©"Заметки по еврейской истории"
октябрь  2012 года

Ион Деген

Необъяснимое


Я крепче становлюсь в неверии,

Что одолеет всё наука,

Когда на берегу Материи

Стою у океана Духа.

Юрий Солодкин.

Когда я впервые задумался об этом? Нет, не могу точно ответить. Определённо, не тогда, когда впервые прочитал лермонтовский «Маскарад». Даже не тогда, когда был очарован сонатой для клавесина и скрипки Моцарта. Почему возникновение этой мысли пытаюсь привязать именно к названным шедеврам? Не помню, тут ли, сразу же после прочтения «Маскарада», я узнал, что Лермонтов написал его в девятнадцатилетнем возрасте. Не помню, тут ли, прослушав сонату, узнал, что Моцарт написал её в шесть лет. Не помню. И только увидев фреску Эль Греко в церкви Санта Мария Бланка в Толедо, на которой облака были такими, какими их можно увидеть с борта летящего над ними реактивного самолёта, а не с земли, подумал о некоторых странностях творчества гениев. Это было начало.

Объясните, мог ли Эль Греко видеть облака такими, какими он их изобразил? Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила», когда ему было девятнадцать лет. Это ещё можно понять. Гений! Но откуда у Лермонтова, девятнадцатилетнего юноши, пусть тысячу раз гения, знание жизни такое, как у героев «Маскарада»? Семнадцатилетний Моцарт гениальный музыкант с невероятной техникой пианиста. Это понятно. Пусть в этом возрасте гениальный композитор уже написал массу мелких композиций. Это с трудом я ещё могу понять. Но в таком возрасте четыре оперы, тринадцать симфоний, двадцать четыре сонаты? Нет, этого понять нельзя, если пользоваться обычными наблюдаемыми земными категориями.

Как появились гениальные научные открытия? Что мы об этом знаем? И знаем ли вообще, если не из рассказов самих учёных? У историков науки подобные сведения можно обнаружить крайне редко. Историки науки… К работам историков, в частности, советским, российским, отношусь не без осторожности. Но к историкам науки, после того как познакомился с некоторыми работами историков науки, профессорами престижных американских университетов, кроме презрения, не испытываю других чувств. Так как же появляются гениальные открытия?

Предвижу реакцию на то, что сейчас пишу. У меня уже есть соответствующий опыт. В «Заметках по еврейской истории» был опубликован мой рассказ «Талмуд». В нём не было ничего придуманного. Среди нескольких отзывов был и такой:

«Недавно на семинаре в Кфар Сабе я слышал выступление Ионы Дегена и был им совершенно очарован. Поэтому я и стал читать эту его публикацию.

…Зачем это всё написано? Чтобы понравиться Ионе Мецгеру или Овадье Йосефу (Два видных раввина - Д.) и внести ещё и свой вклад в то навязчивое и постоянное религиозное зомбирование людей, которым и так переполнены русскоязычные средства массовой информации?

А что касается того, что в торе и талмуде есть ответы на все вопросы, то мы это уже проходили: нас учили, что они в "трудах классиков марксизма". Остаётся только ввести тору и талмуд в программу обязательных курсов на медицинских факультетах израильских университетов».

Этот отзыв меня не удивил. Мне отлично известна психология советских атеистов. Я тоже был им. До тридцати одного года. Подчёркиваю – советских атеистов, адептов религии Атеизм. Потому что атеизм – это религия, отвергающая существование Творца. Отвергающая без всяких доказательств. Но именно верующего они обвиняют в слепой вере в недоказуемое. Они неправы. Верующий человек, к сожалению, не религиозный, то есть, не соблюдающий ВСЕХ 613 мицвот, я могу на основании данных современной науки достоверно показать им присутствие Творца, без Которого существование по меньшей мере органического мира не возможно. У меня нет представления, Кто или Что такое Творец. Я знаю, что это не дед с бородой, изображённый на миллионах христианских икон. Мне ближе всего высказывание Эйнштейна о Творце, установившим и поддерживающим порядок во Вселенной.

Но рассказ начну с пустячка, случившегося со мной ещё в пору, когда я был железобетонным атеистом. В 1946 году я написал коротенький рассказ «Придурок». С тех пор коротенькие рассказы у меня появляются и сейчас. В 1996 году был опубликован сборник таких рассказов – «Голограммы». «Совпадение?» один из рассказов этого сборника. Вот он.

СОВПАДЕНИЕ?

В тот день вместо подготовки к гистологии я вдохновенно сочинял очередную главу повести. Потом друзья скажут, что это самое лучшее из всего написанного мною. А еще через тридцать лет единственный экземпляр рукописи будет безвозвратно утерян. Но в тот день я писал, как две славных девушки, Аля и Тася, посетили в госпитале раненого паренька.

Почему Аля и Тася? Не знаю. Так написалось. Вообще в тот день я едва успевал записывать фразы, которые сами по себе вырывались из души.

Еще не совсем пришедший в себя, я направился в сквер недалеко от дома и пристроился на скамейке рядом с пожилой супружеской парой. Старики ушли. Их место заняли две симпатичных девушки. Познакомились. Студентки педагогического института.

Потрясенный, я сорвался и принес только что законченную главу. Нет, у меня не было привычки читать незавершенных произведений, да еще незнакомым людям. Но как Аля и Тася могли поверить в то, что именно их именами я назвал придуманных героинь моей повести?

В этом рассказе нет и намёка на вымысел. Всё было именно так, как написано. Вот только, когда я писал этот рассказ, не придал особого значения фразе «Вообще в тот день я едва успевал записывать фразы, которые сами по себе вырывались из души». Теперь именно ради этой фразы процитировал рассказ. Ту главу я не сочинял. Кто-то диктовал её, а я должен был успеть записать.

Мне кажется, что нечто подобное случалось у меня, когда появлялись некоторые стихи. Но я не могу убедить в этом даже себя. Пожалуй, один случай кажется мне вполне вероятным. Это когда летом 1945 года я читал свои фронтовые стихи в московском Доме литераторов. Как меня топтали! И вот где-то под конец бичевавшего и непонятного мне разноса у меня написалось стихотворение «Товарищам фронтовым поэтам». Сколько времени необходимо для того, чтобы под диктовку записать четыре четверостишия? Да ещё при том, что прислушиваешься к тому, что о тебе говорят. Но ведь стихотворение это существует. Я прочёл его там же вместо заключительного слова. Кто продиктовал мне это стихотворение? Возможно ли написать его с такой скоростью, да ещё в такой обстановке?

Это всё, как я уже сказал малоубедительные пустячки. Но есть в моей биографии три события, которые, если не привлечь трансцендентальное, вообще не поддаются объяснению. Именно о них я собирался рассказать. Одно из этих событий выпадает, так как наш сын уверил меня в том, что ему есть логическое объяснение. Меня он не убедил. Но если есть хоть тень сомнения, не буду настаивать.

Итак. 21 января 1945 года командир батальона отдал мне приказ на атаку. Атака без артиллерийской подготовки, без поддержки пехоты. И это в Восточной Пруссии, где у немцев была невероятная оборона. Рота моя состояла из шести танков Т-34, двух танков ИС и четырёх 152-миллиметровых самоходных орудий. То есть не рота, а неизвестно что. Я отдал приказ на атаку. Рота с ревущими дизелями не сдвинулась с места. Ретроактивно можно в какой-то мере попытаться оправдать неподчинившихся танкистов. Девятый день наступления без минуты отдыха. Колоссальные потери. Страх, который в таких условиях трудно преодолеть. Но ведь приказ. Решил, что есть только один выход из положения. Личный пример. Скомандовал: «Делай как я!» и поехал, уверенный в том, что машины пойдут за мной. Не пошли. Мне уже некогда было думать о роте. Перемахнули через первую немецкую траншею. Всё внимание на второй, откуда по нам открыли огонь. А на корме у меня шесть десантников со станковым пулемётом. Должен уточнить, это очень важно. За боем наблюдал в перископ из командирской башенки. Поле зрения очень ограничено. В этот момент видел только то, что впереди танка. Только. И вдруг, повторяю, не видя ничего, кроме траншеи впереди себя, чуть ли не в панике закричал: «Башню вправо!» и тут же «Бронебойный!». У меня был отличный экипаж. Башня немедленно повернулась вправо и звякнул клин затвора орудия. Я успел увидеть немецкий танк. И ещё успел подумать, что это - наш выстрел, или в казённике своей же пушки разорвался наш снаряд?

Что я почувствовал? Почему успел отдать две команды? Стреляющему и башнёру. Я ведь не видел немецкого артштурма. Не видел! Не мог его видеть! Кто мной отдал команды? Я не мог отдать этих команд, не видя цели.

Только в госпитале, получив письмо из батальона, я понял, что произошло. Ребята написали, что случившееся расследовали чуть не все суперспециалисты бригады. Немецкий танк сгорел. Он не мог быть подбит после того, как была подбита моя машина. Немецкий снаряд сделал своё дело. Стрелять из моего танка было некому и не из чего. Стреляющий, башнёр и лобовой стрелок убиты. Механик-водитель и командир тяжело ранены. Орудие повреждено. Осмотрели сгоревшую немецкую машину. После попадания нашего снаряда она уже не могла выстрелить. Остается только один единственный вывод. Это невероятно, но два танка выстрелили друг в друга одновременно. Ладно. Чудо. Но почему я отдал эти две команды? Я отдал их, или кто-то мной это сделал?

Учтите, я был, как уже написал, железобетонным атеистом, когда снова и снова в течение долгих лет задавал себе этот вопрос. И, разумеется, не находил ответа.

Но третий случай уже не вызывал у меня сомнений. О втором, который ещё вызывал, не стану рассказывать, так как сын опроверг его трансцендентальную природу. Мне кажется, что напрасно. Но, занимаясь научной работой, привык к тому, что, если есть хоть малейшее возражение, результат опыта не может считаться достоверным.

После обычного операционного дня в больнице я вёл амбулаторный приём в поликлинике. Можно сказать, что он тоже был обычным. Между вышедшим пациентом и пациентом вошедшим перерыв считался на секунды. До десяти. Простите за физиологическую подробность. Если бы мой мочевой пузырь был на грани разрыва, я не мог бы позволить себе встать и выйти для его опорожнения.

Зашёл очередной пациент. И вдруг во время его осмотра я почувствовал необходимость зайти в кабинет физиотерапии. Зачем? Почему? Кабинет физиотерапии посещал крайне редко и то по самой крайней необходимости. При этом, никогда не было никакой срочности. Случилось необычное. Я прервал осмотр больного и быстро пошёл в кабинет физиотерапии. Вошёл в него в тот момент, когда сестра выключила аппарат индуктотермии и начала разматывать кабель волновода, спиралью обматывавший предплечье больного. Не отдавая себе отчёта, зачем я пришёл сюда, внимательно посмотрел на руку и подумал, что это же соленоид. Но если это соленоид, то, значит, индуцируется магнитное поле. При чём же здесь термия? Тепловая процедура, осуществляемая током высокой частоты? Надо ли забивать гвозди микроскопом? Ведь нагреть тело можно соллюксом, и кварцем, и грелкой, и… Но мне известны случаи, когда индуктотермия действительно оказала лечебный эффект. Следовательно, это не тепло, а магнитное поле. Но тогда, зачем высокая частота, если достаточно обычных пятидесяти герц, или даже постоянного тока?

Не поняв, почему я зашёл в кабинет физиотерапии, извинившись, продолжил прерванное лечение пациента.

Он ушёл. Его сменила восемнадцатилетняя девушка, которую два года назад я прооперировал по поводу гигромы у основания правой кисти. Операция действительно пустяковая. Я не удивился тому, что девушка у меня больше не появилась. Зачем нужен врач после такой операции? Оказывается, была другая причина. После операции возник уродливый келоидный рубец. Откуда было ей знать, что это свойство её организма? Она решила, что прооперировал её сапожник и пошла к другому хирургу.

Уже в этом есть ещё один элемент необычного. Хирург, к которому она обратилась, блестящий врач, отлично знавший, что келоиды ни при каких условиях нельзя оперировать. Потом, когда мы с ним обсуждали этот случай, он сказал мне, что его чёрт попутал, что он сейчас представить себе не может, как решился на эту операцию, после которой появился келоид раза в два больше предыдущего.

Задумавшись, я рассматривал багрово-синюю опухоль. Но главное, девушка сказала, что первый келоидный рубец был безболезненным, а сейчас она по ночам не спит от боли.

Что делать? Возможно потому, что в кабинете физиотерапии подумал о магнитном поле, вспомнил сейчас, что в ящике моего стола есть двенадцать небольших цилиндрических магнитика, которыми любил играться, перебирая их, как чётки. Да, но ведь на третьем курсе профессор, читавший нам патологическую физиологию, рассказал о докторе Месмере, шарлатане, который лечил магнитным полем. Профессор был очень популярен. Всё, сказанное им, воспринималось, как истина в последней инстанции. Случилось так, что на одной из лекций, на которой он привёл в пример свою главную научную работу, я обнаружил нарушение второго закона термодинамики. После лекции я осмелился сказать ему об этом. Состоялся неприятный разговор. Всё это подробно описано в книге «Портреты учителей». Главное, что как бы ни были убедительны высказывания профессора, после этого инцидента я проверял их истинность.

Всё это прокрутилось в моём сознании, пока я извлёк из ящика магнитики, и как браслетом окружил нижнюю часть предплечья девушки у самого основания кисти. Келоид оказался между полюсами первого и двенадцатого магнитика.

Придя домой поздно вечером, я взял том Стефана Цвейга и полночи читал его замечательную книгу о враче Месмере, который вовсе не был шарлатаном, а заблуждаясь, поверил в существование животного магнетизма, и случайно стал родоначальником лечения внушением.

С сияющим лицом девушка пришла ко мне через два дня. Причина сияния - полностью прекратилась болезненность. Я внимательно осмотрел келоид. За два дня почти исчезла багрово-синяя окраска. Рубец несколько уплостился. Наблюдения стали ежедневными. И посещение Центральной медицинской библиотеки стало чуть ли не ежедневным в основном по причине того, что зарубежные журналы можно было читать только в библиотеке. Отечественную литературу выдавали на дом.

Тут же начала появляться аппаратура, электромагниты, генерирующие переменное и постоянное магнитное поле. Тут же начались эксперименты на животных и – о! Ужас! На людях! Это то, в чем меня обвинили «доброжелатели». Разумеется, эксперименты на людях были абсолютно безвредными. Проводились они исключительно на добровольцах, на родных, на друзьях, на врачах, на студентах. Начались клинические испытания, результаты которых превосходили все предполагаемые надежды.

Так появилась магнитотерапия в ортопедии и травматологии, постепенно перекочёвывая в другие области медицины.

Может кто-нибудь объяснить, почему я срочно ринулся в кабинет физиотерапии?

Но, проанализировав всю цепочку событий, я уже знал объяснение.

От своих друзей учёных, среди них нескольких выдающихся, я слышал рассказы об их открытиях. О случаях, которые разительно отличались от их повседневности, от постепенного продвижения по этапам научной работы. Открытия, как правило, появлялись независимо от того, чем в этот момент занимался учёный, часто даже не думавший о проблеме, которая занимала его. Озарение! Внезапное видение того, что стало объектом открытия. Как оно произносилось это слово – озарение! Поэтому, когда я слушаю концерт уже абсолютно глухого Бетховена для фортепиано, хора и оркестра, я слышу и послание Всевышнего.

Предвижу критику какого-нибудь гомо cоветикуса, подобную той, которой я подвергся за рассказ «Талмуд». Предупреждаю, что реагировать на неё не буду. Предвижу скептические вопросы атеистов, кто именно мною подал две команды, кто погнал меня в кабинет физиотерапии, кто продиктовал стихи в Доме литераторов, кто, кто, кто? Творец? В таком случае, как именно осуществляется коммуникация?

На последний вопрос не могу ответить. Не знаю. Я рассказал о коммуникации. Механизмы её мне неведомы.

На остальные вопросы мог бы ответить элементарно просто: скажите, до 1895 года, до открытия Рентгеном икс-лучей кто-нибудь знал об их существовании? А ведь поток икс-лучей во Вселенной такой же, как, скажем, поток фотонов. И ещё тысяча и один пример.

Но тысяча и один раз я задавал себе вопрос, что такое душа. На этот вопрос (посмею быть нескромным), отлично зная анатомию и физиологию человека, ответить могу, только процитировав Танах. Скажите, анатомы её видели? Скажите, физиологи обнаружили её в эксперименте? А ведь даже атеисты широко пользуются этим термином.

И ещё предвижу вопрос серьёзного атеиста: не могу ли я представить ему научно обоснованных доказательств существования Творца, о которых упомянул? Могу. В двух-трёхчасовой беседе конспективно изложил бы некоторые данные. Времени на статью не по моей специальности у меня нет.

Почему бы атеисту не проделать мой путь к вере (или к укреплению в своей религии, в Атеизме)?

В тридцатиоднолетнем возрасте в подполье впервые прочёл Библию. Это была потрёпанная книга с ятями. Русский канонический перевод Танаха с добавлением Нового завета. К первой книге – Бытие – отнёсся весьма скептически. Посчитал её книгой, содержащей мифы. Над второй книгой – Числа – задумался. Серьёзно задумался. Вернулся к первой книге. Понял, что Библию нельзя читать как роман. Чем больше читал Библию, тем яснее становилось, что вникнуть в этот текст сложнее, чем в текст всех учебников времени моего студенчества. Решил проверить то, что доступно моей проверке: время, необходимое для эволюции от амебы до человека. Я был очень щедрым в этой проверке. Ведь амеба, как она не проста, сложнее любого из сотворённого человеком. Она не могла вдруг внезапно возникнуть из ничего. Но я пренебрег временем, предшествовавшим возникновению амебы в первичном бульоне. Случайно столкнувшиеся атомы, молекулы, возникшая ДНК и т.д., для чего требовалось время, продолжительность которого у меня не было возможности даже предположить. Цифра, полученная мной, если допустить, что каждое последующее деление это новая ступень на пути эволюции, что само по себе абсолютно невозможно, двенадцать миллиардов лет. Где взять эти двенадцать миллиардов лет?

Я вспомнил, чего мне, студенту первого курса стоил спор с ассистенткой кафедры биологии по поводу теории Дарвина, в которой я, хоть ещё ярый коммунист, нашёл опровергающие её нестыковки и противоречия. Чуть не вылетел из партии и из института. Только военное прошлое спасло меня. Но в пору, когда я читал Библию, мог обойтись без этих воспоминаний. Я уже был верующим евреем, начавшим постепенно углублять свои знания.

20.08.2012


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1605




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer10/Degen1.php - to PDF file

Комментарии:

Борис Дынин
- at 2013-02-17 22:16:53 EDT
Фридман Петр
Нидерланды - Sun, 17 Feb 2013 21:44:54(CET)

Есть замечательная книга, перекликающаяся по названию с Вашим текстом: С.Л.Франк, Непостижимое. Вы получите огромное удовольствие, читая ее...
=========================================
Советуя Иону Лазаревичу книгу С.Л. Франка, надо бы подчеркнуть, о чем там идет речь не только по названию. Ее суть (из предисловия):

"И моя книга хочет быть, в сущности, не более чем систематическим развитием – на новых путях, в новых формах мысли, в новых формулировках старых и вечных проблем – основного начала его мировоззрения, его умозрительного выражения вселенской христианской истины".

Это не в упрек С.Л.Франкую Он был страстным в своем христианстве и его рассуждения о непостижимом были посвящены именно обоснованию его веры. Можно было бы посоветовать кого-нибудь поближе духу многоуважаемого Иона Дазаревича. Впрочем, он сам разберется.

А рассказ Иона Лазаревича, действительно, замечательный.

Фридман Петр
Нидерланды - at 2013-02-17 21:44:54 EDT
Глубокоуважаемый Ион Лазаревич,

Есть замечательная книга, перекликающаяся по названию с Вашим текстом: С.Л.Франк, Непостижимое. Вы получите огромное удовольствие, читая ее, хотя я понимаю, что времени свободного у Вас мало. Спасибо за все Ваши замечательные истории и тексты.

Ион Деген
- at 2012-11-10 16:51:05 EDT
Дорогой Витах!
Сердечно признателен Вам за отклик. Знаю, что от Вас можно ждать как одобрения, так и порицания. Я верю Вам. Не сомневаюсь в Вашей искренности. Именно это для меня важно.
Будьте здоровы и счастливы!
Ваш
Ион.

Дорогой г-н Мадорский.
К сожалению, не могу сейчас выполнить Вашей просьбы. Но, дусаю, ещё лучшую информацию Вы найдёте на сайте Евгения Берковича, прочитав хотя бы пять глав книги Феликса-Азриэля Кочубиевского «На пути тшувы».
Всего Вам самого доброго!
Ваш Ион.

Мадорский
- at 2012-11-10 09:25:14 EDT
Хорошая статья. Безусловно, уважаемый Ион, у каждого или почти каждого из нас есть случаи совершенно необъяснимые, невероятные и они, (меня, как и Вас) подвигают нас к вере в Б-га.
У меня, например, был такой. Я учил музыке частным образом 2-х детей видного современного асторолога Михаила Левина. В астрологию я не верил, самого Мишу видел редко, так как занимался с детьми в дневное время, но у его жены, Галины, постоянно спрашивал, в основном, для поддержания разговора: "Ну, что там Миша увидел наверху?" Однажды, осенью 1985 года Галя сказало, отвечая на мой вопрос: "Странно, но и Миша, и Глоба, и другие астрологи удивляются, что весной 86 года в Восточной Европе ожидается ядерный взрыв. Это что, атомная война ? Но почему нет ответного удара".
Я не придал всему этому значения и вспомнил только после Чернобыля. Это абсолютно достоверный факт!
Вы, Ион, пишите, что можете легко доказать на основаниий достижений современной науки существование Творца. Не могли Вы коротко сделать это на сайте либо вне сайта Мои данные у редактора. Спасибо.

vitakh
- at 2012-11-09 20:33:06 EDT
Поправка: не "таинства" :), а таинственные явления.
vitakh
- at 2012-11-09 20:21:04 EDT
Добавлю: по-моему, по сравнению с "необъяснимостью" человека, другие таинства просто меркнут.
vitakh
- at 2012-11-09 20:16:57 EDT
Опять убеждаюсь: в каждом рассказе И.Л.Дегена кроме сочетания искренности, интеллекта, этики, эстетики, есть магия Посредника (скажем нейтрально: "к истине"), ведь многие даже не задумываются о "Необъяснимом" (например, как возможна в "саморазвившейся" природе такая степень сложной целесообразности, как человек).
Ион Деген - Владимиру Яськову
- at 2012-11-08 13:23:19 EDT
Многоуважаемый Владимир!
Большое спасибо за отклик. За доброе отношение. Простите, не смог Вам ответить вовремя. Книга Михаэля Дегена, прочитанная примерно года два назад, произвела на меня огромное впечатление. Ещё до этого увидел фотографию Михаэля в немецкой газете. Удивился. Мы похожи, как однояйцовые двойники. Узнал, что его старший брат в Израиле. Он не знаменит. Поэтому хотел познакомиться с ним. Но как найти? Фамилия Деген на иврите пишется буквами далет, гимель, нун софит. Читается это Даган. Даганов в Израиле примерно, как Сидоровых в России, которые на третьем месте после Ивановых и Петровых. А Даганы на третьем после Коэнов и Леви. Так что – глухо. В США у меня есть дальняя родственница, Френсис Деген, милейшая женщина, бывшая деканом в Колумбийском университете. Её прадед, родной брат моего деда, родом из тех же мест, что родители Михаэля. Так что, кто знает?
Всего Вам самого доброго! С уважением
Ваш Ион.

Акива, г-ну Владимиру Яськову
Кармиэль, Израиль - at 2012-11-06 17:23:57 EDT
Уважаемый Владимир. Прочитав Ваш отзыв, я позвонил Иону Лазаревичу. Он просил меня передать Вам, что он сейчас не может связаться с Вами из-за плохого самочувствия (операция катаракты) и просил меня каким-то образом связать его с Михаэлем Дегеном. Книгу его он читал, но связаться с ним не мог из-за отсутствия его адреса и телефона. Кроме того И.Л. человек очень скромный, он по этическим соображениям не может первым предлагать знакомство. Поэтому, если хотите сделать одолжение И.Л. сообщите мне все, что можете сообщить. у меня с И.Л. постоянная телефонная связь, я все ему передам, и надеюсь, он сам Вам позвонит. Спасибо. Мой тел. в Израиле
050-81706-87.

Акива
Кармиэль, Израиль - at 2012-11-04 10:41:31 EDT
Дорогой Ион Лазаревич. Только что узнал, что Вы сделали операцию катаракты. Желаю Вам скорого выздоровления. Поправляйтесь. Всего Вам хорошего.
Владимир Яськов
Харьков, Украина - at 2012-10-30 14:05:24 EDT
Многоуважаемый Ион Лазаревич, Ваши книги знаю и люблю давно. А совсем недавно случайно наткнулся на военные воспоминания Вашего однофамильца Михаэля Дегена (Michael Degen) "Убийцами были не все" — потрясший меня рассказ о том, как этот подросток, почти мальчик (ныне — известный немецкий киноактёр), ВСЮ ВОЙНУ вместе с мамой провёл в Берлине, прячась от депортации (правильнее, наверно, сказать ликвидации) — и они сумели уцелеть. А после войны уже в Израиле он разыскал чудом уцелевшего старшего брата (который не искал их с мамой, потому что был уверен: они погибли). Эта книга многое перевернула во мне, а главное — вселила робкую надежду на наше всеобщее выживание (чудеса всё-таки бывают, хотя — об этом в книге тоже сказано — за них нужно платить). Ион Лазаревич, дорогой, если Вы эту книгу читали, то наверно согласитесь со мной, если нет — хотя бы загляните в неё, пожалуйста. Вот откуда её можно скачать: http://flibusta.net/a/103085
О самой книге можно подробнее посмотреть здесь:
http://www.lechaim.ru/ARHIV/143/yonkis.htm
Если у Вас что-то не получится, готов выслать файл по любому электронному адресу (конвертировав его в любой удобный для Вас формат).
"Бывают странные сближенья", — написал Пушкин. Помню, как меня поразило совпадение фамилий, — я уже несколько месяцев не могу отделаться от желания познакомить двух Дегенов...
Всего Вам доброго: здоровья, благополучия и остроты пера.
С глубоким уважением
Владимир Яськов, Харьков

Один из...
Россия - at 2012-10-28 19:44:17 EDT
Ион Лазаревич,увлкшись Вашим творчеством открыл этот сайт. "Погуляв" по гостевой ,увидел заметку одного весьма начитанного автора,где он написал,что Принцип:"Не делай людям того,чего не желаешь себе" ---талмудическая интерпретация новозаветного"Возлюби ближнего своего как самого себя". Много времени спустя память подсказала мне,что в книге Аркадия Львова "Желтое и черное"приведена цитата из Торы,где Выявлен Генезис:"Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего,НО ЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО КАК САМОГО СЕБЯ".( ЛЕВИТ.Гл.19 Ст.18 ) Убежден, что в базис Вашего воспитания это было внесено изначально.
Михаил Бродский
Днепропетровск, - at 2012-10-26 14:13:01 EDT
Одним из немногих везений в моей жизни считаю то, что мне повезло не только быть вашим современником, но и вашим читателем, Ион Лазаревич.
Sava
- at 2012-10-21 12:38:48 EDT
Уважаемый Борис Дынин.
Разделяю Ваше мнение в ответе Печкину. Такое тонкое образное сравнение еврея с улиткой,данное Энштейном,не оставляет сомнений в существовании некой "еврейской сущности".Более всего это присуще светскому еврейскому населению Диаспоры.В определенной мере, это совпадает и с моими личными ощущениями.

Эрнст Левин
- at 2012-10-21 12:31:19 EDT
В 1984 году был случай: меня вызвали в студию начитать свою статью на плёнку к утренней программе, а жена – до прихода школьного автобуса с дочкой – прилегла отдохнуть. Задремала и вдруг проснулась с сердцебиением: увидела чётко, как наяву, что я стою на коленях по другую сторону нашей широченной тахты, виден по грудь, руки на постели, и вдруг падаю головой на руки и замираю неподвижно. Автоматически Ася взглянула на стенные часы.
Начитав свой скрипт в студии, я спустился в кантину выпить чашку кофе. Подсел к столику, Саши Народецкого из украинск. редакции и Ларисы Фуртвенглер из муз.библиотеки. И во время весёлого трёпа как-то неудачно затянулся сигаретой одновременно с глотком кофе. Поперхнулся, задохнулся и ... потеряв сознание, упал головой на руки. Ребята говорили потом: "Мы думали, что ты умер!"
Очухался однако. Но главное – мы с Асей высчитали потом, что она проснулась точно в это время!

Кашиш
- at 2012-10-21 10:53:37 EDT
Я отзывы Любови Гиль
Читал бы вновь и вновь:
Они по смыслу хоть и гиль,
Но в них звучит любовь.
Присоединяюсь. Спасибо, Ион Лазаревич.

Любовь Гиль
Беэр Шева, Израиль - at 2012-10-21 09:27:11 EDT
Дорогой Ион Лазаревич!
Во всём, что происходило и просходит дух Творца неоспорим.
Вам удалось в небольшом рассказе ТАК написать об этом, что
широкому кругу Ваших читателей не возможно не окунуться в
раздумья и не вспомнить ряд событий из собственного опыта.
Хотелось ещё многое сказать после прочтения рассказа, но
увидев многочисленные отзывы, поняла, что меня опередили.
Особенно созвучны моим мыслям отзывы A.SHTILMAN(а),Акивы,
Sava(ы), М.Аврутина.
Существует множество гипотез как в научных работах, так и в среде толкователей религии.
К примеру, одни пишут о существовании единого информационного поля во Вселенной, о
считываемой оттуда с помощью волн (электрических?, магнитных?, или ещё каких-то видов?)информации, которую
способны воспринимать лишь единицы.
Другие утверждают, что всё дело в переселении душ, по их
теории - в гения вселяется душа давно или недавно ушедшего в мир иной другого гения.
Безусловно, все эти заключения могут нас лишь направить
на определенную волну размышлений. Но не было и нет пока
однозначного ответа.
СПАСИБО!
Как всегда очень интересно!

Борис Дынин
- at 2012-10-21 05:47:02 EDT
Печник - Иону Дегену
Торонто, Канада - Sun, 21 Oct 2012 01:38:20(CET)

Прочтите последнее письмо Эйнштейна своему другу, проданное
на днях на Ebay . Он написал это письмо в 1953 году , где он со всей прямотой без всяких недомолвок и сомнений говорит о своём взгляде на бога и отношении к религии. Я не сомневаюсь, при Вашем интелекте, после
прочтения этого письма, Вы перестанете прилогать Эйштейна
как авторитета в вере в Творца.
=======================================
Из разговоров великого человека:

BUCKY:
Но не находите ли Вы никакое несоответствие между вашими предыдущими несколько антирелигиозными утверждениями и Вашей готовностью идентифицировать себя публично евреем?

EINSTEIN:
Не обязательно. Фактически очень трудно определить «еврея». Наиболее близкое его описание, которое я могу дать, следующее. Представите улитку .Улитка, которую Вы видите в океане, состоит из тела, заключенного в доме, с которым она всегда таскает с собой. Но давайте представим, что случилось бы, если бы мы вытащили улитку из ее дома. Не назвали бы и в этом случае ее незащищенное тело улиткой? Вот так же и еврей, который, теряя свою веру или даже выбирая другую, остается евреем.


Значит, для Эйнштейна в еврее есть некая, так сказать, неотъемлемая «еврейская сущность».

Какая же? За него отвечать не буду. В упомянутом Вами «Письме Богу» он пишет о своей принадлежности к еврейскому народу. Я не читаю по-немецки, да и копия письма в Интернете неразборчива. Найденный мною русский перевод гласит: «Евреи, к которым также принадлежу, и внутренний мир которых я в полной мере разделяю, для меня не лучше остальных людей»,
а английский And the Jewish people to whom I gladly (охотно; радостно; с радостью; с удовольствием) belong and with whose mentality I have a deep affinity have no different quality for me than all other people.

Чувствуете разницу в переводах? Евреи - «как все», однако для Эйнштейна особые. И великий физик мог говорить двусмысленно!

Так и с другими цитатами из Эйнштейна. Каждый крутит в свою сторону. И с Творцом. Да, Эйнштейн ясно говорил о своем неверии в Личного Бога. Но в том же письме он пишет (в русском переводе - http://podrobnosti.ua/kaleidoscope/2012/10/08/862633.html): "Я не верю, что Бог действует согласно теологам, творя добро и уничтожая зло. Мой Бог создал законы и следит за их соблюдением. Его вселенная действует не по желанию справедливости, а по непреложным законам. В природе есть некий элемент разума, но он точно не связан с христианским или иудейским видением мира и Бога".

Вот теперь пойми, что же имеет в виду Эйнштейн, когда говорит о «Чем-то, что создает законы»? Поскольку ни «Творец» не определим логически или экспериментально (как постоянно нам говорит и теология, называющая его Личностью), ни «Что, что создает законы и следит за их соблюдением» не определимо логически и экспериментально, то не стоит воображать, что в словах Эйнштейна о Боге был некий однозначный смысл, который Вам дано знать, уважаемый Печник.

Это «Что» и «Творцом» можно назвать!

Не стоит возбуждаться от упоминания имен Эйнштейн и Творец рядом. В обоих именах нет однозначности.

Boris
SD, - at 2012-10-21 05:21:45 EDT
Сознание - это свойство Вселенной (как и пространство, и время). См. David Bohm. 1980. Wholeness and implicate order. Rouledge & Kegan Paul Ltd, London
Печник - Иону Дегену
Торонто, Канада - at 2012-10-21 01:38:20 EDT
Уважаемый господин Деген!
Вы пишете:" Мне ближе всего высказывание Эйнштейна о Творце, установившим и поддерживающим порядок во Вселенной."
Прочтите последнее письмо Эйнштейна своему другу, проданное
на днях на Ebay . Он написал это письмо в 1953 году , где он со всей прямотой без всяких недомолвок и сомнений говорит о своём взгляде на бога и отношении к религии. Я не сомневаюсь, при Вашем интелекте, после
прочтения этого письма, Вы перестанете прилогать Эйштейна
как авторитета в вере в Творца.
Мне кажется, Вы не из категории людей, о которых говорят:
ему хоть кол на голове чеши. Я не подвергаю сомнению Ваш
опыт и Вашу веру но , притягивание не тех авторитетов
принижает искренность. При Вашем таланте это совсем не
добавляет убедительности.
Спасибо за творчество.
Всех благ.

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2012-10-20 23:58:03 EDT
По-моему, это эссе о вере и о замечательной интуиции автора.
Буквоед
- at 2012-10-20 16:39:13 EDT
Единственное, что я могу сказать: "Я горжусь тем, что Ион Лазаревич назвал меня своим другом!"
Соплеменник
- at 2012-10-20 07:17:12 EDT
Лида Камень
Холон, Израиль - at 2012-10-19 21:29:09 EDT
профессор Биньямин Файн, книга "Вера и разум", стр.204
"сущность творческой дефтельности проявляется в те редкие моменты, когда происходит внезапное озарение...Сознательно или бессознательно, учёный в своей творческой работе получает желаемое новое знание от Бога"
=====================================================
Да, мало ли кто что напишет?
Бога-то нет всё равно.

Лида Камень
Холон, Израиль - at 2012-10-19 21:29:09 EDT
профессор Биньямин Файн, книга "Вера и разум", стр.204
"сущность творческой дефтельности проявляется в те редкие моменты, когда происходит внезапное озарение...Сознательно или бессознательно, учёный в своей творческой работе получает желаемое новое знание от Бога"

Sava
- at 2012-10-19 11:35:52 EDT
Дорогой Ион Лазаревич.
Как всегда Ваши короткие Рассказы, наполненные увлекательным содержанием,привлекают внимание и вызывают большой интерес.
На вопрос-откуда у сверх одаренных гениев столь огромные человеческие способности не находится иного ответа,кроме как -от Бога.И то,что с Вами произошло в том жестоком танковым сражении и в буквально фантастическом эпизоде, связанным с изобретением метода магнитотерапии,побуждает думать о причастности к этому воли Всевышнего.
Подобно Вам склонен признать существование Творца всего сущего.Но полагаю, что вера в Бога не должна требовать строгого научного доказательства его существования.Также считаю, что верующему не обязательно быть причастным к религиозному сообществу.
Желаю Вам, И.Л.,подоле сохранить бодрость и активную творческую деятельность.

Валерий
Германия - at 2012-10-17 15:45:04 EDT
Дорогой Ион Лазаревич!
Спасибо за всегда интересную и яркую публикацию, заставившую,вновь, окунутся в раздумья.
Жизнь моих близких и моя, также полна чудес,которые и
я рассматривал, как случайные стечения обстоятельств.
Но обретя житейский опыт, стал понимать и чувствовать
некое Присутствие, которое открывается в моменты познания Вселенной и себя,в мгновениях озарения и отстранения,
зоркому глазу и недремлющим Уму и Сердцу.
Чтобы не выглядеть занудой расскажу и о смешном,-
10 лет назад, получив от своего американского приятеля
открытку празднования Нового года, где он был в шутовском колпаке, "исправил" ее Фотошопом, добавив туда Бен Ладена и Арафата, в их тряпках на голове, мне показался смешным
этот коллаж, две противные рожи на фоне еврейской вечеринки.
Приятель мой не обиделся, но и не похвалил...
За эти годы мои "герои" отправились к гуриям,приятель жив...но, неожиданно, от третьих лиц,я узнал,что в прошлом
году его "полит-корректная "доченька, закончив американский вуз, вышла замуж....за араба....да еще саудита...
Тот еще "сюрприз"...
Уже не смешно....прошло 10 лет моей "черной метке"...
Разве это случайность?

Акива
Кармиэль, Израиль - at 2012-10-17 13:20:34 EDT
Со мной лично в жизни произошло три счастливых случая. (Может и больше, но эти я хорошо запомнил). се они произошли благодаря антисемитам, но ими несомненно двигало божественное присутствие.
1.Октябрь 1956 года. Я служу в армии. Разнесся слух, что подписан приказ о дембеле. Завтра дембель! Нас в роте было два еврея. Вызывает нас обоих комнадир роты, посылает ночью прокопать канаву на даче какого-то подполковника из военкомата, километрах в десяти от части Ночью, чтобы это не стало известно. Солдат часто привлекали на работу по благоустройству офицерских дач. Но последнее время за это начали офицеров наказывать. Можно представить наше состояние. Завтра дембель, а тут целую ночь канаву копать! На утро подполковник привез нас в часть. Но части мы уже не застали. Весь полк по тревоге был поднят, отвезен на аэродром и отправлен в Венгрию. Нас по началу обвинили в дизертирстве, но подполковник подтвердил, что мы выполняли задание в военкомате. Нас демобилизовали. Никого из тех, с кем я раньше служил, я больше в жизни не встречал.
2. В 1952 году, еще до армии, я пытался поступить в институт на энергофакультет, конечно не поступил. Но там был вербовщик из Новосибирска. Всех, кого не приняли, он пригласил в Новосибирск. Я тоже поехал, но и там не был принят. Но успел познакомиться с местной девушкой, которую таки-да приняли. Я отслужил армию, и как-то, будучи в командировке в Новосибирске, разыскал мою знакомую, она работала учительницей физики в школе. Она выделила день на показ Новосибирска. Она специально привела меня на кладбище. Там она показала мне могилы моих одногодников, кто поступал вместе с ней (а значит и со мной). Облучение! Моя могила тоже должна была быть там.
3. Мы с женой в 1972 году летели в Киев из Симферополя. Перед самой посадкой в самолет, при регистрации, нам сказали, что мы летим следующим рейсом, через два часа,придумали какую-то причину, думаю кому-то перепродали наши билеты. Самолет, в котором мы должны были лететь разбился. Все погибли.
Это конечно не доказательство наличия творца, но для меня это необъяснимые совпадения.
У .Л. конечно основания более веские, так на то ОН и ДЕГЕН! Да, и просто его жизнь прекрасное подтверждение его выводов.
Спасибо И.Л. за интересный рассказ. Думаю, что девять из десяти Ваших читателей с Вами согласятся. Всего Вам доброго, здоровья Вам и Вашим близким.

Ион Деген - Елене Матусевич
- at 2012-10-17 13:06:28 EDT
Дорогая Елена!
У меня не было сомнения в том, что, на основании собственного опыта, Вы не усомнитесь в описанном мною. Может ли только существование гениев и трансцендентальное убедить в существовании Творца? Не знаю. Вы же видите, что, уцелев в последнем бою, я ещё не пришёл к этому. Понадобилось время, новые факты. Углубление в биологию. И параллельное знакомство с Торой. Вам, человеку талантливому и красивому во всех отношениях сердечно признателен за то, что Вы обратили внимании е на написанное мною.

елена матусевич
- at 2012-10-17 12:24:43 EDT
Как бы мне хотелось убедиться. Никак. Мне кажется, само по себе наличие гениев и озарений вовсе необязательно подтверждает наличие ´централизованного управления" Вселенной. При этом я знаю, что то, что Вы описываете не подлежит сомнению. Я знаю, что когда я рисую, рисую не я, а нечто через меня, не всегда, но я знаю КОГДА. Тут и гордиться нечем: не я. Я также знаю, что способность к интуиции, к видению можно развить, увеличить. Есть те, кто с ними родился, как мой отчим. Я выросла на бесконечных чудесах, лечении на расстоянии, чтении зактытых конвертов и т.д Он все мог: читать мысли, двигать предметы, видеть болезни, будущее... Но верующим не стал, потому что не знает что это. Он говорил, что есть информационное поле, закрытое большинство времени, и периодически, и непредсказуемо для большинства, открывающееся. Он его читал потому что книг он не читал никогда, а цитировал страницами. Мне говорил: надо ´просто´ остановить мозг и "дверь" откроется. Вот у вас так и случилось. Несколько раз. Но единый ли это творец, у кот. все под контролем и все известно наперед? Из чего это вытекает? Вот это непонятно.
Ион Деген
- at 2012-10-17 10:45:12 EDT
Дорогие Артур Штильман, Игорь Ю., В.Янкелевич, Марк Аврутин, Мврк Фукс, Майя, Игонт большое спасибо за внимание к моей скромной работе и за одобрение её.
Дорогой Борис Дынин Ваше мнение мне очень дорого и важно. Употреблённое мною слово трансцендентальный Вы поняли правильно, именно так, как я его употребляю. Недоступное пониманию, находящееся за пределами опыта. Трансцендентальное для меня это замеченное действие Творца, находящееся за пределами оаыта.

Игонт
- at 2012-10-16 14:53:52 EDT
Этот рассказ подкупает своей необыкновенной искренностью и заставляет глубоко задуматься. Спасибо.
Майя
- at 2012-10-16 13:18:34 EDT
Уже достаточно давно я полагаюсь на высшие силы. Иначе никак не могу обьяснить, как какие-то решения разнообразных вопросов вдруг оказывается в голове.
Или что-то мешает совершить какое-то действие, которое и не нужно было совершать.

Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2012-10-16 12:59:43 EDT
Дорогой И.Л!

Вы продолжаете радовать нас и щедро делиться своим огромным жизненным опытом, наблюдениями, догадками и выводами. Это бесценный подарок нам.
Больше всего я ценю возможность общения, выше всего я ставлю возможность диалога, когда интеллект одного участника беседы становится достоянием его партнера, обогащает его, делает его лучше, ставит перед участниками разговора вопросы и новые задачи, ведет к попыткам их осмысления или решения.
Иногда, мне кажется, мы становимся участниками диалога, где ведущим разговора оказывается Всевышний, вот в такие моменты и происходят с нами чудеса.
Вам всех благ.
М.Ф.

М. Аврутин
- at 2012-10-16 11:36:10 EDT
Как всегда, здорово написано и наводит на размышления, что особенно ценно.
То ли человек не слышит голос Всевышнего, то ли Он не поворачивается к нему. Как бы то ни было, таких "глухих" и отвергнутых великое множество. Не все из них становятся воинствующими атеистами. С другой стороны, многие становятся религиозными фанатиками, подпадая под власть многочисленных проходимцев-"посредников" между Б-гом и человеком.
Нам, считаю, очень повезло в том, что имеем возможность общаться с человеком, в избранничестве которого нет оснований сомневаться. Спасибо Вам, дорогой Ион Лазаревич.

Янкелевич
Натания, Израиль - at 2012-10-16 09:59:13 EDT
Как всегда прочел с большим интересом. Подобные явления, как мне кажется, встречали в жизни очень многие, вот только понять то, что тебе подсказано, не каждый может - для того, чтобы слышать нужен слух.
Насчет стихотворения "Фронтовым поэтам" - я собирал материал для книжки о евреях-ветеранах войны. Наслушался их рассказов, историй, просто пропитался ими. Однажды ночью проснулся, у меня возле кровати лежит ноутбук, в течении кратчайшего времени набил, как под диктовку два стихотворения "Здравствуй, папа, прости, опоздал я на встречу..." и "Мы еще на войне, до сих пор не вернулись...", и после этого сразу заснул. Я не пишу стихов. Как Иванов писал "Не писал стихов и не пиши, лучше погуляй и подыши...", но эти два были написаны ровно за столько времени, сколько мне потребовалось для набора текста. Бывает.

Игорь Ю.
- at 2012-10-16 07:20:40 EDT
Что-то еще не найденное и еще не объяснимое наверняка существует в том, как мы получаем информацию о мире. У каждого есть примеры необъяснимых предвиденей или "знания" о событиях, о которых никак, казалось бы, невозможно знать. Поэтому, в частности, я не считаю обманом озорения известных основателей религий. К Франциску Асизскому, по его утверждению, озарение пришло в тюрьме, где он раненный и в горячке "проводил" время. Пришло просто так, как бы ни откуда. Он не был особенно религиозным до этого. Основатель мормонизма, Смит, тоже, по его словам, испытал подобное. Да и герои Танаха все время ссылаются на внезапное "внимание" Бога. Наверно, так и есть.
Другой вопрос, приходит ли Бог на помощь к кому попало или к достойным? Мне кажется, на Вашем примере, скорее верно последнее.

Борис Дынин
- at 2012-10-16 03:48:42 EDT
Дорогой Ион Лазаревич!

Конечно,некто скажет: "Любопытно! Случилось, ну и что! Случается!" И пройдут мимо! Но есть разница между любопытством и удивлением. Удивлением Эйнштейна перед существованием закономерностей в природе, и Вашим удивлением перед тем, что эти закономерности объяснить не могут и не смогут описываемые Вами случаи, ибо Ваше удивление возникло от встречи с уникальным. А удивление есть начало знания и мудрости! И счастлив тот, кто способен искренне удивляться, не подавлять свое удивление паллиативами расхожего мнения.

Позволю себе маленькое замечание (от педантизма, научился у наших смотрителей грамматики :-)).

Вы употребили термин "трансцендентальный".

"Трансцендентальное" означает априорные условия возможности познания, условия его организации, без которых оно не может реализоваться.

"Трансцендентное" означает то, что выходит за пределы возможного опыта, например, Бог, бессмертие души и т.д.

Можно признавать наличие трансцендентального (хотя бы как результат эволюции познавательных способностей человека, не обязательно адекватных природе!) и не признавать существование трансцендентного. Хотя эти термины в бескрайней философской литературе иной раз размываются, я думаю, Вы имеете в виду трансцендентное начало описываемых Вам случаев. Правильно?

A.SHTILMAN
New York, NY, USA - at 2012-10-16 02:51:54 EDT
Жизненный, профессиональный, творческий опыт Иона Дегена уникален. Герой войны, чудом уцелевший в совершенно невероятных, смертельных обстоятельствах танковой войны - самой опасной в течение всей 2-й Мировой войны; выдающийся врач, и не только узкий специалист, а в античном понимании этого слова - Врач; замечетльный литератор и поэт - всегда захватывающе интересный;гуманист и интернационалист,несущий в себе вечный свет еврейского самосознания.Все эти качества поразительно органично живут в одном человеке. Это последнее произведение говорит о вполне реальной возможности не только ДОКАЗАТЕЛЬСТВА существования ВСЕВЫШНЕГО, но и приводятся примеры проявления ЕГО присутствия. Если вдуматься в каждый случай, рассказанный в этом тексте, то, пожалуй, каждый из нас может вполне вспомнить наши собственные встречи с чудесами, никакими доводами разума необъяснимыми. Вот говорят в просторечьи:
"Господь хранил..." Значит - чудо? Для любого скептика чудо есть не что иное, как цепь благоприятных или неблагоприятных обстоятельств. Марк Алданов в своих романах придерживался концепции взаимосвязи всех событий ,происходящих в мире. С исторической точки зрения. Но когда это происходит с нами, то пожалуй и убеждённые атеисты встают в тупик, так как никакого объяснения даже происшедшим с ними событиям они сами себе дать не могут. Не помню имя американского учёного, который довольно точно сформулировал "познание непознаваемого"/цитирую по памяти/ : "Чем больше научных открытий делает человечество, чем больше накопление знаний в экспериментальной науке, биологии, физике, химии, - одним словом чем больше людям кажется, что они приближаются к постижению тайны Мироздания, тем дальше они от постижения этой тайны. Всевышний НИКОГДА не откроет её людям". Неизвестно, атеист или верующий этот учёный, но он понял самую сущность тайны, которую человечество не может постичь на протяжении всей своей истории.Можно ли объяснить примеры спонтанного создания стихов в обстоятельствах совершенно для этого неподходящих? Наитие ,приведшее к исцелению больной девушки, даже при случайном совпадении элементов знания, докторской интуиции и предшествующей истории изучения действия магнита - всё это сплелось в миг самым чудесным образом. Какой-то странный вывод всё же сделать можно - Всевышний открывает свои тайны немногим, но эти немногие опять же неведомым образом оказались достойными Его откровения. Спасибо дорогой Ион Лазаревич за эту, скорее жизненно-философскую притчу, приводящую нас к таким размышлениям.