©"Заметки по еврейской истории"
январь  2012 года

Элла Грайфер

Попытка к бегству


Щелкунчик, скворец, простофиля, Емеля,

Зачем ты ввязался в чужое похмелье?

На что ты потратил свои золотые…

А. Галич

Когда символикой Холокоста злоупотребляет нееврей, это либо враждебность, либо бестактность, которую можно где-то как-то понять и объяснить. Не его это история, и трагедия – не его, так почему бы не использовать нагруженные определенными ассоциациями слова или картинки для каких-то своих сиюминутных целей, вплоть до коммерческой рекламы? Только не надо, не надо мне, пожалуйста, толковать про величайшее преступление всех времен и народов, к которому ни один негр преклонных годов не имеет права остаться равнодушным, потому что, поверьте мне, у всякого негра своих забот хватает.

А вот как прикажете понимать, если такое «использование» позволяют себе люди, вроде бы, с полным правом именующие себя евреями? Нет-нет, это не риторический вопрос, не маскировка возмущения и не призыв к «решительному осуждению». Просто по моим примитивным представлениям еврею это должно бы сделать больно, ибо в глубине души каждого из нас по умолчанию живет чувство, что на этой картинке мог бы быть и ты, а главное – не все еще потеряно – ты еще можешь на такой оказаться.

Человек, который ничтоже сумняшеся выдает актуальные вариации на тему известного фото из варшавского гетто:

явно глубоко убежден, что с ним такого ну вот совсем никогда не случится. Теоретически он, конечно, может соглашаться, что он еврей, даже и не только когда такая принадлежность определенные прибыли и удобства сулит, а так – по факту, но в жизни его и самосознании этот факт не играет никакой роли. Наша история не волнует его, разве что, поскольку формально близко лежит, велик соблазн ее использовать как материал для отстаивания куда более важных и необходимых ему вещей.

Например, проблема вечно нарушаемого «статус кво» в отношениях между светскими и религиозными

Или права нелегалов, что в Израиле потомством обзавелись, на пожизненное здесь пребывание (такой плакатик во время той кампании в Тель-Авиве на всех афишных тумбах и заборах висел):

 

Don’t deport me!

Я это не к тому, чтобы обсуждать, кто там прав, кто виноват, где чья политика и какая кому зачем провокация. Просто констатирую, что у тех, кто так поступает, кто бы они ни были и чего бы ни добивались, нет с нами общих святынь, а значит и внутренней принадлежности к нашему сообществу, сиречь к народу еврейскому – нет. Сами они, впрочем, с этим, скорее всего, не согласятся, наоборот, заявят, что вот именно они-то самые настоящие евреи и есть, это со всеми другими-прочими, включая нас, еще разобраться надо. Харедим, понятное дело, на галаху сошлются, леваки – на то, что именно от евреев есть пошла на свете мораль, а они моральностью своею определенно все человечество превзошли.

Во избежание недоразумений попробуем сформулировать вывод: среди леваков и ультраортодоксов  встречаются в количестве достаточном, чтобы стать заметным, люди, формально несомненно принадлежащие к еврейскому народу, но внутренне (скорее всего даже и неосознанно) порвавшие с ним. Харедим живут в рамках своей религиозной общины, леваки – в рамках «прогрессивного человечества». В принципе, ничего ужасного или необычного в этом нет. Во всех народах водятся экстремисты, а по нынешним временам – еще и любители «без драки попасть в большие забияки», отважно демонстрируя преодоление запретов и перешагивание границ, за которое им, как всем известно, ничего не грозит, но грудь можно колесом выкатить. Во все времена какие-то отдельные индивиды волею судеб переходили из одного народа в другой.

Так может, не о чем беспокоиться, хай себе живут и пасутся? Может, из тех, кто себя считает единственным истинным Израилем, образуются со временем какие-нибудь «сатмаряне» (помните, как поначалу с христианами-то дело было?), а леваки сподобятся «без Россий и без Латвий» жить. Разве что, во избежание излишних конфликтов, усвоить бы соблаговолили, что галаха и политкорректность не велят издеваться над чужими святынями…

Увы и ах… За последние два тысячелетия изменилось в мире хоть и не так много как принято думать, но прежним осталось не все. Формально оставаясь в рамках еврейского народа, внутренне отрекаясь от него, фактически уйти они НЕ МОГУТ.

***

Вероятно, среди моих ровесников и доисторических соотечественников немного найдется таких, чтобы не посмотрели в школьные годы фильм "человек-амфибия"… как минимум, раза три, а большинство – не менее десятка. Взахлеб глядели и наглядеться не могли на красивую жизнь гнилого Запада с тонконогой мебелью, урчащими мотороллерами и агрессивными песнями про любовь. Мало кто обращал внимание на произносимый актерами текст, например, на обращенные к Ихтиандру слова доктора Сальватора: "Я не зря прятал тебя от людей, ты счастливее их", – и на ответный горький вопрос человека-амфибии: "А если я человек – имею я право любить?".

Утверждения, что, дескать, "счастливее", придуманы были задним числом, настоящая-то причина в том, что у новорожденного плохо функционировали легкие, он не выжил бы, если бы не пересадили ему жабры молодой акулы, и образовалось странное существо, способное существовать в двух средах, но, как быстро выяснилось, неспособное ни в одной из них жить, поскольку своим не может стать ни рыбам, ни людям. Вряд ли Александр Беляев, создавая этот трагический образ, задумывался о судьбе европейских евреев, но такое вот вышло удивительное совпадение.

В "Истоках тоталитаризма" подробно и точно описала Ханна Арендт, что существовавшая веками в Европе "культурно-национальная автономия" евреев была обусловлена причинами экономическими (профессии, которые востребованы, но аборигенами не исполняются из-за недостаточной квалификации либо ритуального запрета) и обеспечена сословным характером общества. С наступлением Нового Времени исчезло то и другое, и оказались евреи в известной ситуации: "на палубу вышел, а палубы нет".

Нет больше в экономике "экологической ниши" для обособленной общины, нечем стало заработать на жизнь. Остатков-пережитков типа торговли бриллиантами или игры на бирже на всех не хватит. Сколь бы ни было искренним стремление сатмарских хасидов из Кирьяс-Джоэль  перевоплотиться в собственных прадедов, ничего не выйдет у них, кроме иллюзии и самообмана, ибо прадеды прабабок и потомство кормили сами, а галаха была для них естественным образом жизни. Для правнуков же она – цель и смысл, а кормятся они либо от еврейских благотворителей, что не имели бы тех денег, если бы сами ее соблюдали, либо от государства трудами еврейских лоббистов, которым тоже без ассимиляции – никуда. Вроде как если бы доктор Сальватор ежедневно на берег приходил и Ихтиандру кастрюльки с супом и бутерброды с колбасой в воду скидывал, приговаривая, что вот теперь-то он уж точно сможет в море выжить и совсем не нуждается в земле… Не говоря уже о том, что подачками кормиться – будь то госпособия или частная благотворительность – верный путь к деградации физической и духовной.

Конечно, экономические новшества сгубили общины не только еврейские. Стоит вспомнить, как в той же Европе крестьянин пролетарием стал. Не то чтобы прошло это легко и гладко, но все же прошло, потомки деревенских жителей нормально обжились, ассимилировались в городе. Ассимилировались, как правило, и инородцы. Когда Берлин еще строился, подались туда под покровительство курфюрста Бранденбургского сбежавшие из Франции гугеноты. Потомки их и по сей день там живут, и даже фамилии носят прежние. Один из них – Теодор Фонтане – известным писателем стал, другой – Вальтер Даре – был при Гитлере большим расовым теоретиком, академиком и почетным председателем Союза сельских хозяев, еще один – Оскар Лафонтен – нынче что-то вроде ГДР-овского Зюганова, а Франц Лефорт во время оно известен был даже в России. Короче, ассимиляция удалась, в принадлежности их к немецкому народу никто давно уже не сомневается. А вот с евреями все иначе.

Евреи, как правильно отметил Фазиль Искандер, и не догадались бы, что они евреи, если бы их не просвещали окружающие. При чем тут язык, при чем культура… да будь ты хоть поэтическим гением как Пастернак, хоть премьер-министром Франции как Леон Блюм, хоть первым в Германии математиком… В тридцатых годах, ограничивая права евреев, потребовали было нацисты, чтоб газеты у них не на немецком, а на идише печатались, но в ответ услышали: «Помилуйте, да кто же нас поймет?». Прежде чем начинать свой многотомный труд по истории евреев, провел Семен Дубнов опрос – какой язык предпочитают потенциальные читатели – ответ был однозначным: на русском хотим.

И тем не менее, в любом поколении, в любой культуре, при любом мнении о собственной национальной принадлежности и полукровка, и даже «квартерон» есть только и исключительно «ассимилированный еврей». Исключения из этого правила допускаются лишь при условии строжайшего засекречивания происхождения всех прадедушек, и потому, хотя безусловно существуют, учтены быть не могут, и уж подавно не могут быть многочисленными.

Пусть со своей стороны Ихтиандр однозначно выбирает принадлежность к человеческому миру – мир этот не принимает его. Причем, причины отвержения к его словам и поступкам, строго говоря, никакого отношения не имеют: тут вам и порядочность не желающего поступаться принципами доктора Сальватора, и любовная драма дона Педро, и подозрительная левизна Ольсена, и коррупция в государственном аппарате – бедняга Ихтиандр такие вещи не только что изменить не может, он, по большей части, и не подозревает об их существовании, но рамки его существования определяются именно ими.

Преимущества, необходимость и даже неизбежность ассимиляции никоим образом не отменяют ее неосуществимости.

Вот – хорошо документированное подтверждение: основополагающее значение для осознания именно еврейского характера трагедии Бабьего Яра имела многосотлетняя история преследований евреев в мире, в частности – на территории нынешней Украины (Хмельнитчина, Колиивщина, Гайдаматчина, массовые погромы времен гражданской войны 1917-20 годов…), и то обстоятельство, что трагедия эта носила явно выраженный характер начала Холокоста, как индустриализованного, массового, концентрированного, планового уничтожения евреев по расовому признаку. Место и время были выбраны нацистами неслучайно: страны Восточной Европы. А результаты первых пяти дней расстрелов убедили их в правильном выборе метода и подтолкнули к распространению его на всю Европу...

Не надо думать, что только на Украине, ту же картину маслом, вне всякого сомнения, обнаружим мы и в Балтии, и в Румынии, и в Польше. Несколько смазанной выходит она в западной Европе, поскольку политкорректность – дело святое, а любовь к мертвым евреям (сиречь "память о Холокосте") приобрела характер эпидемии. С живыми, правда, не все так гладко, тем более с учетом цен на энергоносители. Но главная проблема – мусульманские иммигранты, активно насаждающие на колонизируемом Западе свою культуру, которую нынче без антисемитизма представить невозможно.

Не срабатывают попытки политкорректных заклинаний и заверений, что мы уже ну совсем равноправные и вообще не отличаемся ничем, и самые законопослушные граждане… не срабатывают, даже если сами мы вполне искренне в это верим и ведем себя соответственно… Ну, то есть пытаемся вести себя как если бы были «как все», но не очень-то у нас получается, коль скоро «все» нас так воспринимать не согласны. Не знаю, исследовал ли кто-нибудь когда-нибудь типичные стратегии выживания ассимилированного еврея, но тема, согласитесь, исключительно интересная.

Тут вам и «открещивание» с выкрещиванием или без оного: я, мол, конечно, Рабинович, но тому Рабиновичу, которого арестовали, я не родственник и даже не однофамилец (от Бориса Пастернака до Кости Райкина – далее везде), большевистский подвид того же вида: «Я не еврей – я революционер». Тут и стремление стать «ровнее других» – лучшим специалистом, более надежным работником, самым идейным, самым порядочным и честным. Наиболее творческим воплощением этого метода является, бесспорно, политика еврейских общин Германии в тридцатых годах прошлого века: Евреи Германии были патриотами; даже либералы-центральферайновцы выступали против антигерманской кампании в мировой печати в 1933 году и призывали евреев голосовать за нацистские предложения на плебисцитах 1933–1935 годов. Для многих евреев быть хорошими немцами означало не только восторгаться Гете и честно служить в немецкой армии, но и быть вместе с народом в поворотный момент истории своей страны. Если немецкий народ, в их представлении, поддерживал Гитлера, то должны были поддержать и они. Чего стоит патриотизм, если он не выдерживает первого серьезного послевоенного испытания?  Кстати сказать, прямые потомки этих самых немецких евреев в американских университетах и израильских СМИ принципами предков определенно не поступаются.

Но можно и наоборот, демонстрировать полное презрение к окружающим и правилам игры: коль скоро ваша мораль моего существования не предусматривает, так и я не обязан принимать в расчет существование вашей морали – вспомните хоть Мишку Япончика.

Да, интересно бы, конечно, все это поизучать, но только не упуская из виду, что любая из этих стратегий влияет, в лучшем случае, на ситуацию данного конкретного индивида, но ни одна не создает реальной возможности выхода из общего тупика. Не ассимилироваться – с голоду сдохнешь, а пытаться (безуспешно!) ассимилироваться – будешь вечно виноватым в отсутствии в любом кране воды, и место твое – у параши, но и к этому можно бы приспособиться, если бы не…

У НИХ свои проблемы (у живых народов так не бывает, чтоб вовсе без проблем), и пока уровень проблематичности терпимый – можно с ними дело иметь, ну а как зашкалит – тут уж цадиков выноси…

Нетрудно показать, что лично для Ихтиандра было бы гораздо лучше, жить с людьми на суше, но… чтобы жить, как минимум, надо выжить, а вот именно это условие в нашем случае выполняется, увы, не всегда. И, возможно, стоило бы об этом задуматься тем, кто считает еврейство исключительно собственной привилегией или, наоборот, довеском к «общечеловечеству». Хотим ли мы того или нет – судьба у нас одна. Известная рекомендация Моисея Мендельсона быть «евреями дома и немцами на улице» оказалась волею судеб вывернутой наизнанку: русские (французы, немцы, американцы) дома оказываются на улице евреями, но такая тянитолкайщина – с какого конца ни читай – никогда не породит ничего, кроме шизофрении.

Так вот, неплохо бы принимать в расчет это обстоятельство, рассуждая о смысле существования государства Израиль…


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 721




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer1/Grajfer1.php - to PDF file

Комментарии:

Элла Янкелевичу
- at 2012-01-28 12:47:25 EDT
То есть, Вы хотели сказать, что человек предполагает, а Бог располагает? Это, конечно, верно, но все же в нашей традиции Бог ждет от человека не пассивности, а сотрудничества, а значит - и понимания, как и почему оно тикает.
Янкелевич - Элиэзеру М. Рабиновичу
Натания, Израиль - at 2012-01-28 11:52:58 EDT
Дорогой Элиэзер,
вы пишете "Это так выглядело до войны, когда евреев сажали и евреи сажали, когда еврейскую культуру России уничтожали гои, но не в меньшей степени сами евреи, и казалось то, о чём Вы написали, уже совсем близко."
Дело в том, что мой пост нужно смотреть в контексте того, что он комментирует. Основной тезис, который заставил меня его написать был следующий: левый и ортодоксы - это две ветви на "вырождение", то есть дороги в никуда. Цитирую очень приблизительно. Я же писал о том, что логически верное построение о том, что левизна однозначно уводит человека от еврейства, а ортодоксия ведет к отторжению всей этой общины от сегодняшней жизни и тоже в никуда, верны только в арифметике, а в реальной жизни все может мгновенно повернуться и пойти совершенно нелогично, по "невероятному сценарию". В качестве примера и приводил тезисо логичном исчезновении евреев в Росси и неожиданном всплеске национальной еврейской самоидентификации, которыю логически предсказать было нельзя. Конечно все можно объяснить и "колбасной алией", но я лично вел "Бейт а мидраш" в течение пяти лет с молодежью, всплеск самосознания был.
Относительно того, что Вы пишете, что "так выглядело до войны, когда евреев сажали и евреи сажали, когда еврейскую культуру России уничтожали гои, но не в меньшей степени сами евреи, и казалось то, о чём Вы написали, уже совсем близко", то, на мой взгляд, вы не совсем правы. Как руководитель еврейской общины я много и очень близко общался с евреями Приморского края, и смею вас уверить, что никто их в период с 1991 года и по 2005 никуда не сажал, но еврейскую культуру евреи пенсионного возраста сохраняли и воспринимали исключительно для себя, но не для своих детей и внуков. Боле того, они их оберегали их от любого влияния еврейства. Истоки этого, вероятно, в том, о чем Вы написали, но это так основательно смогли внедрить в их сознание, что они очень активно оберегали младшее поколение, не думая о судьбе "немцев моисеева закона".

Элиэзер М. Рабинович - В. Янкелевичу
- at 2012-01-27 17:38:01 EDT
Как пример: На мой взгляд евреям России оставалось 1-2 поколения до полной ассимиляции и исчезновения. Любой наблюдатель, особенно вглядываясь в талант мимикрии, мог предсказать, что вот, еще 20-30 лет, и антисемитам придется более плотно заниматься кавказцами

Это, уважаемый Владимир, так выглядело до войны, когда евреев сажали и евреи сажали, когда еврейскую культуру России уничтожали гои, но не в меньшей степени сами евреи, и казалось то, о чём Вы написали, уже совсем близко. Но, и я позволю себе самоцитату из статьи о двух веках еврейской цивилизации:

«На Западе:
А) Евреи – единственная нация, активная почти все историческое время (40 веков по Достоевскому) и остающаяся наследницей своей культуры...
Б) Евреи, рассеянные среди народов, принимают активное участие в их жизни. Возможно, благодаря этому, история течет быстро;
В) Многие важнейшие идеи Запада были введены евреями: монотеизм, христианство, большое влияние на Мухаммеда при создании ислама, марксизм, большая роль в организации капитализма, фрейдизм;
Г) Антисемитизм – неистребимая часть западной культуры; образование Израиля не решило проблемы, как надеялись сионисты, а только усилило ее; иногда мне кажется, что в западном организме пара «евреи-антисемитизм» напоминают отношения «инсулин-сахар» в организме человека;
Д) Ассимиляция оказывается возможной для индивидуумов, но не для целых общин. Как только та или иная группа евреев (в Германии, России) склоняется к ассимиляции, что-то страшное случается, что пробуждает национальное сознание.»


В Советском Союзе - убийство Михоэлса, дело врачей, всенациональный антисемитизм. И с возрождением национальноо сознания возрождается и религия.

...Говоря о еврействе, я отчасти следую линии антисемитов, которые нас всех смешивают в одну кучу: и профессоров Гомбрича и Перлоф, и Эйнштейна, Троцкого, Бен-Гуриона, антисионистского сатмарского ребе Тейтельбаума, гангстера Меира Ланского, меня. Да, это то, что я делаю, безусловно и твердо рассматривая разнообразное еврейство как одну нацию. Один из участников Гостевой книги при этом журнале [Матроскин] правильно отметил, что все еврейские достижения, которыми мы порой гордимся сверх меры, сделаны людьми секулярными или не очень религиозными. Но откуда было бы в каждом поколении взяться такому количеству секулярных евреев, если бы ультраортодоксальные евреи, как раввин Тейтельбаум или Любавические хасиды, не принимающие участия в современности, а продолжающие двухтысячелетнюю традицию еврейского выживания, нам их не рожали? (Тот же участник, несколько цинично, но остроумно назвал их «евреезаводом».) Представьте себе дерево с прочными корнями, посаженное сионскими мудрецами во главе с Иохананом бен-Закаем, на котором растут плоды вроде нас с Маргарет Перлоф (Меира Ланского не исключая).

М. ТАРТАКОВСКИЙ.
- at 2012-01-27 11:38:09 EDT
----Тут вам и «открещивание» с выкрещиванием или без оного: я, мол, конечно, Рабинович, но тому Рабиновичу, которого арестовали, я не родственник и даже не однофамилец (от Бориса Пастернака до Кости Райкина – далее везде), большевистский подвид того же вида: «Я не еврей – я революционер»----.

>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<

И ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ (!) к евреям, и ассимиляция понимаются здесь почему-то дико прямолинейно. Слава богу, хоть атеистов не исключают из этого благородного сословия (но втайне считают "самоненавистниками"). Я, как и мои родители, вполне атеисты - и вполне евреи. Если полагать себя культурным человеком, то я - как и большинство здесь (как бы не "открещивались") - принадлежу русской культуре и языку. Просто потому, что еврейская культура ограничивалась - да и ограничивается - почти целиком иудейской религией - ритуалами, обрядами, табу, весьма односторонним пониманием собственной истории. Если бы русская культура ограничивалась только православной верой и бал правили бы попы, наверное, я был бы человеком какой-то иной культуры. Опять же, слава богу, это не так. На протяжении даже не столетий - тысячелетий "мы" выпячивались своей "избранностью", своим "мессианским" (не путать с миссионерством) назначением, своей отделённостью от "прочих" (об этом и у Жаботинского), загоняя самих себя в духовное гетто - и хотим, чтобы в самые краткие исторические сроки нас признали "своими". Вы не задумывались об исторической-логической и всякой прочей связи "Баварской республики", "Мюнхенской коммуны" и пр.в этом роде - и нацизмом, выползшим из Мюнхена же?
ПОНЫНЕ мы загоняем себя в пропасть. И это меня - отца многих детей и деда многих внуков - волнует несравненно больше жалких под&&бок всяческих "наших".

Янкелевич - Элле
Натания, Израиль - at 2012-01-27 00:54:08 EDT
Связь очень простая. Я хотел сказать, что в обсуждаемых вопросах очень убедительные и логичные выводы могут дать неправильные результаты, а несостоявшуюся ассимиляцию я привел, как пример. Ассимиляция и обязательное исчезновение должнно было произойти, но песочные часы перевернулись, и все пошло по другой логике.
Элла Янкелевичу
- at 2012-01-26 20:07:47 EDT
Спасибо, но я не поняла, какая тут связь с несостоявшейся ассимиляцией (так в нашей истории бывало, кстати, не раз).
Янкелевич
Натания, Израиль - at 2012-01-26 19:37:32 EDT
Элла, во-первых позвольте поблагодариь Вас за статью, многие мысли, что я никак не мог сформулировать я нашел в Вашем тексе.
Я хотел бы прокоментировать вот этот диалог:
"Так вот ставить знак равенства между "леваками" и "харедим" невозможно, ибо вектора разные. Первый нацелен на смерть, второй на жизнь." - "К сожалению, оба-два - на смерть, хотя сами они этого не осознают, разумеется."
На мой взгляд в Вашем диалоге с Онтарио просматривается однозначность в неоднозначном вопросе, причем у обоих высоких договаривающихся сторон.
Как пример: На мой взгляд евреям России оставалось 1-2 поколения до полной ассимиляции и исчезновения. Любой наблюдатель, особенно вглядываясь в талант мимикрии, мог предсказать, что вот, еще 20-30 лет, и антисемитам придется более плотно заниматься кавказцами (или еще кем-нибудь). Однако Союз не продержался столько времени, и народ оказался в Израиле, причем не важно, из сионистких побуждений или нет, их дети и внуки этих побуждений занть не будут.
Я это к тому, что однозначность выводов хороша в метематике, а в физике лишь на уровне макромира, если нырнуть в микро - то и там нет однозначности.

Sava
- at 2012-01-22 17:02:32 EDT
1.Все воспринимается достоверным, как зарисовки с натуры.
2.Многие евреи старшего поколения, пережившие трагедии и их современники, узнавшие о ней позже, не могут избавиться от ощущений настороженности и потенциальной опасности рецидивов.
Однако, этого не знают и не желают с этим считаться никто их упомянутых в статье прагматичных еврейских прожектеров.
Потому они так цинично и безрассудно используют символику Холокоста в своих сомнительных политических и иных шкурных интересах.
3.Согласен с автором,что многие беды в стране происходят от поступков леваков и ультра ортодоксов.
Не столь уж важно, при этом,акцентировать внимание на том. кто и в какой мере более всего соответствует высокому духу еврейского народа( по форме и содержанию). Много важнее. прежде всего,иметь и не растерять высокие моральные качества, коими обделены, к сожалению, некоторые евреи.

Ontario14 - Эллe
- at 2012-01-18 18:30:55 EDT
Элла Онтарио
- Wed, 18 Jan 2012 08:12:26(CET)

>>Во-первых, я нигде не утверждал, что до ультраортодоксии о
>>Хаскалы евреи жили незамкнуто и вне рамок религиозной общины.

И я не утверждаю. Но община была другой: куда более гибкой и жизнеспособной.

**********
Жизнеспособность проверяется в экстремальной ситуации, на так ли ? Например, во время Хаскалы, эмансипации и т.д.
Ну и кто же выжил ?

>>Во-вторых - зачем же ставить все с ног на голову, и говорить, что те, кто способствовал сохранению
>>еврейского народа - "оторвались от него", а выбравшие путь ассимиляции в той или иной форме –
>>представляют этот народ ?

Проблема в том, что не "оторвались", а разорвались. Не представляют его в целом ни те, ни другие.

************
В целом его представляют те плюс другие :-)


>>У харедим нет общих святынь с Ури Авнери, Анат Кам, Наоми Хазан, анархистами и
>>коммунистами, т.е. процентом еврейского населения примерно
>>равному сегодня 5-7 мандатам, не более.

Хуже. У части харедим (не такой уж, кстати, большой) нет общих святынь с большинством народа, и эту особенность они вот именно делят с Ури Авнери энд компани.

***********
Даже 3.5 убогих калеки из "Нетурей Карта" отмечают Йом-Кипур, делают обрезание


Так почему же можно этими вещами попользоваться для каких-то целей только вам, а когда харедим пришивают желтую звезду –
то им сразу инкриминируют оскорбление святынь ? Не это было их целью, а передача вам своего чувства, ощущения - "не уподобляйтесь".

А кто вам сказал, что мы пользуемся? Шула Алони, та - да, и тоже, кстати, с явным прицелом на "не уподобляйтесь"... также как данные харедимные товарищи.

**********
Пользуетесь, далеко за примерами не пойдем. В этой же Гостевой "haдарат нашим" сразу сравнили (не Вы, Элла) с антисемитскими санкциями в Германии в 30-е годы.
А Шула призывает не уподобляться Мордехаю Анилевичу, чуете разницу ?

>>Так вот ставить знак равенства между "леваками" и "харедим" невозможно,
>> ибо вектора разные. Первый нацелен на смерть, второй на жизнь.

К сожалению, оба-два - на смерть, хотя сами они этого не осознают, разумеется.

**********

Почему ? Леваки осознаЮт и сознательно действуют в этом направлении, т.е. в общем направлении на ассимиляцию и анти-сионизм, т.е. на национальное самоубийство, на смерть.
Общее направление харедим - осознанно и неосознанно :-) обратное, даже с оговорками у анти-сионистов-сатмаров, - направлено на сохранение и возрождение нации, т.е. лехаим, идн.
Национально-религиозный лагерь, светские сионисты могут предъявлять самые разные претензии к харедим, но факт есть факт, вектор есть вектор и спорить с этим не имеет смысла.
А вот куда направлен вектор тех, кто выступает за отделение религии от государства, гражданские браки и прекращение государственного участия в жизни ешив - это вопрос ;-)... (хотя сами они этого не осознают, разумеется)

Элла Онтарио
- at 2012-01-18 08:12:26 EDT
Во-первых, я нигде не утверждал, что до ультраортодоксии о Хаскалы евреи жили незамкнуто и вне рамок религиозной общины.

И я не утверждаю. Но община была другой: куда более гибкой и жизнеспособной.


Во-вторых - зачем же ставить все с ног на голову, и говорить, что те, кто способствовал сохранению еврейского народа - "оторвались от него", а выбравшие путь ассимиляции в той или иной форме - представляют этот народ ?


Проблема в том, что не "оторвались", а разорвались. Не представляют его в целом ни те, ни другие.


У харедим нет общих святынь с Ури Авнери, Анат Кам, Наоми Хазан, анархистами и коммунистами, т.е. процентом еврейского населения примерно равному сегодня 5-7 мандатам, не более.


Хуже. У части харедим (не такой уж, кстати, большой) нет общих святынь с большинством народа, и эту особенность они вот именно делят с Ури Авнери энд компани.


Так почему же можно этими вещами попользоваться для каких-то целей только вам, а когда харедим пришивают желтую звезду –
то им сразу инкриминируют оскорбление святынь ? Не это было их целью, а передача вам своего чувства, ощущения - "не уподобляйтесь".


А кто вам сказал, что мы пользуемся? Шула Алони, та - да, и тоже, кстати, с явным прицелом на "не уподобляйтесь"... также как данные харедимные товарищи.


Так вот ставить знак равенства между "леваками" и "харедим" невозможно, ибо вектора разные. Первый нацелен на смерть, второй на жизнь.


К сожалению, оба-два - на смерть, хотя сами они этого не осознают, разумеется.

Ontario14
- at 2012-01-17 18:47:05 EDT
Элла Онтарио
- Tue, 17 Jan 2012 07:07:53(CET)

>>Насколько я себе соображаю, Вы утверждаете, до начала Хаскалы евреи
>> внутренне (скорее всего даже и неосознанно) находились в состоянии разрыва с еврейским народом ?

А не у Вас ли где-то (не могу найти, где) встретила я ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНОЕ утверждение, что то, что зовем мы ныне "ультраортодоксия" появилось именно с началом Хаскалы? Дальше пошло (не всюду, но реальное) замыкание в себе с обоих концов, результат я и описала.

*********
Во-первых, я нигде не утверждал, что до ультраортодоксии о Хаскалы евреи жили незамкнуто и вне рамок религиозной общины.
Во-вторых - зачем же ставить все с ног на голову, и говорить, что те, кто способствовал сохранению еврейского народа - "оторвались от него", а выбравшие путь ассимиляции в той или иной форме - представляют этот народ ?
Это все равно, что сказать - про 1/5 евреев, которые вышли из Египта - они оторвались от 4/5, решивших остаться и кануть в небытие.

Теперь о "сидящих в Сионе".
"Нет общих святынь" - утверждение спорное, если не сказать хуже.
У харедим нет общих святынь с Ури Авнери, Анат Кам, Наоми Хазан, анархистами и коммунистами, т.е. процентом еврейского населения примерно равному сегодня 5-7 мандатам, не более. Об остальном хороша написал Лапид-сын.


>>Как ваше общество отностится к этой святыне, нам рассказывать не надо.
>>Просто кодовые слова, которые сразу всплывают в памяти - "сабон", "адам бен келев", "10 тевета"...

Вроде, похоже, но не одно и то же. Реакции, приведенные Вами, - стремление снять со своего народа клеймо "вечной жертвы", именно потому что самому лично непереносимо жить с таким клеймом. То, о чем говорю я, показывает, что уже не больно, что можно этими вещами попользоваться для каких-то целей... Я умышленно не обсуждаю сами цели, не собираюсь тут возражать, если Вы считаете их достойными. Но использование такого средства мне не о цели говорит.

********
Так почему же можно этими вещами попользоваться для каких-то целей только вам, а когда харедим пришивают желтую звезду –
то им сразу инкриминируют оскорбление святынь ? Не это было их целью, а передача вам своего чувства, ощущения - "не уподобляйтесь".

Достойные цели или не достойные - вопрос сложный. Вот к примеру возьмем Шулу Алони, выразившей мнение определенной и немаленькой части израильских "интеллектуалов", предложившей "отменить поездки тихонистов в Освенцим", т.к. они возвращаются оттуда националистами, эскапистами и т.д.
Конечно, тогда никто ее в оскорблении святынь не обвинил. Кроме самих "националистов и эскапистов".
Достойная у нее цель ? По-моему нет.
Так вот ставить знак равенства между "леваками" и "харедим" невозможно, ибо вектора разные. Первый нацелен на смерть, второй на жизнь.


>>Когда главная газета еврейской страны превращается в "фолькс-штирмер",
>>- то это - именно это - есть самое вопиющее оскорбление памяти жертв холокостов.

Давайте все-таки не зашкаливать. Нацисты не "разделяй и властвуй" имели в виду, а гораздо хуже. Такие вещи путать не надо.
********
Я тоже предлагаю не зашкаливать, поэтому господам-журналистам из пятой колонны не следует стараться запутывать меня и многих других.

Элла Онтарио
- at 2012-01-17 07:07:53 EDT
Насколько я себе соображаю, Вы утверждаете, до начала Хаскалы евреи внутренне (скорее всего даже и неосознанно) находились в состоянии разрыва с еврейским народом ?

А не у Вас ли где-то (не могу найти, где) встретила я ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНОЕ утверждение, что то, что зовем мы ныне "ультраортодоксия" появилось именно с началом Хаскалы? Дальше пошло (не всюду, но реальное) замыкание в себе с обоих концов, результат я и описала.


Как ваше общество отностится к этой святыне, нам рассказывать не надо. Просто кодовые слова, которые сразу всплывают в памяти - "сабон", "адам бен келев", "10 тевета"...


Вроде, похоже, но не одно и то же. Реакции, приведенные Вами, - стремление снять со своего народа клеймо "вечной жертвы", именно потому что самому лично непереносимо жить с таким клеймом. То, о чем говорю я, показывает, что уже не больно, что можно этими вещами попользоваться для каких-то целей... Я умышленно не обсуждаю сами цели, не собираюсь тут возражать, если Вы считаете их достойными. Но использование такого средства мне не о цели говорит.



Когда главная газета еврейской страны превращается в "фолькс-штирмер", - то это - именно это - есть самое вопиющее оскорбление памяти жертв холокостов.


Давайте все-таки не зашкаливать. Нацисты не "разделяй и властвуй" имели в виду, а гораздо хуже. Такие вещи путать не надо.

Ontario14
- at 2012-01-16 20:18:47 EDT
Например, проблема вечно нарушаемого «статус кво» в отношениях между светскими и религиозными
********
Статус кво нарушается сторонами, но хилоним ведут по очкам.
В принципе, лучше, чем Моше Фейглин не скажешь и мало чего можно добавить. Ссылку здесь уже давали:
http://www.israel7.ru/Articles/Article.aspx/9738


Просто констатирую, что у тех, кто так поступает, кто бы они ни были и чего бы ни добивались, нет с нами общих святынь, а значит и внутренней принадлежности к нашему сообществу, сиречь к народу еврейскому – нет. Сами они, впрочем, с этим, скорее всего, не согласятся, наоборот, заявят, что вот именно они-то самые настоящие евреи и есть, это со всеми другими-прочими, включая нас, еще разобраться надо. Харедим, понятное дело, на галаху сошлются,...
...галаха и политкорректность не велят издеваться над чужими святынями…
***********

Ооо, Элла... Как ваше общество отностится к этой святыне, нам рассказывать не надо. Просто кодовые слова, которые сразу всплывают в памяти - "сабон", "адам бен келев", "10 тевета"...
Если харедимному ребенку нашили желтую звезду, это значит, что харедимное общество (и не только харедимное, но всякое "кипоносное") чувствует, что его загоняют в гетто. Чувствует лютую ненависть, подогреваемую СМИ, в лучших традициях "фолькс-штирмера". Харедимное общество пытается вам кое-что сказать и показать.
Когда главная газета еврейской страны превращается в "фолькс-штирмер", - то это - именно это - есть самое вопиющее оскорбление памяти жертв холокостов.

Во избежание недоразумений попробуем сформулировать вывод: среди леваков и ультраортодоксов встречаются в количестве достаточном, чтобы стать заметным, люди, формально несомненно принадлежащие к еврейскому народу, но внутренне (скорее всего даже и неосознанно) порвавшие с ним. Харедим живут в рамках своей религиозной общины...
*********
Недоразумения избежать не удалось.
Насколько я себе соображаю, Вы утверждаете, до начала Хаскалы евреи внутренне (скорее всего даже и неосознанно) находились в состоянии разрыва с еврейским народом ?

Г. Гринберг
Belmont, CA, USA - at 2012-01-16 19:53:01 EDT
Как всегда - прекрасно! Согласен с каждым словом, с каждой запятой.
Жизнь еще в сопливой юности ясно показала, что никуда не дется от своего еврейства (а было, чего уж, в детстве желание спрятать его). А раз так, то "если уж брать Рабиновича - то еврея". И пронес свое еврейство по жизни с гордостью не скрываемой, и в морду лез не раз. А в зрелости понял - это еврейство мое поддерживало меня в самые тяжелые дни, а не только я его.
Но прекрасным мыслям еще и стиль не уступает! Ну кто еще написал бы с таким блеском!
Спасибо огромное, за не спадающий накал "страсти иудейской", Элла.

Борис Дынин
- at 2012-01-16 19:44:42 EDT
" Известная рекомендация Моисея Мендельсона быть «евреями дома и немцами на улице» оказалась волею судеб вывернутой наизнанку: русские (французы, немцы, американцы) дома оказываются на улице евреями, но такая тянитолкайщина – с какого конца ни читай – никогда не породит ничего, кроме шизофрении."

Очень точно. Как будто очевидное, но постоянно отвергаемое с надеждой, что улица увидит в еврее немца, русского, француза..., если сам еврей дома не есть еврей. И отчего его помнят евреем - загадка для еврея.

Вы, Элла, напомнили одно решение этой загадки:
"В "Истоках тоталитаризма" подробно и точно описала Ханна Арендт, что существовавшая веками в Европе "культурно-национальная автономия" евреев была обусловлена причинами экономическими (профессии, которые востребованы, но аборигенами не исполняются из-за недостаточной квалификации либо ритуального запрета) и обеспечена сословным характером общества. С наступлением Нового Времени исчезло то и другое, и оказались евреи в известной ситуации: "на палубу вышел, а палубы нет"."

Эта мысль была важной предпосылкой анализа еврейского вопроса Ханной Арендт. Но вот и ее слова:

"Нет никакого сомнения в том, что заинтересованность национального государства в сохранении евреев в качестве особой группы и его заинтересованность в том, чтобы они не ассимилировались в классовое общество,совпадали с заинтересованностью евреев в самосохранении и в выживании как группы."

Вторая половина фразы открывает ящик Пандоры с вечными вопросами о телеге и лошади, экономики и социологии и пр. Так что "точность" остается вод вопросом.

Е. Майбурд
- at 2012-01-16 19:11:13 EDT
Хотим ли мы того или нет – судьба у нас одна.

Целиком согласен с этой главной мыслью статьи. А следующее – просто замечательная находка:

Известная рекомендация Моисея Мендельсона быть «евреями дома и немцами на улице» оказалась волею судеб вывернутой наизнанку: русские (французы, немцы, американцы) дома оказываются на улице евреями

Я, правда, не понимаю: чем многим здесь не угодили сатмары? Никого не трогают, живут согласно собственному свободному выбору. Что это за обсуждение – как живут, на что живут... Что вам до них? Вы считаете их путь «провальным»? Дайте им «провалиться» самим. Все равно вам этого не понять. Как и многих других вещей. Потому что вы судите со стороны и многого просто не знаете.

Я давно заметил (молчаливо), что склонность Эллы к генерализациям нередко подводит ее. Вот это, например, никуда не годится:

Во избежание недоразумений попробуем сформулировать вывод: среди леваков и ультраортодоксов встречаются в количестве достаточном, чтобы стать заметным, люди, формально несомненно принадлежащие к еврейскому народу, но внутренне (скорее всего даже и неосознанно) порвавшие с ним.

Сперва повторю то, что уже много раз писал: нет у нас такой общины – «ультраортодоксы». Есть ортодоксы (включая хасидов) и несколько реформистских общин, назывющих себя разными хорошими именами. Ни разу не встретил понимания среди гостей, хотя куда внятнее писал. Нравится людям это словечко, и баста!
И вот вам, пожалуйста! Уже среди них «порвавшие с народом» - в «достаточном» даже количестве.
Откуда такой *вывод* - неизвестно. И неважно, потому что это – очевидная глупость.
Второе явление с тем же эпитетом – ставить на одну доску так наз. «ультра» и леваков.
Есть неприязнь харедим к евреям-атеистам, особенно – воинствующим. Понятная (если не оправданная) неприязнь к ренегатам. Самоизоляция их в Израиле тоже понятна и вынуждена. Страна переполнена ренегатами. Ренегаты правят бал во всем. Общее массовое настроение – резко антииудаистское. Постоянное явление – агрессивное поведение в отношении к харедим, постоянные попытки оскорблять их чувства (непременная езда на машинах через их кварталы в Субботу, щеголяние полуоголенных баб, провокации типа Танечки-засранки...)
И есть ненавист ренегатов (леваков) ко всему еврейскому и еврейству.
Что общего?

Мих. Оршанский
- at 2012-01-16 18:28:11 EDT
Признаемся - йерусалимский малыш с пейсиками и малолетний варшавянин испытывают одинаковую казнь - преследование по групповой "вине", по сути - одинаковой.
Если бы к "меа шеарим´цам" обратился полицейский в чёрной кипе - хотя бы из хабадников - и сказал, что "реб Нахаш Занавский" поступил так-то и так-то, разберитесь, извинитесь" - но, когда Х, исполняя свои должностые обязанности, предложил это, ответ был - "ещё чего". В телевизор показали "силовой" арест нескольких харедим по подозрению в мошеничистве с комментарием "полиция показала,что скидок им больше нет".Что до "левых" - МАПАЙ переживает утрату власти, а левее - Вы правы - бегут своего еврейства; про таких в Берлинской синагоге старый (как я примерно - лет 70) еврей заметил, что один урок он вынес из прошлого: когда ты стесняешься дедовой бороды, тебе плюют в лицо".

М. Аврутин
- at 2012-01-16 17:41:03 EDT
«среди леваков и ультраортодоксов встречаются в количестве достаточном, чтобы стать заметным, люди, формально несомненно принадлежащие к еврейскому народу, но внутренне (скорее всего даже и неосознанно) порвавшие с ним». А м.б. они потомки «Эреф-раф».

«…для Ихтиандра было бы гораздо лучше, жить с людьми на суше, но… чтобы жить, как минимум, надо выжить…». И выживают, будучи евреями и адвокатами, евреями и программистами, евреями и представителями многих других профессий, не скрывая своего еврейства ни на улице, ни на работе. И даже в самолете в положенное время надевают тфилин и молятся. А известную рекомендацию Моисея Мендельсона отвергают.

Националкосмополит
Израиль - at 2012-01-16 09:09:45 EDT
Запрещать евреям использовать символы Холокоста для борьбы со всяческими современными капо аморально и незаконно.
Недавно мой товарищ, прошедший гетто и партизанский отряд пользовался Звездой Давида для отстаивания своих прав в Израиле.
Его 10 раз показывали на 9ом канале Израильского ТВ.
Что же теперь запретить ему так проявлять свои чувства и ненависти и любви к нашей Израильской социальной действительности!?