©"Заметки по еврейской истории"
март  2012 года

Лев Утевский

Пурим глазами евреев и не евреев


После прихода Мессии будут отменены все книги пророков

и все писания, за исключением Мегилат Эстер.

Она останется навеки, так же как

Пятикнижие и устная Тора, которые не

перестанут существовать никогда

Вавилонский Талмуд. Мегила

 

Я чувствую такую враждебность к Эстер,

что я предпочёл бы, чтобы она не

существовала вообще, так как в Эстер

и в Маккавеях иудаизация

столь велика и содержит столь

много языческих неприличий

Мартин Лютер «Застольные беседы»

На первый взгляд, с праздником Пурим всё ясно. Это "…праздник, согласно кн. Эсфири (9:20-32), учреждённый Мордехаем и Эсфирью в память о чудесном избавлении евреев Персии от гибели, которую им уготовил царский сановник Ѓаман". Далее сообщается, что это – " малый праздник, т.е. в этот день разрешено работать", что " главная часть празднования – публичное чтение кн. Эсфири…", что это " весёлый праздник, в который принято пить вино; как сказал вавилонск. законоучитель Рава (Мег.7б), нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Ѓаману или благословения Мордехаю…", что «принято " посылка яств" …и давать деньги нуждающимся (Эсф., 9:22) Описываются также обычаи Пурима: пирожки со сладкой начинкой, называемые ушами Ѓамана; карнавал, " во время к-рого ещё в ср. века читались произв., пародирующие религ. лит-ру; пуримское представление (пуримшпиль)" и сообщается, что существует более ста "малых Пуримов", отмечающих "дату спасения общины или семьи чтением соответствующих молитв и ритуалом, напоминающим пуримский."(1)

На первый взгляд "Книга Эстер" напоминает остросюжетный боевик.

Персидский царь Ахашверош, оскорблённый отказом его главной жены Вашти явиться перед его гостями, устраняет её и женится на красавице Эстер, скрывшей своё еврейство от него и от всего двора. Далее царь повелевает, чтобы "… все служители царские…становились на колени и падали ниц…" перед его первым министром Ѓаманом, но привратник Мордехай, дядя Эстер, отказывается делать это. "…и преисполнился ярости Ѓаман. И счёл презренным для себя наложить руку на одного Мордехая, … и задумал Ѓаман истребить народ Мордехая, всех иудеев во всём царстве Ахашвероша." (Эстер, 3: 2-7)

Он предлагает царю большую сумму денег за указ, предписывающий уничтожить " один народ, рассеянный среди народов и обособленный от них… " (Эстер 3: 8), не называя этот народ по имени. Царь денег не принимает; но даёт Ѓаману свой перстень, тем самым предоставляя ему право делать всё, что угодно от имени царя. Ѓаман рассылает по всему царству написанные от имени царя и скреплённые печатью царского перстня указы " каждому народу на языке его …чтобы истребить, убить и погубить всех иудеев: от отрока до старца, и детей, и женщин – в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца …, а имущество их разграбить" (Эстер, 3:12-13).

И вдруг, (в "Книге Эстер" многое происходит как бы вдруг) царь, мучимый бессонницей, вспоминает, что Мордехай спас его от " стражей входа, замышлявших убить его, и велит своему первому министру Ѓаману вести царского коня с восседающим в седле в царском облачении Мордехаем через всю столицу, возглашая: " вот, что делают для того человека, которому царь желает оказать почёт". (Эстер, 6:11).

Тем временем, Эстер, усыпив бдительность Амана демонстрацией своёго расположения к нему, вдруг открывает царю своё происхождение, сообщая, что именно её народ Аман собирается уничтожить.

Результатом всего этого оказывается возвышение Мордехая, унижение и гибель Амана и других врагов евреев.

Однако, возникают вопросы:

- почему и зачем Господь, Милосердный, Справедливый и любящий  еврейский народ, допустил, чтобы этому народу угрожала гибель и почему Имя Его ни разу не упоминается в "Книге Эстер"?

- почему Господь избрал Амана в качестве угрозы гибели всех евреев, а Эстер и Мордехая для их избавления и какова роль самих евреев в этом избавлении?

- в чём чудо избавления евреев, по случаю которого учреждён Пурим?

- почему чудесное избавление евреев от гибели следует отмечать безудержным весельем, включающим глубокое опьянение?

Почему и зачем Господь допустил, чтобы Его народу угрожала гибель?

"…в чужом пиру похмелье…"

Русская поговорка

Исходя из того, что согласно еврейской традиции угроза гибели евреев всегда является следствием их грехов, необходимо рассмотреть ситуацию, сложившуюся для евреев, рассеянных по всей Вавилонской империи и доставшихся завоевавшим эту империю персам в качестве трофея.

Завоевание вавилонской империи персидским царём Киром (Корэшем) оказалось благоприятным для евреев. "Так сказал Корэш, царь Параса: Все царства земли дал мне Господь Бог небесный и повелел Он мне построить Ему дом в Йерушалаиме, что в Иудее. Кто из вас, из всего народа Его, который поднимется в Йерушалаиме, что в Иудее, и отстроит дом Господа Бога Исраэйлева, того Бога, что в Йерушалаиме – да будет Бог его с ним". (Эзра, 1:1-4)

Таким образом царь Корэш разрешает еврейским добровольцам (здесь и далее подчёркнуто мной. Л.У.) строить Храм, о разрушении которого евреи сокрушались, и происходит это предположительно в 539 г. до н.э.

Добровольцы в количестве 42 360 человек (Эзра, 2:64) отправились строить Храм; но дело это оказалось трудным и затяжным по многим причинам, главные из которых – малочисленность добровольцев и интриги соседей: "И стали люди той страны подрывать силы народа Йеѓуды и отпугивать их от строительства. И во все дни Корэша, царя Параса, вплоть до царствования Дарэйваша, царя Параса, подкупали они против них советников, чтобы расстроить замысел их. А по воцарении Ахашвероша, в начале царствования его написали они наветы на жителей Йеѓуды и Йерушалаима". (Эзра, 4: 4-6) Если принять, что Ахашверош воцарился в 485 г. до н.э., то видимо, целью наветов было помешать строительству стен вокруг Йерушалаима, без которых Храм был беззащитен, и которые были завершены к 444 г до н.э.(2) Таким образом воцарение Ахашвероша – это время, когда восстановление Храма уже завершено; но обеспечение его надёжной защиты отложено. Большая часть еврейского народа в это время – не в Земле Израиля и личного участия в восстановлении еврейского Йерушалаима не принимают. Значительная часть евреев живёт в столице империи – в Шушане, где и начинается действие "Книги Эстер" - с роскошного пира, устроенного Ахашверошем.

В "Книге Эстер" не указывается по поводу чего пир, а еврейская традиция даёт два повода: подавление мятежей и тайную радость Ахашвероша по поводу того, что Йерушалаим по-прежнему в развалинах, хотя 70 лет, предсказанные пророком Йермиягу уже прошли.(3) И "…устроил царь для всего народа, что был в крепости Шушан, от мала до велика, семидневный пир…" (Эстер, 1: 5) На пир приглашены и евреи, которым не полагается по их религии пить нееврейское вино, видеть, как царь пьёт из кубков, предназначенных для служения в Храме и есть некошеную пищу, да и само участие в семидневном пире чревато нарушением святости субботнего дня.(4)

Достаточны ли все эти нарушения для того, чтобы Господь допустил угрозу гибели избранного Им народа? Евреи Шушан вряд ли могли уклониться от участия в царском пире - тем более что царь Ахашверош, уважающий религиозные обычаи своих поданных, предоставил евреям возможность сидеть отдельно и не есть некошерную пищу(4). Просто они оказались не в Земле Израиля, где могли и должны были быть, а там, где им было удобнее жить. Всё остальное – следствие.

"Традиционный раввинистической комментарий к Книге Эстер даёт портрет еврейской общины Персии. Он изображает преуспевающее, ассимилированное еврейское меньшинство. Стоит обратить внимание на то, что имена Эстер и Мордехай– не еврейские (Мордехай – производное  от имени вавилонского бога Мардук, эквивалент современных имён хороших еврейских мальчиков типа Кристофер или Марк!) Евреи рассеяния достигли большего, чем бедная, борющаяся община, вернувшаяся в разорённую Святую Землю."(5) Имя Эстер с одной стороны явно ассоциируется с именем вавилонской богини Иштар (Астарты), которая в еврейской традиции – один из главных символов язычества; а с другой - это имя переводится как "скрывающаяся", так как она 4 года пряталась от сыщиков Ахашвероша и объявилась только после указа, угрожающего смертью всякому, кто скрывает красавиц от царя, и так как она является скрытым светом для Израиля во тьме рассеяния.(7)

Неслучайно сборник толкований "Мидраш Эстер Рабба"(6) начинается разбором фразы не из "Книги Эстер", а из "Книги Дварим" ("Второзакония"), предупреждающей о тяготах рассеяния: будет жизнь твоя висеть (на волоске пред тобою, и будешь в страхе день и ночь и не будешь уверен в жизни твоей" (Дварим, 28: 66)

Дварим 28:66

И в той же "Книге Дварим" указывается, что Господь не наказывает Свой народ – Он просто на время отворачивается от него:" …и сокрою (истарти) лицо

Мое от них, и будет он истреблен, и постигнут его многие бедствия и невзгоды; и скажет он в тот день: " не потому ли, что нет Бога моего среди меня,  постигли меня бедствия эти?" (Дварим, 31:17)

Созвучие слова "истарти" и имени Эстер связывает и отсутствие Имени Бога в "Книге Эстер", и угрозу уничтожения евреев с сокрытием Лика Бога.

Первая попытка полного уничтожения евреев

Замышляет нечестивый злое против праведника

и скрежещет на него зубами своими.

Господь смеется над ним, ибо видит,

что придёт день его

Псалом, 37:12-13

Сокрытие Лика Божьего неполное и временное, с целью привести еврейский народ к раскаянию; но это идеальное время для вмешательства сил зла. В книге Эстер эти силы представлены в лице Амана. Действия и чувства Амана окрашены всепоглощающей иррациональной ненавистью. Хвастаясь своим богатством и высоким положением, он говорит: " Но всё это ничего не значит для меня, пока вижу я Мордехая иудея, сидящим в воротах царских". (Эстер, 5:13).

Элиас Бикерман утверждает, что Аман просто одержим слепой яростью. «Ѓаман хочет убить Мордехая и "весь народ Мордехая" (Эстер, 3:6), будь они евреи или курды, чтобы смыть в море крови пятно публичного оскорбления". В качестве несколько неожиданного аргумента слепой ярости как доминанты поведения Ѓамана Бикерман приводит "Божественную Комедию", в которой Данте помещает Ѓамана в чистилище вместе с другими" жертвами слепой ярости: Прокне, наказавшей мужа, изнасиловавшего её сестру тем, что сервирует ему на обед мясо их сына, и Аматой, убившей себя из-за того что её дочь вышла замуж против её планов."(8).

Принять эту точку зрения мешают постоянные напоминания книги Эстер, что Ѓаман - амалекитянин, т.е. потомок того самого Амалека, который во время Исхода из Египта напал на евреев без всякого повода и без всякой причины, и память о котором Бог предписывает евреям стереть "из-под неба". (Шмот, 17:14)

Раввинистическая традиция исходит из того, что "ни трон Бога, ни Его Святое Имя …не раскрыты полностью пока в мире существует Амалек.

Подобно тому, как Израиль- носитель Имени Божьего, так и Амалек представляет идолопоклонство и всё низкое антагонистичное Богу…"(9)

Амалекитянин Ѓаман, представляющий всю еврейскую историю как демонстрацию могущества, коварства и неблагодарности евреев, организует пир Ахашвероша с их участием в надежде, что поведение евреев на пиру, когда они "…ели и пили и вели себя недостойно…" станет достаточным основанием, чтобы их Бог лишил их своей защиты.(10)

Один из крупнейших еврейских мыслителей ХХ века рав Йосеф Соловейчик пишет "Для евреев Персии было грубым пробуждением обнаружить, что главной заботой нового премьер-министра было их уничтожение…

Внезапно персидский еврей обнаружил, что его ненавидят ….. Сам факт существования евреев раздражает Амалека, и его ненависть может прорваться внезапно и яростно и найти выражение в массовом убийстве».(11)

Намерению Ѓамана уничтожить евреев противостоят Мордехай и Эстер. Для того чтобы понять это противостояние, важно понять специфику Персидской Империи, представленной в книге Эстер. Эта специфика выражается словом "дат". Это персидское слово, вошедшее в иврит, переводится как "указ", "закон", "обычай", «обхождение"; но при этом оговаривается, что воля царя – закон.(12)

Это слово применяется к широкому диапазону ситуаций: от правил питья на царском пиру и порядка притирания благовониями кандидаток для царской постели и до царского указа, становящегося законом для персов и мидийцев (Эстер, 1:8; 2: 12; 1: 19).Пожалуй, наиболее полно отражает смысл слова "дат" русское выражение "как положено".

Это "как положено" требует от Ѓамана изыскать наиболее  благоприятный день для выполнения его плана уничтожения евреев, и такой день положено определять бросанием жребия, который должен выразить волю богов Ѓамана: "В первый месяц, то есть в месяц Нисан, в двенадцатый год царя Ахашвероша, бросали перед Ѓаманом пур, то есть жребий, изо дня в день и из месяца в месяц до двенадцатого месяца, он же месяц Адар." (Эстер, 3:7).Все жители Персидской Империи получают указ, что евреев намечено уничтожить " в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адар", что все народы должны быть готовы к этому дню и что " список с этого указа следует передать в каждую область как закон ("дат") (Эстер, 3:13-14)

Почему же этот указ вызвал смятение всего столичного города Шушан (Эстер, 3: 15)? Наиболее вероятный ответ - не совсем обычный способ борьбы с врагами Империи: вместо того, чтобы дать приказ царским войскам уничтожить этих врагов, указ повелевает сделать это " всем народам ", обещая за эту работу имущество уничтоженных. Такой подход не только избавляет правительство от расходов, но и позволяет связать народы Империи кровавой порукой. Из расчётов по книге Эстер время между объявлением указа и намеченным днём уничтожения евреев – около 70 дней.(13) Еврейская традиция даёт наглядный пример того, что происходило в эти дни. « Если израильтянин приходил на рынок купить фунт мяса и пучок зелени, перс надсмехался над ним и говорил: " Завтра я собираюсь убить тебя и разграбить твоё имущество"(14) Многие, начиная от Вольтера (не отличавшегося симпатией к евреям) и до современных авторов спрашивают: что же мешало евреям в этой ситуации в течение этих 70 дней восстать и сражаться с врагами? Однако, в 1690 г. французский богослов Боссюэ восхвалял лояльность евреев: "даже под угрозой уничтожения они ничего не предприняли против их законного суверена " (15) Таким образом, даже в дни, когда для персидских евреев всё идёт не « как положено », они пытаются вести себя " как положено ": они не борются против царского указа; но предаются скорби: "И в каждой области, на месте, куда доходило слово царское и указ его, - скорбь великая у иудеев, и пост, и плач, и причитание; и были вретище и пепел постелью для многих". (Эстер, 4:3)

"Сказал р. Абба бен Кагана: «Передача перстня Ахашвероша (Ѓаману) достигла больше, чем 48 пророков и 7 пророчиц (времён Первого Храма).

Пророки не преуспели обратить евреев от зла к добру, а передача перстня обратила."(16)

 

Всенародные скорбь и пост могут вызвать Милосердие Бога - в книге Ионы эти средства оказались достаточными для того, чтобы Бог сменил гнев на милость и пощадил город Ниневию.

Однако, в данном случае этого недостаточно. Должны появиться люди, которые достойны стать орудием спасения евреев в руках Бога.

Орудие спасения евреев.

«…да скажет слабый: силён я.»

Книга пророка Йоэля, 4: 10

Эти люди Мордехай и Эстер. Их первая реакция – такая же , как и у всех евреев: "…и разорвал Мордехай одежды свои, и возложил на себя вретище и пепел; и вышел он на середину города, и закричал криком великим и горестным. И дошёл до царских ворот, так как нельзя было входить в царские ворота во вретище…" (Эстер, 4:1) Есть некая грустная ирония, что даже в минуты крайней скорби Мордехай остается законопослушным подданным царя. Мордехай – отнюдь не политик. Он – религиозный лидер, член Санѓедрина, потерпевший неудачу в попытке убедить евреев не идти на пир Ахашвероша, да ещё вынужденный оправдываться в нарушении царского указа, обязывающего всех преклониться перед Аманом, тем, что не кланялся он не из-за гордыни, а потому, что на груди Амана был целый иконостас языческих богов.(17)

Эстер ещё менее Мордехая готова к предстоящей борьбе: "И пришли служанки Эстер и евнухи её, и рассказали ей, и царица очень испугалась («во-титхалхал»)…» (Эстер, 4: 4) Использование слова «титхалхал», связанного с такими понятиями как физические и душевные муки, для обозначения испуга Эстер комментировалось как неожиданные месячные и даже как выкидыш.(18)

Эстер вообще находится в весьма сложной ситуации, к которой её не готовили. Она - воспитанница Мордехая, по мнению некоторых из комментаторов предназначавшаяся ему в жёны, вдруг обнаруживает себя в заведомо запрещённом еврейскими законами браке с не евреем – царём, не так давно устранившим свою первую жену за неповиновение. Как царица, она более чем другие связана принципом " как положено " и её неуверенность в будущем ещё усугубляется тем, что она "не была звана к царю вот уже тридцать дней." (Эстер, 4: 11) Когда Мордехай передаёт ей, что она должна пойти к царю "… просить о народе своём ", она объясняет, « что для каждого мужчины или женщины, которые придут незваными во внутренний двор к царю, один закон ("дат") для них - смертная кара; только тот, кому протянет царь свой золотой скипетр, тот останется в живых." (Эстер, 4:9-11) Ответ Мордехая суров: "не полагай в душе своей, что спасёшься в доме царском одна из всех иудеев. Ибо если ты промолчишь в такое время, спасение и избавление придут к иудеям из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете; и кто знает, не для такой ли поры и достигла ты достоинства царского…" (Эстер, 4:13)

И тут происходит удивительное превращение испуганной женщины Эстер в Эстер-царицу, не просто жену царя, а защитницу и представительницу своего народа. Теперь уже она повелевает Мордехая: " Иди, собери всех иудеев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня: не ешьте и не пейте три дня – ни ночью, ни днём; и я со служанками моими буду так же поститься, а потом пойду к царю, хотя это и не по – закону, и если уж погибать мне, то погибну. " И Мордехай делает "всё так, как велела ему Эстер". ( Эстер, 4: 16-17)

Пост Эстер отражает двойственный характер праздника Пурим. "Обычно в наших представлениях Пурим связан со вседозволенностью и весельем, когда забываешь всё и перестаёшь воспринимать окружающее. А на самом деле Пурим, кроме того, есть день самосозерцания и наполненного молитвой размышления… Поскольку совместить два противоположных по духу настроения в один день невозможно, наши Учителя установили накануне Пурима пост Эстер…., когда читается "Отец наш, наш Царь, мы согрешили перед Тобой" и другие молитвы такого рода и преобладает настроение торжественного покаяния. Пост Эстер…представляет собой самый настоящий день Пурима: в нём отражены страшные предчувствия и молитвы евреев в тринадцатый день месяца Адар, день битвы с врагами. Сам же день Пурима знаменует последовавшую за этим победу, неожиданное чудесное спасение народа".(19)

В чём же чудо Пурима?

Чтобы ответить на этот вопрос следует обратить внимание на двойственный характер понятия чуда в иудаизме. С одной стороны, евреи воспринимают повседневную жизнь как чудо и трижды в день благодарят Бога: "за каждодневные чудеса Твои, за Твои знамения и чудеса, которые Ты творишь всегда, вечером, утром и днём".

С другой стороны, в Пурим добавляется специальная благодарность - "…за знамения, и за чудесное избавление, и за победу в войнах, и за могущество Твоё, которые Ты явил отцам нашим в их времена, в эти же дни года - в дни Мордехая и Эстер."

Это единство будничного и сверхъестественного чуда, пожалуй наиболее выпукло отражает следующая история из израильского фольклора ХХ века: "Как-то праведников из Цфата спросили, каким образом удалось спасти город от арабских погромов в ходе Войны за Независимость. А надо сказать, что арабы планировали устроить в Цфате такую же резню, как в своё время в Хевроне. Город был окружён со всех сторон, и надежды на спасение практически не было. Но в последний момент до Цфата добралась рота ПАЛЬМАХ. Так вот праведники ответили, что спасение Цфата произошло двумя путями. Естественным: поскольку праведники молились о спасении города и их молитвы были услышаны. И чудотворным: так как ПАЛЬМАХ успел прийти на помощь жителям".(20)

В тексте книги Эстер нет прямого указания на чудесное вмешательство Бога. В комментариях говорится о скрытых чудесах: о чудесном вещем сне Эстер,(21) о посланной Богом бессоннице Ахашвероша,(22) приведшей к чтению летописи, упоминавшей о спасении царской жизни Мордехаем, об ангелах посланных поддержать ослабевшую от поста Эстер(23).

Зато есть явные чудеса: противостояние Мордехая всесильному царскому фавориту (27); объединение рассеянного еврейского народа в минуту смертельной опасности; превращение испуганной женщины Эстер в царицу-

Книга пророка Йоэля, 4: 10.

 Защитницу своего народа, заслужившую, чтобы книга, излагающая эту историю спасения еврейского народа от уничтожения, носила её имя

Осуждённые на смерть убивают палачей

Как ужасны чудеса Твои, ибо обречённые на

убиение убивают своих убийц…

Мидраш Рабба Эстер, 10:15

 

Это животное очень свирепое -

когда на него нападают, оно защищается.

Из средневекового бестиария

Особого рассмотрения заслуживает чудо победы евреев над теми, кто готовился их убивать и грабить.

После того, как царь узнаёт, что его жена принадлежит к народу, который его первый министр собирается истребить, участь первого министра решена; но остаётся царский указ, призывающий все народы империи убивать евреев. Отменять царские указы – " не положено ", однако, есть выход – написать новый указ " о том, что царь разрешил иудеям каждого города собраться и встать на защиту жизни своей: истреблять, убивать и губить всех вооружившихся из народа и из области, тех, кто готов напасть на них, - с детьми и жёнами, и разграбить имущество их в один день,…." (Эстер, 8: 11)

Этот один день- тот же день, на который намечен был еврейский погром. Э. Бикерман (15) отмечает, что между написанием нового указа и днём битвы между евреями и их врагами проходит время достаточное для подготовки обеих сторон. Однако, в эти месяцы время работало в пользу евреев. Неожиданные падение Ѓамана и возвышение Мордехая напугали врагов евреев " и многие из народов страны стали иудеями, потому что охватил их страх перед иудеями. " ( Эстер 8 : 17) Для таких людей, обратившихся в иудаизм со страха в Талмуде используется специальный термин – "герей Мордехая и Эстер"(24).

Евреи убили более 75 тысяч из своих врагов; " а на грабёж не простёрли руки своей. " (Эстер 9: 1-17) Чудо их победы объясняется просто: "… никто не устоял против них, ибо страх пред ними охватил все народы". (Эстер, 9:2)

Необычное поведение евреев, предпочитавших убивать, а не быть беззащитными жертвами вызвало суровую критику со стороны просвещенных христианских теологов.(25)

Если в отношении Лютера к книге Эстер просто проявилась его зоологическая юдофобия, а его современник Конрад Пеликанус возмущался книгой Эстер, описывающей триумф "вероломных" и "вонючих" евреев, то блестящий немецкий ориенталист и библеист XVIII в. Михаэлис осуждает книгу Эстер с позиций своего времени. Его модерноцентризм проявляется в осуждении с позиций гуманизма, рационализма и универсализма XVIII в. высокомерия Мордехая и "ненасытной мстительности" Эстер; он утверждает, что самые худшие враги евреев не могли бы изобрести чего-либо более вредного для осуществления еврейских надежд на улучшение отношения к ним. Однако ключом к пониманию его подхода может служить его удивительный по откровенности комментарий к сообщению книги Эстер (Эстер, 8: 15) о радости всего города Шушан возвышению Мордехая: «Среди нас наверняка не было бы радости, если бы еврей был назначен премьер-министром. "Такой подход оказал влияние и на последующее рассмотрение Книги Эстер некоторыми христианскими теологами. Так, например, в 1908 г. профессор Хартфордской Теологической Семинарии пишет, что скорбь жителей Шушан по поводу намеченного уничтожения евреев (Эстер, 3:15) представляется ему маловероятной.

 

Еще более острую ненависть вызвала история еврейской победы, описанная в "Книге Эстер" в России ХХ века. Российский журналист, бывший депутат Государственной Думы Шульгин, считавший евреев главной движущей силой революции 1917 г., в своей книге " Что нам в них не нравится" писал: " Евреи, как известно, свято чтут повеление кровожадной Эсфири и мстительного Мордехея, который только "покушение амановцев", партии антисемитов при дворе царя Артаксеркса, покарал казнью 75 тысяч человек. Каждый год празднуется Пурим 14 Адара, и подновляется кровавая память о неистовствах адаристов (называю их так по аналогии с декабристами, которые тоже 14-го числа предлагали устроить свою резню).

И это массовое уничтожение людей, этот настоящий погром персов, а также других народностей (причем были вырезаны, как чувствуется из текста Библии, влиятельные лица в каждой области и городе, уничтожена интеллигенция того времени – вероятно по спискам, давно заготовленным) считается деянием героическим и священным"(26).

В современной России профессор Московской духовной академии, автор учебника "Основы Православной культуры", член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Госдумы по делам общественных организаций и религиозных объединений дьякон Кураев в книге "Как делают антисемитом" пишет: "Кто эти 75 000 уничтоженных персов? Вряд ли это были крестьяне – те евреи, что добровольно остались в Междуречье, наверно уж не ради занятий земледелием и рытья арыков пренебрегли возвращением на родину. Если евреям было в Персидской империи лучше, чем в Палестине – значит, они проникли в имперские государственные и торговые элиты. Значит, там и были у них конкуренты и недруги. А, значит, и вырезанию подверглась элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена. Как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня? Есть ли другой народ на земле, который с весельем празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств?"(27)

Не следует забывать, что христианские церкви рассматривают "Книгу Эстер" как одну из священных книг Библии. При этом даётся весьма вольная трактовка "Книги Эстер", которую предлагается рассматривать либо как абстрактный символ борьбы Света и Тьмы, либо как прообраз христианства, в котором царь Ахашверош - прообраз Небесного Отца, Мордехая – Христа-Спасителя, Эстер - вечный и истинный Израиль, Вашти- иудаизм, не принявший Христа, Ѓаман –Сатана и т.п. (28, 29)

Накал юдофобии доходит даже до готовности пожертвовать христианством лишь бы не допустить тлетворного влияния евреев на Россию: "Русская православная церковь …по сути признает, что христианство – это "троянский конь", протащивший "иудаин" (выражение Ницше) в культуру арийских народов… Реальная альтернатива иудаизма возможна только на почве, условно говоря, язычества.(30)

Исключением в общехристианской настороженности и даже недоброжелательности по отношению к "Книге Эстер" были кальвинисты Нидерландов. "Голландцы XVI-XVIII веков в их борьбе с испанской тиранией и преследованиями со стороны католической церкви идентифицировали себя с древним Израилем. Эта идентификация нашла особенно яркое отражение в их любви к "Книге Эстер"…В голландской культуре история Эстер приобрела огромное значение. Эта история проявляется в литературе и изобразительном искусстве Нидерландов 17 века чаще, чем когда-либо в истории. В таких пьесах, как "Эстер" Якоба Ван Зевенкота, "Аман" Якоба Ревиуса, "Эстер – картина повиновения" Никласа Фонтейна и "Эстер или спасение евреев" Йоганнеса Сервуотера, публика легко распознавала в Амане, требующем поклонения идолам, католическую Испанию. С другой стороны Эстер и Мордехай воспринимались как персонификация благочестивых голландцев. Для тех, кто стремился к более глубокому пониманию предлагалась поэма "Вашти" Якоба Катса или написанное в 1636 г. прозаическое произведение Йоганнеса де Саефа "Мордехай – христианский патриот". Уже в XVI веке перед восстанием против испанской власти Мартен Ван Хеемскерк создает серию иллюстраций к "Книге Эстер". Учитель Рембрандта Питер Ластман в 1617 г. пишет "Триумф Мордехая", а годом позже – "Аман, умоляющий Эстер о пощаде". В 1625 г. его учение Йан Ливенс пишет "Пир Эстер" Позднее Рембрандт посвятил многие из своих произведений истории Эстер... Когда у принца Оранского штадхолдера Фредерика Хендрика и его жены Амалии Ван Солмс в 1626 г. родился сын (будущий Вильгельм Второй) кальвинистский пастор обратился к первой даме Нидерландов со словами:" Мне представляется, что я стою перед великой царицей Эстер… О счастливая принцесса, о вторая Эстер"(31)

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что евреи, убивавшие своих врагов, не воспользовались предоставленным им указом грабить.

РАШИ(32) даёт две причины этого: во-первых, евреи Персидской империи не хотели, чтобы их заподозрили в убийствах из корысти, а во-вторых, евреи столицы не хотели вызвать обретённым ими через грабёж богатством зависть царя. Эти объяснения предполагают у евреев Персидской империи бόльшую политическую мудрость и ответственность, чем у их духовного вождя Мордехая, просто использовавшего для своего указа формулу указа Ѓамана, Э. Бикерман считает(33) , что евреи следовали запрету на какое бы то ни было использование имущества Амалека . (I Книга Царей, 15:21).

Это смелое предположение в свою очередь вызывает сомнения - тем более что "… с VIII в. до н.э. амалекитяне, как видно, окончательно прекращают своё существование"(34).

Более правомерным представляется предположение, что евреи времён Эстер уже воспринимали термин "амалекитянин" не как этническую, а как некую моральную и психологическую характеристику.

Рав Ѓирш (1808-1888 гг.) даёт развёрнутую концепцию природы Амалека: "Евреям было необходимо научиться быть народом Господа и одновременно быть народом среди других народов – с учётом противостояния человеческому насилию.

Средством обучения стал Амалек.

Ночная атака ангела – хранителя Эйсава на мирном пути Йаакова к личной независимости привела к векам вынужденной борьбы его потомков, которая должна завершиться их победой. Точно так же внук Эйсава Амалек атакует потомков Йаакова на их пути к национальной независимости.

Амалек признаёт единственную силу в мире – силу меча. И он не знает отдыха, пока хоть одно сердце бьётся свободно и не дрожит перед его мощью.

Амалек видит в Израиле объект смертельной ненависти и презрения, т.к. Израиль верит в силы духа, которые не подчиняются силе меча. В народе, представляющем величие, которое человек может достигнуть мирным путём, Амалек видит пренебрежение его (Амалека) принципами и чувствует угрозу своему существованию. Не Амалек опасен для морального будущего человечества, но "зехер амалек", т. е. прославление памяти Амалека.

До тех пор, пока история человечества будет прославлять героев меча, пока те, кто громоздили убийство на убийство, не погрузятся в забвение, до тех пор, пока каждое последующее поколение не перестанет прославлять "великих" силы и насилия, их память будет пробуждать желание подражать прославляемым героям и стремиться достигнуть такой же славы теми же методами насилия.

Только тогда, когда Божественные законы морали станут единственным критерием в оценке великих и малых – только тогда Амалек навечно исчезнет из мира."(35)

Религиозный философ ХХ века Эммануэль Левинас пишет: "В понимании раввинов Амалек – это не некое пустынное племя, когда-то воевавшее с евреями,…Война с Амалеком – парадигма экстремальной, ядовитой и ничем не спровоцированной ненависти к евреям."(36)

В пользу трактовки понятия Амалек как идейной, а не этнической общности можно привести еще два аргумента: отмена раввинами ограничений на переход в иудаизм амонитян и моавитян, поскольку нашествие Санхэрива (VII в до н.э.) перемешало все народы(37) и упоминание потомков Амана, учащих Тору в Бней Браке(36), т.е. не только перешедших в иудаизм, но и ставших благочестивыми иудеями. Такой подход согласуется с тем, что в "Книге Эстер" Мордехай из колена Биньямина именуется Мордехай-иудей – так же, как и остальные евреи, т. е. решающим становится не этнический, а религиозный критерий.

Веселья радости и веселье протеста

Возрадуются Израиль Создателю своему,

возрадуются сыновья Сиона своему Царю.

Танцуя, восхвалят они Его Имя, будут играть

пред Ним на бубне и на арфе

Псалом, 149: 2-3

 

…они - юмористы на психической почве…

А. и Б. Стругацкие «Отель "У погибшего альпиниста"».

Экстатическое служение Богу песней и танцем появилось в иудаизме раньше упорядоченного Богослужения – например песни Моше и Мирьям после перехода через море. Однако, и значительно позже оно имело место. Яркий пример – пляска царя Давида перед ковчегом: "И Давид плясал изо всех сил пред Господом; а опоясан был Давид льняным эйфодом*" (II Книга Шмуэля, 6:14). Жена Давида Михаль осуждает его за неподобающее царю поведение, за что Бог карает её бездетностью.

Давид призывает весь мир: "Радостно восклицайте Господу – вся земля!

Служите Господу в радости, предстаньте перед Ним с пением"

(Теилим, 100:1-2)

Наиболее полно идея радостного служения Господу была развита цфатскими каббалистами XVI века. Рав Хаим Виталь писал: "Любовь к Богу ("аѓава") и страх перед Ним ("иръа") – два крыла, возносящие человека к Небу. "Иръа" - в самоограничении ("мидат ѓистапкут"), а любовь к Богу – в радости человека своему уделу". Праздничная радость – это радость исполнения заповеди Бога ("симхат мицва"). Неисполнение заповеди служить Богу в радости наказывается: "И придут на тебя все проклятья эти …За то, что не служил ты Господу Богу твоему с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего" (Дварим, 28:45-47)

Раби Симха Буним из Пшисухи (1765-1827) объясняет эти слова: следующим образом: "Тора не уточняет, за какие грехи будет наказан еврейский народ. Единственный грех, специально упомянутый в этой фразе - "За то, что не служил ты Господу Богу твоему с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего".

Рабби Нахман из Брацлава (1772-1810 гг.) говорил: "Главное в рассудительности – веселость, ибо в веселье можно управлять своим разумом и заставить его размышлять о его вечном предназначении. Ибо веселье – это мир свободы, и если человек соединяет веселость с разумом, то его разум на свободе, а не в плену, но при мрачной и черной тоске – разум и рассудок в плену… И следует порой веселить себя шутками. От множества горестей человеческих – когда каждый страдает от телесных, душевных и денежных невзгод – люди, по большей части, не способны развеселиться иначе, как при помощи острот"(39).

Настроению праздника Пурим особенно соответствуют обращенные к Богу слова: " Превратил Ты скорбь мою в танец…." (Псалом, 30:12). Эти слова отражают парадоксальность и неожиданность событий, изложенных в книге Эстер. " Здесь царит иррациональность событий и настроений: страх и ужас переходят в ликование… Пурим воплощает в себе идею неустойчивости, шаткости и уязвимости, которые характерны для человеческой жизни вообще, а для судьбы евреев в особенности."(40)

Резкий переход от ужаса к ликованию – нелёгкое испытание для психики – тем более что, как говорит Мидраш: "… мы всё ещё остаёмся рабами Ахашвероша…"(18) Всё это приводит к желанию радоваться сегодняшней победе, понимая, что будущее скрыто – так же, как пуримные маски скрывают лица. Однако, страх перед этим скрытым будущим остаётся.

Для преодоления этого страха традиции Пурима предлагает несколько способов.

Первый – подарки родным и друзьям, напоминающие об общности народа.

Второй – помощь бедным, так как, проявляя милосердие по отношению друг к другу, евреи как бы взывают к милосердию Бога: " Лучше проявить более усердия в выполнении заповеди о подарках беднякам, чем в выполнении заповедей о трапезе и посылании яств другу.

Ведь нет большей радости, чем возвеселить сердца бедняков и сирот, и вдов и геров. И тот, кто радует этих несчастных, подобен Провидению, как сказано: " Оживлять дух униженных и одушевлять сердца угнетенных" (Исайя, 57:15)(39)

Третий – публичное чтение " Мегилат Эстер": напоминание о страшной опасности и о чудесной победе над врагами евреев – опасности, не исчезнувшей вместе с Ѓаманом, имя которого 54 раза повторяется в "Мегилат Эстер". Своеобразным свидетельством ощущения этой опасности является обычай, согласно которому всякое произнесение имени Ѓамана община встречает шумом.

Четвёртый – напиться так, чтобы радость Пурима оказалась сильнее страха перед завтрашней опасностью, напиться так, чтобы не различать благословение Мордехаю от проклятия Аману (42) "Если ты не сможешь отличить Мордехая от Амана, тебя не будет удручать мысль, что благородный Мордехай часто терпит поражение от злобного Амана " (43)

 И наконец – проверенное еврейское оружие - смех: если зло нельзя победить окончательно - его можно высмеять. Смех помогает преодолеть страх. В "Книге Иова" эта мысль выражена словами: " Над грабежом и голодом смеяться будешь, и зверя земли не бойся" (Иов 5:22) Традиционным методом высмеивания зла стали сатирические представления, разыгрываемые в Пурим - пуримшпили, в которых евреи на протяжении веков высмеивали и угнетающую их власть, и самих себя.

Сама " Книга Эстер" предлагает такой подход: "…автор книги Эстер не писал историю, он играл в написание истории, даже превращал это занятие в бурлеск…"(44) Впрочем, "Книга Эстер" скорее напоминает карнавал, в котором каждый из персонажей играет больше одной роли (или меняет маски).

Сама Эстер предстает в начале книги как скромная и благовоспитанная еврейская девушка, преступившая запрет брачных отношений с не евреями и ставшая женой иноверца-царя. И эта девушка должна очаровать царя Ахашвероша, гурмана, для которого женщина подобна изысканному кушанью. Не случайно процедура подготовки (притираний) девиц перед визитом к царю напоминает кулинарный рецепт:"…шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев благовониями и женскими притираниями…" (Эстер 2:12) Эстер настолько очаровывает царя, что он провозглашает ее своей женой-царицей. ( Эстер 2:17) И эта царица оказывается верной своему народу и даже духовной руководительницей этого народа. Более того, она добивается, чтобы история спасения евреев и их победы над врагами была записана, несмотря на сопротивление еврейских мудрецов её времени. Она пророчествует: "И дни эти, дни Пурима не отменятся у иудеев, и память о них не исчезнет у потомков их" (Эстер, 9:28)

О том, как оценивали события, изложенные в "Книге Эстер", мудрецы Талмуда говорят слова Раввы (280-352 гг.), толкующего принятия праздника Пурим евреями как повторное и добровольное принятие Торы: "…сыны Израиля вновь приняли Тору во дни Ахашвероша, ведь написано: "Подтвердили евреи и приняли на себя и на потомков своих, и на всех присоединившихся к ним…" (Эсф., 9:27). То есть подтвердили то, что уже приняли" (45) 

 

Псалом 30:12 

Иов 5:22

  Сам Ахашверош, кажущийся эпикурейцем, интересующимся только пирами и женщинами, оказывается хитрым интриганом- провокатором. Сначала он избавляется от царицы Вашти, которая, будучи принцессой – потомком последнего вавилонского царя Белшацара(46), презирает и ненавидит выскочку-узурпатора Ахашвероша(47). Затем он делает первым министром представителя нац. меньшинства – амалекитянина, надеясь, что такой министр вряд ли сможет сговориться с персидской знатью против царя. Он возвышает этого амалекитянина с двумя целями: дать народу объект ненависти и испытать его верность. Когда же его жена вдруг оказывает особое благоволение Ѓаману, приглашая его на обед, Ахашверош подозревает заговор жены и первого министра и начинает лихорадочно искать, кому можно верить и велит принести

памятную книгу летописей.(48) Ѓаман, носящий маску верного слуги царя, но мечтающей о почёте и власти, подтверждает его худшие подозрения, предлагая почтить человека, любимого царем шествием такого человека по столице в царском одеянии, увенчанного царской короной и на царском коне, имея в виду себя самого (Эстер, 6:7-9) Неслучайно царь повелевает почтить Мордехая именно так, как предлагал Ѓаман; но без царской короны (Эстер 6:10)

 Веселье и юмор Пурима – своеобразное выражение особенностей еврейского религиозного мышления: "юмор несёт религиозное послание. Юмор выражает наше ощущение трансцендентности неисправимой реальности и наше принятие её святости со всеми её ограничениями….. Принимая святость слишком серьёзно, мы подменяем бесконечного Бога, которому мы стремимся служить, нашими религиозными представлениями - относительными и ограниченными. … Смеясь над нашими формами религиозного служения и над окружающей нас реальностью, мы признаём, что наши религиозные надежды могут быть ошибочными; но тем самым мы подтверждаем их – как бы живя в реальности избавления, находящейся за пределами нашего бытия. " (40)

 Насмешка над реальностью, над собой, над своими надеждами на незаслуженное спасение – это веселье протеста против всего, над чем еврей не властен, и выражение требовательной еврейской любви к Богу - зеркальное отражение Его любви к еврейскому народу.

Ссылки

1."Краткая Еврейская Энциклопедия ", (Далее " КЕЭ ".), т. 6, с. 888, Иерусалим 1992)

2. Эфраим Вольф "Культ, этика и ранняя история евреев согласно ТАНАХу ", сс.170, 176, 190, Иерусалим, 2002

3. Louis Ginzberg " The Legends of the Jews. Bible Times and Characters From Joshua to Esther" v. 4, p.366, Philadelphia The Jewish Publication Society of America, 5707-1947. (Далее " LJ ")

4."LJ ",рр.370,371

5. Irving Greenberg "Guide to Purim ",(Далее " GP " .) p. 2, National Jewish Conference Center,New York City"

6. Midrash Esther Rabba." ( Далее " MER") рp.1,25, Soncino Press, London 1939

7." LJ ",. Р.384

8.. Elias Bickerman " Four Strange Books of the Bible " ( Далее " FSBB " )

p.188, Schocken Books ,New York

9. Solomon Schechter " Aspects of Rabbinic Theology." p.99,

Shocken Books,New York, 1972

10. "MER",pp. 92-98

11. " GP ", p.3

12. Francis Brown, S. R. Driver,Charles A. Briggs ( eds.) " Hebrew and English

Lexicon of the Old Testament .", p.206, Clarendon Press , Oxford ,1979

14. "MER",p.103

15. "FSBB " ,p. 191

16. "Babylonian Talmud.( Далее " В.Т". ) Megillah 14 aleph"

17. " MRE" pp.82,83-84

18. " MRE", p.105

19. Рабби Соловейчик " Катарсис " (Далее «К ») с.71, "Амана-Маханаим ", Иерусалим

20. Владимир Поляк " Прямой взгляд", " МИГ" , 14.11.2002 , с.12

21. "MRE", p.106

22 ."MRE", p.115

23. ."MRE", pp.428-429

24. "B.T. Yebamot" 24 bet

25 . "FSBB" “ , pp .215-218

26. Евгений Левин "Книга Эстер против антисемитов" booknik.ru/… /all/kniga-yester-protiv-antisemitov/.

27. Андрей Кураев " Как делают антисемитом"  www.soborpokrova/ books/…/index.shtml?

28. "An Exposition of the Book of Esther. A Christian Commentary"  bereansearching.wordpress.com/…/an-exposition-of-the book-of-esther

29. " The War Against Purim" www.ucalgary. ca/-elsegal/Shokel/89031-Purim-War.html

30. А.Широпаев " Зачем русским еврейский бог? "www.liveinternet.ru.results

31. "Rembrandt Jews" by Steven Nadler pp.98,100, 103  "The University Chicago Press"2003

32. " Мегилат Эстер с комментариями РАШИ Э (иврит), стр 36-37, 41, " Орот Хаим" Иерусалим 1985

33. "FSBB " ,p.197

34." КЕЭ ", т.1,с.106

35. " The Pentateuch" translated and explained by Samson Raphael Hirsch, v.2, pp. 231-235

36. "Emmanuel Levinas" by Richard Cohen  "Interpreters of Judaism in the Later Twentieth Century", p.220-221, Jerusalem 1993

37. В.Т. Berachot 28 aleph

38. B.T. Sanhedrin 96 bet; Gittin 57 aleph

39. "Пурим. Значение и обычаи праздника", стр.10 Иерусалим 1993

40. "К ", с.72

41. РАМБАМ " Мишне Тора. Гидхот Мегила"

42. B. T.. Megillah 7 бет

43. “ GP “, р. 17

44. " The Book of Esther and Ancient Storytelling" by A.Berlin  JBL, 120, n.1, pp.3-14, 2000

45. " Вавилонский Талмуд. Антология Аггады" т.1, стр.111

46. " LJ ", p.373

47. " LJ " p. 366

48. " Вавилонский Талмуд. Антология Агады" т. 2, стр. 83-84



*  эйфод - короткая безрукавка.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2186




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer3/Utevsky1.php - to PDF file

Комментарии:

Рита Гензелева
Ришон леЦион, Израиль - at 2012-04-14 17:12:52 EDT
Rishon le Zion, Gibshtein 15/12

75313



Уважаемый Лев!

Нахожусь под впечатлением от Вашей статьи, её актуальной проблематики, аргументированности, широты авторского видения и новизны. Последнее особенно касается анализа восприятия Пурима неевреями, где в поле зрения, наряду с толкованиями представителей христианских церквей, включены явления мировой художественной культуры.

Нимало не умаляя значения немногих знакомых мне работ современных русскоязычных авторов, писавших о Пуриме ( ст. Д. Паланта «Тайна маски» или составленный Пинхасом Полонским сб. «Пурим» (смысл и философия Пурима…), воспринимаю Вашу работу более ёмкой и злободневной. К примеру, Ваше толкование «сокрытия лица Всевышнего» более убедительно и актуально.

Успех Вашей статьи, с моей точки зрения, обусловлен не только основательным знакомством с еврейским наследием – трудами мудрецов, Талмудом, Мидрашами , комментариями и пр., но и современной научной методологией, опытом современного учёного.

Спасибо!

Рита Гензелева.

Националкосмополит
Израиль - at 2012-04-01 10:32:03 EDT
«На первый взгляд, с праздником Пурим всё ясно. Это "…праздник, согласно кн. Эсфири (9:20-32), учреждённый Мордехаем и Эсфирью в память о чудесном избавлении евреев Персии от гибели, которую им уготовил царский сановник Ѓаман".»
---------------------------------------

Уважаемый!
Ну вы хотя бы главу «Эстер» прочли бы в Танахе перед тем, как за эту статью браться.
Ведь написано там ясно, что речь шла о всех евреях Великой Персидской Империи, живших на территории «от Нила до Ганга», т.е. о поголовном уничтожении не «евреев Персии», как вытекает из вашего контекста, а ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕХ ЕВРЕЕВ МИРА!
Таким образом в результате операции «Эстер» были неопровержимо выявлены персонально все потенциальные еврееистязатели и убийцы, и потом в два дня точечно уничтожены.
Прекрасный идеал-пример выявления и точечного уничтожения смертельных врагов евреев и для сегоднешнего дня.

П. Коломенский
- at 2012-03-15 18:33:40 EDT
Вопрос "зачем и почему Господь..." чего-то сделал или не сделал может возникнуть только у спец-ста по научному афеизму - уж простите великодушно...
udr dffvfd
- at 2012-03-14 19:33:00 EDT
erge 4t4t
Манасе
Германия - at 2012-03-14 16:52:26 EDT
О Господи все толкование, как палцев небо! пурим не что иное как выход из Египта по другому
Е.М.
- at 2012-03-14 01:33:07 EDT
Пробный отзыв