©"Заметки по еврейской истории"
март  2011 года

Микки Вульф

Фольклор как подсознание


Профессор, сидя на научной конференции, говорит другому: «Знаете, коллега, у меня вчера была оговорка по Фрейду. Хотел сказать жене: «Дорогая, передай мне, пожалуйста, сахарницу», а вместо этого сказал: «Что же ты, падла, жизнь мою загубила?»

Это анекдот, а вот быль не по Фрейду.

Мой друг рассказывал, как, еще юношей, он напросился в гости к знакомому врачу-психиатру, в больницу к нему – хотел набраться впечатлений. И вот, среди прочих, зашли они к безнадежно больному: он был уже совсем как бревно и, по Гашеку, только жрал да с..л. На вопрос «Как тебя зовут?» он не ответил, но вот на вопрос «А я кто?» решительно напрягся и зажужжал: «Ж… жж…», после чего с облегчением выдохнул: «Жжжид!»

«Я так понимаю, – констатировал мой друг, – что это было уже не сознание, а подсознание».

Вот о подсознании и вокруг него я хочу сегодня поговорить.

Есть добротная книга «Еврейский миф в славянской культуре». Авторы О.В. Белова и В.Я. Петрухин. Выпустило ее издательство «Гешарим – Мосты культуры» (Иерусалим – Москва) в 2008 году.

В ней наличествуют как давние, так и поближе к современности истории с географией, касающиеся начальства – вроде царя или архиепископа – и, по преимуществу, простых граждан. Первое отлично знало последних, но и последние в первых разбирались неплохо.

Например, архиепископ Геннадий еще в 1490 году писал собору епископов: «Люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорити: таки вы о вере никаких речей с ними не плодити; токмо для того учините собор, чтоб казнить их и вешати».

А вот мужик из села Грабовка Гомельской области уже в наше время объяснял (я убираю здесь и далее некоторые особенности произношения. – М.В.): «Як вот Ленин ходил со своими соратниками по кустам, писали – в таком-то году то-то и то-то, так и Христос с апостолами-учениками ходил».

"Хасид". Деревянный улей в виде фигуры еврея (XIX век). Из книги "Еврейский миф в славянской культуре"

«Просветитель (не знаю, в кавычках его писать или без) Иосиф Полоцкий убеждал великого князя не верить раскаянию еретиков, считая их вероотступниками, целиком отрекшимися от христианства и поэтому подлежащими смертной казни: «…Аще жидовин дрьзнет развратите христианьскую веру, главней повинен еси казни». По приговору собора 1504 г. «еретики» были сожжены в Москве и в Новгороде».

В 2003 году крестьянин из Волковыского района Гродненской области, напротив, проявлял толерантность: «Ведомо, что Гитлер поступил с жидами некультурно: глумился и забивал иx, а так с людьми поступать нельзя, потому что они ж таки самые люди. Как известно, они накопили много богатства. Все это я забрал бы и раздал бы нашим людям. Жидов раздел бы, просветлил бы рентгеном, проверил бы, не наглотались ли они золота и бриллиантов, одел бы в новые фуфайки, купил бы билеты и – гайда в Палестину».

Как видим, гуманистический прогресс налицо.

Но это всё – новости старые. Я, между прочим, заметил, не мог не заметить поведение коренного населения относительно собственных бесчисленных наветов на евреев. Причем я говорю не о поступках западных и восточных мирных славян в военные годы, когда дерьмо так и лезло наружу и когда, например, «местечковые украинцы выдали немцам-оккупантам своих соседей-евреев, чтобы... не возвращать им долги»: «Начались погромы, и в основном в первую очередь, конечно, богатых. Те, кто должны (должники. – М.В.), они начали убивать евреев, начали погромы. Или убивать, были, шо нэ убивали, а просто погромы, громили, а были, шо и убивали. <…> В Кутах была, я не хочу называть эту фамилию, конечно, была женщина, которая садилась на коня и ехала показывала конкретно каждый дом, где живут евреи. Потому шо они жили в центре, и также по окраинам тоже много жило евреев. В центре как-то легче их было организовать, найти, а по окраинам они не жили все вместе. Они приходили, показывали, где евреи, и просто приходили, забирали, и всё».

Так вот, я говорю не об этом, оно известно достаточно, а о невоенной эпохе.

«В различных вариантах (праздника. – М.В.) «повешения Иуды» обращают на себя внимание следующие моменты: «Иуду» одевали в вещи, украденные у евреев, в еврейский головной убор, били, вешали на рыночной площади, на ворота или на дерево напротив дома еврея, забрасывали внутрь еврейского жилища, и еврей должен был откупиться, заплатить за куклу. Затем эту куклу тащили к реке, поджигали и бросали в воду, разрывали на части или же сбрасывали с башни костела. Здесь также имеет место ежегодная реализация евангельского мифа в сочетании с элементами ритуальных обходов ряженых (чучело, выкуп, преследование, уничтожение), происходивших в поворотные моменты года. Согласно польским материалам, когда процессия, несущая чучело Иуды, встречала на пути настоящего еврея, участь его была незавидной. Участники процессии бросали куклу, хватали еврея и начинали его бить и толкать. В Западной Галиции (Ропчице) шествия с «Иудой» были запрещены городскими властям, когда стычки с евреями особенно участились».

Повешение Иуды (1999 г.). Из книги "Еврейский миф в славянской культуре"

Как гласит польская поговорка, «жид солнца на небе не видит, а только притворяется, что видит».

«Среди овчаров большой популярностью пользовались магические практики с использованием частей тела мертвецов, и здесь этнические соседи в очередной раз становились объектом пристального внимания колдунов. <…> Поскольку считалось, что причиной болезни овец может быть голова или другие части трупа христианина, закопанные под порогом или около овчарни, то в качестве охранительного средства хозяева могли использовать мертвое тело иудея (тела следовало добывать на кладбище в полночь; в случае необходимости «чужое» тело можно было заменить телом католика, но годился только труп висельника).

По свидетельствам из Малопольши, чтобы уберечь ягнят от сглаза, их в новолуние трижды перегоняли через то место, где овчар предварительно закопал тело еврейского ребенка; подозреваемому в насылании порчи на овец подкладывали под порог труп (или части трупа) еврея, так как считали, что злая сила не может переступить через мертвое тело инородца. По сообщению из окрестностей Радома, в 1869 г. овчар украл из могилы тело мертвого раввина, которого евреи почитали и через отверстие в могиле бросали внутрь деньги и записки с просьбами; овчар закопал тело в навоз под овчарней, чтобы овцы не дохли. Через несколько дней тело было обнаружено из-за распространившегося запаха, но среди евреев уже прошел слух, что их раввин «был живым (?) взят Господом на небо».

Наказание Иуды (1998 г.). Из книги "Еврейский миф в славянской культуре"

Для оберега купленных коней следовало в течение трех дней обносить трижды в день вокруг стойла труп еврея, а потом подвесить его над лошадьми в стойле».

А вот еще:

«По польскому преданию, один солдат разорил и ограбил могилу богатой еврейки. Еврейка приснилась своему мужу, рассказала о грабеже, муж обратился к раввину. Раввин призвал на кладбище капитана с солдатами, раскопал могилу и начал молиться, чтобы умершая указала на виновного. Во время молитвы еврейка стала подниматься из могилы, но тут виновнику-солдату пришло на ум сказать: «И Слово Божье стало телом и пребывало средь нас» (ср. Ин. 1:14 – «И Слово стало плотию и обитало с нами»), и еврейка упала. Так повторилось трижды, после чего раввин вынужден был признать, что здесь присутствует некто более мудрый, чем он. Грабитель рассказал обо всем капитану, тот обещал хранить тайну, признав, что «наша вера сильнее еврейской».

И еще:

«Отмечают, что во время молитвы евреи полностью погружались в благочестивое действо и становились уязвимы для «шуток» местной молодежи: «Молились когда они, то, ну там парни, то – он молится, он даже не поворохнётся, ничего. А парни у них деньги с карманов вытаскивали. Он молится, он ничего... Карман выворачивают, он тако молится [показывает: раскачивается взад-вперед]. [А где молились?] Ну, на кладбище! Парни уже этим пользовались, шоб свои сберегання пополнять».

Или, наконец, совсем просто, считалка-присказка: «Жид-жид, катилик, загубив черевик, а я йшов та й найшов, та нас...в та й пишов».

Перевести?

При всем том я обратил внимание на чрезвычайную нечленораздельность и непоследовательность речи информантов (как называют фольклористы-собиратели опрашиваемых людей.

Святочная маска "еврея" (1958 г.). Из книги "Еврейский миф в славянской культуре"

Вот только один из образчиков (а таких множество):

«У евреев пасха очень траурная, они поприходили домой, у них всё окровавлённое было, кроме воды и муки, потому что они убили человека, хотели они владычествовать, как теперика Израиль. Как Исус Христос воскрес, вот як Ленин жизнь всю дал, так и Христос. Яички красные вот и делаем, поёцца: «Пасха красная, Пасха великая».

Одновременно я читал (так получилось) собрание сочинений Джойса (М., «Знаменитая книга», 1994), а именно приложение С.С.Хоружего «Улисс» в русском зеркале». И он там среди многого-всякого пишет о «потоке сознания»:

«…Эта внутренняя реальность – исходный материал дискурса; и строение последнего в своих главных элементах то же, что и строение действительной, эмпирической внутренней речи.

Таких главных элементов мы выделим следующие три: 1) основа, или же некоторая тема, развиваемая сознанием; 2) внешние вторжения в основу: отклик сознания на те или иные восприятия окружающего мира; 3) внутренние деформации основы, производимые тем, что психоанализ называет «травмами сознания». Это – стойкие, глубоко сидящие мотивы (воспоминания, навязчивые идеи, комплексы), которые незримо присутствуют в сознании всегда и всюду и могут проявиться в сознании когда угодно и где угодно: они, тем самым, создают в мире сознания своего рода «магнитные аномалии», силовые поля и определяют внутреннюю геометрию этого мира».

Я подумал: ну и мир! Я подумал: а ведь это и есть фольклор, имеющий своим местоположением границу между потоком сознания и бессознательным или, выражаясь по-старому, подсознанием.

Посмотрите на следующий отрывок с точки зрения С. Хоружего:

«Евреи, их чего немец расстрелял? Потому шо, когда Исуса Хрыста распинали, сказали, шо грех на нас и на наших детях. Колы цэ ж було? Було тысячи лет тому назад, вот. И воны сказали, шо кровь на нас и на наших детях. <...> [Это проклятие с давних времен действует?] Воны так сказали: «Кровь на нас». Вот. Воны хотели распинать <...> воны были против сей религии. У них была своя религия еврейская. «Кровь на нас и на наших детях», – так и було» (1919 – год рождения этого человека, 2001 - год записи этих фраз).

Мы видим на семь строк четыре раза повторенные слова еврейского самопроклятия – определенно незарубцевавшаяся «травма сознания». И, даже не вспоминая о том, что идет ХХI век, я думаю просто о том, что творится в этом мозгу, грубым стежком, швом наружу, связавшем Холокост с распятием Христа. А Гитлер выглядит как орудие, избранное христианским богом.

Что творится в мозгу женщины, заметившей: «Вот партизаны брали клички... А Христос, он тоже к партии принадлежал и за нее пострадал»?

Что творится в мозгах людей, считавших, что, «во-первых, кровь нужна для промывания глаз новорожденным, так как евреи рождаются слепыми (Польша, Литва, Карпаты). <…> Во-вторых, христианская кровь необходима евреям для обеспечения деторождения. Так, в с. Синевир Межгорского р-на Закарпатской обл. утверждали, что если бы евреи «не причащали своих жен русское кровью, у них никогда не было б детей». Далее следовал рассказ о том, как евреи собирают «русскую» кровь и отправляют ее в Израиль своим соотечественникам, где за эту кровь «мильоны платили» и посылали в обмен на кровь вино. Видимо, так отозвался в этом рассказе факт посылки гуманитарной помощи еврейским общинам бывшего СССР. <…> В-третьих, кровь нужна для спасения всего народа: «Пан Езус сказал, что для спасения рода людского нужна лишь капля крови. Евреи не знают, истинная ли их вера или нет. И потому на всякий случай они берут ту (христианскую) кровь. И первой мацы они никогда не показывают, они колют ее вилкой, совсем как Христа».

Что творится в народной традиции, если она «отказывает «чужакам» в праве на «нормальное» рождение? Во-первых, сроки беременности еврейских женщин отличаются от обычных. По поверьям, бытующим в Польше, беременность евреек длится всего 6 месяцев (притом у польских крестьянок – 9, а у шляхтянок – 12), поэтому еврейские семьи столь многодетны и евреев много («Евреи плодятся как клопы», – констатирует польская пословица). Во-вторых, евреи рождаются de culo (из прямой кишки)». Это сведения 1986 года, неотличимые, впрочем, от сведений 1886 или 986 годов.

Что творится в народной культуре, где традиционным «является представление, что у иноверцев (инородцев) нет души, а есть только пар, пáра, как у животных. Русины Закарпатья, отказывая евреям в наличии у них души, приравнивают их к животным, когда говорят «жид iздох, жид iзгиб»; но никогда не скажут «жид умер», как принято говорить о смерти человека. В Полесье зафиксировано аналогичное отношение: «на яурэев кажутъ здохла»; ср. о крепко спящем человеке: «спыть, як дохлый жид».

«Своеобразную параллель к польским свидетельствам могут составить миниатюры древнерусских рукописных сборников, представляющих в живот ной форме мучения грешников. Среди клеветников, блудников и еретиков мы видим и «июдеев» с красными высунутыми языками, на полусогнутых ногах (сборник лицевой коллекции Богословского, № 41, XIX в., л. 144 об; Древлехранилище Института русской литературы РАН, Санкт-Петербург). «Жидове распеншеи Христа» представлены так: «...и лица ихъ кровию помазани, и в рукахъ ихъ опащи конскiя держаще, и языкъ ихъ вне вися яко бешеинымъ псом, ноги ихъ искривлени имуще в кожи осли оболчени. И взирающе другъ на друга дивляхуся себе и между собою глаголюще, о горе намъ».

Но чему удивляться, если от века только на Украине только и слышали: «бисовi жиди», «недоверок», «невiра», «Иродове кодло», «гаспидська жидова», «невiрный гiрш жида, або турка». (При этом нам предлагается сравнить эти комплименты с высказываниями евреев о христианах: «дурний гой», «мешигенер гой» – цэ нэразумна людына». Между тем, по свидетельству из Польши, евреи ценили набожность и в своих соседях: если еврей-купец видел, что его фурман-католик не снимает шапки, проезжая мимо придорожного креста, он отказывался ехать с ним дальше, как с человеком, «не имеющим веры».)

Ближе к концу книги авторы приходят к выводу, который мог бы быть ее эпиграфом: «Отметим также, что ряд народных суеверий в отношении евреев распространился далеко за пределами тех регионов, где они составляли органический элемент взаимных представлений, обусловленных традицией. Как часть городского массового сознания, подобные представления, уже изрядно искаженные и упрощенные до примитивности (куда еще? – М.В.) нередко становились основой для бытового, да и государственного антисемитизма».

Но я – о фольклоре. Не о той его части, которую пляшут на госконцертах по случаю Дня всенародного единства, и не о той, которая иллюстрирует в учебниках точность или забавность народных примет, но о той, которую представляют убранные из современных изданий пословицы и поговорки собраний В.Даля; о той, которую стало модно издавать как бы для освоения массой обсценной лексики, типа «Ругайтесь правильно» (М., «Яуза», «ЭКСМО-ПРЕСС, 1999) Л.Арбатского или «Жгучий глагол» В.Кузьмiча (М., «Зеленый век». 2000); о той, которая являет собой со времен раннего Средневековья, если не Вавилонской башни, заросшее чертополохом и осотом залежное поле представлений о «своих» и «чужих». Я – о том фольклоре, который уже не фольклор, а поток сознания, но – без сознания; о том, который есть бессознательное – неисследимая, забитая мусором и грязью бездна того, чем человек (как человек) гордиться не может.

Я говорю о том фольклоре, который есть массовый аналог подсознания одной особи, размноженной до толпы (не это ли называется «коллективным бессознательным»? нет, как ни странно, не это), и который она берет в основу своего краткого, простите за выражение, миросозерцания; о том, который представляет собой не архетипы, а нечто другое, навязанное извне священнослужителями (я чуть не сказал СМИ), а изнутри… видимо, самим Дьяволом (я человек, далекий от науки). Я уж не говорю о влиянии на фольклор со стороны более современных культурных слоев. Даже в разбираемой книге, не имеющей прямого отношения к политике, в одном из примечаний пишется о «фольклористах, напрямую возводящих фольклорные сюжеты к историческим реалиям в соответствии с «теорией пережитков» или представлениями так называемой исторической школы. Показательно, как Джеймс Фрэзер среагировал на использование мотивов его «Золотой ветви» в процессе Бейлиса: знаменитый культурный антрополог в своем письме-протесте приписывал убийства христиан невежественной еврейской толпе и настаивал, что в ее деяниях нельзя винить всех евреев».

И дальше: «В наше время Н.Н.Велецкая в книге, изданной в 1978 г. и переизданной в 2003-м, возводит этнологический рассказ об убийстве стариков и мудром старце, уцелевшем и спасшем свой народ (после чего убийства прекратились), к «реальному» обычаю убийства предков, ссылаясь при этом на тот же календарный обряд уничтожения обрядовых чучел, как на отражение убийства стариков. В силу недоразумения книга Велецкой была включена в список рекомендованной литературы к главе о культуре праславян…»

Объективности ради приведу и другой пример – из еврейского фольклора. Как известно, у евреев в старое время не было принято хоронить с музыкой, больше того – это считалось кощунственным. Итак:

«…Мне мама рассказывала, что их дом находился напротив синагоги. И в 20-е годы, в конце 20-х годов, когда началась эта борьба за то, что все население Советского Союза является атеистическим, и даже в процентах писали, сколько осталось верующих, там целыми районами рапортовали о том, что религия, так сказать, искоренена полностью. Ну и вот пришли комсомольцы грабить эту синагогу, которая была напротив. Причем, наверно, больше половины евреев было среди этих... комсомольцев. А бабушка – ее бабушка, это моя прабабушка, верующая – мама, значит, смотрит на нее, а она стоит совершенно молча так с каменным лицом и повторяет все время: «Мит музыка! Мит музыка! Мит музыка!» Это значит, она слала им проклятия, чтоб их хоронили с музыкой, вот!»

Р.S. Не успел я закончить эту статью, тематически вроде бы далекую от сегодняшней реальности, как президент Д. Медведев выступил перед Федеральным собранием РФ с речью, посвященной, в частности, межнациональным отношениям в России (после скандальных событий на Манежной площади). Он заявил, что «нужно развивать самые лучшие черты русского характера… нужно поддерживать русский фольклор и музыку». Оставляя в стороне обращение с этим именно к органу, среди обязанностей и пристрастий которого вопросы воспитания и культуры, согласно Конституции, не числятся, я хочу обратить внимание читателей на то, что, не зная, как обстоят дела с музыкой (хотя навскидку вспомню «Как во городе было во Казани» из «Бориса Годунова» М. Мусоргского), я бы посоветовал президенту быть осторожнее насчет фольклора: русский, да и весь славянский фольклор нетерпим к инородцам. Вспомним только одну из сказок, собранных А.Н. Афанасьевым: «Идет по лесу человек, а навстречу ему жид», или пушкинский перевод «Песен западных славян» П. Мериме (подделка под фольклор): «Он к жиду лиходею приходит…»

Материал был напечатан в «Новостях недели»


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1171




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer3/Wulf1.php - to PDF file

Комментарии:

Элла
- at 2011-03-15 07:23:58 EDT
Так. Теперь отключаем эмоции и включаем мозги: таков этот мир, таков фольклор не только славян, но и прочих христиан, да и мусульман туда же до кучи. При всем при том среди нас находятся умники, верящие в их гуманизм и общечеловеческие ценности.
Е. Бандас
Израиль - at 2011-03-15 06:55:02 EDT
Уважаемый Микки! Спасибо за информацию о содержательной книге. Так ведь и родное государство поступило с нами согласно рекомендации крестьянина из Гродненской области.
Выезду способствовало - но без злата-серебра, книги и муз. инструменты - только по разрешению как не имеющие ценности, фарфор и картины - лишь до определённого года выпуска и тоже ценности лишённые, и без пенсионнных отчислений за десятилетия верной службы. Продать что-то, за невозможностью вывоза, - можно, денег с собой свыше 162 долларов (!) - ни-ни. А у тех, кто уехал в 70-е, и ордена с медалями отобрали, и документы об участии в войне. Что же говорить о массе народной и её мифах - ведь власть была от плоти её и крови! Здоровья и творческих достижений!