©"Заметки по еврейской истории"
февраль  2011 года

Ион Деген

Хеврон

Январь 2011 года. В эту же пору тридцать лет назад мы с женой приехали в Хеврон. Сейчас город утопал в солнечной благодати, подобной израильской весне. А тогда потоки холодного дождя затопили озябшие строения, в полдень погружённые во тьму. Перед Бейт Хадаса (Здание Хадасы) над примитивным бункером из мешков с песком возвышалась голова раввина Левингера. Приблизившись и обойдя бункер, чтобы войти в дом, мы увидели всю тощую фигуру раввина с автоматом в руках. Вода, как из пожарного брандспойта, стекала с капюшона на брезентовый балахон. Рав Левингер улыбнулся, увидев нас у входа в охраняемый им дом.

А в доме, в котором в ужасных условиях проживало несколько героических семейств, воевавших с властью, пытавшейся выселить их из символа еврейского присутствия в одном из четырёх священных городов Израиля, верховодила жена раввина Мирьям Левингер. Израильское правительство не отказалось от намерения выселить их из дома, всегда принадлежавшего евреям, для того, чтобы угодить арабам. Что можно сказать об этом?

Скромно, не жалуясь, госпожа Мирьям рассказала нам о тяжёлом быте в городе, населённом враждебно настроенными арабами. Но значительно тяжелее быта была война с израильским правительством.

Шестнадцатилетний сын, один из многих, не помню уже из скольких детей Левенгеров, работал в Иерусалиме. В Хеврон возвращался поздно вечером, иногда ночью.

– Но ведь это опасно! – Удивилась моя жена.

– Конечно, – ответила Мирьям.

– Неужели вы не волнуетесь и разрешаете сыну такие поездки?

– Естественно, волнуюсь. Но ведь не могу же я запретить сыну ходить по нашей земле.

– Я встал, подошёл к этой славной женщине и поцеловал её руку. Я заметил, вернее, почувствовал охватившую людей какую-то неловкость. Но в ту пору ещё не имел представления о том, что совершил нетактичный поступок. Мужчина не имеет права даже прикасаться, не то что целовать руку жены раввина. Уже потом, когда узнал об этом, оценил деликатность госпожи Мирьям. Она повела себя так, словно ничего не случилось, словно я не преступил дозволенного. Так воспитанная деликатная хозяйка не замечает пролитого на скатерть.

День, проведенный в Хевроне, мокнущий под холодным дождём рав Левингер, его изумительная жена Мирьям, посещение Меарат а-Махпела, гробницы над захоронением Авраама, Сары, Ицхака, Ривки, Иакова и Леи, трансформировался потом в стихотворение, в котором, увы, безуспешно пытался выразить свои чувства.

В Хевроне нет сверкающих дворцов.

В Хевроне получают наши дети

В наследство лишь могилы праотцёв –

Наследье четырёх тысячелетий.

 

Унылый камень придавил полынь.

Здесь Амалек по-прежнему звереет.

И всё ж одна из четырёх святынь

Хеврон, как встарь, поныне для еврея.

 

Но на святыню может наплевать

Тот, для кого Хеврон объект сатиры,

Готовый променять отца и мать

На тень воображаемого мира.

 

Шалом ахшав!* Вслепую, в круговерть,

Бездумно веря в совесть мировую.

Так верили ведомые на смерть,

Что их ведут помыться в душевую. 

Прошли годы. Даже не верящий в совесть мировую, став премьер-министром, подчинился преступным Ословским соглашениям и отдал Хеврон в полную собственность так называемой Палестинской автономии, Сейчас мы в Хевроне с женой, невесткой и сыном. Собственно говоря, необходима оговорка. В арабский Хеврон мы не можем попасть. Путь туда преграждён постами Армии Обороны Израиля. Арабам путь в еврейские кварталы, разумеется, не преграждён.

Проехали Кирьят-Арба. Так назывался Хеврон во времена Авраама. Сейчас это новый город, примыкающий к собственно Хеврону. Остановились у входа в Кирьят Бен-Цион. Это район в центре города, названный в честь профессора-физика Бенциона Ароновича Тавгера.

Я часто пытаюсь оценить и сравнить героизм на фронте с героизмом в гражданской жизни. И каждый раз прихожу к заключению, что в бою быть героем всё-таки легче.

Бенцион Тавгер родился в Борисове в 1930 году. Мальчик отличался необычным интеллектом. Даже его старший брат Семён обращался к нему за консультациями. Семён Тавгер погиб на фронте Отечественной войны. В 1952 году Бенцион с отличием окончил физико-математический факультет Горьковского университета. В 1954 году он открыл явление магнитной симметрии. В 1969 году защитил докторскую диссертацию. В Горьком, а затем в Новосибирске Бенцион Тавгер создал сионистские кружки и руководил ими. Все одиннадцать членов его горьковского кружка совершили алию в Израиль. Тавгер был первым в Новосибирском академическом городке и первым доктором наук в СССР, уехавшим в Израиль в мае 1972 года. Выдающийся физик Юваль Неэман, будучи ректором Тель-авивского университета, пригасил Тавгера занять у него кафедру. Кстати, Неэман считал, что, если экспериментально подтвердится открытие Тавгера, это будет равно созданию лазера. Работая в Тель-авивском университете, профессор Тавгер мечтал об институте физики твёрдого тела в Иудее. Он поселился в Кирьят-Арба и начал, казалось, заранее проигранную войну с израильским правительством за возобновление еврейской жизни в Хевроне. Физик-теоретик привык к логическому мышлению. Оно не совмещалось с действиями израильского правительства.

В семье художника по соседству с Тавгером умерла шестимесячная девочка. Родители и Тавгер настаивали на погребении ребёнка на еврейском кладбище в Хевроне. На кладбище, где в течение веков покоились евреи, где в братской могиле погребены жертвы еврейского погрома 1929 года, после которого, угождая арабам, англичане, вместо наказания погромщиков, удалили евреев из святого для них города. Англичане, получившие мандат на Палестину, чтобы превратить её в еврейский национальный дом, сделали Хеврон юденфрай. А министр обороны Шимон Перес, вероятно, следуя за англичанами, категорически запретил похоронить ребёнка на старом кладбище. Мать с трупиком ребёнка на руках обошла солдат, преграждавших дорогу. Солдаты Армии Обороны Израиля не посмели вступить в конфликт с несчастной матерью, нарушив запрет министра. Опасаясь эксгумации послушными израильтянами или осквернения могилы арабами, жители Кирьят-Арбы наняли двух сторожей. Одним из них стал безработный профессор Тавгер.

Кладбищенский сторож не прекращал заниматься теорией твёрдого тела. Но большую часть этого периода своей жизни он посвятил восстановлению древнего кладбища с разбитыми и поваленными надгробьями. Заодно начал раскопки старой синагоги «Авраам Авину». К счастью, у него появились немногочисленные помощники, в том числе и арабы. Раскопал и восстановил. Полиция неоднократно арестовывала его. Но что ему израильская полиция, человеку, имевшему опыт сражения с КГБ!

И началось поселение евреев вокруг этой синагоги. И назвали благодарные евреи этот квартал в центре Хеврона в честь профессора Бенциона Тавгера – Кирьят Бен-Цион.

Ещё вчера, стоя в синагоге «Авраам Авину», я не думал, что расскажу о поездке в Хеврон, а начав писать, не представил себе, что вспомню профессора Тавгера. Но сейчас! В бою мне приходилось видеть героев. Да ещё каких! Кого из них смог бы сравнить с физиком-теоретиком Бенционом Ароновичем Тавгером? Никого!

Из Кирьят Бен-Цион мы поднялись на окраину Хеврона, на холм Телль Румейда. Под нами раскинулся большой город, освещённый полдневным солнцем. Серые старые дома скупо вкраплены в массу белых зданий, построенных после Шестидневной войны 1967 года. А город начинался именно с этого места. По преданию здесь жила семья, в которой родился пастушок, ставший вторым царём Израиля. Царь Давид – воин и поэт. Сейчас здесь несколько семейств евреев-поселенцев.

На холме Телль Румейда

На холме Телль Румейда, видя быт евреев, оценивая их мужество, я думал о тех, кто демонизирует этих замечательных людей, об ультралевых барчуках Северного Тель-Авива. Что является источником их ненависти к поселенцам? Неужели они не понимают такой простой истины: не поселенцы – препятствие миру с арабами. Мне кажется, что в основе этой ненависти гнездится грызущая их зависть. Их деды и отцы были такими же поселенцами в Палестине. Пóтом и кровью они осваивали эту Богом нам данную землю. Шло время, и они, бывшие солью Израиля, увидели, а многие к тому же осознали несбыточность их такой прекрасной утопии. Но ведь именно они, поселенцы того времени, в течение всего лишь одной ночи строившие забор и башню, и снова забор и башню, и снова, и снова, именно они создали Государство Израиля. А их разжиревшие потомки? Дети многих из них заграницей. Их дети и внуки отказываются от службы в армии, в элитных подразделениях которой служат нынешние поселенцы. Возможно ли им не завидовать?

Ладно, гипотеза мне кажется правдоподобной. Но как в число этих фактических врагов Израиля попали мои дважды земляки, русскоязычные евреи? Им-то каким образом в борщ … поселенцы? По-моему, тут чаще всего доминирует психология советского гражданина. (Не хотел написать Хомо советикус). Они не читали, то есть, не видели, но знают. Они за долгие годы пребывания в стране так и не овладели языком этой страны. Они не оторвали своих ягодиц от прибрежных городов, в которых живут. Они не видели ни одного поселения в Иудее и Самарии. Я уже не говорю о сказочном Ямите, о поселениях Гуш-Катиф, Кфар-Даром и ещё трёх поселениях на севере сектора Газы, по которым у меня и сейчас сердце болит. Уверен, если бы они стояли на холме в трёх километрах северо-восточнее Калькилии, откуда открывается вид вправо на трубы электростанции в Хедере и влево на Ашдод, пришлось бы задуматься, следует ли верить ангажированным левым журналистам, отнимают ли у них поселенцы даровой кусок хлеба. Если бы они стояли на окраине поселения Бейт Арье и смотрели на взлётно-посадочные полосы аэропорта Бен Гуриона, ворота страны, возможно, задумались бы о своём недостойном поведении. Мне очень обидно, когда ветераны, мои товарищи по войне вскакивают и вытягиваются по стойке смирно при звуках песни «День Победы», но лениво поднимаются и стоят молча, как бараны, когда исполняется гимн «Атиква». Какими чужими они видятся в этот миг израильтянам, с гордостью поющими наш красивый гимн. Занесло меня. Но что поделаешь, если эти мысли не давали мне покоя на Телль Румейде?

И в Бейт Хадаса. А здесь ещё вспомнил, как «зелёный» новый израильтянин я реагировал на сообщения в известиях, словно из поля боя, о том, что сейчас происходит в Бейт Хадаса. А происходило для меня, нового израильтянина, необычное и непонятное. Израильское правительство не разрешало евреям вселиться в еврейский дом. Ночью десять женщин, девушек и около сорока детей прокрались мимо часовых, карауливших вход, и через окно в тыльной стене проникли в дом. Их пытались взять измором. У них не было воды и еды. Но они не сдались и победили. Армия, подчинявшаяся правительству Ликуда, не посмела атаковать женщин и детей. Это были именно те женщины, возглавляемые Мирьям Левингер, с которыми мы общались во время первого приезда в Хеврон.

К Меарат а-Махпела жена, невестка и сын пошли пешком, а я, приехав автобусом, одиноко ждал их уже наверху, у основания лестницы в синагогу. Ко мне подошёл пастор, мужчина лет шестидесяти.

– Вы израильтянин? – Спросил он.

– Да.

– Местный? Впрочем, это глупый вопрос. Видно же, что вы не местный.

Я улыбнулся, поняв ход его мыслей, который он тут же огласил:

– Вы ведь без кипы, значит атеист, а в Хевроне живут только верующие евреи.

– У вас не совсем правильное представление о евреях. И ошиблись вы дважды. Во-первых, атеисты самые неистовые приверженцы их веры – атеизма. Во-вторых, я верующий, как и очень многие мои одноверцы без кип. Дело в том, что я ещё не дорос до выполнения всех шестисот тринадцати заповедей. Поэтому кипу я не ношу, но сейчас, перед тем, как войти в синагогу, конечно, надену.

– Спасибо. Это ещё одна важная деталь, которую я усвою в этот приезд в Израиль.

– Вы уже были здесь?

– Да. Двадцать лет назад. И уехал, стыдно признаться, рафинированным антисемитом. – Он увидел мой изумленный взгляд и продолжил. – Видите ли, мы приехали из Соединённых Штатов, группа друзей Израиля. Мы с удовольствием осматривали цветущую страну. Нас возили по всем христианским местам. Гид у нас был молодой человек с прекрасным английским языком. Я сказал бы, оксфордским.

Я мысленно улыбнулся, представляя себе, как он, американец, восторгающийся оксфордским английским, воспринимает моё «моя твоя понимай».

– Всё шло замечательно до поездки в Хеврон. Вот как раз на этом месте, где мы сейчас стоим, речь зашла о еврейском поселении в Хевроне. Гид возмущёно брызгал слюной. Уже языком бездомных нью-йоркского истсайда он обвинял поселенцев в том, что они препятствуют установлению мира на Ближнем Востоке. Я возразил, сказав, что это еврейская земля, а Хеврон один из четырёх городов, священных для евреев. Он спросил меня, откуда я это взял. Я ответил – из Танаха. «Ну, если вы верите этим глупым сказкам, – сказал он, – то тут и разговаривать не о чём». Потом мы были на приёме, который в нашу честь устроили симпатичные интеллигентные молодые люди из движения «Мир сейчас». Но для меня они перестали быть симпатичными, когда я услышал их высказывания, подобные тем, которые мы услышали от гида. Я подумал, если это евреи, то не напрасно их ненавидят. Знаете, немалых усилий стоило мне избавиться от антисемитизма, вернуться к старому мировоззрению и снова приехать в Израиль. На сей раз до поездки сюда, в Иудею, мы побывали в Самарии. Гид, весьма образованный израильтянин повёз нас в Ариэль, Элькана и поселение, забыл название, из которого мы рассматривали Тель-Авив. И вот неожиданная встреча с вами. Спасибо. Было приятно познакомиться.

Он пожал мою руку и вместе с подошедшей группой поднялся в синагогу. Подошли и мои родные.

Меарат а-Махпела

Чуть позже мы узнали, что именно в это время в синагоге выступал мэр Кирьят-Арбы Ядидия Левингер, сын рава и госпожи Мирьям. Возможно, это был тот самый сын, о котором мы говорили тогда в Бейт Хадаса при первом посещении Хеврона.

Не успели стать на ступени, как площадь взорвала молитва муэдзина, тысячекратно до децибелов артиллерийской канонады усиленная громкоговорителями. Ничего удивительного. В синагоге ведь сейчас выступления-воспоминания евреев. Упомянул артиллерийскую канонаду потому, что точно в этот день, 13 января 1945 года, точно шестьдесят шесть лет назад я так же, как сейчас, был оглушён небывалой артиллерийской подготовкой перед наступлением, последним, в котором я участвовал. В течение двух часов перед атакой на исходной позиции мы сидели в танке полностью оглушённые. Я не слышал собственного голоса. Не помогало даже танковое переговорное устройство. Не знаю, могло ли бы сейчас оказаться полезным какое-нибудь устройство. Грешен, но так захотелось мне взять в руки винтовку и расстрелять все репродукторы, все до единого. Естественно, – скажете вы. Израильский агрессор.

Январь 2011 г.



* Шалом ахшав (иврит) – мир сейчас.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1340




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer2/Degen1.php - to PDF file

Комментарии:

sava
- at 2012-03-24 16:55:16 EDT
Браво, дорогой Ион Лазаревич.Тонким чутьем художника Вы лаконично,но тонко и выразительно отразили суть поселенческой проблемы.До новых встреч в Хевроне.
Eлена
Израиль - at 2011-02-21 14:50:07 EDT
Низкий поклон Иону Лазаревичу и пожелание крепкого здоровья!
Храни Вас Б-г!

Рина
Иерусалим, Израиль - at 2011-02-21 12:19:41 EDT
Спасибо, Ион Лазаревич, за интересный рассказ. Очень важно писать об этом.
Валерий
Германия - at 2011-02-20 10:29:58 EDT
Очень хорошо,хотелось бы побывать,но и так окунулся,глазами
хорошего,мудрого Человека.
Спасибо,дорогой Доктор!

Lubov Gil
Beer-Sheva, Israel - at 2011-02-20 09:53:15 EDT
Продолжение: Об этом я упомянула в своём рассказе "Так совпало",опубликованном в "Мы здесь" №215. Нахожусь под впечатлением Вашего повествования, восхищена,как всегда, Вами.
Огромное СПАСИБО!
Любовь Гиль

Lubov Gil
Beer-Sheva, Israel - at 2011-02-20 09:50:04 EDT
Дорогой Ион Лазаревич! В Хеврон! В Хеврон! После прочтения Вашего замечательного очерка хочется ещё раз
вернуться в этот святой город. Мы, будучи начинающими учениками ульпана в Холоне, побывали на трехдневной
экскурсии в Кирьят-Арба, чем обязаны стараниям нашей учительницы Авивы Левингер, близкой родственницы
рава Левингера. Это было в праздничные дни Суккот 1991 г. Нашим экскурсоводом и наставником был прекрасный
человек, знаток еврейской истории Мордехай Лапид (он же Марк Блюм), через несколько лет он и один из его сыновей
были убиты террористами на дороге ведущей из Кирьят-Арбы в Хеврон. Он водил нас в Маарат hа -Махпела, а также
по Хеврону, всё это оставило неизгладимый след в нашей памяти.

Любовь Гиль
Беэр-Шева , Израиль - at 2011-02-20 09:40:31 EDT
Дорогой Ион Лазаревич! В Хеврон! В Хеврон! После прочтения Вашего замечательного очерка хочется ещё раз
вернуться в этот святой город. Мы, будучи начинающими учениками ульпана в Холоне, побывали на трехдневной
экскурсии в Кирьят-Арба, чем обязаны стараниям нашей учительницы Авивы Левингер, близкой родственницы
рава Левингера. Это было в праздничные дни Суккот 1991 г. Нашим экскурсоводом и наставником был прекрасный
человек, знаток еврейской истории Мордехай Лапид (он же Марк Блюм), через несколько лет он и один из его сыновей
были убиты террористами на дороге ведущей из Кирьят-Арбы в Хеврон. Он водил нас в Маарат hа -Махпела, а также
по Хеврону, всё это оставило неизгладимый след в нашей памяти. Об этом я упомянула в своём рассказе "Так совпало",
опубликованном в "Мы здесь" №215. Нахожусь под впечатлением Вашего повествования, восхищена,как всегда, Вами.
Огромное СПАСИБО!

Кашиш
- at 2011-02-19 05:08:50 EDT
Уважаемый Маре Фукс,
читая Ваш отзыв, я споткнулся на следующей фразе: «Почему русские евреи-репатрианты, в массе своей правые, по словам И.Л. стали «фактическими врагами Израиля»?
По-моему, И.Л. этого не утверждал. Он говорил об «ультралевых барчуках Северного Тель-Авива», об ангажированных левых журналистах, о «симпатичных интеллигентных молодых людях из движения шалом-ахшавников» и – с особой горечью – о своих ровесниках-ветеранах войны, которым до феньки сионизм и «Атиква», то есть о «пережидках социализма», приехавших в 1990е – 2000е г.г. на халявное изобилие благ и почестей. И.Л. не упомянул ещё «либерально-политкорректных» университетских профессоров-недоумков, но среди них вряд ли найдутся русские репатрианты. Профессора Бенцион Тавгер, Александр Воронель, сам Ион Деген и другие приехали в 1970-е г.г., не дожидаясь попутного ветра, и не стали «фактическими врагами Израиля». Так что точнее было бы спросить, почему мы прослыли таковыми.
Из наших «русских» коллег-гостевиков я только от троих слышал, что поселенцы – преступники и оголтелые фанатики. И лишь один из них имеет наглость оставаться при этом на израильской территории. Редкостный мерзавец.

Марк Фукс
Израиль - at 2011-02-19 00:02:11 EDT
Все что публикует И.Л. Деген, читаю с большим вниманием и интересом.
Собственно, имя Иона Лазаревича привело меня на сайт, где я и остался и нахожусь вместе с вами.
Для меня произведения Дегена звучат так, как если бы они были написаны в виде письма обращенного ко мне лично, или как хороший рассказ в увлекательной и дружеской беседе.
Личность и творчество И.Л., наряду с еще немногими авторами, (а талант и порядочность, да еще вместе, в одном человеке, явление не такое уж частое) и есть лицо и совесть портала.
Я не думаю, что по каждому поводу, по каждому рассказу следует писать отклики. Иногда полезно и помолчать, подумать вместе с автором, попытаться осмыслить, проанализировать сказанное умным человеком.
В данном случае решил отреагировать.
Вот, Ион Лазаревич Деген, человек, безусловно, интересный и достойный, состоявшийся во всех отношениях, проживший уже половину жизни, много повидавший и совершивший на своем жизненном пути, обращается к теме Хеврона, к этой незаживающей ране в жизни Израиля. Он говорит о Хевроне, но подразумевает все поселения, все поселенческое движение, наше отношение к нему, и практику системы отношений «власть-народ» в современном еврейском государстве.
И у меня, прочитавшего статью несколько раз, возникают вопросы и скорее не к автору, а к самому себе.
Действительно, почему правительства Израиля, в свое время независимо от своей окраски, способствовавшие поселенческому движению - оправдавшейся практике сионизма, отвернулись от него, и перешли в лагерь недоброжелателей?
Почему русские евреи-репатрианты, в массе своей правые (во всяком случае, так это декларируется), по словам И.Л. стали «фактическими врагами Израиля»?
Какова роль многочисленных израильских партий и партийных образований-сателитов в том, что так сложилось и складывается?
Ответа И.Л. не дает, оставляя его за нами, возможно в надежде, что в ходе осмысления и обсуждения покажется краешек истины.
М.Ф.

savely
- at 2011-02-16 14:22:36 EDT
Госп. Тульвиту.Ваша антиизраильская позиция полностью соответствует политическим взглядам левых либералов на Западе и, к сожалению, в Израиле. Просвещенным людям известно, что Поселения на землях Палестины образовались по решению правительства Израиля, с целью обеспечения стратегической безопасности страны, после их освобождения от агрессивных полчищ арабов.
Там поселились преимущественно патриотично настроенные евреи, которым не безразлична судьба своей Родины. Относиться к ним, как к "оголтелым фанатикам", по меньшей мере, глупо и безнравственно. Это цвет народа Израиля, которым следует гордиться.Для тех, кто этого не понял, но хотел бы понять,
рекомендую ближе ознакомиться с реальной жизней поселенцев,хотя бы в Кирьят Арбе-Хевроне.
Всякие конфликты, связанные с противоречиями между поселенцами и властью (армии), вызваны недостаточно твердой политической позицией руководства страны, по разным объективным и субъективным причинам.
Быть поселениям, значит быть Израилю, другого не дано.

Да.
- at 2011-02-16 04:18:19 EDT
Тульвит
- Tuesday, February 15, 2011 at 18:39:59 (EST)

Неужели Ахад-га Ам был прав, и мы оказались не готовы к своему еврейскому государству?

==============

Да, был прав.

Ontario14
- at 2011-02-15 20:48:03 EDT
Предположение
- Tuesday, February 15, 2011 at 20:40:43 (EST)
А может они просто дураки?

*******
Думаю, что похоже. Своей заразностью.

:-)

Предположение
- at 2011-02-15 20:40:43 EDT
Ontario14
- Tuesday, February 15, 2011 at 15:13:33 (EST)
Может и зависть...
А может и то, что нечем им укрощать свою "ецерюгу".

====================================
А может они просто дураки?

Тульвит
- at 2011-02-15 18:39:58 EDT
Игрек-Тульвиту
- at 2011-02-14 19:14:00 EDT
По поводу оголтелого большинства. Я не знаю, знаком ли Вам термин "тирания большинства"? Просто для справки: именно в таком выражении этот вопрос был одним из самых главных для "отцов-основателей" американского государства. Американская Конституция вся (почти) создавалась чтобы НЕ допустить тирании большинства.
По поводу оголтелого фанатизма поселенцев. То же самое, в тех же выражениях говорили о первой, второй и частично третьей волне ПЕРЕселенцев в Палестину, как вообще о сионистах и их идее. Об этом хорошо сказано у очень многих, например, у недавно упоминавшегося здесь Юлия Марголина. Оголтелые фанатики, тем не менее, выжили. Не оголтелые и не фанатики - остались в культурной Европе. Их судьба Вам тоже известна.
Именно оголтелые фанатики создают государство и государственность. Остальным - пофиг.

------------------
Легко абстрактно рассуждать о пользе оголтелых фанатиков, находясь вдали, в демократической стране. А здесь у нас приходится армии и полиции, вместо того, чтобы заниматься боевой подготовкой и борьбой с преступностью, тратить силы и время на усмирение этой публики, не желающей признавать ни законы государства, ни заключенные международные договоры, ни распоряжения властных структур.

В Ямите и в других поселениях на Синае жили законопослушные граждане, выполнившие приказ об уходе. Там силовое сопротивление оказывали понаехавшие «борцы против капитуляции». А в Гуш-Катифе «борцам» удалось сагитировать жителей на «священную войну», каковую они вели, вместо того, чтобы решать с властями вопросы своего будущего устройства – сроков и места строительства жилья, работы и т.д. В результате, получив немалые деньги, многие из них до сих пор не хотят заниматься этими вопросами по-настоящему, предпочитая привычную роль жертв произвола.

Беда в том, что из-за наших оголтелых сограждан же участь ждет всех нас, жителей Израиля. Желающего судьба ведет, нежелающего тащит. Нам все равно придется согласиться с палестинским государством, придется уходить с территорий. Вместо того, чтобы как следует подготовиться и к этому процессу и к будущему сосуществованию, связанному без сомнения со многими проблемами, мы вынуждены усмирять и ублажать всю эту братию «патриотов и борцов», всех этих полемистов остро атакующего стиля, не чурающихся иной раз для большей убедительности ни пули, ни гранаты.
Неужели Ахад-га Ам был прав, и мы оказались не готовы к своему еврейскому государству?

Ontario14
- at 2011-02-15 15:13:25 EDT
Может и зависть...
А может и то, что нечем им укрощать свою "ецерюгу".

Здоровья Вам !

Марк Азов
Назарет Илит, Израиль - at 2011-02-15 07:26:05 EDT
Это не по теме,Ион, и очень смутное воспоминание, но перед той артподготовкой к нам приехал Рокосовский.У нас был НП высоко - настил между соснами. Я поднялся с ним, так как участвовал в разведке немецких линий обороны. Красавец с ледяными глазами сказал: "Завтра я это все с говном смешаю"
И смешал.

Ион Деген Марку Азову
- at 2011-02-15 06:16:39 EDT
Дорогой Марк!
Не мог не ответить тебе вне очереди. Надеюсь, многоуважаемые читатели, отреагировавшие на мой опус, поймут меня и простят. Тринадцатого! 13.01.1945 года. Тринадцатого в восемь часов утра мы с тобой пошли в наступление. Это утро не забывается. Если помнишь, погода была нелётной. Не действовала авиация. Не знаю, как ты, а я от артиллерийской подготовки оглох. А сейчас хорошо расслышал твоё сожаление по поводу непосещения Хеврона. Поправимо. Но ты ведь живёшь рядом с ещё одними святым городом. Кроме того, ты, слава Всевышнему, не относишься ни к одной из трёх презираемых категорий русскоязычных израильтян: прочно запрограммированных совейской властью, безмозглых, или имеющих мозг, но продажных. О твоём огромном таланте, за который можно было бы простить даже многие грехи, вообще молчу. Будь здоров, дорогой!

Бобэ Песя фун Жмеринка
- at 2011-02-15 06:11:56 EDT
Ду, а фаркактэр голотелэр вонятик тульвит фон Крэматорэск, вэйсту вос их дыр винше? Золсту едн тог, едн тог эсн геhактэ лебер мит цыбелэс, шмальц hерынг, рэтах мит шкваркес, йойх мит кнэйдлэх, гефилтэ карп мит хрэйн, айнгедэмфт мит цымес, латкес мит шмэтанэ, лэках мит hонык ун компот мит рожинкес – ун золсту зих мит едн бис дэрштыкн!
Марк Азов
Назарет Илит, Израиль - at 2011-02-15 04:57:28 EDT
Спасибо, дорогой Ион! С твоей помощью я, наконец, побывал в Израиле. Сам до Хеврона никак не доберусь (соберусь), а значит, сколько живу, в истинно Святой Земле не был. Жаль, что им нельзя целовать руки! И еще ты мне напомнил 13 января 45-го.Мне почему-то кажется, что это было 12-го.Но было, из были не выбросишь.Оказывается, время такая веревочка, которая связывает людей на любом расстоянии.Спасибо, брат!
A.SHTILMAN
New York, NY, USA - at 2011-02-15 01:47:12 EDT
Тульвит
"Поговорим и почитаем "о сказочном Ямите". http://www.spectr.org/2005/085/mendelevich.htm
А теперь задумаемся - как мы должны определять государственный курс? Чем, какими принципами, при этом руководствоваться? Демократией, когда решение принимается большинством, а меньшинство подчиняется? Или оголтелым фанатизмом, основным принципом поселенцев?"

Какие "свежие" слова! Как давно их не было слышно! А ведь в сов. Союзе каждый,каждый день радио и газеты только и жевали "оголтелый фанатизм", "звериный лик сионизма" и в таком духе. Когда свободный гражданин свободной страны осуществляет своё / и наше / право посещения Махпелы в Хевроне и рассказывает нам об этом, у части читателей это вызывает реакцию президента Картера. Ему хорошо однажды ответил Менахем Бегин: "Президент Картер любит читать Библию. А там и написано кому принадлежит эта земля!"
Мне довелось в 1983 году во время первого посещения Израиля с группой американских туристов побывать в поселениях в Иудее и Самарии. А также в Киббуце Яад Мордехай на границе с Газой.Последний назван и основан в честь Мордехая Анилевича - руководителя восстания в Варшавском гетто. Поселения на территориях произвели на всех глубокое впечатление-американцы были тогда настроены очень про-поселенчески. А жители этих поселений тоже были американцы-совсем молодые люди, убеждённые в своём исконном и историческом праве жить на этой земле Праотцов. Г-н Тульвит назвал бы их, конечно, тоже фанатиками. Тогда и все первопоселенцы, -билуйцы, халуцим - все они "фанатики". А без них не было бы Израиля. Но что доказывать известные факты людям ,не желающим знать простой истины - никакие немузыкальные "квартеты" и "трио" не имеют ни малейшего права диктовать свободной стране сколько ещё она должна отдать своей земли в обмен на клочок бумаги, ими всеми торжестенно подписанный.
Хеврон всегда был центром арабского национализма. Помню, как тогда же в 1983 году нам только к вечеру дали разрешение на посещение Хеврона - днём, говорили, было там неспокойно. Ничего особенно неспокойного мы там не увидели. Посетив Махпелу мы приехали в Кирият Арбу. Вот где живут герои! И тоже самое - одна молодёжь. Говорят там жил молодой тогда рабочий-стритель- правнук Троцкого. Мы прониклись большим уважением к людям,живущим в Кирият-Арбе. Мы физически ощутили необходимость их присутствия там . Потому, что если их там не будет, то арабы сделают всё для того, чтобы уничтожить в памяти человечества любое напоминание о присутствии евреев в истории Хеврона.Такие вот "оголтелые фанатики". Иону Лазаревичу - спасибо за напомниание о волнующем моём посещении Хеврона, хотя и давно, но незабываемом.И ещё- особенно важно сегодня, что любое напоминание о праве евреев на историческую гробницу Патриархов неизбежно вызывает яростную реакцию леваков собственно израильских и "знающих истину" наших бывших сов. эмигрантов.Последняя группа, конечно безвредна, а израильские леваки очень даже опасны. А Иону Лазаревичу ещё раз спасибо за прекрасный рассказ о поездке в Хеврон и Кирият Арбу. Всех Вам благ, дорогой Ион Лазаревич!

Игрек-Тульвиту
- at 2011-02-14 19:14:00 EDT
По поводу оголтелого большинства. Я не знаю, знаком ли Вам термин "тирания большинства"? Просто для справки: именно в таком выражении этот вопрос был одним из самых главных для "отцов-основателей" американского государства. Американская Конституция вся (почти) создавалась чтобы НЕ допустить тирании большинства.
По поводу оголтелого фанатизма поселенцев. То же самое, в тех же выражениях говорили о первой, второй и частично третьей волне ПЕРЕселенцев в Палестину, как вообще о сионистах и их идее. Об этом хорошо сказано у очень многих, например, у недавно упоминавшегося здесь Юлия Марголина. Оголтелые фанатики, тем не менее, выжили. Не оголтелые и не фанатики - остались в культурной Европе. Их судьба Вам тоже известна.
Именно оголтелые фанатики создают государство и государственность. Остальным - пофиг.

David
- at 2011-02-14 17:59:32 EDT
Спасибо уважаемому автору за отличный очерк!
Мне, еврею из Америки(сейчас и надеюсь, - пока), посетившему с детьми Израиль впервые в прошлом году и, с частным гидом, объехавшим пол страны(севернее Хеврона), самому постоянно приходили в голову подобные вопросы, - как может Израиль и израильтяне вообще обсуждать «вопросы» поселений, Хеврона и т.п. Каждому нормальному человеку(даже не еврею) понятно, что нельзя даже обсуждать возможность таких вопросов.
Конечно, для «тульвитов»(в правительстве и вне его) важнее некая «сложная совокупность причин», прикрываясь которой можно с легкостью всю страну. Разве можно представить порядочого человека, называющего поселенцев «оголтелами фанатиками»? Даже премьер(Бегин), приказывающий их выселить, называет их «иcтинными патриотами»...

Справедливости ради, надо заметить, что далеко не одни «сторонники комплекса причин», возражают против поселений, - много и вполне ортодоксальных евреев, кто считает это нарушением Халахи...

Тульвит
- at 2011-02-14 16:40:05 EDT
Но как в число этих фактических врагов Израиля попали мои дважды земляки, русскоязычные евреи? Им-то каким образом в борщ … поселенцы? По-моему, тут чаще всего доминирует психология советского гражданина. (Не хотел написать Хомо советикус). Они не читали, то есть, не видели, но знают. Они не видели ни одного поселения в Иудее и Самарии. Я уже не говорю о сказочном Ямите, о поселениях Гуш-Катиф, Кфар-Даром и ещё трёх поселениях на севере сектора Газы, по которым у меня и сейчас сердце болит.
------------------------
Поговорим и почитаем "о сказочном Ямите". http://www.spectr.org/2005/085/mendelevich.htm
А теперь задумаемся - как мы должны определять государственный курс? Чем, какими принципами, при этом руководствоваться? Демократией, когда решение принимается большинством, а меньшинство подчиняется? Или оголтелым фанатизмом, основным принципом поселенцев?

Дима Цаль - Нафтали Итенбергу
Анахайм, СА, США - at 2011-02-14 16:36:27 EDT
Нафтали, Вы совершенно правы. Я помню, как муэдзин-из-матюгальника взорвал тишину в христианском монастыре, когда я там был на экскурсии в 1997м.

А вот еще один вид террора - радио-аккустический. Передачи радио Река слышны неплохо до 5ти часов вечера. Дальше врубается арабская станция. В Тель Авиве еще что-то слышно, в Иерусалиме - вообще ничего.

На жалобы слушателей станция ответила: "У нас был второй передатчик в Рамалле. Его отдали арабам. Мы их часто просили не вторгаться в нашу частоту, но они не отвечают."

Это было в 2001м. Изменилось ли что-то с тех пор? Кто знает - дайте ответ.

Нафтали Итенберг
Иерусалим, Израиль - at 2011-02-14 07:20:30 EDT
"... площадь взорвала молитва муэдзина, тысячекратно до децибелов артиллерийской канонады усиленная громкоговорителями".
Странно, что мало кто замечает этот вид арабского террора -акустический. В свое время мне частенько приходилось ночевать в Кирьят-Арбе. Передать ощущение, когда часа в 4 утра ночную тишь внезапно разрывает несущийся со всех четырех сторон жуткий вой муэдзинов из мусульманских динамиков, - сложно, привыкнуть - невозможно. Только вот этого, бытового, повседневного героизма поселенцев что-то никто не видит. Дай-то Б-г, страна наша, в процессе истинно демократического развития догонит и перегонит Швейцарию, и не просто запретит строительство новых минаретов там, где живут немусульмане, но и заткнет мерзкие матюгальники мохамедданских отравителей окружающей среды: ведь шумовое загрязнение настолько же вредно и опасно, как и другие, "конвенциональные" его виды.

Элла Игреку
- at 2011-02-14 04:35:08 EDT
Даже еще до действий политкорректность убивает нормальные человеческие эмоции. Нельзя быть злым на определенный окружающий идиотизм, надо обязательно давить в себе чувство протеста. Это разрушает сначала психику отдельного человека, а потом и психику общества. Это гораздо страшнее, чем кажется.

Точно! У меня подружка - массажистка, из Франции. С гордостью рассказывает, что изучила какой-то новый метод, который у массажируемого снимает стресс и агрессию. Я ее спрашиваю: "А хорошо ли это?" В ответ - квадратные глаза...

Игрек-Элле
- at 2011-02-14 04:04:16 EDT
Даже еще до действий политкорректность убивает нормальные человеческие эмоции. Нельзя быть злым на определенный окружающий идиотизм, надо обязательно давить в себе чувство протеста. Это разрушает сначала психику отдельного человека, а потом и психику общества. Это гораздо страшнее, чем кажется.
Интересно, что обман в советском обществе воспринимался легче, там как-то среди людей моего круга, коллег на разных работах понимали условность происходящей официальной идеологии и "последнего решения Пленума ЦК". А в Америке, во всяком случае, в тех кругах на работе и в общении с коренными американцами создается достаточно твердое ощущение, что они то ли верят в ту же самую политкорректность, то ли гораздо лучше мимикрируют. Я уже знаю очень много людей, которые искренне считают, что зла нет, а есть "разные мнения".

Элла Игреку
- at 2011-02-14 03:36:49 EDT
Интересно, замечали ли Вы, что политкорректная идеология совершенно непригодна для каких бы то ни было действий?

Всякому действию предшествует решение, при решении делается выбор: это - правильно, а то - наоборот. Так вот, с точки зрения этой идеологии именно выбор - абсолютное зло! Добро есть сидение в позе буриданова осла, приговаривая: "С одной стороны нельзя не сознаться - с другой нельзя не признаться..."

Игрек
- at 2011-02-14 02:56:54 EDT
Ох, уважаемый Буквоед, не надо было Вам цитировать "Великую Душу" Ганди. Слишком хорошо известны его советы немецким евреям в 1938 году и сетования после Нюрнберга. Все же, как это не прозвучить неполиткорректно, есть четкая граница между добром и злом, в том числе между добрым советом и злым. И есть четкая разница между "другими" "мыслящими правильно" и "мыслящими неправильно". Естественно, с точки зрения людей нашей цивилизации, с точки зрения еврея, израильтянина, желающего жить на своей земле, а не искать в очередной раз страну, где согласятся его приютить. Слишком многие мыслящие евреи, неизвестные и известные, вроде Вальтра Липпманна и Н. Хомского, мыслилил и продолжают мыслить в духе совета Ганди. Для них Израиль - кость в горле, для них Хеврон, как впрочем, и Иерусалим, как красная тряпка для быка. Они готовы заключить договор не только с дьяволом, но с самим Гитлером , как Липпманн, только бы показаться "своим" у определенных неевреев, которых они сделали своими идолами. Где-то есть граница между разномыслием и ненавистью. И кто-то должен эту границу держать, как держат ее описанные Ионом Лазаревичем женщины в Хевроне.
Марк
Израиль - at 2011-02-14 01:45:10 EDT
"Так верили ведомые на смерть, что их ведут помыться в душевую". Многие из текущих событий подтверждают справедливость этих прекрасных строк. Спасибо остающемуся на рубежах обороны солдату!
Марк
Израиль - at 2011-02-14 01:41:40 EDT
"Так верили ведомые на смерть, что их ведут помыться в душевую". Зависимость "мировой совести" от цен на нефть, смены режимов и правительств, характер использования освобождённых от евреев земель в Газе и Ливане (Синай на очереди?), обещания иранского фюрера о новом Ближнем Востоке - увы, подтверждают справедливость этих прекрасных строк. Спасибо остающемуся на рубежах обороны солдату!
Буквоед - Тульвиту
- at 2011-02-13 20:30:12 EDT
Тульвит
- Sunday, February 13, 2011 at 18:55:08 (EST)

Инна
- at 2011-02-13 12:48:31 EDT
"...я думал о тех, кто демонизирует этих замечательных людей, об ультралевых барчуках Северного Тель-Авива. Что является источником их ненависти к поселенцам?"
----------------------------
Наверное, то, что поселенцы нарушают известный нам по советским временам принцип "не высовываться". Таких всегда ненавидят больше врагов - как же любить живой упрек самому себе?


Мы все, уважаемый Тульвит, даже такие люди, как искренне уважаемые мною Ион Лазаревич и Инна, все-таки остались советскими людьми, воспитанными на принципе: "Кто не с нами, тот против нас". В очередной раз процитирую Махатму Ганди: "Это скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а только мы правильно и что те, кто придерживается иных взглядов, — это враги отечества"

Тульвит
- at 2011-02-13 18:55:09 EDT
Инна
- at 2011-02-13 12:48:31 EDT
"...я думал о тех, кто демонизирует этих замечательных людей, об ультралевых барчуках Северного Тель-Авива. Что является источником их ненависти к поселенцам?"
----------------------------
Наверное, то, что поселенцы нарушают известный нам по советским временам принцип "не высовываться". Таких всегда ненавидят больше врагов - как же любить живой упрек самому себе?

------------------------
Можно подумать, что, кроме "ультралевых барчуков", некому позаботиться о демонизации правого лагеря, солью которого являются поселенцы. Например, тому, кто бросает гранату в демонстрацию левых, убивает и ранит, или тому, кто убивает непонравившегося ему главу правительства, или тому, кто берет автомат и расстреливает молящихся в Хевроне, или тому, кто расстреливает людей в автобусе в Шфараме, или тому, кто стреляет по людям в ресторане в Хайфе или... Продолжить?

Isaak
New York, NY, USA - at 2011-02-13 18:47:03 EDT
Дорогой Ион Лазаревич!Как всегда прекрасно.Здоровья Вам.
Исаак.

Инна
- at 2011-02-13 12:48:31 EDT
"...я думал о тех, кто демонизирует этих замечательных людей, об ультралевых барчуках Северного Тель-Авива. Что является источником их ненависти к поселенцам?"
----------------------------
Наверное, то, что поселенцы нарушают известный нам по советским временам принцип "не высовываться". Таких всегда ненавидят больше врагов - как же любить живой упрек самому себе?

Спасибо за Ваш рассказ.

Борис Э.Альтшулер
- at 2011-02-13 11:26:44 EDT
Ну, что сказать? Замечательно написано - кровью сердца!

Только никакой вы не "новый" израильтянин, а просто ватик, хозяин этой многострадальной земли и представитель её многострадального народа.

Прекрасные путевые заметки...

Alex
Lod, Israel - at 2011-02-13 10:47:24 EDT
Спасибо Ион за хороший рассказ.
к сожалению всё именно так и какого то внятного выхода впереди не видно. разве что силой поселить всех миротворцев в Лоде. поближе к тем кого они так любят.
а так у народа наблюдается яркое развитие тельавивского синдрома из серии "за аялоном жизни нет".
грустно

Вадим
- at 2011-02-13 09:57:09 EDT
Очень интересная статья. Жаль, что она не прошла proof reading.
Ион Деген
- at 2011-02-13 07:18:16 EDT
Спасибо всем откликнувшимся на этот опус. Особенно израильтянам. Как Вы правы, дорогая Элла…
Элла
- at 2011-02-13 06:57:07 EDT
Ох, наши миролюбцы хуже ихних муэдзинов!
Акива
Кармиэль, Израиль - at 2011-02-12 23:55:03 EDT
Можно только поражаться, восхищаться и радоваться той мощи голоса этого талантливого и смелого ИЗРАИЛЬТНИНА-ПАТРИОТА, этого талантливого бойца. Замечательный рассказ, замечательное стихотворение. По-моему, все же есть один небольшой прокол (хотя может я что-то пропустил) там, где написано "став премьер-министром", не написано о ком конкретно речь, хотя понятно о ком. Спасибо дорогой Ион Лазаревич, и доброго ВАМ здоровья способности еще долго писать и писать, радуя нас.
Моше бен Цви
- at 2011-02-12 18:54:02 EDT
Замечательный рассказ! Спасибо автору.
vitakh
- at 2011-02-12 13:48:24 EDT
Замечательно! Смотрят люди на одно и тоже и видят разное. Как в шахматной партии, немногие понимают ход гроссмейстера. А в жизни гроссмейстрам непросто выиграть игру на право получения хода против орд администраторов 3-го разряда. Но талантов у нас много и есть учебник игры и, значит, шансы. Спасибо и самого доброго!
Роман Трахтенберг
Реховот, - at 2011-02-12 12:51:25 EDT
Спасибо Вам, Иона Деген. За правду. Я тоже недавно был в тех же местах Хеврона и испытывал точно те же чувства.

Роман Трахтенберг Реховот

Аврум Тарантул
- at 2011-02-12 03:49:02 EDT
Иони-авину, как всегда, на высоте!
Каждый еврей, думаю, а, уж, израильтянин, точно, должны съездить в Хеврон, в Меорат а-Махпелу. Если удастся, то и в гости к Шмуэлю Мушнику, в его дом, в его музей.

Беда в том, что израильтянам как-то некогда, сам не поедешь, а экскурсии организованные редки, а интуристов, так тех, вообще возят в "храм гроба "господня"" и на другие подобные аттракции.
- В Израиле был?
- Был?
- Что видал?
- Господа в гробе!

Алекс
Израиль - at 2011-02-11 12:56:44 EDT
Меарат а махпела очень впечатляет ,как и Ваш замечательный рассказ.