©"Заметки по еврейской истории"
март  2012 года

Элла Грайфер

В чем мои претензии?


Шили плотники штаны –

Вот тебе и брюки!

Пели песенку слоны –

Вот тебе и звуки!

Лили воду в решето –

Вот тебе и здрасте!

Лучше все-таки делать то,

Что ты делать мастер!

                   Ю. Ким

 

Шутки-шутками, но во всех этих палаточно-заплаточных протестах явно чувствуется рука опытного профессионала: правильно выбираются болевые точки, реальные проблемы израильского общества. Ну, то есть, это, конечно, не значит, что они собираются их решать, решить-то они не смогут, даже если бы захотели, да и не захотят, если бы даже и могли. Если доберутся они (не приведи Господи!) до власти, главной и единственной задачей будет самоликвидация нашей страны, плечом к плечу с любимыми европейцами, которые уже активно самоликвидируются у себя дома (один отставной немецкий банкир даже книжку про это написал – бестселлером стала

Но проблемы, как сказано, вполне реальные. И не последняя из них – проблема ультраортодоксов.

 

Дискуссии на эту тему в русскоязычной прессе и интернете возникают постоянно, и когда в очередной раз в нашей Гостевой кто-то потребовал прекратить ультраортодоксальный паразитизм, а в ответ услышал обиженное замечание – Бунюэля-де за казенный счет изучать можно, а Рамбама нельзя, и вообще шестидневная война была выиграна не столь за счет героизма солдат, сколь благодаря интенсивным молитвам ультраортодоксов – я, прежде всего, выяснила, кто такой этот самый Бунюэль, и решила не писать про него диссертацию, а разобраться по существу.

 

Никоим образом не отрицая пользы молитвы как таковой, позволю себе все же усомниться в пользе подобной специализации. Молиться-то все мы умеем (особенно, как припечет!), и уж тем более умеют наши солдаты, среди которых чем дальше, тем больше религиозных. У христиан есть, правда, монахи, сиречь профессиональные молитвенники, за наличный расчет освобождающие единоверцев от этой скучной обязанности, но они, по крайности, застрахованы от демографического взрыва, да и потом, согласитесь, все-таки не еврейский это обычай.

 

Что же до науки, то в университетах (не только израильских и даже не только еврейских) Рамбама изучают явно больше, чем Бунюэля, так чего же ради еще и ешивы содержать? Может, все-таки дело в том, что в ешивах Рамбама (и не только его) не «изучают» вовсе, а…

На одном из своих концертов рассказывал, помнится, Ю. Визбор, как на какой-то альпинистской базе сломался генератор, и хозяйка обратилась за помощью к двум случившимся там знаменитым физикам-теоретикам… Принцип действия генератора маститые физики, конечно, знали, но вот почему в данном конкретном случае он не крутится, и что надо сделать, чтоб закрутился… Даже десяток нобелевских лауреатов не заменит в конкретном случае одного монтера дядю Васю, потому что физики теорию учат, а дядя Вася обучен практическим приложениям этой теории, даже если сам с нею не очень-то знаком. Так вот, в университете учат Рамбама как теорию (как Бунюэля), а в ешиве учат (и заново разрабатывают) практические приложения этой теории, т.е. ГАЛАХУ.

 

Для чего нужны практические приложения теории физиков – спросим дядю Васю. Практических приложений теории про Бунюэля нет и не предвидится (если даже повезет ему основать в кинематографии школу, вряд ли последователи используют в своей работе написанные про него диссертации), так что, как всеми признано естественным, университетские исследователи бунюэлей (а равно и рамбамов!) учатся большей частью на безработных. А вот, нужна ли нам галаха? Есть, несомненно, определенный сектор в обществе, которому да, нужна, так мало ли кому чего нужно… Кому-то нужна филателия, кому-то астрология, кто-то разводит морских свинок – что ж их теперь всех на госфинансирование брать?

 

Примерно так рассуждала я лет 20 назад, ибо полностью разделяла мнение Герцля: "Солдат – в казармы, раввинов – в синагоги". Герцль явно следовал европейской модели, и правильно делал, ибо в его время эта модель была в мировом масштабе наиболее успешной. А я его мнение разделять перестала потому, что в наше время она успешной перестала быть. Наши недостатки суть продолжение наших достоинств, очень многие полезные лекарства оказываются при передозировке смертельным ядом, и главный враг Европы сегодня – зашкаливающий индивидуализм.

 

Религия еще может существовать в качестве личного хобби отдельных граждан, но стоит донестись из церкви малейшему писку (не важно, какого содержания), как общество недвусмысленно намекает: «Молчи, авось за умного сойдешь!», – и в результате на ура принимаются идеи вроде «глобального потепления», на порядок превосходящие завиральностью все троичности и реинкарнации вместе взятые.

 

А уж защитой Отечества в порядке личного хобби заниматься ну никак не получится. Ни самое современное оружие, ни самый обученный спецназ не помогут государству, граждане которого ниже своего достоинства почитают солдатскую службу. Не зря Европа в страхе и трепете любому потенциальному агрессору все места лижет. Израилю же такой путь, понятно, заказан, если жизнь дорога.

 

Да беда-то вся в том, что поведение элиты нашего общества напоминает мне старый ГДР-овский анекдот: В Берлине жара, все снимают с себя все, что только возможно снять, не нарушая приличий, а товарищ Ульбрихт приходит в плаще, калошах и с зонтиком. На робкий вопрос, не жарко ли ему, отвечает внушительно: "Это тут жарко, а в Москве дождик!". Такая элита, что во всех СМИ и университетах сидит, да и на политику сильно влияет, любого ХАМАСа опаснее, но найдется ли в обществе, чем ее заменить?

 

Существует ли такая группа – не отдельный нетипичный «хороший человек», а сообщество – обладающее своей культурой, системой ценностей, традицией и моралью, способное без подкормки выжить в современном мире с его наукой и техникой, да еще и детей рожать? В Европе – не заметно, у нас, как минимум, одна – есть. Это т.н. «вязаные кипы», сиречь религиозные сионисты, последователи рава Кука.

 

Теперешняя элита-самоубийца это понимает и делает все от нее зависящее, чтобы уничтожить опасного конкурента. В частности, именно это (а вовсе не мир с арабами, которого, все одно, не было и не будет) является целью пресловутой антипоселенческой кампании.

 

Но время работает против «европейцев». Самым серьезным препятствием на пути «вязаных кип» являются сегодня уже не они, а – вы будете смеяться – ультраортодоксы. Дело в том, что идеология "вязаной" элиты в немалой степени построена на уважении, продолжении и развитии той самой традиции, в еврейском народе "галахой" именуемой, так вот в настоящий момент не можем мы создать «государство галахи» за полным отсутствием… «галахи государства».

 

В настоящий момент остается она, в основном, галахой галута (диаспоры), о чем неопровержимо свидетельствует, как минимум, одна очень заметная «фигура умолчания». Нигде она не определена, не описана, не упомянута, но выдерните этот гвоздь – все здание окажется в руинах. Имя ей – «шабес гой».

 

По нынешнему состоянию галахи БЕЗ НЕЕВРЕЕВ (или, как минимум, евреев, что галаху не исполняют и не собираются!) МЫ НЕ МОЖЕМ:

 

1. Обеспечить работу предприятий непрерывного цикла, причем, не только в промышленности (нельзя на субботу ни электростанцию выключить, ни домну затормозить), но и в бытовой инфраструктуре. Да, скорая помощь и сейчас к больному приехать обязана и в субботу, и даже в Йом Кипур, но как вызвать ее, если не подводится под "пикуах нефеш" устранение аварии в телефонной сети? А если в субботу прорвет канализацию? Конечно, от этого еще никто не умирал, но три квартиры, залитые дерьмом, в такой святой день все-таки не подарок. А как вам отключение электричества при тридцатиградусной жаре (тут вам и кондиционер, и холодильник) – ведь даже кнопку вылетевшего предохранителя нажать нельзя, а в доме – дети маленькие? Рассказывали мне, помнится, трогательную историю про командира гражданской обороны небольшого городка, что в Йом Кипур в синагоге сидел со включенным переносным телевизором на поясе, чтоб, значит, в случае чего… Но много ли стоила его бдительность без тех евреев, что не в синагоге, а в телецентре тот день провести были готовы?

 

2. Даже надлежащим образом субботу отпраздновать. Во времена не так давно прошедшие непременным условием существования любой (в т.ч. еврейской) общины была территориальная близость: рядом жить, тут же работать, друг с другом родниться, в одном храме молиться и детей в одну школу слать. Сегодня это стало затруднительно, во-первых, потому что куда чаще меняют люди место работы, а во-вторых, потому что в разных местах живут и работают члены одной семьи. И наконец, в-третьих, существует такое явление как "хазара летшува", сиречь приход к вере людей, в атеизме воспитанных, так им никто не гарантирует, что синагога, избранная по зову сердца, от дома окажется на расстоянии субботнего пути. В субботу ездить, как известно, воспрещается, но, дабы без синагогальной молитвы и мамашиной гефилте фиш не остаться, решили ортодоксы в Нью-Йорке добираться на автобусе, только с проездным (к деньгам не прикасаться!), а баранку чтоб крутил нееврей. …А ну как не найдется такого?

 

Это – навскидку, то, что знаю я, а я ведь далеко не все про это знаю, да и не единственная это проблема (вспомнить хоть еврейство по отцу!). Новые проблемы требуют нового галахического решения, и это не новость, так в нашей истории было всегда, а необновленная галаха – препятствие на пути сохранения еврейского характера государства: либо смиренно признать свою зависимость от арабов или, хотя бы, филиппинцев, либо не допускать увеличения среди евреев процента соблюдающих традиции – третьего не дано.

 

Вы скажете: на ортодоксах свет клином не сошелся, есть еще и реформисты, и консерваторы… Не подойдут, ибо цель их – не сохранение народа, а его безболезненное отмирание. Зачем им галаху реформировать, когда гораздо проще вовсе ее не исполнять? Они – сторонники европейского пути, естественные союзники той элиты, что свое уже отыграла.

 

Вы скажете: ультаортодоксы и сами далеко не едины (в том числе и в вопросах галахи). Есть расхождения между ашкеназами и сефардами, хасидами и митнагедами, Сатмаром и Любавичем… А никто и не предлагает всех стричь под одну гребенку. Вносить в галаху изменения в связи с новой ситуацией, вовсе не значит, Боже сохрани, всю ее переделывать. Как известно, дополнять можно, а отменять нельзя. И если какие-то новые одинаковые правила для всех появятся, потому что одни и те же практические проблемы решать придется, так и старые, разные, не денутся никуда.

 

Вы скажете: в некоторых ультраортодоксальных общинах (тот же ХАБАД!) большинство служит уже давно. Создаются для них даже отдельные подразделения, например, Нахаль Хареди, куда идут они охотно, и даже в других подразделениях местами и временами встречаются. Но это, в лучшем случае, только начало большого пути к Галахе, в принципе совместимой с потребностями современного мира и современной войны. Такие серьезные решения не может своею властью принять ни отдельный рав, ни даже целый ХАБАД – тут широкий консенсус нужен.

 

Вот что рассказывают, например, те же ультраортодоксальные бойцы пограничных войск (МАГАВ): …наряду с ортодоксами, в МАГАВе служат много друзов. Согласно Галахе, мы обязаны уважать религиозные чувства национальных меньшинств, а друзы, в свою очередь, уважают наши религиозные убеждения. Поэтому в дни друзских религиозных праздников наше командование старается дать возможность как можно большему количеству бойцов-друзов отдохнуть и отметить праздники, и наоборот, в дни еврейских праздников, если, конечно, позволяет оперативная обстановка, друзы заменяют нас.

 

При всей положительности дружбы народов и уважения к чужим религиозным праздникам… что бы они без друзов делали, а?..

 

Покуда в армии служат только отдельные-нетипичные ультраортодоксы, за широкую друзскую спину спрятаться можно. Только когда служить будет большинство парней из их паствы, придется равам проблемы рассматривать всерьез и накопят они достаточный опыт, чтобы решение реально соответствовало ситуации. А пока вся община в башне из слоновой кости сидит, пользы нам от них – как от Эйнштейна для починки генератора. Разница только в том, что Эйнштейн зато теорию относительности выдать может, а ультраортодоксы – колесо от водяной мельницы по патенту трехсотлетней давности организовать, да вот беда – мельницы такие нынче крутятся только в музее.

 

Среди самих ультраортодоксов появились уже люди (причем, достаточно влиятельные!), что понимают это и работают в нужном направлении. Послушаем хотя бы рава Йоэля Шварца – члена комиссии, наблюдающей за выполнением галахических требований в том самом Нахаль Хареди: Катастрофа привела к краху диаспоры, договоры в Осло – к краху левых, а план размежевания – к распаду правых. Все это для того, чтобы мы поняли: главная задача лежит на плечах тех, кто соблюдает заповеди Торы. Потому что только они по-настоящему понимают, что такое Земля Израиля и что такое еврейский народ. Религиозное общество должно стать во главе промышленности и науки, научиться руководить армией, полицией, экономикой и генной инженерией по законам Торы. Мне жаль, что это мышление все еще остается достоянием отдельных личностей, а не общества в целом. Возложенная на нас ответственность чрезвычайно велика. – Но… насколько слово его сегодня весомо в харедимной среде? Из "Меа Шеарим" его, таки да, выжили, и пока непонятно, какая линия, в конце концов, одержит верх.

 

Работать или воевать могут и другие люди, не ортодоксы. Не то чтобы это было справедливо, но хотя бы технически осуществимо (пока что, во всяком случае), а вот создавать галаху кроме ортодоксов не может никто. Это – то, что они должны делать для еврейского государства и для всех нас, но сегодня они НЕ ДЕЛАЮТ этого. И не могут сделать, пока все они, включая "ультра", не перестанут корчить из себя аристократию, не начнут жить жизнью простого еврея, со всеми его проблемами и заботами.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 540




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer3/Grajfer1.php - to PDF file

Комментарии:

Элла Лилии Горобетц
- at 2012-04-12 18:31:35 EDT
требовать от харедим , что бы они подлатали галаху так, что бы она была удобна какому ли бо течению, так же нелогично как требовать, что бы математики изменили математические законы по просьбе очень хороших и милых людей.

Математических законов вообще-то в природе не существует, возьмем лучше физические. Можно ли попросить физика, чтобы он период полураспада урана изменил? Думаю, это глупо. А вот если мы придем к физику и скажем ему: "Дорогой товарищ, тут у нас, понимаете ли, вторая мировая война, и очень бы желательно ядерную бомбу раньше немцев успеть. Так не сделаете ли вы нам эту самую бомбу, опираясь на ваши знания про полураспад и все другое-прочее, что нам недоступно? Очень нужно народу!" Как вы думаете, он нам откажет?

Лилия Горобетц
- at 2012-04-12 17:47:28 EDT
Элле
А это никто и не утверждает .Галаха "придуманна" для того что бы даже "простой " еврей мог жить по законам данным ему Создателем.И не нарушил бы что нибудь случайно по незнанию.Про отбор "профессиональных благочестивцев" - это все влияние наших славных СМИ .В отношении которых наши "русские" право-настроенные евреи, проявляют удивительное непостоянство.Проклинают их за ложь и корыта грязи вылитые на "русских" во временна большой алии, проклинают за ложь и корыта грязи выливаемые на правых и поселенцев, и при этом искренно и доверчиво принимают в клювики всю информацию поступающую о других врагах СМИ - харедим.
Но я не об этом , а о том что требовать от харедим , что бы они подлатали галаху так, что бы она была удобна какому ли бо течению, так же нелогично как требовать, что бы математики изменили математические законы по просьбе очень хороших и милых людей.
Элле

Элла Лилии Горобетц
- at 2012-04-09 13:30:40 EDT
Не поняла. Во что, по-Вашему, верующие верят? В то, что галаху развивать должны специалисты? Так для этого веры не надо, достаточно простой логики. Что развивать ее надо на основе Предания? Опять же, достаточно историю знать.

Верят в то, что галаха специально придумана для отбора профессиональных благочестивцев, а не для простого еврея, что работает и кормит семью? Не верю!!! Но в это и равы ортодоксальные верят далеко не всегда.

Лилия Горобетц
Ашдод, Израиль - at 2012-04-08 22:56:47 EDT
Главная проблема автора статьи состоит в том , что она , как и многие светские, не верит , что религиозные ВЕРЯТ.Только этим можно объяснить призыв к верующим людям подправить=сфальсифицировать галаху , так , что бы она помогала достижению целей , которые автор считает самыми главными.
Да галаха выводится людьми , но она выводится из Книги данной нам Создателем, она выводится по сложнейшим законам , которые передаются из поколения в поколение от Синайского откровения и до наших дней.Устанавливать галаху могут лишь религиозные авторитеты , которые принимаются за таковых, всеми другими признанными религиозными авторитетами .И каждое новое установление должно быть доказано , как и откуда выводится данный закон.
Как при таких условиях возможно сфальшивить и вывести удобный в данный момент данной группе закон ? - непонятно.То есть понятно конечно - вон реформисты же выводят. У них можно и поездку в субботу разрешить( вероятно после вырывания бороды и приговора "трах-тибидих" ), можно и гомиков "обвенчать" , но ведь автор справедливо замечает , что за этими народ и конкретно вязанные кипы не пойдут - они им не верит.А тем кому верят , потому и верят, что знают , что не сфальшивят.

Ф. Фельдман - Тартаковскому и др.
- at 2012-04-03 17:14:59 EDT
Тартаковский молодец! Только отделять надо не религию от государства, а церковь (синагогу, мечеть т.е. общественный институт) от государства. Неплохо бы при этом также и школу от религиозных организаций. Религия же, если она есть, то есть. Тут ее не отделишь, чтобы не наделать совковских глупостей. Сама же статья не глупая. Очень бы неплохо, если бы ортодоксы задумались на галахой государства. Тогда неизбежно пришлось бы привести ее в соответствие с современностью: юриспруденцией, гражданскими свободами и т.д. Политический же Израиль скатывается все более в реакцию, что нам евреям живущим и на стороне совсем не все равно.
Тартаковский.
- at 2012-04-01 14:15:18 EDT
Мне кажется, гораздо полезнее услышать о том же из уст израильтянина. В гостевой дебатируется всё, что угодно (до пустеших глупостей), - тогда как важнейшие актуальнейшие вопросы то ли замалчиваются, то ли проходят вне сознания.

Саб. Ашдод, Израиль - Fri, 30 Mar 2012 ---Правый национально-религиозный лагерь руководствуется в первую очередь догмами религии и националистическими принципами, а не государственными интересами и интересами простых граждан. Для нынешнего правого правительства характерно пренебрежение принципами социальной справедливости, да и просто порядочности. Про летние прошлогодние демонстрации Вы слышали. А вот о том, что почти все министры (про премьера и не говорю) почти сутки молчали, воздерживались от осуждения очередной волны ракетных обстрелов южных городов только потому, что обстрелы начались вечером в пятницу, Вы, наверное, не знаете. То же самое было и после теракта у «Дельфинария». Вместо того, чтобы тут же уничтожить Арафата вместе с его кликой, Шарон молчал. Что такое? Шабат. (Они не знают, что еврейский Б-г помогает только тем, кто помогает сам себе). Есть моменты, когда святую субботу грех не нарушить формально. Это моменты, когда дело касается жизни евреев. Но правым на это наплевать. Им форма важней содержания. К сожалению, в Израиле не хватает государственников среди власть предержащих.

М. ТАРТАКОВСКИЙ. Простые истины.
- at 2012-04-01 13:08:43 EDT
Эта умная статья умнейшего автора глупа уже потому, что касается вопроса, давно решённого в любом современном цивилизованном обществе и государстве.
И решение это формулируется проще простого: ОТДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ ОТ ГОСУДАРСТВА. Точно так же как отделены от государства, скажем, любые сексуаьные отклонения (если они не опасны для здоровья практикующих и не осложняют жизнь окружающим). Никому нет дела до того, что делается под одеялом, никому нет дела до того исполняешь ли ты религиозные обряды. соблюдаешь ли ритуалы, не нарушаешь ли первобытные табу.
Нужны ли служители культа? Да - для определённой группы граждан, которым и вменяется кормить и содержать этих служителей. Государство может при этом пойти им навстречу: не взимать налоги с дарений. Но не более того.
Соблюдать законы государства, отделённого от религии/религий, обязаны все - включая верующих и самих служителей веры. Потому что при отсутствии государства, при его слабости (экономической, военной...) не могут свободно осуществляться также и все эти ритуалы-обряды-табу.
О страшной опасности превращения еврейского государства в религиозное "государствице" предупреждали ещё "отцы сионизма". Сейчас эта опасность многократно возросла.

Янкелевич - Игреку
Натания, Израиль - at 2012-04-01 11:39:22 EDT
Уважаемый Игрек, Вы пишете, что "с точки зрения нерелигиозного и не израильтянина статья безупречно логична". На мой взгляд Ваше мнение основывается на том, что Вы не замечаете передержек и искажений, о чем г-н Майбурд очень точно написал. Автор выбирает и компонует факты под заранее заготовленную идею.
Вы пишете "Но я не настолько наивен, чтобы не предположить существование других, вплоть до противоположных, мнений". Но мнения - это академический спор, а жизнь в Израиле - не университетская кафедра, нужен АНАЛИЗ ФАКТОВ, а не мнений людей, выросших вне еврейства, да там и оставшихся. Это их безусловное право, как и писать что угодно и где угодно, а вот, как Вы пишете "должна получиться интересная дискуссия" - так это вряд ли, тема подана так, что обсуждать нет смысла. Вы пишете: "В любом случае, слишком многие в Израиле разделяют мнение уважаемой Эллы" На это позволю привести слова Маймонида (XII век) "Правда не станет более истинной, если весь мир соглашается с ней, или менее истинной, если весь мир с ней не соглашается"
Толпа всегда любит простые лозунги, типа "Свобода, равенство, братство", "взять все и поделить", или "все беды Израиля от ортодоксов", "экономические проблемы Израиля от того, что мы кормим их, дармоедов" и т.п. Все эти максимы из одного источника. А статья - ну что статья - просто выплеснуты личные эмоции...

Националкосмополит
Израиль - at 2012-04-01 10:57:27 EDT
«Это – навскидку, то, что знаю я, а я ведь далеко не все про это знаю, да и не единственная это проблема (вспомнить хоть еврейство по отцу!).»
--------------------------------------

Спасибо, что хоть и в скобках фиксируете эту самую значительную проблему, наряду с другими, абсолютно незначительными.

Н. Занавский
- at 2012-03-15 19:20:51 EDT
А вот - ддля автора, и для герр Фельдмана - и победа разума над сарсапариллой:
חיילים חרדים המשרתים בבסיס סירקין טוענים כי בניגוד לנהלים נמנעת מהם שמירת ההלכה עד כדי הורדת כיפה ע"י כמה מהם.
Пётралексеча на них нет - давно бы бороды обрил

П. Брайнин
- at 2012-03-15 13:44:35 EDT
Е. Майбурду - "Нельзя сказать, что галаха государства «полностью отсутствует». Скорее, она давно полностью присутствует". - В яблочко! - на иврите звучит - "кибуц галуйот". Не здесь обсуждать сущность религиозного сионизма, равно как функции "Сохнут"-а или характер "светскости" Мединат Исраэль, "но всё же, всё же, всё же.."
Хаим Неслух
Ариэль, - at 2012-03-15 13:31:05 EDT
"Во всяком случае я... в Германии". Приичин Вашему выбору может быть много, но НЕ ДЕЗЕРТИРУ СУДИТЬ БОЙЦА
Е. Майбурд
- at 2012-03-14 01:35:30 EDT
Жаль, что, пока читал статью, забыл про ее эпиграф.:)
Ф. Фельдман
- at 2012-03-13 14:40:00 EDT
Статья замечательна открытием, которое уже давным давно носится в воздухе и, наконец, открыто, прямо и честно высказано еврейкой из Израиля. Молодец, Элла! Это и есть настоящий патриотизм, причем не только в отношении евреев-израильтян, но и евреев во всем мире. Суть проблемы в том, что Галаха, т.е. свод правовых, нравственных и социальных норм для евреев безнадежно устарел. Я, также наконец, встречаю единомышленника в постулате о том, что Галаха – это свод религиозных законов для галута (т.е. диаспоры), а не (как впрочем и весь Талмуд) для Древнего и современного Израиля. К этому выводу я пришел чисто теоретически (см. мою статью в «Заметках» №3 (94) Евреи за себя или за Иисуса? Да и в № 10 (101)). И до чего же замечательно, что Элла пришла к этому выводу практически. Паразитируют не только ультраортодоксы в Израиле, но и многие наши раввины в диаспоре. Во всяком случае я свидетель тому в Германии. Плутократии у нас достаточно и в ней большая опасность. Поэтому, Элла, продолжайте эту главную линию и не обращайте внимания на мелкие придирки, которыми пытаются подменить суть проблемы и на которых Вас всегда «поймают» наши умники. Не буду писать много. Вот мое резюме:

Еврейская демократия

Между собой мы все равны пред Богом.
... Хотя всё выглядит иначе за порогом.
Мы демократы от рожденья до погоста.
И даже буквы Торы равного в ней роста.

Как хороша евреев демократия.
Когда б, увы, не наша плутократия.

Е. Майбурд
- at 2012-03-13 01:03:08 EDT
Уважаемая Элла,

Ну сколько можно? Кажется, не раз (может даже и не два) призывал я вас не писать о том, чего не знаете. А вы продолжаете подменять достоверное знание своими собственными умозаключениями. Нижеследующее – только для примера

Так вот, в университете учат Рамбама как теорию (как Бунюэля), а в ешиве учат (и заново разрабатывают) практические приложения этой теории, т.е. ГАЛАХУ.

Не только не разрабатывают Галаху в ешивах, как вам указал Онтарио 14. Галаху даже и не учат по Рамбаму. Ни в ешивах, нигде.

в настоящий момент не можем мы создать «государство галахи» за полным отсутствием… «галахи государства».

Нельзя сказать, что галаха государства «полностью отсутствует». Скорее, она давно полностью присутствует.

одна очень заметная «фигура умолчания». Нигде она не определена, не описана, не упомянута, но выдерните этот гвоздь – все здание окажется в руинах. Имя ей – «шабес гой».

По нынешнему состоянию галахи БЕЗ НЕЕВРЕЕВ (или, как минимум, евреев, что галаху не исполняют и не собираются!) МЫ НЕ МОЖЕМ:

Торжество в интонации, видимо, от самоощущения некоего открытия, отчего вы и называете это «фигурой умолчания».
В вашем представлении «Нигде она не определена, не описана, не упомянута». Но это только в вашем представлении - хотите верьте, хотите нет.

то, что знаю я, а я ведь далеко не все про это знаю, да и не единственная это проблема (вспомнить хоть еврейство по отцу!).

Элла, вы взялись за тему, где вы практически ничего не знаете. Упрекать вас в незнании предмета не могу – вы практически и не можете знать таких вещей по своему образованию и опыту. Но когда с таким багажом кто-то берется писать статью (да еще так решительно, как вы умеете), выходит конфуз.
Неверна основная посылка ваша. Галаха постоянно совершенствуется и уточняется. Вам эти вещи не видны? Возможно, это оттого, что вы и галахические авторитеты по-разному понимаете, что считать галахической проблемой (еврейство по отцу уж точно к таковым не относится). Но что же делать – не ваш это бизнес – рассуждать о Галахе. Вы ведь ее даже не учите. И не учили.

Элла Онтарио
- at 2012-03-12 18:34:33 EDT
"Богу богово, кесарю кесарево"- Иудея Йешу спрашивают, не грех ли платить налоги императору-язычнику. И вот его ответ. В чистом виде "дина мальхута дина" (если я произнесла неправильно, пожалуйста поправьте).

Христианские же государства такого разделения не признавали... покуда оставались христианскими.

Примера вымершего от харедимности простого еврея привести не могу, ибо он вместо этого сменил образ жизни. Как напр. дети мистера Борка из Короленковского "Без языка".

Ontario14
- at 2012-03-12 18:09:25 EDT
Элла Онтарио
- at 2012-03-12 17:49:59 EDT
А насчет Герцля вы неправы. Его модель ПОСТхристианская, которую христиане долго принимать не хотели.

******
"Богу богово, кесарю кесарево"

...а вот живет ли простой еврей жизнью хареди? Нет, не живет, а то давно бы вымер
*******
Как кто, например ?

Элла Онтарио
- at 2012-03-12 17:49:59 EDT
Насчет молитвы Вы правы (и за Шерки спасибо, чем дальше тем больше нравится мне!) но я не факт имела в виду, а вот именно расхожие разговоры.

Насчет, кто конкретно что разрабатывает, спасибо за уточнение, но оно мало что меняет, ибо поским в тех же ешивах учатся

А насчет Герцля вы неправы. Его модель ПОСТхристианская, которую христиане долго принимать не хотели.

Про амбулансы я в тексте объясняю, что хорошо, но недостаточно. И почему.

Правильно, мельница и есть практическое приложение. 300 лет назад и не надо бы лучше, но 300 лет уже прошло.

За неточный термин прошу прощения (я имела в виду действительно только харедим, а не "вязаных"), а вот живет ли простой еврей жизнью хареди? Нет, не живет, а то давно бы вымер.

Ontario14
- at 2012-03-12 17:00:28 EDT
Никоим образом не отрицая пользы молитвы как таковой, позволю себе все же усомниться в пользе подобной специализации. Молиться-то все мы умеем (особенно, как припечет!), и уж тем более умеют наши солдаты, среди которых чем дальше, тем больше религиозных.
*******
Элла, нет такой "специализации" - "молиться". В колелях молятся не больше и не дольше, чем "ешивот-heсдер".
Про то, "как все мы умеем молиться" я промолчу. Читайте перевод р. Шерки в этом номере.

Так вот, в университете учат Рамбама как теорию (как Бунюэля), а в ешиве учат (и заново разрабатывают) практические приложения этой теории, т.е. ГАЛАХУ.
*********
Я понимаю, что РАМБАМ приведен как пример, но он неудачный. Или фраза построена неудачно. РАМБАМ сам составлял свод галахот "Мишне Тора". Кроме того, да - в ешиве учат галахот, но, как Вы говорите "заново разрабатывают" галахот - раввины-поским.

Примерно так рассуждала я лет 20 назад, ибо полностью разделяла мнение Герцля: "Солдат – в казармы, раввинов – в синагоги".
Герцль явно следовал европейской модели...

************
Герцль явно следовал христианской модели.

Ни самое современное оружие, ни самый обученный спецназ не помогут государству, граждане которого ниже своего достоинства почитают солдатскую службу.
************
Харедим не считают солдатскую службу ниже своего достоинства.
Уберите женщин из армии и 90% проблем решатся.

...так вот в настоящий момент не можем мы создать «государство галахи» за полным отсутствием… «галахи государства».

В настоящий момент остается она, в основном, галахой галута (диаспоры), о чем неопровержимо свидетельствует, как минимум, одна очень заметная «фигура умолчания». Нигде она не определена, не описана, не упомянута, но выдерните этот гвоздь – все здание окажется в руинах. Имя ей – «шабес гой». По нынешнему состоянию галахи БЕЗ НЕЕВРЕЕВ (или, как минимум, евреев, что галаху не исполняют и не собираются!) МЫ НЕ МОЖЕМ

**********
В Йом-Кипур по Иерусалиму катаются амбулансы с харедим (в качестве водителей, парамедиков и т.д.);
А почему "Нигде она не определена, не описана, не упомянута" ?

...Эйнштейн зато теорию относительности выдать может, а ультраортодоксы – колесо от водяной мельницы по патенту трехсотлетней давности организовать, да вот беда – мельницы такие нынче крутятся только в музее.
*********
1) Пока что в музее;
2) Почему бы Вам не допустить, что есть теории и покруче теории относительности ?;
3) Почему Вы считаете, что псика харедит достойна музея, а другие ортодоксальные псикот - нет ?
4) Обратите внимание - в начале статьи "мельница" у Вас была "практическим приложением", а к концу что случилось ?

Работать или воевать могут и другие люди, не ортодоксы. Не то чтобы это было справедливо, но хотя бы технически осуществимо (пока что, во всяком случае), а вот создавать галаху кроме ортодоксов не может никто. Это – то, что они должны делать для еврейского государства и для всех нас, но сегодня они НЕ ДЕЛАЮТ этого. И не могут сделать, пока все они, включая "ультра", не перестанут корчить из себя аристократию, не начнут жить жизнью простого еврея, со всеми его проблемами и заботами.
************
Почему Вы во всей статье говорили о харедим, а в последнем абзаце перешли на "ортодоксов" ?
"Вязаные кипы" ведь живут "жизнью простого еврея, со всеми его проблемами и заботами" и не "корчат из себя аристократию". Или как ?
А харедим ? Они что - лишены "проблем и забот простого еврея" ? Нет, не лишены.
А простой еврей - лишен проблем и забот простого хареди ? ;-) Что скажете ?

Борис Дынин
- at 2012-03-12 14:25:44 EDT
Элла Дынину
- Mon, 12 Mar 2012 07:08:03(CET)
=======================================
Вы правы!

Элла Дынину
- at 2012-03-12 07:08:03 EDT
Понимаете, Вы пытаетесь делать как раз то, что по-моему делать бессмысленно: рекомендовать харедим, как именно должна выглядеть "галаха государства". Мы не знаем этого, но и они тоже не знают, пока не включатся ресльно в жизнь государства, не столкнутся на практике с его реальными проблемами. Остальное все - министерство благих пожеланий.
Б.Тененбаум-Адепту, вопрос
- at 2012-03-12 02:26:54 EDT
Адепт
- Mon, 12 Mar 2012 01:51:44(CET)

Вы прозой писать не пробовали ?

Леонид Ейльман
Сан Франциско, Калифорния, США - at 2012-03-12 01:52:45 EDT
Уважаемая госпожа Элла Грайфер! Рав Йоэль Шварц совершенно прав. Религиозные евреи могут и должны участвовать в современной жизни общества: работать в экономике, инженерии, науке и т. п.
В Сан Франциско есть ортодоксальная еврейская школа рабби Липнера. Знаменитый физик Эдвард Теллер оказывал волонтерскую поддержку этой школе при его жизни. Эта школа каждый год выпускает целую плеяду хорошо образованных людей, которых самые престижные университеты Америки приглашают к себе на учебу. Для того, чтобы стать убежденно религиозным человеком надо очень глубоко знать физику и другие современные науки. Иудаизм Синайской Торы не содержит мистики в отличие других монотеических религий, поэтому современные знания не являются препятствием знанию Танаха.Конфликт между религиозными и атеистами (светскими) в Израиле должен быть разрешен путем правильного организованного образования.

Адепт
- at 2012-03-12 01:51:44 EDT
Шили плотники штаны –
Вот тебе и брюки!
Пели песенку слоны –
Вот тебе и звуки!

КАКУЮ ПЕСЕНКУ ПЕЛИ СЛОНЫ?

Жил-был народ когда-то,
С ним галаха жила,
Милей родного брата
Она ему была!

Что? Галаха? Ах, ах, ах, ах!

Но только оказалось,
Что галаха плоха,
Нужна хотя бы малость
Другая галаха…

Что? Галаха? Ах, ах, ах, ах!

Зовет народ Э.Грайфер,
Что вечно на слуху –
- Создайте нам для кайфа
Другую галаху!

Как? Галаху? Ух, ух, ух, ух!

- Да я ни в зуб ногою,
Скажу, как на духу!
Нужны здесь шабес гои,
Менять чтоб галаху!

Вот есть товарищ Крюков,
На это он мастак!
Подобных мастер трюков,
Эх, так его, растак!

Борис Дынин
- at 2012-03-12 01:50:46 EDT
"Дело в том, что идеология "вязаной" элиты в немалой степени построена на уважении, продолжении и развитии той самой традиции, в еврейском народе "галахой" именуемой, так вот в настоящий момент не можем мы создать «государство галахи» за полным отсутствием… «галахи государства».

Я не уверен, что многие из израильтян разделяют мнение Эллы, поскольку он не отвергает харедим, а признает их важность для существования Израиля пусть с условием создания ими «галахи государства», хотя бы для себя, для своего участия в государственной жизни по Торе. Но что значит такая галаха (кроме той, что уже есть и в которой много есть об отношениях с властями), принимая во внимание, что Израиль не есть и вряд ли может, должен стать теократией с помазанным царем, синедрионом и пр.? Может быть Элла несколько разъяснит свое видение.

Самуил
- at 2012-03-12 00:12:37 EDT
Присоединяюсь к отзыву уважаемого Игрека: статья могла бы "дать старт" серьезной дискуссии (только, пожалуйста, без воплей, проклятий и "переходов на личности"). Я, не живя в Израиле и не зная его проблем изнутри, — помалкиваю. Но читаю публикации израильких авторов (высокочтимой госпожи Эллы Грайфер — в числе первых) всегда с огромным интересом и сопереживанием.
М. Аврутин
- at 2012-03-11 23:50:51 EDT
Написано, как всегда, очень хорошо, но, «Наши недостатки суть продолжение наших достоинств», утверждает автор, а достоинством как раз является индивидуальный, ни на кого не похожий стиль. В тоже время, «зашкаливающий индивидуализм» признается злейшим врагом, по крайней мере, Европы.
Европа, да и не только она, но и Америка воевать и гибнуть не хотят, и давно уже, а не сегодня только, потому, наверное, «в страхе и трепете любому потенциальному агрессору все места лижут». Потому и войну «горячую» против вчерашнего союзника продолжать не стали, а предпочли начать «холодную», которую выиграли, а значит, оказались правы.
«Израилю же такой путь, понятно, заказан, если жизнь дорога». – Отчего же? Израиль освободил одного солдата ценой предстоящих потерь десятков и сотен других солдат. Ничем он от Европы не отличается в этом отношении, покуда у власти «теперешняя элита-самоубийца».
Ну, а дальше всё без единого замечания, полное приятие.

Игрек
- at 2012-03-11 21:35:04 EDT
С точки зрения нерелигиозного и не израильтянина статья безупречно логична. Но я не настолько наивен, чтобы не предположить существование других, вплоть до противоположных, мнений. Мне кажется, должна получиться интересная дискуссия.
В любом случае, слишком многие в Израиле разделяют мнение уважаемой Эллы. Это значит, что просто отмахнуться от идей статьи, пусть поданных в самом общем виде, будет нелегко.