©"Заметки по еврейской истории"
март  2012 года

Сэм Ружанский, Леонид Комиссаренко

 

Освальд Руфайзен: "Я родился Евреем и умираю Евреем"

...большой успех Освальда

состоит не только в том,

что он спас нас... но в том,

что он остался Человеком

в Нечеловеческих условиях.

Узница гетто Фани Билтски

Читатель вероятно уже догадался, что речь пойдет об известном монахе-кармелите еврее брате Даниэле, истории жизни которого мы посвятили уже не одну публикацию. Мы еще не начали писать эту новую статью, как уже слышны голоса наших «почитателей»: «Сколько можно об этом выкресте писать!?»

Мы думаем, точнее, мы уверены, что последние далеко не правы. И вот почему: действительно, сегодня об Освальде Руфайзене написано несколько книг, начиная от честной и педантично правдивой книги пастора Дитера Корбаха и фундаментальной работы доктора социологии Нехамы Тэк и кончая своеобразным римейком двух этих книг, выполненным Людмилой Улицкой; плюс несчетное количество больших и малых публикаций на многих языках мира.

При всем различии этих материалов, включая частично и предыдущие наши статьи и интервью, их объединяет одно – все они в большей или меньшей степени основываются на той щедрой информации, которая имеется в книгах Корбаха и, особенно, Тэк. В тоже время, при всем уважении ко всем авторам, мы должны отметить, что им все-таки не удалось создать до конца полноценный объемный портрет Освальда.

Мы тоже старались, хотя может быть и не совсем успешно, дополнить представление об Освальде, опубликовав заметки (краткие воспоминания) игуменьи Эйжебии Бартковяк и прихожанки Ольги Агур, каждая из которых имеет свой отличный от многих взгляд на Освальда, взгляд изнутри событий. И к их мнению стоит прислушаться, поскольку обе тесно общались с ним на судьбоносных поворотах его жизни.

Первая из них, игуменья, провела вместе с ним под крышей монастыря в г. Мир 16 месяцев, в то время, когда каждый день мог стать последним днем жизни обоих. Именно на глазах Игуменьи и при ее активном участии произошел самый серьезный, самый тяжелый и самый крутой поворот в жизни Освальда – он крестился и впоследствии стал Братом Даниэлем. (см. статью «Портрет Освальда Руфайзена»).

Вторая, Ольга, как член прихода Освальда, кроме регулярного, в течение нескольких лет, присутствия на всех его службах, участвовала во многих его мероприятиях и конечно же в неформальных встречах-беседах, зачастую за чашкой чая. Ольга является непосредственным, почти каждодневным свидетелем (изнутри!) не всегда легкой жизни Освальда в Израиле. (см.публикацию «Благодаря Даниэлю я нашла себя в Израиле», беседа с Ольгой Агур. Как Нехама Тэк и Дитрих Корбах, так и игуменья Эйжебия Бартковяк и прихожанка-журналист Ольга Агур с максимальной точностью донесли слова самого Освальда, поскольку все они общались с ним на языках, которыми Освальд владел в совершенстве: с Тэк – на польском и иврите, с Корбахом – на немецком, с Бартковяк – на польском и, наконец, с Агур – сначала на русском, а потом они перешли на иврит.

И все-таки нам очень, ну просто очень, хотелось услышать, и мы надеемся, что читатели поймут нас, услышать голос самого Освальда, так сказать, из первых уст. И это... оказалось возможным – двое израильтян Амир Гера и Шалом Руфайзен сняли одночасовой фильм под названием «Brоther Daniel, The Last Jew» (Брат Даниэль, Последний Еврей.).

Да, да вы правильно догадались: Шалом Руфайзен является отдаленным племянником Освальда!

Так вот, возвращаясь к фильму, мы со всей ответственностью заявляем, что он предоставляет вам редчайшую возможность не только услышать,! но и увидеть! самого Освальда Руфайзена, рассказывающего о всех страшных и сложных – в полном смыслу этого слова – перипетиях своей жизни. Одна «беда» – кроме одной короткой фразы на немецком, Освальд все время говорит на иврите, а мы с вами, как и подавляющее большинство евреев «popolo sovietico», абсолютно не знаем этот язык. Там, правда, есть английские титры, но опять же и с этим языком далеко не все на ты.

В этом фильме не только можно «повидаться» с Освальдом – создателям фильма удалось собрать и заснять более десятка израильтян (мы подчеркиваем израильтян!), тем или иным образом связанных с его судьбой. Всех участников этого своеобразного многопланового видеоинтервью можно разделить на две больших группы: одна – пережившие Холокост, другая – знающие о Холокосте по материалам СМИ.

В первую группу входит Хэла, жена брата Освальда, и несколько человек, спасшихся из гетто. Во второй группе более пестрый состав : это племянники Освальда и его брат Арье Руфайзен, помощница Освальда немка Элишева и член Верховного Суда Израиля Коэн, монах Элайас Фридман (Elias Friedman, крещенный еврей), еврейка-антисемитка Джен Манзон и другие.

Если представители первой группы целиком на стороне Освальда, то мнения, представленные другой группой, более пестрые: от полного неприятия его крещения до возвеличения его до небес. Ниже для примера мы приводим несколько цитат из фильма.

- Арье, брат Освальда: Что у него общего с Христианством? Как он к этому пришел? Что происходит? В любом случае, за что я должен стыдиться? За его поступки? Абсолютно нет! Вы знаете много людей, которые спасли 300 человек?

- Диалог Арье - Хэла (жена Арье):

Арье: Были люди, которые потеряли во время войны ногу или руку, а были люди, которые потеряли свою душу, он один из них.

Хэла: Что!?

Aрье: Да, это так. Его еврейскую душу.

Хэла: Что значит это твое выражение «душу»? Нет, нет и нет, я не согласна с этим! Он был с душой и он остался с душой

- Хэла: Любой человек, который не прошел через Холокост, не может понять многое, в том числе то, что чувствует человек, когда все вокруг рушится, все абсолютно рушится, и ему нужно к кому-то обратиться за поддержкой.

- Дотан, племянник Освальда: Говорить о крещении – это что-то очень тяжкое для нашей семьи. И для всех присутствующих очень и очень тяжкое. Потому что мы Евреи и нам очень трудно принять переход в христианство...

Элайас Фридман, крещенный еврей, врач и поэт, монах Стелла Марис , Он [Освальд] – исключение. Согласно положениям о нашей монашеской жизни надо присутствовать на службе в то время, которое указано на доске объявлений. Быть на службе и молиться вместе с другими монахами.

Элишева (помощница Освальда):.. у него еще были проблемы с коллективными молитвами. Он заявлял: «В них так много противоречий, которые я, как еврей, не могу принять».

Репортер: Получается, что для них [монахов] он был Еврей, а для Евреев он был Христианин.

Элишева: ДА!

- Освальд: Я тоже хотел, чтобы в мое удостоверение вписали «Еврей». Я хотел принадлежать к земле моих отцов, более того, я еврей по своей сути, еврей католического вероисповедания. Именно так началась последняя в моей жизни борьба.

- Хаим Коэн, бывший судья Верховного Суда: Я изо всех сил пытался убедить моих коллег принять мое предложение (признать, что Освальд еврей!), но мне это не удалось.

Ни правительство, ни кто-либо другой не имеют легального или морального права сказать человеку, который испытал муки ада только потому что он Еврей, сказать ему, что он не еврей. Мы должны преклонить колени и принять его с распростертыми объятиями.

Освальд: Теперь я думаю: они были правы. Сегодня я не собираюсь извиняться. Но я признаю, что это было моей ошибкой. Я не должен был так несвоевременно противопоставлять себя народу Израиля, и не только Израиля. Мы по-прежнему не совсем нормальные люди. Мы все еще в пути... Поэтому я сожалею, что я так поступил.

Естественно, главными вопросами, которым уделено максимальное время показа, являются роль Освальда в организации и способствованию побегу 300 евреев из гетто, его крещение и, наконец, борьба за право быть официально признанным евреем и гражданином Израиля.

Все эти этапы жизни Освальда с максимальной объективностью и честностью авторы ненавязчиво представляют на суд зрителей. При этом они в своих интервью «дают слово» людям с разными точками зрения, вплоть до полярных.

Короткими вкраплениями рассказывается о родных Освальда и о созданной им общине евреев-католиков и ее (общины) жизни.

Но главное достояние этого фильма конечно же заключается в кадрах, на которых Освальд своими словами, а не дикторским текстом, делится, именно делится, а не рассказывает, эпизодами своей жизни.

Объективность объективностью, но хотелось бы знать, какую цель преследовали Амир Гера и Шалом Руфайзен, представляя на суд зрителей, и особенно израильтян, свой фильм на такую болезненную для евреев тему, как крещение их бывшего единоверца. Как иногда шутят: самая короткое расстояние между двумя точками это... кривая. Поэтому мы, недолго раздумывая, бросились на поиски создателей, в результате которых вскорости вышли на Шалома Руфайзена и Амира Гера. Переговоры прошли быстро и успешно и Шалом по поручению Амира дал согласие ответить на все наши вопросы от имени их обоих. Интервью было оперативно проведено одним из нас – Сэмом Ружанским. Но мы решили, что без приложения к нему русифицированного варианта фильма, а также представление фильма без приложения к нему интервью потеряют ту ценность информации, на которую мы рассчитывали, начиная разработку этого этапа наших исследований одиссеи Освальда, поэтому мы и задержали отдельную публикацию самого интервью.

Ныне мы закончили нанесение титров на русском языке и поэтому выносим всю нашу комплексную работу на суд общественности.

Ниже идет интервью, а в его приложение приведены ссылки на все части фильма, а их четыре, каждая продолжительностью около 15 минут.

Брат Даниэль, Последний Еврей

Интервью с одним из создателей фильма, кинематографистом Шаломом Руфайзеном

Сэм Ружанский

1. Уважаемый Шалом, скажите пожалуйста, кому принадлежит идея создать фильм об Освальде (Даниэле) Руфайзене, и какую цель вы преследовали, делая этот фильм?

Еще когда я был студентом школы кинематографии, мне хотелось снять фильм об Освальде и истории его жизни. Я даже однажды встречался с некоторыми из тех, кого он спас, организовав побег из гетто в городе Мир (тогда Польша, ныне Беларусь. С.Р.). Они как раз вместе с Освальдом ехали в Мир на церемонию, посвященную 50-летию побега из гетто. К сожалению и моему большому стыду, я, будучи студентом с весьма ограниченными средствами, не мог принять участие в этой поездке...

Но время шло. Я окончил школу кино и приступил к работе оператора и ... кинематографиста. Вскоре я встретил Амира Гера и несколько лет мы проработали вместе: перед любой съемкой мы тщательно обсуждали каждый следующий кадр, обменивались идеями как и что снимать и т.п.

Я очень хорошо помню, что я, не раз и не два, рассказывал ему о моей идее снять фильм об Освальде, но каждый раз всплывала проблема финансирования....

Неожиданно умер Освальд, это было в 1998 году, и я сказал Амиру: «Теперь, когда он ушел из жизни, мы просто обязаны сделать фильм о нем!!!»

2. Что главное вы хотели сказать вашим фильмом? К кому вы обращаетесь и, наконец, почему вы озаглавили его, в частности, «Последний Еврей»?

Несмотря на то, что Освальд мой родственник и что это была моя идея, создать фильм о нем, но... как только Амир взял на себя обязанности директора и продюсера (он все-таки каким-то чудом умудрился получить финансирование для производства фильма), все решения принимал он, начиная от названия фильма и кончая тем, кого интервьюировать и в каком порядке.

Что касается названия фильма «Брат Даниэль, Последний Еврей», то оно целиком принадлежит Амиру. Если же говорить о том, что подразумевается под этим названием, то могу пояснить: словом «Брат» мы как бы обозначили две стороны Освальда: с одной – «Брат» это монах, с другой – один из нас, такой же как все мы !!!

Вторая часть названия – «Последний Еврей» – в основном относится к одному из важных вопросов в Израиле, а именно: «Кто же является Евреем». Это вопрос был предметом обсуждения в Верховном Суде Израиля в 1962 году при рассмотрении обращения Освальда Руфайзена с просьбой предоставить ему гражданство на основе Закона о Возвращении.

(Заинтересованных в более детальном ознакомлении с этой «проблемой» в Израиле рекомендуем ознакомиться со следующей публикацией: http://countrystudies.us/israel/46.htm.)

Хочу ознакомить читателей с личной позицией моего друга и коллеги Амира Гера по вопросу «Кого считать Евреем». После отказа Верховного Суда Израиля в предоставлении Освальду гражданства Амир сказал: «Освальд спас от неизбежного уничтожения 300 человек (евреев - С.Р.), никто не может даже представить, через что он прошел! Неужели всего этого недостаточно, чтобы быть полноценным Евреем? Тогда кто же Еврей???»

3. Кто и почему стал снимать Освальда во время его жизни в Израиле? Какая часть фильма является лично вашей?

Съемки самого Освальда осуществлялись компанией "Beit Hatfutsot" (http://www.bh.org.il), как часть ее работы по документации рассказов людей, переживших Холокост. Эти видеозаписи, судя по их качеству, были сделаны в 80-х или 90-х годах. И именно из этих записей Амир взял зафиксированные видеокамерой личные рассказы Освальда о себе.

4. Какие источники информации вы использовали при написании сценария?

Большинство информации было взято из архивных записей, поскольку к моменту начала работ над фильмом Освальда, к сожалению, не было в живых...

История его жизни в принципе хорошо известна, но не вся, поэтому мы неоднократно встречались и интервьюировали многих людей: родных, коллег по работе и просто знакомых. Цель была одна - создать «Наиболее полную картину его жизни».

Главной проблемой на пути создания фильма для Амира и для меня было: «Как сделать документальный фильм о человеке, которого больше нет с нами?» И поэтому, конечно же, записанные ранее интервью с Освальдом, которые мы получили от "Beit Hatfutsot", были просто бесценны.

В дополнение я предложил использовать метод наложения голоса диктора на видеоряд и таким образом создать впечатление, как будто бы это сам Освальд рассказывает историю своей жизни (кстати, в данном фильме текст читает артист).

Весь текст, как для диктора, так и для титров, впрочем, как и весь сценарий, написал Амир Гера, базируясь на сведениях, полученных из разных источников.

5. Были ли отдельные заявления, зачитанные диктором от имени Освальда, взяты из его завещания или их сочинил Амир.

Насколько мне известно, они написаны самим Амиром.

6. Уважаемый Шалом, сколь близко ваше родство с Освальдом? Как часто вы встречались с ним? Какая из встреч с Освальдом Вам запомнилась больше всего?

Наша семья находится в довольно отдаленном родстве с ним: семья моего отца прибыла в Израиль из Чехословакии, семья же Освальда родом из Польши. Насколько я помню (мне как-то раз отец об этом рассказывал), родители наших родителей являются чем-то в роде кузенов... и так случилась, что семья моих родителей эмигрировала в Чехословакию.

Теперь о встречах с Освальдом. Я с ним встречался несколько раз, правда, каждый раз это было связано с семейными торжествами. Например, он был на моей свадьбе и на свадьбах двух моих братьев. И была еще одна встреча, это когда я был уже студентом, очень впечатляющая встреча, но, к моему большому огорчению, я пришел на эту встречу без кинокамеры... и она не была записана.

7. Скажите, пожалуйста, встречался ли ваш коллега Амир с Освальдом.

Так получилось, что, когда мы начали работать над фильмом, Освальда уже не было в живых, а до этого Амир никогда не встречался с Освальдом.

8. Не могли бы Вы буквально в одном – двух абзацах дополнить портрет Освальда.

Освальд, помимо всего что о нем написано, был очень заботливым и страстным человеком. На своем мотороллере "Vespa Scooter" он объехал всю страну в поисках нуждающихся (при этом его сусана развевалась по ветру, у нас даже был один прекрасный снимок, но мы его в фильме не использовали... я еще помню размышлял, вставить ли его в фильм...). Его работа заключалась в том, что он проводил религиозные службы для неевреев, живущих в Израиле.

9. Ваше главное впечатление от общения с Освальдом, что в нем вас особо привлекало?

В то время, когда жил Освальд, довольно быстро увеличивалось нееврейское население Израиля. И оно (население) нуждалось в различных религиозных услугах, которые государство Израиль им не предоставляло. И Освальд, он тогда жил в монастыре Стелла Марис (Хайфа), помогал христианской общине в оказании таких услуг, как религиозные службы, похороны и т. п.

10. Ощущали ли Вы влияние крещения Освальда на Ваш взаимные отношения?

Я лично не чувствовал. Еще ребенком я слышал рассказы о его жизни, но в то время я их до конца не понимал... я просто чувствовал, что он человек, выживший в Холокосте. Позже я осознал, как трудно судить о человеке, пережившем Холокост.. трудно даже представить, что он переживал и чувствовал, переводя приказы о расстреле (уничтожении), или тайно передавая в гетто оружие, четко понимая, что сразу же расстреляют, как только его поймают, и таких примеров я могу привести еще очень много.

И не следует забывать, что он нашел убежище в монастыре, и был этим спасен.

11. Давайте снова вернемся к работе над фильмом. Консультировались ли Вы с его близкими, я имею в виду его брата Арье с женой Хэлой, Вашим отцом Арье Руфайзеном, а также с его пасторальной помощницей Элишевой Хэмкер?

Мы встречались со многими людьми, знавшими Освальда. Эти встречи проходили в виде интервью с каждым из них (в этом, уважаемые читатели, Вы можете убедиться, просмотрев фильм. - С.Р.).

Но, прежде чем снять эти беседы на пленку, Амир неоднократно беседовал с их участниками до и после съемок, чтобы максимально четко донести мысли каждого из них. Особенно много раз Амир встречался с Элишевой.

12. Не был ли сначала, до выхода на широкий экран, Ваш фильм показан родным и близким Освальда?

Нет, никакого предварительного показа мы не организовывали. Фильм сразу был передан в прокат. Что же касается близких и дальних родственников Освальда, то они все были приглашены и в разное время все его просмотрели (не говоря о том, что каждый проинтервьюированный был детально знаком с записью его части. - С.Р.). Насколько мне известно, все, особенно «участники», остались довольны. Что касается оценки средств массовой информации, то она нашла свое отражение в присуждении фильму премии "Haifa film festival" в 2001 г.

13. Дорогой Шалом, а Вы лично удовлетворены вашим фильмом и его популярностью в мире?

Что касается успеха, то позвольте мне воздержаться от оценки собственной работы... Популярность? Это не мне оценивать... Мне кажется, что то, что я выложил его в YouTube с переводом на английский язык, сильно расширило аудиторию, и это я ощутил.

14. Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

Смотрите, пожалуйста, фильм!

Ниже приведены адреса-ссылки для просмотра в Интернете:

А. С английскими титрами

http://www.youtube.com/watch?v=AZtHQ8gDIxY (part 1)

http://www.youtube.com/watch?v=pvd2Blhze4g (part 2)

http://www.youtube.com/watch?v=4xw8bPxwk54 (part 3)

http://www.youtube.com/watch?v=0YPoo9BgyeQ (part 4)

В. С титрами на русском языке

http://www.youtube.com/watch?v=DfPXznzVVFA (Часть 1/4)

http://www.youtube.com/watch?v=n5NMKGIPxAc (Часть 2/4)

http://www.youtube.com/watch?v=KIABYD8TBLo (Часть 3/4)

http://www.youtube.com/watch?v=2I7fbuCxW4Q (Часть 4/4)

Читатели могут также найти все части с титрами на русском языке, набрав в поисковом окне http://www.youtube.com/ следующую фразу: «ОСВАЛЬД РУФАЙЗЕН, ПОСЛЕДНИЙ ЕВРЕЙ»

Уважаемый Шалом, спасибо что при Вашей большой занятости Вы нашли время для беседы. Желаю Вам дальнейших успехов в Вашей интересной работе!


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1295




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer3/Ruzhansky1.php - to PDF file

Комментарии:

Националкосмополит
Израиль - at 2012-04-01 13:20:46 EDT
"Освальд: Я тоже хотел, чтобы в мое удостоверение вписали «Еврей». Я хотел принадлежать к земле моих отцов, более того, я еврей по своей сути, еврей католического вероисповедания."
----------------------------------------------

Освальд своим образом жизни в который раз поставил перед Израильским Законодателем вопрос: «Кого считать евреем?».
На этот вопрос исчерпывающим образом и с радикальной конкретикой отвечают Нюренбергские Законы Гитлера.
Согласно этим законам и католик – Освальд, и чистокровный немец, принявший Ортодоксальный, Консервативный или Реформистские гиюры – ЕВРЕИ!
Основным законом государства Израиль является Закон о Возвращении, аналогом которого были взяты Нюренбергские Законы.
Жаль, что эти законы все таки были извращены, ведь за них заплачено еврейской кровью.
Не были бы они извращены – был бы Освальд евреем не только по Галохе, но и по законам Израиля Воскрешенного; и так называемые «евреи по отцу» так же были бы полноправными евреями в нашей стране.

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-25 11:00:24 EDT
Сказано, что в дни творения Создатель обещал каждому народу «по молитве его». Так французы получили красоту, немцы - силу, англичане - достоинство. Евреи выпрашивали ум.
- Чтобы самыми умными быть нам из всех народов, - ныли дети Израиля.
- Гордыня, - увещевал Творец.
Но евреи настаивали на своем.
- Что с вами делать, - вздохнул Создатель. – Будете вы самыми умными, но не все – каждый сотый из вас будет глуп.
- Согласны! – радостно закричали евреи.
- Подождите радоваться. Ваш сотый дурак будет таким идиотом, каких нет у других народов.
- Согласны! – снова закричали евреи, не думая о последствиях.
- И станет наказанием колен Израилевых.
Но каждый еврей думал, что «сотый» будет не он, а другой и продолжал упорствовать.
Тогда еще раз тяжко вздохнул Господь милосердный и сказал:
- Да будет так.

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-25 10:19:14 EDT
"У всех ли еврейские мамы? А если папы?.."
"Руководители еврейских общин Германии в панике от того, что никак не удается привлечь новое поколение к их религиозным упражнениям. В Израиле, идущем по пути демократии, религия всё решительнее отделяется от государства. (Хотя сделать предстоит ещё многое). Но мы в нашем рассеянии не окажемся ли в своих нелепых кипах первобытным народцем (как уже бывало в нашей истории) посреди, в общем-то, цивилизованного европейского курятника?.."
"Вполне возможна вера в Создателя без участия в нелепом и глупом маскараде, позорящем сколько-нибудь мыслящего человека. Недостаточно разве – вести себя достойно, гуманно, разумно, - может быть, и впрямь рассчитывая на загробное воздаяние?.."
"Мне, автору серьезной (как признаётся) работы по теории эволюции («Человек ли вершина эволюции?», М. «Знание», 1991) понятно, как бесконечно трудно объяснить всю невообразимую сложность Мироздания, исключая причастность к сему Создателя. Но понятно и то, что Его присутствие внесло бы еще большее смятение в мою душу: пришлось бы разбираться и с Его собственной физической и духовной сущностью."
И это все он-марксиствующий наш,ни минуты не работавший ни там,ни в Германии-г-н Тартаковский,кропающий исключительно "нетленки",которые не принимаются никем и нигде.В этих цитатах из его опусов на этом сайте он весь-демагог-графоман,с огромным и непомерным самолюбованием.Они-с занимаются исключительно мирозданием.Нет,прав герой сериала "Жуков":"залез мужик вместо Б-га и кричит".Но ответить на мои вопросы о его отдыхе за "казенный" еврейский общиный счет ответа не последует.Так как это-голимая правда.
Старому одесситу
Генуг ис генуг-согласен.Про монаха-все сказано,но не спится трудягам-бомжам,благодаря папе выскочившим в Германию,кап-кап-кап-кропают,понимаешь...

М. ТАРТАКОВСКИЙ - ВЕКу, Самуилу...
- at 2012-03-24 10:31:30 EDT
BEK- Sat, 24 Mar 2012 04:53:29(CET)

Самуил - М.С. Тартаковскому - Sat, 24 Mar 2012 04:24:05(CET)
Каким я хочу видеть еврейский народ? А какой я хочу видеть Луну на небе? Что народ, что Луна существуют вне всякой зависимости от моих и чьих-либо еще хотений... <...> Каким я хочу видеть еврейский народ? Живым! Существующим! Таким, каков он есть со всеми его (нашими, моими) достоинствами и недостатками, во всём его многообразии и своеобразии.


Лучше не сказать, да и не нужно.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<<

Нужно. Потому что благодушной болтовнёй не замазать проблему, - быть может, главную из стоящих перед еврейским государством, где вы почему-то не живёте, но где живёт и работает (успешно и много) мой старший сын.
Мышиная возня (в частности) вокруг имени героя и праведника Освальда Руфайзена (еврея-католика) тому дополнительное свидетельство.
Мне недосуг заниматься бесполезными благоглупостями. Поэтому приведу чужое мнение, которое вполне корреспондируется с впечатлениями Сола Беллоу – также и с моим:
«Невозможно свободному человеку, сыну 20-го века, жить в условиях религии, не отделенной от государства.
Израиль, по Герцлю, планировался не как связка еврейских костей, хорошо запакованных в ожидании прихода Мессии, но как возможность превратить неврастеничный древний народ в нормальный народ, действующий в свете человеческого опыта и знаний, никакой другой дороги нет. Все достижения государства Израиль добыты благодаря гуманизму и реальным делам, а не небесным чудесам, не благодаря "Галахе", но благодаря отречению от нее. Наследие хорошо как историческое свидетельство, как доказательство преемственности, при условии, что это наследие заключает в себе развитие, удовлетворение любознательности мыслящего человека, способного ставить вопросы.
Я ненавижу еврейство затхлое и уродливое, задевающее меня денно и нощно. Я ненавижу умных хитрецов из Восточной Европы, торгующих Богом, которые превратили Бога в орудие извлечения политической и экономической выгоды.
Я не за погром, но я недостаточно христианин, чтобы подставлять вторую щеку Тартюфам, возлюбившим Бога. Я не ненавижу религиозных евреев, но они хотят вырвать меня с корнями из страны света и солнца, моря и гор, зеленого поля и пустыни. Они хотят возвратить меня в гетто и с помощью слабого и развращенного истеблишмента превратить снова в двухтысячелетнего еврейчика».
Иггаэль Тумаркин, израильский скульптор.

Старый одессит
Одесса, Украина - at 2012-03-23 10:00:36 EDT
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - Fri, 23 Mar 2012 08:57:05(CET)

«ОСВАЛЬД РУФАЙЗЕН, ПОСЛЕДНИЙ ЕВРЕЙ»
В этих словах и есть "мораль" г-д Ружанского,Комиссаренко,Тартаковского и пр.
Хрустальная мечта радетелей за "иудео-христианский диалог"!НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!!!
Шаббат шалом!
/////////////////////////////\\\\\\\\\\\\\\\
Мын рэдт, мын рэдт, мын шушкэтцах...
Гэниг но вже!
Эст компот ун зайт же фрэйлэх:
http://youtu.be/6vd3YdOiLXU

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-23 08:57:05 EDT
«ОСВАЛЬД РУФАЙЗЕН, ПОСЛЕДНИЙ ЕВРЕЙ»
В этих словах и есть "мораль" г-д Ружанского,Комиссаренко,Тартаковского и пр.
Хрустальная мечта радетелей за "иудео-христианский диалог"!НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!!!
Шаббат шалом!

Леонид Фридман
Ганновер, Германия - at 2012-03-16 17:03:30 EDT
Имеем ли мы право судить поступки Руфайзена? Может быть кто-то из нас пережил Шоа? Может быть кто-то из нас был в шкуре этого человека? Перед нами редкий случай еврейской истории. Для меня главное, что он остался Человеком.

Спасибо авторам статьи.

Борис Дынин
- at 2012-03-14 13:38:07 EDT
Марк Фукс
Израиль, Хайфа - Wed, 14 Mar 2012 05:56:07(CET)

Я вчера вечером (с 15 и до 24) на работе опросил по этому поводу коллег. Их этот вопрос волнует намного меньше, чем посетителей портала. Они считают, что решение суда поставило точку в этой истории.
==========================================
Амен!

С уважением и симпатией к Вам и Вашим коллегам
Б.Д.

Бенджамин
Иерусалим, Израиль - at 2012-03-14 12:26:05 EDT
Никаких возражений против причесления этого человека к "Праведникам народов мира" и полная уверенность в том, что он отступник, отверженный и не еврей. Было бы стыдно перед братьями сожжёными, утопленными, растерзанными за веру, согласись мы сделать такое исключение. Господь Сам решает кому дать еврейскую душу. Ты можешь "пойти в след богов иных, которых вы не знаете", но ть можешь и вернутся. Монах не вернулся.Амен.
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-14 07:21:09 EDT
Полностъю согласен с г-ном Фуксом-100%.
Хочу только добавить,что "работа" в гестапо предусматривала не только невинный перевод,но и участие в облавах,допросы и пытки,расстрелы...На эту работу он пошел добровольно,добровольно давал клятву фюреру и Сталину.Он сделал свой выбор.
как многие плачут от умиления,ах он сделал бар-мицву,ах-ах-ах.это ничего не означает.
Бывшему одесситу
Никому не говорите,только вам.Мне один мужик сказал,я ему доверяю,что вас видели выходящим из синагоги.Не дело это для члена профсоюза и бывшего,не дело...

Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2012-03-14 05:56:07 EDT
Борису Дынину – Марк Фукс
--------------
Вы оказываете мне честь тем, что по моим ощущениям, внимательное следите за тем, что я утверждаю и пишу.
Если это мое предположение, верно, то Вы, вероятно, знаете мое отношение к выкрестам, независимо от того какие мотивы ими двигали.
Мной в данном случае принимается только ситуация «пикуах нефеш» - «спасение души».
В ситуации Освальда этого момента не было. Решение его было осознанным, добровольным и никаких попыток возврата к вере отцов он не предпринимал, оставаясь убежденным, активным во всех проявлениях католиком. Это дело его совести. И суд здесь вершим не мы, а Всевышний.
Судим по делам.
За спасение единоверцев – низкий поклон и благодарность. Мы в неоплатном долгу.
За измену вере отцов, уход от гонимых и презираемых к благополучных и защищенным,
за активную христианскую деятельность среди евреев, попытку изменить статус-кво, создать прецедент с далеко идущими последствиями - презрение и чувство брезгливости.
Вас интересует мнение израильской улицы. Мне кажется, следует учитывать не только его, я бы не дискриминировал всю еврейскую улицу («ди идеше гас», знающие немецкий/идиш поправят, если нужно артикль).
Я вчера вечером (с 15 и до 24) на работе опросил по этому поводу коллег. Их этот вопрос волнует намного меньше, чем посетителей портала. Они считают, что решение суда поставило точку в этой истории.
С уважением и неизменной симпатией, М.Ф.

Суходольский
- at 2012-03-14 01:39:52 EDT
Ontario14
- Wed, 14 Mar 2012 00:58:33(CET)
Но спасение евреев евреем не считается чем-то особенно выдающимся. Так уж исторически сложилось.


Сравнительно недавно положение изменилось. Учреждена специальная медаль типа "Спаситель евреев", которая вручается еврею, спасшего в Шоа одного или нескольких евреев. Вроде, ою этом была статья здесь, на сайте.

V-A
- at 2012-03-14 01:33:47 EDT
Ontario14
Ему дали не просто вид на жительство - ему дали полноценное гражданство.


Далеко не сразу. Да и какая разница между видом на
жительство и гражданство, если с видом на жительство
призывают в армию?

Ontario14
- at 2012-03-14 00:58:33 EDT
Самуил
- Wed, 14 Mar 2012 00:03:50(CET)
Так чего отказывать в виде на жительство, который предоставляется всякому таиландскому рабочему.

************
Ему дали не просто вид на жительство - ему дали полноценное гражданство. Только в графе "национальность" - прочерк.
Он хотел, чтобы государство признало его "евреем по ЗоВ" и предоставило ему гражданство по этой причине.
БАГАЦ не признал его "евреем по ЗоВ", но предоставил гражданство по другим соображениям.

...еврейскому государству (обществу) стыдно предать забвению подвиг спасения стольких еврейских душ в годы Шоа. Не надо казенных мероприятий, всяких "пионеров с барабанами" (это метафора). Но чтобы совсем ничего, ни словечка, ни таблички мемориальной ценой в две сотни баксов — это позор.
************
Яд-Вашем руководствуется галахой (насколько мне известно, не уверен), поэтому Руфайзен считается евреем и не может быть "хасид умот hаолам", тем болеем, что спас он евреев еще до крещения.
На сайте Яд-Вашем есть описание подвига Руфайзена. Но спасение евреев евреем не считается чем-то особенно выдающимся. Так уж исторически сложилось.

Самуил
- at 2012-03-14 00:03:50 EDT
Ontario14
- Tue, 13 Mar 2012 22:16:28(CET)
Самуил, насколько я знаю, суд такого решения не выносил. Претензия Руфайзена и формулировка суда были из другой оперы.


Не буду спорить, уважаемый земляк. Я знаю об этой истории из википедии и других интернет-публикаций: глубоко не изучал. В конце концов, какие бы там полвека назад ни были формулировки, сейчас это уже не актуально. Существование Руфайзена в Израиле сложилось удачно — его не депортировали: чиновники вероятно удостоверились, что государственный язык он понимает, сам что-то сказать может, средства на жизнь есть, налоги платит, в криминальных нарушениях не замечен. Так чего отказывать в виде на жительство, который предоставляется всякому таиландскому рабочему. Гражданство или грин-карта — какая разница. Особенно сейчас, когда человека нет в живых.

Думаю, не предмет спора и вопрос: с каких пор нет в живых? С 1998-го года или с 1942-го, как считают многие. Ну и ладно, никому не запретишь иметь свои мнения, пристрастия, не любить и даже ненавидеть кого-то (в рамках закона и приличий, естественно). Я написал и повторю одно: вне всякой связи с личностью брата Даниэля и его религиозным выбором, и отношением к этому выбору многих евреев, еврейскому государству (обществу) стыдно предать забвению подвиг спасения стольких еврейских душ в годы Шоа. Не надо казенных мероприятий, всяких "пионеров с барабанами" (это метафора). Но чтобы совсем ничего, ни словечка, ни таблички мемориальной ценой в две сотни баксов — это позор.

V-A
- at 2012-03-13 22:21:41 EDT
Ontario14
Самуил, насколько я знаю, суд такого решения не выносил. Претензия Руфайзена и формулировка суда были из другой оперы.


Видимо претензия и решение совершенно секретны, раз Ontario14 об     них
               ни
                                             гу
                                                                                                                                       гу.

Ontario14
- at 2012-03-13 22:16:28 EDT
Самуил
- Tue, 13 Mar 2012 20:33:03(CET)
Так что же получается? Верховный Суд Израиля на основании реконструкции голоса «еврея с улицы» не признал Освальда Руфайзена евреем. ОК, решение Суда не оспаривается.


*****
Самуил, насколько я знаю, суд такого решения не выносил. Претензия Руфайзена и формулировка суда были из другой оперы.

Л. Беренсон
Государство евреев - at 2012-03-13 20:49:53 EDT
Память всех,испытавших ужасы ШОА(отстоявших веру и отказавшимся от неё,героям и слабовольным, устоявшим и согрешившим),священна и выше чьих бы то ни было упрёков и обвинений. Это именно тот случай, когда только БОГ - им судья.
МОИСЕЙ
Тропою концентрационной,
Где ночь бессонна, как тюрьма,
Трубой канализационной,
Среди помоев и дерьма.
По всем немецким и советским,
И польским, и иным путям,
По всем печам, по всем мертвецким,
По всем страстям, по всем смертям, -
Я шёл. И грозен и духовен
Впервые Бог открылся мне,
Пылая пламенем газовен
В неопалимой купине.
С. ЛИПКИН, 1967
--------------------------------------------------------------------------------

Элла Тененбауму

Самуил
- at 2012-03-13 20:33:03 EDT
Всем публикациям уважаемых Сэма Ружанского и Леонида Комиссаренко об Освальде Руфайзене (брате Даниэле) стараниями нескольких... хм... "рецензентов" делается бешеная реклама. Публикации эти, на мой взгляд, рекламы вполне заслуживают, но, естественно, не такой. Теперь, когда модерация вроде бы слегка утихомирила этих... хм... "рецензентов" рискну высказаться в надежде, что из «выгребной ямы благочестия» не полезет вновь благоуханная субстанция.

Так вот, по моему субъективному ощущению в отношении Освальда Руфайзена (и памяти о нем) учинена большая несправедливость. Я отнюдь не о решении Верховного Суда. Оно было в свое время принято, но господину Руфайзену в его желании жить в Израиле препятствием не стало, а сейчас, после смерти истца, и вовсе... о чем говорить? Нет, несправедливость в самом отношении к Руфайзену. Представим, что было бы, если б деяния брата Даниэля совершил поляк, немец, белорус, да хоть перешедший в католичество из буддизма бурят? Спасший от неминуемой гибели несколько сот еврейских жизней. Несомненно, был бы он признан праведником народов мира, награжден медалью, отмечен в Аллее Праведников, а доведись ему (белорусу или буряту) упокоиться в Израиле — за могилой ухаживали бы подобающим образом (видел я в каком-то фильме могилу Освальда Руфайзена)... Ну, а если бы Освальд не стал братом Даниэлем, не крестился? Тоже был бы всеми уважаем как герой.

Так что же получается? Верховный Суд Израиля на основании реконструкции голоса «еврея с улицы» не признал Освальда Руфайзена евреем. ОК, решение Суда не оспаривается. Но тогда он — нееврей. Но тогда, несомненно, — Праведник Мира, со всеми вытекающими из этого высокого звания почестями, ему полагающимися... А если же Суд все-таки допустил ошибку и брат Даниэль — еврей, то тогда он — еврей-герой и опять-таки заслуживает всеобщего уважения. Или так или этак. Третьего же не дано! Ведь подвиг — как ни суди, ни ряди — был совершен и люди — спасены! Спасены от смерти!

Однако... и не так, и не этак. Нельзя не увидеть в «казусе Руфайзена» зияющего пробоя в логике. Выходит, что помимо евреев и нееврев есть еще некие третьи существа, которых можно уподобить разве что неприкасаемым в Индии да самим евреям во времена Реформации — нелюди. И деяния этих нелюдей, даже самые что ни на есть человечные и героические, людьми их все равно не делают... Так выходит.

И если бы такое отношение читалось только в кликушеских текстах, представляющих интерес разве что для психиатров (и модераторов). Увы, такое отношение наблюдается в обществе, т.е. его (возможно, необдуманно) разделяют люди вполне вменяемые и разумные. Но обладание разумом предполагает пользование им. Противоречие в отношении брата Даниэля, на мой взгляд, ложное. Верующему иудею (да и светскому еврею) может быть крайне неприятен, даже отвратителен факт перехода еврея в другую веру. Поскольку никто не заставляет с таким человеком водить дружбу, то можно с ним не общаться. А если тот человек умер — не обязательно посещать его могилу. Но... поверх всех "отношений" есть обязанность общества чтить память о подвиге. Сами герои в своей дальнейшей жизни живут по-всякому, зачастую совсем не по-геройски (примерам несть числа). Но подвиг отделен от личности его совершившего и подвиг невозможно "отменить", даже прислушиваясь к «человеку с улицы» (которого бы на той улице не было, если б «плохой» Руфайзен не спас в свое время его отца или мать). Поэтому, на мой скромный взгляд, как бы там ни относиться к брату Даниэлю, лучше об этом отношении помолчать из уважения к памяти Освальда Руфайзена (imho).

P.S. Горькая ирония в том, что для большинства христиан (католиков и православных) он со своим унитаризмом — открытый еретик, не христианин. Одним словом: изгой, всем чужой, среди евреев — в роли еврея.
P.P.S. Заброшенная могила героя — позорище (imho).

Манасе
Германия - at 2012-03-13 16:46:33 EDT
Ув, М Тартаковский: Тора да и любая религия всего лишь мистэрии, так вот согласно тому что стоит за мистериями на планете земля в данное время не только Еврея а даже Израильтянина просто нет. Даже Иуидея нет. Как я уже писал никакого выхода из Египта небыло это в Египте мы кушаем мясо с чесноком, по выходу же манну небесную и тогда сан узел больше не нужен. Моисей-же писал Тору писал тору сидя в Египетском храме он готовил то что нам гоям ещё предстоит сделать т. е. выйти из Египта Вавилона эдома и прочее и прочее. с ув к вам М.
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-13 13:21:11 EDT
Напужались?Ну где-уж мне,математику,до филолога-графомана...А может выскажетесь,так что там,насчет "Ган Эдена"?Потому-правда все.И давите клаву целыми днями,изображая интютю деятелъность...
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-13 13:13:52 EDT
Родился в деревне Живец в Галиции, до Первой Мировой принадлежавшей Австро-Венгрии, а после войны Польше. В семье придерживались традиций еврейского дома — соблюдали кашрут, но говорили по-польски и по-немецки. На языке идиш, основном языке польского еврейства, в доме почти не говорили.
Начал обучение в бедной деревенской школе на польском языке, где в одном помещении учились дети разных возрастов. Каждый учебный день начинался с католической молитвы, и Освальд принимал в ней участие.В 7 лет его определяют нерелигиозную школу с преподаванием на немецком. Содержалась школа евреями и большинство преподавателей были евреями.В 12 лет поступил в государственную школу Йозефа Пилсудского. Преподавание велось на польском языке, католики и евреи разделялись только для уроков по религиозным дисциплинам.
В 13 лет, Освальд, как и его брат Лео, прошли Бар-Мицву,
Братья Руфайзен вступили в Акиву — молодежную сионистскую организацию, ставшую центром их жизни. Там прививали пацифистские взгляды и презрение к наживе.
В 1939 году вся семья бежит на восток. Но 11 сентября 1939 года родители решили вернуться домой, чтобы не быть обузой детям, а сыновьям велели пробираться в Палестину. Освальду было 17, Арье — 15 лет. В начале 40-го года пришло последнее письмо от родителей. Мать умоляла их не расставаться.
Родителям удалось добраться домой, но остаться там они не смогли, поскольку земли Южной Польши были захвачены немцами и родители были административно выселены в другую область Польши, предположительно в Кальварию. По пути их видели дальние родственники последний раз. По неподтверждённым данным, в августе 1942 года они погибли в Освенциме.
Добраться до Палестины сумел только младший брат Арье — детям до 18 лет сертификаты на Палестину выдавали бесплатно и беспрепятственно.
А Освальд остался в Вильно, обучился и занимался сапожным делом у еврейского сапожника, по собственной инициативе работая часть времени бесплатно, чтобы помочь многодетной семье сапожника выжить. Позже всю эту семью уничтожили немцы.Затем Освальд обосновался в городе Турец, где у него завязались самые добрые отношения с белорусами, и он на ходу усваивал белорусский язык.И, в конце концов, скрыв свою национальность, попадает писарем-переводчиком в белорусскую полицию города Мир, благодаря знанию многих языков. Получил черный полицейский мундир с серыми манжетами и воротником, галифе, сапоги и черную фуражку, но без изображения черепа, и оружие. Так он стал немецким полицейским в чине унтер-офицера на девять месяцев (до разоблачения). Освальду пришлось дать клятву на верность фюреру.
Во время службы в немецкой полиции принимал участие в акциях по спасению евреев. С его помощью от отправки в концлагеря были спасены сотни евреев города Мир. Еще 500 евреев не решились или не смогли бежать, хотя все были предупреждены Освальдом.Скрываясь от нацистов, в 1942 году он попал в монастырь, где добровольно крестился.Позже, как русский партизан, он давал клятву на верность Сталину.

М. Тартаковский - Манасе и консультантам.
- at 2012-03-13 12:00:03 EDT
Манасе
Германия - Mon, 12 Mar 2012 20:50:44(CET)

Я еврей и умру евреем ! громко сказано , а теперь я попытаюсь обяснить а что такое Еврей... Не Еврею нужен санузел для того чтоб опорожнятся Еврею он не нужен, ему не нужно стиратся переодеватся его одежда всегда чиста не изнашивается и не воняет, если кто либо соответствует етим приметам тот и Еврей не зависимо от нац или религеозной принадлежности, слова символы нужно понимать

>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<

Может, какой-нибудь специалист разъяснит мне - еврей я или нет, если каждый день - и неоднократно - пользуюсь санузлом для известных нужд. Может быть, отказаться от этих занятий, чтобы остаться евреем? И кем я стану, если не откажусь опорожняться, что я делаю ежедневно ещё до утреннего кофе? Не дурная ли м антисемитская эта моя привычка?..
Понимаю, вопросы сложные, но в моём преклонном возрасте, когда невольно задумываешься о будущем, хотелось бы радикально разобраться.

Бывший одессит - Spektoru
- at 2012-03-13 09:42:50 EDT
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - Tue, 13 Mar 2012 08:05:53(CET)

Бывшему одесситу
Мда,конечно,если обмазываете дерьмом,то по идее мне отмываться...Не-а,не прокатит,уверенный вы наш,не прокатит.
...Опасность г-на Руфайзена и ему подобных, в их одержимости. ОБРАТИТЬ побольше евреев в ешкинианство.
____________________________________________________

Судя по беспомощности вашего ответа, уже прокатило. Что же касается мессианства, то: Ольга Агур: "Никогда. Никогда Даниэль не занимался никакими миссионерством. Он этого не принимал и не понимал по отношению к любой религии."
http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer9/Ruzhansky1.php
Вот на этом и поставим точку. А после знаков препинания - пробел.

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-13 08:05:53 EDT
Бывшему одесситу
Мда,конечно,если обмазываете дерьмом,то по идее мне отмываться...Не-а,не прокатит,уверенный вы наш,не прокатит.
Верьте дальше,ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ.Можно выгнать человека из Одессы,а вот наоборот...
Опасность г-на Руфайзена и ему подобных, в их одержимости. ОБРАТИТЬ побольше евреев в ешкинианство.ИМ нужны свидетели.
Ну не было тогда тех,кто "видел" чудеса и приход ленивого Мошиаха-только евреи...

Борис Дынин
- at 2012-03-12 23:10:22 EDT
Марк Фукс
Израиль, Хайфа - Mon, 12 Mar 2012 20:01:51(CET)

У меня, уважаемый Борис, возник еще один "не совсем приличный" вопрос: -Кто дал деньги на фильм?
==============================
Ах, какой Вы циник! :-)))))))

Манасе
Германия - at 2012-03-12 20:50:44 EDT
Я еврей и умру евреем ! громко сказано , а теперь я попытаюсь обяснить а что такое Еврей как его узнать и чем он отличается от других. Еврей способен слышать Бога пророчествовать, видеть ещё не может всётаки не дорос, если кто нибудь утверждает что он Еврей но Бога не слышит значит не Еврей а самозванец или балбес, Второе различие не Еврею нужен санузел для того чтоб опорожнятся Еврею он не нужен, ему не нужно стиратся переодеватся его одежда всегда чиста не изнашивается и не воняет, если кто либо соответствует етим приметам тот и Еврей не зависимо от нац или религеозной принадлежности, слова символы нужно понимать
Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2012-03-12 20:01:51 EDT
Борис Дынин - Марку Фуксу
- Mon, 12 Mar 2012 19:39:52(CET)
--------------------
У меня, уважаемый Борис, возник еще один "не совсем приличный" вопрос:
-Кто дал деньги на фильм?
М.Ф.

Борис Дынин - Марку Фуксу
- at 2012-03-12 19:39:52 EDT
Интересно, Марк, как мы оба обратили внимание на одни и те же слава Ваше уточнение важно.
Борис Дынин
- at 2012-03-12 19:35:20 EDT
Л. Беренсон
Ришон, Государство евреев - Mon, 12 Mar 2012 19:04:04(CET)

Глубоко убедительно, что бывший член Верховного суда ХАИМ КОЭН (впечатлимся символикой имени-фамилии) продолжает утверждать: "Ни правительство, ни кто-либо другой не имеют легального или морального права сказать человеку, который испытал муки ада только потому что он Еврей, сказать ему, что он не еврей. Мы должны преклонить колени и принять его с распростертыми объятиями".
====================================
Ответ самого брата Даниеля:
Освальд: Теперь я думаю: они были правы. Сегодня я не собираюсь извиняться. Но я признаю, что это было моей ошибкой. Я не должен был так несвоевременно противопоставлять себя народу Израиля, и не только Израиля. Мы по-прежнему не совсем нормальные люди. Мы все еще в пути... Поэтому я сожалею, что я так поступил.

Вопрос: По какому пути идем, к чему стремимся, чего опасаемся.

И ни правительство, ни кто-либо другой не имеют легального или морального права сказать евреям прошлого и настоящего, кто предпочел КИДДУШ ХА-ШЕМ (гибель во имя веры) и тем хранил Израиль живым, что их неприятие выбора креститься есть непонимание мук ада, через которое прошел брат Даниель. Мы должны преклонить колени и перед ними и помнить о них открытым сердцем.

Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2012-03-12 19:20:41 EDT
Прежде всего, следует поблагодарить авторов статьи за сам факт ее появления и читателей портала за ее активное обсуждение.
Я понимаю увлечение авторов темой. Личность героя как будто бы неординарная, судьба его и события вокруг него казалось бы уникальные. Хотя в еврейской истории всякое было и народ наш через всякое прошел.
Я фильм смотрел дважды.
В первый раз несколько лет тому назад, когда он демонстрировался по израильскому ТВ и теперь по прочтении предоставленного материала.
На самом деле ответы на почти все обсуждаемые нами вопросы, на мой взгляд, дает сам герой повествования и его близкие.
Конечно, спасение трехсот человек - подвиг, совершенный со смертельным риском. Наверное, это и есть высшая точка, апогей, в жизни Освальда. После этого идет, согласно моему пониманию и восприятию событий, если не спад, то, во всяком случае, не подъем.
Я думаю, что психологи давно уже проанализировали такой тип поведения в критической ситуации и нашли ему объяснение и мотивировки. Он сам объясняет нам, что нуждался в поводыре по жизни, он применяет ивритское слово «мадрих» - «инструктор», «наставник», от слова «дерех» - дорога, путь. Таким наставником представился Иесус. Зачем ждать мессию, он уже пришел – объясняет он нам. Все становиться Освальду ясным, понятным, наступает облегчение и успокоение.
Освальд становиться не просто рядовым католиком, монахом, он становиться проповедником, собирает тысячи слушателей в Польше, в то время, когда польская еврейская община еще живет полнокровной жизнью, когда она пытается восстановиться, оправиться после ужасов Шоа. Одному всевышнему известно, сколько еврейство потеряло душ, сколько евреев ушло в католичество в результате его деятельности в то время.
Католическая царьковь использует его способности как еврея, не принимая его полностью и целиком в фильме об этом говориться:
«…для них он был Еврей, а для Евреев он был Христианин.»
Прибыв в Израиль, он не просто желал припасть к Святой земле, его целью было, и он говорит об этом создать прецедент - «тагдим», т.е. открыть дорогу (узаконить явление) в Страну для других бывших евреев. Он предпринимал практические шаги для осуществления своей цели, пытаясь изменить статус-кво. Судебный процесс, широко освещавшийся в печати, был частью этого замысла.
Его брат считает, что он – человек, потерявший душу (еврейскую!), а лектор-комментатор определяет произошедшее с Освальдом, как общую коллективную потерю и цену, которую мы (евреи) платим за Шоа.
Так и не став полноценным католиком, он не мог принимать участие в коллективных молитвах, оставаясь белой вороной, он раскаивается в содеянном и сожалеет о своих действиях.
Приведенный перевод текста:

«Освальд: Теперь я думаю: они были правы. Сегодня я не собираюсь извиняться. Но я признаю, что это было моей ошибкой. Я не должен был так несвоевременно противопоставлять себя народу Израиля, и не только Израиля. Мы по-прежнему не совсем нормальные люди. Мы все еще в пути... Поэтому я сожалею, что я так поступил.»,
не совсем точен. В оригинале, на иврите, он жестче и конкретнее. Освальд применяет выражение «Мы все еще в пустыне» («Бемидбар»), а не «в пути» а это согласитесь, порождает множество вопросов и вместе с тем догадок о том, какой смысл он вкладывал в это выражение.
М.Ф.

Л. Беренсон
Ришон, Государство евреев - at 2012-03-12 19:04:04 EDT
Прочитал и посмотрел фильм с большим интересом и волнением. Осознание и попытка выработать личное отношение к брату Освальду (брату по национальной общности) – нелегкая задача уму и сердцу.
В своё время прочитал роман Улицкой, и, осудив реверансы автора в сторону христианства, проникся глубокой приязнью к её герою. И благодарностью.
Сегодня утвердился в этом чувстве: по мне, Даниэль – Освальд был евреем, а стал ЕВРЕЕМ! Ибо:
…Цель законов Торы — утверждать любовь, сочувствие и мир среди людей. (Моисей Маймонид(1135-1204) Иад Хазака, Хилхот, Шабат 2:3);
"Не стой, взирая, когда проливается кровь соседа твоего!" (Левит. Третья Книга Моисеева 19:16);
"Тот, кто спас одну жизнь в народе Израиля, как будто бы спас целый мир" (Сангедрин 4:5).
А спас он 300 миров, точнее – еврейских миров, от которых пошли дети-миры, внуки-миры, многажды восполнившие тысячами микрокосмосов потерю нашим национальным миром одного выдающегося выкреста. И на сей раз мы уступили иноверцам не худшего из иудеев. Трагично, что во множестве гетто, обреченные на "акцию" евреи, не имели такого же спасителя, пусть и ценою его вероотступничества в будущем.
В иудаизме, между прочим, существует положение, что нееврей, творящий добро вне еврейского закона, "имеет право на частицу грядущего мира" (Тосефта Сангедрин 13:2).(А это и о его приюте для Праведников мира в Наарии).
Глубоко убедительно, что бывший член Верховного суда ХАИМ КОЭН (впечатлимся символикой имени-фамилии) продолжает утверждать: "Ни правительство, ни кто-либо другой не имеют легального или морального права сказать человеку, который испытал муки ада только потому что он Еврей, сказать ему, что он не еврей. Мы должны преклонить колени и принять его с распростертыми объятиями".
Спасибо авторам фильма и его "поставщикам" в Гостевую.

М. ТАРТАКОВСКИЙ. О правах.
- at 2012-03-12 16:07:52 EDT
ВЛАДИМИР ВАЙСБЕРГ КЁЛЬН, ФРГ - Mon, 12 Mar 2012 13:22:00(CET)

"...человек всегда имеет право на ученье, отдых и на труд,
а, главное, на свободу совести"""
Дайте и мне тогда право на свободу совести и соблюдение законов иудаизма!

>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<

У вас кто-то отнимает это право? Покажите/назовите нам этого мерзавца!
Никто также (как пример) не зарится на право гомиков заниматься в своей постели чем угодно - как и на моё право и многих прочих заниматься обычным сексом. Но мы, прочие, ведь не выходим на улицы с "парадами гордости" по этому поводу. Публично пропагандировать секс незачем - это основной инстинкт, да и неприлично занятие сугубо интимное да и не всякому доступно (т.е. кого-то обижаем).
Так почему же иудаистским ревнителям позволено свой образ жизни навязывать окружающим? Почему им должно быть позволено быть иждивенцами - не работать, не служить в армии? Почему, наконец, позволено указывать, кого - независимо от его собственных убеждений - считать евреем, а кого гоем (проще говоря, отщепенцем), - даже если речь об отважном и поистине святом человеке, с риском для себя спасавшим другие жизни?..

Борис Дынин - ВЕК (err)
- at 2012-03-12 14:48:17 EDT
Вспомните особое мнение судьи Хаима Коэна, ВОЗРАЗИВШЕГО...
Борис Дынин - ВЕК
- at 2012-03-12 14:46:17 EDT
Виктор Каган
- at 2012-03-12 08:35:15 EDT
Борис Дынин
- at 2012-03-12 00:59:16 EDT

У меня родившийся и умерший евреем Руфайзен (а я не Верховный суд Израиля и не вижу никаких оснований пренебречь собственным мнением Руфайзена в пользу мнения «простого еврея с улицы», как Вы сегодня процитировали)
==============================================
Виктор! Ваш ответ совершенно естественен для еврея, видящего себя индивидуумом в свете секулярных представлений о личности в современном обществе, что не обязательно связано с примтивным отрицанием смыслов традиций, религии, общинности и пр. Примитивизма в этом вопросе у Вас нет, но мой вопрос был не о праве индивида иметь свое мнение по теме публикации. Дискуссия, как уже было отмечено, идет не в синагоге. Возможно, Вы не заметили, что я сознательно задал свой вопрос не в комментариях к статье, а в Гостевой, предупредив, что задаю его не как отклик на публикацию о брате Даниеле, но скорее на размышления о ситуации в современном Израиле. Хотя Вы и не Верховный Суд Израиля, его решения предварили наши, на этом портале, что есть еврей. Вспомните особое мнение судьи Хаима Коэна, не возразившего против субъективно-коллективного критерия (мнение большинства народа) в пользу субъективно-индивидуального (собственное желание истца. Так что Ваше мнение уже было зафиксировано в протоколах истории. Мой вопрос был израильтянам и не о том, что есть еврей и не о правах брата Даниеля считать себя евреем, а об изменениях настроений евреев в Израиле по этому важному для его существования вопросу. Или не важном? - Слово израильтянам.

П.С. Помещаю мой ответ Вам в комментариях, уж коли Вы ответили мне здесь.

Виктор Каган
- at 2012-03-12 12:39:21 EDT
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-12 10:59:28 EDT
"69"- это не Фрейд?

Ваши же 69 - Вам виднее Фрейд или не Фрейд :)

Бывший одессит - Spektoru
- at 2012-03-12 11:49:24 EDT
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-12 09:34:24 EDT
"И кто бы такое говорил? Человек, который, по собственным словам,входя в синагогу, верит в фаршированную рыбу больше чем в Бога."
Бывшему одесситу
Это у вас что,юморок такой,как у всех бывших?Где вы,бывший,такое нагребли,такую бредятину?
__________________________________________________

Эту бредятину изрекли вы, собственоустно, человеку, которому я верю.

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-12 11:01:04 EDT
Извините,ошибся-4(четыре) статейки,но что это меняет?
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-12 10:59:28 EDT
"69"- это не Фрейд?Нет?Отрывайтесь иногда от клавы,эстетствующий вы наш...Он и слова посчитал,но не слова по-существу...
Виктор Каган
- at 2012-03-12 10:39:56 EDT
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - Mon, 12 Mar 2012 09:50:17(CET)

О, как "гурмана" ощущенье дивно:
противно всё! противны все! всегда противно!

Виктор Каган
- at 2012-03-12 10:17:02 EDT
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-12 09:46:20 EDT

69 слов - одна пена без клочка мысли.

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-12 09:50:17 EDT
И еще одно.Здесь сложилась очень теплая компашка "литераторов-графоманов",которые хвалят других,чтобы получить восхваления в свою сторону.Противно!
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-12 09:46:20 EDT
Виктору Кагану

А вас само слово "ортодоксальный","синагога" вызывает раздувание щек и негодование.Да,есть еврейская история Руфайзена,а есть-история человека,потерявшего себя.Я понимаю,что гоп-компания
Ружанский,Комиссаренко раскапывают "золотую жилу" Шоа(да,дражайшие,ШОА).Понимаю,г-д Шейнина,
Тартаковского и пр.,абсолютно далеких от иудаизма,т.н. "пятых сыновей",которые НЕ ПРИДУТ на седер
Песаха.Если я не ошибаюсь,эта статейка уже 5-6 на золотую тему.Дерзайте,г-да,вас оценят!

Тартаковский.
- at 2012-03-12 09:36:47 EDT
Борис Дынин- Mon, 12 Mar 2012 02:34:24(CET)
Возникает вопрос: "Что сегодня говорит простой еврей с израильской улицы"? Для него также как для наших отцов крещенный еврей перестает быть евреем, даже если по галахе можно утверждать, что евреем нельзя перестать быть? Или не перестает?..

>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<

Вопрос этот, как говорится, чепуха на постном масле, толчение воды в ступе, - но с самыми жуткими последствиями для евреев во все века нашей истории.

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-12 09:34:24 EDT
"И кто бы такое говорил? Человек, который, по собственным словам,входя в синагогу, верит в фаршированную рыбу больше чем в Бога."
Бывшему одесситу
Это у вас что,юморок такой,как у всех бывших?Где вы,бывший,такое нагребли,такую бредятину?
Одесситов не бывает бывших-это как обрезание-туда можно,а обратно-тю-тю,любезный...

Виктор Каган
- at 2012-03-12 08:35:15 EDT
Борис Дынин
- at 2012-03-12 00:59:16 EDT

У меня родившийся и умерший евреем Руфайзен (а я не Верховный суд Израиля и не вижу никаких оснований пренебречь собственным мнением Руфайзена в пользу мнения «простого еврея с улицы», как Вы сегодня процитировали), создатели фильма о нём и авторы статью вызывают уважение и благодарность. У кого-то – нет. Стало быть, разные у нас правды, а какая из них больше правда – не нам судить. Как написал когда-то один хороший поэт: «Со стороны язык наш одинаков, но говорим на разных языках»

Борис Дынин
- at 2012-03-12 00:59:16 EDT
Виктор Каган
- at 2012-03-11 15:46:19 EDT

"Спасибо авторам статьи, осознававшим, что вызовут на себя потоки, мягко говоря, "праведного негодования" (что подтвердилось за пару-тройку часов) за рассказ о фильме"... При всём уважении к религиозным чувствам и позициям безо всяких оговорок смешно, когда этот портал рассматривается как интернет-филиал ортодоксальной синагоги.

Авторам, конечно, спасибо за труды, но вряд ли у них было малейшее основание опасаться того, что это этот журнал есть филиал какой-либо синагоги. И именно потому, что он не является таковым, и это знают авторы негативных откликов, не стоит читать их как херем. И у этих откликах есть исторические и личные оснований.

"Смешно (хотя какой там смех!), что среди клянущих Руфайзена с достаточной вероятностью могут оказаться потомки тех 300 евреев, которых он спас, обязанные ему жизнью то"

Отнюдь не смешно. Это может быть именно так, но это не должно влиять на наше отношение к тому, что некоторые из нас считают чрезвычайно важным для будущего евреев. А они сохранятся, если не последуют последнему выбору человека, героизм молодости которого не должен быть забыт. И если евреи сохранятся, то этот героизм не заблудится, возможно, в веках, также как и поступок героя, очень вероятно, не получившим бы понимания и одобрения тех, кого он спас.

" без благодарной памяти люди не совсем люди"

Абсолютно верно! Но жизнь брата Даниеля ставит перед нами (евреями) проблему не терять в такой памяти свои высшие ценности и учиться, соединять ее с защитой этих ценностей Это не было проблемой авторов статьи, и можно высказать и им спасибо, за то, что еще раз побуждают нас думать об этом по их собственной воле и против. И потому можно высказать спасибо и тем откликам, которые не позволяют забывать (вне синагоги!), что в жизни брата Даниеля выразилась не только физическая трагедия Холокоста, но и духовная - в судьбе многих евреев. Особенно это важно помнить перед картиной духовного холокоста русско-советских евреев - и до предпочтения христианства по Улицкой.

Виктор! Это не столько возражение на Ваш постинг, сколько попытка понять реакйии на публикацию в более цельной перспективе. Спасибо за повод!

Редакция
- at 2012-03-11 17:55:12 EDT
В статью добавлены ссылки на фильм с титрами на русском языке.
Бывший одессит - Spektoru
- at 2012-03-11 17:06:54 EDT
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - Sun, 11 Mar 2012 12:32:54(CET)
...«Сколько можно об этом выкресте писать!?»...
_____________________________________________________

И кто бы такое говорил? Человек, который, по собственным словам,входя в синагогу, верит в фаршированную рыбу больше чем в Бога.

Виктор Каган
- at 2012-03-11 15:46:19 EDT
Спасибо авторам фильма, который непременно посмотрю.
Спасибо авторам статьи, осознававшим, что вызовут на себя потоки, мягко говоря, "праведного негодования" (что подтвердилось за пару-тройку часов) за рассказ о фильме.
Смешно (хотя какой там смех!), что среди клянущих Руфайзена с достаточной вероятностью могут оказаться потомки тех 300 евреев, которых он спас, обязанные ему жизнью точно так же, как их спасённые им родители или бабушки-дедушки.
При всём уважении к религиозным чувствам и позициям безо всяких оговорок смешно, когда этот портал рассматривается как интернет-филиал ортодоксальной синагоги.
Ещё раз спасибо авторам фильма и статьи - без благодарной памяти люди не совсем люди.

bronepoezd
- at 2012-03-11 15:16:52 EDT
globokouvagajemaja redakzia, globokouwagajemii gospodin berkovitsch,
ne stidno li vam utschastvovat v propagande hrirstiastva ?!

Б.Тененбаум-Л.Комиссаренко,С.Ружанскому
- at 2012-03-11 13:43:41 EDT
Уважаемые авторы, позвольте поблагодарить вас. Уж одно то, что вы "навели мостик" на русском языке к фильму, сделанному о Руфайзене, заслуживало бы самой высокой хвалы - но это ведь только часть вашего исследовательского проекта. Вы сделали замечательную работу, поистине высокого класса.
Суходольский
- at 2012-03-11 13:18:29 EDT
СТАРЫЙ ИУДЕЙ
- at 2012-03-11 12:52:16 EDT
Очень важно, что ты говоришь, но много важнее, что ты делаешь!

Во! Отлично сказано! Теперь посмотрим, что сделал Руфайзен. Из этой статьи можно понять (если других не читал), что он
1) спасал узников гетто
2) передавал в гетто оружие, рискуя жизни.
Это что? Не дела? Как раз у Руфайзена, пережившего Холокост, дела. А у Вас слова, слова, слова...

СТАРЫЙ ИУДЕЙ
- at 2012-03-11 12:52:16 EDT
Крещённый еврей для его народа считается умершим. А мы всё время воскрешаем его, призывая и других евреев предать свою Веру. Очень важно, что ты говоришь, но много важнее, что ты делаешь!
При всём сочуствии к судьбе героя, категорически протестую против подобной публикации.

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-11 12:38:59 EDT
"Когда христианские идеи овладевают иудейскими массами, их именуют "иудео-христианскими ценностями”"!!!!
р. Ш.Авинер

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2012-03-11 12:32:54 EDT
"Читатель вероятно уже догадался, что речь пойдет об известном монахе-кармелите еврее!!!!!!! брате Даниэле, истории жизни которого мы посвятили уже не одну публикацию. Мы еще не начали писать эту новую статью, как уже слышны голоса наших «почитателей»: «Сколько можно об этом выкресте писать!?»
Неужто это ДИАЛОГ?Монолог на двоих,дуэтик...
И в единственном вы правы,сколъко можно на еврейском сайте протаскивать подобные материалы,г-да Ружанский и Комиссаренко?
«Сколько можно об этом выкресте писать!?»