©"Заметки по еврейской истории"
август  2011 года

Элла Грайфер

Слабо-Сильная команда

Медитация в окружении палаток на бульваре Ротшильда

 

 

СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ 
НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!

А. и Б. Стругацкие

 

Я страдаю за твои грехи! Из-за твоей нравственной неполноценности. Ведь я твой брат, и поэтому ты несешь ответственность за меня, и если ты не смогла обеспечить мне то, что мне нужно, это твоя вина! Все духовные вожди человечества веками провозглашали это. Кто ты такая, чтобы утверждать иное? Ты так гордишься собой, считаешь себя чистой и доброй, но ты не можешь быть доброй, пока мне плохо. Мое страдание – мера твоего греха. Мое удовлетворение – мера твоей добродетели. Мне нужен такой мир, как сейчас, он дает мне авторитет, позволяет чувствовать себя значительным. Сделай же так, чтобы он работал на меня! Сделай что-нибудь! Откуда мне знать, что надо сделать? Это твое дело и твой долг! Твое преимущество в силе, мое право в слабости! Это абсолютный нравственный закон! Разве ты не знаешь? Не знаешь? Не знаешь? (Айн Рэнд "Атлант расправил плечи").

 

 

Такой потрясающий монолог обращает Джим Таггарт – бездарь, лодырь и пакостник – к Дэгни, своей сестре. Ее трудами и талантами держится на плаву семейная фирма, а он числится главным, стрижет купоны, мешает ей работать, да вдобавок еще шантажирует и обкрадывает ее любовника. Он совершенно уверен, что пресловутая "слабость" и есть та самая щука, по велению которой любая печка к царю поедет. "Слабость" – это одни права безо всяких обязанностей, даже и без обязанности вести себя прилично.

На Дэгни это, впрочем, особого впечатления не производит, в ответ она просто честит обнаглевшего братца ублюдком. Но то в романе – в жизни сегодня все не так.

В жизни, а точнее в Тель-Авиве, передовые педагоги давно уже призывают отметки отменить, чтоб неуспевающих не травмировать - в конце концов, это ведь наша вина, что нет у них желания или возможности учиться. В жизни, а точнее в Иерусалиме, ультраортодоксы всеми правдами и неправдами накидывают своих бесчисленных отпрысков на шею налогоплательщику – папаша же не виноват, что ему работать некогда! В жизни, а точнее в Европе, можно от колыбели и до могилы пособие по безработице пропивать, кушать благотворительный супчик, квартиру иметь бесплатную и социального работника лупить, если на опохмелку по первому требованию не выдаст. В жизни, а точнее в Америке, банковский крах и мировой финансовый кризис порождаются благородным стремлением всех голодранцев собственными домами наделить – не сами же они виноваты, что нет у них денег! Пусть в прорву ухнули сбережения людей, что всю жизнь вкалывали и на старость себе копили – сам Бог велел за их счет поддержать тех, кто никогда работой рук не марал.

И на международной арене то же самое: ровно 88 лет назад кончили гаитяне контрибуцию французам платить, а сколько лет им самим уже все платят – от ООНа до всяческих фондов по заготовке рогов и копыт – выяснить мне не удалось, но от землетрясения пострадала, как сообщают, чуть ли не сотня благотворительных учреждений. 60% населения – безработные, основной род занятий за последние полтора века – всякого рода государственные перевороты, революции и гражданские войны, перемежающиеся с американской оккупацией. Не знаю уж, то ли постоянно заграничные благотворители их снабжали, то ли отъедались оперативно в оккупационные периоды... во всяком случае, без посторонней помощи на такую интенсивную политическую жизнь калорий определенно бы не хватило. (Вот тут невольно закрадывается сомнение, так ли уж на самом деле необходимо было заправлять их калориями? Может, без этого-то у них бы давно уже, какое ни на есть, замирение вышло?)

В жизни мы смиренно признаем право всяческих джимов таггартов эксплуатировать нас, извиняемся за то, что до сих пор не обеспечили им режим наибольшего благоприятствования, верим, что именно это всегда провозглашали все духовные вожди человечества, не замечая одной только мелочи: Настаивая на обязанности сильного поддержать слабого, никогда не утверждали эти самые вожди, что слабый сильному должен стать равным. Ну, тут мы, понятно, рады их даже чуточку превзойти – кашу, мол, маслом не испортишь… Ой ли, да так ли?

На первый взгляд он даже не сразу заметен, этот маленький сдвиг, переход от требования (вполне оправданного!), слабому не дать пропасть (обусловленного, к тому же, готовностью на помощь отвечать хотя бы элементарной благодарностью), к представлению о праве слабого иметь не меньше сильных.

Закон джунглей мудр: Акелу убивают после первого промаха. Гуманные обычаи человечества позволяют, правда, заменить вышку отправкой на пенсию, но не позволяют отменить принцип: решения, определяющие судьбу стаи, принимает СИЛЬНЕЙШИЙ. А почему? А потому, что – самый жизнеспособный, и исполнение его решений повышает шансы всех других-прочих.

Вариант поведения, который выберет Акела, с достаточно высокой вероятностью для выживания – оптимальный, и выбирает он его не от любви к ближнему, а чтобы самому жить и не умереть. Но, стоя во главе стаи, он становится образцом для подражания почти во всем, так что более слабый, глядя на него, совершит нечто, на что сам в одиночку никогда не решится, отчего его шансы на выживание несомненно возрастут, тем более, если его поддержит весь коллектив.

Не позабудем однако нашу оговорку «почти». Есть область (и довольно обширная), в которой подражание сильному не приветствуется, а преследуется. Прежде всего, к ней относится, по-человечески сказать, «потребление»: самый жирный кусок, самые привлекательные самки… а если бы не так, какой дурак стал бы рваться в вожаки, со всеми тяготами и риском этой должности, вплоть до расплаты за первый промах на охоте?

Итак, нормальная ситуация: подражание сильному (или – у людей –исполнение его распоряжений) в стратегии нападения, обороны и «производства», и признание его преимущественного права в области «потребления». В нашем же современном обществе она опрокинулась: Потреблять желаем по-сильному, а судьбоносные решения принимать по мерке слабых.

 Слабые же, как известно, предпочитают решений вовсе не принимать, а все надеются, что как-нибудь да пронесет и само собой рассосется. На худой конец, если уже совсем нельзя иначе, выбирают путь наименьшего сопротивления или же, дотянув до «без пяти двенадцать», впадают в панику и делают самую немыслимую глупость. Ну, а сильные?

Сильные-то ни при каком раскладе не пропадут. Они либо покинут «прекрасный новый мир» (по-современному это называется «утечка мозгов»), либо… сами станут канать под слабых. Волки обрастут овечьими шкурами. Способ урвать самый сладкий кусок всегда найдется, только вот сила их будет работать уже не на сообщество а против него.

Любой бандит будет размазывать сопли по роже и твердить, что его в детстве мама не любила, распоследняя подзаборница ежегодно будет рожать и жить на детские пособия, профессиональный тунеядец всегда сошлется на неустойчивость и ранимость своей нервной системы. Понятно, что эти орлы настоящих слабых, действительно нуждающихся в помощи, от кормушки в два счета оттеснят, но есть трюк еще более ловкий: выступить не в роли слабого, а в роли его защитника.

Огромная армия социальных работников, раздавателей пособий, управителей благотворительных фондов и парламентских лоббистов прилежно прилаживает мир к повышенным потребностям людей с пониженными возможностями. Понятно, что кроме бескорыстного сочувствия есть у них и свой интерес: чем больше требуют и получают слабые, тем больше рабочих мест для них и им подобных. Имеется три возможных подхода к любым проблемам: Подход сильного, стремящегося проблемы решать, подход слабого, стремящегося от них убежать, и подход «слабозащитника», стремящегося их увековечить и эксплуатировать до скончания века.

В Германии, например, натуральный демографический взрыв в племени чиновников, отвечающих за интеграцию турок. Понятно, что турки, действительно стремящиеся интегрироваться (их, кстати, не так уж мало) у наших гуманистов интереса не вызывают. Иное дело – хулиганье из какого-нибудь Мухосранска анатолийской губернии: в школу не ходят, языка не знают, учатся на пожизненного получателя социальных пособий, а в свободное время развлекаются наркотой, поножовщиной и мелкими грабежами - это же золотое дно! Вокруг таких всю жизнь можно за казенный счет хоровод водить, припеваючи: «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение!». Что-то в этом роде описано, помнится, у Стругацких в романе «Град обреченный»: выпускают на улицы города стадо диких павианов, а населению объясняют, что надо к ним приспособиться.

Число «слабых», их опекунов и защитников растет, поскольку семьи у них большие, а положение завидное. Соответственно уменьшается число и ухудшаются условия жизни людей, которым надлежит трудами рук и голов своих кормить всю эту ораву. Как вы думаете, долго ли, в историческом масштабе, продержится такая игра?

Или взять хоть пресловутое глобальное потепление. Изменение окружающей среды потребует, естественно, новых приспособительных механизмов: где-то откроются новые возможности, которые надо использовать, а где-то новые опасности, с которыми придется бороться, но с этим справятся только сильные. Слабые, естественно, дрожат и требуют, чтобы им обеспечили «такой мир, как сейчас», стало быть: тащить градусы и не пущать СО2. И «защитники» их уже подсуетились, делают на большом шуме свой маленький бизнес: квоты, там, продают, и прочие дырки от бублика… А если потепление и в самом деле наступит, что делать будем? Очевидно, белых медведей будем спасать, поскольку они при исчезновении Арктики окажутся слабыми и надо будет срочно создать медведелюбивую ассоциацию с Альбертом Гором во главе и соответствующим бюджетом, чтоб не менее десяти защитников на каждого мишку пришлось. А прочим двуногим – уж что останется.

Позиция «слабозащитника» позволяет сильному сохранить традиционное преимущество в потреблении, отбросив традиционную ответственность за принятие решений, ибо решений никаких и не требуется, разве что – выбор наиболее слезоточивых опекаемых и наиболее эффективных методов вымогательства частных пожертвований или государственных субсидий.

Проблемы собственных сообществ, стран и народов не решаются, ибо отданы на откуп слабакам, а проблемы опекаемых выбираются либо внутренние, которые решению извне принципиально не поддаются, либо, даже когда они решаемые, старательно увековечиваются, ибо являются источником дохода. СМИ и прочие университеты старательно возбуждают в публике угрызения совести не за то, что в собственном доме не подметает, а за то, что на далеком острове Таити плачет мальчик Пити-Мити.

Страны экваториальной Африки унаследовали от колониального прошлого инфраструктуру, какую-никакую промышленность, а вскоре последовал и демографический взрыв… Через полвека «развития» и экономической помощи от всех и вся, они беднее, чем были в колониальные времена. И все это наивные европейцы послушно приписывают «последствиям колониальной эксплуатации» и поддаются вымогательским требованиям «помощи», хотя, как точно резюмировал один американец: «Экономическая помощь – это когда отбирают у бедных в богатых странах и отдают богатым из бедных стран». Он только забыл добавить, что кроме «богатых из бедных стран» немало прилипает к рукам всяческих раздатчиков и благотворителей из стран богатых.

Время от времени в разных местах и по разным поводам обсуждаются войны, которые Америка ведет в Ираке и Афганистане. Тональность – от слезоточивого сожаления до истерического осуждения, но никто не осмеливается даже ставить вопрос о праве (и обязанности) Америки на самозащиту. Ведь не случилось бы никакого 11-го сентября, если бы американцы заблаговременно и за свой счет решили все талибановы проблемы!

Тем более, даже безо всякого антисемитизма ясно, что «сильный» Израиль никакого морального права не имеет защищаться от нападений «слабых» арабов. Не нужно ему самому и преступлений никаких совершать, ибо по определению виноват во всех преступлениях, совершенных арабами, раз он им не обеспечил…

Интересно, что ловятся на этот крючок не только верующие, надеющиеся хотя бы на сверхъестественное вознаграждение своей добродетели, но и самые, что ни на есть, агностики: главное – всех на свете морально превзойти. Сим – победиши! А если не победил, значит – не достиг еще нужной степени внутреннего совершенства.

Так запускается самоподдерживающийся процесс саморазрушения.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 611




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer8/Grajfer1.php - to PDF file

Комментарии:

Элла
- at 2011-09-03 12:46:07 EDT
Но любая живая система требует коррекции,

Из чего еще никак не следует, что любая коррекция хороша. Я описала не коррекцию вообще, а ту, которой требуют ребятки с бульвара Ротшильда. Другие предложения там не появлялись, а такие - спасибо, не надо.

И в отличие от знакомого Вам российского опыта, у нас есть другой опыт изменений и улучшений и в экономике, и в социальной сфере. Иначе Вам до сих пор пришлось бы жить в бедной восточной стране.

И кто бы спорил! Есть, есть такой опыт, причем, в немалой степени - опыт правительства Натаньягу, которое Ваши любимцы как раз мечтают подсидеть.

Поэтому можно предположить, что здесь присуствуют не только дураки и чиновники, как видится Вам из олимовского угла.

А Вы что - не в том же углу сидите? Так вот, я Вам советую комплексы отбросить и перестать на ватиков смотреть снизу вверх.

И некоторые умеют считать до трех, чтобы не допустить описанной Вами картины.

Чтоб не допустить, считать уметь мало, надо еще уметь бороться за массы, в чем я, по мере сил, математикам и пытаюсь помочь.

Я. Розенфельд
- at 2011-09-03 12:30:28 EDT
Уважаемая Элла! Не обижайтесь, но на этот раз при всем остроумии и умении говорить Вы элементарно передергиваете. Позвольте напомнить, что Вы уже не в Совке, а в стране с высокими технологиями, одним из самых развитых сельских хозяйств и медициной мирового уровня. Причем, все это построено на моих глазах. Поэтому можно предположить, что здесь присуствуют не только дураки и чиновники, как видится Вам из олимовского угла. И некоторые умеют считать до трех, чтобы не допустить описанной Вами картины. Но любая живая система требует коррекции, о чем не грех напомнить власть придержащим. И в отличие от знакомого Вам российского опыта, у нас есть другой опыт изменений и улучшений и в экономике, и в социальной сфере. Иначе Вам до сих пор пришлось бы жить в бедной восточной стране.
Элла
- at 2011-09-03 11:47:33 EDT
Почему для общества так гибельна более разумная система налогообложения и снижение коррупции? Именно за это идет голосовать сегодня абсолютное большинство граждан - молодые родители, студенты, врачи.

Для общества гибельно поверить, что господа руководители протеста действительно добиваются более разумной системы налогообложения. Требование поприжать богатеев работает всюду по одной схеме:

1. Рабочий Иванов завидует капиталисту Петрову. Видя это, чиновник Сидоров обещает взять с того и отдать этому. Придя к власти, он исполняет свое обещание.

2. Капиталист Петров закрывает за невыгодностью завод и переводит его в Таиланд. Рабочий Иванов становится безработным и получает пособие. Государство недосчитывается налогов Иванова и Петрова вместе, плюс пособие Иванову и его семье.

3. Зато чиновник Сидоров имеет свою законную зарплату за работу перераспределения плюс взятки с тотальной зависимости Иванова. Тут вам и вся борьба с коррупцией.

Я. Розенфельд
- at 2011-09-03 11:24:28 EDT
Уважаемая Элла! Почему для общества так гибельна более разумная система налогообложения и снижение коррупции? Именно за это идет голосовать сегодня абсолютное большинство граждан - молодые родители, студенты, врачи. Обратите внимание, идут в свой выходной день, не нарушая экономики страны. За все время забастовок не остановилось ни одно важное предприятие, транспорт работает без перебоев, в обычном режиме находятся родблоки, онкологические и детские отделения, служба неотложной помощи. Кроме того, вся амбулаторная медицинская служба не остановилась ни на один день.
Речь не идет о свержении правительства, но о разумном отношении к собственному населению. При этом, в утешение господину Игреку, ни обороноспособность, ни ответственность за охрану границ не снижается, что мы и имели возможность наблюдать на Юге страны.
Повторяю, речь не идет об увеличении кормушки для неработающих групп населения, не о поощрении бездельников и нахлебников. А если их крики в общем хоре более слышны, это еще ни о чем не говорит и никого не пугает.

Элла Марку Фуксу
- at 2011-09-03 08:47:48 EDT
Моя статья - о том, что направление это как таковое гибельно для общества, причем в кратчайшие исторические сроки. Факты, приводимые Вами, свидетельствуют о том, что проповедники этой гибельной линии в обществе могут иметь успех... Увы, да, могут, и не только в израильском. Что, естественно, не уменьшает их опасности, а наоборот.
Марк Фукс
Израиль - at 2011-09-03 07:53:29 EDT
С момента публикации статьи прошло довольно много времени и поначалу казалось, что тема скоро станет не актуальной.
В действительности же все идет не по привычному для Израиля сценарию.
Страсти, несмотря на события, отвлекающие от «палаточных протестов» (имеются в виду обострения положения на Южной границе и скандал в сфере шоу-бизнеса с посадкой одного из его лидеров) не стихают.
Отзыв Я. Розенфельда (Иерусалим - at 2011-08-09 21:52:25 EDT) с позиции времени кажется мне все более и более справедливым и точным.
Сегодня, третьего сентября, организаторы протестов попытаются мобилизовать миллион демонстрантов.
Вряд ли это у них получится.
Но необходимый эффект уже давно достигнут.
Премьер серьезно озабочен происходящим.
Создана и действует комиссия Трахтенберга. Судя по всему, несмотря на то, что сроки публикации ее выводов «случайно» определены так, что совпадают с палестинским «провозглашением» в ООН, ее выводы и рекомендации, мне кажется, не потонут в потоке информации.
Вчера позиции демонстрантов поддержали две сотни боевых летчиков – настоящей элиты израильского общества. Высказался в их поддержку авторитетнейший рав Исраэль Меир Лау.
Крупнейшие торговые сети-монополисты резко снизили цены на ряд продуктов.
Пересматриваются решения по повышению цен на топливо. Принимаются решения о приоритетах в строительстве.
Лидер НДИ А. Либерман, по началу, весьма критически отозвавшийся о движении, по все видимости пересмотрел свою позицию, и его партия выступила с собственной инициативой по данному вопросу.
С большим опозданием «независимые журналисты» откапывают компромат на некоторых деятелей движения, различные политические партии пытаются заработать дивиденды, пристроившись в хвост протестующим. Нельзя сказать, что это у них получается.
Вопрос на самом деле не так уж сложен: речь, по сути, идет о пересмотре соотношения прямых и косвенных налогов в корзине налогов. Вот и все. Остальное - уже детали и следствие.
Наши уважаемые коллеги Онтарио и Мирон Амусья, безусловно болеющие за страну, в своих публикациях на эту тему, из далекого зарубежья видят проблему по своему, подгоняя ее толкование под свои устоявшиеся и привычные политические взгляды и предпочтения. Это можно понять, но читатель не знающий деталей и израильских особенностей дезориентирован.

Вынужден присоединиться к выводу, сделанному Я. Розенфельдом по поводу статьи Э.Грайфер: «А статья госпожи Грайфер по-моему, напрасно дезориентирует иностранных читателей.»
М.Ф.

Ontario14 - - Элле
- at 2011-08-12 18:04:09 EDT
Однако всем обидно, когда всех женщин, как и соседка, говорящих по-русски, судят как эту Вашу соседку. Не так ли ?
Можно было хоть раз для смеха привести пример не иерусалимских ортодоксов, а иерусалимско-университетских исследователей друидов, как написал Рафи Гуттман:-)
А то получается совершенно невиданное, видимо специфичное для Израиля явление, когда обвинения, связанные с "социальной несправедливостью", получают самые бедные слои общества, "асирон тахтон" т.с.
Справедливости ради, отмечу, что читал о призывах многих активистов с бульвара Ротшильд к авторитетам Бней-Брака и Геулы: "Присоединяйтесь, это и ваша борьба !"

Элла Онтарио
- at 2011-08-12 09:50:52 EDT
Каждый раз на этом самом месте:

Не надо мне доказывать, что тунеядствуют не одни ортодоксы - их положение специфично, ибо позволяет закон. Не надо напоминать, что не все ортодоксы тунеядствуют: если я по панели не хожу, это не оправдание для соседки, которая, таки да, ходит.

Миша Шаули - для Онтарио14
Кфар Сава, Израиль - at 2011-08-12 08:45:21 EDT
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Миша Шаули - для Онтарио14
Кфар Сава, Израиль - Thu, 11 Aug 2011 22:45:12(CET)
Да простят мне незнающие иврит, но не стану переводить на русский статью Рафи Гуттмана...
***************
А пуркуа бы, собственно говоря, и не па ? А ?
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Cноску дали Вы - вот и переводИте, если считаете рассуждения Рафи Гуттмана верными.

Ontario14
- at 2011-08-12 02:21:35 EDT
Миша Шаули - для Онтарио14
Кфар Сава, Израиль - Thu, 11 Aug 2011 22:45:12(CET)
Да простят мне незнающие иврит, но не стану переводить на русский статью Рафи Гуттмана...

***************
А пуркуа бы, собственно говоря, и не па ? А ?

Миша Шаули - Элле
Кфар Сава, Израиль - at 2011-08-12 00:14:02 EDT
Простите за то, что вместо отзыва о Вашей статье я занялся опровержением цитируемого в другом отзыве.

Вы, как всегда, изумительны в обнаружении злокачественной политкорректности и в точном облучении её метастазов убийственными дозами сарказма. Брава!

Миша Шаули - для Онтарио14
Кфар Сава, Израиль - at 2011-08-11 22:45:12 EDT
Да простят мне незнающие иврит, но не стану переводить на русский статью Рафи Гуттмана, в которой он взялся доказать, что хареды дают казне Израиля больше, чем получают от неё. Он использует данные выборочно, не давая общего баланса: сумма налогов, которые этот сектор платит, и сумму дотаций, получаемых из казны. Подобные данные очень непросто получить по политическим причинам. Но есть рассчёт на 2005 г. д-ра Ицхака Равида относительно мусульманского населения Израиля (которое, в общем, работает больше, чем хареды). Оказалось, что каждый мусульманин получал в год нетто 3 тысячи долларов из государственной казны.

Другой подсчёт возможен по данным сбора налогов, и они верны на 2010 год. Простите, не знаю как перевести "асирон", т.е. десятая часть, на русский.

Сперва - прямые налоги, составляющие около половины доходов казны. 10-й асирон (верхние 10% населения по уровню доходов) платят 65.4% всех прямых налогов, 9-й - 17.1%, 8-й - 8.1%, 7-й - 4.2%, 6-й - 2.4%, 5-й - 1.1%, 4-й - 0.7%, 3-й - 0.5%, 2-й - 0.3%, 1-й - 0.2%.

Непрямые налоги (в основном - НДС) платятся по более пологому графу: 10-й асирон - 16% от общей суммы, 1-й - 6%, и промежуточные, надо полагать, платят с разницей по 1% между крайними асиронами.

Хареды очень бедны, т.е. находятся в 3-х нижних асиронах. Поэтому они получают субсидий намного больше, чем средний израильтянин, и никак не могут платить казне больше, чем получают он неё.

Инна
- at 2011-08-10 23:59:18 EDT
"...и подход «слабозащитника», стремящегося их увековечить и эксплуатировать до скончания века".
Сама думала в этом направлении, например, о том, что социальные работники не заинтересованы в снижении количества опекаемых. А тут с группой из России попала в пункт раздачи беднякам продуктов, так называемую пищевую кладовую (Food Pantry). Там есть списки нуждающихся, и каждый получает свою коробку раз в месяц. Я присмотрелась - люди действительно бедные. У кого нет машины, у кого старая развалюха, зубы у всех плохие. Послушала и рассказы организаторов. Весь пафос был направлен на то, что, мол, мы, бедные, будем помогать друг другу, например, по одному дню в неделю работать в кладовой (и за это получать лишнюю коробку). О том, чтобы выйти из такой ситуации, когда нужны благотворительные продукты, речь вообще не шла! Ни об обучении профессии, ни о повышении образования, ни о расширении горизонтов этих людей, что помогло бы им найти или сменить работу. Ни слова о том, что личную бедность можно преодолеть.
Пошли мы помогать укладывать продукты в коробки. Гляжу - на больших полках лежат огромные пластиковые мешки с мелко нарезанными овощами. Спрашиваю, зачем овощи заранее резать,- можно же дать головку салата, несколько луковиц, пакет морковки? "А они не будут сами резать овощи. Не привыкли", - отвечают мне.
Ушла потрясенная. Значит я, налогоплательщица, стою на кухне и сама режу овощи, а за мои деньги кто-то режет овощи неработающим.

Лурье Люба
Хайфа, Израиль - at 2011-08-10 21:20:07 EDT
Уважаемая Элла! Статья замечательная и очень точная. Согласна с каждым словом. С Вами веселее жить.
Ontario14
- at 2011-08-10 21:17:31 EDT
Элла, я так понимаю, что огульный реверанс в адрес харедим - это некая дань традиции ?
Вот некоторые расчеты на тему "кому принадлежит шея налогоплательщика".
иврит:
http://wp.me/pLAcT-Sz

Элла Розенфельду
- at 2011-08-10 07:13:39 EDT
Проблемы, о которых Вы написали, безусловно существуют, это и Биби признает, и уже комиссию сотворил, чтоб искать решения.

Но моя медитация - среди палаток на бульваре Ротшильда, обитатели которых таких проблем не имеют (они все больше в Кфар Шмарьягу живут), их лозунги - лозунги типичных "слабозащитников", цель - скинуть Биби и присосаться к бюджету, пополняемому разорением сильных, и все "для ради слабого".

Игрек
- at 2011-08-10 03:58:59 EDT
Статья мне понравилась. Но тут появился отзыв читателя из Израиля и, боюсь, вся остальная дискуссия по поводу статьи свернет на ответы Я. Розенфельду.
Мне кажется, если отвечать Розенфельду, что разные государства и группы государств находятся в слишком разных условиях, чтобы к ним можно было бы применять одинаковые требования. Все дело в уровне допустимого риска в сохранении суверенитета страны. У одних - как у богатой и находящейся в безопасности Норвегии - весь риск заключается в соблюдении баланса "справедливости", у других - какой-нибудь Бангладеш - в том, чтобы изо всех сил избавиться от голода, в третих - Индии, к примеру - в том, чтобы любой ценой соблюсти межрасовую, межрелигиозную и межэтническую терпимость. То есть, всегда есть главное, чем нельзя рисковать, и есть второстепенное, чем можно более-менее рискнуть. Иногда - в случае мизерной территории и враждебного окружения - опасность даже минимальной ошибки в оценке риска грозит совершенно непоправимыми последствиями. Израилю можно рискнуть 250 тысячами недовольных, но нельзя рискнуть остаться без денег в казне. Можно рискнуть недовольством ультроортодоксов или - при левом правительстве - поселенцев, но нельзя рисковать отношением к армии или к главному союзнику - Соединенным Штатам. Снизу, с точки зрения недовольного протестанта все видется только с точки зрения обиженных по отношению к необиженным. Сверху, с точки зрения Натаньяху, эти и другие обиженные - дело второстепенное в сравнении, например, с проблемами накопления нефтепродуктов для будущей войны или защитой электростанций. И деньги он скорее выделит на - по его мнению - более важные дела, чем облегчение работы врачам (которым я сочувствую, своими глазами видел во что им обходится специальность).
Замечательно, если бы в обществе это понимало как можно больше тех, от кого зависит развитие этого общества: педагоги всех уровней, журналисты и прочие деятели СМИ.
Потому что, как сказала Элла в статье, денег всегда конечное количество, а требований лучшей жизни - бесконечное.

Марк Аврутин
- at 2011-08-09 23:43:56 EDT
Мне кажется, ув. г-н Я. Розенфельд не совсем верно воспринял написанное г-жой Грайфер. Не о «250 тыс. слабых бездельников, которые вдруг дружно вывалили на площади в надежде на халяву» размышляет Элла Грайфер. Да и название статьи: «Медитация в окружении палаток на бульваре Ротшильда» подтверждает это. Медитация – размышления путем глубокого погружения в себя. Но не о палатках на бульваре и их обитателях, а «в окружении палаток…» размышляет автор статьи. А это ведь не одно и то же. С размышлениями же о соотношении, взаимном положении «слабых и сильных», налогоплательщиков и тех, кто живет на пособия, в основном, трудно не согласиться. Как ни печально, но современная демократия, превратившая «сильных» в заложников «слабых», явно зашла в тупик. Кстати, Тора отвергает демократию с её прямыми выборами и равными для всех правами голоса.
Я. Розенфельд
Иерусалим - at 2011-08-09 21:52:25 EDT
В первый момент, как и всегда, был очарован полемическим талантом госпожи Грайфер и остроумным эпиграфом. И вдруг понял, что в отношении сегодняшних событий в Израиле ее статья абсолютно неверна! Принципиально неверна!
Начнем с того, что в нашей маленькой стране с высокими технологиями и высоким уровнем сельского хозяйства и медицины не может быть 250 тыс. слабых бездельников, которые вдруг дружно вывали на площади в надежде на халяву. Причем, неоднократно упоминалось, что вышел средний класс, молодежь, студенты.
Ни для кого не секрет, что у правительства на сегодняшний день довольно хороший финансовый баланс, то есть, деньги есть. Которые во многом обеспечены нашими крайне высокими налогами. Также все знают, что в стране есть целые категории населения, которые не работают, но получают довольно приличное пособие на проживание. Не буду утруждать вас и себя перечислением ешиботников, бедуинов с их четырьями женами и т.д. И они все дружно сидят дома и не митингуют, заметьте! С другой стороны, молодые семьи, честно и тяжело работающие, не имеют никаких скидок на содержание детей, например. При снимании налогов не учитывается выплата машканты (квартирной ссуды), оплата садов и ясель, хотя такая практика существует в развитых странах. Молодые врачи загнаны в настойщую ловушку - после шести лет обучения их начальная зарплата ниже, чем у секретарши, а рабочий день простирается на 30-ть и более часов. Причем, положение их абсолютно бесправное - либо принять эти правила, либо уйти из специальности. Вопрос о стоимости жилья, который звучит одним из первых, тоже не случаен. Я не говорю о дураках и наглых скандалистах, которые требуют бесплатного жилья, причем сразу и сейчас. Но опять-таки не секрет, что среди строительных подрядчиков и их работодателей процветает коррупция и взятки, что строится заведомо дорогое жилье, многокомнатные квартиры - без учета потребностей населения.
Я вырос в Израиле, хорошо знаю и его плюсы, и проблемы, отношусь к высокооплачиваемой категории населения. Но сегодняшняя ситуации видится мне исторически важной и вселяет надежду на оздоровление экономики и внутренней политики. А статья госпожи Грайфер по-моему, напрасно дезориентирует иностранных читателей.