шарить по зарубежью. Хороший завод в Самаре, работающий хоть частично на экспорт, в сто раз важнее так называемой базы в так называемой Сирии.

V-A
- at 2012-03-22 23:56:05 EDT
В.Янкелевич
С Россией сложнее. Строго говоря, поддержка Россией Ирана противоречит российским интересам. Есть нерешенный спор по разделу Каспийского шельфа, укрепление Ирана безальтернативно усилит мусульманские сепаратистские настроения в самой России, да и такой сосед с атомной бомбой, зачем он России? Как не видеть реальный шанс наступить на любимые грабли и навлечь на собственную голову всю взлелеянную мощь иранских стратегических сил? Не лучше ли было бы дать другим разобраться с Ираном, а самим пожать плоды?



Все эти проблемы Россией решаемы. А вот оккупация Ирана
силами НАТО (вполне вероятный финал войны) поставит Россию
в крайне тяжелую геополитическую ситуацию. Если ещё
и Сирия будет ориентироваться на Запад, то единственным
потенциальным союзником (да и то таким союзником, которого
бы лучше не надо) станет Ливан.
Сейчас есть - Армения и Азербайджан, но у них хреновые
отношения друг с другом. Так что - кранты хоть какому-то
русскому влиянию на Ближнем и Среднем Востоке.
Хотели Израиль перекупить у США за $5 млрд в год - не
случилось.
Собственно, с переходом Сирии и Ирана под влияние Запада -
России как великой державе - конец.

Да, такой сценарий маловероятен, тем не менее -
катастрофичен для России. Выбор - очевиден, так как
слишком многое поставлено на карту.

Б.Тененбаум-Игонту
- at 2012-03-20 14:37:24 EDT
Уважаемый коллега, посмотрел материал по приведенной вами ссылке. По моему, он тендециозен. Собственно, насчет проведенной штабной игры ничего сказать нельзя, их же и делают для изучения проблемы. Мат.моделирование и вообе штука чрезвычайно полезная. Но когда в тексте появился пресловутый швейцарский профессор, дальше можно было уже и не читать. Так всегда делается - берется уже готовый вывод, и к нему приделывается "... мнение профессора ...". А поскольку профессоров много, и мнения они высказывают по всем 360 градусам, которые имеются в идеальной окружности, то остается только выбрать подходящего.

Понятное дело, я не знаю правильного ответа на великий иранский вопрос "бить или не бить". Исходя из того, что известно в открытой печати - вроде бы бить не следует.

Однако за день-два до начала Шестидневной Войны Моше Даян, как раз назначенный министром обороны, сообщил журналистам, что вообще надо дать время дипломатам, и так далее ... Уж наверное, в первых числах июня 1967 мнения европейских профессоров в израильском Генштабе не спрашивали ?

Игонт
- at 2012-03-20 12:18:47 EDT
Уважаемый В.Янкелевич, пишу не я , а NEWS.RU, кроме того http://cursorinfo.co.il/news/novosti/2012/03/20/igra/.
Я же считаю себя некомпетентным в данном вопросе, так как делать какие-то выводы, пользуясь отрытыми источниками, довольно наивно и примитивно. Когда-то это называлось- «уровень домохозяек».
Мнения по этому вопросу до того различны и полярны:
« Бывший директор службы внешней разведки Израиля "Моссад" Меир Даган считает, что нет смысла бомбить ядерные объекты Ирана, так как вреда от этого будет куда больше, чем выгоды»»

«Nahost-Experte Peter Scholl-Latour bewertet im Interview die militärische Kraft des Iran als sehr hoch. Einen Angriff der USA wie im Irak hält er für völlig aussichtslos. Und auch Sanktionen bleiben nach Scholl-Latours Meinung ohne echte Wirkung gegen die Mullahs.»

Эти два примера-против нападения на Иран.
То есть я пришел к дилетантскому выводу: журналисты понятия не имеют о реальных планах Израиля и США, а политики ,как все всегда, нагло врут.

Янкелевич - Игонту
Натания, Израиль - at 2012-03-20 11:31:09 EDT
Уважаемый Игонт,
Вы пишете, что "США "отработали" готовящийся израильский удар по Ирану и пришли к пугающим выводам"
А что получилось бы, если проиграть это же для условий войны Судного дня или Шестидневной?
Кроме того я по поределению не могу принять компьютерные симуляторы за истину, хотя они, безусловно, очень полезны.
Особенно сомнительны утверждения, если в них есть прямая заинтересованность.
Для иллюстрации: Иран несколько раз атаковал иракский реактор и всякий раз терял самолеты и ничего не достигал, а Израиль решил это с первого захода. Как Вы думаете, что показала бы отработка такой атаки при компьютерном моделировании? Показал бы компьютер, что Иран не сможет решить задачу, а Израиль сможет?

Игонт
- at 2012-03-20 11:16:27 EDT
США "отработали" готовящийся израильский удар по Ирану и пришли к пугающим выводам
http://newsru.com/world/20mar2012/iran.html

М. Тартаковский. О штанах.
- at 2012-03-18 11:11:42 EDT
Леонид Гаий Донецк, Украина - Sun, 18 Mar 2012 10:51:38(CET)
---Я уверен, что Биби справится с этой задачей, как и вся военная машина Израиля. В этом меня убеждают ваши аналитические статьи.

>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<

В лучшем случае Израиль, потеряв самолёты (и - пилотов!), проделает самую поверхностную черновую работу и вынужден будет обратиться за помощью к "друзьям-американцам".
Задача, вообще, НЕ СТОЛЬКО Израиля, сколько суннитов Бл.Востока и их патронирующих Соед.Штатов.
Это должно быть одномоментное нападение с воздуха (самолёты и ракеты; м.б. с участием Израиля) - с уничтожением всех ВОЗМОЖНЫХ военных целей.
Ни о какой высадке десантов, хотя бы частично и недолговременной оккупации страны (как это уже бездарно предпринималось США) и речи быть не может.
Оставив иранских аятолл придерживать собственные спадающие штаны, можно будет с ними договариваться и об ядерной проблеме.

Леонид Гаий
Донецк, Украина - at 2012-03-18 10:51:37 EDT
Уважаемый автор! Совершенно очевидно, что Иран переступил красную черту безопасности Израиля, и угроза Иранской ядерной дубинки мелькает уже не за горами, а перед самым носом государства Израиль. Еще немного, и дубинка поставит Израиль в состояние галута. Время на дипломатию ушло, пришло время быстрых, решительных, действенных мер, и я уверен, что Биби справится с этой задачей, как и вся военная машина Израиля. В этом меня убеждают ваши аналитические статьи. Статьи хороши, но вся тревога ваших мыслей воспринимается моим сознанием; я также переживаю сильно за Израиль, и молюсь за безопасность его жителей. С уважением Леонид.
Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2012-03-17 19:57:12 EDT
Интересное продолжение стратегического анализа уважаемого Владимира Янкелевича. Я уже в прошлый раз писал, что меня особенно беспокоит отсутствие стратегической глубины в гипотетической (не дай Б-г) битве за крохотный Израиль.
Первое, что приходит в голову, - это параллели с историей наших предков в Карфагене. А ведь Ганнибал бил римлян на их собственной территории. Римский полководец и государственный деятель Катон Старший заканчивал все свои речи в Сенате, вне зависимости от их тематики, фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен» (Ceterum censeo Carthaginem esse delendam). Сегодня история повторяется: рефрен о разгроме Израиля в ходу в Европе и в Америке – и повторяется миллионами по делу и без дела.
Вот уже толстозадый лидер социал-демократов Германии Зигмар Габриэль специально заехал в Хеврон, чтобы перед микрофонами медиа-агентур мира обвинить Израиль в „апартеиде“. А ведь этот "левый" не постеснялся и на колени как покойный Вилли Бранд не встал. Голоса и сердца мусульманского электората в Германии после этого у него в кармане.
Налицо катастрофа в проблеме hазбара, в работе Министерства пропаганды и информации Израиля. Немного там чиновники, было дело, встрепенулись, но теперь всё снова провалилось в глубокую кому. А уж на еврейских толстосумов вообще нечего надеятся – ничего они на эту задачу пока не отстегнули. Вот как, например, Володя Бершадский мучается в Бээр-Шеве с контрпропагандой, а помощи - никакой.
Исламская весна, которая обернулась революционной зимой, чётко показала всему миру необходимость сильного Израиля, нуждающегося в союзниках: не только в США, но и на Кипре и в пошедшей по миру Греции, в Азербайджане и Тукменистане, в Кении, Курдистане и Южном Судане и пр. Создание оперативных баз ВВС и ВМФ в и вокруг региона напрашивается в этой связи как решение само по себе. Необходимо показать мусульманам смертельную опасность противостояния с Израилем не только для террористов, но и для многочисленных членов их семей.

Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2012-03-17 12:20:23 EDT
Актуальная статья.
Достаточно много информации к размышлению.
Мне не хватает по крайне мере двух игроков на этой сцене: шиитский (более 85 % населения) Азербайджан и обладающий ядерным оружием Пакистан уже заявивший на самом высоком уровне о своем непременном вмешательстве на стороне Ирана в возможный конфликт в том случае, если Израиль примет участие в нем.
Качественный анализ вооруженных сил вероятных участников вероятного конфликта оставим специалистам, к которым относится и автор, однако трех или даже четырех (в перспективе) ПЛ типа «Дольфин» при сложившейся системе и практике их использования явно недостаточно для выполнения поставленной задачи, даже в сочетании с другими силами и средствами. Мне кажется война идет на другом фронте.
Спасибо.
М.Ф.

Янкелевич - М. ТАРТАКОВСКОМУ
Натания, Израиль - at 2012-03-15 22:23:41 EDT
Уважаемый г-н Тартаковский, Вы пишете, что "Иран - "головная боль" ПРЕЖДЕ ВСЕГО суннитских монархий Персидского залива" - так кто спорит, я об этом же писал неоднократно.
Вы пишете "удастся ли разбомбить какими бы то ни было бомбами, скажем, тоннели метро, если у вас нет точной топографии этой паутины?" - про метро - это иносказательно? Я вообще не понимаю, при чем здесь метро. Расположение ядерных объектов Ирана известно абсолютно точно.
Вы пишете "годятся ли указываемые бомбы, если бомбить туннель в горе "всего-то" высотой, скажем, в несколько сот метров?" - я опятьне понимаю, о чем Вы. Я - о ядерной программе Ирана, там объектов, углубленных на несколько сот метров пока не было отмечено.
Вы пишете "И если из-за одного несчастного капральчика страна гудела годами" - Вы так о нем отозвались потому что он не Ваш сын? Вы считаете, что пленный капрал меньше пленного лейтенанта?
Вы пишете, что "если в Иране угодят в ужасную кутузку славные пилоты Израиля?" - я могу заметить, что военные идут на дело заранее зная, что могут погибнуть, идут рискуя своей жизнью для решения боевой задачи. Именно поэтому они "славные герои", но ни по какой другой причине.
Вы пишете, что "я предложил свои решения - не абсолютные, конечно. О них почему-то - ни слова". Возможно, что Вы правы, но комментировать Ваши предложения сложно. Каждый год в военном деле происходит существенное технологическое обновление, для решений нужно обладать всей полнотой информации, да и важно понять, как эти решения использовать. Лично я ставлю себе гораздо более скромную задачу - лучше понять происходящее, это как-то реальнее.
Вы пишете про "переиначив мои слова, - пожалуйста". Вот Ваша цитата: "Чересчур откровенные угрозы "смести Израиль с карты" имеют целью привлечь сердца мусульман всего мира - прежде всего, арабские". на это я написал, что для таких утверждений нужна 100% уверенность. В чем переиначивание?

Тартаковский - Янкелевичу и Картографу.
- at 2012-03-15 21:49:33 EDT
Янкелевич - Картографу Натания, Израиль - Thu, 15 Mar 2012 20:31:52
Я задавал вопрос не об угрозах Ахмадинежада... а об уверенности, что это просто политические заявления, а не реальная угроза. Я писал, что реальная угроза, а г-н Тартаковский, что политические заявления.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<

Уважаемые господа, я писал лишь, что Иран - "головная боль" ПРЕЖДЕ ВСЕГО суннитских монархий Персидского залива, - им (вместе со Штатами) и карты в руки. Ирану бомбить Израиль ещё рискованнее, чем Израилю - Иран.
Также: удастся ли разбомбить какими бы то ни было бомбами, скажем, тоннели метро, если у вас нет точной топографии этой паутины? И годятся ли указываемые бомбы, если бомбить туннель в горе "всего-то" высотой, скажем, в несколько сот метров? И если из-за одного несчастного капральчика страна гудела годами, а по поводу пропавшего штурмана Рони Арада - десятилетия, то как быть, если не в крохотной Газе, а в Иране угодят в ужасную кутузку славные (никакой иронии!) пилоты Израиля? (Во время войны я прочёл роман "Страшный Тегеран" - кажется, Каземи, - действительно, страшный). Или, полагаете, обойдётся без этого? Или - Иран обменяет пилотов на палестискую шушеру?..
Здесь, ниже, я предложил свои решения - не абсолютные, конечно. О них почему-то - ни слова. А вот, слегка переиначив мои слова, - пожалуйста...
С почтением.

Е. Майбурд
- at 2012-03-15 20:52:08 EDT
Только что прочитал и нахожусь под большим впечатлением.
Янкелевич - Картографу
Натания, Израиль - at 2012-03-15 20:31:52 EDT
Уважаемый Картограф, вы невнимательно прочитали.
Я задавал вопрос не об угрозах Ахмадинежада, в этом г-н Тартаковский комментирует мой текст в обсуждаемой статье, а об уверенности, что это просто политические заявления, а не реальная угроза. Я писал, что реальная угроза, а г-н Тартаковский, что политические заявления.

Янкелевич
Натания, Израиль - at 2012-03-15 20:19:21 EDT
Уважаемый г-н ТАРТАКОВСКИЙ, Вы пишете, что "Чересчур откровенные угрозы "смести Израиль с карты" имеют целью привлечь сердца мусульман всего мира - все возможно, но можете ли Вы утверждать это с вероятностью 100%? А устроит ли Вас меньшая вероятность с учетом понимания того, что стоит на кону?
Вы совершенно верно пишете, что "победа не приходит "с воздуха"; война решается только на суше", но за кадром остается вопрос, что такое "Победа". Здесь гоаорят, что "возможны варианты". Например унистоженный аракский реактор - победа? Я думаю, что да, а такая победа вполне приходит с воздуха. А вот победа во Второй Мировой войне - нет, не приходит с воздуха. То есть, как вывод, в иранском вопросе и понимании победы, как прекращении иранской ядерной программы, победа с воздуха вполне возможна.
Вы пишете, что "для Израиля такой "победоносный исход" грозил бы полным международным бойкотом с риском последующего уничтожения", но как-то опускаете альтернативные варианты, то есть то, что будет, если Иран обзаведется ядерным оружием. Было бы неплохо, ели бы Вы эти два варианта сравнили.

Уважаемый Игрек, Вы пишете, что "Владимир, Вы уверены в том, что авианосец Энтерпрайз будет третьим? У меня в голове каким-то образом храниться информация, что Энтерпрайз скоро станет на вечную стоянку где-то в порту Восточного побережья". Я не могу быть уверен. Это утверждают американские источники. Энтерпрайз, не смотря на свой возраст, абсолютно боевой корабль, и ничего не мешает использовать его в Персидском заливе. Решение о его списании - чисто экономический вопрос.

Уважаемый Юлий Герцман, Вы пишете, что "Я внимательно читаю письма граждан в газеты LA Times и New York Times, и должен отметить, что уровень непрязни к Израилю - в связи с возможным конфликтом с Ираном - существенно вырос". Здесь есть два момента, я так же читал и абсолютно обратные утверждения. А во вторых письма граждан - это результат редакторского отбора.

Уважаемый Адепт, Вы пишете, что "Несмотря на все резкие заявления Нетаниягу, в одиночку он, конечно же, не начнет". В первой части своего поста я постарался обосновать, что дело не в Натанияху. Я думаю, что есть смысл посмотреть историю удара по иракскому и сирийскому реактору, где премьеры начинали вопреки мнению США.
Вы пишете, что "заявления не столько для того, чтобы убедить всех, что другого выхода для Израиля просто не будет (ибо, понятно, что и это не выход) и не для того, чтобы подействовать на американцев и напугать иранцев" - вполне возможно и такое мнение. "подействовать на американцев и напугать иранцев" - по моему мнению это называется внешней политикой. А вот Ваше утверждение "и это не выход" - хорошо для обсуждения за рюмкой коньяка или чашкой чая. В Вашей трактовке это является однозначным оправданием бездействия, что является самоубийством.
Вы пишете, что "В этой ситуации Нетаниягу нужно перестать делать воинственные заявления". Я хотел бы заметить, что нужно делать Натаняху, он, как человек безусловно информированный, профессиональный, знает лучше нас. Я думаю, чтоь он знает, что делает. Но вот слова "воинственные заявления" в контексте подразумевают заявления, не подкрепленные реальными возможностями. Вы это имели в виду? Если да, то неплохо было бы обосновать.

Уважаемый V-A, Вы пишете "Короче, дорогой Владимир, ссылку, будьте добры". Я такие ссылки не сохраняю, а искать заново - не располагаю временем. Есть Google, там есть все, что Вас интересует. Вы можете сделать поиск сами и обосновано меня опровергнуть. Приношу свои извинения за отказ искать для Вас ссылку.

Янкелевич
Натания, Израиль - at 2012-03-15 19:48:28 EDT
Я приношу извинения за то, что я не смог ответить всем, кто писал отзывы и замечания к статье. Меня несколько извиняет то, что я находился вне Израиля, но вот "из дальних странствий возвратясь" я постараюсь ответить. Я недеюсь, что если чя в одном посте отвечу сразу многим, то этим никого не обижу.
Сначала несколько общих соображений:
Я думаю, что тезисы типа "Обама хотел, а Натанияху нет и т.д. нужно отбросить по определению. Война не нужна ни Обаме ни Натанияху, я надеюсь, что с этим большинство согласится. Надо выбрать то, что не зависит от "очу-не хочу" национальных лидеров.
К таким тезисам я отношу неприемлимость Ирана с ядерной бомбой для Израиля. Такой Иран не приемлем и для США, но гораздо в меньшей степени. На эту тему можно спорить, как мне пишут некоторые опппоненты, что Иран еще ничего не совершил, а слова - это лишь слова. Можно ответить так, что если этому оппоненту некий враг направит в голову писатолет и взведет курок, то рассуждать на тему, что он же еще не выстрелил - это для психиатра, это комментировать невозможно.
Если принять тезис о неприемлимости иранской ядерной бомбы, то вывод однозначно один - его нужно остановить, но как? Есть две опции, экономическая блокада и военное решение. Экономическая блокада уже действует, есть многочисленные публикации о ухудшении положения в стране и т.д., но "мы делали революцию не для того, чтобы снизить цены на дыни". На этом пути всегда есть возможность продолжать санкции, наращивая их понемножку, а тем, кто говорит, что это не работает, отвечать, что вот сегодня мы увеличим давление еще по некоторым позициям, и тогда заработает. На этом пути нет однозначного критерия, это вопрос политической оценки. Но мой взгляд то, что санкции не работают, то есть ухудшение положения иранцев не заставит отказаться от ядерных амбиций, очевидно.
Третий тезис - если санкции не работают, то в на повестку дня выходит военное решение. Турция, как вполне логично заметил Борис Маркович, была бы идеальным решением, но но я для этого не вижу ни единого шанса, более того, это противоречит стремлению Турции закрепиться в качестве лидера в мусульманском мире. Так что игроками могут быть только США и Израиль. Арабы хотят снятия иранской угозы, но в военно отношении они на это не способны, не смотря ни на какие вооружения. США могут решить проблему в принципе, а Израиль частично (остановив программу года на 3-4). Но иметь такую возможность не значит ее реализовать.
США могут и отложить решение вопроса до завершения выборов, ситуация у Израиля другая. В романе Дюма "Королева Марго" есть такая фраза (цитирую не точно) - "Там где герцог Гиз потеряет пуговицу на манжете, такие дворяне, как мы, потеряем головы". Исходя из этого - у Израиля нет выбора, не смотря на желание или не желание Натанияху воевать с Ираном.
А в этом случае вполне можно сказать, что США становятся заложником ситуации, так как в случае израильского удара, ответный удар будет нанесен по позициям США, то есть воевать все равно придется, не зависимо от того, что Обама войны не хочет. А воевать (начинать войну) нужно по готовности, а не тогда, когда тебя вынудят (по типу Перл-Харбора).
Но реальные приготовления к удару, которые ясны Ирану, могут подействовать отрезвляюще на горячие головы. Вспомните, как иранский адмирал заявил, что американским авианосцам не место в Персидском заливе, а потом, посмотрев на авианосец, резко изменил позицию, хзаявив, мол, что такого - обычное дело.
В настоящее время в законодательном собрании сторонники Хаменеи составляют абсолютное большинство, была озвучена идея не выбирать президента всенародно, а выбрать его в меджлисе. В этом случае появляется возможность сказать, что все проблеммы были от Ахмадинежада, а мы (без него) белые и пушистые, и, как в песне Аллы Пугачевой - "давай говорить снова". Это реальный шанс, но нужен ли он Ирану - непонятно.

Самуил
- at 2012-03-13 17:02:57 EDT
Как все-таки приятно читать статьи умного профессионала. Хотя Владимир Янкелевич пишет отнюдь не о чистой радости музыки или поэзии, но о вещах прозаических и весьма безрадостных, чтение его четкой, глубокой, лаконичной, написанной прекрасным языком военно-политической аналитики неизменно доставляет мне удовольствие. С момента появления этого замечательного автора на нашем портале читаю все его работы.

Еще (это уже к теме статьи не относится) мне нравится, что Владимир Янкелевич читал Эдварда Йордана (использует в эпиграфах цитаты из «Марша Смерти»). Сей выдающийся ум, увы, мало известен за пределами узкого мирка разработчиков софтверных проектов, хотя значение его работ по кризисному менеджменту выходит далеко за пределы одной предметной области.

V-A
- at 2012-03-13 12:49:55 EDT
Игрек
У меня в голове каким-то образом храниться информация, что Энтерпрайз скоро станет на вечную стоянку где-то в порту Восточного побережья. Или это я перепутал?


И зачем нам такое счастье с ядерным реактором? Пусть уж
лучше станет на вечной стоянке в Ормузском проливе.

По второму вопросу Вам лучше спросить у самого "Люсьена" или справиться по своим каналам у президента Ирана. Лично мне кажется, что автор имел в виду Хомейни, а не Вашего друга.

Хомейни давно в могиле, а про друга не понял, кого Вы имеете
в виду.

V-A
- at 2012-03-12 19:27:05 EDT
Владимир Янкелевич
сообщение иранского сайта «Алеф», в котором некий Али-Реза Форгани довел «Городу и миру» "Юридические основания уничтожения Израиля, в соответствии с учением имама Хомейни", где в рамках "оборонительного джихада" публично обоснована цель – «стереть Израиль с карты мира». Позже было опубликовано, что статья, опубликованная в блоге Форгани (на фарси и английском), выражает его личное мнение, а не позиции иранского правительства.


Очень странно. Я раньше читал Форгани, но ничего
подобного не встречал. Конечно, человек может меняться,
но ведь Форгани - это лицо достаточно официальное. Короче,
дорогой Владимир, ссылку, будьте добры.

Б.Тененбаум
- at 2012-03-12 19:07:55 EDT
Вообще-то, при разборе того, что предпочительнее, активные действия или выжидание, есть смысл учесть имеющийся опыт с Ираком. Саддам Хуссейн был на редкость мерзкой фигурой, даже по стандартам арабских диктатур, и тоже норовил сделать себе бомбу, и оружие копил просто в неимоверных количествах - а потом напал на Иран.

И Израиль все те восемь лет, что шла война, поддерживал иранцев, ибо сказано: "... если два твоих смертельных врага дерутся друг с другом, помогай слабейшему ...". Собственно, и реактор под Багдадом разнесли только со второй попытки - первой была иранская, которая не удалась. Ирано-иракская война окончилась, с точки зрения Израиля, наилучшим образом, без явного победителя.

Потом Саддам Хуссейн решил поправить свои дела нападением на Кувейт, его окоротили, но он уцелел. Похоже, что вторая иракская война была ошибкой не только потому, что не удалось построить в Ираке приличный режим, по образцу Японии или Германии, но и потому, что Саддам делал и нечто полезное - он служил противовесом Ирану. От американской неудачи в Ираке Иран выиграл.

Если в силу непредвиденного стечения обстоятельств иранцы сейчас поставят свой режим на карту, и сделают что-нибудь такое, что превратит "войну по выбору" в совсем другую войну, "войну по необходимости", то выиграет от этого Турция. По-видимому, идеальным вариантом была бы ирано-турецкая война, продолжительностью лет эдак в 10, и с ничейным результатом ? :)

М. Аврутин
- at 2012-03-12 14:30:50 EDT
Очень хорошая статья, в которой содержится и обзор ситуации, и «намеки», используя которые читатель мог бы начать собственный поиск решения.
«Евросоюз вводит эмбарго на импорт иранской нефти, вступающее в силу 1 июля… Обама вынужден задействовать Пятый флот США, базирующийся в Персидском заливе, и «демонстрировать мускулы» Ирану... Все это вселяет надежду, что Иран все же добьется того, что его остановят, и Израилю с Ираном воевать не придется…"
Но всё же «Если мировое сообщество не пресечет ядерные амбиции аятолл, то над Израилем нависнет угроза войны на уничтожение. Эта война не нужна Израилю, но если он будет вынужден, вступит в нее».
Пока не видно «отрезвляющего влияния на Иран», поэтому ставится вопрос: «Что дальше?»
Является ли «угроза неминуемой, или Иран, как обычно занимался самопиаром?» А кроме того, и само понятие «Явная и неминуемая угроза» не определено, и по нему «идет много споров и дискуссий».
С одной стороны, «Существует «запас обогащенного урана, достаточный для производства четырех атомных бомб». Это стоило народу Ирана существенного падения жизненного уровня. «Новый 2012 год у режима аятолл начался с объявления об очередных учениях и, одновременно с повышением налоговых сборов, увеличения бюджетных ассигнований на военные нужды на 127%... за 2011 год курс иранского риала упал более, чем на 60%, не остановившись и в 2012 году, когда только за один день, 2 января, он упал еще на 15%».
С другой стороны, Америка и Европа тоже несут явные расходы. «В Кувейте находится две американские армейские и вертолетная бригады, общая численность военнослужащих США здесь достигает 15 тысяч человек… В район Персидского залива должна прибыть авианосная ударная группа с авианосцем «Энтерпрайз», Франция планирует перебросить в район Персидского залива свой атомный авианосец «Шарль Де Голь». СМИ сообщают, что британские и французские ВМС, ВВС и спецназ прибывают в Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. А буквально на днях появилась информация, группировка кораблей в районе Персидского залива усилена американской атомной субмариной Annapolis».

В выигрыше Россия, которая поддерживает не столько Иран, сколько напряженность в регионе и, как следствие, высокими цены на нефть.
Китай заинтересован в ослаблении Америки, и это происходит, а ещё он получает нефть по сниженной цене. Казалось бы, двойная выгода, но ведь Америка и Европа – рынки сбыта.

Поскольку «Реальных признаков, что режим аятолл в ответ на санкции пойдет на сворачивание ядерной программы сейчас нет, «превентивный удар по Ирану представляется неизбежным. Но в «ответ на широкомасштабные военные действия США и Израиля Иран пойдет на «ассиметричный ответ», типа терактов против дипломатических представительств, атак смертников на подводных лодках «Ghadir» и иных аналогичных действий».

Ничего хорошего это не предвещает, поэтому напрашивается вопрос: «Можно ли избежать этого сценария? Вероятно можно…» - утверждает автор и приводит слова Черчилля: «Никогда еще в истории не было войны, которую было бы легче предотвратить своевременными действиями, чем та, которая только что разорила огромные области земного шара… Мы не должны позволить такому повториться»?

Но как можно выполнить этот завет Черчилля? В статье есть такие слова: «если боги хотят наказать человека, они лишают его разума». Как же поступают с таким человеком? Что делают «с людьми не слишком рационального склада мышления, решения которых трудно назвать хладнокровными или благоразумными»? Их изолируют, или…уничтожают.

Игонт
- at 2012-03-12 10:53:43 EDT
Фундаментально, добротно, логично.

"На вполне естественный вопрос, «так что же будет?», сегодня не ответит никто, разве что гадалка на кофейной гуще. Думаю, что ответа не знают ни Натанияху, ни Обама. Есть определенная информации, думайте, наблюдайте."

"Наблюдать" уж точно буду. Спасибо.

Адепт
- at 2012-03-12 03:25:21 EDT
Дополнение.
Из статьи Херба Кейнона «Ираномания: правда, ложь и домыслы» в «Иерусалим пост»:

«Если бы Израиль действительно собирался нанести удар по Ирану, то не выступал бы с заявлениями и угрозами, а действовал быстро и внезапно, как в сентябре 2007 года…»

Адепт
- at 2012-03-12 03:03:49 EDT
Игрек
- Mon, 12 Mar 2012 01:21:50(CET)
Заметили ли Вы, что в нынешней ситуации США стали в большой степени заложником Израиля? Эта ситуация очень неприятна для кабинета Обамы и его самого. И очень их раздражает. регионе. Хреновая ситуация для Обамы, надо признать.

Назвать США заложником Израиля, полагаю, неправильно. Несмотря на все резкие заявления Нетаниягу, в одиночку он, конечно же, не начнет. Да и Обама ему разъяснил, мол, поперед батьки и т.д
А заявления не столько для того, чтобы убедить всех, что другого выхода для Израиля просто не будет (ибо, понятно, что и это не выход) и не для того, чтобы подействовать на американцев и напугать иранцев. А для того, чтобы обезопасить себя от возможных упреков в дальнейшем. Дескать, что же ты бездействовал, ничего не предпринял? –
-Да я всеми силами стремился, но мне не дали!
Стремление США закрыть иранскую бомбу объясняется в большей степени неизраильскми причинами. Но внешне это выглядит, как из-за Израиля.
В этой ситуации Нетаниягу нужно перестать делать воинственные заявления.

Юлий Герцман
- at 2012-03-12 01:58:51 EDT
Очень хорошо написано: четко и здраво. Проблема в том, что США устали от двух невыигранных воен, и публика довольно злобно относится к перспективе третьей. Я внимательно читаю письма граждан в газеты LA Times и New York Times, и должен отметить, что уровень непрязни к Израилю - в связи с возможным конфликтом с Ираном - существенно вырос.
Игрек
- at 2012-03-12 01:21:50 EDT
Четко, ясно, по-деловому. Как и положено специалисту. Единственное возможное замечание: Владимир, Вы уверены в том, что авианосец Энтерпрайз будет третьим? У меня в голове каким-то образом храниться информация, что Энтерпрайз скоро станет на вечную стоянку где-то в порту Восточного побережья. Или это я перепутал?
И еще одно замечание. Заметили ли Вы, что в нынешней ситуации США стали в большой степени заложником Израиля? Эта ситуация очень неприятна для кабинета Обамы и его самого. И очень их раздражает. И, честно говоря, я их понимаю. Этим, в частности, вызвано очень резкое "огрызание" Обамы на речь Ромни - мол легко тявкать находясь в оппозиции, а ты иди придумай что-нибудь в должности Главнокомандующего и Президента, когда народу надо объяснить начало большой войны при условии полного отсутствия угроз американским интересам и такого же полного отстутствия хороших военных ходов. Тем более, что предполагаемая война станет нарушением американской доктрины баланса интересов и резко усилит позицию Турции в регионе. Хреновая ситуация для Обамы, надо признать.

Б.Тененбаум
- at 2012-03-11 16:26:42 EDT
Серьезная статья, в обсуждении которой в частном порядке, еще до публикации, даже удалось поучаствовать. К уже сказанному можно все-таки добавить, что воздействие санкций может быть весьма серьезным. Европейский Союз прекращает закупки иранской нефти, начиная с июля. Иран остановил поставки во Францию и в Англию уже сейчас - с идеей показать свою непреклонность. Ну, непреклонность непреклонностью, а пока что место Ирана на европейском рынке займут другие - арабы, например. Далее - нефть Ирана пойдет в Китай/Индию - но с огромной скидкой, говорили, например, про дискаунт в 50%. Начиная с середины года, Иран начнет интенсивно терять деньги, с вытекающими из этого последствиями в виде роста цен, падения курса национальной валюты, и прочих неприятностей. Будем надеяться, что этого окажется достаточно.
М. ТАРТАКОВСКИЙ. Ирано-израильский пул.
- at 2012-03-11 15:42:32 EDT
Предсказывать развитие событий, конечно, не берусь, но уверен, что "иранская опасность" (включая ядерную) это проблема прежде всего Саудии и суннитских монархий Персидского залива (арабы - кстати, с бОльшим правом - величают залив "Арабским") - и, следовательно, их прикрывающих Соединённых Штатов. Чересчур откровенные угрозы "смести Израиль с карты" имеют целью привлечь сердца мусульман всего мира - прежде всего, арабские.
Повторюсь: победа не приходит "с воздуха"; война решается только на суше. (Даже Шестидневная арабо-израильская война - с её блистательным авиапрологом...) Тем более, когда речь о стране, простирающейся вдоль и поперек на тысячи км.
США в войну на суше уже ни за что не ввяжутся; достаточно опыта с Ираком и Афганистаном...
Бомбить туннели какими бы то ни было бомбами дело почти бесперспективное; бомбить имеет смысл только входы и выходы - если они известны. Есть и другое решение, которое я сравнил с тем, как у подследственного срезают пуговицы штанов (с человеком, который придерживает штаны руками, гораздо легче договориться): уничтожить с моря (авианосцы...) и с воздуха всю (почти всю) боевую технику Ирана.
Возможен и вариант, когда без наземных сражений враг будет вынужден капитулировать (как Япония в 45-м): указанным выше образом уничтожение всей (почти всей) "духовно-государственной" структуры Ирана. Жертв среди мирных жителей также будет немеренно - и я не уверен, что западные лидеры, "исповедующие либерализм", пойдут на такое.
А уж для Израиля такой "победоносный исход" грозил бы полным международным бойкотом с риском последующего уничтожения.