©"Заметки по еврейской истории"
август  2011 года

Артур Фредекинд

Война


В июньском номере информационного бюллетеня «Zukunft», опубликована довольно странная статья Штефан Й.Крамера – генерального секретаря ЦСЕГ. Посвященная 70-летию нападения Германии на СССР. Думаю, что в свете недавней скандальной попытки одарить В.Путина премией «Квадрига» - статья Ш.Крамера симптоматична. Немецкая общественность таки сумела отказать Путину в премии (персональное спасибо С.Оздемиру!), сумеет ли еврейская общественность указать Ш.Крамеру на некоторые заблуждения?

Проблема в том, что выступление Ш.Й.Крамера скорее всего вызвало восторги у многих наших ветеранов СССР, и именно поэтому о нем стоит поговорить.

Тема войны (Отечественной или Второй мировой) чрезвычайна горяча, особенно с еврейской точки зрения, и особенно сейчас. Когда мир, сложившийся после Второй мировой войны, явно требует изменений. И эти изменения, могут слишком коснуться Израиля. Ибо пересмотр итогов той страшной войны, пересмотр, на котором резонно настаивают страны Центральной да и Восточной Европы, может больно ударить по Эрец-Исраэль. Потому что мир после Ялты был связан с Нюрнбергским трибуналом, где было договорено: «вы тоже осуждаете нацизм, а мы не трогаем ваш ГУЛаг и Катынь». Если же сейчас все больше и больше «трогать ваш ГУЛаг», и критиковать «левых» за их подобострастное молчание, то «правые» в Европе вновь примутся рассуждать о евреях-коммунистах, о масонах – что они уж и так делают.

 Не преодолена болезнь антисемитизма, перешедшая в форму антиизраилизма. А ведь даже если мы не живем в Стране – она наша, ибо мы знаем Закон о возвращении. И Закон этот писан в связи со Второй мировой. И если она закончится окончательно и бесповоротно, если страница ее истории будет закрыта (а ничего не бывает вечно, народ Торы как никто должен это понимать!), то, что будет с Законом о возвращении, и что будет с нами или с нашими детьми и внуками, живущими в галуте – неведомо. Особенно если этот галут будет потрясен международным судом над коммунизмом. Сложно даже представить какие эмоции могут вырваться наружу! Это я говорю именно потому, что сам очень разделяю эту идею – провести, наконец, суд над ГУЛагом, НКВД-КГБ, ВКПб, КПСС и прочими, прочими, прочими.

 Браться за эту тему трудно, а то и опасно – слишком легко и слишком многие будут критиковать меня, и мою позицию. Как критиковали и раньше. Но высказаться необходимо. Тем паче – право это, я «заработал» рождением в семье немца и еврейки, выслушиванием с детства разных точек зрения о том, что случилось на той войне, и потому ранним и персональным интересом к событиям. В те давние времена добавился В.Высоцкий (уж кто сильнее и честнее сказал о ВОЙНЕ, как не он?), дедушка-еврей, чудом переживший немецкий плен, да дядя-немец, воевавший в немецкой армии. Кроме того – повезло читать Некрича, повезло изучить изданную во времена Н.Хрущева «Историю Великой Отечественной», которая отличалась от сталинских и брежневских историй. Право рассуждать о той войне, кажется мне, заслужил я и работой в Фонде Спилберга, да и после – когда изучал историю Шоа систематически, скрупулезно, залезая в такие опасные подробности, примером как начало Варшавского восстания (острие его было направленно против еврейской полиции – то есть евреи воевали против евреев!), или то, как еврейские жены некоторых высокопоставленных чинов режима Виши танцевали на балах с эсэсовцами…

Или такой факт - руководитель Никопольской (Днепропетровская область – юго-восток Украины) районной группы ОУН Иван Вовчук (Фэдир Вовк) всю войну прятал еврейскую семью Бакст. Впоследствии ему было присвоено звание Праведника народов мира...

Но говорить я буду о статье – сложные коллизии Шоа, пригодятся для другой аудитории, если история Шоа будет интересовать именно как история, а не как материал для пропаганды…

Я не стану повторять очевидные истины – о том, почему в нынешнем СНГ военная истерика особенно преобладает. Так нужно властям, вернее – это их последняя соломинка, мол, кто как не они «воздаст должное подвигу советского солдата»? Это ведь последнее что у них осталось, еще с 1970 годов – потому они и трясут, уж извините за тогдашнее молодежное выражение – этими цацками со звездами. Разумеется – проамериканские либералы делать этого не будут. Русские националисты тем более, об украинских не говорю. Кто тогда? Вот и нашлись попутчики – Центральный совет евреев Германии!

С другой стороны – разве не было подвига? Разве не советский солдат брал Берлин, давя фашистскую гадину? А заодно и пацанов из гитлерюгенд, да всяких женщин и девчонок… «А что – их надо было по головке гладить»? – спросит у меня любой ветеран, и будет ТОГДА, безусловно, прав. Сейчас, в Германии 2011 года – вряд ли. Именно потому не прав, что ФРГ существенно изменилось еще с 60-ых годов прошлого века. Именно потому не прав, что до сих пор не подсчитано и не сказано точно о размерах советских репрессий после «освобождения». Не о тех нацистах, которых расстреливали или помещали в тот же Бухенвальд (хотя замечу – есть сведения, что в Бухенвальде после окончания войны сиживали и евреи – из противников Сталина), а о том «простом немецком народе», который отвечал за Гитлера. Или за Сталина?

 Все это не было бы так страшно, кабы Ш.Й.Крамер размышлял о проблемах Второй мировой войны в этой статье. О том, примером, что она не закончилась 8 мая, а продолжалась на Дальнем Востоке, и концом ее были Хиросима и Нагасаки. А после марш советской армии по Манчжурии. И лишь затем фактической капитуляцией Японии. О том, что она началась таки не 22 июня, а 1 сентября 1939 года. И о том, что как раз в июне 1941 начались массовые депортации и расстрелы евреев, не только на оккупированных территориях нашей бывшей родины, но и в усташевской Хорватии. Что чрезвычайно важно для понимания истории Шоа, и Отечественной войны тоже.

Но стиль размышления исчезает во всем мире, а тем более в устах генеральных секретарей. А вот стиль пропаганды усиливается в мире. Яркое подтверждение тому - сопутствующая статье фотография книги Ицхака Арада «Они сражались за родину» с изображением звезды героя (фотография занявшая чуть ли не треть страницы!) – подобное фото, подчеркивает преемственность парадов Брежнева-Путина-Лукашенко-Януковича.

И пропаганды уже не просоветской (пример: где-то десять лет западные СМИ прекратили сообщать людям о том, что отмечают 9 мая в Чечне), а именно про-русской. Русские ведь воевали за свою родину – потому и война называется Отечественной! Калмыкам, крымским татарам, туркам-месхетинцам, русским немцам и многим-многим другим ту войну никак Отечественной не назвать – хотя и они тоже часто воевали в Красной Армии! Ведь ни для народов Балтии, ни для народов Кавказа, ни для народов бывшей Речи Посполитой (да и для народов Средней Азии) та война никак Отечественной быть не может, а если они смеют голос свой подавать, голос который нарушает строй торжественного парада и демонстрацию ракет (даруемых Ирану, Сев. Корее, Венесуэле и прочим друзьям, но об этом не будем!), то они сразу зачисляются в коварные националисты, а то и в неонацисты. Или как минимум в коллаборанты Гитлера. Хотя, подчеркну – многим странам давно пора было бы разобраться со значительной коллаборацией в те времена, провести таки своеобразную денацификацию (которую освободители с 45-го по 89-ый почему-то не проводили!), как это сделала хотя бы Литва, или Польша.

Вот что говорит честный человек, Томас Венцлова по этому поводу. Из передачи радио Свобода:

Михаил Соколов: Скажите, литовское общество как-то пережило проблему коллаборационизма и вины перед евреями, которые были уничтожены в 41 году очень быстро на территории Литвы?

Томас Венцлова: Это очень тяжелый вопрос, который до сих пор по-настоящему не решен. Есть люди, которые пережили эту проблему всерьез, сделали выводы, и число таких людей увеличивается, но медленно, медленнее, чем хотелось бы. Есть люди, которых пока что больше, мне кажется, которые не желают эту проблему понимать. Просто не желают. Которые, например, соперничают с евреями, кто больше пострадал: мы, может быть, пострадали даже больше вас. Но это абсурдно. Совершенно очевидно, страдание любого невинного человека – это ужасно, но говорить, что литовцев пострадало столько же – это абсурдно, потому, что от евреев осталось 5%, а литовцы, не все, но большинство народа осталось на месте. Хотя, конечно, натерпелись, но натерпелись не столько, сколько евреи в гетто. Поэтому это соперничество, оно бессмысленно и некрасиво. К сожалению, оно до сих пор имеет место в Литве среди литовской интеллигенции, в литовской прессе. Но как я сказал, есть люди, которые все это уже понимают так, как следует понимать, так, как это понимают в западных нормальных демократических обществах. Чисто таких людей постепенно растет и им, слава Богу, никто не запрещает выражать свое мнение публично.

Вернемся к статье Ш.Крамера, торжественно названной: «Благодарность и гордость». Забавно, что редакция в поддержку этой самой гордости, разместила тут же титульную страницу книги Ицхака Арада, с еще более уточняющим названием, названием, ставящим точку над i. «Они сражались за Родину». Тут уж вовсе все ясно – что родина у них была не Израиль, а «Отечество наше свободное». Руководство ЦСЕГ испытывает благодарность и гордость, по поводу того, что евреи сражались за СССР.

Ура. Расплачемся от умиления.

Сама статья посвящена долгому и бессмысленному, с моей точки зрения, спору с антисемитским мифом, о том, что евреи не воевали в той войне. Занимаясь историей Шоа с середины 1990 годов, а до этого постоянно интересуясь историей войны (именно потому когда-то советский суд и назвал мои заметки по истории партизан Брянщины – «антисоветской клеветой», ибо записал я со слов жителей факт очевидный – поначалу жители рванули в полицаи, а затем те же – в партизаны), опрашивая сотни свидетелей, не встречал ни одного вменяемого ветерана войны, который повторял бы этот бред. Поэтому еще раз – не понимаю причин его «развенчивать»!

Скажу то, что уже говорил, когда писал рецензию на книгу А.Солженицына «200 лет вместе», где тому мифу писатель уделил внимание, в свойственной многим националистам манере: «если в народе говорили, значит что-то было». Забывая, что в народе много чего говорили, особенно когда архивы закрыты. И забывая – а кто отвечал за слухи о Ташкенте, в нашей веселой родине?

Так то, что писал когда-то: для поколения, которое в 70-ых прошлого века слушала «Jesus Christ Superstar»: жизнь в Ташкенте, или дезертиры, или беженцы от войны, воспринимались уже вовсе не так, как для поколения, выросшего на победных маршах. И если были евреи, устремившиеся тогда в Среднюю Азию (а такие к моей радости были – и актеры, и музыканты, и поэты, и ученые), то слава Б-гу если они спаслись от фронта, и от окопов! Вовсе не потому даже, что люди имеют право бояться, и не лезть в драку (как рванул примером, мой родственник, погибший в первом же бою, ибо ничего не умел, а учить его никто не собирался – СССР заваливал немецкую армию трупами своих солдат, и в конце-концов завалил – это очевидный факт, если посмотреть на цифры потерь с обеих сторон!), а потому что И.Сталин не имел цели спасать евреев. И уж тем более – не имел цели освобождать Европу от нацизма. Это уж и вовсе смешно. Когда советская армия освобождала даже Освенцим – не было у нее ни специального плана для этого, ни вообще указания хоть какого-то – делать что-то во имя спасения узников. О евреях я и не говорю – всегда, когда читал израильские учебники, поражался той однобокости – бесконечно нападать на Америку и Англию, которые отказались бомбить подъездные пути к Освенциму – но ни слова критики в адрес СССР! А ведь он тоже мог бы это сделать – СССР уже в 1941 году бомбил Берлин, и советская авиация, вовсе не была слабой, уж тем паче в 1943-м! Да и проще это было сделать Союзу! Как проще было когда-то помогать Варшавскому восстанию – и еврейскому, и польскому затем. Но не помогал. Набирался сил для дальнейшего более «глубокого освобождения» Польши. Или говоря кратко и честно – потирал руки, чтобы побольше людей погибло, и евреев заодно.

Разумеется, ЦСЕГ выгодно представить себя защитниками интересов ветеранов ВОВ в Германии. То, что на самом деле, они не делают ничего для того, чтобы тех ветеранов действительно уважали социальные ведомства, или с теми ветеранами встречалась бы немецкая или уж хотя бы русскоязычная молодежь – я не говорю. То, что те ветераны могли бы рассказать многое о той Войне – об этом я тоже не говорю. А то, что полстатьи посвящено попытке отрицать некие антисемитские мифы – вот это уже серьезно. Это не просто ошибка, как говаривали мудрые много лет тому назад. Это намеренное искажение сути еврейства.

Оправдываться перед антисемитами – пустое дело, не мне это объяснять. Оправдываться перед антисемитским русским мифом, о том, что «евреи воевали в Ташкенте» так же глупо – ибо этот миф не присутствует в сознании нынешней русской «правой», и тем более не присутствует в сознании русской националистической молодежи. Делать это в Германии еще более странно – здешние неонаци о Ташкенте не слыхивали, а если и услышат, то только рассмеются. Ибо примером – что ж погибший на фронте Илья Ильф не имел права спрятаться в Ташкенте и написать там еще с десяток гениальных рассказов? Мы евреи, евреи нынешнего времени, соглашаемся с безжалостными деятелями сталинских военкоматов, бросавших на фронт десятки тысяч интеллигентных евреев, тем самым попросту избавляясь от них, с помощью немецких пулеметов – неужели это нам до сих пор не понятно?! Как то, что Советская власть бросила евреев на произвол судьбы не то что, не организовывая эвакуацию (что она вообще могла организовывать, кроме поставок в Кремль вина грузинского?), а во многих местах прямо ее запрещая, трактуя как «паникерство»?!

У нас тоже вызывает чувство «благородного гнева» те карикатурные лица из фильма «Летят журавли», которые обпиваются водочкой да объедаются икрой? Б-га ради – да ведь нам должно быть понятно, что обжирались тогда именно кремлевские обитатели, а вовсе не музыканты филармоний, или чудом выживавшие при всесоюзном голоде поэты? Или это нам не понятно до сих пор?

Или М.Цветаева, повесилась в Елабуге со скуки, ибо тоже не хотела воевать за Родину, за Сталина?! Да в своем ли уме люди, которые могут так рассуждать, да еще и сегодня?!

Фильм «Летят журавли» прекрасный (и показан он был немецким ТВ к дате), но должны же мы понимать в 2011 году, что многое там – пустая советская пропаганда, и именно там изображены лоснящиеся еврейские лица, наживавшиеся на той войне! И добавлю уж – а что не было подобных евреев? Или русских? Были. Дальше то что? Какие выводы из этого? Русские должны отвечать за подобных мародеров? Или нынешние евреи? Кому это в голову то приходит? И если кому-то приходит, то стоит ли говорить с подобными людьми, стоит ли ради них – выпускать боевые листки Штефану Крамеру?

В самой статье с нелепостью, уровня госзаказа 70-ых годов, повторяются советские штампы о Великой Отечественной.

22 июня – и нет уже 1 сентября, нет истории Варшавского гетто, нет выдачи польских евреев немцам, нет союзничества, нет парада в Бресте, нет начала депортаций евреев Хорватии. Нет контекста. Нет поверженной Франции, Югославии, Норвегии, Дании, Голландии. Есть только «движимый расовой ненавистью Третий Рейх», и забыт известный историкам термин «жидо-большевизм» - где подчеркивалась идеологическая ненависть. И ненависть не к коммунистам или социалистам (кои тогда уже массово в Германии перешли, если не прямо в национал-социализм, то уж косвенно в патриоты; как впрочем и в русской эмиграции, антикоммунисты осознали, что Сталин не строит ни коммунизм ни социализм, а великую Российскую империю!), а именно к большевизму, как основе ленинского СССР. То есть ненависти к ВКПб, комиссарам Фоминым, о котором с восторгом пишет Ш.Й.Крамер забывая, какую воду на мельницу неонаци он льет, своим медвежьим примером… «…Символом советского боевого духа, был комиссар…» И так далее.

Ура. Улыбки высокопоставленных туристов. Щелканье фотоаппаратов.

В 1943 году моя еврейская бабушка, находясь в эвакуации на Урале, работала в госпитале. И раненные советские солдаты массово и геройски бросали в нее костыли, когда она по глупости сообщила им о том, что еврейка, муж ее – «работник НКВД», был комиссаром под Ростовом.

Еще раз - ура. Отечественные костыли летящие в санитарку.

Однако то, что говорила моя бабушка в 1943-м, нельзя повторять в 2011 генеральному секретарю Центрального совета евреев Германии. Потому что система комиссаров, а затем – политработников, как и система политической полиции (у нацистов гестапо, у коммунистов – НКВД-КГБ), является частью тоталитарной машины, именно поэтому никаких комиссаров нет, и не может быть в армиях демократических государств. Которые в этом случае и способны кого-то действительно освободить. А не завоевать.

И гордиться тем, что евреи были в комиссарах, все равно, что гордиться тем, что немцы были в гестапо. Или в тех же комиссарах, присылаемых из Берлина надзирать за «законами о расовой чистоте» - система та же, да и название.

Потому что многие солдаты вермахта нацистами не были. Потому что многие из них воевать вовсе не желали, как не желали того же и русские солдаты. Как никакие нормальные мальчишки и мужчины мира не желают. И это давно в Германии поняли. Даже возможно – слишком поняли, потому ее политика столь пацифистски нейтральная. Однако понимать дух времени в Европе необходимо, иначе генсекретарь попадает пальцем в небо, надеясь задобрить советских ветеранов ВОВ, которых осталось то, к сожалению, я уж и не знаю сколько? Или генсекретарь пытается задобрить российское посольство?

Тут горит добавить, не могу сдержаться! Когда многие авторы сейчас критикуют Израиль, его отступление по всем фронтам, то забывают об одном, но чрезвычайно важном факте – пацифистских настроениях среди израильских солдат. Среди еврейских мальчишек и девчонок, которым воевать ОСТОЧЕРТЕЛО. Плохо это или хорошо – тема иная, одна это факт, и не считаться с ним, означает опасно не замечать стрелки часов. «Какое нынче-то у нас столетье на дворе…»

Ш.Й.Крамером сделана дежурная ремарка: «вовсе не означает, что мы восхищаемся Сталиным». Так и В.Путин говаривает. Конечно – Сталиным как бы неудобно восхищаться, а то, что это делают массы российского народа, а вместе с ним и русское ТВ, а вместе с ТВ и многие русскоязычные евреи здесь – об этом сказать нельзя! Что Вы, что Вы, как можно, среди нас нет, и не может быть любителей Сталина, просто есть некоторые, которые в прошлом были в чинах, при партбилете, развенчивали сионистские мифы, писали доносы, а теперь вот – ветеранят и долдонят, как Ицхак Арад «мы сражались с оружием в руках». Знаю одного в Германии, который «повоевал» уже после Победы, в Западной Украине – и теперь поди радостно читает статью Генерального секретаря. Этот еврей, участвовавший в зачистках украинских сел, может спокойно констатировать « наша взяла». Тем паче ему недавно украинский консул медаль повесил за «освобождение от фашизма». Кого, когда и от кого – без фронтовых сто грамм и не разберешься.

Ни слова не сказано, о каторжном труде в ГУЛаге – где в это время находилось немало евреев. Не в Ташкенте (где тоже было голодно), а именно в ГУЛаге. Сколько осталось в живых евреев, умиравших тогда в ГУЛаге? Б.Лянда-Геллер, живущий в Кобленце, именно во время войны находился в ГУЛаге, а мог бы умирать в блокаде. Но если голос ветеранов слышен то там то тут – то голос узников ГУЛага не слышен – тут бы и заметить эту страшную тишину генеральному секретарю в Германии! Тем еще страшную, что ветераны почему-то не упоминают об узниках ГУЛага, как будто и не слыхивали о штрафниках, о СМЕРШе, о пленных, как будто не читали ни Астафьева, ни Быкова, ни Шаламова. Если уж говорить о Великой русской трагедии, а не о парадах на Красной площади…

Штефан Крамер, как специально (а может советники насоветовали?) упоминает о Брестской крепости, где наиболее ужасна страница истории Холокоста. Ибо Брест был польско-еврейским городом, когда туда вступили советские части в 1939 году. И значительная часть евреев была депортирована оттуда в Сибирь – чтобы погибнуть в ГУЛаге. А другая часть бежала и выселялась за Буг – где их встречали нацисты «с распростертыми объятьями». Близкая Советам по классу «беднота», осталась в Бресте, и пыталась выжить – так как частные лавочки и частные сапожники были запрещены, беднота сунулась в комсомольцы – одной из причин дальнейших погромов в этих местах и антисемитизма Армии Крайовой и белорусских националистов, стало именно это вынужденное сотрудничество еврейской бедноты с коммунистами. Ицхак Арад мог бы поведать об этом, особенно когда литовская прокуратура завела на него уголовное дело (пару лет тому назад) именно за геноцидные действия тех партизан. Разумеется, я вовсе не за то, чтобы известный в прошлом деятель Яд Вашем сидел в литовской тюрьме. Это было бы слишком, да и никто этого не собирался делать. А вот рассказать правду о войне и о тех партизанах Ицхак Арад мог бы. Но вместо этого он пишет просоветскую книгу. От этого становится скучно господа, очень скучно…

Продолжая историю евреев Бреста - именно благодаря советской политике, 99 процентов евреев Бреста погибли – они были брошены на произвол судьбы, именно советской властью! А то, что комиссаром в Брестской крепости был еврей, только добавляло сил нацисткой пропаганде кричать о еврейских комиссарах. Я не к тому, чтобы пугаться теперь тех жупелов нацистов, а к тому, что можно ж было другой пример привести… А комиссаров, кстати (если уж нас интересует, правда о той страшной войне!) особенно ненавидели советские солдаты. Ибо комиссаром был и Л.Брежнев, и многие прочие «герои» СССР. Известно, что делали комиссары и как они поднимали боевой дух солдат. Разумеется, бывали исключения. Так называемые – искренние коммунисты. Как искренние нацисты. Так поднимем в 2011 году на пьедестал – советских комиссаров! Вот доигрались евреи в Германии, вот доигрались…

Ш.Й.Крамер настаивает, дважды повторяя «советские партизаны в Западной Белоруссии», и приводя в пример Ицхака Арада. И простой вопрос повисает в воздухе – да откуда там просоветские настроения в той Западной Белоруссии – близ католического Гродно, в местах смешанного польско-литовско-еврейско-белорусского населения? Там и сегодня особых просоветских настроений нет, а тогда то? После советских зачисток в 1939-ом, когда Белорусскую ССР «чистили» отряды НКВД, поначалу от «буржуазии» любого происхождения, затем от «религиозных деятелей» - тоже любого направления (но особенно – ксендзов и раввинов), затем от многопартийной системы (сионистов в первую очередь, в Израиле есть, кому о том И.Араду порассказать), а затем и от любых проявлений «национализма» - то есть всех кто плохо по-русски изъяснялся. Кроме тех, кто тогда уже себя проявил – рьяным поборником советской власти. Я не для того чтобы их обвинять, опять таки – нужно понимаю, что жить было надо, но сейчас об этом можно и честно сказать?!

В конце статьи генеральный секретарь говорит важные слова. О «беспримерном мужестве», который в те времена проявил еврейский народ. Совершенно справедливые слова. Если они касаются тех, кто воевал тогда за еврейский народ. Если это касается русского народа, с огромным трудом разгромившего немецкую армию.

Но все перехлестывают слова о том, что «Крайне важно не только распространять знания о вкладе евреев в победу в нееврейском мире (это среди турок что ли?! прим. А.Ф.) но и включить их, как существенный элемент еврейской идентичности, в еврейское воспитание как в Германии, так и в других странах». Тут я уж и совсем в панике! Мало того, что не желаю я, чтобы мой сын воспитывался на примерах комиссаров, и уж вовсе опасаюсь я давления ЦСЕГ на «другие страны», неужели и в Израиле и в США скоро будут воспитывать евреев на СОВЕТСКИХ примерах? Да в своем ли Вы уме, хаверим йекарим?!

Что касается исторических примеров, а не диспута с антисемитами, то участие евреев в вооруженной борьбе в свете Шоа известно. Значительная часть советского пролетарского еврейства, попала в армию, где и погибла. ЗА ЧУЖИЕ ИНТЕРЕСЫ. И в этом трагедия Шоа.

 Значительная часть советского еврейства ринулась в армию добровольцами. Там и погибла. Радости и чести в этом мало. Студенты да школьники, желавшие показать себя настоящими мужчинами, просто глупо погибли на кровавых полях. В окружениях. В котлах. В бездарных атаках и бессмысленных сопротивлениях в Бресте, в Одессе, во многих других местах. Развращенное чистками, доносительством, идеологическим стукачеством, офицерство Красной Армии, показало (особенно в начале войны) чудеса паникерства, отсутствия стратегии и тактики. Чудеса сдачи в плен, или бегства от своих солдат, куда угодно – часто в лапы к нацистам. «Тайна» генерала Власова в том только и заключается, что таких как он были – тысячи. Иначе ни штаба бы у него не было, как и не было бы расстрелянных и замученных в лагерях немецких и в лагерях русских, генералов и полковников Красной Армии.

Еврейская интеллигенция, тоже в основном настроенная просоветски, оказывала Советской власти значительную помощь. Прежде всего, в налаживании народного хозяйства. Во вторую очередь – в пропаганде и культуре. Массы евреев добавляли к лозунгу И.Эренбурга «Убей немца!» идеологическое разъяснение. Особенно когда слухи о массовых убийствах евреев дошли до армии. Часть из тех евреев были журналистами, часть из них оставили в оккупации подпольщиками. По недоразумению или издеваясь – не знаю. Однако знаю подобные факты. Скорее – неразбериха, безразличие к людям. Типично коммунистическое «чем больше погибнет, тем крепче закалимся». Многие из них погибли. Геройски или не геройски – не нам сейчас судить.

Значительная часть евреев бежала из гетто в партизаны. Там где были гетто. О том есть книга С.Елизаветского (мне повезло его близко знать) – где описаны факты вооруженного сопротивления там, где они были возможны – в Волынских лесах, в Винницкой области Украины, в Белоруссии. В тоже время не могу скрыть того как студенты называли историка С.Елизаветского «ЕлеСоветским». Ибо все подходы его к истории, вся активность его (порой героическая!) была посвящена тому же что и нынешняя статья Ш.Й.Крамера – доказательствам вооруженного сопротивления евреев. Над чем студенты смеялись. Ибо понимали, в отличие от С.Елисаветского, что абсолютное большинство уничтоженных нацистами евреев были женщины, дети, старики. В этом ужас Шоа, а не в том, что два тоталитарных режима воевали между собой. Один, из которых победил и установил свою диктатуру над половиной Европы. Диктатура эта продержалась до 1989 года, а в странах Восточной Европы, в Средней Азии – продолжается до сих пор! Вот о чем стоило бы поговорить, а не доказывать самим себе, что евреи бывали в солдатах. Бывали. И что? Об этом можно сожалеть. Ибо когда уничтожали их семьи, их народ, руководители этих солдат никак на то не реагировали. И после «освобождения», те евреи, которым удалось выжить или на оккупированной территории, или в лагерях – подвергались унизительной проверки СМЕРШа или НКВД, и очень часто (слишком часто!) та проверка на лояльность, заканчивалась для них ГУЛагом! Таких историй знаю я бездну, и дед мой спасся от ГУЛага чудом, а укатать его мечтали только за то, что, будучи евреем, на оккупированной территории не вел «подпольной борьбы».

Потому что разговоры о Холокосте, или о Шоа были запрещены в СССР. Потому что до 1989 года в Освенциме не было отдельного зала посвященного Холокосту – то есть собственно тому Ужасу, во имя которого Аушвиц немцы и отгрохали. И построила отдельный ЕВРЕЙСКИЙ зал – новая Польша. Вопреки желанию победившей Германию России. Вот что нужно нам понимать.

А это значит – Красная Армия евреев не освободила. Как говаривал отец И.Бродского – «Что лучше, когда тебя откровенно желают убить, или когда тебе врут, но духовно убивают, не позволяют убежать, да еще и не позволяют убитых теми вспоминать?»

Красная Армия сделала евреев СССР «евреями молчания». До такой степени, что некоторые из нас считают «хватит о Холокосте, надоело уже». До такой степени, что некоторые из нас высаживались в Египте и Сирии – «чтобы защищать арабских братьев от Израиля». До такой степени, что многие из нас ненавидят раввинов, иудаизм, а то и Израиль более яростней чем антисемиты. Об этом нужно говорить и кричать, а не о «подвиге Красной Армии» повально арестовывавшей членов юденратов в Транснистрии! И только в тех случаях, когда выжившие в тех румынских гетто евреи, чуть ли не демонстрации устраивали (это в 1944-м, где фильмы об этом героизме, где памятники тем героям, где слова сочуствия?!), то Советы миловали тех тихих героев (реально спасших тысячи евреев!), а после – в 1946-м или в 1952-м, арестовывали их вновь, и тогда уж – навсегда. Вот как «освободители» подходили к именно еврейскому сопротивлению! Единственно возможному тогда в условиях Транснистрии. Или румынским, бессарабским евреям тоже нужно было в Красную Армию записываться? Раввинам, ученикам хедеров, врачам, учителям, профессорам? Чтобы о них нынче вспомнил таки генеральный секретарь наш… Или еврейским солдатам венгерской армии, многие из которых и воевали против СССР, а когда салашисты начали депортировать евреев, то те солдаты пытались сдаться Советам – и что? По головке их гладили, или зачисляли в отдельные еврейские бригады, которые тогда были у англичан, у поляков, у французов? В Сибирь их, или расстреливали тут же в Карпатах…

А уж как «освободители» в начале 50-ых организовывали антисемитские компании в тех «освобожденных» странах, тоже не мне рассказывать – есть специалисты посерьезнее. И как катили по Будапешту, да по Праге, и сколько тогда евреев спаслось в ФРГ, и каково теперь потомкам их, или им самим читать Ш.Й.Крамера, я уж и вообще не знаю. Как это все называть…

***

А война? Что ж война…

«Что ж ты подлая сделала…», «А на войне как на войне, а мне и вовсе, мне вдвойне…» Или еще сильнее: «Но был один – который не стрелял…»

Тут все и сказано. Если мы помним о войне, как помнила о ней Елена Боннэр. О смерти, которой, наш генсекретарь почему-то ничего не сказал – видимо, звонка из Кремля не прозвучало...

Koblenz


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1055




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer8/Fredekind1.php - to PDF file

Комментарии:

Михаил Брегман
Schwäbisch Hall, Deutschland - at 2012-03-30 10:41:19 EDT
Не хочу вникать глубоко в детали, но если статья автора (№ 4 -
- 2011) мне не понравилать, и я о ней свое мнение высказал, то
данная статья, имея ряд погрешностей, в целом мне понравилась.
Сделан серьезный анализ как военного, так и послевоенного времен. Многое из сказанного мне, и не только мне, знакомо.

Евгений
Бат-Ям, Израиль. - at 2011-08-27 07:58:20 EDT
Настоящая история гетто написана, только увы, не на русском. Работы Давидович, Бауэра, дневники Чернякова, Рингеблюма, Авраама Тори изданы на иврите, английском. Там представлена реальная ЖИЗНЬ в гетто. со всем ее унижением и гротеском. А то что публикуется о Холокосте на русском... это либо эпизоды массовых убийств либо очерки о героях сопротивления. все почти в советском духе. А нчать надо с Ханны Арендт.
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2011-08-23 08:18:36 EDT
Хорошо,забудем опус г-на Фредекинда.
Поговорим о гетто,Варшавском гетто.Согласны ли вы,что настоящая история гетто не написана?То,что я читал по этой теме-противоречиво,написано только однобоко.
НО!!!Бордели в гетто работали до последнего дня,черная биржа работала до последнего дня,евреи-полицаи шуровали похлеще зондеркомманд...Не настало ли время, наконец, сказать всю правду???
А то,что статья Крамера написана в совковом стиле-так я об этом писал-она явно была написана русскоязычным человеком(и не Крамером,а аппаратчиком) и только потом была переведена.То,что она писана для наших стариков-100%,а кто еще читает эту газетенку?Еврейские общины в Германии СТАРЕЮТ!!!

Майя
- at 2011-08-22 23:13:18 EDT
Григорий Рубинштейн
- at 2011-08-19 12:44:24 EDT
--------------------------------
Из семьи моей матери в Минском Гетто погибло около 50-ти человек. Из семьи моего отца - ещё больше. Я росла и жила без бабушек и дедушек, тёть и дядь, без двоюродных и троюродных бюратьев и сестёи Это тяжело.
Холокостом я занимаюсь с юности. Никогда не зарабатывала на этом.
Всё, о чём пишет Артур Фредекинд - факты, и против них не попрёшь. Пора посмотреть, как говорится, фактам в лицо и перестать обливаться соплями.
Тема поднята нужная и важная

Берлага
- at 2011-08-22 19:13:31 EDT
Прочитал статью Фредекинда и заодно критикуемую им статью Крамера.
Скажу одно - статья Крамера совершенно заурядна, таких статей было написано легион. И посему она совершенно не заслуживает подобного развернутого критического ответа. Мне кажется, что Фредекинд не разобрался, что статья Крамера по сути адресована исключительно старым советским евреям живущим в Германии. Ветеранам и членам их семей. Посему и написана языком ушедшей советской эпохи и касается советских мифов разделяемых или нет стариками, но тем не менее присутсвующим в их сознании.
Критика Фредекинда далеко не всегда справедлива - слова "символом советского боевого духа, был "комиссар" выдраны из контекста статьи и упор перенесен на слово "комиссар", хотя в статье Крамера "символом советского боевого духа, был комиссар и заместитель командира полка Ефим Фомин". Слово "комиссар" только название должности занимаемой Фоминым. И все.
Я не знаю какую цель перед собой ставил Крамер, но по моему мнению по сути статья просто писана чтобы польстить горстке оставшихся в живых стариков в рамках понятных им образов и мифов. И в этом нет ничего дурного. Их жгут СТАРЫЕ обиды. В СССР так или иначе им все время давали понять, что евреи не воевали, а отсиживались в Ташкенте. В Германии это никого не интересует, но старикам до сих пор обидно и статья вроде психотерапии.
Посему критиковать статью Крамера, справедливо указывая, что война и еврейские беды начались не 22 июня 1941 года, а 1 сентября 1939 не стоило бы. Для стариков война началась именно 22 июня 1941, тогда же начали погибать их родственники в оккупации, тогда же стали их призывать в советскую армию и тогда же они стали сами воевать против немцев. Именно тогда. Не надо требовать от стариков слишком многого. Дайте им услышать то что они хотят услышать на понятном им языке в стиле советских штампов и в рамках привычной им мифологии.
Другое дело, что отталкиваясь от статьи Крамера Фредекинд поднимает совсем другие вопросы: о советской политике в то время по отношению к евреям да и к другим народам СССР о сходстве нацизма и советского коммунизма, о советских лагерях, о политике современной России и т.д.
Очень со многим с автором можно согласиться, но право не стоило этого писать в рамках критики статьи Крамера.
Однако и некоторые рецензенты статьи Фредекинда явно перестарались.
Отрицательные эпитеты, которыми они стали награждать автора несправедливы. Полноте господа. Откуда такие страсти. Не уподобляйтесь раненным, которые швыряли костыли в бабушку Фредекинда, услышав слово
"комиссар". Время не военное и вы не в госпитале по причине ранения. И если он покритиковал Крамера (подчас и несправедливо),
это не должно порождать подобные страсти и кричать о антисемитизме автора.

vitakh
- at 2011-08-22 18:51:11 EDT
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2011-08-22 18:15:13 EDT
Нет,я не специалист по отслеживанию,сыску и проч.Но кое-что могу...


Господин Felix Spektor,
Вы в своём предыдущем высказывании фактически назвали меня "куклой". Я намекнул Вам на способ проверки Вашей "гипотезы" и на возможность исправления Вашей опрометчивости. Вы не вняли или не смогли внять. Больше я с Вами "бодаться" не буду. Либо сделаете разумный вывод, либо останетесь запятнаным.

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2011-08-22 18:30:43 EDT
Майе
Это одни и те же-гоблины,маски и куклы.

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2011-08-22 18:28:05 EDT
"видимо, звонка из Кремля не прозвучало..."
Я так и знал,Крамер-агент Кремля,Центральный совет евреев в Германии руководится из космоса пришельцами-редисками,а равному г-ну Фредекинду по диссидентству-только г-жа Боннэр.Мерзость!!!

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2011-08-22 18:15:13 EDT
Нет,я не специалист по отслеживанию,сыску и проч.Но кое-что могу...
Мне этого и не надо.Мы говорим о статье,написанной человеком,который ничего в теме не смыслит,мысли(если они и есть?)излагает коряво и неграмотно,никаким фактическим материалом не подтверждая.
Ума,чести и совести не вижу.Но по-моему,не только я один,а?

vitakh
- at 2011-08-22 15:58:03 EDT
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2011-08-22 13:49:21 EDT
"Впечатлён честностью, умом и талантом автора."
Мда,совести и эпохи не хватает...
Скромнее надо,г-н Фредекинд,когда пишете о себе,используя "кукол".Я уже как-то говорил одному гоблину из Констанца,что можно все отследить-этот сервер не БНД,защишен слабо(я об этом давно писал г-ну Берковичу),лиж-бы желание было.Так-что поскромнее,плз...


Господин Felix Spektor,
Ваше заявление даёт Вам некую характеристику. Вы оказывается специалист по "отслеживанию"? Тогда странно, что пишете о ком-то "кукла", не проверив, встречается ли его имя/ник в этой гостевой в не связанных с цитированным высказыванием случаях. Наверно, Вас не надо учить, как делать поиск в Гугле в пределах определённого сайта. Теперь посмотрим: несёте ли Вы ответственность за свои слова.

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2011-08-22 13:49:21 EDT
"Впечатлён честностью, умом и талантом автора."
Мда,совести и эпохи не хватает...
Скромнее надо,г-н Фредекинд,когда пишете о себе,используя "кукол".Я уже как-то говорил одному гоблину из Констанца,что можно все отследить-этот сервер не БНД,защишен слабо(я об этом давно писал г-ну Берковичу),лиж-бы желание было.Так-что поскромнее,плз...

vitakh
- at 2011-08-21 23:52:36 EDT
Мне статья понравилась. Даже, очень. И сумбурной не показалась. Впечатлён честностью, умом и талантом автора. Причём, это не тот случай, когда читаемое совпадало с моим заранее сложившимся мнением. Что-то совпадало, с чем-то я согласился в процессе чтения, а что-то могу потенциально принять в будущем. Желаю автору удачи!
Евгений
Бат-Ям, Израиль - at 2011-08-21 20:54:19 EDT
Подлая статья, настоящий подарок антисемитам. Самые гнусные антисемитские мифы автор не только не опровергает, но как бы пытается оправдать, усилить.
Приходится напомнить несколько очевидных вещей.
«Слава Богу, что они спаслись от фронта и от окопов!». Но если был фронт, значит ктото должен был воевать и погибать на фронте? русские и украинские крестьяне? А может они – кормильцы семей должны были быть в тылу, они там нужнее? Но если бы все так рассуждали, кто бы удерживал фронт, в тылу которого спасался бы цвет интеллигенции? Значит придется уповать на то, что великогерманский рейх не собирался продвигаться дальше Урала. Какая нам разница, ведь это ЧУЖАЯ война…
Война за чужие интересы? А в курсе ли автор, что система массового уничтожения, Освенцим, Майданек, Треблинка, Хелмно, были созданы гитлеровцами? То, что благодаря Сталинграду и Эль-Аламейну гитлеровцы не захватили территорию современного Израиля? Да, у Сталина достаточно своих преступлений, но в тот момент выбор у каждого разумного человека был – не стоять в стороне от «схватки двух чудовищ», а занимать свою сторону в смертельной борьбе. Да, интеллигенты. Но в определенный момент и они стали солдатами. Борцами с нацизмом.
Да, г-н Фредекинд живет среди немцев. Исторически сложилось так, что предки его соседей вначале равнодушно смотрели как угнетают, громят и уничтожают в гетто и концлагерях евреев вокруг них. Затем немецкие обыватели посылали своих детей на восточный фронт, а затем… пришла расплата. Нюрнберг, суд над Эйхманом в Иерусалиме, процесс Демьянюка. Справедливость в этой борьбе была на одной стороне.И не след прятать за беспощщадными словесами компромисс с собственной совестью.

Григорий Рубинштейн
- at 2011-08-19 12:44:24 EDT
Полностью согласен с тем, что статья А.Фридекинда сумбурна, невнятна, неубедительна и, фактически, ни о чем. Мне кажется, что автор не совсем понимает к какой аудитории он обращается. Среди читателей и участники войны, и их дети и внуки. Для которых война это не отвлечённые рассуждения, а боль утрат, память о погибших на фронте, память о близких,расстрелянных немцами и местным населением, сразу после захвата Киева, Львова, Бердичева и многих, многих других городов и населенных пунктов в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине, в Молдавии. Мой отец, кадровый военный, отвоевал от звонка до звонка, два брата матери и мужья двух ее сестер погибли на фронтах, а родители отца и старший брат расстреляны в Бердичеве.
Г-н Фредекинд должен определиться, кто же он и с кем же он. Еврей ли он, деда которого мог уничтожить в гетто, в лагере или просто в любом населённом пункте его дядя - немец. Или немец, которым также от войны досталось (по их же инициативе и, главным образом, не от евреев), и который вместе с дядей не может простить советскому солдату поражения гитлеризма и сопутствующего этому неизбежного унижения Германии. А автор оказался не на двух стульях, а между ними. Возможно, если бы он обращался к немецкой аудитории, то нашёл бы больше понимания. Лично я просто не могу осознать, что же он декларирует.
Конечно, евреи сражались за Родину, за свою жизнь и жизнь своих семей, и их вклад в победу существует, но никто не утверждает, что именно евреи выиграли войну. Невозможно и отрицать, что не ставя это основной целью, Красная Армия защищала советских и европейских евреев, спасла многих узников лагерей. И ничего в этой мысли бредового нет. Причём, возможность создания государства Израиль, это тоже некий косвенный результат Победы.
Мысль, что советские военкоматы целенаправленно мобилизовывали евреев с целью их уничтожения, по-моему, явная нелепость и говорит только о том, что специалист по Холокосту не представляет реальной ситуации, особенно, в первый период войны. И мобилизовали не только еврейских студентов, врачей, учителей, актёров и профессоров. Никакой избранности в этом не было.Что некоторые дезертировали и пытались откупиться и отсидеться в Ташкенте, то это правда. Сам знаю такие случаи. Причём, к евреям это относится отнюдь не в большей степени чем к русским, украинцам, узбекам, татарам и др.
Не понятно. почему именно Красная Армия сделал евреев СССР "евреями молчания"? Это упрёк не по адресу.
Безусловно, корректнее было бы если Ш.Крамер, кроме советских солдат и партизан, упомянул всех евреев, который боролись с фашизмом в составе армий, партизанских отрядов, диверсионных групп, где бы это ни было. Кроме тог Крамер в своих статьях, не отдавая в этом себе отчёта, сталкивает советских и немецких жертв Холокоста по тому, сколько кому досталось. Это некорректно, потому что советских евреев на оккупированных территориях зачастую расстреливали в первые же дни без лишних церемоний, и многие из них просто получили высшую меру, не успев хватить "радостей" гетто, лагерей, крематориев.

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2011-08-16 10:32:30 EDT
"Никогда в Израиле не жил (к сожалению) и, к сожалению, не сбегал оттуда."
По-моему,замечательно характеризует г-на Фредекинда!

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2011-08-16 10:28:01 EDT
"евреи бывали в солдатах. Бывали. И что? Об этом можно сожалеть."
Со-жа-леть???!!!Да Артурчик просто ошалел!!!В каждой вашей строке-ложь и холодный расчет.
Да,я сожалею,что мой дядя погиб под Ельней,что погибло столько евреев и неевреев.У вас,милейший,какая-то болезненная логика,вернее-полное ее отсутствие.Есть темы,за которые нужно браться весьма осторожно и конечно-не Вам.

Элла
- at 2011-08-14 10:53:32 EDT
По форме, конечно, не то чтобы да, но вопрос-то ставится серьезный и чтобы толком ответить на на него, надо, вероятно, проследить историю не только евреев, а практически всех народов центральной Европы, оказавшихся между молотом и наковальней. Тогда многое прояснится.
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2011-08-12 08:42:02 EDT
"Хватало бы времени и денег – завалил бы вас еще большим количеством текстов, которые вы бы с удовольствием критиковали."
О-о-о-о,нет!!!!

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2011-08-12 08:32:23 EDT
"Зато просили написать о пенсиях, о добавках к социалу, материальных претензиях друг к другу, жалобах на некошерное поведение и прочее, прочее, прочее."
И что в этом плохого?То что вы уже не редактор общинной газеты-понятно-с вашим-то владением великим и могучим...Вас тянет на глобальные темы-Я и Солженицын,Я и ....А про Ильфа-тоже понятно,некогда проверить,много надо накропать...Только просьба,не заваливайте сайт вашей макулатурой!
"сейчас приходится физически работать, но легче, чем когда-то в 2003-2005 – городским рабочим."
Рыдал от умиления.Как я понял нормальной профессии,кроме графоманства у вас нет?Приношу извинения за то,что принял вас за беженца
из Израиловки(ваши слова,дражайший,ваши!).У меня вопрос-если вы работаете,то когда успеваете по три раза в день заходить и отвечать?
Поделитесь,любезный,вот мне,работающему человеку,удается только рано утром,перед работой.

Артур
Кобленц, Германия - at 2011-08-11 17:31:04 EDT
Уважаемые читатели! Простите за ошибку с И.Ильфом (если она имеет столь существенное значение).
Для особо интересующихся проблемой моего существования – сейчас приходится физически работать, но легче, чем когда-то в 2003-2005 – городским рабочим. Тем более легче, чем когда-то в СССР, за который НАПРАСНО воевал мой дед.
Просто денег и времени не хватает на новый комп, потому трижды за день пытаюсь написать комментарий, а не получается. Зависает... Хватало бы времени и денег – завалил бы вас еще большим количеством текстов, которые вы бы с удовольствием критиковали.
А так - после сотрудничества в 2008 г. с «Новой рейнской газетой», и после редактирования общинной еврейской газеты в 2009 г. нажил себе столько «помощников», что некому было подсказать об И.Ильфе. Зато просили написать о пенсиях, о добавках к социалу, материальных претензиях друг к другу, жалобах на некошерное поведение и прочее, прочее, прочее. Так и живем. «Богатеем на Шоа».
Никогда в Израиле не жил (к сожалению) и, к сожалению, не сбегал оттуда. Если повезет пожить, надеюсь, что повезет и сбежать. Всегда мечтал – в трюме парохода. Обязательно с «мешком денег». Но к более чем 50 тысячам израильтян, живущим ныне здесь, отношусь сочувственно. Они для меня вовсе не дезертиры и не коллаборанты. Та Война закончилась – еще в прошлом веке. Как знаю я, и как пишут многие – давно уже идут другие войны.
Спасибо тем, кто внимательно читал, извините за нервность – трудно нынче, особенно в одиночку, сами знаете.

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2011-08-11 13:29:51 EDT
http://www.zentralratdjuden.de/ru/article/3341.html
Еще раз не поленился прочитать оригинал статьи.Вполне достойная статья(правда у меня ощушение,что она была написана вначале на русском языке и потом переведена на немецкий).В ней упоминается не чужой мне человек-Мотл Рашкован.Для меня он-дядя Моня,отец моего друга-одноклассника Леньки.Но не об этом маленьком храбром человеке мы ведем речь.О тех,кто сделал кормушкой трагедию евреев-Шоа,о тех,кто кропает подобные опусы.Почитайте творения г-на Фредекинда(я уже писал о них)-серость и унылость,бездарность так и лезет из каждой строки.

Марк Аврутин
- at 2011-08-11 10:18:48 EDT
Написано сумбурно. Согласен. Но это не главный, на мой взгляд, недостаток статьи. Автор призывает «помнить о войне, как помнила о ней Елена Боннэр». Но память Елены Боннер о той войне была «сбалансированной». Да, на войне было всё. Но раскрывая тот отвратительный лик войны, который по идеологическим соображениям в бывшем СССР скрывался, не нужно им заменять все прочие лики. Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать Правду о войне сбалансированной. Как ни «крути», но та война была Великой. Вот только нужно понять, в чем состояло её величие.

Да, отвратителен еврейский коллаборационизм. Но он ведь имеет давнюю историю, ещё со времен николаевской России. И мотивы у руководителей еврейских общин были разные. Не все и не сразу поверили в тотальное уничтожение евреев – это просто не укладывалось в голове, выходило за пределы здравого смысла. К теме коллаборационизма нужно подходить, как говорил Жванецкий, «тщательней».

Многое в статье справедливо. Например, «Красная Армия сделала евреев СССР «евреями молчания». Отец автора фильма «Путешествие в юность», фронтовой оператор Илья Семенович Гутман, который сделал с Карменом серию «Неизвестная война», умолял перед смертью сына не браться за тему о страданиях немок. Солдаты насиловали всех, включая девочек 12-14 лет. Затаскивали в комендатуру и там пропускали через них всех, кто хотел. Но сын, ослушавшись отца, сделал об этом фильм. Кто из них прав – отец или сын?

Есть в статье много безответственных заявлений. Хотя бы это: «Тайна» генерала Власова в том только и заключается, что таких как он были – тысячи». Власов был замкомандующего фронтом. Сколько было фронтов? Как могло быть тысячи таких, как Власов. Власов стал (или его сделали – как кому нравится) символом русского освободительного движения. Оппозиции как структуры, как института независимого от власти, в России не было ни до революции, ни в советское время, кроме созданного Власовым на стороне немцев Комитета освобождения народов России как правительственного органа, от имени которого был опубликован политический манифест, и Русской освободительной армии.

Или вот ещё: «бесконечно нападают на Америку и Англию, которые отказались бомбить подъездные пути к Освенциму – но ни слова критики в адрес СССР! А ведь он тоже мог бы это сделать – СССР уже в 1941 году бомбил Берлин, и советская авиация, вовсе не была слабой». Советская авиация начала бомбить лагеря военнопленных с 41 года, расстреливала из пулеметов и давила танками чудом оставшихся в живых военнопленных в освобождаемых лагерях. А ведь там преимущественно были те, кто отказался служить в вермахте. Но и те, которые согласились, стали изменниками Родины после того, как Родина бросила, предала их. Именно этим объясняется невиданная массовость – до миллиона бывших советских военнослужащих в том или ином качестве служили в вермахте.

«Значительная часть советского пролетарского еврейства, попала в армию, где и погибла. ЗА ЧУЖИЕ ИНТЕРЕСЫ». И это неоднозначно, хотя друг Иона Дегена, Шулим Даин и сказал, что «это не наша война». Всё гораздо сложнее.

Действительно, необычайно трудная тема. В этом автор абсолютно прав, как и в том, что не таким людям за неё браться, как Штефан Крамер.

Марк Фукс
Израиль - at 2011-08-11 08:49:49 EDT
Уважаемый господин Артур Фредекинд!
Судя по приведенной Вами биографической справке, Вы являетесь профессиональным исследователем холокоста и борцом с антисемитизмом, что дает мне право и надежду или наоборот, предполагать, что написанное Вами отличается объективным подходом специалиста и элементарным пониманием некоторых аспектов которых Вы касаетесь в статье.
Я мог бы пропустить Вашу публикацию без реакции, но не сделаю этого.
Первое впечатление укладывается в известные в конце тридцатых годов заголовки статей, не имеющих к Вашей никакого отношения, кроме первого определяющего слова :
«Сумбур в шахматной композиции» и «Сумбур вместо музыки!».
Я могу только предполагать, какие мотивы движут Вами, и какие цели Вы преследуете, но вправе рассчитывать, по крайней мере, на изложение материала на литературном русском.
Мне сложно воспринимать Ваше выражение: «Тут горит добавить, не могу сдержаться!» или «могут слишком коснуться».
Вы долго рассуждаете о своем праве на эту статью, мотивируете его и т.п.
Это излишне.
Практически каждый интересный и вменяемый автор, владеющий материалом, имеет право на изложение своих мыслей и чаяний публично, но при этом, разумеется, должен быть готов и к публичной критике.
Будьте здоровы.
М.Ф.

Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2011-08-11 08:21:51 EDT
Еще один "поток сознания",вернее-бессознания,что так свойственно г-ну,сыну немца и еврейки,крупному специалисту по Шоа,Солженицыну и пр.Полнейший сумбур,никакой логики-кипит только лютая ненависть к Центральному совету евреев в Германии,что свойственно активисту маргинального форума за освобождение бедных евреев от этого совета.В этой борьбе годится и Шоа,Берия,евреи за назаретянина,ветераны войны(мои родители прошли войну,от начала и до конца,чем сугубо горд,г-н,сбежавший из Израиля!)
Почитайте статейки этого господина-теперь он называет Израиль-Эрец Израэль,а раньше- только Израиловка!

Игонт
- at 2011-08-10 17:20:33 EDT
Чистейшей воды антисемитская статья, написанная в стиле " Стой там-иди сюда". Г-н Фредекинд, не забывайте, что у многих читателей портала родители-евреи сражались за СССР. И я испытываю благодарность и гордость, по поводу того, что мой отец еврей-офицер сражался за СССР.
Буквоед
- at 2011-08-10 16:23:44 EDT
Могу только сказать: "......" [выпущено самоцензурой]
Борис Гольдман
Хайфа, Израиль - at 2011-08-10 16:17:36 EDT
Сумбурно,неубедительно.
bronepoezd
- at 2011-08-10 15:00:21 EDT
ya mogu virasit glubokui nadegdu,
sto evreeiskii narod ne poidet i ne poshel tem putem , katoirii avtor emu predlogil. v vsej statje tschustvuetsja glubokoe neuvagenie k tem evreem (ne uechavschim v tschkent) , pogibschim na voine. takai statja oskarbjaet dan pavschich i javleatsja dla isdania s imenem evreeiskii starini suguba ne podhadajatschem.

Павел Иоффе
Хайфа, - at 2011-08-10 10:08:55 EDT
Илье: удивительный пример местечкового хамства. Да, ошибся автор: ПОГИБ - Евгений Петров (Катаев), погиб, кстати, не в бою; но - на фронте. Да, Ильф умер чахоткою. Ну, и? В статье - наконец-то! - оценено холуйство и раболепие так, как и должно быть - с тревогой. Жаль, постеснялся автор напомнить про советских немцев, обречённых на труд-армейский скорбный путь..
Илья
Маалот, Израиль - at 2011-08-10 06:45:16 EDT
"...погибший на фронте Илья Ильф не имел права спрятаться в Ташкенте и написать там еще с десяток гениальных рассказов?"

Удивительная безграмотность. Илья Ильф умер в 1937-м.